ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Сальников
Евгений Александрович,
учитель биологии и химии
Ранинского филиала
МБОУ «Заворонежская СОШ»
Мичуринского района
Тамбовской области
2017 год
XXVII региональный этап
Всероссийского конкурса «Учитель года - 2017»
«Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал ни кто».
А. Сент – Дьер дьи
Девиз работы
1. Усиление гуманитарной направленности обучения химии и биологии через проектную и исследовательскую деятельность;
2. Разработка элективных курсов химического содержания, формой отчетности которых будет защита проектных работ;
3. Увеличение доли проектов научно-исследовательского характера;
4. Использование возможностей современных информационных компьютерных технологий (ИКТ) для создания проектов;
5. Использование возможностей мультимедийного оборудования:
компьютерная презентация-защита проектов через большой экран;
6. Создание широкомасштабных проектов метапредметной направленности.
Перспективы развития опыта: метапредметный подход
Условия возникновения проблемы
ФГОС
система требований к результату образования
система требований к структуре основных образовательных программ
система требований к условиям реализации стандарта
Проектно-исследовательская деятельность
Усовершенствование учебного процесса
Отображение современных научных достижений в учебной и внеурочной деятельности
Становление опыта
Первый этап: информационно-подготовительный
(2013– 2014 уч. г.)
Второй этап: внедренческий
(2014 – 2015 уч. г.)
Третий этап: оценочный
(2015 – 2016 уч. г.)
Цель: создание условий для внедрения проектной и исследовательской технологии в учебно-воспитательном пространстве сельской малокомплектной школы.
Мероприятия:
1.Изучение научной и методической литературы. 2. Диагностика психологического, физиологического состояния и творческого потенциала сельских школьников
Цель: Создание педагогических условий для внедрения педагогического опыта и развития творческого потенциала школьников на основе применения проектно-исследовательской деятельности.
Мероприятия: Применение технологии проектно-исследовательской деятельности в практику работы.
Цель: оценка эффективности применения технологии проектно-исследовательской деятельности в сельской малокомплектной школе.
Мероприятия: 1. Диагностика уровня ЗУН и творческого потенциала школьников. 2. Анализ и обобщение полученных диагностических материалов. 3. Обобщение и распространение опыта .
Цель: повышение познавательной активности учащихся малокомплектной школы посредством использования проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
Внедрение проектно-исследовательской деятельности в образовательный процесс сельской малокомплектной школы помогает решить следующие задачи:
повысить мотивацию учащихся на уроках и во внеурочной деятельности;
развить творческие способности обучающихся;
создать условия сотрудничества между учителем, родителями и учащимися как социума на селе;
воспитать креативную (творческую) личность родного села и в целом нашего общества.
Цель и задачи:
Технологичность
Социальный заказ общества
Традиционные методы обучения
Методы
проектно-исследовательской деятельности
Формирование учебно-познавательных и творческих навыков
Качество знаний, умений и навыков учащихся (ЗУН)
Социально успешная личность в обществе
Механизмы реализации проекта
Тематические занятия в рамках образовательной
программы
Работа кружков,
факультативов
Участие в конкурсах, научно-исследовательских конференциях
Проектно-исследовательская
деятельность учащихся в рамках внеурочной работы
Содружество в социуме
Дополнительное образование
Уровень участия учащихся в олимпиадах, конкурсах, исследовательских конференциях
Год | Уровень участия | Фамилия, имя участника | Класс | Результат |
2013 | муниципальный | Борисов Юрий | 8 | Призер, Грамота, |
2015 | муниципальный | Бакулин Дмитрий | Призер, Грамота | |
2016 | международный | Рыжов Вадим | 9 | Призер |
2017 | международный | Рыжов Вадим | Лауреат, Диплом |
Выводы
Исследовательская деятельность учащихся активизировалась и привела к повышению уровня знаний, умений и навыков учащихся как по предмету, так и во внеклассной и внеурочной работе
Увеличилось количество учащихся, выбирающих химию и биологию на итоговой аттестации в IX классе
Увеличилось количество учащихся, желающих принимать участие в олимпиадах, конкурсах и научно-исследовательских конференциях различного уровня
Повысился интерес учащихся к предмету как науке
-неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников (контрольно-оценочная деятельность остается полем деятельности лишь педагога);
-недостаточное обеспечение материально-технической базы ОУ в соответствии с требованиями ФГОС;
-обеспечение учебниками и методическими рекомендациями, соответствующими новым ФГОС.
Проблемы и сложности
Спасибо за внимание!
Научно-практическая конференция «Путь в науку», МичГАУ,
октябрь 2016 г.
Последний звонок в школе, с. Ранино 25.05.2016 г.
Химический эксперимент на уроке
«Получение водорода»
1. Актуальные проблемы компетентностного подхода в образовании и реализации ФГОС нового поколения: материалы Всероссийской научно-практической конференции (28 февраля 3013 г.). – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2013. – 252 с.
2.Новые стандарты. Новые идеи: материалы III Международных педагогических чтений. 28 ноября2013 г. / гл. ред. М. П. Нечаев. – Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2013. – 502 с.
3. Васильева О. «Учитель сельской школы в векторе развития России».-Режим доступа http://www.1tv.ru/news/2016/09/13/309887
4. Организация научно-исследовательской работы со школьниками в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей: материалы VIII областной научно-практической конференции работников образования «Путь в науку» (г. Мичуринск-Наукоград, РФ, 16 октября 2013 года). – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2013. – 82 с.
5. Голубева И. В. Проектная и исследовательная деятельность на уроках химии и биологии. Режим доступа// http://aplik.ru/konspekty/luchshie/proektnaia-i-issledovatelskaia-deiatelnost-na-urokakh-khimii-i-biologii/
Список литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.