Современные информационно-коммуникационные образовательные ресурсы в начальной школе
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
27.12.2018
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Поэтому, уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникационных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства.
Современные информационно-коммуникационные образовательные ресурсы в начальной школе.docx
Карантаева С.В.
Использование современных информационно
коммуникационных образовательных ресурсов.
Современное мобильное, постоянно изменяющееся общество функционирует в
ежеминутно возрастающем потоке новой информации. В настоящее время для
современного человека жизненно важно уметь выбирать стратегии поиска информации;
отбирать её, сравнивать и оценивать; систематизировать, обрабатывать и воспроизводить
для того, чтобы полноценно функционировать в обществе.
Поэтому, социальный заказ, предъявляемый обществом системе образования,
требует от современных выпускников обладания такими компетенциями, как
коммуникативная и информационная. Современный этап педагогической практики это
переход от объяснительной технологии обучения к деятельностноразвивающей,
формирующей широкий спектр личностных качеств обучающихся.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития
общества, становится очевидным, что современное образование это непрерывный
процесс. Поэтому, уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса
обучения на основе современных информационнокоммуникационных технологий, где в
качестве источников информации всё шире используются электронные средства.
В концепции модернизации Российского образования сказано: «Первейшая задача
образовательной политики на современном этапе — достижение современного качества
образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности,
общества и государства». При этом одна из главных задач модернизации – достижение
нового современного качества школьного образования. Информатизация образования
должна помогать решению двух основных задач школы: образование для всех и новое
качество образования – каждому.
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей
образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени
должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями
и способность применять полученную с их помощью информацию для дальнейшего
самообразования.
Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы
учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую
очередь, использование информационно–коммуникационных образовательных ресурсов в
учебновоспитательном процессе. Использование информационнокоммуникационных
образовательных ресурсов (далее ИКОР) на уроках в начальной школе позволяет
развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего
мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения,
позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Использование ИКОР на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно
иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок
становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному
усвоению знаний учащимися. Использование ИКОР в начальной школе позволяет:
активизировать познавательную деятельность учащихся;
проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация); индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
Таким образом,
использование информационных и коммуникационных
образовательных ресурсов (ИКОР) в учебном процессе является актуальной
проблемой современного школьного образования. Сегодня учитель по любой школьной
дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКОР. Урок с
использованием ИКОР – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит
время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю
работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно
проконтролировать и оценить результаты обучения.
Основной целью при решении данной проблемы является совершенствование
образовательного процесса, создание единой образовательной среды, повышение качества
образования. Для этого необходимы:
интеграция различных предметных областей;
модернизация традиционной системы предметного обучения;
накопление образовательных ресурсов;
освоение учителем современных информационных технологий;
организация личностноориентированного обучения;
творческий взаимообмен между учителем и учеником, между учителями.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:
развитие у учащихся навыков и умений ориентации в современном
информационном пространстве;
воспитание системно и аналитически мыслящих людей;
формирование и развитие атмосферы творческого содружества учеников и
учителей;
формирование у учащихся отношения к компьютеру как к инструменту
познавательной деятельности;
использование ИКТ в разных направлениях и формах учебной деятельности.
В перспективе в отечественном образовании необходимо внедрять и другие формы
образования. Уже сейчас со всей актуальностью встает проблема дистанционного
обучения на базе ИКОР. Если мы хотим действительно разгрузить наших школьников, то
решение этой проблемы следует искать в использовании ИКОР и дистанционного
обучения. Необходимо научиться использовать ИКОР не только в образовательном
процессе, но и в воспитательном, организационном, методическом.
При использовании новых средств обучения преподаватель перестает быть для
учащегося единственным источником информации, носителем истины, а становится
партнером. Использование компьютера, информационных технологий в качестве
инструмента деятельности позволяет сделать процесс обучения более продуктивным и
качественным.
Спектр использования возможностей ИКОР в образовательном процессе достаточно
широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, следует соблюдать
заповедь «НЕ НАВРЕДИ!».
Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна
способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению
учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно,
ИКОР должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а не в коем случае не
подорвать здоровье. ИКОР должны выступать как вспомогательный элемент учебного
процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника,
работа с использованием ИКОР должна быть чётко продумана и дозирована. Таким
образом, применение ИКОР на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок
(работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ
использования ИКОР.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – хороший помощник в подготовке
педагога к совместной деятельности, например, для изучения новых методик, при
подборе наглядных пособий к совместной деятельности. ЭОР позволяют развивать
интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве
– умение самостоятельно приобретать новые знания. Использование информационных
технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно
обновить воспитательнообразовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Использование ЭОР в образовательном процессе
1. При организации непосредственно образовательной деятельности.
2. При организации совместной деятельности взрослого и ребенка в течение дня.
3. В самостоятельной деятельности детей.
4. При взаимодействии с семьями воспитанников по реализации образовательной
программы.
5. Поддержка индивидуальности ребенка.
Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, повышают интерес
детей к обучению.
Компьютерные игры активизируют познавательную деятельность детей, улучшают
процесс усвоения материала и способствуют развитию образного мышления.
Компьютерные программы также вовлекают детей в развивающую деятельность,
ставя перед ребенком и помогая ему решать познавательные и творческие задачи с опорой
на наглядность и ведущую для младшего школьника деятельность – игру в процессе
индивидуального обучения.
Таким образом, использование ЭОР в работе с детьми служит повышению
познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их
достижений, ключевых компетентностей.
В отличие от обычных технических средств обучения ЭОР позволяют не только
насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим
образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие
способности, и что очень актуально в раннем детстве умение самостоятельно приобретать
новые знания.
Таким образом, использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР)
позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно ёмким,
зрелищным, комфортным.
В педагогической деятельности использую различные виды компьютерных программ:
1. Учебные программы использую преимущественно при усвоении новых знаний.
2. Программытренажёры использую для формирования и закрепления умений и
навыков учащихся. 3. Контролирующие программы использую для контроля определенного уровня
знаний и умений. Для создания проверочных тестов использую тестовые оболочки и
готовые тесты по предметам.
4. Демонстрирующие программы использую для наглядной демонстрации
учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий
(картины, фотографии, видеофрагменты, интерактивные карты).
5. Имитационномоделирующие программы использую для «симуляции» объектов
и явлений, т.е. изучения процессов и явлений, протекающих в природе, с помощью
моделирующих программ.
6. Информационносправочные программы использую для вывода необходимой
информации, пользуясь образовательными ресурсами Интернета.
7. Мультимедиаучебники использую как уникальный инструмент для создания
модели урока.
Этот богатый набор образовательных ресурсов позволяет мне более качественно
реализовать принципы наглядности и доступности при обучении, эффективнее
использовать время на уроке, создавать проблемные ситуации, что активизирует
познавательную деятельность учащихся, проводить уроки на высоком эстетическом
уровне, индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
Работа с интерактивной доской создает устойчивую мотивацию учащихся к
получению знаний и помогает творчески решать учебные задачи, тем самым, развивает
образное мышление учащихся. Интерактивная доска позволяет ускорить темп урока и
вовлечь в него весь класс. Наглядность доски – это ценный способ сосредоточить и
удерживать внимание учащихся. Наглядность учебы особенно ценна для работы с
непоседливыми детьми, она целиком увлекает их.
Работа с ресурсами Интернет:
позволяет разнообразить виды учебной деятельности на уроке (поиск и обработка
информации по предмету из Интернета);
дает возможности для профессионального роста учителя;
открывает творческие возможности по подбору и использованию дидактического
материала;
позволяет использовать на уроке современные технические средства.
Продолжением урока является внеурочная деятельность, различные ее формы, где
информационные технологии нашли самое широкое применение: участие в дистанционных
интеллектуальных конкурсах, проведение внеклассных занятий, классных часов, игр с
использованием компьютерных технологий, участие в социальном проектировании.
Результатом применения информационнокоммуникационных технологий в учебно
воспитательном процессе являются:
позитивная динамика изменения мотивации учащихся;
позитивная динамика показателей знаний обучающихся;
позитивная динамика количественных и качественных показателей участия детей в
конкурсах, олимпиадах, соревнованиях разного уровня.
Рассмотрим электронные образовательные ресурсы, которые можно использовать в
образовательном процессе.
Адрес ресурса. Название ресурса. (Аннотация) https://edu.gov.ru/ Официальный сайт Министерства просвещения Российской
Федерации.
https://minobrnauki.gov.ru/ Официальный сайт Министерства науки и высшего
образования Российской Федерации.
http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование».
http://www.gramota.ru – Справочноинформационный портал «Грамота.ru».
http://schoolcollection.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов.
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр электроннообразовательных ресурсов.
http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к информационным ресурсам.
http://www/babynews.net/
(Огромное количество развивающих
Вabynews.
материалов для детей. Сайт будет интересен родителям и детям.)
http://packpacku.com/ Раскраски. (Детские раскраски онлайн, раскраски из цифр,
детские лабиринты, умелые ручки, развивающие детские онлайн игры, бесплатные онлайн
игры для мальчиков и девочек, и многое другое для ребенка.)
http://www.detkiuch.ru/ Обучалки и развивалки для детей. (Здесь вы найдете статьи
о детях, обучающие и развивающие программы для малышей и школьников.)
https://pedsovet.org/beta Персональный помощник педагога.
https://megatalant.com/ Центр развития талантов «МегаТалант».
https://videouroki.net/ Видеоуроки в интернет — сайт для учителей.
https://infourok.ru/ Ведущий образовательный портал России.
https://uchi.ru/ Интерактивная образовательная онлайнплатформа.
https://znanio.ru/ Образовательный портал для педагогов, школьников и родителей.
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение
ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его
задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка,
развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно
последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир, переполненный
информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться.
Высказывание академика А.П. Семенова «Научить человека жить в информационном
мире – важнейшая задача современной школы», должно стать определяющим в работе
каждого учителя.
Применение компьютера в современной школе не заменяет учителя или учебник, но
коренным образом изменит характер педагогической деятельности. Введение ИКОР в
учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими
средствами, которые позволяет решать не решавшие ранее проблемы, например:
o совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации
обучения (максимум работы с каждым учащимся);
o компьютеры могут помочь там, где учитель «не может разорваться» (ликвидация
пробелов, возникших изза пропуска уроков);
o повышение продуктивности самоподготовки после уроков;
o средство индивидуализации работы самого учителя (компьютер — хранилище
результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных
заданий и упражнений — всего того, что отсутствует в стандартных учебниках
и что представляет ценность для других педагогов); o ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической
практике;
o возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса
обучения. Информация будет полной, регулярной и объективной.
Использование ИКОР на уроках позволяет:
сделать урок более интересным, наглядным;
вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;
стремиться реализовывать себя, проявлять свои возможности.
Таким образом, при активном использовании ИКОР в начальной школе успешнее
достигаются общие цели образования, легче формируются такие знания, как: умение
собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге
и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать
чтото новое, делать выбор и принимать решения.
Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике
работы учителя начальных классов информационнокоммуникационных образовательных
ресурсов.
Уроки с использованием информационнокоммуникационных образовательных
ресурсов не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной
степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку
фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как
можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных
технологий. Я уверена, что использование информационных образовательных ресурсов
может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав
детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а
главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Таким
образом, применение ИКОР в образовательном процессе, позволяет решать одну из
важных задач обучения – повышение уровня знаний.
Современные информационно-коммуникационные образовательные ресурсы в начальной школе
Современные информационно-коммуникационные образовательные ресурсы в начальной школе
Современные информационно-коммуникационные образовательные ресурсы в начальной школе
Современные информационно-коммуникационные образовательные ресурсы в начальной школе
Современные информационно-коммуникационные образовательные ресурсы в начальной школе
Современные информационно-коммуникационные образовательные ресурсы в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.