ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИМВОЛИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Оценка 5
Исследовательские работы +5
docx
Междисциплинарный 5
1 кл—4 кл
06.11.2017
Общие положения в изучении проблемы исследования ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИМВОЛИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: актуальность, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, теоретико-методологическая основа, методы, база, организация по трем этапам, научная новизна, творческая и практическая значимость, апробация и внедрение результатов, достоверность и обоснованность результатов исследования.Выдержки из автореферата
ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИМВОЛИКИ ИЗО-ГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.docx
ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИМВОЛИКИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Актуальность исследования. Современные преобразования, в системе
начального образования требуют совершенствования воспитательного процесса
в школе, начиная с младшего школьного возраста.
В решении коллегии Министерства образования Российской Федерации от 24
мая 2004 г «О развитии эстетического образования в общеобразовательных
учреждениях» подчеркивается, что в современных условиях «эстетическое
образование начинает играть все большую роль в процессе перехода от
педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития». В этом процессе
огромная роль отводится изучению символики
разнообразных течений
национального искусства и культуры, а также многих пластов изобразительного
искусства [88,267]. Поэтому учителю важно так организовать воспитательную
работу младших школьников,
чтобы она способствовала духовному
становлению личности на вербальном и невербальном уровнях, воздействовать
на духовнонравственные качества личности.
Л.И. Новикова,
Проблеме совершенствования воспитательного процесса в начальной
школе уделяли внимание многие ученые. Его различные аспекты нашли
отражение в исследованиях: а) нравственного (З.В Видякова, В.А. Караковский,
А.С. Макаренко,
эстетического
(А.И. Буров, Д.Б. Кабалевского, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Л.П. Печко,
Л.Г. Савинкова, Б.П. Юсов и др.), гражданского (В.А. Сухомлинский,
Я. Корчак, К.Д.Ушинский). Данные проблемы рассматривались елецкими
учеными: И.Г. Алмазовой, В.В. Горбенко, В.И.Мясцовой, А.Ж. Овчинниковой,
А.М. Пашковой и др.
Н.Е. Щуркова и др.),
Созданию
в
общеобразовательной школе были посвящены работы Ш.А. Амонашвили,
Е.В. Бондаревской, А.Маслоу, Э. Фромма и др.
гуманистических
воспитательных
систем
Современные подходы к организации воспитательной работы исследовали
Л.В. Байбородова, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Л.И.Новикова и др.
Огромное воздействие на личность ребёнка и её воспитание оказывает
символика изобразительного искусства.
Анализ
философской,
социологической,
психологической и
педагогической литературы свидетельствует о том, что подходы к пониманию
символических средств в искусстве имеют концептуальную природу,
претендующую на раскрытие искомого понятия или его сторон, в частности:
культурно–категориальные основания познания искусств с помощью символов и
знаков (Г. Гегель, И. Кант, М.С. Каган, А.Ф. Лосев и др.) гносеологического подхода к пониманию смысла и значения художественного образа с помощью
символических средств (С.П. Баранов, Э.В. Ильенков, А.Ж. Овчинникова, Л.Т.
Потанина, Н); осмысление проблемы духовных ценностей в процессе изучения
символов (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, В.С. Библер, Н.О. Лосский, П.А.
Флоренский); роль символа изобразительного искусства в развитии ребёнка
(Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, А.А. МеликПашаев, Манукова, Н.К. Салмина,
Н.А. Терентьева).
Значение и функции символов в изобразительном искусстве нашли
отражение в трудах зарубежных философов и психологов: Р. Арнхейма,
Г. Гадамера, Т. Липпса, Ж. Пиаже, З. Фрейда и др.
Педагогический анализ проблемы наметил пути использования
символических средств в изобразительном искусстве (В.С.Кузин, В.А.Мальцева,
Б.М. Неменский, Е.М. Торшилова и др.).
Анализ психологопедагогической литературы
показал, что данная
проблема находится в центре внимания философов, психологов и педагогов.
Однако во многих работах знания младших школьников о символике
изобразительного искусства рассматриваются как результат и конечный итог
успешного обучения, а развитие личности младшего школьника является
следствием знакомства с произведениями искусства. При таком подходе
ребёнок на каждом новом, более высоком уровне обучения испытывает все
большие затруднения в постижении смысла и значения образа в искусстве. Это
сказывается на его познавательном интересе к искусству и его воспитательных
возможностях. В целом использование символики изобразительного искусства в
воспитательном процессе начальной школы продолжает оставаться
традиционным, не учитывающим индивидуальные особенности учащихся.
Возникает необходимость в разработке таких педагогических условий
использования символики изобразительного искусства в воспитательном
процессе младших школьников, которые обеспечили бы эффективное
формирование духовнонравственных качеств личности.
Возникает
противоречие
между огромными потенциальными возможностями
использования символики изобразительного искусства и недостаточной
разработанностью педагогических условий ее использования в воспитательном
процессе младших школьников.
Всё вышеизложенное обусловило выбор темы: использование символики
изобразительного искусства в воспитательном процессе младших школьников,
проблема которой: каковы педагогические условия использования символики
изобразительного искусства в воспитательном процессе младших школьников. Цель исследования: выявить и реализовать педагогические условия
использования символики изобразительного искусства в воспитательном
процессе младших школьников.
Объект исследования: воспитательный процесс младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия использования
символики искусства в воспитательном процессе младших школьников.
Гипотеза исследования: Использование символики изобразительного
искусства обеспечит эффективность воспитательного процесса младших
школьников, если будут реализованы следующие педагогические условия:
использование символов изобразительного искусства, направленных на
эстетическое воспитание младших школьников;
применение символики изобразительного искусства, способствующей
формированию потребностей в расширении духовнонравственного потенциала
личности;
направленность символов изобразительного искусства на формирование
гражданской позиции в усвоении культурных ценностей.
Задачи исследования:
1) уточнить содержание и сущность символики изобразительного искусства в
воспитательном процессе младших школьников;
2) определить критерии и уровни использования символики
изобразительного искусства в воспитательном процессе младших школьников;
3) выявить и реализовать педагогические условия и технологию
использования символики изобразительного искусства в воспитательном
процессе младших школьников;
4) разработать авторскую программу использования символики
изобразительного искусства в воспитательном процессе младших школьников;
Теоретикометодологическую основу исследования
составляют:
гуманистическая парадигма
воспитания младших школьников
(Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Д.С. Лихачёв, В.А. Сухомлинский и
др.); педагогические идеи о субъективной позиции личности и роли искусства в
воспитательном
Е.В. Бондаревская,
Л.С. Выготский, В.А.Сухомлинский, и другие.); концепции символики искусства
в воспитании личности (Г.Г. Гадамер, А.Ф. Лосев, Ю.А. Лотман);
педагогические теории понимания знака и символа в воспитании учащихся
начальных классов (С.П.Баранов, А.Ж. Овчинникова, И.П. Манакова, Л.Т.
Потанина, Н.Г. Салмина, Н.А. Терентьева, Б.П. Юсов)
(Ш.А. Амонашвили,
процессе
Методы исследования:
(анализ философской,
эстетической, психологопедагогической, искусствоведческой литературы по
теоретические проблеме исследования, изучение учебнометодической документации по
проблеме исследования); эмпирические (анкетирование, тестирование, рейтинг,
наблюдение, педагогический эксперимент в его констатирующей, формирующей
и контрольной функциях, анализ результатов творческой деятельности младших
школьников, контентанализ); методы математической и статистической
обработки экспериментальных данных.
Опытноэкспериментальная база исследования: МБОУ СОШ №14 г.
Липецка. В опытно – экспериментальной работе участвовали 28 учащихся.
Организация исследования.
Диссертационное
исследование
осуществлялось с 2010 по 2012 годы в три этапа.
Первый этап (20102011 гг.) – проблемноаналитический – анализ
психологопедагогической и методической литературы;
философской,
разработка аппарата исследования, изучение состояния проблемы в теории и
практике начальной школы, составление плана экспериментальной работы;.
Второй этап (2011г.) – проектноэкспериментальный – проведение
констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента по
реализации педагогических условий, технологии и авторской программы
использования символики искусства в воспитательном процессе младших
школьников.
Третий этап (20112012 гг.) – обобщающеаналитический –проведение
качественного и количественного анализов полученных результатов, в ходе
которых дано их обобщение и сформулированы основные выводы.
Научная новизна исследования:
определены критерии и уровни использования символики
изобразительного искусства в воспитательном процессе младших школьников;
реализованы следующие педагогические условия эффективного
использования символики изобразительного искусства в воспитательном
процессе младших школьников 1) использование символов изобразительного
искусства, направленных на эстетическое воспитание младших школьников; 2)
применение символики изобразительного искусства,
способствующей
формированию потребностей в расширении духовнонравственного потенциала
личности; 3) направленность символов изобразительного искусства на
формирование гражданской позиции в усвоении культурных ценностей;
разработана технология реализации педагогических условий
использования символики изобразительного искусства в воспитательном
процессе младших школьников.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные
воспитания младших
результаты: а) вносят реальный вклад в теорию школьников,
обогащая и уточняя содержание понятия «символика
изобразительного искусства» с позиций гуманистической парадигмы; б)
теоретически обосновывают и углубляют представления о символике
изобразительного искусства в воспитательном процессе школы.
Результаты исследования могут послужить основой для дальнейших
исследований теоретических аспектов символики изобразительного искусства
учащихся в учебновоспитательном
процессе и системе дополнительного
образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что
полученные и внедрённые в воспитательный процесс начальной школы 1)
диагностические методики определения критериев и уровней использования
символики изобразительного искусства; 2) авторская программа»; 3)
педагогические условия и технология их реализации могут стать основой для
дальнейшего совершенствования воспитания личности.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные
положения и результаты исследования обсуждались на методических семинарах
и научнопрактических конференциях; Материалы исследования нашли
отражение в 3научных статьях и тезисах: опубликованных в г Ельце.
Авторская программа по использованию символики изобразительного искусства
была апробирована и получила одобрение в МОУ СОШ № 14 г. Липецка.
Достоверность и обоснованность результатов исследования
обеспечивается исходными методологическими позициями, комплексов,
методов педагогического исследования, адекватных объектов и целей
исследования, статистическую значимость опытных данных, преемственность и
взаимосвязанность результатов исследования, репрезентативностью выборочной
совокупностью.
ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИМВОЛИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИМВОЛИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИМВОЛИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИМВОЛИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИМВОЛИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.