ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускника, не только знающего школьную программу, но и мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.
Проектная
деятельность является составной частью образовательного процесса школы и
проходит в урочное и внеурочное время в течение учебного года. Проектная
деятельность школьников — это познавательная, учебная, исследовательская и
творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи,
которое представлено в виде проекта. Под проектной деятельностью коллектив
школы понимает целенаправленно организованную научно-исследовательскую работу,
проводимую творческими коллективами (учителей и учеников). В процессе такой
работы происходит самостоятельное освоение участниками комплексных научно-практических
знаний и ключевых компетенций.
Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего
творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя
индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания,
принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность,
направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Её
результатом является создание собственного интеллектуального продукта в
современной электронной форме, предназначенного для активного применения в
научно-познавательной практике сегодняшнего времени.
А для педагога проект - это интегративное дидактическое средство
развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать
специфические умения и навыки проектирования: постановка проблемы,
целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и
само презентация, а также поиск информации, практическое применение
академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая
деятельность.
Проектно-исследовательская работа в школе - это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий. Основное отличие такой деятельности от традиционного обучения - это то, что учащиеся, получая навыки сотрудничества, развитие поисковых и исследовательских умений, самостоятельной работы по приобретению новых знаний, развивают специфическое качество мышления, ориентированное на созидание.
Проектно-исследовательская деятельность учит детей ставить и решать проблемы, которые требуют не только применение полученных знаний, но и приобретения новых в рамках самостоятельного и совместного со взрослыми исследования, раскрывает личностные качества, повышает самооценку, мотивацию, интерес к учебной деятельности, помогает школьникам чувствовать себя уверенно в нестандартных ситуациях, развивает творческие способности, критическое мышление, умение обобщать, анализировать, делать выводы.
Обучение школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин, а также во внеурочной деятельности.
Цели проектной деятельности:
- Совместный поиск учащимися и педагогами новых комплексных знаний,
овладение умениями использовать эти знания при создании своего
интеллектуального продукта, востребованного сообществом;
- Формирование ключевых компетенций, необходимых каждому члену
современного общества, воспитание активного ответственного гражданина и
творческого созидателя;
- Переход от традиционных образовательных форм к сотрудничеству,
партнерству учителя и ученика;
Задачи проектной деятельности:
- Укрепление, совершенствование и дальнейшее творческое развитие
сложившейся в школе системы проектной деятельности;
- Вовлечение в творческое проектирование новых его членов;
- Расширение области тематического исследования в проектной деятельности;
-Совершенствование
электронной формы проектов;
- Поиски новых направлений и форм творческого проектирования;
- Расширение границ практического использования проектных работ учащихся;
- Укрепление престижа участия в проектной деятельности, воспитание
сознательного, ответственного отношения к занятиям в проектно -образовательной
сфере;
- Активный поиск партнёров по проектной деятельности и укрепление
разнообразных взаимополезных контактов.
Все проекты, создаваемые обучающимися,- это результат их собствен-ных поисков и новое достижение в образовательном процессе. Согласно ФГОС, обучающиеся, включенные в проектную деятельность, достигают следующих планируемых образовательных результатов:
· личностных – формирование основ личностного саморазвития, готовность и способность к самостоятельной творческой деятельности;
· метапредметных – формирование умений ставить цели, реализо-вывать их, способность к сотрудничеству и информационной деятельности;
· предметных – овладение видами деятельности по получению но-вого знания в рамках учебного предмета.
|
|
Составляющие учебного проекта |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
||||
|
Проблема проекта |
«Почему?» |
Актуальность проблемы – |
|
|
||||
|
(это важно для меня лично) |
мотивация |
|
|
|||||
|
|
|
|
||||||
|
Цель проекта |
«Зачем?» |
Целеполагание |
|
|
||||
|
(мы делаем проект) |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|||||
|
Задачи проекта |
«Что?» |
Постановка задач |
|
|
||||
|
(для этого мы делаем) |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|||||
|
Методы и способы |
«Как?» |
Выбор способов и методов |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
||||
|
(мы можем это делать) |
планирования |
|
|
|||||
Результат |
«Что получится?» |
Ожидаемый результат |
|
|
|||||
(как решение проблемы) |
|
|
|||||||
|
|
|
|
||||||
Введение представляет собой наиболее ответственную часть исследовательского проекта, так как содержит в жатой форме все основные, фундаментальные положения работы в целом. Введение должно включать в себя:
- объект
- предмет
- актуальность проблемы исследования
-цель
-задачи
- гипотезу (не всегда)
- методы исследования
- этапы исследования
- практическую значимость проекта.
Объем введения по отношению ко всей работе небольшой и обычно составляет 1-2 страницы.
Основная часть работы может содержать 2-3 главы.
Глава 1 содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование темы исследования.
Обзор литературы по проблеме . В этой части приводятся все сведения, которые удалось собрать учащемуся по изучаемой теме. Это могут быть учебники, монографии, статьи из научно-популярных и специальных научных журналов, а также из Интернета. Описывая научные сведения, учащийся должен обязательно сделать ссылки на издания. В этой части могут быть размещены рисунки и таблицы с указанием их автора. Объем этой части до 10 страниц.
Выводы по теоретической части должны содержать обобщение известных фактов по теме исследования, если есть, то статистические данные, подтверждающие масштаб проблемы, а так же степень изученности проблемы, так чтобы можно было показать актуальность и оригинальность работы учащегося.
Главы 2-3 описывают практические этапы работы, методы, которыми пользуется учащийся для достижения цели исследовательского проекта.
Практическая часть должна содержать данные, которые, учащийся сам получил в ходе наблюдения или исследования. Эти данные должны быть систематизированы в виде таблиц, графиков или рисунков и проанализированы на предмет выявления закономерности или тенденций. Поощряется проведение статистической обработки собранных данных простыми и специальными методами. Целесообразно привести иллюстрированный материал.
Выводы по практической части предоставляют основную ценность работы. Главное требование к этой части – обоснованность выводов и заключений фактическим данным, полученным самим учащимся.
Заключение обычно составляет не больше 1-2 страниц. Основное требование к заключению: оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.
Библиографический список по изученной теме литературы, интернет сайтов должен быть представлен специальным образом. Наиболее удобен в исследовательской работе учащихся алфавитный (по алфавиту фамилий авторов или заглавиям книг) способ группировки источников. В список литературы входят все использованные в работе источники.
Приложение – это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. Оно размещается после основного текста. По содержанию среди приложений различают копии документов, статистические материалы и т.п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и др. В оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста. Каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.
Примечания – особая часть основного текста. Примечания содержат разъяснения, уточнения, дополнения:
* определение терминов или устаревших слов;
* справочная информация о лицах, событиях, произведениях;
* перевод иностранных слов и предложений;
* пояснение основного текста.
Примечания помещаются в основной текст в виде сноски (подстрочно), в круглых скобках после слова, текста, после параграфов или глав.
Иллюстрации, рисунки, таблицы к исследовательской работе размещаются в целях придания излагаемому материалу ясности, конкретности, образности. Лучше их располагать сразу же после первого упоминания о них в тексте работы. Все изображения должны иметь заголовки, которые кратко характеризуют их содержание.
Цитаты в тексте работы обязательно заключаются в кавычки. На каждую цитату следует давать указание источника. После сведения частей работы в единое целое рекомендуется провести сплошную нумерацию сносок. Цитаты можно привлекать и для иллюстрации собственных суждений. Исследователь должен быть крайне аккуратен в цитировании, и тщательно следить за его правильностью. Неполная, умышленно искаженная, подогнанная под цель исследования цитата не украшает его работу и не прибавляет ей значимости.
Удачное изложение и грамотный литературный язык являются немалым достоинством работы. Текст исследования должен иметь форму рассуждения, особенностями которого являются четкость, ясность, последовательность. Не следует употреблять слишком пространные, а так же чрезмерно краткие фразы. Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я написал», «я доказал», «я считаю» и т.д. Корректнее употреблять местоимение «мы», но лучше всего использовать выражения: «на наш взгляд», «представляется, что», «можно утверждать, что», «проведенные исследования подтвердили» … и др.
В исследовательской работе допускается использование аналогий, сравнений, афоризмов, которые делают ее более привлекательной для читателя.
Общие правила оформления текста исследовательской работы
· Объем ученической исследовательской работы должен быть не менее 25 страниц и не более 30 (не считая приложения).
· Текст печатается на одной стороне страницы.
· Текст должен быть выполнен в текстовом редакторе Microsoft Word, на бумаге формата А4. Поля - 2 см, основной текст - Times New Roman, кегль 14, одинарный интервал.
· Расположение текста на странице - по ширине, названия глав (разделов) выделены полужирным шрифтом, все страницы работы, начиная с титульного листа (на нем страницы не ставятся) нумеруются в правом нижнем углу страницы, либо внизу в центре страницы. Приложения должны быть пронумерованы в правом верхнем углу.
· При цитировании фрагмент текста, переписываемый в работу без изменения, заключается в кавычки. После цитаты в квадратных скобках указывается порядковый номер источника в списке литературы и страница печатной работы, где эта мысль сформулирована.
· Таблица должна иметь порядковый номер при сквозной нумерации всех таблиц работы. Слово «таблица» и присвоенный ей порядковый номер помещается в правом верхнем углу таблицы, а ниже дается ее заголовок.
· Все остальные средства наглядности (кроме таблиц) обозначаются как рисунки. Нумерация рисунков в работе тоже сквозная. Подпись рисунка дается под рисунком.
Типичные ошибки:
· Проект оформлен не в соответствии с требованиями, обозначенными в положении;
· Отсутствие или не всегда верное оформление ссылок и сносок;
· Оформление списка литературы и интернет источников не соответствует требованиям.
Искусно подготовленный доклад по защите написанной работы гарантирует успех и повышает шансы выступающего на хорошую оценку. Необходимо тщательно подготовиться к процедуре публичной защиты.
Что необходимо при этом учитывать?
Следует помнить, что на все выступление отводится не более 5-7 минут. Ни о теме (ее уже объявили), ни о том, что было прочитано (список литературы), говорить не следует. Защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу всего содержания работы. Подготовку доклада лучше начать с продумывания его структуры. Четкое и ясное представление о работе у самого докладчика – залог понимания его аудиторией.
Доклад можно разделить на 3 части.
I часть.
− Обоснование выбора темы, ее актуальность.
− Описание научной проблемы, способов работы над ней.
− Постановка цели и формулировка задач.
II часть. Самая большая часть по объему.
− Предоставление краткого содержания глав.
− Круг использованных источников и научных подходов к проблеме.
− Новизна работы (изучение малоизвестных источников, выдвижение определенных версий, новые подходы к решению проблемы).
− Изложение основных собственных результатов проведенного исследования.
− Использование заранее подготовленных таблиц, схем, чертежей, графиков, видеороликов, слайдов, видеофильмов.
III часть.
− Кульминация выступления.
− Основные выводы по результатам исследования.
− Предложения по практическому использованию результатов, пути решения исследованной проблемы.
− Перспективы дальнейших исследований.
Советы выступающим на защите исследовательских работ:
· Целесообразно заранее составить письменные тезисы сообщения (кратко сформулированные основные положения): изложение существа проблемы, цели, задачи работы, мнения ученых, собственные выводы, общие результаты работы (достигнуты ли цели и задачи).
· Полезно накануне «проговорить» вслух свой доклад, засекая время (5-7 минут).
· В ходе самого выступления не следует читать по бумажке, чтобы не сложилось впечатление, что выступающий не уверен в себе, в своих знаниях.
· Необходимо помнить, что чем лучше оратор знает материал, тем увереннее он держится, яснее и убедительнее выражает свои мысли в устной форме.
· Особое внимание обратить на речь, она должна быть грамматически точной, убедительной.
Следует избегать:
- злоупотребления иностранными словами, незнакомыми терминами;
большого количества цитат, фактов;
-наличия слов-паразитов («так сказать», «значит», «как бы» и др.);
- преувеличенно громкой, эмоциональной, или, наоборот, скованной и невнятной речи;
- монотонности выступления, меняя темп и интонацию речи;
- искажения слова, его смысла или неверного ударения.
· Стараться использовать простые предложения, точные формулировки.
· Можно потренировать свою речь и умение выступать перед аудиторией, записывая себя на аудио или видеокассету.
· Научиться четко, по существу, отвечать на вопросы по теме исследования.
· Не забывать – перед тем, как отвечать на заданный вопрос, принято благодарить его автора.
· Подготовить заранее качественный иллюстративный материал – таблицы, карты, рисунки и т.д.
· Обратить внимание на культуру оформления представленных материалов (самой работы, наглядных материалов, включая мультимедиа – презентации, газеты, видеофильмы и др.).
· Собственный внешний вид должен быть в меру демократичный и в меру консервативный.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.