«Проектно-исследовательская
деятельность обучающихся на уроках иностранного языка как одна из ведущих форм
деятельности по развитию интеллектуально-творческого потенциала
современного школьника»
Презентация опыта
Учитель
английского и немецкого языка
МОУ «Лицей 32» г. Вологда
Симановская Наталия Николаевна
В настоящее время во всех сферах общественной жизни требуются активные, мобильные и творческие люди. Это своеобразный запрос, требование, которое выдвигают работодатели, то, чего не хватает современному подрастающему поколению. Учащиеся должны учиться этим качествам и развивать их в процессе обучения не только в школе, но и в профессиональных образовательных учреждениях.
В связи с переходом на ФГОС появились ориентиры на достижение личностных результатов, таких как личностная и социальная зрелость, проявляемая ребенком в индивидуальной и совместной деятельности (со сверстниками, с младшими и старшими детьми, с взрослыми) в социальном поведении.
Одно из требований, выдвигаемых в системе целевых ориентиров, состоит в следующем: ученик успешен, если он развивается как личность (мотивирован к постановке и решению разноплановых задач в предметной и социальной деятельности, способен проявлять свои личностные качества в индивидуальной и совместной деятельности, развивает рефлексивную самооценку своей деятельности достижений).
Для нового ФГОС издательства выпустили учебники, вошедшие в Федеральный Перечень. Я работаю по УМК «Rainbow English» 5 лет. Учебники включают такие задания, как проектная работа, такие задания повышают интерес к изучению иностранного языка даже у «слабых» детей, а это немаловажно в нашей работе.
Метод проектов становится очень популярным и это объясняется тем, что проектная деятельность позволяет последовательно и эффективно формировать у учащихся самостоятельность мышления, весь спектр интеллектуальных умений критического и творческого мышления. В основе метода проектов лежит проблема, которая рассматривается в развитии, постепенно, при использовании разнообразных интеллектуальных умений, научных, если нужно и экспериментальных методов, приводит учащихся не просто к решению проблемы, но и к реализации полученных результатов в конкретном продукте. Это позволяет учащимся наглядно увидеть, каким образом можно применить полученные знания, результаты исследования.
В средней школе в 5-9классах мы выполняем мини – проекты в конце каждой изученной темы. В процессе подготовки, учащиеся используют полученные знания по теме, развивают умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, классифицировать и структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи. Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (предполагаемого или возможного объекта или состояния, прототипа, прообраза). Нарисованная картинка, презентация – это не проектная деятельность. Важно, чтобы действительно были проведены опросы, эксперименты, наблюдения, в ходе которых были сделаны соответствующие выводы. Учащимся очень нравится готовить проекты, представлять результаты своего исследования в виде постера или презентации, доказывать кто же прав, аргументируя свою точку зрения.
Главная цель обучения иностранному языку – это коммуникативная компетенция учащихся. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.
Многие считают, что метод проектов можно использовать только в старших классах, да и то не всегда. Это не совсем так. Метод проектов с успехом применяется даже в начальной школе, но на своем уровне с учетом доступных для рассмотрения учащимися этого возраста проблемных ситуаций.
Если проектный метод предполагает процесс разработки и создания проекта, то что же предполагает исследовательский метод? Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Каждый год проходят конкурсы творческих работ школьников «Шаг в науку», «Мир науки» и различные конференции. Эти конкурсы - уникальная возможность для учащихся проявить свои способности к исследованию.
В заключение хотелось бы отметить, что «проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – это бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи».
Для успешного развития исследовательской деятельности в рамках школы, необходимы условия для такой работы с детьми:
- организация исследовательской деятельности учащихся с учетом возрастных и психологических особенностей личности;
- учащимся должны быть представлены возможности для развития и самореализации;
- исследовательская деятельность должна строиться исключительно на добровольной основе;
- занятость исследовательской деятельностью должна быть организована с учетом рационального распределения рабочего времени школьника.
Использование данных методов предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения. А для этого учителю необходимо владеть: владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся; уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом; устанавливать и поддерживать работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.