Проектная задача как средство формирования и оценки метапредметных результатов младших школьников
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
01.10.2017
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обусловил необходимость создания новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса в школе в целом, к поиску и разработке новых моделей и технологий образования младшего школьника в частности. В качестве важнейших задач образования выдвинуты саморазвитие, самостоятельность, творчество ребенка, а также раскрытие способностей каждого ученика, воспитание его как личности, готовой к жизни в современном мире. Таким образом, в своем исследовании мы исходим из того, что современное образование ориентировано не на трансляцию (передачу) знаний, а на выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности.На начальной ступени образования особое значение имеет готовность школьников применять приобретенные знания и УУД в решении конкретных жизненных ситуаций. Уровень освоения УУД предопределяет успешность всего последующего обучения учащихся. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения смещает акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание и развитие, предлагает конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход: изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный). Это говорит о том, что переход школы к новой гуманистической парадигме образования требует ответов на вопросы «Как учить?» и «С помощью чего учить?»
Поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении таких приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, т.е. возникает необходимость в измерениях, отслеживании процесса формирования УУД.
Одной из таких адекватных форм является проектная деятельность. Но, по мнению некоторых исследователей, проектная деятельность среди учащихся начальных классов может существовать лишь в какой-то элементарной форме (конструирование, рисование, игра и т.п.), а научно-исследовательская – практически невозможна. Причинами этого чаще всего называли: физиологические особенности детей младшего школьного возраста; отсутствие необходимых для творческой проектной деятельности общих знаний у учащихся начальных классов; отсутствие самостоятельности в выборе темы; недостаточный уровень системного аналитического мышления; трудности в построении гипотез и формировании самостоятельных выводов; неумение аргументированно строить доказательства; слабое владение техническими средствами обработки информации. Поэтому на начальном этапе освоения этого рода деятельности следует говорить о применении системы проектных задач, которая подготовит ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.
Продукт ИОД.docx
Проектная задача как средство
формирования и оценки
метапредметных результатов младших
школьников
МОУ «Сланцевская СОШ №3»
Меркулова Евгения Николаевна,
Григорьева Людмила Игоревна,
Петрова Ольга Алексеевна Дети от природы – народ любознательный и интересующийся. Однако, как
показывает практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное
постепенно становится всё менее и менее заметным.
Валентин Берестов
У маленьких учеников
Спросил художник Токмаков:
«А кто умеет рисовать?»
Рук поднялось – не сосчитать.
Шестые классы. Токмаков
И тут спросил учеников:
«Ну, кто умеет рисовать?»
Рук поднялось примерно пять.
В десятом классе Токмаков
Опять спросил учеников:
«Так кто ж умеет рисовать?»
Рук поднятых и не видать.
А ведь, ребята, в самом деле
Когдато рисовать умели,
И солнце на листах смеялось.
Куда всё это подевалось?
У современного учителя есть множество возможностей для того, чтобы избежать
столь печального развития событий.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обусловил необходимость создания новых подходов к организации учебно
воспитательного процесса в школе в целом, к поиску и разработке новых моделей и
технологий образования младшего школьника в частности. В качестве важнейших задач
образования выдвинуты саморазвитие, самостоятельность, творчество ребенка, а также раскрытие способностей каждого ученика, воспитание его как личности, готовой к жизни в
современном мире. Таким образом, в своем исследовании мы исходим из того, что
современное образование ориентировано не на трансляцию (передачу) знаний, а на
выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка,
стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности.
Как показало изучение современных образовательных стратегий, одним из наиболее
перспективных путей достижения данной цели является формирование у школьников
общеучебных умений в контексте компетентностного подхода, что находит свое отражение
в современной концепции развития универсальных учебных действий (УУД), разработанной
группой авторов (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова,
Н. Г. Салмина и С. В. Молчанов). Формирование УУД обеспечивает школьникам умение
учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
На начальной ступени образования особое значение имеет готовность школьников
применять приобретенные знания и УУД в решении конкретных жизненных ситуаций.
Уровень освоения УУД предопределяет успешность всего последующего обучения
учащихся. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго
поколения смещает акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и
творца, его духовнонравственное воспитание и развитие, предлагает конкретные
инструменты, обеспечивающие этот переход: изменение метода обучения (с
объяснительного на деятельностный). Это говорит о том, что переход школы к новой
гуманистической парадигме образования требует ответов на вопросы «Как учить?» и «С
помощью чего учить?» Поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в
обучении таких приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать
новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать
выводы и умозаключения, т.е. возникает необходимость в измерениях, отслеживании
процесса формирования УУД.
Одной из таких адекватных форм является проектная деятельность. Но, по мнению
некоторых исследователей, проектная деятельность среди учащихся начальных классов
может существовать лишь в какойто элементарной форме (конструирование, рисование,
игра и т.п.), а научноисследовательская – практически невозможна. Причинами этого чаще
всего называли: физиологические особенности детей младшего школьного возраста;
отсутствие необходимых для творческой проектной деятельности общих знаний у
учащихся начальных классов; отсутствие самостоятельности в выборе темы;
недостаточный уровень системного аналитического мышления; трудности в построении
гипотез и формировании самостоятельных выводов; неумение аргументированно строить
доказательства; слабое владение техническими средствами обработки информации.
Поэтому на начальном этапе освоения этого рода деятельности следует говорить о
применении системы проектных задач, которая подготовит ученика начальной школы к
полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой
задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора
заданий и требуемых для их выполнения данных. Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или
набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направлен
ных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата
(«продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы
детей.
Анализ научнопедагогических исследований (А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В.
Клевцова, О. В. Раскина и др.) позволяет сделать вывод о том, что использование
проектных задач в образовательном процессе способствовало появлению новой
образовательной технологии – проектнозадачная технология обучения (ПЗТО). В этой
технологии проектная задача выступает в качестве ведущего компонента данной
технологии. Реализация технологии проектнозадачного обучения должна вывести младших
повысить
школьников на функциональный уровень сформированности УУД,
эффективность образовательного процесса при одновременном усилении учебной
мотивации учащихся в обучении.
Основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию
разных способов учебного сотрудничества. Именно такие задачи, по мнению А. Б.
Воронцова, дают возможность учителю наблюдать за способами работы как отдельных
учащихся, так и целой группы школьников. При этом проявляются умения планировать ход
решения задачи, адекватно распределять работу между членами группы, осуществлять
взаимопомощь и взаимоконтроль.
Групповая работа позволяет:
1) детям: получить эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие из них
вообще не могут включиться в общую работу класса без принуждения, у робких и
слабо подготовленных детей развиваются симптомы школьной тревожности, а у
лидеров портится характер;
попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания
всего класса;
приобрести опыт выполнения важнейших функций, составляющих основу умения
учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование).
2) учителю:
использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения;
органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», одновременно строить
личностноэмоциональные и деловые отношения детей;
вести систематическое наблюдение (мониторинг) за формированием учебного
сотрудничества в классе.
Для реализации проектной задачи должны быть соблюдены условия:
1. Приступая к работе, ученик должен владеть необходимыми знаниями, умениями и
навыками. Новое знание для детей в ходе проекта учитель может дать, но в очень
незначительном объеме и только в момент его востребованности обучающимися.
Учащемуся понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения
и навыки проектирования для самостоятельной работы.
2. Формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной
деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над решением
проектной задачи, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно
как общешкольные. 3. В рамках традиционных занятий используются специальные организационные формы и
методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в
тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или
самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на
уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка,
рефлексия.
4. Каждая проектная задача должна быть обеспечена всем необходимым:
материальнотехническое и учебнометодическое оснащение,
кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты),
информационные ресурсы (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, аудио и видео
материалы и т.д.).
информационнотехнологические ресурсы (компьютеры и др. Техника с программным
обеспечением),
организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы
библиотеки, выхода в Интернет).
Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников
могут быть сформированы следующие компетентности:
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему
получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
целеполагать (ставить и удерживать цели);
планировать (составлять план своей деятельности);
моделировать (представлять способ действия в виде схемымодели);
проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи; отстаивать
свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения
других).
Проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий
задать возможные «стратегии» ее решения:
проектные задачи групповой характер деятельности ( учитель сам делит класс
на группы по 56 человек);
может быть предметной или межпредметной;
может быть одновозрастной и разновозрастной;
нет четкого указания, к какой теме, к какому учебному предмету она
относится;
итог решения проектной задачи реальный «продукт» (текст, схема, макет,
журнал, результат анализа ситуации и др.). Он может быть далее оторван от
самой задачи и жить своей отдельной жизнью.
Исходя из сказанного, рассмотрим, какую структуру должна иметь проектная задача. 1. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектной задачей — мотивацию.
Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной
деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически
грамотно сделать погружение в проектную задачу, заинтересовать проблемой,
перспективой практической и социальной пользы.
2. Далее проектная задача содержит в явном или относительно скрытом виде набор
заданий (действий), которые должны быть выполнены группой детей. Количество
заданий в проектной задаче это количество действий, которые необходимо
совершить, чтобы задача была решена.
3. Решить задачу это значит создать реальный «продукт», который можно публично
представить и оценить. Здесь речь идет о самооценке и оценке работы группы.
Необходимо учесть и избежать «подводных камней».
Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за
детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать
в стиле педагогической поддержки.
Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект
в реферат.
Конечно, исследовательский проект предполагает изучение какихлибо научных работ,
грамотное изложение их содержания. Но ученик должен иметь собственную точку зрения
на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет
рассматривать реферируемые источники.
Третья опасность – переоценка результатов проектной задачи и недооценка её
процесса.
Это связано с тем, что оценка дается по результатам презентации, а презентуется
именно результат проектной задачи. Чтобы оценка была максимально объективной и
разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему
анализу отчета учащегося.
Сколько проектных задач должно быть в учебном году?
Количество и содержание проектных задач задаётся деятельностной технологией
образовательной системы, которая реализуется в школе. Например, на один предмет
приходится минимум 23 проектных задач в год. Для проектных задач должно быть предусмотрено специальное время в рабочей
программе учителей начальной школы.
Основной метод оценки метапредметных результатов – встроенное наблюдение. К
такой работе можно привлекать других учителей, родителей и старшеклассников.
Эксперты на протяжении всех этапов наблюдают за процессом решения задачи, ни в коем
случае не вмешиваясь в него, фиксируют свои наблюдения в экспертных листах. Таким
образом, постоянный сбор и анализ данных позволяют учителю вести мониторинг
формирования метапредметных УУД.
Для оценки УУД, ключевых компетентностей можно использовать проектную
задачу как измеритель.
В МОУ «Сланцевская СОШ №3» реализуются проектные задачи, предложенные
директором Открытого Института развивающего обучения Алексеем Борисовичем
Воронцовым в книге «Проектные задачи в начальной школе», и разработанные учителями
начальных классов школы.
Творческой группой учителей начальной школы разработаны анкеты самооценки
обучающихся, лист оценки работы группы для 12 классов и 3 4 классов, оценочный лист
для работы эксперты, который путем наблюдения оценивает взаимодействия обучающихся
при работе в малой группе и карта наблюдения за работой каждого обучающегося, где
каждому ребенку присваивается порядковый номер. Оценочный лист эксперта составлен на основе диагностического материала,
предложенного программно диагностическим комплексом «СОНАТА ДО», который
позволяет оценить состояние и динамику развития метапредметных УУД обучающихся.
Комплекс «СОНАТА ДО», после внесения данных, автоматически формирует
диагностические карты, ведомости и отчеты, делать количественный и качественный анализ
результаты педагогической деятельности, определяет индивидуальную и групповую
тенденцию развития детей, что значительно облегчает труд учителя.
Для оценки метапредметных УУД используются следующие методики:
регулятивные УУД «Методика диагностики уровня развития рефлексивности»;
познавательные УУД «Методика диагностики уровня развития универсальных
логических действий»;
коммуникативные УУД «Организация и осуществление сотрудничества» (Г. В.
Бурменская). Проанализировав работу обучающихся в течение 20142015 учебного года, можно
отметить, что у ребят начальной школы наблюдается рост по многим показателям.
По результатам проведения проектных задач оформляется таблица
по каждому
«Сформированность метапредметных образовательных
результатов»
обучающемуся и классу в целом.
«Продукт» деятельности групп обучающихся оформляется в брошюры. Опыт работы над проектной задачей освещается на школьных городских и
региональных семинарах и конференциях, освещён на сайте школы, транслируется в СМИ.
Проектная задача – это один из основных инструментов, который позволяет оценить
сформированность метапредметных компетентностей у учащихся начальной школы, имеет
ряд положительных эффектов:
для педагогов: проведение проектной задачи позволяет формулировать
педагогические задачи школы по реализации ФГОС НОО на текущий и следующий
учебный год. Это возможность использовать дополнительные средства вовлечения детей в
содержания обучения, органически сочетать на уроке обучение и воспитание,
одновременно строить личностноэмоциональные и деловые отношения детей. Вести
систематическое наблюдение (мониторинг) за формированием учебного сотрудничества в
классе.
Для обучающихся: возможность получить эмоциональную и содержательную
поддержку, без которой многие из них вообще не могут включиться в общую работу. У
робких, слабо подготовленных детей снижается симптомы школьной тревожности, а у
лидера не портится характер (нет звездной болезни). Очень часто ребенок не может выйти
и перед всем классом чтолибо выполнить оказаться под пристальным вниманием тяжело,
даже мне взрослому человеку очень сложно стоять здесь перед вами.
Дети могут попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя
и внимания всего класса, т.е. он в группе сидит и работает, приобрести опыт выполнения
важнейших функций составляющих основу умения учиться. Для родителей: повышение открытости образования через приобщение
родительской общественности к активной работе в позиции «экспертовнаблюдателей».
«Человек рождён для мысли и действия», говорили древние мудрецы.
Окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс
познания. Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную
познавательную и творческую деятельность.
Проектная задача как средство формирования и оценки метапредметных результатов младших школьников
Проектная задача как средство формирования и оценки метапредметных результатов младших школьников
Проектная задача как средство формирования и оценки метапредметных результатов младших школьников
Проектная задача как средство формирования и оценки метапредметных результатов младших школьников
Проектная задача как средство формирования и оценки метапредметных результатов младших школьников
Проектная задача как средство формирования и оценки метапредметных результатов младших школьников
Проектная задача как средство формирования и оценки метапредметных результатов младших школьников
Проектная задача как средство формирования и оценки метапредметных результатов младших школьников
Проектная задача как средство формирования и оценки метапредметных результатов младших школьников
Проектная задача как средство формирования и оценки метапредметных результатов младших школьников
Проектная задача как средство формирования и оценки метапредметных результатов младших школьников
Проектная задача как средство формирования и оценки метапредметных результатов младших школьников
Проектная задача как средство формирования и оценки метапредметных результатов младших школьников
Проектная задача как средство формирования и оценки метапредметных результатов младших школьников
Проектная задача как средство формирования и оценки метапредметных результатов младших школьников
Проектная задача как средство формирования и оценки метапредметных результатов младших школьников
Проектная задача как средство формирования и оценки метапредметных результатов младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.