ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИМВОЛИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Оценка 5

ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИМВОЛИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Оценка 5
Исследовательские работы +5
docx
Междисциплинарный 5
1 кл—4 кл
06.11.2017
ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИМВОЛИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Общие положения в изучении проблемы исследования ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИМВОЛИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: актуальность, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, теоретико-методологическая основа, методы, база, организация по трем этапам, научная новизна, творческая и практическая значимость, апробация и внедрение результатов, достоверность и обоснованность результатов исследования.Выдержки из автореферата
ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИМВОЛИКИ ИЗО-ГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.docx
ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИМВОЛИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Актуальность   исследования.  Современные   преобразования,   в   системе начального образования требуют совершенствования воспитательного процесса в школе, начиная с младшего школьного возраста.  В решении коллегии Министерства образования Российской Федерации от 24 мая   2004   г   «О   развитии   эстетического   образования   в   общеобразовательных учреждениях»   подчеркивается,   что   в   современных   условиях   «эстетическое образование   начинает   играть   все   большую   роль   в   процессе   перехода   от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития». В этом процессе огромная   роль   отводится   изучению   символики     разнообразных   течений национального искусства и культуры, а также многих пластов изобразительного искусства [88,267]. Поэтому учителю важно так организовать  воспитательную работу   младших   школьников,     чтобы   она   способствовала   духовному становлению личности на вербальном и невербальном уровнях, воздействовать на духовно­нравственные качества личности.   Л.И. Новикова, Проблеме   совершенствования   воспитательного   процесса   в   начальной школе   уделяли   внимание     многие   ученые.     Его   различные   аспекты   нашли отражение в исследованиях: а) нравственного (З.В Видякова, В.А. Караковский, А.С. Макаренко,   эстетического (А.И. Буров,   Д.Б. Кабалевского,   В.С. Кузин,   Б.М. Неменский,   Л.П. Печко, Л.Г. Савинкова,   Б.П. Юсов   и   др.),   гражданского   (В.А. Сухомлинский, Я. Корчак, К.Д.Ушинский).   Данные   проблемы   рассматривались   елецкими учеными:  И.Г. Алмазовой, В.В. Горбенко,  В.И.Мясцовой,  А.Ж. Овчинниковой, А.М. Пашковой и др.   Н.Е. Щуркова   и   др.), Созданию   в общеобразовательной   школе   были   посвящены   работы   Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, А.Маслоу, Э. Фромма и др. гуманистических воспитательных     систем   Современные подходы к организации воспитательной работы исследовали Л.В.  Байбородова, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Л.И.Новикова и др.  Огромное   воздействие   на   личность   ребёнка   и   её   воспитание   оказывает символика изобразительного искусства. Анализ   философской,   социологической,   психологической   и педагогической литературы свидетельствует о том, что подходы к пониманию символических   средств   в   искусстве   имеют   концептуальную   природу, претендующую на раскрытие искомого понятия или его сторон, в частности: культурно–категориальные основания познания искусств с помощью символов и знаков (Г. Гегель, И. Кант, М.С. Каган, А.Ф. Лосев и др.) гносеологического подхода к пониманию смысла и значения художественного образа с помощью символических средств (С.П. Баранов, Э.В. Ильенков, А.Ж. Овчинникова,  Л.Т. Потанина, Н); осмысление проблемы духовных ценностей в процессе изучения символов   (М.М.   Бахтин,   Н.А.   Бердяев,   В.С.   Библер,   Н.О.   Лосский,   П.А. Флоренский);   роль   символа   изобразительного   искусства   в   развитии   ребёнка (Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, А.А. Мелик­Пашаев, Манукова, Н.К. Салмина, Н.А. Терентьева). Значение   и   функции   символов   в   изобразительном   искусстве   нашли отражение   в   трудах   зарубежных   философов   и   психологов:   Р.   Арнхейма, Г. Гадамера, Т. Липпса, Ж. Пиаже, З. Фрейда и др. Педагогический   анализ   проблемы   наметил   пути   использования символических средств в  изобразительном искусстве (В.С.Кузин, В.А.Мальцева, Б.М. Неменский, Е.М. Торшилова и др.).  Анализ   психолого­педагогической   литературы     показал,   что   данная проблема находится в центре внимания философов, психологов и педагогов.   Однако   во   многих   работах   знания   младших   школьников   о   символике изобразительного   искусства   рассматриваются   как   результат   и   конечный   итог успешного   обучения,   а   развитие   личности   младшего   школьника   является следствием   знакомства   с   произведениями   искусства.   При   таком   подходе ребёнок   на   каждом   новом,   более   высоком   уровне   обучения   испытывает   все большие затруднения в постижении смысла и значения образа в искусстве. Это сказывается на его познавательном интересе к искусству и его воспитательных возможностях. В целом использование символики изобразительного искусства в воспитательном   процессе   начальной   школы   продолжает   оставаться традиционным,   не   учитывающим   индивидуальные   особенности   учащихся. Возникает   необходимость   в   разработке   таких   педагогических   условий использования   символики   изобразительного   искусства   в   воспитательном процессе   младших   школьников,   которые   обеспечили   бы   эффективное формирование   духовно­нравственных   качеств   личности.   Возникает противоречие  между   огромными   потенциальными   возможностями использования   символики   изобразительного   искусства   и   недостаточной разработанностью педагогических условий ее использования в воспитательном процессе младших школьников. Всё вышеизложенное обусловило выбор  темы:  использование символики изобразительного искусства в воспитательном процессе младших школьников, проблема  которой: каковы педагогические условия использования символики изобразительного искусства в воспитательном процессе младших школьников. Цель   исследования:   выявить   и   реализовать   педагогические   условия использования   символики   изобразительного   искусства   в   воспитательном процессе младших школьников. Объект исследования: воспитательный процесс младших школьников. Предмет   исследования:   педагогические   условия   использования символики искусства в воспитательном процессе младших школьников. Гипотеза  исследования:   Использование   символики   изобразительного искусства   обеспечит   эффективность   воспитательного   процесса   младших школьников, если будут реализованы следующие педагогические условия:  использование   символов   изобразительного   искусства,   направленных   на эстетическое воспитание  младших школьников;  применение   символики   изобразительного   искусства,   способствующей формированию потребностей в расширении   духовно­нравственного потенциала личности;  направленность   символов   изобразительного   искусства   на   формирование гражданской позиции в усвоении культурных ценностей. Задачи исследования: 1) уточнить содержание и сущность символики изобразительного искусства в воспитательном процессе младших школьников; 2) определить   критерии   и   уровни   использования   символики изобразительного искусства в воспитательном процессе младших школьников; 3) выявить   и   реализовать   педагогические   условия   и   технологию использования   символики   изобразительного   искусства   в   воспитательном процессе младших школьников; 4) разработать   авторскую   программу   использования   символики изобразительного искусства в воспитательном процессе младших школьников; Теоретико­методологическую   основу   исследования  составляют: гуманистическая   парадигма  воспитания   младших   школьников (Ш.А. Амонашвили,   Е.В. Бондаревская,   Д.С. Лихачёв,   В.А. Сухомлинский   и др.); педагогические идеи о субъективной позиции личности и роли искусства в воспитательном     Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, В.А.Сухомлинский, и другие.); концепции символики искусства в   воспитании   личности   (Г.Г.   Гадамер,   А.Ф.   Лосев,   Ю.А.   Лотман); педагогические   теории   понимания   знака   и   символа   в   воспитании   учащихся начальных   классов     (С.П.Баранов,   А.Ж.   Овчинникова,   И.П.   Манакова,   Л.Т. Потанина, Н.Г. Салмина, Н.А. Терентьева, Б.П. Юсов) (Ш.А. Амонашвили, процессе   Методы   исследования:  (анализ   философской, эстетической,   психолого­педагогической,   искусствоведческой   литературы   по  теоретические проблеме   исследования,   изучение   учебно­методической   документации   по проблеме исследования); эмпирические (анкетирование, тестирование, рейтинг, наблюдение, педагогический эксперимент в его констатирующей, формирующей и контрольной функциях, анализ результатов творческой деятельности младших школьников,   контент­анализ);   методы   математической   и   статистической обработки экспериментальных данных. Опытно­экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ №14 г. Липецка. В опытно – экспериментальной работе участвовали 28 учащихся. Организация   исследования.  Диссертационное   исследование осуществлялось с 2010 по 2012 годы в три этапа. Первый   этап  (2010­2011   гг.)   –  проблемно­аналитический  –   анализ   психолого­педагогической   и   методической   литературы; философской, разработка аппарата исследования, изучение состояния проблемы в теории и практике начальной школы, составление плана экспериментальной работы;. Второй   этап  (2011г.)   –  проектно­экспериментальный  –   проведение констатирующего,   формирующего   и   контрольного   этапов   эксперимента   по реализации   педагогических   условий,   технологии   и   авторской   программы использования   символики   искусства   в   воспитательном   процессе     младших школьников.  Третий этап (2011­2012 гг.) – обобщающе­аналитический –проведение качественного   и   количественного   анализов   полученных   результатов,   в   ходе которых дано их обобщение и сформулированы основные выводы. Научная новизна исследования:  определены   критерии   и   уровни   использования   символики  изобразительного искусства в воспитательном процессе младших школьников;  реализованы   следующие   педагогические   условия   эффективного использования   символики   изобразительного   искусства   в   воспитательном процессе   младших   школьников   1)   использование   символов   изобразительного искусства, направленных на эстетическое воспитание  младших школьников; 2) применение   символики   изобразительного   искусства,   способствующей формированию потребностей  в расширении  духовно­нравственного потенциала личности;   3)   направленность   символов   изобразительного   искусства   на формирование гражданской позиции в усвоении культурных ценностей;  разработана   технология   реализации   педагогических   условий использования   символики   изобразительного   искусства   в   воспитательном процессе младших школьников. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные   воспитания   младших результаты:   а)   вносят   реальный   вклад   в   теорию школьников,   обогащая   и   уточняя   содержание   понятия   «символика изобразительного   искусства»   с   позиций   гуманистической   парадигмы;   б) теоретически   обосновывают   и   углубляют   представления   о   символике изобразительного искусства в воспитательном процессе школы. Результаты   исследования   могут   послужить   основой   для   дальнейших исследований теоретических аспектов символики изобразительного   искусства учащихся   в   учебно­воспитательном    процессе   и   системе   дополнительного образования.  Практическая   значимость  исследования   заключается   в   том,   что полученные   и   внедрённые   в   воспитательный   процесс   начальной   школы   1) диагностические   методики   определения   критериев   и   уровней   использования символики   изобразительного   искусства;   2)   авторская   программа»;   3) педагогические условия и технология их реализации могут стать основой для дальнейшего совершенствования  воспитания личности. Апробация   и   внедрение   результатов   исследования.  Основные положения и результаты исследования обсуждались на методических семинарах и   научно­практических   конференциях;   Материалы   исследования   нашли отражение в 3научных статьях и тезисах: опубликованных в г Ельце.  Авторская программа  по использованию символики изобразительного искусства была апробирована и получила одобрение в  МОУ СОШ № 14 г. Липецка. Достоверность   и   обоснованность   результатов   исследования обеспечивается   исходными   методологическими   позициями,   комплексов, методов   педагогического   исследования,   адекватных   объектов   и   целей исследования, статистическую значимость опытных данных, преемственность и взаимосвязанность результатов исследования, репрезентативностью выборочной совокупностью.

ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИМВОЛИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИМВОЛИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИМВОЛИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИМВОЛИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИМВОЛИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИМВОЛИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИМВОЛИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИМВОЛИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИМВОЛИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИМВОЛИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017