МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
«Игры и игрушки обских угров
как средство воспитания детей Севера»
Номинация исследовательской работы: традиционная культура
Работу выполнила:
ученица 3-Г класса
МБОУ СОШ № 10 с УИОП
Руководитель:
Илюшкина Ольга Александровна
г.Сургут
2016г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………..……….....3
1.Основная часть.
1.1. Роль игрушки и игры в жизни обских угров………………………….5
1.2. Игры и игрушки мальчиков………………………………………….…7
1.3. Игры и игрушки девочек……………………………………………….9
1.4. Классификация кукол…………………………………........................10
2. Заключение……………………………………….……………………...12
3. Список использованной литературы и Интернет ресурсов…………..13
4. Приложения………………………………………………………...……14
Введение
В этом году на уроке ИЗО мы изучали материал по теме «Твои игрушки», готовили сообщения о народных игрушках, о своих любимых играх и игрушках, влиянии их на наше воспитание. Ни для кого не секрет, что игрушка и игра являются важными участниками жизни каждого ребенка. Игры и игрушки не только развлекают, но и учат будущей взрослой жизни, являются средством воспитания любого человека. Мои одноклассники готовили сообщения о дымковских, филимоновских, богородских, городецких игрушках. Рассказывали о подвижных играх, в которые играют на уроке физкультуры и на переменах, о настольных, компьютерных, развивающих играх, которые нравятся им. Казалось, что эту тему мы очень хорошо раскрыли. Я настолько была увлечена изучаемой темой, что решила узнать, а какие игры и игрушки у наших коренных народов, как их игры и игрушки влияют на воспитание детей.
Гипотеза: игры и игрушки обских угров влияют на воспитание детей.
Объект исследования: средства воспитания
Предмет исследования: игры и игрушки
Цель исследования: проанализировать роль игр и игрушек обских угров в воспитании детей.
Задачи исследования:
1. Изучить литературные и электронные источники об особенностях воспитания обских угров.
2. Раскрыть значение игр и игрушек в воспитании детей обских угров.
3. Исследовать и классифицировать традиционные игрушки коренных народов Севера.
4. Сделать выводы по проделанной работе.
5. Сделать буклет «Технология изготовления куклы-растения Клюквинки»; книгу игр народов ханты и манси, вкоторые можно играть на перемене в школе; изготовить национальную куклу.
Этапы выполнения работы вытекают из поставленных задач (Приложение 1)
Методы и приемы исследования:
- изучение;
- описание;
- работа с информационными источниками.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы:
- на классных часах;
- на уроках ИЗО и технологии;
- в работе службы «Знайки»
Основная часть
1.1. Роль игрушки и игры в жизни обских угров
В традиционной семье обских угров к игрушкам относились очень серьезно. В каждой местности, в каждой семье были свои игрушки, свои куклы. В некоторых семьях они передавались по наследству. С самых ранних лет ханты и манси приучали детей самостоятельно делать игрушки. Мастеря что-либо, ребенок осмысляет назначение и осваивает технологию изготовления заинтересовавшего его предмета, а в игре учится пользоваться сделанной вещью. В изготовлении игрушек используется природный материал: дерево, береста, трава, веточки, шишки, щепки, камешки, глина, кожа, мех. Игрушками детей могли быть косточки рыб, птиц, животных, зверюшек, их головы, лапы, перья, шкуры, хвосты, уши, клювы. Среди игрушек всегда есть куски сетей, старые капканы, части ловушек для охоты и рыболовства. Для того чтобы сделать свистульки, использовали листья и стебли растений, тонкие полоски бересты. С помощью свистулек можно было подражать голосам птиц и зверьков. Для маленьких детей делали погремушки из бересты, птичьих пузырей боровой дичи. Внутрь пузыря клали дробинки или камушки. Погремушки подвязывали к люльке ребёнка. Считалось, что колокольчики, бубенчики и погремушки отпугивают злых духов. Кроме этого, по звону колокольчика или погремушки родители определяли, где находится ребёнок, чем занимается.
Игрушка народов Севера является носителем информации, развивает в ребенке различные способности: мышление, внимание, память, терпение, сообразительность, ловкость, упорство и много других качеств, которые пригодятся ему в жизни. Игры и состязания приучают ребенка с малых лет жить в подвижном режиме; они помогают ему приблизиться к физическому совершенству. В результате детский организм становится устойчивым к воздействию экстремальных факторов окружающей среды.
Игры и игрушки для детей ханты и манси выполняют также функцию экологического воспитания. Они открывают красоту и богатство природы. Дети, играя на свежем воздухе, обращают внимание на зелень леса, красоту неба и реки. В детском сознании закладывается понимание, что ко всему окружающему миру нужно относиться бережно. В поселениях, в лесу и на угодьях не услышишь дикого хохота, крика, визга. Дети приучаются не причинять беспокойства птицам, зверям, рыбам, знают, что в лесу надо ходить тихо и осторожно. Игровая деятельность детей направлена на то, чтобы познать окружающую действительность, усвоить обычаи, традиции своего народа и, конечно, овладеть ими.
Вторая по значимости роль игр заключается в подготовке ребенка с раннего возраста к освоению традиционных промыслов и осмыслению результатов производственной деятельности прошлых поколений. Воспитание у подрастающего поколения трудового усердия являлось повседневной заботой старших - родителей, братьев и сестер, а также бабушек и дедушек. Они весьма серьезно и поощрительно относились к играм и состязаниям детей, видя в этих занятиях действенное средство пробуждения в душе ребенка любви к тайге, к оленеводству, охоте и рыбному промыслу, а значит, воспитания будущего кормильца, оленевода и охотника, воина-защитника, будущей хранительницы домашнего очага.
Игрушки у обско-угорских народов являются не только средством развлечения и вхождения во взрослую жизнь, но и орудием воспитательного воздействия. Игрушка являлась носителем информации, развивала эмоциональную сферу и творческие способности ребенка, подготавливала его к взрослой жизни.
Игры и состязания характеризуются универсальностью, комплексностью своего воздействия на формирование физически крепкой и духовно богатой личности. С помощью игры у народов Севера передавался накопленный опыт старшего поколения к младшему.
Игры и состязания закаляли ребенка, укрепляли его здоровье, благотворно влияли на его физическое развитие, приучая его с малых лет жить в подвижном режиме; они помогали ему приближаться к физическому совершенству. В результате детский организм становился устойчивым к воздействию экстремальных факторов окружающей среды. Игры и игрушки для детей ханты и манси выполняли также функцию экологического воспитания. Они открывали им красоту и богатство природы, сближали их с ней. Благодаря этому в детском сознании закладывалось понимание того, что ко всему окружающему миру нужно относиться бережно.
Для развлечения малышей служила игрушка - жужжалка. Это небольшой деревянный кружок размером с большую пуговицу. В центре – два отверстия. В них продёргивают нить и концы связывают. Нужно взять концы нитки в руки и раскручивать кружок, немного сближая руки. Если руки развести, нить натягивается и кружочек издает жужжание. Эта игра очень нравится детям. Хорошее развлечение для маленьких детей - волчок или юла. У народов ханты и манси существует дифференцированный подход к воспитанию мальчика и девочки. У мальчика воспитывают выносливость, трудолюбие, правдивость, преданность семье, в девочке – хозяйственность, мастерство в приготовление пищи, изготовлении одежды, обуви, утвари. Поэтому некоторые игры и игрушки девочек и мальчиков обских угров отличаются.
1.2. Игры и игрушки мальчиков
Игрушки и игры мальчиков можно разделить на четыре группы: бытовые, охотничьи, оленеводческие и рыболовные. С раннего возраста ребенок получает нож и учится работать топором и другими простыми инструментами.
В качестве игрушек раньше часто делали детские луки со стрелами, обычно из прутьев ивняка. В старину мальчики упражнялись в стрельбе по неподвижным целям, они развевали меткость и остроту зрения. Лук с древности был самой любимой игрушкой у мальчиков.
Первый лук ребенку делали взрослые. Но в 6 – 7 лет мальчики уже сами умели делать для себя лук и стрелы. Обычно детский лук готовится из одного слоя дерева. Но пока ребенок рос, лук переделывался несколько раз и усложнялся. Постепенно он становился настоящим оружием, с помощью которого можно добывать мелких зверьков и птиц. К десяти годам луки у мальчиков настолько сложные, что отличаются от луков взрослых лишь своими размерами.
У маленького ребенка среди игрушек всегда есть настоящие старые капканы, части ловушек и прочие мелочи, открывающие перед ним мир охотника. Сначала его забавляет движение механизма ловушки, затем начинает интересовать ее назначение. Поначалу он ловит воображаемого зверя. Отец делает ему маленькую ловушку. Затем вещь усложняется до тех пор, пока она так же, как и лук, не станет настоящим орудием.
Дети ханты используют эти игрушки и в спортивно-охотничьих играх. Уже с 7 – 8-летнего возраста мальчик учится самостоятельно запрягать оленей и править запряжкой. У детей есть игрушки, позволяющие этому научиться: набитые волосом хомутики, костяные недоуздки, упряжь из кожи, сукна или тряпочек, нарточки самых разнообразных размеров.
Игрушки обучают детей и рыбной ловле: сети из кусков мережи, деревянные лодочки, весла, вешала для просушки неводов и вяленья рыбы, ловушки для рыбы – небольшие плетенные из прутьев морды, гымги. Есть игрушечные удочки с крючками. Раньше их делали из дерева или кости, а теперь – и из булавок и гвоздиков. Ими можно ловить рыбу.
Таким образом, игрушки мальчиков заключают в себе определенный воспитательно – образовательный комплекс. Они являются основным средством подготовки ребенка к традиционному труду его предков, который требовал длительного, постепенного формирования у детей нужных качеств и специальных навыков. С помощью игрушек ребенок приобретает личный живой опыт, который позволяет ему полнее представить себе реальный окружающий мир своего народа.
1.3. Игры и игрушки девочек
С раннего детства родители старались занять своих детей какой-нибудь яркой игрушкой. Для девочек шили из ненужных отрезков разных тканей кукол, и они играли, подражая матери и страшим сёстрам: кормили, качали на руках, укладывали в постель и убаюкивали, напевая колыбельную. Из лоскутков материи мастерили для своих кукол постель, одежду. Кроме кукол, игрушками девочек были всевозможные флакончики, разноцветные осколки разбитой посуды, устаревшая и ненужная в хозяйстве посуда: деревянные ложки, чашки, блюдца, чайники. С таких игр начиналось постепенное становление помощницы матери, приобщение к семейным хозяйственным делам.
Первая кукла-игрушка у девочек появляется примерно в 3 – 4 года. У каждой девочки ханты есть собственный рукодельный и кукольный мешочки. В первом хранятся принадлежности для шитья, а во втором – куклы с их нарядами. Уже с 5 и до 7 лет девочка сама может сделать куколку. Размеры куклы не должны превышать размера детской ладони, таким образом куклы растут вместе с девочкой. Минимальный размер куклы – не меньше мизинца. В 10 – 12 лет девочка у северных народов должна освоить много женских умений: выделку оленьих шкур, рыбьей кожи, выделку берестяной утвари. Игрушки позволяют передать традиции национального искусства. Куклы девочек имеют богатый гардероб и хозяйство.
Создание кукол и кукольного хозяйства контролируется старшими родственницами. Нельзя повторять образ чужих кукол, нельзя создавать персонажи, копирующие конкретных живых людей. Кукла не должна содержать личностных характеристик какого-либо человека во избежание принятия его души. По окончании игры куклу необходимо разобрать, чтобы она не ожила. Лоскутки ткани, образовавшие голову и туловище, расправляются и хранятся самостоятельно. Время общения с куклами возможно только в светлое время суток.
Играя в куклы, девочка осваивала «школу материнства». По тому, как она обращалась со своими игрушками, можно было судить, какой хозяйкой будет девочка. В куклах и в других игрушках девочки старались точно передать отличительные особенности национальной культуры.
1.4. Классификация кукол
Куклы-люди. Тряпичные куклы, изображающие людей, обские ханты называли «акань», а тромаганские - «пакы». Куклы изготавливались и из клюва водоплавающей птицы с прилегающей к ней шкуркой, на которую нашивались вертикальные цветные полоски ткани, а сверху надевалась меховая одежда, такая же, как и у взрослых. Голова из клюва связана с образом женской богини Калтащ - «Земной матери». Ханты изображали Калтащ в образе гусыни, утки. Она оберегает душу новорожденного, заботится о людях. Существовало много вариантов таких кукол. Голова из клюва лебедя обозначала шамана, большого гуся - мужчину; маленького гуся - маму; уточки - невесту; темный, с наростами - бабушку. Кукол-мужчин изготавливали из грубой плотной ткани, сукна или сатина. Одежду такой кукле шили из меха мелких грызунов и кожи. Для таких кукол изготавливали мужские орудия труда, инвентарь, средства передвижения (лыжи, нарты, оленей из щепок, промысловые снасти и т. п.). Куклы-люди «нёрым-ях» имеют пол и, что удивительно, возраст: мальчики и девочки, старики и старухи (Приложение 2).
Куклы-растения. Куклы-деревья изготавливались из ткани с длинными распущенными волосами из ниток, имитирующими крону дерева. В игре такие куклы были просто декорациями и стояли неподвижно. Они представляли собой деревья, кусты, ягоды. Куклы-ягодки были тоже неподвижны, в основном они сидели, расправив вокруг себя подол платья. У этих кукол не было волос, их головы покрывали платки, цвет которых соответствовал цвету той или иной ягодки. Самыми яркими куколками-ягодками были «Морошка» и «Клюквинка». Постоянной соседкой такой ягодки была куколка из травы «Травы пырея косичка». Основу такой куклы делали из травы пырея, заплетенного в косу. Наряжали ее в лоскуты разноцветной ткани и мешковины. «Клюквинка» и «Травы пырея косичка» - парные персонажи хантыйских сказок, в которых клюквинка выступает самой трудолюбивой. Она занимается рукоделием, готовит, следит за хозяйством (Приложения 3).
Куклы-духи. Были еще и куклы духи, которые использовались в разных обрядах, и куклы-страшилки. Последние куклами собственно и не являлись. Скорее всего, они были способом выражения недовольства, негодования, несогласия. В культуре народа ханты детям запрещено обзывать друг друга, недопустимо дурно отзываться о взрослых. Поэтому кукла-страшилка брала на себя весь негатив. Если младшие братья и сестры не слушались или старшая сестра упрямилась, то в ответ показывалась, а взрослым незаметно подбрасывалась такая кукла. Такую куклу мастерили втайне от взрослых. Делали ее из разрезанных лоскутков ткани, и никогда не разбирали. Если взрослые находили такую игрушку, они ругали своих детей (Приложения 4).
Заключение
В начале своей работы мною была выдвинута гипотеза влияют ли игры и игрушки на воспитание детей обских угров. В процессе работы и изучения материала, я пришла к выводу, что незамысловатые, на первые взгляд, игрушки обско – угорских народов являются не только средством развлечения и вхождения во взрослую жизнь, но и выполняют огромную воспитательную роль. Через игру дети рано вовлекались в процесс производственной деятельности. Воспитание у подрастающего поколения трудового усердия являлось повседневной заботой старших - родителей, братьев и сестер, а также бабушек и дедушек. Они весьма серьезно и поощрительно относились к играм и состязаниям детей, видя в этих занятиях действенное средство пробуждения в душе ребенка любви к тайге, к оленеводству, охоте и рыбному промыслу, а значит, воспитания будущего кормильца, оленевода и охотника, воина-защитника, будущей хранительницы домашнего очага. Моя гипотеза подтвердилась.
Эта работа меня настолько увлекла, что я решила поделиться своими знаниями по этой теме со своими одноклассниками. Как представитель службы «Знайки», я выступила с этой работой на классном часе, на уроке технологии провела мастер – класс по изготовлению национальной куклы (Приложение 5), изготовила буклет «Технология изготовления куклы-растения Клюквинки» (Приложение 6) и книгу игр народов ханты и манси, в которые можно играть на перемене в школе (Приложение 7), которая пополнила нашу классную библиотеку.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи, поставленные нами, выполнены, цель достигнута.
Список использованной литературы и Интернет ресурсов
1. Городенко Д. Устное народное творчество народов ханты и манси.// Югра.- №9-10, 2000.
2. Сказки и куклы Нёрым-ях/ сост. Т.А. Исаева и О.В. Стародубова; пер. с языка ханты О.И. Щербакова, пер. на английский Е.В. Рогачева; Сургутский краеведческий музей. – Тюмень: Мандр и Ка, 2006г.
3. Кравченко Виктория «Роль традиционных игр и игрушек в воспитании детей народов ханты и манси» [электронный ресурс] http://nsportal.ru/ap/library/khud-prikl-tvorchestvo/rol-tradits-igr-i-igrushek-v
4. Новикова Наталья «Национальные игрушки народов ханты и манси» [электронный ресурс] http://cbs.wh.admmegion.ru/company/news/512/
5. А. В. Орехова «Традиции семейного воспитания ханты» [электронный ресурс] http://sibac.info/index.php/2013-02-16-07-22-01
6. Тамазлыкарь Марина Николаевна «Игры и игрушки народов ханты» [электронныйресурс] http://surwiki.admsurgut.ru/wiki/index.php/%D0% D1%8B
Приложение 1
Этапы выполнения работы
Этап |
Срок |
Примечание |
I |
сентябрь |
Сбор информации |
II |
октябрь |
Работа над вводной частью и основной частью проекта. |
III |
ноябрь |
Работа над заключительной частью проекта. Изготовление памятки, книжки -малышки, проведение мастер-класса, выступление на классном часе. Подведение итогов. |
Приложение 2
Куклы – люди
Рис.1 Национальная кукла Акань
Рис. 2. Кукла пакы
Приложение 3
Куклы – растения
Приложение 4
Куклы – страшилки
Приложение 5
Мастер – класс по изготовлению национальной куклы «Клюквинка»
Интересные факты о клюкве
1.Клюква, собранная поздней осенью, благодаря наличию в ней
бензойной кислоты, сохраняется свежей в течение 1—2-х лет .
2. .Ягоды клюквы почти на 90 %
состоят из воды .
3. Хорошая спелая колюква подпрыгивает, если упадёт на тв1рдую поверхность
4..Некоторым кустам клюквы более 100 лет
5. Родовое название клюквы происходит от греческих слов «oxis» — острый, кислый и «coccus» — шаровидный, т.е. дословно «кислый шарик».
7. Кислый клюквенный сок помогает от стресса и депрессий
Приложение 6
ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ-РАСТЕНИЯ КЛЮКВИНКИ
г.Сургут
2016 г.
Пошаговое изготовление КУКЛЫ-РАСТЕНИЯ КЛЮКВИНКИ
1. Подготовить три лоскутка ткани
.
2. Этот цвет ткани символизирует болото. Клюква растет на болоте.
3. Этот цвет ткани символизирует листочки ягоды
4. А это сама ягодка. Клюква красного цвета
5. Сначала на стол положить
лоскуток ткани –«болото»
6. Сверху на него положить лоскуток ткани – «листочки»
.
7. Поверх двух лоскутков ткани положить кусочек ваты
8. Перевернуть лоскутки так, чтобы вата оказалась внутри. Хорошо завязать нитками.
9. Сверху завязать косыночкой красный лоскуток ткани. Наша кукла готова
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.