Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов Скрябиной Л.А.)
Оценка 4.9
Педсоветы
docx
классное руководство
Взрослым
19.09.2019
В рамках требований ФГОС нового поколения говорится о внедрении метода проектной деятельности и в рамках начальной школы. В статье отражена та работа, которая проводилась по данной проблеме в период введения ФГОС в гимназии. Рассказывается конкретно какие проекты (элементы проектной деятельности) применялись.
Отчет о проектной деятельности в начальной школе.docx
Проектная деятельность в начальной школе
(из опыта работы учителя начальных классов
Скрябиной Л.А.)
ФГОС нового поколения требует использования в
образовательном процессе технологий деятельностного
типа, методы проектно-исследовательской деятельности
определены как одно из условий реализации основной
образовательной программы начального общего
образования. Современные развивающие программы
начального образования включают проектную
деятельность в содержание различных урочных курсов и
внеурочной деятельности.
Знания и умения, необходимые для организации
проектной и исследовательской деятельности, в будущем
станут основой для организации научно-
исследовательской деятельности в дальнейшем.
Стандарты второго поколения ставят задачу
сформировать компетенции младшего школьника:
научить принимать решения, быть коммуникативным,
мобильным, заниматься проектной деятельностью.
И у нас в начальной школе по программе ПНШ есть
целый курс внеурочной проектной деятельности
«Изучаем природу родного края» рассчитанный на 4 года,
который носит краеведческий характер и направлен на
изучение природы и культуры своего края. В 1 классе мы
вместе с детьми учимся узнавать растительный мир
нашей местности в разные времена года. Результатом 1
года обучения по данному курсу, является коллективный
продукт - «Определитель растений родного края». Это
результат совместной работы детей (персональные
изделия), учителя, и родителей (фотографии растений и
засушенные образцы листьев, веточек, плодов растений,
картотека по теме проекта). Результатом 4-го обучения по данному курсу - альбом по теме «Родной край – часть
великой России».
Составители программы ПНШ заложили элементы
проектной деятельности и в урочную систему.
Мини - проекты мы проводим в рамках уроков. Например,
на уроках «Литературного чтения», изучая докучные
сказки, дети с помощью интриги исследуют и выделяют
особенности докучных сказок, раскрывают их секреты,
делают выводы и в конце урока помогают Маше и Мише
(героям учебника) сочинить свои докучные сказки, на
заданные
темы, и разыграть их по ролям (парный проект), тем
самым еще раз повторив особенности жанра. При
изучении темы «загадки» проводится аналогичная
работа, результатом которой являются загадки
собственного сочинения, записанные на альбомных
листочках и проиллюстрированные рисунками отгадок.
Таким образом получается альбом «Сборник загадок»,
авторы которого ученики 1 класса.
Уроки технологии в УМК «Перспективная начальная
школа» простроены в форме мини- проекта. В начале
урока ставится цель, определяется объект работы. В
учебнике прописаны все этапы работы, дети читают и
самостоятельно работают, следуя инструкциям, учитель
выступает на уроке в роли помощника. В конце урока
проводится выставка выполненных работ.
Учебные проекты длительного характера мы используем
на уроках окружающего мира и во внеурочной работе. Например, в учебнике 1 класса по Окружающему миру
прописаны какие наблюдения должны провести дети по
ряду тем. Мы на уроках изучаем теоретический материал,
а дома проводим наблюдения (чаще всего длительного
характера) и составляем отчет о проделанной работе в
виде фотографий и описаний. А потом на занятиях
внеурочной деятельности дети рассказывают о своих
наблюдениях и о том, что нового узнали по данной теме.
(«Проращивание семян», «Есть ли в грязи с нашей обуви
семена растений», «Развитие листа из почки»). Изучая
темы «Пришла зима», «Как помочь птицам зимой», «Как
зимуют травы, кустарники и
деревья», «Учимся различать деревья и кустарники
зимой» мы тоже провели ряд небольших проектов. Одним
словом, тайны зимы мы раскрывали, изучая различные
источники, проводя наблюдения (ходили на экскурсии в
сквер Чехова), а после всего проделанного оформляли
выставку крон зимних деревьев. Ну и конечно во время
экскурсий мы не забыли про братьев наших меньших,
развесили в сквере (некоторые дети - возле дома)
кормушки принесли для птиц угощения. Вели
наблюдения, какие птицы прилетают на кормушку.
Делали фотографии. Учились различать и узнавать птиц
по их внешнему виду, узнали их повадки. Много
интересной информации о жизни птиц зимой мы
почерпнули из Хрестоматии к учебнику «Окружающий
мир». Отчетом о проделанной работе стала фото –
выставка.
В рамках внеклассной работы с детьми учителями были
проведены коллективные социальные проекты:
«Поздравь маму с праздником» - поздравительная
открытка почтой, в рамках Благотворительной акции. «Чтобы помнили» - поздравительная открытка ко Дню
Победы для ветеранов и жителей микрорайона (эту
акцию мы будем проводить и в этом году), коллаж «Моё
счастливое детство», «Моя родословная» (изучение
истории своей семьи).
Участие и победы во Всероссийском конкурсе рисунков
«Никто не забыт, ничто не забыто». Участие в создании
«Книги памяти», по воспоминаниям родственников, в
которую вошли рассказы ребят о своих близких
воевавших и работающих в тылу в годы Великой
Отечественной войны.
Фестиваль «Дружба народов», в прошлом году
совместно с родителями была организована выставка
национальных костюмом, кухни, предметов быта и
культуры народов населяющего нашу огромную Россию.
Заключительным этапом фестиваля стал концерт,
подготовленный учениками гимназии. А в этом году был
проведен
фестиваль сказок народов, населяющих нашу великую
Родину.
Ежегодно в конце мая каждый выпускной класс
начальной школы готовит большой творческий проект -
отчетный концерт за начальную школу. И в каждом
классе по окончании учебного года проводится отчетный
концерт или игровая программа на тему «Здравствуй
лето».
В начальной школе ведется систематическая работа по
проектной деятельности. Такая регулярная работа
приводит к тому, что более 50% учеников начальной
школы занимаются индивидуальной проекто- исследовательской деятельностью. Результатом их
деятельности становится участие в гимназическом туре
научно-исследовательской конференции «Детство.
Познание. Творчество», а победители становятся
участниками городской конференции «Первые шаги в
науку», «Физкультура, здоровье и спорт», «Славянские
чтения» и др. По результатам этого учебного года 68
учеников начальной школы вышло на городскую
конференцию и принесли они в копилку гимназии 81
грамоту. И очень бы хотелось, чтобы переходя в среднее
звено навыки исследовательской деятельности не
терялись, а только увеличивались.
В проектную деятельность вовлечены не только ученики
гимназии, но и учителя. Мы регулярно принимаем участие
в разных конкурсах педагогического мастерства.
Участвовали в этом учебном году в конкурсе Пед
проектов… , в коллективном конкурсе «Мой лучший урок
по ФГОС», «Уроки жизнелюбия».
В результате выступления можно сказать, что проектное
обучение даёт возможность поиска, воспитания и
обучения талантливых, одарённых и творчески - развитых
детей, и является условием развития индивидуальных
способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда
быть успешными».
Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов Скрябиной Л.А.)
Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов Скрябиной Л.А.)
Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов Скрябиной Л.А.)
Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов Скрябиной Л.А.)
Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов Скрябиной Л.А.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.