Проектно-исследовательская работа "Оригинальные загадки народов ханты"
Оценка 4.6

Проектно-исследовательская работа "Оригинальные загадки народов ханты"

Оценка 4.6
pdf
1 кл
27.05.2021
Проектно-исследовательская работа "Оригинальные загадки народов ханты"
Проектно-исследовательская работа Оригинальные загадки народов Ханты.pdf

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

 

«Оригинальные загадки народов Ханты»

 

Номинация исследовательской работы: литература коренных малочисленных народов Севера

 

 

 

 

Работу выполнили:

ученица 1-Г класса

МБОУ СОШ № 10 с УИОП

Шишкина Александра

Руководитель:

Илюшкина Ольга Александровна

 

  

г.Сургут 2018г.

 

 

 

Оглавление 

 

Введение…………………………………………………………..3 - 4

     1.Основная часть.  Теоретические аспекты изучения………….5 - 9

2.   Практические аспекты изучения……………………………...10 - 11

3.   Заключение……………………………………………………….12

4.   Список использованной литературы и 

Интернет ресурсов …………………………………………………13

5.   Приложения………………………………………………………14-15 Введение 

 На уроках обучения грамоте (чтение) мы познакомились с одним из малых жанров русского фольклора – загадками. Еще когда мы посещали детский сад, нам часто загадывали загадки. Многие мы запоминали и сами загадывали кому-то. Загадывать и отгадывать загадки очень увлекательно. А ещё загадки развивают ум, смекалку, воображение и наблюдательность. 

 На уроке мы обратились к толковому словарю Ожегова, чтобы узнать значение слова «загадка». Загадка – это изображение, нуждающееся в разгадке, истолковании. Для того, чтобы отгадать её, надо знать особенности различных предметов, явлений окружающего мира. Чтобы избежать ошибок при отгадывании загадок необходимо:

-   внимательно слушать;

-   подумать над каждым признаком отгадываемого предмета;

-   не торопиться, а всё обдумывать, тщательно взвешивать свой ответ.  Загадки есть у всех народов мира. Но моё внимание привлекли загадки народов Севера – ханты. Мы родились и растем на Югорской земле. У каждого из нас растет потребность знать край, в котором мы живем. И пробудился интерес к более глубокому изучению родного края.  Я решила начать своё изучение с хантыйских загадок. Поэтому я и выбрала тему своей работы «Оригинальные загадки народов Ханты».   Для начала мы выдвинули гипотезу – если у народов ханты есть загадки, то они отличаются своей оригинальностью.

В своей работе определили объект и предмет исследования

Объект исследования – устное народное творчество Предмет исследования – загадки народов Ханты.

Цель исследования: изучение духовной культуры народов Ханты через загадки как малый жанр фольклора.

Для достижения поставленной цели мы решали несколько задач Задачи исследования: 

1.     Провести анкетирование обучающихся первого класса.

2.     Изучить культуру родного края по средствам загадок.

3.     Определить тематический смысл загадок

4.     Разработать для одноклассников игру – викторину на основе загадок ханты «Своя игра».

                        Этапы выполнения работы вытекают из поставленных задач             

Этап 

Срок 

Примечание 

I

сентябрь

1. Провести     анкетирование     среди одноклассников

II

октябрь

2.     Подобрать и изучить материал по теме.

3.     Разработать игру-викторину.

Актуальность – изучение темы способствует расширению знаний об устном народном творчестве народов ханты – коренных жителей нашего края. Каждый уважающий себя человек должен знать историю и культуру своего края.

Методы и приемы исследования:  - сбор и обработка информации; - анкетирование и анализ.

Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы:

-   на классных часах;

-   уроках литературного чтения.

    В своей работе пользовались словарями, материалами различных книг по теме исследовательской работы, ресурсами Интернета.

 

 

 

 

 

 

Основная часть 1. Теоретические аспекты изучения

    Фольклор – это (англ. folk-lore — «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное творчество.  

 Фольклор народов ханты связан с системой верований, с потребностями людей, с их повседневной жизнью. В устном народном творчестве хантов наблюдается взаимодействие пяти сфер. Это человек, мир духов, стихии природы, животный и растительный мир. Главным связующим звеном всех пяти сфер является человек.

 Фольклор хантов и манси - это словесный документ, отражающий историческую истину (иногда в несколько приукрашенном состоянии), это история и летопись народа. Своеобразие фольклора состоит в сочетании архаичности функционирования с изысканностью поэтического стиля и форм. 

 Фольклор в загадках отразил духовность народа, его мудрый ум, национальный дух, его мировоззрение, нравы, обычаи и силу. Мир загадок - это, прежде всего предметный и материальный мир. Загадка выделяет характерные признаки предмета, его сущность, детали, порой малозаметные. Она отражает духовную и материальную культуру человека.

 Замысловатое поэтическое описание предмета мы часто можем встретить в хантыйских загадках. Например: Тёрэм пухэл, курэс пухэл, нарэсэл, лымэщлал - химэлцал, яклэт. (Небесный парень, божественный парень играет на музыкальном инструменте, а его лохмотья – клочья пляшут. Ветер. Ветер назван не простым парнем, а небесным с божественной силой и энергией, а какие-то лохмотья исполняют танцы).  Загадки о предметах, орудиях труда строятся образно, по типу сходства, аналогии, уподобления, сравнения. В языке загадки используются метафоры, эпитеты, тематика разнообразна. Они повествуют о жилище.

Например: Нум пелэкэн сот, ил пелэкэн сот, щи катэн кутэн ханты енхэл. (Вверху сто, внизу сто между ними человек ходит. Дом). Красочно и конкретно с этнографической точностью отражается в хантыйских загадках традиционно-хозяйственная деятельность через средства передвижения, орудия промысла, промысловых животных и рыб. Например: Пойтэкнэн етлалнэн-пентыйэллэнэн. (Две куропатки мелькают – качаются. Кончики подволок-лыж). Пан хонэн онэт пелэк.(На берегу полрога. Ловушка для рыбы). Иинк илпи сот сем. (Под водой сто глаз. Сеть).

 Хантыйская загадка раскрывает красоту и своеобразие видимого, ощущаемого, воспринимаемого всеми чувствами реального мира. Знакомясь с удивительным миром хантыйских загадок. Поражает чудесная выдумка и озорство мысли. Она может научить многому. Особенно тому, чтобы человек мог иметь здоровый, ясный, чудесный взгляд на окружающий его мир, природу, учит понимать поэзию вещей, сделанных руками человека, и окружающий мир: мировоззрение народа преломляется в особых поэтических формах загадки.

 Много загадок создано о растительном мире тайги и тундры, с которыми связаны традиционные занятия народов ханты. В них отражается своеобразие видения народом ханты растительного и животного мира и явлений природы. Например: Сер вонт, мур вонт сунэн вущлэм нойэп холл  лоль. (В чаще леса стоит мужчина в желстой суконней одежде. Желстые листья березы). Юх тый сали-вули. (На вершине дерева искристый блеск. Черемуха). 

Эпитеты в загадках указывают на размеры, форму, материал. Например: Эх тый хув пос. (На вершине длинная вязанная узором рукавица. Шишка). Карты мухты вулы хохэл. (Сквозь железо олень бежит.

Иголка).

 В загадках называются числительные: Илэн - ян, номэн - ян. Еш па кур луйэт. (Внизу – десять, вверху – десять. Десять пальцев рук и ног).

Загадываемый предмет находится не в отрыве от других предметов, а рассматривается во взаимосвязи с другими во времени и пространстве. 

 Загадка – это древний фольклорный жанр. В героических сказаниях часто встречается сюжет с заданием отгадывать загадку с целью проверить, насколько умен, сообразителен сказочный герой или герой легенды. Только умный, сообразительный герой может без труда отгадать, что значит или, что желает от него встретившийся в пути человек.

 В загадках выступает два мира: реальный и метафорический. В них говорится о том, какие животные, птицы обитают в тайге, с какими животными охотник сталкивается в лесу, на охоте, какие рыбы обитают в реках, озерах, а также какими орудиями он пользуется для охоты и рыбной ловли. 

 Рисуя картины народной жизни, отражая его мировоззрение, загадки имеют познавательное и эстетическое значение. В загадках проявляется образно-поэтический талант народа. Они возникают из необходимости удовлетворить поэтические потребности народа. Загадывание и отгадывание загадок – это своеобразное поэтическое состязание. Игра в образы, проверка человека и его способности мыслить поэтически.

 Процесс загадывания и отгадывания загадок доставляет эстетическое наслаждение красотой поэтического мышления, тонким юмором, яркими метафорами.

 Загадки – это интересное, увлекательное занятие, как для детей, так и для взрослых. Они лаконичны, образны. В них отражена тонкая наблюдательность, находчивость, память и речь. Кроме того, их использование в беседе, ходе урока создает хорошее настроение, воодушевляет, подбадривает и приобщает молодое поколение к богатству культуры, языка, к духовному наследию своего народа.

Ханты загадывают загадки обычно вечером при общении с детьми, в беседе с гостями, на праздниках. Молодые собеседники просят больше старших рассказать легенды и мифы, сказки, песни спеть, загадать загадки.

 После продолжительных уговоров пожилые люди соглашаются и с удовольствием начинают вспоминать их.

Хантыйская загадка условно имеет пять актов:

-   призыв к вниманию: Амамэтщем! Мулькемо!

-   собственное задание: Тьфу!

-   просьба отгадать: Яста, щит муй? Яста тит мувэты?

-   наводящие вопросы ведущего игроку, игрока ведущему.

-   ответ и объяснение.

                         Таким     образом,     в     хантыйских     загадках      традиционно-

хозяйственная деятельность через средства передвижения, орудия промысла, промысловых животных и рыб отражается красочно и конкретно с этнографической точностью.

Загадки народов Ханты своеобразны и оригинальны, она:

-   отражает духовную и материальную культуру народа ханты; - красочно и конкретно с этнографической точностью отражается традиционно-хозяйственная деятельность хантыйского народа через средства передвижения, орудия промысла, промысловых животных и рыб;

-   в загадках отражается своеобразие видения народом ханты растительного и животного мира и явлений природы;

-   характерна высокая степень метафоричности, иногда вся за¬гадка строится на метафорических эпитетах;

-   посредством метафоры реальный мир в загадках выступает более значительным, возвышенным, волшебным, сказочным, он становится сильным, энергичным;

-   нет загадки – задачи;

-   каждая загадка начинается с фразы: Амамэтщем! Мул, ъкем-о-о! Что означает: Загадка-о-о! Загадка;

-   в конце основного текста загадки звучит вопрос: Тами муй? Тит мувэты? Это что?  Тит уё. яци? Это кто?

Хантыйская загадка условно имеет пять актов:

-   призыв к вниманию

-   собственное задание

-   просьба отгадать

-   наводящие вопросы ведущего игроку, игрока к ведущему

-   ответ и объяснение. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практические аспекты изучения

 

2.1 На первом этапе своего исследования мы решили провести анкетирование среди моих одноклассников, чтобы узнать, что они знают о загадках народов ханты (Приложение 1).

         В анкетировании приняли участие 26 человек.

 На первый вопрос – Знаете ли вы загадки своего народа? – положительно ответили 2 человека, отрицательно – 24 человека. 

Знаете ли вы загадки своего народа?

 На второй вопрос – Нужно ли сейчас изучать и знать загадки своего народа? – 18 человек ответили положительно, только 3 человека ответили отрицательно, затруднились с ответом – 5 человек

Нужно ли сейчас изучать и знать загадки

          

 Анкетирование показало, что большинство моих одноклассников не знают загадки коренных народов Севера – ханты, но считают, что в наше время нужно знать и изучать загадки своего народа.

2.2 На втором этапе работы я изучила литературу по теме и разработала игрувикторину «Своя игра», в которой учащимся предлагается загадка и три варианта ответа.

 На классном часе я поделилась со своими одноклассниками знаниями об особенностях загадок ханты, а в конце предложила ребятам разделиться на группы, выбрать командира, объяснила правила игры – викторины и провела игру. 

 Ребята очень активно принимали участие, не всегда правильно называли отгадку, но это их не огорчало, а только стимулировало быть внимательнее. З каждый правильный ответ команды получали баллы. По итогам игры были выявлены команды-победители и команды-призёры. В конце игры у всех было прекрасное настроение не только от результатов игры, но от полученных знаний (Приложение 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

 

Заключение

 

 Исследовательская работа по изучению загадок коренных народов Севера – ханты была познавательной и увлекательной. 

 Изучение фольклора ханты позволило мне приблизится к истории своего народа. А самое главное, что результаты своего исследования я показала своим одноклассникам. Они с удовольствие приняли участие в игре-викторине «Своя игра», узнали об особенностях загадок ханты, тем самым расширили свой кругозор. Я думаю, что им, как и мне захочется узнать больше о фольклоре народов ханты, ведь кроме загадок есть ещё пословицы, поговорки, игры, сказки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

          

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы и Интернет ресурсов

 

1.     Немысова Е.А. Хантыйские загадки. – СПб.: ООО «Миралл», 2006.

2.     Волдина Т.В. Библиографический указатель по фольклору хантов (18801999 гг.). – Томск, 2000. 

3.     Харамзин Т.Г., Хайруллина Н.Г. Традиционный уклад и образ жизни обских угров. М.: "Издательство ИКАР", 2002. 

4.     Дядюн С.Д. Солнечный лучик: Хантыйские народные загадки для детей. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006.

5.     Мансийские загадки. Составитель Ромбандеева Е.И.. Издательство «ИКАР» 1996.

6.     Фомина-Яблуновская Л.П. Сказки.Загадки. – Сургут, 2007.

7.     Хантыйские         загадки       http://kids.slib.ru/istorii-chernogo-lisa/item/1015khantyjskie-zagadki

8.     Хантыйские загадки https://gigabaza.ru/doc/52215-p3.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Анкета

1.    Знаете ли вы загадки своего народа?

а) да          б) нет          

2.    Нужно ли сейчас изучать и знать загадки своего народа?

а) да          б) нет          в) затрудняюсь ответить

 

 

 

 

 

Анкета

1.    Знаете ли вы загадки своего народа?

а) да          б) нет          

2.    Нужно ли сейчас изучать и знать загадки своего народа?

а) да          б) нет          в) затрудняюсь ответить

 

 

Анкета

1.     Знаете ли вы загадки своего народа?

а) да          б) нет          

2.     Нужно ли сейчас изучать и знать загадки своего народа?

а) да          б) нет          в) затрудняюсь ответить

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Оглавление Введение…………………………………………………………

Оглавление Введение…………………………………………………………

Севера – ханты. Мы родились и растем на

Севера – ханты. Мы родились и растем на

Каждый уважающий себя человек должен знать историю и культуру своего края

Каждый уважающий себя человек должен знать историю и культуру своего края

Фольклор в загадках отразил духовность народа, его мудрый ум, национальный дух, его мировоззрение, нравы, обычаи и силу

Фольклор в загадках отразил духовность народа, его мудрый ум, национальный дух, его мировоззрение, нравы, обычаи и силу

Знакомясь с удивительным миром хантыйских загадок

Знакомясь с удивительным миром хантыйских загадок

В загадках выступает два мира: реальный и метафорический

В загадках выступает два мира: реальный и метафорический

Тьфу! - просьба отгадать:

Тьфу! - просьба отгадать:

Практические аспекты изучения 2

Практические аспекты изучения 2

На первый вопрос – Знаете ли вы загадки своего народа? – положительно ответили 2 человека, отрицательно – 24 человека

На первый вопрос – Знаете ли вы загадки своего народа? – положительно ответили 2 человека, отрицательно – 24 человека

На классном часе я поделилась со своими одноклассниками знаниями об особенностях загадок ханты, а в конце предложила ребятам разделиться на группы, выбрать командира, объяснила правила…

На классном часе я поделилась со своими одноклассниками знаниями об особенностях загадок ханты, а в конце предложила ребятам разделиться на группы, выбрать командира, объяснила правила…

Заключение Исследовательская работа по изучению загадок коренных народов

Заключение Исследовательская работа по изучению загадок коренных народов

Список использованной литературы и

Список использованной литературы и

Приложение 1 Анкета 1

Приложение 1 Анкета 1

Приложение 2

Приложение 2

Проектно-исследовательская работа "Оригинальные загадки народов ханты"

Проектно-исследовательская работа "Оригинальные загадки народов ханты"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2021