Проектно-исследовательская деятельность на уроках музыки
Оценка 4.7

Проектно-исследовательская деятельность на уроках музыки

Оценка 4.7
docx
музыка
СCУЗ, ВУЗ
10.04.2022
Проектно-исследовательская деятельность на уроках музыки
Проектно-исследовательская деятельность на уроке музыки.docx

Проектно-исследовательская деятельность на уроках музыки

 

… Плохой учитель преподносит истину,

Хороший – учит ее находить.

Ф. Дистервег

Уже не для кого не является открытием, что современная школа готовит детей к жизни в мире, который постоянно меняется. И поэтому мы, педагоги, должны снабдить ребенка не только багажом базовых знаний, но и развить у них компетенции, которые позволят им адаптироваться к миру и достигать при этом свои личные цели.

Мы с тревогой наблюдаем, как современные дети стремительно теряют способности к высшим эмоциям: чувству стыда, сострадания, совести, сочувствия, деликатности, что является свидетельством недоразвития эмоционального интеллекта. Но я считаю, что музыка способна оказывать влияние на развитие эмоций. Ведь музыки вокруг звучит много!

Но возникает ряд значимых противоречий. Наши сегодняшние дети с одной стороны мгновенно осваивают цифровое пространство – с другой показывают свое невежество в области культуры. С одной стороны, учитель и программа ориентированы на академическую музыку, с другой – интерес детей к альтернативной музыке. Осваивая учебный предмет, ребенок отгораживается от ценностей, которые предлагает программа. Но при этом находит свои смыслы, о которых на уроке почти не говорится. Концепция музыкального воспитания в школе призывает развивать образное мышление, научиться разбираться в закономерностях искусства, связывать их с реальной жизнью. Но с другой стороны – у нас на все 40 минут в неделю и массовый противовес в виде медиакультуры. И здесь вспоминаются слова Валентина Гафта, который писал:

Попса дробит шрапнелью наши души,

Ее за это не привлечь к суду.

Часть поколенья выросла на чуши,

И новое рождается в бреду…

Что делать нам, учителям музыки, в этой ситуации, чтобы вместе с ребенком найти смыслы в высоком искусстве и сделать наш урок пусковым механизмом к развитию личности?

Каждый день я думаю о том, как заинтересовать учеников музыкальным искусством, как вывести преподавание предмета на новый уровень. Тема представляемого мной опыта: «Проектно-исследовательская деятельность на уроках музыки». Главными целями введения метода проектов в личную практику преподавания своего предмета я считаю возможность показать умения детей использовать приобретенный в жизни исследовательский опыт и подняться на более высокую ступень образованности, развития, социальной зрелости. В своей работе основной задачей считаю формирование положительной мотивации в процессе изучения предмета «Музыка» в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего перевод учебно-познавательной деятельности школьников на продуктивно-творческий уровень.

В современных условиях гуманистическая философия образования реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Одной из таких технологий и является проектная методика. Само слово «проект» переводится с латинского как «брошенный вперед». А девизом к проектному методу вполне может служить древняя китайская поговорка: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь». Метод проектов хорошо «накладывается» на изучение предметов искусства, так как именно на этих уроках происходит созидание через творчество, и созидание, прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности, как способность ребенка создавать свое новое, оригинальное, лучшее. Поэтому ведущую роль должны играть творческие методы обучения. Проект на уроке музыки – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Проектная методика в программе Е.Д. Критской и Г.П. Сергеевой характеризуется высокой коммуникативностью, предполагает выражение обучающимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

Организуя работу над проектом, обязательно нужно учитывать некоторые моменты: тема музыкального проекта должна быть актуальной; проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации; необходимо вовлечь в работу всех обучающихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его музыкальных компетенций. Учитывая возрастные и психологические особенности развития учащихся, свои уроки я строю так, чтобы ребята были вовлечены в активную деятельность, и любой содержательный материал вызывал не просто созерцательный интерес к предмету, а развивал чувство эмпатии, желание вносить индивидуальное, оригинальное в творческий продукт.

Метод проектов на уроках музыки может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, и позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению. Тематика может быть очень разнообразной: творчество композиторов, истории создания произведений или музыкальных инструментов, высказать собственное мнение, создавать собственные сценарии, готовить концерты, газеты музыкальной направленности и т.д. Наряду с вербальными средствами выражения, обучающиеся широко используют и другие средства: музыкальное и презентационное сопровождение, рисунки, анкеты, графики и диаграммы, социальные опросы, то есть задания выполняются и оформляются творчески. В данной системе обучения широко стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.

Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей: расширить кругозор детей, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и пополнить кабинет музыки творческими работами детей. К примеру, из своей практики:

· информационные проекты (стенгазеты, материал для стендов, выступление с сообщением);

· творческие проекты (инсценировки песен, музыкальные спектакли, жизнь и творчество композитора, оформление тематической выставки);

· практико-ориентированные проекты (дидактический и практический материал по заданной теме).

Проект всегда дает возможность ученику учиться самому. Развиваются коммуникативные стратегии, школьники учатся действовать с разных позиций в коллективе. В ходе работы над проектом, как правило, перерабатывается и обобщается большой информационный материал. В проект вовлечены все учащиеся класса, что способствует высокому качеству знания по предмету. Имея возможность делиться с другими людьми своими знаниями в области музыки, своими музыкальными впечатлениями, обучающиеся открывают для себя ценность музыки как языка общения. Говоря о результативности своей работы хочется заметить, что знаниевый компонент на моих уроках конечно присутствует. Но специфика предмета такова, что он не является определяющим в оценке результатов. По предмету не предусмотрены экзамены. Музыка не входит в перечень российских олимпиад. Мы принимаем активное участие в олимпиадах дистанционного формата. Представленная на экране официальная диаграмма успеваемости, на мой взгляд, отражает растущий интерес ребят к моему предмету.

Я считаю, что уроки музыки с использованием проектно-исследовательской деятельности наиболее интересны, т.к. способствуют формированию синтетического восприятия произведений искусства. Нельзя утверждать, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но это эффективное средство активизации познавательных и творческих способностей обучающихся. Проект –это реальная возможность для саморазвития и самореализации, так необходимой для воспитания конкурентно способной личности выпускника школы, гибко адаптирующегося в меняющихся жизненных ситуациях, умеющего самостоятельно приобретать необходимые знания, удачно применять их на практике, для решения возникающих проблем.

Свой опыт проектно-исследовательской работы, который я передаю детям, способствует взаимному обогащению и позволяет наполнять пространство самореализации детей. И я надеюсь, что это поможет им успешно построить свой главный проект – свою жизнь.


 

Проектно-исследовательская деятельность на уроках музыки …

Проектно-исследовательская деятельность на уроках музыки …

Учитывая возрастные и психологические особенности развития учащихся, свои уроки я строю так, чтобы ребята были вовлечены в активную деятельность, и любой содержательный материал вызывал не…

Учитывая возрастные и психологические особенности развития учащихся, свои уроки я строю так, чтобы ребята были вовлечены в активную деятельность, и любой содержательный материал вызывал не…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2022