Внеклассное мероприятии по физике. Проектная работа
по теме «Физика за пределами урока»
Цели урока:
Обучающие:
- Расширить представление об окружающем мире.
- Вызвать интерес к устройству окружающих предметов.
- Формирование ключевых компетенций, необходимых каждому члену современного общества, воспитание активного ответственного гражданина и творческого созидателя.
- Переход от традиционных образовательных форм к сотрудничеству, партнерству учителя и ученика.
Развивающая:
- Развивать у учащихся познавательный интерес.
- Расширять их кругозор, память, воображение.
- Применять полученные знания в новой ситуации.
- Формировать информационную компетентность.
Воспитательная:
- Формирование навыков самостоятельной работы, умения анализировать, обобщать и применять изученный материал.
- Продолжать формировать положительную мотивацию к учению.
- Коммуникативные умения, дисциплинированность.
- Прививать интерес к изучению физики.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация «Физика за пределами урока».
Применяемые технологии: личностного – ориентированное обучение, исследовательские технологии, проблемного обучения, интерактивные технологии.
ХОД УРОКА.
Учащиеся занимают места в классе или в зале.
1. Организационный момент.
Здравствуйте. Сегодня мы бы хотели отойти от традиционного урока и провести его в виде конференции. Ученик 9-го класса подготовил для вас интересный доклад о том, где в нашей жизни мы встречаемся с физическими явлениями.
2. Выступление учащегося.
Введение.
Каждый из нас привык к обычному укладу жизни. Порой мы даже не задумываемся почему с нами происходят те или иные вещи. Почему наши самые простые действия влекут за собой определенные результаты, хотя интуитивно понимаем, что делаем все правильно, потому, что нас так учили. |
|
Многие недооценивают роль физики в повседневной жизни. Поэтому изучают ее «спустив рукава». А ведь на самом деле без ежеминутного использования физики наша жизнь была бы невозможна. «О-о-о! Опять двадцать пять.» – скажут многие учащиеся – «Учи физику, она тебе в жизни пригодиться». «Нет. Не пригодиться! Потому что я не собираюсь строить космические корабли или ракетные установки». Поверьте, знание физики УЖЕ жизненно необходимо вам каждый день. |
|
Оглянитесь вокруг! Все что нас окружает, все что происходит можно объяснить, описать, а в некоторых случаях даже спрогнозировать, опираясь на знание законов физики. Не верите? Ладно. Я решил прожить один день, объясняя все что со мной происходит. Итак, начнем. |
Основная часть.
Проснулся я от громких ударов старинных часов, которые недавно достались нам в наследство. «Ну ты и соня» – сказала мама, войдя в комнату. «И ничего не соня, еще только 8 утра!» – ответил я. «А-а-а, это наши часы опять отстают» – улыбнулась мама Папа уже несколько раз предлагал отнести их к часовщику, но все как-то «руки не доходили». И тут я вспомнил, что совсем недавно, на уроке физики, мы выучили тему механические колебания. Ура, попробуем обойтись без часовщика. Вспомнив формулу, и поняв в чем причина, я передвинул отвес на мятнике выше. Надеюсь, что с часами теперь все будет в порядке. |
|
Отремонтировав часы, я пошел в ванную умываться. Вот уж где есть место разгуляться (вы конечно же поняли, что я имею в виду физику). Начинаю, естественно, с чистки зубов. Чистить зубы сухой щеткой не рекомендуют стоматологи. Мы это знаем, но никогда не задумывались: почему? Сила трения вступила в свои права. Трение повышает риск просто напросто «стереть» зубную эмаль, а там уж и до кариеса недалеко. Зубная паста в этом случае выступает в роли, так называемой, смазки и в то же время с помощью щетки мы помогаем полезным веществам, содержащимся в зубной пасте, проникнуть в зуб (вот она диффузия в действии!). |
|
Теперь умываю лицо. Девушки, интересная информация для вас! Теплая вода расширяет поры на коже и в них попадает большое количество пыли и грязи. А вот холодная вода, наоборот сужает поры и перекрывает доступ грязи в кожу. Поэтому теплой водой лучше умываться вечером (для очищения кожи от «уличной» пыли), а с утра лучше ополоснуть лицо чуть прохладной водой, тогда кожа станет более нежной и красивой. |
|
Далее мой путь лежит на кухню (О, этот вкусный запах горячего кофе!). Еще находясь в ванной, по звуку, я могу определить момент, когда вода в кофейнике закипает. Звук, который мы воспринимает как шипение, это звук лопающихся пузырьков, которые лопаются в кофе, не доходя до поверхности. Конечный, более мягкий, плещущий звук мы слышим, когда пузырьки доходят до поверхности и лопаются там. |
|
|
И вот кофе готов! Но тут, совершенно не кстати, звонит телефон. И тут я встаю перед выбором: положить в кофе сахар, а потом поговорить по телефону или сначала поговорить, а потом уже сластить кофе? |
И снова обращаемся к законам физики. Если положить в чашку сахар и идти разговаривать, то к моему возвращению в чашке будет остывший, невкусный напиток. бОльшее количество теплоты, которым обладает горячая вода, будет потрачено на растворение сахара. И наоборот, если уходя разговаривать по телефону, я добавлю в кофе молоко, но не добавлю сахар, то кофе будет остывать медленнее. Потому что молоко содержит жиры, которые «всплывут» на поверхность и образуют пленку, а пленка сработает как крышка и замедлит процесс испарения. |
|
Какой же кофе без вкусного бутерброда. Рецепт бутерброда я рассказывать не буду, а вот сам процесс интересен. Положил бутерброд в микроволновую печь. За счёт микроволн, которые заставляют колебаться молекулы воды в пище в резонанс с собственной частотой, еда нагревается как бы «изнутри». Естественно, о принципе работы микроволновки можно рассказывать долго, но и так всем уже понятно, что тут снова «работает физика» (конечно, куда же без нее). |
|
Какой же воскресный день без прогулки с другом! Созвонились, договорились встретиться во дворе. Оделся, закрыл двери. Зашёл в лифт. И почувствовал себя немножко космонавтом! Тут уже начинают действовать законы механики. Вам знакомо чувство, когда при движении лифта вниз вас как – бы немного подбрасывает вверх? Это закон сохранения импульса с нами играет. В то время когда лифт уже начал свое движение вниз наше тело еще не успело поменять скорость, и мы как бы «взлетаем» ненадолго над полом. Вспомните теперь момент, когда вы начинаете подниматься в лифте на верхние этажи. В самом начале движения вас немного прижимает к полу и кажется, что мы стали тяжелее. |
|
Вышел я во двор, а Никиты еще нет. Посижу, подожду его, решил я и в задумчивости остановился. Справа от меня была металлическая скамейка, а чуть дальше, в глубине двора, стояла деревянная лавочка. «На какую же присесть?» – подумал я. И тут вспомнил, в 8 классе мы изучали тему теплообмен. Тогда я думал, что мне это в жизни не очень нужно, а теперь эти знания помогут мне определиться в выборе. Так как у металла и дерева разная теплоёмкость, то при одинаковой внешней температуре для этих материалов нужно разное время для изменения внутренней температуры на одинаковое количество градусов, то есть металл остывает быстрее, чем дерево (но при этом быстрее и нагревается – вспомните лето!). Поэтому то металлическая скамейка будет холоднее, чем деревянная. А я не очень люблю сидеть на холодных предметах. |
|
Вскоре вышел Никита. Идет ко мне через двор, улыбается и вдруг смотрю, Никита по колено стоит в луже и удивленно оглядывается по сторонам! «Чего это тебя в лужу потянуло?» – спрашиваю я. А он отвечает: «Я же не видел что это лужа, здесь только что прошла девочка и ничего, ну я и пошел, а оно вон как! Оказывается это лед был!» Эх, Никита, Никита, не знаешь ты элементарных вещей. А все почему? Потому что в школу редко ходишь! Девочка была маленькая и легкая, сила тяжести на нее действовала соответствующая ее массе и лед, покрывающий лужу, ее выдержал. А ты, раза в 3 больше девочки весишь, и сила тяжести на тебя действует, соответственно, в 3 раза большая. Вот лед и проломился! |
|
|
«А-а-а! Понял!» – сказал Никита. – «Как же это все-таки интересно. Слушай, а может мне начать в школу ходить? А то вдруг там еще что-нибудь интересное расскажут, а я пропущу?» «Конечно, приходи, тебя там уже заждались!» – улыбнулся в ответ я. |
Гуляли – гуляли и решили поехать в центр нашего города на метро. Никита подошел к краю платформы, чтобы заглянуть в туннель и посмотреть не едет ли поезд. Я потянул его за рукав, тем самым заставив сделать шаг назад. «Чего ты меня дергаешь? Я же только глянул!» – сказал он мне. «А ты никогда не задумывался почему на каждой станции метро есть ограничительная линия, за которую не советуют заходить при подъезжающем поезде? |
|
Всё дело в том, что проходящий поезд увлекает за собой воздух, и этот движущийся воздух производит на человека меньшее давление, чем неподвижный воздух позади него. Возникает разность давлений, которая создаёт силу, влекущую человека к поезду. Другими словами, неподвижный воздух оказывает на человека большее давление (как бы подталкивает вперед).» Никита смотрел на меня как на первооткрывателя. «Откуда ты столько знаешь? Этого же в школе не рассказывают.» «Рассказывают, еще как рассказывают. Просто не все умеют слушать, а точнее слышать главное.» |
|
В общем, наша с ним прогулка получилась содержательной. После хорошо проведённого дня я, как всегда, пошёл в душ. Но и там дело не обошлось без физики. Если я буду мыться под душем с открытой шторкой, то соседям снизу это не понравиться. Вы наверное замечали что капли воды падают в ванну когда мы не стоим под душем и брызжут в разные стороны когда встаём под струю. Это связано с изменением траектории падения капель. Под каким углом капля воды ударится о моё тело, под таким углом она и отскочит от меня (срабатывает закон отражения). Да еще и закон сохранения импульса накладывает свой отпечаток. В общем, сложный процесс, но опять таки связанный с физикой. |
|
Помывшись после долгого дня, почистив зубы, я лёг спать. Но заснуть мне помешал комар, который летал и пищал прямо у меня над ухом. Даже перед сном меня не оставляет физика! Совершая колебательные движения крыльями, он создаёт звук, который мы воспринимаем как писк. На самом же деле это трение крыльев о воздух. Когда же комар вылетел в открытую форточку, и в комнате наступила тишина и покой, я крепко заснул. |
|
Вот и прошел мой день, в котором было так много физики. Встречалась она буквально на каждом шагу. О многих ее проявлениях я не успел рассказать. Но каждый из вас сможет заметить их в своей жизни, если будет более внимательно относиться ко всему происходящему вокруг. УЧИТЕ ФИЗИКУ, дорогие друзья, в жизни она пригодится!!! |
|
|
Литература. Спасибо за внимание. |
3. Рефлексия.
А какие проявления физики в нашей жизни вы еще можете назвать?
Что вам осталось сегодня непонятным?
Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшней конференции. Перед вами есть разноцветные ладошки. Поднимите, пожалуйста, вверх ладошку того цвета, который соответствует вашей оценке урока: зеленая ладошка – очень понравился, желтая – понравился, но есть моменты, которые нужно доработать, красная – не понравился.
Спасибо за вашу оценку сегодняшней конференции.
4. Домашнее задание. Вспомните, какие еще проявления физических законов и правил вы можете встретить в повседневной жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.