Проектная форма обучения информатике как средство развития положительной мотивации учебной деятельности
Оценка 4.9

Проектная форма обучения информатике как средство развития положительной мотивации учебной деятельности

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
pdf
информатика
2 кл—11 кл
11.01.2017
Проектная форма обучения информатике как средство развития положительной мотивации учебной деятельности
Все знания и умения работы с компьютером учащиеся получают только в школе, что, с одной стороны, способствует формированию положительной мотивации учебной деятельности, но, с другой стороны, не позволяет развивать ее до желаемого уровня. На сегодняшний день обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. В связи с этим необходимо создать условия для повышения качества общего образования: 1. пересмотреть структуру и содержание общего образования; 2. разработать и ввести в действие государственные образовательные стандарты общего образования и вариативный базисный план, позволяющий учитывать особенность регионов, общеобразовательных учреждений; 3. разгрузить содержание общего образования; 4. использовать эффективные методы обучения; 5. отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старшей школе.
Проектная форма обучения информатике как средство развития.pdf

 

Проектная форма обучения информатике как средство развития положительной мотивации учебной деятельности

Бондаренко Тамара Владимировна, учитель математики и информатики

МКОУ «Кульбакинская средняя общеобразовательная школа»

Глушковского района Курской области

 

Условия возникновения и становления опыта.

МКОУ «Кульбакинская средняя общеобразовательная школа» Глушковского района Курской области  расположена в сельской местности, где большинство семей имеют низкий материальный достаток и не имеют возможности приобрести компьютеры для своих детей.

Все знания и умения работы с компьютером учащиеся получают только в школе, что, с одной стороны, способствует формированию положительной мотивации учебной деятельности, но, с другой стороны, не позволяет развивать ее до желаемого уровня.

На сегодняшний день обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. В связи с этим необходимо создать условия для повышения качества общего образования:

1.             пересмотреть структуру и содержание общего образования;

2.             разработать и ввести в действие государственные образовательные стандарты общего образования и вариативный базисный план, позволяющий учитывать особенность регионов, общеобразовательных учреждений;

3.             разгрузить содержание общего образования;

4.             использовать эффективные методы обучения;

5.             отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старшей школе. 

Начиная с 2007 года, наша школа включилась в федеральный эксперимент «Совершенствование структуры и содержания общего образования», составной частью которого стало открытие профильных групп в классах на старшей ступени обучения. В соответствии с потребностями  и желаниями учащихся и родителей, возможностями образовательного учреждения в школе были открыты естественно-математическая и агротехнологическая группы.

Реализация концепции профильного обучения в условиях школы потребовало использования новых программ, адаптированных на различное количество часов, что привело к острой необходимости экономии времени на уроке. Проблема повышения качества знаний в этих условиях проявилась более остро, поэтому я в своей работе стала использовать проекты по определенной тематике. Нельзя сказать, что до этого проектная форма обучения не использовалась. Проекты использовались и ранее как один из методов проведения итогового занятия по определенной теме. Но заново переосмыслить все возможности данной формы обучения позволил областной фестиваль компьютерных технологий.

Актуальность опыта. Давно возник вопрос: как при малом количестве часов (1 час в неделю), довольно обширной программе (все, но «по верхам») и огромном интересе школьников сделать преподавание базового курса информатики интересным, наглядным, изучаемый материал – запоминающимся надолго, а не на один урок. Одним из методов, позволяющих добиваться положительной мотивации к учению и хороших результатов в активизации познавательных процессов, является проектный метод.

В базовом курсе информатики кроме обязательного теоретического материала (системы счисления, понятие информации, количество информации, алгоритмика и другого) много внимания уделяется начальному освоению информационных технологий – текстового, графического редактора, электронных вычислительных таблиц, баз данных, интернеттехнологий. При наличии 1 часа в неделю трудно добиться устойчивых навыков у детей, которые не имеют дома компьютера: отработка хотя и необходимых, но скучных упражнений на закрепление того или иного навыка высокого результата не дает. И у отдельных учащихся постепенно ослабевает интерес к предмету, что приводит к снижению качества образования.

Сложилась необходимость преодоления подобных затруднений, развития положительной мотивации учебной деятельности. Метод проектов играет в данной ситуации значительную роль.

Современные мультимедийные образовательные комплексы предоставляют, конечно же, большие возможности для эффективного изучения школьных дисциплин, но опыт последних нескольких лет свидетельствует, что метод проектов, как ни какая другая методика повышает качество обученности по информатике, формирует межпредметные связи и повышает эффективность изучения той школьной дисциплины, проект для которой реализовывался.

В начале нового века, нового тысячелетия еще раз задумываешься над тем, какие достижения экспериментальной педагогики прошлого столетия, возможно, использовать и сейчас. Одним из таких достижений было выявление принципа саморазвития личности. Педагоги осознали, что жесткое регламентирование интеллектуальной деятельности, абсолютная заданость развития, грозят стать тормозящим фактором, ограничивающим инициативу и творческие возможности  обучающегося. Репродуктивные методы обучения не всегда сопровождаются развитием способностей обучающихся, и, более того, подчас школа формирует такие качества, как пассивность, потребительское отношение к процессам познания, несамостоятельность, готовность работать в основном по заранее заданным алгоритмам, неумение и нежелание, а может быть, и страх проявлять свою инициативу и выражать свое собственное мнение. Потенциальные способности многих учеников остаются нереализованными, что ведет к подавлению личности и необъективной самооценке. «Технократический характер школьного образования проявляется в целях, содержании и организации образовательного процесса. Целями являются усвоение обучающихся заданных взглядов, определенных правил, ориентации на выполнение конкретных  обязанностей, в том числе в сфере профессиональной деятельности. Такая утилитарная направленность, тем не менее, не обеспечивает формирования у обучающихся умений социальной практики коммуникативности, ориентации в определенном социальном пространстве, в системе деловых отношений. Кроме того, такой тип образования в слабой степени способствует самопознанию личности, выявлению и развитию ее индивидуальности».

Во многих развитых странах мира такой подход давно признан устаревшим. В США и Великобритании он получил название «Teacher centered education» - «обучение, в центре которого находится учитель». Этот подход считается прямой причиной снижения интереса школьников и студентов к обучению, результативности и эффективности обучения в целом. Немаловажным является и тот факт, что  неизбежная ориентация на теоретические знания при таком подходе (то, что преподавателю легче всего объяснять) уводит образовательный процесс в сторону от требований реальности, от подготовки к жизни в условиях реального общества, дальнейшей работы по профессии.

Поэтому потребовалось разработать новые методы обучения, основанные на активности личности, так и зародились идеи «свободного воспитания». При всем их разнообразии объединяющей для всех подходов была убежденность в необходимости развивать творческие задатки обучающегося, предоставляя ему возможность на собственном опыте активно познавать мир.

В последнее время все больше внимания уделяется применению метода проектов в процессе преподавания различных предметов школьной программы. В проекте концепции структуры и содержания общего среднего образования подчеркнуто, что главной целью общего образования является формирование разносторонне развитой личности. Исходя из этого одна из задач школы - разностороннее развитие детей, их творческих интересов, творческих способностей, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности, формирование способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности.

В содержании образования предполагается также: 

            его личностная ориентация, предполагающая развитие личностных способностей обучающихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов, способностей и склонностей; 

            усиление        деятельностного       компонента,   креативность, предусматривающая содержание, формируемое самими обучающимися

в виде их творческой образовательной продукции.

Таким требованиям, предъявляемым к содержанию современного образования, несомненно, отвечает проектная форма обучения. Можно высказать предположение, что данный метод просто незаменим на уроках информатики и информационных технологий.

Проблема применения метода проектов в таком аспекте еще не до конца изучена и постоянно возникает множество вопросов и споров. Этим и продиктован выбор данной темы. На предмете информатика проектный метод помогает реализовать проблемное обучение как активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию. Учебная деятельность в этом случае ориентирована на успешную деятельность в условиях реального общества. Результатом обучения оказывается уже не усвоение знаний, умений и навыков, а формирование ключевых компетентностей, обеспечивающих успех практической деятельности.

Важной чертой проектного подхода является гуманизм, внимание и уважение к личности ребёнка, позитивный заряд, направленный не только на обучение, но и развитие личности обучаемых.

Ценность данной работы, по моему мнению, заключается в том, что обобщение приведенного в ней опыта работы методом проектов может показать необходимость применения метода проектов на уроках информатики и информационных технологий в средней школе.

Практическая ценность работы состоит в том, что приведенные примеры и результаты исследований могут быть использованы учителями в процессе преподавания информатики и ИТ. В исследовании были использованы следующие методы: изучение научной литературы, наблюдение, эксперимент.

Ведущая педагогическая идея опыта - познавательное и личностное развитие обучающихся и развитие положительной мотивации учебной деятельности с помощью метода проектов.

Длительность работы над опытом. Разработка технологии велась в течение трех лет, на уроках информатики и во внеурочной деятельности.

Диапазон опыта. Технология опыта охватывает организацию учебно-воспитательной системы в старших классах.

Теоретическое обоснование опыта. Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности обучающихся и основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей действительности. Учитель и обучающийся идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Метод проектов - не новое явление в педагогике. Возник он в начале XX века в американской школе, применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30 годы). В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность обучающегося, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Работа по методу проектов предполагает постановку какой-то проблемы и последующее ее раскрытие, решение, что включает наличие замысла или гипотезы решения проблемы, четкое планирование действий, распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия, ответственность участников проекта за свою часть работы, регулярное обсуждение промежуточных шагов и результатов. Метод проектов эффективен в том случае, когда в учебном процессе ставится какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик (например, исследование демографических или экономических проблем в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных регионов по одной проблеме, раскрывающих определенную тему: проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах, пр.).

Проектная форма педагогической деятельности эффективна только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Она предпочитает отход от авторитарных и репродуктивных методов обучения и предусматривает продуманное и обоснованное сочетание с многообразием методов, форм и средств обучения, и является одним из инновационных подходов в российском образовании.

Проектный метод обучения относится к активным методам обучения, а точнее к исследовательским методам и использует в своей основе стратегию погружения в учебный предмет или объект изучения реального мира. Проектный метод очень эффективен, но проблематичен в использовании на традиционном уроке, учитывая современную образовательную базу. Тем не менее, как отмечает С. И. Горлицкая, проектный метод реализует следующие дидактические принципы:

          Принцип сознательности и активности. 

          Подлинную сущность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания.

          Принцип связи теории с практикой. 

          Практика критерий истины, источник познавательной деятельности и область приложения результатов обучения.

          Осуществление межпредметных связей для наиболее полной информационной картины мира. Этот принцип реализуется за счт подбора проектов разной тематики и взаимодействия с другими учителями предметниками. Также проектный метод обучения тесно связывается с принципами прочности усвоения новых знаний и принципом научности.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальный проект тот, для исполнения которого необходимы знания из различных областей, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. 

Метод проектов может применяться в изучении всех предметов. Примеры использования метода проектов в работе различных учебных заведений позволили выделить значимые для педагогики положительные стороны метода проектов:

          направленность на индивидуализацию обучения;

          активизацию учения;

          стимулирование инициативы и роста творческих возможностей.

Конечно же, современный аналитический взгляд на педагогику метода проектов выявляет и слабые стороны этого метода:

          недостаточность формирования теоретического мышления обучающихся; 

          сведение роли учителя только к консультационной; 

          невозможность выработать общие подходы к решению задач.

Проектное обучение продиктовано временем. Научно-технический прогресс требует развития эффективных средств самостоятельной учебной деятельности, доступных любому человеку. Проектное мышление включает в себя и фундаментальные методы познания, необходимые во всякой созидательной деятельности, развитие его видится специалистам необходимой составной частью системы общего образования. Но при этом для формирования проектного мышления необходимы:

          непрерывность в формировании проектной культуры;

          достаточность «критической»  массы носителей проектной культуры, обучение и образование которых подготавливает и обеспечивает определенное понимание интеграции различных знаний; 

          наличие налаженной системы коммуникаций для свободного распространения проектной культуры.

Принципиальными положениями, существенными для использования метода проектов в учебно-воспитательном процессе, по мнению А. Г. Селевко, являются:

          самостоятельная индивидуальная или совместная деятельность учащихся в группах, работающих над проектом;

          умение пользоваться исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, методами совместной творческой деятельности; 

          владение культурой общения в разных малых коллективах (умение спокойно выслушивать партнера, аргументировано высказывать свою точку зрения, помогать партнерам в возникающих по ходу работы трудностях, ориентируясь на общий, совместный результат);

          умение распределить роли (обязанности) для выполнения общего задания, полностью осознавая ответственность за совместный результат и за успехи каждого партнера.

В мировой практике ведутся поиски способов организации самостоятельной деятельности обучающихся, предусматривающие вовлечение каждого обучающегося в активную познавательную деятельность. Одним из способов организации такой самостоятельной работы обучающихся является обучение в сотрудничестве.

Обучение в сотрудничестве - это модель использования малых групп учеников в классе. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач. Учитель оказывается свободным и способным к маневру на занятии. Он может больше внимания уделить отдельным ученикам или группе обучающихся. Вместе с тем в нужный момент он может объединить всех обучающихся класса, дать необходимые пояснения, прочитать лекцию, если это необходимо и т.д.

При разработке проектов, их структуры, при координации деятельности обучающихся в группах необходимо знание типологии проектов. Таковыми, как считает Н. А. Барыкова, могут быть:

1.                      Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, приключенческий, ролево-игровой, практико-ориентированный.

2.                      Доминирующий в проекте содержательный аспект: литературное творчество, естественно-научные исследования, экологические, языковые (лингвистические), культурологические (страноведческие), ролево-игровые, спортивные, географические, исторические, музыкальные исследования.

3.                      Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

4.                      Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

5.                      Количество участников проектов (индивидуальные, парные, групповые).

6.                      По продолжительности проведения: краткосрочные, долгосрочные, эпизодические. В соответствии с первым признаком Н. А. Барыкова предлагает следующие типы проектов:

1)      Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов (Приложение № 1).

2)      Творческие. Не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции) (Приложение № 2).

3)      Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом (Приложение № 3). 

4)      е только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.

5)      -ориентированные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно носит четко ориентированный на социальные интересы, интересы самих участников результат (газета, документ, видеофильм, звукозапись, программа действий, справочный материал) (Приложение № 4). Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебновоспитательную работу и работу обучающихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера (Приложение № 5).

В связи с появлением возможности использования телекоммуникаций, появляется и возможность разработки телекоммуникационных проектов (Приложение № 6). Под учебным телекоммуникационным проектом понимают совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность обучающихся-партнеров,  организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата деятельности. Специфика телекоммуникационных проектов заключается, прежде всего, в том, что они по самой своей сути всегда межпредметны. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знания, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения. Тематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерной телекоммуникации. Другими словами, далеко не любые проекты, какими бы интересными и практически значимыми они ни казались, могут соответствовать характеру телекоммуникационных проектов. Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения: 

           предусматриваются множественные или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным и прочим явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;

           предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия, решения, разработки предложений; 

           предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы; 

           предлагается совместное творческое создание: чисто практическая работа (выведение нового сорта растения в разных климатических зонах) или творческая работа (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных мероприятий и т.д.).

Организация проектов требует тщательной специальной подготовки учителей и обучающихся. От учителя, по мнению С. И. Горлицкой, требуется:

-                умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;

-                владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую, самостоятельную работу учащихся; - переориентация всей учебно-воспитательной работы учащихся по своему предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся, индивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого плана. Это вовсе не означает, что следует полностью отказаться от традиционных видов работ, объяснительно-иллюстративного и репродуктивных методов, классно-урочной системы, коллективных, фронтальных форм работы. Речь идет о приоритетах, о смещении акцентов и не более того;

-                владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения; 

-                способность генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем; - умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой;

-                практическое владение языком партнера, достаточную осведомленность о культуре и традициях народа, государственном и политическом устройстве страны, ее истории (международный проект); 

-                владение компьютерной грамотностью; 

-                умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

От обучающихся требуется:

          знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, выдвижение гипотез, методов их решения); 

          владение компьютерной грамотностью: умение вводить и редактировать информацию (текстовую, графическую), обработку получаемых количественных данных  с помощью программ электронных таблиц, пользование базами данных, распечатку информации на принтере;

          владение коммуникативными навыками;

          умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач;

          в случае международного проекта - практическое владение языком партнера.

Технология опыта. Работа над любым проектом включает определенные этапы выполнения проекта, которые стоит четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы. В своей работе мы берем за основу этапы работы над проектом, предложенные С. И. Горлицкой, и планируем следующие этапы:

I       этап. Организационный. Включает в себя представление и создание группы учащихся для работы над проектом.

II    этап. Выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта. Он включает определение целей и задач (зачем этот проект, что ученики узнают и чему научатся по завершении работы над этим проектом); обсуждение стратегии достижения поставленных целей и уточнение проектов (т.е. какие темы будущих проектов помогут ученикам узнать то-то и научиться тому-то, и каков общий план работы над конкретным проектом, обеспечивающий достижение поставленной задачи).

III  этап. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся на уроке и во внеурочное время.

IV этап. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов. Общий простой план на этом этапе становится развернутым, выделяются этапы и их задачи (подзадачи) и распределяются между группами учащихся с учетом их интересов, определяются планируемые результаты и способы их решения, оформления.

V    этап. Собственно работа над проектом. Тщательно разработанные задания для каждой группы обучающихся и подобранный (если это необходимо) материал позволяют учителю не вмешиваться в работу группы, выполняя роль консультанта. Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными результатами.

VI этап. Подведение итогов. На этом этапе группы рассказывают о проделанной работе, результаты обобщаются и оформляются в виде книги, журнала, видеофильма, газеты, Webсайта. Завершающая стадия метода, контроль и оценивание проекта является такой же значимой, как и все остальные. Плохая оценка или не внимание со стороны учителя к проделанной работе может повлечь серьезные последствия и перечеркнуть всю проделанную работу, а так же надолго лишить обучающегося интереса к самостоятельной и творческой работе в области информационных технологий. Оценивая, учитель должен помнить о том, что изначально настраивал обучающегося на творческую работу и поэтому слишком критическое оценивание затронет самооценку, лишит интереса к творчеству, создаст чувство психологического дискомфорта, нереализованность. Оценивание проекта должно быть открытым, демонстрироваться другим сверстникам и учителям. Отметки за проект вообще может и не быть, но учитель должен обязательно выразить свое мнение о каждом объекте, причем таким образом, что бы каждый почувствовал себя реализованным, а свою работу востребованной. Имеющиеся недостатки должны быть оглашены таким образом, что бы мотивировать ребенка к возможной доработке или усовершенствованию проекта.

Организуя работу над проектами, следует начать с изучения интересов обучающихся, выбора тематики проектов и подготовки обучающихся к работе по этим проектам. Прежде всего, необходимо определиться с интересами: должны ли они быть связаны с изучаемым предметом или могут относиться к широкому кругу познавательных и творческих интересов обучающихся; насколько эти интересы могут оказаться, актуальны для региона, для развития интеллектуальных и творческих способностей ваших воспитанников. Нужно постараться в каждом предложении обучающихся увидеть проблему, решение которой могло бы кому-то в чем-то помочь практически. Очень важно уделить как можно больше внимания самостоятельным видам деятельности обучающихся, которые помогут каждому ребёнку раскрыть свою индивидуальность, но в рамках урока это сделать вряд ли возможно. Необходимо искать дополнительные формы организации самостоятельной деятельности детей. Можно обратиться к системе докладов, рефератов и, конечно, проектов, курсовых работ по отдельным вопросам изучаемого предмета. Обучающиеся, кто в одиночку, кто в паре, а кто и небольшой группой, систематически могут выполнять самостоятельную работу, требующую от них поиска дополнительной информации, сбора данных, анализа, осмысления фактов. Эти работы для разных ребят могут быть рассчитаны на неделю-две, на месяц и более. Обучающиеся, которым необходимы определенные условия для выполнения работ, будут иметь возможность проводить некоторые виды работ непосредственно на уроке, в специально отведенные именно для таких работ часы, или после уроков. Некоторые из подобных проектов могут быть предложены для совместной деятельности с ребятами из других школ, а оперативную связь между ними обеспечат телекоммуникации. Это особенно оказывается полезно в научном и социальном плане, если речь идет об экологии, социологических проблемах. Итак, на основе всего вышесказанного можно сделать следующее обобщение.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. 

Результаты  выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов (например, доклад на конференции; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий).

Можно добавить, что проектное обучение – это область научного знания, позволяющего перейти от всеобщей грамотности к всеобщей образованности на планете, отражающей в себе процессы интеллектуализации, информатизации и гуманизации образования, как взаимообусловленные процессы становления нового стереотипа жизни – образования на протяжении всей жизни в поликультурной среде планеты.

Использование метода проектов при изучении темы «Технология обработки графической информации». 

На изучение темы «Технология обработки графической информации» отводится от  до 9 часов. За это время учащиеся должны познакомиться с прошлым и настоящим компьютерной графики, изучить способы представления графической информации в компьютере, получить начальные сведения о назначении и основных возможностях графического редактора, сформировать навык работы в графическом редакторе. В ходе изучения данной темы после разбора теоретического материала («Технические средства компьютерной графики», «Кодирование изображения», «Основные приемы работы с графическим редактором MS Paint» по которым имеются сборники заданий и видеофайлы), учащимся предлагается выполнить два проекта:«Дома вашей мечты» и «Поздравительная открытка» (Приложение 7). Подготовительным этапом работы над проектами является выполнение тренировочных упражнений для освоения основных приемов работы в графическом редакторе MS Paint, подготовка чертежа (открытки) на бумаге. Практическая часть работы выполняется за компьютером с использованием изученных основных приемов работы в графическом редакторе: рисования прямых и кривых линий, окружностей и эллипсов, прямоугольников, операций копирования, вырезки, вставки фрагментов рисунка и других простейших операций. На уроке чаще всего приходится использовать групповую форму работы, так как дети редко сидят за компьютерами по одному, поэтому ученикам приходится решать, кроме образовательной, коммуникативную задачу – необходимо прийти к общему мнению, наметить и согласовать план работы, выполнить ее. Чем больше возникает споров и обсуждений, тем совершеннее получается работа, тем лучше результат. На практике, в контексте настоящей образовательной программы, проектный метод может применяться практически во всех линиях и разделах: основы алгоритмизации и программирования (языки программирования и их история), текстовые, графические и музыкальные редакторы (создание своих рисунков, видео клипов, учебных пособий), сетевые технологии (создание Web-сайтов), обработка информации (разработка баз данных) (Приложение № 8).

Подводя итог, можно сказать, что при изучении темы «Технология обработки графической информации» применение идей метода проектов вполне оправдано. Отработка навыков работы в графическом редакторе MS Paint с использованием метода проектов позволяет добиваться лучших результатов, чем при работе с обычными упражнениями.

Использование метода проектов при изучении темы «Компьютерные презентации». 

За время, отведённое на изучение данной темы, необходимо дать детям представление о мультимедийных интерактивных презентациях, дизайне презентации и макете слайдов, использовании анимации и звука в презентации, демонстрации презентации, природе электронного текста, раскрыть положительные и отрицательные стороны электронного текста, формировать навыки работы по созданию презентаций. Но, как уже было сказано, простое выполнение тренировочных упражнений не дает высоких результатов, потому что ребенок не представляет, где, в каком случае он сможет применить полученные навыки. Поскольку изучается создание презентаций (в нашем случае это PoverPoint), предназначенный для работы с текстом и графикой, нужно работать с текстом и рисунками, но с такими, которые будут интересны и познавательны для учеников. В этом случае не подойдет простое, механическое перепечатывание чужого, часто скучного и непонятного текста, а вот увидеть собственный текст в печатном виде, да еще и красиво оформленным, без ошибок, с иллюстрациями - приятно каждому. На уроках информатики они должны были набрать свой текст на компьютере, отформатировать его, подобрать и вставить подходящие иллюстрации. Учащиеся еще очень медленно набирают текст, однако это задание дает им возможность усовершенствовать навыки работы с клавиатурой. Итогом работы с данными проектами стала выставка работ учащихся.

Сравнивая работу с текстовым редактором в «режиме упражнений» и в «режиме выполнения проекта», можно сказать, что во втором случае и знаний, и удовольствия дети получили намного больше. Подобная работа позволила детям осознать преимущества работы с электронным текстом, и они увидели возможность применения полученных знаний и умений в повседневной практике(Приложение 9).

Следующим этапом в использовании метода проектов стало подключение школы к всемирной сети Интернет. В результате учащиеся нашей школы получили возможность большего доступа к различным информационным ресурсам, что послужило отправной точкой для участия обучающихся в различных конкурсах и соревнованиях. При выполнении заданий конкурсов ребята готовят проекты по самым разнообразным темам, как школьной программы, так и выходящими за нее. В ходе работы им приходится работать с самым разнообразным программным обеспечением для создания проектных работ по различным предметам школьного курса. Работа над этими проектами показала необходимость расширения спектра информационных технологий, предлагаемых в курсе информатики; развития у учащихся способности самостоятельно и творчески применять информационные технологии, выработки у них умения работать в команде единомышленников.

Исследовательская деятельность при выполнении проектов в социуме дает отличные результаты в этом направлении. Создание проектов с социальной направленностью – подход, который позволяет учащимся еще во время обучения оказаться востребованным обществом, что крайне важно. Они должны почувствовать, что именно они придут на смену завтра. 

Результативность: Отслеживание результатов работы с применением проектного метода проводилось с помощью как промежуточного, так и итогового контроля, устного и письменного опроса.

Динамика качества знаний и степени обученности (динамика по информатике за последние три года выглядят следующим образом:

 

2009 - 2010 уч.год

2010 - 2011 уч.год

2011- 2012 уч.год 

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»

10 класс

5

3

-

7

4

1

8

5

-

11 класс

7

9

-

5

3

-

7

4

1

 

Диаграмма 1. Мониторинг качества знаний учащихся и степени обученности по информатике в 10-х классах за последние три учебные года.

Диаграмма 2. Мониторинг качества знаний учащихся и степени обученности по информатике в 11-х классах за последние три учебные года.

 

2009-2010 учебный год – 100 %, СОУ – 100 %, 2010-2011 учебный год – 100 %, СОУ – 95 %,

2011-2012 учебный год - 100 %, СОУ -96 %.

 

Анкета «Потребность в выполнении исследовательских проектов».

Класс

Количес

тво уч-ся

Очень нуждаются

Скорее нуждаются

Затрудняются ответить

Скорее не нуждаются

Совершенно

не

нуждаются

10

13

71%

21%

7%

0%

0%

11

12

44%

18%

18%

11%

7%

 

 

 

Таблица указывает на наличие большой группы детей, имеющих высокую мотивацию к учебно-исследовательской деятельности.

Хорошим результатом, на мой взгляд, является овладение учащимися алгоритмом информационного поиска, что в целом повлияло на формирование информационной культуры, так необходимой для формирования культуры исследовательской.

В 2007 году учащийся 11 класса занял 3 место во II областном фестивале компьютерных технологий с исследовательским проектом «Сайт моей школы «Нет милее Родины моей» (Приложение 10)

Последние годы  большинство учащихся 10-11 классов посещают кружок «Информатика» где занятия проходят по планированию авторских элективных курсов «Дополнительные возможности MS  Word» (Приложение 11-12).

Вывод 

В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы: 

1.      Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности. 

2.      Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся информатике и информационным технологиям, что обусловлено ее характерными особенностями, описанными выше. 

3.      Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития. 

Прежде всего, это обусловлено: 

       проблемным характером проектной деятельности, в её основе лежит практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью; 

       неконфликтным характером проектной деятельности: проектная методика предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от преподавателя путем перестраивания их отношений в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности. 

Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие. 

Однако использование проектной методики все еще уступает применению традиционного подхода в процессе обучения. Это обусловлено неполной или несвоевременной информированностью учителей о специфике использования данного альтернативного подхода в процессе обучения,  консервативной атмосферой большинства общеобразовательных школ, а также существующими трудностями использования проектной методики со стороны учащихся: разный уровень знаний, недостаточная способность к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самообучению. Поэтому организация проектной работы требует, прежде всего, исследования основных теоретических и практических основ использования проектной методики в учебном процессе.   

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

1.      Ефимова, О., Морозов В., Угринович, Н.Д. Курс компьютерной технологии с основами информатики: Уч. пособие для старших классов/ О. Ефимова – М.: ООО «Издательство АСТ»; ABF, 2002. – 30 с.

2.      Залогова, Л.А. Практикум по компьютерной графике. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2001

3.      Леонтьев, В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2002. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002

4.      Семакин, И., Залогова Л., Русаков С., Шестакова Л. Информатика. Базовый курс. Учебник для 7-9 кл. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000 – 2003

5.      Симонович, С., Евсеев Г. Страна Интернет и Я. Популярный самоучитель работы в Интернете. - М.: «ДЕСС КОМ» «I-Press», 2002

6.      Угринович, Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н. «Практикум по информатике и информационным технологиям» М.: Бином, 2002

7.      Энциклопедия персонального компьютера и Интернета Кирилла и Мефодия.

8.      Современная мультимедиа энциклопедия на CD, М.: «Кирилл и Мефодий», 1997, 1999, 2001, 2003 с изменениями и дополнениями.

9.      «Информатика», Еженедельная методическая газета для учителей информатики, www.1september.ru

10.  Босова, Л. Л., Разноуровневые дидактические материалы по информатике. Кн. I. – М.: Образование и Информатика, 2001.  

11.  Босова, Л.Л., Савельева В.С. Разноуровневые дидактические материалы по информатике. Кн. I. – М.: Образование и Информатика, 2001

12.  Босова, Л.Л., Чомова Т.Н., Савельева В.С. Обработка текстовой информации. Дидактические материалы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002

13.  Голубцов, В.Н., Козырев, А.К., Тихонов, П.И. – Информатика: Лабораторный практикум. Создание комплексных документов в текстовом редакторе Microsoft Word 2000. – Саратов: Лицей, 2003

14.  Горячев, А., Шафрин Ю. Практикум по информационным технологиям. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2000

15.  Домашний компьютер. Журнал современной семьи. 

16.  Макарова, Н.В. Информатика. Практикум по информационным технологиям. – СПБ.: Питер, 2001

17.  Барыкова, Н.А. «Метод проектов в преподавании информатики в системе общего среднего образования» ([email protected]), МОУ средняя школа 112, г. Трехгорный.

18.  Горлицкая, С.И. «О методе проектов»/ Ресурсы Интернета.

19.  Пак, Н.И. «О нелинейных технологиях обучения»//«Информатика и образование» №5 - 1997г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения:

 

1.     Приложение  1 – Проект «Любую ли информацию можно закодировать?»

2.     Приложение  2 – Творческий проект: Сказка «Королевство Великого

Магистра» 

3.     Приложение  3 – Проект «Это интересно»

4.     Приложение  4 – Адреса поисковых машин (систем) в Интернете и некоторые Интернет-адреса.

5.     Приложение 5 – Проект «Выбери ПК»

6.     Приложение 6 – Телекоммуникационный проект «Лесное царство»

7.     Приложение  7 – Проект «Поздравительная открытка»

8.     Приложение 8 – Проект «Создание школьного сайта»

9.     Приложение 9 – Проект на свободную тему

10. Приложение 10 – Грамота II областного фестиваля компьютерных технологий

11. Приложение  11– Тематическое планирование элективного курса

«Дополнительные возможности MS Word»

12. Приложение  12 – Копия рецензии на курсовую работу

Проектная форма обучения информатике как средство развития положительной мотивации учебной деятельности

Проектная форма обучения информатике как средство развития положительной мотивации учебной деятельности

Проектная форма обучения информатике как средство развития положительной мотивации учебной деятельности

Проектная форма обучения информатике как средство развития положительной мотивации учебной деятельности

В базовом курсе информатики кроме обязательного теоретического материала (системы счисления, понятие информации, количество информации, алгоритмика и другого) много внимания уделяется начальному освоению информационных технологий –…

В базовом курсе информатики кроме обязательного теоретического материала (системы счисления, понятие информации, количество информации, алгоритмика и другого) много внимания уделяется начальному освоению информационных технологий –…

Поэтому потребовалось разработать новые методы обучения, основанные на активности личности, так и зародились идеи «свободного воспитания»

Поэтому потребовалось разработать новые методы обучения, основанные на активности личности, так и зародились идеи «свободного воспитания»

Диапазон опыта. Технология опыта охватывает организацию учебно-воспитательной системы в старших классах

Диапазон опыта. Технология опыта охватывает организацию учебно-воспитательной системы в старших классах

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления

В мировой практике ведутся поиски способов организации самостоятельной деятельности обучающихся, предусматривающие вовлечение каждого обучающегося в активную познавательную деятельность

В мировой практике ведутся поиски способов организации самостоятельной деятельности обучающихся, предусматривающие вовлечение каждого обучающегося в активную познавательную деятельность

Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта

Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта

Организация проектов требует тщательной специальной подготовки учителей и обучающихся

Организация проектов требует тщательной специальной подготовки учителей и обучающихся

Технология опыта. Работа над любым проектом включает определенные этапы выполнения проекта, которые стоит четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы

Технология опыта. Работа над любым проектом включает определенные этапы выполнения проекта, которые стоит четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы

Очень важно уделить как можно больше внимания самостоятельным видам деятельности обучающихся, которые помогут каждому ребёнку раскрыть свою индивидуальность, но в рамках урока это сделать вряд…

Очень важно уделить как можно больше внимания самостоятельным видам деятельности обучающихся, которые помогут каждому ребёнку раскрыть свою индивидуальность, но в рамках урока это сделать вряд…

На изучение темы «Технология обработки графической информации» отводится от до 9 часов

На изучение темы «Технология обработки графической информации» отводится от до 9 часов

Сравнивая работу с текстовым редактором в «режиме упражнений» и в «режиме выполнения проекта», можно сказать, что во втором случае и знаний, и удовольствия дети получили…

Сравнивая работу с текстовым редактором в «режиме упражнений» и в «режиме выполнения проекта», можно сказать, что во втором случае и знаний, и удовольствия дети получили…

Диаграмма 2. Мониторинг качества знаний учащихся и степени обученности по информатике в 11-х классах за последние три учебные года

Диаграмма 2. Мониторинг качества знаний учащихся и степени обученности по информатике в 11-х классах за последние три учебные года

Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности

Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности

Леонтьев, В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2002

Леонтьев, В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2002

Приложение 2 – Творческий проект:

Приложение 2 – Творческий проект:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017