МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
Номинация исследовательской работы: литература коренных малочисленных народов Севера
Работу выполнили:
ученица 1-Г класса
МБОУ СОШ № 10 с УИОП
Шишкина Александра
Руководитель:
Илюшкина Ольга Александровна
г.Сургут 2018г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………..3 - 4
1.Основная часть. Теоретические аспекты изучения………….5 - 9
2. Практические аспекты изучения……………………………...10 - 11
3. Заключение……………………………………………………….12
4. Список использованной литературы и
Интернет ресурсов …………………………………………………13
5. Приложения………………………………………………………14-15 Введение
На уроках обучения грамоте (чтение) мы познакомились с одним из малых жанров русского фольклора – загадками. Еще когда мы посещали детский сад, нам часто загадывали загадки. Многие мы запоминали и сами загадывали кому-то. Загадывать и отгадывать загадки очень увлекательно. А ещё загадки развивают ум, смекалку, воображение и наблюдательность.
На уроке мы обратились к толковому словарю Ожегова, чтобы узнать значение слова «загадка». Загадка – это изображение, нуждающееся в разгадке, истолковании. Для того, чтобы отгадать её, надо знать особенности различных предметов, явлений окружающего мира. Чтобы избежать ошибок при отгадывании загадок необходимо:
- внимательно слушать;
- подумать над каждым признаком отгадываемого предмета;
- не торопиться, а всё обдумывать, тщательно взвешивать свой ответ. Загадки есть у всех народов мира. Но моё внимание привлекли загадки народов Севера – ханты. Мы родились и растем на Югорской земле. У каждого из нас растет потребность знать край, в котором мы живем. И пробудился интерес к более глубокому изучению родного края. Я решила начать своё изучение с хантыйских загадок. Поэтому я и выбрала тему своей работы «Оригинальные загадки народов Ханты». Для начала мы выдвинули гипотезу – если у народов ханты есть загадки, то они отличаются своей оригинальностью.
В своей работе определили объект и предмет исследования
Объект исследования – устное народное творчество Предмет исследования – загадки народов Ханты.
Цель исследования: изучение духовной культуры народов Ханты через загадки как малый жанр фольклора.
Для достижения поставленной цели мы решали несколько задач Задачи исследования:
1. Провести анкетирование обучающихся первого класса.
2. Изучить культуру родного края по средствам загадок.
3. Определить тематический смысл загадок
4. Разработать для одноклассников игру – викторину на основе загадок ханты «Своя игра».
Этапы выполнения работы вытекают из поставленных задач
Этап |
Срок |
Примечание |
I |
сентябрь |
1. Провести анкетирование среди одноклассников |
II |
октябрь |
2. Подобрать и изучить материал по теме. 3. Разработать игру-викторину. |
Актуальность – изучение темы способствует расширению знаний об устном народном творчестве народов ханты – коренных жителей нашего края. Каждый уважающий себя человек должен знать историю и культуру своего края.
Методы и приемы исследования: - сбор и обработка информации; - анкетирование и анализ.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы:
- на классных часах;
- уроках литературного чтения.
В своей работе пользовались словарями, материалами различных книг по теме исследовательской работы, ресурсами Интернета.
Фольклор – это (англ.
folk-lore — «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное
творчество.
Фольклор народов ханты связан с системой верований, с потребностями людей, с их повседневной жизнью. В устном народном творчестве хантов наблюдается взаимодействие пяти сфер. Это человек, мир духов, стихии природы, животный и растительный мир. Главным связующим звеном всех пяти сфер является человек.
Фольклор хантов и манси - это словесный документ, отражающий историческую истину (иногда в несколько приукрашенном состоянии), это история и летопись народа. Своеобразие фольклора состоит в сочетании архаичности функционирования с изысканностью поэтического стиля и форм.
Фольклор в загадках отразил духовность народа, его мудрый ум, национальный дух, его мировоззрение, нравы, обычаи и силу. Мир загадок - это, прежде всего предметный и материальный мир. Загадка выделяет характерные признаки предмета, его сущность, детали, порой малозаметные. Она отражает духовную и материальную культуру человека.
Замысловатое поэтическое описание предмета мы часто можем встретить в хантыйских загадках. Например: Тёрэм пухэл, курэс пухэл, нарэсэл, лымэщлал - химэлцал, яклэт. (Небесный парень, божественный парень играет на музыкальном инструменте, а его лохмотья – клочья пляшут. Ветер. Ветер назван не простым парнем, а небесным с божественной силой и энергией, а какие-то лохмотья исполняют танцы). Загадки о предметах, орудиях труда строятся образно, по типу сходства, аналогии, уподобления, сравнения. В языке загадки используются метафоры, эпитеты, тематика разнообразна. Они повествуют о жилище.
Например: Нум пелэкэн сот, ил пелэкэн сот, щи катэн кутэн ханты енхэл. (Вверху сто, внизу сто между ними человек ходит. Дом). Красочно и конкретно с этнографической точностью отражается в хантыйских загадках традиционно-хозяйственная деятельность через средства передвижения, орудия промысла, промысловых животных и рыб. Например: Пойтэкнэн етлалнэн-пентыйэллэнэн. (Две куропатки мелькают – качаются. Кончики подволок-лыж). Пан хонэн онэт пелэк.(На берегу полрога. Ловушка для рыбы). Иинк илпи сот сем. (Под водой сто глаз. Сеть).
Хантыйская загадка раскрывает красоту и своеобразие видимого, ощущаемого, воспринимаемого всеми чувствами реального мира. Знакомясь с удивительным миром хантыйских загадок. Поражает чудесная выдумка и озорство мысли. Она может научить многому. Особенно тому, чтобы человек мог иметь здоровый, ясный, чудесный взгляд на окружающий его мир, природу, учит понимать поэзию вещей, сделанных руками человека, и окружающий мир: мировоззрение народа преломляется в особых поэтических формах загадки.
Много загадок создано о растительном мире тайги и тундры, с которыми связаны традиционные занятия народов ханты. В них отражается своеобразие видения народом ханты растительного и животного мира и явлений природы. Например: Сер вонт, мур вонт сунэн вущлэм нойэп холл лоль. (В чаще леса стоит мужчина в желстой суконней одежде. Желстые листья березы). Юх тый сали-вули. (На вершине дерева искристый блеск. Черемуха).
Эпитеты в загадках указывают на размеры, форму, материал. Например: Эх тый хув пос. (На вершине длинная вязанная узором рукавица. Шишка). Карты мухты вулы хохэл. (Сквозь железо олень бежит.
Иголка).
В загадках называются числительные: Илэн - ян, номэн - ян. Еш па кур луйэт. (Внизу – десять, вверху – десять. Десять пальцев рук и ног).
Загадываемый предмет находится не в отрыве от других предметов, а рассматривается во взаимосвязи с другими во времени и пространстве.
Загадка – это древний фольклорный жанр. В героических сказаниях часто встречается сюжет с заданием отгадывать загадку с целью проверить, насколько умен, сообразителен сказочный герой или герой легенды. Только умный, сообразительный герой может без труда отгадать, что значит или, что желает от него встретившийся в пути человек.
В загадках выступает два мира: реальный и метафорический. В них говорится о том, какие животные, птицы обитают в тайге, с какими животными охотник сталкивается в лесу, на охоте, какие рыбы обитают в реках, озерах, а также какими орудиями он пользуется для охоты и рыбной ловли.
Рисуя картины народной жизни, отражая его мировоззрение, загадки имеют познавательное и эстетическое значение. В загадках проявляется образно-поэтический талант народа. Они возникают из необходимости удовлетворить поэтические потребности народа. Загадывание и отгадывание загадок – это своеобразное поэтическое состязание. Игра в образы, проверка человека и его способности мыслить поэтически.
Процесс загадывания и отгадывания загадок доставляет эстетическое наслаждение красотой поэтического мышления, тонким юмором, яркими метафорами.
Загадки – это интересное, увлекательное занятие, как для детей, так и для взрослых. Они лаконичны, образны. В них отражена тонкая наблюдательность, находчивость, память и речь. Кроме того, их использование в беседе, ходе урока создает хорошее настроение, воодушевляет, подбадривает и приобщает молодое поколение к богатству культуры, языка, к духовному наследию своего народа.
Ханты загадывают загадки обычно вечером при общении с детьми, в беседе с гостями, на праздниках. Молодые собеседники просят больше старших рассказать легенды и мифы, сказки, песни спеть, загадать загадки.
После продолжительных уговоров пожилые люди соглашаются и с удовольствием начинают вспоминать их.
Хантыйская загадка условно имеет пять актов:
- призыв к вниманию: Амамэтщем! Мулькемо!
- собственное задание: Тьфу!
- просьба отгадать: Яста, щит муй? Яста тит мувэты?
- наводящие вопросы ведущего игроку, игрока ведущему.
- ответ и объяснение.
Таким образом, в хантыйских загадках традиционно-
хозяйственная деятельность через средства передвижения, орудия промысла, промысловых животных и рыб отражается красочно и конкретно с этнографической точностью.
Загадки народов Ханты своеобразны и оригинальны, она:
- отражает духовную и материальную культуру народа ханты; - красочно и конкретно с этнографической точностью отражается традиционно-хозяйственная деятельность хантыйского народа через средства передвижения, орудия промысла, промысловых животных и рыб;
- в загадках отражается своеобразие видения народом ханты растительного и животного мира и явлений природы;
- характерна высокая степень метафоричности, иногда вся за¬гадка строится на метафорических эпитетах;
- посредством метафоры реальный мир в загадках выступает более значительным, возвышенным, волшебным, сказочным, он становится сильным, энергичным;
- нет загадки – задачи;
- каждая загадка начинается с фразы: Амамэтщем! Мул, ъкем-о-о! Что означает: Загадка-о-о! Загадка;
- в конце основного текста загадки звучит вопрос: Тами муй? Тит мувэты? Это что? Тит уё. яци? Это кто?
Хантыйская загадка условно имеет пять актов:
- призыв к вниманию
- собственное задание
- просьба отгадать
- наводящие вопросы ведущего игроку, игрока к ведущему
- ответ и объяснение.
2.1 На первом этапе своего исследования мы решили провести анкетирование среди моих одноклассников, чтобы узнать, что они знают о загадках народов ханты (Приложение 1).
В анкетировании приняли участие 26 человек.
На первый вопрос – Знаете ли вы загадки своего народа? – положительно ответили 2 человека, отрицательно – 24 человека.
Знаете ли вы загадки своего народа?
На второй вопрос – Нужно ли сейчас изучать и знать загадки своего народа? – 18 человек ответили положительно, только 3 человека ответили отрицательно, затруднились с ответом – 5 человек
Анкетирование показало, что большинство моих одноклассников не знают загадки коренных народов Севера – ханты, но считают, что в наше время нужно знать и изучать загадки своего народа.
2.2 На втором этапе работы я изучила литературу по теме и разработала игрувикторину «Своя игра», в которой учащимся предлагается загадка и три варианта ответа.
На классном часе я поделилась со своими одноклассниками знаниями об особенностях загадок ханты, а в конце предложила ребятам разделиться на группы, выбрать командира, объяснила правила игры – викторины и провела игру.
Ребята очень активно принимали участие, не всегда правильно называли отгадку, но это их не огорчало, а только стимулировало быть внимательнее. З каждый правильный ответ команды получали баллы. По итогам игры были выявлены команды-победители и команды-призёры. В конце игры у всех было прекрасное настроение не только от результатов игры, но от полученных знаний (Приложение 2).
Исследовательская работа по изучению загадок коренных народов Севера – ханты была познавательной и увлекательной.
Изучение фольклора ханты позволило мне приблизится к истории своего народа. А самое главное, что результаты своего исследования я показала своим одноклассникам. Они с удовольствие приняли участие в игре-викторине «Своя игра», узнали об особенностях загадок ханты, тем самым расширили свой кругозор. Я думаю, что им, как и мне захочется узнать больше о фольклоре народов ханты, ведь кроме загадок есть ещё пословицы, поговорки, игры, сказки.
1. Немысова Е.А. Хантыйские загадки. – СПб.: ООО «Миралл», 2006.
2. Волдина Т.В. Библиографический указатель по фольклору хантов (18801999 гг.). – Томск, 2000.
3. Харамзин Т.Г., Хайруллина Н.Г. Традиционный уклад и образ жизни обских угров. М.: "Издательство ИКАР", 2002.
4. Дядюн С.Д. Солнечный лучик: Хантыйские народные загадки для детей. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006.
5. Мансийские загадки. Составитель Ромбандеева Е.И.. Издательство «ИКАР» 1996.
6. Фомина-Яблуновская Л.П. Сказки.Загадки. – Сургут, 2007.
7. Хантыйские загадки http://kids.slib.ru/istorii-chernogo-lisa/item/1015khantyjskie-zagadki
8. Хантыйские загадки https://gigabaza.ru/doc/52215-p3.html
Приложение 1
1. Знаете ли вы загадки своего народа?
а) да б) нет
2. Нужно ли сейчас изучать и знать загадки своего народа?
а) да б) нет в) затрудняюсь ответить
1. Знаете ли вы загадки своего народа?
а) да б) нет
2. Нужно ли сейчас изучать и знать загадки своего народа?
а) да б) нет в) затрудняюсь ответить
1. Знаете ли вы загадки своего народа?
а) да б) нет
2. Нужно ли сейчас изучать и знать загадки своего народа?
а) да б) нет в) затрудняюсь ответить
Приложение 2
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.