Проектно-исследовательская деятельность на внеурочной деятельности по географии «Народные приметы в условиях современного климата, на примере погоды Курской области»
Аннотация:
В статье представлен педагогический опыт внедрения в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности, как метода обучения развития способностей обучающихся. Эта работа способствует развитию интеллектуально и творчески развитых обучающихся и формированию навыков научной и творческой деятельности.
Организация проектно-исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Приобщение школьников к научно-исследовательской деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности. Познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации.
Предмет география наиболее полно изучает особенности природы, подмечает те или иные явления, отмечает сезонные изменения - поэтому, одной из тем проекта обучающимся 6 класса было предложено попробовать проверить, актуальны ли народные приметы в наше время?
В ходе исследования было проведено анкетирование среди обучающихся школы и выяснилось, что подавляющее большинство знают народные приметы о погоде и доверяют им. Ученики 6 класса решили проверить, стоит ли доверять народным приметам? Чтобы ответить на этот вопрос было решено выполнить исследовательский проект.
Тема проекта - «Народные приметы в условиях современного климата на примере погоды Курской области»
Цель исследования - определить роль примет в прогнозах погоды, доказать, что использование народных примет возможно для прогнозирования погоды.
Для достижения поставленной цели необходимо:
· познакомиться с народными приметами погоды;
· изучить по литературным источникам данную проблему;
· сопоставить народные приметы и погодные условия;
· обработать и проанализировать результаты опроса-анкеты;
· определить достоверность предсказаний погоды по народным приметам.
Работа над проектом состоит из двух частей теоретической и практической. В теоретической части рассматривается понятие о народных приметах, их история формирования наблюдений за погодой и их разнообразие в прогнозировании погоды. В практической части проведены и проанализированы результаты погодных условий в дневниках наблюдений, организовано анкетирование и выясняется достоверность народных прогнозов и реальных погодных условий.
Метеорологические данные используются в качестве фактической информации, описывающей погоду в конкретные периоды времени. Ведение наблюдений дало возможность сопоставить реальную погоду с выбранными народными приметами.
Народные приметы можно условно разделить на «долгосрочные» и «краткосрочные». Долгосрочные приметы обычно привязаны к определенной календарной дате и прогнозируют погоду на следующий месяц или даже сезон. Например, 19 января - Крещение. Если Крещение выдалось ясным, солнечным и морозным, то говорили о возможности наступления горячего и жаркого лета. Краткосрочные приметы предсказывают погоду на ближайшее время. Такие приметы обычно не относятся к определенной дате. Например, яркая луна – к ясной погоде, бледная, в ореоле - к снегу.
Выбрали для исследования несколько народных примет для составления долгосрочных прогнозов погоды. Работу над проектом начали с изучения информационных источников по данной теме, подборе народных примет для исследования, оформления Дневника наблюдений за погодой.
Народные приметы были взяты следующие:
· 7 июля (Иван Купала). Если дождь заплачет, то через 5 дней будет солнышко смеяться.
· 16 августа (Антон Вихровей). Каков Вихровей, таков и октябрь.
· 14 сентября (Симеон Летопроводец). Если первый день бабьего лета ясен, то бабье лето будет теплым.
· 19 января (Крещенье). Если день ясный, то лето будет засушливое.
· 22 марта (Сорок сороков). Если тепло - 40 дней будут теплыми, если холодно - жди 40 холодных утренников.
· 24 мая (Мокей Мокрый). Если мокро, то и все лето мокрое, и наоборот.
Проанализировав дневник погоды, обнаружили, что часто прогноз оказывается противоречивым. Проведенное исследование надежности народных примет погоды вызвано их ценностью для человека и возрастающим интересом к живому наблюдению за природой. В результате выяснили, что народные приметы - это проверенные временем предсказания, основанные на связи между погодными явлениями. Немалая часть из них существует в сознании современного человека.
В ходе практической работы обучающиеся определили, что предсказания погоды по народным приметам являются надежными лишь в 52%. Пришли к выводу, что это связано с изменением климата на планете. Ребята с увлечением доказали, что не все народные приметы можно использовать для составления достоверного долгосрочного прогноза погоды.
Как показали исследования зарубежных ученых, изменить систему образования сложно, но и оставить ею такой, как сейчас - нельзя. Поэтому решение проблемы находится в изменении педагогического сознания учителя, в обретении им современной методологической культуры, исследовательской позиции в обучении и воспитании. А на это и направлена научно-исследовательская деятельность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.