Проектная работа "Интегрированные уроки эстетического направления как фактор воспитания учащихся современной школы"
Оценка 4.7
Исследовательские работы +3
docx
Междисциплинарный 5
Взрослым
04.02.2017
Проектная работа "Интегрированные уроки эстетического направления как фактор воспитания учащихся современной школы"
В результате изучения всех предметов основной школы учащиеся получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ, составляющие психолого-педагогическую основу формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению и интеграции.
проектная работа Колесовой.docx
Проектная работа
Интегрированные уроки эстетического направления
как фактор воспитания учащихся современной школы
Колесова Анна Николаевна
преподаватель
изобразительного искусства и инженерной графики
СОШ №120 г. Казани
1 Содержание
Введение...................................................................................................................3
Цели интеграции....................................................................................................12
1.2. Преимущества интегрированных уроков......................................................14
Пример интегрированного урока по искусству 8 класс.....................................21
Пример интегрированного урока..........................................................................23
3 класс....................................................................................................................23
Приложение 1.........................................................................................................26
2 Введение
Европейский стандарт личности воспитания включает в себя пять
базовых компетенций, необходимых сегодня любым специалистам, среди
которых такие, как: компетенции, касающиеся жизни в поликультурном
обществе, или межкультурные компетенции, способствующие как пониманию
различий, так и готовность жить с людьми других культур, языков и религий;
компетенции, предполагающие владение новыми технологиями в образовании
и в целом в информационном мире; компетенции, реализующие способность и
желание учиться всю жизнь, как основа непрерывной подготовки в
профессиональном плане.
Тенденции развития мирового и Российского образования определяют
новые подходы к его модернизации, среди которых определяющей является
личностная ориентация образования, что вытекает из цели формирования
разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий
потенциал в современных динамических социальноэкономических условиях
как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Без
такой личности невозможно дальнейшее развитие национальных традиций и
межкультурной коммуникации, науки, культуры, техники, укрепление
исторической связи и преемственности поколений.
На современном этапе развития общества все более актуализируется
задача формирования человека обозримой перспективы, а это, в свою очередь,
предполагает необходимость осмысления самой сущности и содержания
федеральных государственных образовательных стандартов нового
поколения, направленных на формирование разносторонне развитой личности.
Принято считать, что разносторонне гармонически развития личность
это личность, у которой гармонически развиты интеллектуальная,
эмоциональная, волевая сферы, а также ее физические и духовные силы,
3 творческие способности и дарования. Для формирования разносторонне
развитого человека необходимо его участие во всех основных видах
деятельности, к которым относятся: преобразовательная, коммуникативная,
познавательная, ценностноориентационная, художественная.
Разностороннее и гармоническое развитие личности предполагает
достижение соответствия между умственным, физическим и нравственным
развитием. Это единство самооценки и общественной оценки всех форм ее
социальной ответственности. Разностороннее гармоническое развитие
личности сегодня рассматривается как стремление к саморазвитию,
самодвижению к высшей квалификации, высшему качеству, высшему
проявлению творчества. Особую значимость в этом представляет
воспитывающий и развивающий характер обучения, воспитание в процессе
обучения традиционные и в то же время самые актуальные проблемы
педагогической науки и практики, поскольку от их решения зависит
дальнейшее развитие и прогресс науки, техники и в целом всего общества.
Именно по этой причине необходимо решить вопрос об усилении
нравственных начал во всех сферах деятельности человека. Сегодня особое
внимание следует уделять изучению и решению сложных процессов
нравственного становления личности учащегося и его развития, к
исследованию всех возможностей воспитательного и развивающего
воздействия учения на личность ученика; формированию системы
ценностного отношения учащихся к себе, к другим участникам
образовательного процесса; формирование культуры здорового и безопасного
образа жизни; формированию нормативноправовых знаний и отношений в
обществе и др.; процесс формирования разносторонне развитой личности
есть процесс превращения личности из объекта жизнедеятельности в ее
субъект. Применительно к учащимся это процесс превращения объекта
воспитания и обучения в субъект, выражающийся в переходе от воспитания и
4 обучения к самовоспитанию и самообразованию личности. Но этот процесс
очень сложный и длительный. Границы такого перехода размыты, их нельзя
четко определить. Очень значительным в этом процесс е является раскрытие
индивидуальности каждого человека, выявление и совершенствование в
максимальной мере способностей и качеств личности. Чем шире интересы и
потребности человека, чем более развит человек, тем интенсивнее его
развитие. Особую роль в этом процессе играет решение проблемы
формирования познавательного интереса учащихся, что является основой
формирования их познавательной активности и в целом активной жизненной
позиции личности. Поэтому реализация федерального государственного
образовательного стандарта нового поколения предполагает взаимосвязь
учебной и внеучебной деятельности, выход на категорию свободного времени.
Известно, что чем интереснее учебный предмет и его преподавание, тем
активнее учащиеся на уроке, тем ответственнее они относятся к учебным
занятиям дома, совершенствуясь в овладении учебным материалом и
алгоритмами познания вообще. Наиболее весомый в этом отношении вклад
гуманитарных предметов,
способствующих усилению нравственно
мировоззренческой направленности личности учащегося. Очень важно в
работе с учащимися установить его интересы, привычки, потребности,
поведение. Если для одних категория свободного времени это пространство
для занятий творчеством, создание материальных ценностей, активное
потребление культурных ценностей, проявление себя в различных видах
деятельности, то для других это пассивное времяпрепровождение, пассивное
потребление культурных ценностей, ничегонеделанье. А это демонстрирует
то, что проблема роли свободного времени в разностороннем развитии
личности не только педагогическая, но и социальная, поэтому решение этой
проблемы существенным образом зависит от того, как она будет решена в
школьном возрасте. Только ценностное отношение к учению школьника,
5 сформированное постоянными занятиями, интересом к содержанию учебных
предметов, стимулирует учащихся на самостоятельную познавательную
деятельность, на творчество.
Глава I Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты
1.1. Цели интеграции
В результате изучения всех без исключения предметов основной
личностные, регулятивные,
школы получат дальнейшее развитие
коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия,
учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ
компетентность обучающихся, составляющие психологопедагогическую
и инструментальную основы формирования способности и готовности к
освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению,
переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации,
решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в
практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
В ходе изучения средствами всех предметов у выпускников будут
заложены основы формальнологического мышления, рефлексии, что
будет способствовать:
• порождению нового типа познавательных интересов (интереса не
только к фактам, но и к закономерностям);
• расширению и переориентации рефлексивной оценки собственных
возможностей — за пределы учебной деятельности в сферу самосознания;
• формированию способности к целеполаганию, самостоятельной
постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной
деятельности.
6 В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут
опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы,
инициативности,
способствующей воспитанию самостоятельности,
ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной
деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне
овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать
решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат
возможность развить способность к разработке нескольких вариантов
решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению
наиболее приемлемого решения.
В ходе планирования и выполнения учебных исследований обучающиеся
освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом
научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на
основе мысленного построения различных предположений и их последующей
проверки.
В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой
в формах учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения
системы научных понятий у выпускников будут заложены:
• потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы,
затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный
опыт;
• основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
• основы ценностных суждений и оценок;
• уважение к величию человеческого разума,
позволяющего
преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание,
продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и
культурами;
7 • основы понимания принципиальной ограниченности знания,
существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных
социокультурных сред и эпох.
Что же такое интеграционные уроки? Какую они выполняют роль в
обучении и воспитании учащихся? Каковы особенности проведения
интеграционных уроков искусства?
Среди ученых уже определился системообразующий фактор:
«Интегратором является человек с его проблемами в сложном мире, а
не отдельные проблемы, сколько бы ни были они значительны и важны»
Новое направление в школьном деле ставят своей целью осуществить
вековую мечту прогрессивных русских педагогов – дать ученику целостное
представление о мире, научить его видеть все явления жизни в их глубинной
взаимосвязи, понимать логику живых процессов, связанных с существованием
человеческого общества.
Исходя из этого, многие педагоги основывают свои интегрированные
курсы и спецкурсы на гуманитарном подходе. Надо сказать, что учителю
работать по интегрированной программе не просто, поскольку от него
потребуется широта эрудиции, высокая общая культура, глубина знания по
сразу нескольким предметам.
Существуют разные уровни интеграции. Каждый учитель, с обычной
степенью подготовленности, сможет найти применение своим знаниям, при
этом постепенно расти, переходя с одного уровня на другой.
Различные уровни интеграции проявляются в разных формах учебного
процесса. Это и спецкурсы, когда объединяются несколько предметов, это и
блокирование разных разделов, например изобразительного искусства и
музыки, музыки и литературы в единый курс или раздел, это и изучение одной
темы на основе двух или нескольких предметов. Таким образом, могут
8 возникнуть совершенно новые предметы, например, человековедение,
страноведение, мироведение, народоведение и т.п.
Для создания ситуации противоречия между стандартным видением
мира и миром ребенка широко применяются не только репродукции картин
модернистов, импрессионистов, но литературные и музыкальные зарисовки.
При этом ученик учится выражать словом мимолетные необычные образы
возникающие у него под влиянием стихов Есенина, сказок Ушинского,
«Полета шмеля» РимскогоКорсакова.
Проблема взаимосвязи изучаемых в школе гуманитарных предметов
давно уже перешла из проблем обсуждаемых в разряд решаемых. Кого сейчас
удивишь тем, что на уроках изобразительного искусства учащиеся
знакомятся с историей народа и его фольклором, с географическими
сведениями, культурными традициями всех сфер искусства и т.д.
Постепенно привыкают школьники и к тому, что проводят один и тот
же урок два, а то и три «гуманитария»: литератор и историк, музыкант,
словесник и учитель ИЗО.
Изучать одну тему в общем культурном контексте такую задачу
ставят перед собой многие учителя, в котором могут принимать участие
несколько преподавателейпредметников. Каждый из них расскажет о какой
то одной – литературной, языковой, исторической, музыкальной,
художественной и т.д. – стороне изучаемой темы. Интегрированные уроки
можно проводить на всех этапах обучения.
Из всего сказанного, относительно содержания и задач интегрированных
уроков можно сделать следующие выводы:
Синтез межпредметных связей гуманитарных дисциплин,
благоприятно воздействует на художественноэстетическое воспитание
учащихся. Оно является своеобразным центром их гуманитарной культуры и
связано со всеми направлениями развития личности.
9 У учащихся растет объем культурологических знаний
(искусствоведческих,
музыковедческих,
информированность, изученность нескольких видов искусства, его история в
художественноэстетических,
ценностной ориентации.)
Положительно меняется характер и направленность отношений
учащихся к культуре и искусству, развивается художественноэстетический
вкус, понимание красоты окружающего мира, проявляется глубокий интерес к
искусству способность к эстетическим суждениям,
собственных оценок.
высказывание
Положительно изменяется характер общекультурной деятельности
учащихся (развитость способностей общения с высокохудожественными
произведениями искусства, бережное отношение к природе, доброта в
общении с близкими людьми.)
Педагогические интегрированные уроки проявляются в следующих
формах:
эвристическая беседа, урок эссе, урок – художественно музыкально
литературная гостиная, урок КВН, уроквикторина, урокфестиваль, и т.д.
Анализ литературных источников свидетельствует о том, что многие
философы, педагоги, психологи, писатели, музыканты, и художники
постоянно высказывались о пользе комплексного воздействия различных
видов искусства и предметов гуманитарного цикла на личность, на
формирование ее духовного мира, эстетических потребностей и интересов,
исторических представлений. Об это убедительно писали Н. Г.
Чернышевский, В. Г. Белинский, Л. Н. Толстой, И. Н. Крамской, И. Е. Репин,
С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский.
Современные отечественные педагоги и психологи, касаясь в той или
иной мере проблем межпредметных связей в обучении и воспитании
школьников, указывают на значение этих связей в развивающем, проблемном и
10 воспитывающем обучении в личностноориентированном подходе в обучении
и воспитании. Это, прежде всего, относится к высказываниям, исследованиям
Ю. К. Бабанского, М. Н. Скаткина, Л. В. Занкова, И. Я. Лернера, В. В.
Краевского, С. А. Архангельского, В. А. Сластенина, В. В. Давыдова, Н. А.
Менчинской, Н. Ф. Талызиной, Н. В. Кузьминой, О. А. Апраксиной и других.
Таким образом, в настоящее время важность и плодотворность осуществления
связей между учебными предметами, а также необходимость создания и
введения в программу школьного обучения новых интегрированных
предметов не вызывает сомнений.
Идея интеграции в последнее время стала предметом интенсивных
теоретических и практических исследований в связи с начавшимися
процессами в дифференциации в обучении. Развитие этой идеи отмечено как
разработкой и проведением учителями интегрированных уроков, так и
созданием и совершенствованием интегрированных курсов объединяющих ряд
предметов. С практической точки зрения интеграция предполагает усиление
межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение и
обогащение спектра получаемой на занятиях информации, а также
подкрепление мотивации обучения у учащихся.
Говоря о межпредметной интеграции в первую очередь, имеем в виду
межпредметное интегрированное содержание как основу, питающую и
развивающую личность. Известно, что эстетическое воспитание, будучи
сложной философской и педагогической категорией, включает в себя
воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в
действительности и в искусстве, развитие эстетических взглядов, вкусов и
чувств, потребности и способности участвовать в создании прекрасного в
искусстве и жизни.
Задачи эстетического воспитания как одного из средств всестороннего
развития личности, наиболее успешно решаются при параллельном
11 воздействии различных искусств, при обучении основам искусства слова,
звуков, линий, красок, историческим фактам.
Здесь следует учитывать и те принципиальные подходы к организации
эстетического воспитания школьников, которые уже устоялись в школьной
практике, предварительно получив научное обоснование.
Цели интеграции
Главная цель интеграции – создание у школьника целостного
представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззрения.
Основанием интеграции может служить, например, необходимость
совместных усилий учителей по формированию общеучебных навыков и
умений учащихся, и невозможность изолированного преподавания предметов,
общность их тем, сходство изучаемых объектов и явлений, единство ведущих
идей, заложенных в учебных программах.
Интегрированные уроки должны быть предельно четкими,
компактными, продуманными на всех этапах. Такие уроки снижают
утомляемость головного мозга, создают комфортные условия для ребенка как
личности, повышают успешность обучения, позволяют избежать ситуации,
когда тот или иной предмет попадает в разряд нелюбимых.
Более комфортная для учеников и нетрадиционная ситуация
совместного преподавания не всегда легко дается учителям. Большим
испытанием для педагога, например, может явиться такой тип
интегрированного урока, когда оба учителя присутствуют в классе и играют
активную роль в проведении занятия. Здесь требуется и согласованность всех
этапов и эпизодов урока, и хорошее взаимопонимание педагогов.
Каждый из участников “интеграционного содружества предметов”
должен осознать то новое, что предстоит ему: учитель не сразу может
12 привыкнуть к тому, что для него теперь невозможно в одиночку
разрабатывать свои уроки, нужно постоянно быть в курсе проблем и открытий
другой науки, другого предмета. Психологически сложно, однако, не только
привыкнуть к новым обязательствам, которые накладывает практика
интегрированного преподавания, но и к новым возможностям которые она
открывает. Не сразу педагог приучается к тому комфорту, который
предоставляет постоянная поддержка в освоении учениками новых знаний и
умений.
Какие ещё трудности могут возникнуть на пути учителя при освоении
педагогической технологии? Первую сложность можно определить как слепое
следование моде. Попытка использования технологии без учета собственных
возможностей, без учета образовательной среды, возможностей учеников,
может дискредитировать любую идею. Любая технология придерживается
определенной системообразующей концепции,
предполагает наличие
определенных условий и, самое главное, нацелена на определенный результат.
Вторая сложность – слепое следование авторитету. Следует заметить,
что учитель использует методику с элементами такойто технологии. В чем
разница? Любая технология реализует определенную методологическую
(теоретическую) основу, какуюлибо теорию, соответственно имеет
авторство.
И использование технологии различными людьми в идеале должно
привести к единому результату. Качественный результат возможен лишь в том
случае, если учитель пропустит технологию через себя и адаптирует ее к
имеющимся условиям. Соответственно он вносит изменения, которые
преобразуют технологию в методику.
Любая технология обладает следующими свойствами: совокупность
действий образует законченную целостность, действия расположены в строгой
последовательности, направлена на получение конкретного результата.
13 Для формирования определенных знаний необходимо знание не только
определенного содержания, но и знание методологических и методических
основ преподавания, благодаря которым можно выстроить если не
эффективную, то оптимальную модель обучения, когда, последовательно
решая ряд педагогических задач, можно прийти к планируемому результату.
Наилучшим образом и наиболее безболезненно освоение
образовательной технологии в школе происходит, если имеется команда
учителей, которые занимаются этим при поддержке администрации.
Поддержка администрации абсолютно необходима, поскольку освоение
образовательной технологии сопровождается целой серией конфликтов. По
большей части корни этих конфликтов лежат в сложившихся стереотипах,
неоправданных социальных ожиданиях и вошедшей в отечественный
менталитет привычке ждать мгновенного улучшения жизни лишь оттого, что
ктото заговорил про чтото новое.
Активная работа любого учителя по расширению и углублению
интеграции является одним из важных путей комплексного решения проблем
обучения и воспитания учащихся, формирование у них способностей к
творческим мыслительным операциям. По нашему мнению, интегрированные
уроки развивают потенциал учащихся, побуждают к познанию окружающей
действительности, к развитию логики мышления, коммуникативных
способностей. Именно такая подготовка обеспечивает конкурентоспособного
специалиста в интегрированном информационном пространстве современного
общества.
1.2. Преимущества интегрированных уроков
Переход на новые федеральные образовательные государственные
стандарты требует дифференциации и интеграции содержания образования
14 по основным видам будущей профессиональной деятельности, что
способствует не только формированию ключевых компетенций выпускника,
но и развитию нестандартного творческого мышления и исследовательских
умений будущих специалистов.
Интегрированные уроки имеют определённые преимущества:
повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что
ведёт к повышению уровня знаний, умений и навыков;
способствуют формированию целостной научной картины мира,
рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической,
практической, прикладной;
способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки,
эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления
учащихся;
обладая большой информативной ёмкостью, способствуют
увеличению темпа выполнения учебных операций, позволяют вовлечь
школьника в активную работу на каждой минуте урока, способствуют
появлению творческого подхода к выполнению учебного задания;
позволяют систематизировать знания;
формируют в большей степени общеучебные умения и навыки, и
рациональные навыки учебного труда;
способствуют повышению, росту профессионального мастерства
учителя, так как требуют от его владения методикой интенсификации учебно
воспитательного процесса, осуществления деятельностного подхода в
обучении.
Уже первая программа по курсу МХК старшего научного сотрудника
НИИ школ МП РСФСР, кандидата педагогических наук Л. М. Предтеченской,
основанная на интегральном принципе построения в сочетании с принципами
историзма и опоры на творческий метод, открывает широкие возможности
15 для мобилизации глубоких и разносторонних связей с предметами
гуманитарного и эстетического цикла. Программа и методика преподавания
МХК требуют использования знаний, умений и навыков и впечатлений,
полученных учащимися в курсе литературы, истории, изобразительного
искусства и музыки.
Таким образом, учителя поддерживающие программу Л. М.
Предтеченской, должны самостоятельно систематизировать различные
дисциплины при планировании уроков, идти по пути поиска, определения
пропорций отведения времени на уроке, чтобы из отдельных предметов
получить прекрасную картину, не упрощающую восприятие материала, а,
наоборот дающую толчок к самообразованию, к углублению своих знаний.
Для этого предметы, подбираемые учителем для интеграции, должны
быть достаточно близкими по тематике и содержанию.
Интегрированные уроки позволяют более полно и глубоко изучить
произведения искусств, историю их создания, почувствовать их идейное
содержание, сюжеты и художественновыразительные средства, красоту
художественного слова, рисунка и цвета, музыкального звука, обогатить
школьников практическими навыками в различных видах творчества.
Глава II Интегрированные связи предметов эстетического цикла
2.1. Пример интегрированного урока по искусству 8 класс
Эти подходы вполне применимы и к организации системы
художественноэстетического воспитания. Их реализация в практике
обучения во многом будет содействовать осуществлению более тесной
взаимосвязи видов искусства и на этой основе успешному формированию
эстетических интересов и потребностей, творческого выражения, углублению
духовного мира школьников. В итоге их реализация послужит залогом чёткой,
16 эффективной системы эстетического воспитания и художественной
подготовки школьников. Это следующие подходы к организации
эстетического воспитания школьников:
1.
Комплексный подход. Данный подход предполагает, вопервых,
что система художественноэстетического воспитания должен выстраиваться
на постоянном взаимодействии различных видов искусства и предметов
гуманитарного цикла (истории, литературы, иностранных языков, музыки,
изобразительного искусства).
художественноэстетическое
воспитание, как средствами искусства, так и средствами действительности
Вовторых,
должно стать органичной частью любого вида воспитания и образования.
2.
Связь всех видов деятельности школьников,
включая
деятельность, связанную с освоением искусства, культуры, усвоением
эстетических элементов учебных предметов гуманитарного и
естественнонаучного циклов.
3.
Принципом
организации
художественноэстетического
воспитания является и положение о тесной взаимосвязи и
взаимодополняемости классных и внеклассных занятий и воздействие
искусства средствами массовой информации.
4.
Важное значение для эстетического и общего развития личности
имеет принцип единства художественного и общепсихологического развития
этой личности.
Художественное же воспитание, как его определяет педагогическая
наука последних десятилетий, есть развитие у подрастающих поколений
любви и интереса к искусству, а так же навыков и умений художественной
деятельности, являясь, таким образом, частью эстетического воспитания.
Н. Я. Брюсова в статье “За искусство” (1918 г. ) призывает воспитывать
творческое чувство наряду с умением осознавать творения и “…всем
работающим в деле духовного воспитения надо все силы отдеть, чтобы суметь
17 дать детям это творческое воспитение, раскрыть в них возможности
действенной духовной жизни на земле. Воспитателям самим надо будет
учиться этому умению наравне с учениками, создавать новые педагогические
приемы, творчески работать”.
Под межпредметным интегрированным содержанием понимается
взаимопроникновение разнокачественных систем содержания. Это могут быть
интегрированные курсы с различным уровнем интеграции, уроки
интегративного типа.
Из вышесказанного вырисовывается картина интегрированного урока.
Таковым можно считать урок, решающий конкретные и перспективные задачи
интегрированного курса.
Определенны основные характеристики
интегрированного урока:
синтез содержания изучаемого материала, теоретического и
производственного обучения;
предметов общеобразовательного цикла между собой;
синтез деятельности двух или более педагогов;
формирование в единстве знаний и умений их применять,
коммуникативность умений, повышение интереса к учению, снятие
напряженности, страха, неуверенности.
Интегрированные уроки имеют определённые преимущества:
повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что
ведёт к повышению уровня знаний, умений и навыков;
способствуют формированию целостной научной картины мира,
рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической,
практической, прикладной;
способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки,
эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления
учащихся;
18
обладая большой информативной ёмкостью, способствуют
увеличению темпа выполнения учебных операций, позволяют вовлечь
школьника в активную работу на каждой минуте урока, способствуют
появлению творческого подхода к выполнению учебного задания;
позволяют систематизировать знания;
формируют в большей степени общеучебные умения и навыки, и
рациональные навыки учебного труда;
способствуют повышению, росту профессионального мастерства
учителя, так как требуют от его владения методикой интенсификации учебно
воспитательного процесса, осуществления деятельностного подхода в
обучении.
Один древний философ сказал: «Научите свой народ рисовать и вы
будете жить в счастливой стране». Действительно, счастливой можно
назвать ту страну, в которой огромное внимание уделяют развитию культуры,
в которой строят храмы, а не разрушают их.
Учитель, свободно ориентирующийся в смежных дисциплинах, может с
большей уверенностью рассчитывать на искреннее уважение школьников и
укрепит в них уверенность в познаваемости мира на деле.
В условиях снижения нравственных ценностей, духовной культуры
молодого поколения перед педагогами стоит нелегкая задача воспитания
всесторонне развитой личности, способной на сострадание и сочувствие.
Именно искусство как никакая другая область деятельности человека
способно воздействовать на душу. Каждое из направлений искусства имеет
посвоему отражают окружающую
свои выразительные средства, они
действительность, своими средствами передают информацию об эпохе,
людях, событиях и тем самым расширяют кругозор учащихся, соединяют
обучение с эмоциональнонравственным воспитанием.
19 Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки,
большой эрудиции, высокого профессионализма. Он носит практическую
направленность, так как развивает и реализует творческие способности
учащихся через проектную деятельность, так же способствует развитию
мышления и эмоциональноличностной сферы обучающегося в процессе
учебного содержания.
занятия способствуют
формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между
Интегрированные
явлениями в обществе, в природе и мире в целом.
Современные тенденции развития России требуют мощной
концентрации научного и экономического потенциала. В меняющихся
экономических условиях возрастает роль профессиональноличностных
качеств педагога, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда,
успешность профессиональной самореализации, компетентности, высокой
инициативы.
Процесс внедрения ФГОС второго поколения требует определённого
профессионального развития педагогов. Одним из условий этого развития
является овладение педагогами современных технологий. Интегрированные
уроки известны уже довольно давно, но и новых условиях, они принесут
хорошие результаты. В нашей гимназии уже многие учителя освоили данную
технологию.
Обязательным условием воспитания является решение задачи наиболее
полного общего развития учащихся, под которыми надо понимать развитие
его ума, воли, чувств. Решить эту задачу силами какихлибо отдельных
дисциплин очень трудно. Необходима интеграция учебных предметов,
преподающихся сейчас отдельно и независимо друг от друга. Ведь под
интеграцией мы понимаем процесс сближения и связи наук, состояние
связанности отдельных частей в одно целое, а также процесс, ведущий к
такому состоянию. Кроме того, можно рассматривать интеграцию и как
20 психологокоррекционный принцип, суть которого состоит в развитии и
содержательном наполнении эмоциональночувственной и интеллектуальной
сфер ребенка. Интеграция – это средство интенсификации урока. Психологи,
изучающие процесс обучения, полагают, что при интегрированном обучении
сходство идей и принципов прослеживается лучше, чем при обучении
различным дисциплинам в отдельности, так как при этом появляется
возможность применения получаемых сведений одновременно в различных
областях – теоретической, практической и прикладной. Интегративная
система предполагает равномерное, равноправное соединение родственных
тем всех школьных предметов, изучение которых взаимно переплетается на
каждом этапе урока.
Пример интегрированного урока по искусству 8 класс
(изобразительное искусство, музыка, история)
Тема: Цвет. Музыка. Архитектура.
Цель: обобщить знания, полученные на предыдущих уроках; проследить
связь между цветом, музыкой и архитектурой. Проконтролировать владение
учащимися терминологией и средствами композицией в создании
коллективной работы; сформировать навыки построения композиции силуэта
города.
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: изображения Кремля, Сююмбике, мечеть Кул
Шариф, Благовещенский собор, Казанский университет; репродукции картин
художника Чюрлёниса; презентация (интерактивная доска)
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы.
21 А) Человек всегда учился у природы: у вертикальных скал и навесов
пещер,у плавных изгибов реки и стройных елей. Гармония природных форм
нашла своё отражение и в архитектуре. Художник подчиняется природным
цветам и, наоборот, подчиняет природные цвета под свои замыслы. Например,
цвет зелени прекрасно сочетается и с холодными , и с тёплыми цветами.
Почему для возведения памятника архитектуры человек выбирал особо
значимые места? С чем это связано?
С какими другими видами искусства взаимосвязана архитектура?
Назовите наиболее значимые архитектурные объекты нашего города.
Б) Просмотр фильма «Архитектура Казани» (интерактивная доска).
Краткая характеристика стиля сооружения.
В) Цвет и музыка.
Музыку слышим и видим везде: в поэзии, в изобразительном и
декоративноприкладном искусстве, в интерьере, в моде, в архитектуре и т.д.
и даже в дуновении ветра. Рассмотрим картины художника Чюрлёниса.
Какие черты музыкальности имеют его живописные произведения?
(Ответ учащихся и анализ четырёх произведений)
Г) Цвет, музыка и архитектура.
Прослушивание фрагмента музыкальной композиции Шамиля
Шарифуллина.
Одновременно изобразить музыку линией. Разложить на цветовые пятна.
«Архитектура – застывшая музыка»
Попробуйте показать красоту архитектуры через музыку. Ведь если не
будут соблюдены ритм, шаг, плавный красивый переход высот сооружений,
то весь ансамбль будет неприятен взору. Нам не нравятся тяжёлые звуки с
резкими перепадами. Также и в архитектуре: сильная разница в высотах
действует на нас отрицательно. Также и с цветом: когда чтото тёмное и
большое находится наверху – это давит на нас, на нашу психику. И поэтому
22 при принятии цветового решения нужно учитывать несколько факторов:
климат, окружение зелёной полосы, соседние архитектурные сооружения.
3.Обобщение.
Сегодня мы будем работать над созданием фронтальной композиции
города. При подаче развёртки силуэта города должна чувствоваться
услышанная музыка и соблюдение цвета, подчинение главному, масштабность,
ритм.
4.Задание.
Аппликация фронтального силуэта города. Работа по группам.
1.группа – силуэт казанского кремля.
2.группа – силуэт города в готическом стиле.
3. группа – силуэт города в стиле модерн.
4. группа – силуэт будущего города.
5. Анализ работ.
(См. Приложение 1.)
2.2. Пример интегрированного урока 3 класс
Пример интегрированного урока
3 класс
1 час – изобразительное искусство, 1 час – художественный труд.
Тема: Моделирование и декоративная роспись стула.
Цель: познакомить с историей стула, развивать бережное отношение к
мебели, анализировать и проводить связь между тремя критериями:
прочность, польза, красота; размещение элементов декоративной композиции
в зависимости от формы украшаемой поверхности, учить ритмически
чередовать элементы по форме, величине, цвету.
Материалы: упаковочные коробки, цветная и белая бумага, ножницы,
клей, гуашь.
23 Зрительный ряд: изделия с росписью, плакаты с отдельными
элементами росписи, презентация (интерактивная доска)
Литературный ряд: стихотворение « Стул» А.Н.Колесовой.
Музыкальный ряд: классическая музыка.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы.
3.Беседа о стульях.
Что это такое, для чего он нужен, с самого ли начала он был таким,
каким мы его знаем? Никакой интерьер не может обойтись без стула и его «
собратьев» табуретки, пуфика, кресла. А ведь до недавнего времени стулья
были только у правителей. Стул служил троном. На него даже царь садился в
особых случаях. Во время торжественных приёмов стулья с подушками
выдавались только членам королевской семьи.
В Древней Греции стулья были со спинками и без них. Высокое кресло
– тронос – место хозяина. Забираться на него приходилось с помощью
скамеечки.
Стулья эпохи Барокко были красивы, но неудобны. Украшены резьбой и
золотом.
ХVI век – расцвет готического искусства. Спинки стульев высокие,
украшены по бокам декоративными элементами, заострёнными вверх.
Французское дворянство XVII века обставляло свои дома креслами с
высокими спинками и низкими сиденьями. Вскоре появился длинный стул. На
нём можно было сидеть и лежать.
В XVIII веке люди осознали разницу между расслабленными и
официальными позами. Появляется мебель с плавными
очертаниями.
изогнутыми
В XIX веке появляются широкие стулья с прямыми ножками.
24 Чтение стихотворения.
Стул.
Давай поговорим о стуле.
Как много разной мебели у нас,
Но самой важной ту считают люди,
Что наслаждение дает нам каждый раз.
Устанешь – сядешь, отдохнешь – и снова за работу.
Перед дорогой посидишь – и снова в путь.
И, взяв на плечи чьюлибо заботу,
Предложишь человеку отдохнуть.
Стул нужен нам всегда, везде.
И в школе он, и дома.
Ведь мы, мой друг, сидим на нем,
Он с детства нам знакомый.
4. Выполнение эскиза стула.
А) Предложить придумать стул с конкретным назначением.
Б) Рисование карандашом, фломастером.
5. Выполнение модели из картона.
6. Повторение знаний о растительном узоре в народном искусстве.
А) Орнамент на круглой форме.
Б) Орнамент на прямоугольной форме.
В)
асимметричный.
7. Нанесение узора на модель (карандаш)
8.Повторение основных и составных цветов
Орнамент по периметру, от центра, угловой, симметричный и
25 А) Какой цвет получают при смешении тех или других цветов.
Б) Поставить задачу: пользуясь только тремя основными цветами, создать
многоцветие в орнаменте.
9. Работа в цвете.
10. Итог урока. Демонстрация и оценка всех работ.
Приложение 1.
Музыка
Архитектура
(история)
Цвет
(изобразитель
ное
искусство)
Развитие
творчески
х
способнос
Повышен
ие
интереса
к
Различны
е формы
деятельно
сти
Систематиза
ция
знаний
Целостная
картина
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
26
Проектная работа "Интегрированные уроки эстетического направления как фактор воспитания учащихся современной школы"
Проектная работа "Интегрированные уроки эстетического направления как фактор воспитания учащихся современной школы"
Проектная работа "Интегрированные уроки эстетического направления как фактор воспитания учащихся современной школы"
Проектная работа "Интегрированные уроки эстетического направления как фактор воспитания учащихся современной школы"
Проектная работа "Интегрированные уроки эстетического направления как фактор воспитания учащихся современной школы"
Проектная работа "Интегрированные уроки эстетического направления как фактор воспитания учащихся современной школы"
Проектная работа "Интегрированные уроки эстетического направления как фактор воспитания учащихся современной школы"
Проектная работа "Интегрированные уроки эстетического направления как фактор воспитания учащихся современной школы"
Проектная работа "Интегрированные уроки эстетического направления как фактор воспитания учащихся современной школы"
Проектная работа "Интегрированные уроки эстетического направления как фактор воспитания учащихся современной школы"
Проектная работа "Интегрированные уроки эстетического направления как фактор воспитания учащихся современной школы"
Проектная работа "Интегрированные уроки эстетического направления как фактор воспитания учащихся современной школы"
Проектная работа "Интегрированные уроки эстетического направления как фактор воспитания учащихся современной школы"
Проектная работа "Интегрированные уроки эстетического направления как фактор воспитания учащихся современной школы"
Проектная работа "Интегрированные уроки эстетического направления как фактор воспитания учащихся современной школы"
Проектная работа "Интегрированные уроки эстетического направления как фактор воспитания учащихся современной школы"
Проектная работа "Интегрированные уроки эстетического направления как фактор воспитания учащихся современной школы"
Проектная работа "Интегрированные уроки эстетического направления как фактор воспитания учащихся современной школы"
Проектная работа "Интегрированные уроки эстетического направления как фактор воспитания учащихся современной школы"
Проектная работа "Интегрированные уроки эстетического направления как фактор воспитания учащихся современной школы"
Проектная работа "Интегрированные уроки эстетического направления как фактор воспитания учащихся современной школы"
Проектная работа "Интегрированные уроки эстетического направления как фактор воспитания учащихся современной школы"
Проектная работа "Интегрированные уроки эстетического направления как фактор воспитания учащихся современной школы"
Проектная работа "Интегрированные уроки эстетического направления как фактор воспитания учащихся современной школы"
Проектная работа "Интегрированные уроки эстетического направления как фактор воспитания учащихся современной школы"
Проектная работа "Интегрированные уроки эстетического направления как фактор воспитания учащихся современной школы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.