ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ
Оценка 4.8

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ

Оценка 4.8
docx
06.03.2021
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ
ПРОЕКТНО.docx

 

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ

 

 

 

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускника, не только знающего школьную программу, но и мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.

Проектная деятельность является составной частью образовательного процесса школы и проходит в урочное и внеурочное время в течение учебного года. Проектная деятельность школьников — это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта. Под проектной деятельностью коллектив школы понимает целенаправленно организованную научно-исследовательскую работу, проводимую творческими коллективами (учителей и учеников). В процессе такой работы происходит самостоятельное освоение участниками комплексных научно-практических знаний и ключевых компетенций.
        Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Её результатом является создание собственного интеллектуального продукта в современной электронной форме, предназначенного для активного применения в научно-познавательной практике сегодняшнего времени.
        А для педагога проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: постановка проблемы, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и само презентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

 Проектно-исследовательская работа в школе -  это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий. Основное отличие такой деятельности от традиционного обучения - это то, что учащиеся, получая навыки сотрудничества, развитие поисковых и исследовательских умений, самостоятельной работы по приобретению новых знаний, развивают специфическое качество мышления, ориентированное на созидание.

Проектно-исследовательская деятельность учит детей ставить и решать проблемы, которые требуют не только применение полученных знаний, но и приобретения новых в рамках самостоятельного и совместного со взрослыми исследования, раскрывает личностные качества, повышает самооценку, мотивацию, интерес к учебной деятельности, помогает школьникам чувствовать себя уверенно в нестандартных ситуациях, развивает творческие способности, критическое мышление, умение обобщать, анализировать, делать выводы.

      Обучение школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин, а также во внеурочной деятельности. 

Цели проектной деятельности:
     - Совместный поиск учащимися и педагогами новых комплексных знаний, овладение умениями использовать эти знания при создании своего интеллектуального продукта, востребованного сообществом;
     - Формирование ключевых компетенций, необходимых каждому члену современного общества, воспитание активного ответственного гражданина и творческого созидателя;
     - Переход от традиционных образовательных форм к сотрудничеству, партнерству учителя и ученика;

Задачи проектной деятельности:
     - Укрепление, совершенствование и дальнейшее творческое развитие сложившейся в школе системы проектной деятельности;
     - Вовлечение в творческое проектирование новых его членов;
     - Расширение области тематического исследования в проектной деятельности;

-Совершенствование электронной формы проектов;
     - Поиски новых направлений и форм творческого проектирования;
     - Расширение границ практического использования проектных работ учащихся;
     - Укрепление престижа участия в проектной деятельности, воспитание сознательного, ответственного отношения к занятиям в проектно -образовательной сфере;
     - Активный поиск партнёров по проектной деятельности и укрепление разнообразных взаимополезных контактов.

Все проекты, создаваемые обучающимися,- это результат их собствен-ных поисков и новое достижение в образовательном процессе. Согласно ФГОС, обучающиеся, включенные в проектную деятельность, достигают следующих планируемых образовательных результатов:

 

·                       личностных – формирование основ личностного саморазвития, готовность и способность к самостоятельной творческой деятельности;

 

·                       метапредметных – формирование умений ставить цели, реализо-вывать их, способность к сотрудничеству и информационной деятельности;

 

·                       предметных – овладение видами деятельности по получению но-вого знания в рамках учебного предмета.

 

 

 

 

Составляющие учебного проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема проекта

«Почему

Актуальность проблемы –

 

 

 

(это важно для меня лично)

мотивация

 

 

 

 

 

 

 

Цель проекта

«Зачем

Целеполагание

 

 

 

(мы делаем проект)

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи проекта

«Что

Постановка задач

 

 

 

(для этого мы делаем)

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы и способы

«Как

Выбор способов и методов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(мы можем это делать)

планирования

 

 

Результат

«Что получится

Ожидаемый результат

 

 

(как решение проблемы)

 

 

 

 

 

 

 

Введение представляет собой наиболее ответственную часть исследовательского проекта, так как содержит в жатой форме все основные, фундаментальные положения работы в целом. Введение должно включать в себя:

- объект

- предмет

- актуальность проблемы исследования

-цель

-задачи

- гипотезу (не всегда)

- методы исследования

- этапы исследования

-  практическую значимость проекта.

Объем введения по отношению ко всей работе небольшой и обычно составляет 1-2 страницы.

 

Основная часть работы может содержать 2-3 главы.

Глава 1 содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование темы исследования.

Обзор литературы по проблеме . В этой части приводятся все сведения, которые удалось собрать учащемуся по изучаемой теме. Это могут быть учебники, монографии, статьи из научно-популярных и специальных научных журналов, а также из Интернета. Описывая научные сведения, учащийся должен обязательно сделать ссылки на издания. В этой части могут быть размещены рисунки и таблицы с указанием их автора. Объем этой части  до 10 страниц.

Выводы по теоретической части должны содержать обобщение известных фактов по теме исследования, если есть, то статистические данные, подтверждающие масштаб проблемы, а так же  степень изученности проблемы, так чтобы можно было показать актуальность и оригинальность работы учащегося.

Главы 2-3 описывают практические этапы работы,    методы, которыми пользуется учащийся для достижения цели исследовательского проекта.

Практическая часть должна содержать данные, которые, учащийся сам получил в ходе наблюдения или исследования. Эти данные должны быть систематизированы в виде таблиц, графиков или рисунков и проанализированы на предмет выявления закономерности или тенденций. Поощряется проведение статистической обработки собранных данных простыми и специальными методами. Целесообразно привести иллюстрированный материал.

Выводы по практической части предоставляют основную ценность работы. Главное требование к этой части – обоснованность выводов и заключений фактическим данным, полученным самим учащимся.

Заключение обычно составляет не больше 1-2 страниц. Основное требование к заключению: оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.

Библиографический список по изученной теме литературы, интернет сайтов должен быть представлен специальным образом. Наиболее удобен в исследовательской работе учащихся алфавитный (по алфавиту фамилий авторов или заглавиям книг) способ группировки  источников. В список литературы входят все использованные в работе источники.

Приложение – это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. Оно размещается после основного текста. По содержанию среди приложений различают копии документов, статистические материалы и т.п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и др. В оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста. Каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.

Примечания особая часть основного текста. Примечания содержат разъяснения, уточнения, дополнения:

*        определение терминов или устаревших слов;

*        справочная информация о лицах, событиях, произведениях;

*        перевод иностранных слов и предложений;

*        пояснение основного текста.

Примечания помещаются в основной текст в виде сноски (подстрочно), в круглых скобках после слова, текста, после параграфов или глав.

Иллюстрации, рисунки, таблицы к исследовательской работе размещаются в целях придания излагаемому материалу ясности, конкретности, образности. Лучше их располагать сразу же после первого упоминания о них в тексте работы. Все изображения должны иметь заголовки, которые кратко характеризуют их содержание.

Цитаты в тексте работы обязательно заключаются в кавычки. На каждую цитату следует давать указание источника. После сведения частей работы в единое целое рекомендуется провести сплошную нумерацию сносок. Цитаты можно привлекать и для иллюстрации собственных суждений. Исследователь должен быть крайне аккуратен в цитировании, и тщательно следить за его правильностью. Неполная, умышленно искаженная, подогнанная под цель исследования цитата не украшает его работу и не прибавляет ей значимости.

Удачное изложение и грамотный литературный язык являются немалым достоинством работы. Текст исследования должен иметь форму рассуждения, особенностями которого являются четкость, ясность, последовательность. Не следует употреблять слишком пространные, а так же чрезмерно краткие фразы. Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я написал», «я доказал», «я считаю» и т.д. Корректнее употреблять местоимение «мы», но лучше всего использовать выражения: «на наш взгляд», «представляется, что», «можно утверждать, что», «проведенные исследования подтвердили» … и др.

В исследовательской работе допускается использование аналогий, сравнений, афоризмов, которые делают ее более привлекательной для читателя.

Общие правила оформления текста исследовательской работы

·      Объем ученической исследовательской работы должен быть не менее 25 страниц и не более 30 (не считая приложения).

·      Текст печатается на одной стороне страницы.

·      Текст должен быть выполнен в текстовом редакторе Microsoft Word, на бумаге формата А4. Поля - 2 см, основной текст - Times New Roman, кегль 14, одинарный  интервал.

·      Расположение текста на странице - по ширине, названия глав (разделов) выделены полужирным шрифтом, все страницы работы, начиная с титульного листа (на нем страницы не ставятся) нумеруются в правом нижнем углу страницы, либо внизу в центре страницы. Приложения должны быть пронумерованы в правом верхнем углу.

·       При цитировании фрагмент текста, переписываемый в работу без изменения, заключается в кавычки. После цитаты в квадратных скобках указывается порядковый номер источника в списке литературы и страница печатной работы, где эта мысль сформулирована.

·       Таблица должна иметь порядковый номер при  сквозной нумерации всех таблиц работы. Слово «таблица» и присвоенный ей порядковый номер помещается в правом верхнем углу таблицы, а ниже дается ее заголовок.

·       Все остальные средства наглядности (кроме таблиц) обозначаются как рисунки. Нумерация рисунков в работе тоже сквозная. Подпись рисунка дается под рисунком.

Типичные ошибки:

·         Проект оформлен не в соответствии с требованиями, обозначенными  в положении;

·         Отсутствие или не всегда верное оформление ссылок и сносок;

·        Оформление списка литературы и интернет источников не соответствует требованиям.

            Искусно подготовленный доклад по защите написанной работы гарантирует успех и повышает шансы выступающего на хорошую оценку. Необходимо тщательно подготовиться к процедуре публичной защиты.

            Что необходимо при этом учитывать?

            Следует помнить, что на все выступление отводится не более 5-7 минут. Ни о теме (ее уже объявили), ни о том, что было прочитано (список литературы), говорить не следует. Защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу всего содержания работы. Подготовку доклада лучше начать с продумывания его структуры. Четкое и ясное представление о работе у самого докладчика – залог понимания его аудиторией.

            Доклад можно разделить на 3 части.

I часть.

        Обоснование выбора темы, ее актуальность.

        Описание научной проблемы, способов работы над ней.

        Постановка цели и формулировка задач.

II часть. Самая большая часть по объему.

        Предоставление краткого содержания глав.

        Круг использованных источников и научных подходов к проблеме.

        Новизна работы (изучение малоизвестных источников, выдвижение определенных версий, новые подходы к решению проблемы).

        Изложение основных собственных результатов проведенного исследования.

        Использование заранее подготовленных таблиц, схем, чертежей, графиков, видеороликов, слайдов, видеофильмов.

III часть.

        Кульминация выступления.

        Основные выводы по результатам исследования.

        Предложения по практическому использованию результатов, пути решения исследованной проблемы.

        Перспективы дальнейших исследований.

Советы выступающим на  защите исследовательских работ:

· Целесообразно заранее составить письменные тезисы сообщения (кратко сформулированные основные положения): изложение существа проблемы, цели, задачи работы, мнения ученых, собственные выводы, общие результаты работы (достигнуты ли цели и задачи).

· Полезно накануне «проговорить» вслух свой доклад, засекая время (5-7 минут).

· В ходе самого выступления не следует читать по бумажке, чтобы не сложилось впечатление, что выступающий не уверен в себе, в своих знаниях.

· Необходимо помнить, что чем лучше оратор знает материал, тем увереннее он держится, яснее и убедительнее выражает  свои мысли в устной форме.

· Особое внимание обратить на речь, она должна быть грамматически точной, убедительной.

Следует избегать:

- злоупотребления иностранными словами, незнакомыми терминами;

большого количества цитат, фактов;

-наличия слов-паразитов («так сказать», «значит», «как бы» и др.);

- преувеличенно громкой, эмоциональной, или, наоборот, скованной и невнятной речи;

- монотонности выступления, меняя темп и интонацию речи;

- искажения слова, его смысла или неверного ударения.

· Стараться использовать простые предложения, точные формулировки.

· Можно потренировать  свою речь и умение выступать перед аудиторией, записывая себя на аудио или видеокассету.

· Научиться четко, по существу, отвечать на вопросы по теме исследования.

· Не забывать – перед тем, как отвечать на заданный вопрос, принято благодарить его автора.

· Подготовить заранее качественный иллюстративный материал – таблицы, карты, рисунки и т.д.

· Обратить внимание на культуру оформления представленных материалов (самой работы, наглядных материалов, включая мультимедиа – презентации, газеты, видеофильмы и др.).

· Собственный внешний вид должен быть в меру демократичный и в меру консервативный.

 


 

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Переход от традиционных образовательных форм к сотрудничеству, партнерству учителя и ученика;

Переход от традиционных образовательных форм к сотрудничеству, партнерству учителя и ученика;

Объем введения по отношению ко всей работе небольшой и обычно составляет 1-2 страницы

Объем введения по отношению ко всей работе небольшой и обычно составляет 1-2 страницы

Примечания помещаются в основной текст в виде сноски (подстрочно), в круглых скобках после слова, текста, после параграфов или глав

Примечания помещаются в основной текст в виде сноски (подстрочно), в круглых скобках после слова, текста, после параграфов или глав

Подготовку доклада лучше начать с продумывания его структуры

Подготовку доклада лучше начать с продумывания его структуры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2021