Тема: «Образ Дома в русской литературе»
Цели проекта:
1)Дать понятие о роли «дома» в целом.
2) выяснить смысловое содержание образа дома и его художественную функцию в творчестве русских писателей.
3)Воспитание интереса к изучению литературных произведений.
Задачи:
- Определить традиции русской классической литературы в раскрытии темы родного дома.
- Исследовать судьбу Дома в литературе 19, 20 веков в творчестве разных писателей.
- определить многогранность роли «дома» в произведениях литературы, в жизни человека.
Актуальность: Тема дома всегда будет актуальна. Дом, семья - вот что самое главное в жизни любого из нас.
Гипотеза:
«Если в доме пребывает мир, если брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей, то тот дом счастлив». (И.С. Шмелёв «Лето Господне»).
Практическая значимость проекта на сегодняшний день состоит в том, что его материалы могут быть использованы для подготовки к экзамену по литературе, при подготовки к олимпиадам, при поступлении в ВУЗ, а также к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку, связанных с комплексным анализом текста, а также показать многогранность роли Дома в литературных произведениях.
Есть в русской литературе мотивы и образы, одним из них в литературе 19 и 20 веков является мотив Дома. Дом не только как жилище, местообитание, но как быт и стиль жизни, надёжный, привычный, устоявшийся уклад и порядок, традиции, вкусы, культура семьи. А для нашего кризисного времени характерна сокровенная мечта о доме, как месте, где можно укрыться от жизненных бурь, где рядом самые близкие, где тебя всегда поймут и помогут.
Каждому из сегодняшних старшеклассников предстоит в скором времени заботиться о собственном доме, создавая его или принимая в наследство.
Но чтобы Дом, даже если это скромная городская квартира, был не четырьмя стенами, а прибежищем души, необходимо понять его роль, устройство, образ жизни в русской культурной традиции, литературе.
Каким же видел и созидал народ свой Дом? Каким воплотился он в творчестве русских писателей? Эти вопросы мы попытаемся осветить в проекте «Образ Дома в русской литературе».
Тема дома и семьи - одна из сквозных тем как в мировой литературе вообще, так и в русской - в частности. Ее отголоски слышны еще в древнерусских художественных произведениях. О любимом муже Игоре тоскует, плача на путивльской стене, княгиня Ярославна ( «Слово о полку Игореве»).
Через все жизненные испытания проносят любовь и верность муромский князь Петр и его супруга, мудрая женщина из простого народа, Феврония ( «Повесть о Петре и Февронии Муромских»), а в конце жизни герои, принявшие монашество и живущие в разных монастырях, даже уходят из жизни в один день, и тела их, как гласит легенда, оказываются в одном гробу. Это ли не доказательство преданности мужа и жене друг другу?!
Ю.М. Лотман писал: «История проходит через Дом человека, через его частную жизнь».
Эта тема поднимается в Библии, в произведениях А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, М.А.Булгакова, В.Распутина, А.И.Солженицына. («Притча о блудном сыне», повесть «Станционный смотритель», «Песня про купца Калашникова…», романы «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита», повесть «Прощание с Матёрой», рассказ «Матренин двор».)
Вспомните описание дома в повести «Станционный смотритель» до и после отъезда Дуни. Пока Дуня живёт с отцом, дома чисто, уютно. «Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала». А когда дочь уехала, в доме Самсона Вырина всё изменилось, «все кругом показывало ветхость и небрежение».
Роль «Дома» в произведениях художественной литературы
Образ Дома встречается во многих художественных произведениях русской литературы. Есть дома, о которых мечтает странствующий герой, когда он стремится всей душой, как спешил Чацкий в дом Фамусова; герой комедии Грибоедова «Горе от ума» возвращался в дом, который в свое время оставил и который являлся для него по сути родным домом.
Когда ж пространствуешь, воротишься домой,
И дым Отечества нам сладок и приятен.
Образ Дома получил свое развитие и в творчестве Н.В. Гоголя. Стоит отметить, как удачно и новаторски Гоголь подошёл к использованию образа Дома, как подкрепляющего инструмента для формирования портрета своих героев.
В «Мертвых душах» дома Собакевича, Манилова, Коробочки, Плюшкина выступают не просто фоном для этих героев - это полноценные элементы их портрета. Зачастую рисование образа героя начинается именно с дома: «Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно. Местами был он в один этаж, местами в два; на темной крыше, не везде надежно защищавшей его старость, торчали два бельведера один против другого, оба уже пошатнувшиеся, лишенные когда-то покрывавшей их краски. Стены дома ощеливали местами нагую штукатурную решетку и, как видно, много потерпели от всяких непогод, дождей, вихрей и осенних перемен. Из окон только два были открыты, прочие были заставлены ставнями или даже забиты досками.
Таким образом, мир гоголевской поэмы населен множеством персонажей, и все они окружены вещами, которые усиливают зримость изображаемого мира, характеризуют его обладателей, а иногда вырастают до символа.
Дом-это место, где проходит детство, юность, вся жизнь человека ,это своего рода убежище ,в котором можно спрятаться от жизненных невзгод ,как прячутся герои романа М.А.Булгакова « Белая гвардия».
В русской литературе образ Дома предстает многогранным: иногда это изба(Есенин),иногда усадьба(Тургенев)., квартира (Булгаков),пещера (Замятин) и даже котлован(Платонов).
В повести Л.Н. Толстого «Детство» Дом выступает как носитель традиций семьи, норм жизни, формирующих духовный мир ребёнка. Эта тенденция усиливается в романе «Война и мир», где Дом отражает характер той семьи, которая живёт в нём. Есть дома полные жизни, энергии, чувств. В них постоянно что-то происходит, в них постоянное движение вперёд, а есть дома, в которых время будто застыло. В романе представлены именно такие дома- антиподы. Первый дом - дом Ростовых, в котором всегда ощущается полнота жизни, все её проявления, вечное движение и открытость людям. В нём всё делается от души, от самого сердца. Ростовы не боятся показать свои чувства. Если хочется плакать - они плачут, хочется смеяться - смеются. Второй - дом Болконских, сдержанных в проявлении чувств, закрытых для мира, консервативных.
Бирюк у И.С.
Тургенева живет в простой крестьянской избе. Обстановка в его доме очень
бедна: "...увидал небольшую избушку посреди обширного двора, обнесенного
плетнем." "Я в другой раз осмотрелся. Изба показалась мне еще
печальнее прежнего." "Изба лесника состояла из одной комнаты,
закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел
на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок;
два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально
вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу
длинного шеста."
А.М.Горький дал очень точное определение жизни простого народа XIX века. Тяжёлая,
как свинец, серая, безрадостная жизнь мужиков, отравленных отсутствием радости,
жестокость, безразличие, страдания, которые делали людей дикими, непредсказуемость
выплеска их гнева. Алёша столкнулся со страшной действительностью жизни в доме
деда, где царила мерзкая жадность хозяина, самоуправство, подлость, неоправданная
жестокость. Зависть, на грани ненависти, всё это навалилось на ребёнка
"свинцовой мерзостью", для Алёши было дико ,что так живут люди, что
это норма русской жизни в глубинке (повесть «Детство»).
В русской литературе образ Дома чаще показывается в неразрывной связи с его обладателями, и в этом смысле образ Дома сопряжен с образом семьи. Очень интересна тема семьи, дома в « Евгении Онегине»:
Простая русская семья.
К гостям усердие большое,
Варенье ,вечный разговор
Про дождь, про лен, про скотный двор…
(А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»).
И. Гончаров «Обломов»: Он почти всегда был дома,- он все лежал ,и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли ,служившей ему спальней, кабинетом и приемной. У него было еще три комнаты….В тех комнатах мебель была закрыта чехлами, шторы спущены. Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною.
Таким образом , и в портретной характеристике , внешних деталях, в обстановке, который он живет, образе жизни Гончаров показал типичные черты русского барина-байбака: апатию, лень, бездеятельность. В романе Гончаров дает понять, что это не образ жизни одного человека, а состояние общества, при котором подавляются светлое начало, инициатива, гуманность, всякое движение. Дом, в котором он живет, показывает безжизненность героя.
Образ Дома в литературе 20 века
«Главный-то дом человек в душе у себя строит. И тот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет». (Ф.А. Абрамов «Дом»).
Мотив Дома в литературе XX века является одним из главных. И образ родного Дома в творчестве многих русских писателей прочно ассоциируется с Россией, ее укладом, ее обустройством, ее судьбой. Именно русскому человеку присуще единение с миром, включенность его в бытие Природы, Семьи, Дома, Народа, Истории, Вселенной, Космоса. Образ дома – любимый образ литературы последних лет. И будь это крестьянская изба или городской дом, это все равно жилище, пристань, а не место временного обиталища человека. Это не химера, не стойкая башня, на этажах которой люди пожирают людей, а согретый материнским теплом угол, очаг, где голоса стариков и детей не противоречат друг другу. Дом – почка, дом – зерно, дом – завязь на ветви жизни – вот что сегодня для нашего сознания дом.
В «Прощании с Матерой» у Распутина весь остров Матера — это обетованная земля, это дом для людей, проживших всю свою жизнь. Это место памяти о родных и близких, это священное место, где царят тепло, уют, где все слаженно и гармонично. Именно поэтому героиня повести В.Г.Распутина «Прощание с Матерой» убирает свой дом перед тем, как его должны сжечь. Для Дарьи Дом предстает как живой, чувствующий, поэтому она молится всю ночь ,чувствуя себя виноватой и прося прощение у Дома.
Основанные на соблюдении Заповедей Божьих сохраняются традиции в доме, в семье. Дом – это не только жилое пространство, но и центр всей жизни. Именно в семье сохраняются православные традиции. Дом для людей – это не только опора в трудные времена, но и основа обретения вечности, красоты и прочности жизни.
Но есть произведения, в которых дом предстает как самостоятельный образ, почти одушевленный, со своей жизнью и судьбой.
Наиболее ярко это выражается в произведениях детской литературы. Так, например, в повести И.Токмаковой «Маруся еще вернется» родители главной героини, больной девочки Вари, меняют московскую квартиру на загородный дом в Подмосковье. Переезд в новый дом(настоящий, так называемый «свой»)стал началом новой жизни для девочки. Дом предстает как живое существо: у него есть имя –Зеленый Клим, он разговаривает с Варей, отвечает на телефонные звонки мамы. Варя полюбила этот дом: деревянный, одноэтажный, зеленого цвета, он стал для нее родным домом, в котором она излечилась от астмы навсегда. И дело не только в том, что дом находится на экологически чистом месте, просто в нем есть душа, которую порой так трудно отыскать в квартирах многоэтажных домов.
Главная героиня Варя изумилась. Подумала про себя:
«Как? Разве не только человек может любить свой дом? Оказывается, и дом может любить человека. Или, может быть, не любить? А я и не знала, что наш домик меня любит… Как интересно!»
Выводы, сделанные в ходе исследования
Дом -
это жилище, островок, крепость в хаосе революционных событий; пристанище
уставшей души, место её отдыха и восстановления сил; первооснова бытия,
одухотворенного и обустроенного; место сбережения духовных, нравственных,
культурных традиций; утверждение вечности и прочности жизни; "храм и
микрокосм" человеческой души. Это место памяти о родных и близких, это
священное место, где царят тепло, уют, где все слаженно и гармонично.
Дом – это не только жилое пространство, но и центр всей жизни. Именно в семье
сохраняются православные традиции. Дом для людей – это не только опора в
трудные времена, но и основа обретения вечности, красоты и прочности жизни.
Не зря в народе издавна широко использовались пословицы и поговорки о доме:
Дома – не в гостях: посидев, не уйдешь.
В своем дому что хочу – ворочу.
Домашняя копейка лучше заезжего рубля.
Всякая избушка своей крышей крыта.
Всякий дом хозяином держится.
Дом вести – не головой трясти: все надо припасти.
Дома жить – чина не нажить.
Дома и солома съедома.
Всяк кулик на своей кочке велик.
Дом невелик, да лежать не велит.
Дом – полная чаша.
Дома и стены помогают.
Дома – как хочу, а в людях – как велят.
Дома на печи всяк в почете и в чести.
Домой придешь – хлеб-соль найдешь.
Как хорошо, легко
бывает дома,
Где всё уютно, близко и знакомо;
Там от проблем укрыться можно мне всегда,
И не пугают неудачи и беда.
Мой дом, конечно, не
дворец роскошный,
Но в нашей жизни сложной, суматошной
Нет места в мире для меня милей,
Теплей, уютней, ближе и светлей!
У каждого из нас есть место
в этом мире,
Где отдыхаем славно сердцем и душой…
… Где настроение звучит подобно лире,
И заряжаемся мы радостью большой…
Где наши беды, как
свои, воспринимают,
Чтоб мы познали счастье — молятся тайком,
Где ждут нас и всегда улыбками встречают…
Это — родительский, уютный, тёплый дом…
Используемая литература, при подготовке к проектной работе:
1.Н.В.Егорова.И.В.Золотарева .Поурочные разработки по русской литературе 20 века .Москва. Вако ,2007 год.
2.Журнал «Русский язык и литература в школе» .№3,2009(мотив окна в пьесах Островского).
год.,№7,2009(вещный мир худ.произведения.
3Л.В.Мирошнеченко.»Русская речь».Издательство «Магариф».Казань,2006 год.
4.Произведения М.А.Булгакова, Н.В.Гоголя, В.Г.Распутина ,Л.Н.Толстого,
5.Стихи М.И.Цветаевой.
6.Стихотворение М.Числова «Тишина».»Русская речь» .Казань ,2006 год
7Стихотворение поэта. М.Рябинина «Родительский дом».
8.Л.Селиванова .Сборник стихов «Цветной косогор».Казань,2009 год.
9.Сборник сочинений для старших классов.Москва.Айрис.2008(стр 558).
10. Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума».
11.Все произведения школьной программы.(краткое изложение литературоведческий анализ.Москва.Вако.2010 год.
12.Русская литература 20 века.11класс.Книга для учителя.Москва.Просвещение.2009 год.
13. Русская литература 20 века.Дрофа2006 год(стр 291).
14Сборник сочинений для старших классов. Москва .Олимп.1998 год(стр590-591).
Мы провели небольшой опрос среди учащихся 6-х классов.
Какие ассоциации при слове ДОМ возникают у вас?
Тепло
Семья
Отдых
Радость, счастье
Кошки, собаки, другие питомцы,
Грусть
Уют
Порядок
Уроки
Работа
братья, сестры
Родители …
В каких произведениях русской литературы вы встречали описание дома?
Ребята называли такие произведения, как: М. Горький «Детство», «Станционный смотритель» А.С. Пушкина, «Бирюк» Тургенева, «Детство» Л.Н. Толстого, «В дурном обществе» Короленко, «Муму» Тургенева, «Снежная королева» Андерсена, «Тарас Бульба» Гоголя и другие.
1 задание: Собрать пословицы:
В гостях хорошо………а дома лучше.
Семья сильна,……. когда над ней крыша одна.
При солнышке тепло,……… при матери добро.
Каково на дому…………таково и самому.
Не нужен клад………..когда в семье лад.
2 задание:
У детей листы с нарисованным деревом, нужно вписать имена родственников.
Блиц-опрос:
1. Корова в детстве? – Теленок.
2. Дом автомобиля? – Гараж.
3. «Семь раз отмерь, один раз...» - Отрежь.
4. Костюм космонавта? – Скафандр.
5. Северная столица России? – Санкт-Петербург.
6. Какой город летает? – Орел.
7. Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? – Грязный.
8. Автомашина, считающая чужие деньги? – Такси.
9. Герой народных кукольных представлений? – Петрушка.
10. Волшебная скатерть, на которой сама появляется еда? – Самобранка.
11. Отец деревянного мальчика? – Папа Карло.
12. Участок земли для выращивания овощей? – Огород.
13. Вода в газообразном состоянии? – Пар.
14. Одновременный ход королем и ладьей в шахматной партии? – Рокировка.
15. Седьмая буква в слове «электрификация»? – Буква «и».
16. Площадка для бокса? – Ринг.
17. Что делает еж зимой? – Спит.
18. Есть ли на свете Оранжевое море? – Нет.
19. День веселья, радости, торжества? – Праздник.
20. По-итальянски «тартуфель», а по-русски...? – Картофель
1. Колобок, обросший иглами? – Еж. |
1. Мальчик с деревянным носом? –
Буратино. |
«Где твой дом?» Блиц опрос
1. Там водятся акулы – (океан)
2. Будка собаки – (конура)
3. Лежбище медведя – (берлога)
4. Дом мышей, кротов, лис – (нора)
5. Там отдыхают коровы – (коровник)
6. Там птицы выводят птенцов – (гнездо)
7. Домишко пчёл – (улей)
8. Помещение для лошадей – (конюшня)
9. Ловчая сеть – (паутина)
10. Место обитания и охоты щуки – (река)
11. Жилище муравьёв – (муравейник)
12. Дом бобров – (хатка)
13. Избушка белки – (дупло)
14. Домик на спине улитки – (раковина)
15. Домик скворца- (скворечник)
16. Адрес царевны-лягушки – (болото)
17. «Встроенный» домик черепахи, в котором она спит и прячется в целях
защиты – (панцирь)
К слову ДОМ придумайте прилагательные (надёжный, любимый, красивый, уютный, тёплый)
А теперь придумайте глаголы
Образ Дома в литературе многозначен:
Дом – центр мира
Дом – хранитель православных ценностей
Дом – мечта
Дом – жилище, местообитание
Дом – островок, крепость в хаосе революционных, военных событий.
Дом – пристанище уставшей души, место её отдыха и восстановления сил.
Дом – место сбережения духовных, нравственных, культурных традиций.
Дом – утверждение вечности, красоты и прочности жизни.
Дом – портрет души семьи
Дом – памятник человеку
Дом – хоромина для души и тела
Дом – состояние деревни 70-80 годов
Дом – разлад с собой и миром
Дом – совесть
Дом – тревога
Дом – судьба
Дом – возрождение
Дом - Россия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.