Дистанционный конкурс научно-исследовательских работ
обучающихся общеобразовательных организаций
«География без границ»
Научно-исследовательская работа
«Реальные лица «Двух капитанов» Каверина»
Подготовила:
Савкова Ксения Андреевна,
обучающаяся 9 а класса
Руководитель работы:
Шеховцова Вера Ивановна
Учитель географии
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа №5 имени Героя
Советского Союза
летчика-космонавта И.П. Волка»
Курск, 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………… .2-3
Основная
часть
Глава I. Прототип капитана Татаринова
1.1 Капитан Георгий Седов……………………………………………….4
Глава
II. Маршрут капитана Татаринова
2.1.Экспедиция капитана Георгия Седова …................. …… ………… 5
2.2.Экспедиция капитана Георгия Брусилова...........................................6-7
Глава III. Судно, погибшее у берегов Таймыра
3.1. Экспедиция капитана Владимира Русанова………………………...8-9
Глава IV.
Прототип Сани Григорьева………………………………...10
Заключение ….............................................................................................
11
Список использованной литературы
…................................................... 12
Приложения …..............................................................................................13-17
1
Введение
Тема: «Реальные лица «Двух капитанов» Каверина»
Вид проекта: исследовательский.
Целевая аудитория: обучающиеся 9 класса.
Продолжительность проекта: ноябрь 2020 г.
Организатор: учитель географии Шеховцова Вера Ивановна.
Актуальность проекта:
Роман "Два капитана" стал культовым еще во времена СССР, он выдержал больше сотни переизданий. Девиз главного героя "Бороться и искать, найти и не сдаваться" известен каждому. Но многие ли знают о судьбе арктических экспедиций, которые легли в основу книги?
Именем "Двух капитанов" названа площадь в городе Полярный, в Пскове им установлен памятник. В 2010 году среди новгородских болот нашли лётчика, сбитого в 1942 году – в кармане его комбинезона лежала первая часть романа "Два капитана". А сколько знаменитых ученых выбрали профессию под влиянием романа, подсчитать вряд ли удастся.
"…Я, конечно, очень увлекся "Двумя капитанами" Каверина. Я тогда еще не думал, что стану полярником, а вышло так, что позже сам прошел маршрутами тех людей, с которых был списан образ главного героя "Двух капитанов" Татаринова. Это были Седов, Русанов и Брусилов, чьи экспедиции 1912 года кончились трагически. Я видел поставленные ими кресты, места их зимовок". П.В. Боярский
Почётный полярник, председатель Комиссии географии полярных стран МГО РГО и пр. С 1987 года занимался экспедиционной работой в Арктике по одной из программ МАКЭ «По следам арктических экспедиций».
Когда главный герой книги в запале бросает: "Я найду
пропавшую экспедицию!", – ему веришь. Несмотря на то, что у него нет
никакой информации, кроме обрывков старых писем. Несмотря на то, что загубивший
своего брата влиятельный Николай Татаринов сделает всё, чтобы помешать.
Несмотря на то, что шхуна "Св. Мария" пропала много лет назад.
Саня Григорьев, следуя своему девизу, выполняет обещание. Но вот с реальными
экспедициями, которые легли в основу романа, все куда сложнее. Один из кораблей
вернулся – без капитана. Остальные так и пропали среди северных льдов.
Цель проекта: поиск информации о маршруте и судьбе участников пропавшей экспедиции
Задачи проекта: сохранить историю освоения Арктики, напомнить всем имена первых полярников.
Новизна проекта
Отличительной особенностью данного проекта является его пропедевтический характер, который позволяет школьнику накопить
определенный круг знаний и представлений, необходимых для
образовательной деятельности, т.к. основу содержательного компонента составляют человек, природа, общество. 2
Отправляясь в путь, по следам Полярных экспедиций, я намерена сохранить формат и основные черты российской традиции полярных исследований. В русской традиции не существовало идеала героя-одиночки, несмотря на то, что в отечественных исследовательских кругах было много ярких личностей, все они работали на общее дело, и их личный вклад рассматривался как часть коллективной работы. В тяжелых условиях полярных экспедиций русские люди не забывали о таких основных христианских добродетелях, как способность к самопожертвованию, милосердие и взаимопомощь.
Виды деятельности: речевая, поисково-исследовательская, продуктивная, ознакомление с научной литературой.
Объект исследования: маршрут экспедиции
Ожидаемый результат: буклет
Сроки и этапы реализации проекта
Сроки: ноябрь 2020 г.
Сведения об исполнителях проекта
Исполнители проекта: Савкова Ксения Андреевна
Проблемные
вопросы:
1.Судьба арктических экспедиций, которые легли в основу книги
В. Каверина «Два капитана».
2. Маршруты экспедиций.
3. Арктика сегодня.
3
Глава I. Прототип капитана Татаринова
1.1 Капитан Георгий Седов
Для моего "старшего капитана" я воспользовался историей отважных завоевателей Крайнего Севера. У одного я взял мужественный и ясный характер, чистоту мысли, ясность цели – все, что отличает человека большой души. Это был Седов.— Вениамин Каверин
Выходец из простой семьи, он пробился благодаря своему таланту и
упорству. Герой Каверина "позаимствовал" у Седова не только
вдохновенные слова, но и внешность: "Над шкафом висел поясной
портрет моряка с широким лбом, сжатыми челюстями и серыми живыми глазами".
В судьбе их также прослеживается немало параллелей: родился в бедной рыбачьей
семье у Азовского моря, ходил матросом на судах, окончил мореходные курсы,
добился звания прапорщика, работал в Гидрографическом обществе.
Он хорошо понимал, какое значение для России имеют земли Арктики, и делал все,
чтобы обратить на нее внимание государственных деятелей. 9 марта 1912 года он
написал письмо на имя начальника Главного Гидрографического управления,
фрагмент этого письма Каверин приводит в своем романе от имени капитана
Татаринова.
Из письма Георгия Седова на
имя начальника Главного Гидрографического управления: "Горячие
порывы у русских людей к открытию Северного полюса проявлялись еще во времена
Ломоносова и не угасли до сих пор. Амундсен желает во что бы то ни стало
оставить честь открытия за Норвегией и Северного полюса. Он хочет идти в 1913
году, а мы пойдем в этом году и докажем всему миру, что и русские способны на
этот подвиг…" Предаваться пустым мечтам капитан не умел: он направил
соответствующий план в Главное Гидрографическое управление в надежде на
государственное финансирование, приложив к докладной записке смету на стоимость
снаряжения в 60–70 тыс. рублей. Комиссия сочла проект фантастическим и выделить
средства отказалась. Не получил Седов поддержки и в Государственной Думе, куда
по инициативе Русской национальной партии он отправил запрос на 50 тыс.
рублей.Капитан взял отпуск на два года и организовал сбор добровольных
пожертвований на экспедицию через газету "Новое время". 10 тыс.
рублей внес частным образом император Николай II, 20 тыс. рублей выдал в кредит
совладелец газеты Михаил Суворин. Норвежский полярник Фритьоф Нансен добавил в
копилку экспедиции 12тыс.
Многое из заказанного снаряжения не было готово в срок… Наспех была набрана
команда, профессиональных моряков в ней было мало. Наспех было закуплено
продовольствие, подсунули недоброкачественные продукты.
К счастью, вовремя подоспела свора прекрасных ездовых собак,
заблаговременно закупленных в Западной Сибири.— Владимир Визе, участник экспедиции, входил в научный штаб.
4
Глава II. Маршрут капитана
Татаринова
2.1. Экспедиция капитана Георгия Седова
Дрейф моей "Св. Марии" совершенно точно повторяет дрейф брусиловской "Св. Анны". Дневник штурмана Климова, приведенный в моем романе, полностью основан на дневнике штурмана "Св. Анны" Альбанова – одного из двух оставшихся в живых участников этой трагической экспедиции.— Вениамин Каверин.
В начале сентября 1913 года корабль освободился ото льда и дошел
до Земли Франца-Иосифа. Началась цинга, избежать которой удалось только
семерым, не брезговавшим пить теплую медвежью кровь. Болезнь не остановила
неукротимого капитана – он принял решение идти к полюсу зимой. Его сопровождали
два матроса, Григорий Линник и Александр Пустошный. Собак осталось всего около
двадцати, провизии, по словам В. Визе "могло хватить только до
полюса, а никак не на обратный путь". В феврале три полярника
выступили по направлению к цели, перед ними лежало 900 км пути.
7 февраля. ...Сегодня термометр минимальный показал - 40°.
Дорога была ужасно мучительна, ропаки и рыхлый глубокий снег. Страшно тяжело
было идти, а в особенности мне, больному. Собаки, бедняжки, не знали, куда свои
морды прятать.... Я все время оттирал лицо и все-таки не усмотрел, как немного
обморозил нос...Из дневника Георгия Седова
В дороге Седов, уже страдающий цингой, заболел жестоким бронхитом.
Через неделю он не мог идти самостоятельно, но упрямо продвигался вперед:
приказал привязать себя к нартам и тащить к полюсу. Матросы, видя, как болезнь
неотвратимо убивает капитана, умоляли его повернуть назад. А Седов упрямо
продвигался вперед. В руках он держал компас – следил, чтобы Линник и Пустошный
не вздумали его ослушаться.
Через десять дней Линник и Пустошный вернулись к кораблю. По возвращении их
ожидали долгие разбирательства – матросов заподозрили в убийстве капитана. Дневник
самого начальника экспедиции подтверждал, что с каждым днем его состояние
ухудшалось на глазах, им пришлось не раз приходить на дознания, чтобы
оправдаться в глазах петербургского начальства.
Последние слова Седова были: "Боже мой, Линник, поддержи".20 февраля Седов затих. С большим трудом добрались до близ расположенной земли и с Пустошным похоронили Седова, сделав крест из двух сколоченных лыж. Могилы мы не могли вырыть, а обложили замерзший труп камнями, положив с правой стороны трупа флаг. Место нахождения могилы на юго-западной стороне острова кронпринца Рудольфа верст 12 от зимовки герцога Абруццкого, саженях в 5 от уровня океана на берегу под скалою. С трупа мы сняли только карманный хронометр, вся же одежда, которая была на нем, не тронута". - Григорий Линник, из протокола допроса.
5
2.2. Экспедиция капитана Георгия Брусилова
В 1909–1910 годах Георгий Брусилов участвовал в экспедиции на
ледокольном пароходе "Вайгач", который вместе с "Таймыром"
должен был пройти по Северному морскому пути с востока. Но тяжелые льды за
Беринговым проливом не позволили достичь цели.
В 1912 году Брусилов решил повторить попытку самостоятельно, только в обратном
направлении: с запада на восток. Он убедил свою тетушку вложить деньги в
организацию акционерного зверобойного общества. Анна Николаевна выделила
племяннику 90 тыс. рублей, и он купил старое, но крепкое китобойное судно
"Пандора", которое не замедлил переименовать в "Св. Анну".
Из последнего письма
Георгия Брусилова: "Дорогая мамочка! Все пока слава
Богу... Мима пошла со мной в качестве доктора... Надеюсь, ты будешь спокойна за
меня, т.к. плавания осталось всего две недели, а зима – это очень спокойное
время, не грозящее никакими опасностями и, с помощью Божией, все будет
благополучно. Крепко тебя целую, моя милая мамочка, будь здорова и спокойна,
твой Юра".
Тетя, спонсировавшая и покупку корабля, и саму экспедицию, была
недовольна, что Брусилов приобрел шхуну на свое имя. В результате она заключила
с ним договор, жесткие условия которого похожи на обязательства капитана
Татаринова перед братом Николаем. Требование Анны Николаевны убрать из
предприятия мелких акционеров привело к тому, что трое пайщиков, среди которых
были гидролог и врач, в последний момент отказались участвовать в экспедиции.
Списались с корабля старший механик, штурман и несколько матросов, пришлось
впопыхах набирать новых людей. Роль врача взяла на себя племянница начальника
Главного Гидрографического управления Михаила Ефимовича Жданко Ерминия,
окончившая в свое время самаритянские курсы медсестер. "Св. Анна" дошла до Югорского шара, откуда полетели к
родственникам бодрые письма. Хотя корабль сильно отставал от графика, он на
удивление легко проскочил в Карское море и через месяц практически пересек его,
подойдя к Ямалу. Но в 9 км от полуострова судно вмерзло в лед. Команда была
готова к зимовке и перестроилась на новый режим: метеорологические наблюдения
трижды в день, сбор плавника для топлива, фотосъемка побережья. Провизии было
достаточно, ничто не предвещало беды. 28 октября ледяное поле, в которое
вмерзла "Св. Анна", оторвало от прибрежного льда и потащило на север.
Экспедиция туда и предполагала направляться. Однако время шло, Белый остался
далеко позади, а Обь-Енисейское сточное течение продолжало нести корабль в
направлении полюса. Впереди было два года дрейфа.
6
Ситуация осложнилась внезапной болезнью, свалившей две трети экипажа. Ерминия самоотверженно ухаживала за своими пациентами, среди которых оказался и капитан корабля. Пока Георгий Брусилов боролся с неведомой напастью, руководство взял на себя штурман Валериан Альбанов. Капитан встал на ноги только весной. Лето 1913 года не принесло избавления – "Св. Анна" оставалась прочно вмороженной в лед и по-прежнему дрейфовала в сторону севера. Топлива и провизии становилось все меньше
Капитан был категорически не согласен покидать судно – он рассчитывал, что летом 1915 года корабль выйдет к островам Шпицбергена или на чистую воду в районе Гренландии. Однако он не противился решению Альбанова, тем более что это позволяло сэкономить скудные запасы провизии. 23 апреля 1914 года штурман и 13 матросов покинули корабль – как и в "Двух капитанах". Альбанов уносил с собой запечатанную жестянку с письмами и документами, врученную ему капитаном. Дойти до земли оказалось непросто – льды, по которым тащили нарты полярники, дрейфовали на север, замедляя движение и мешая ориентироваться. Один за другим люди начали гибнуть – кто-то ушел разведать путь и не вернулся, кого-то свалила болезнь. До мыса Флора добрались только двое из четырнадцати: штурман Валериан Альбанов и матрос Александр Конрад. Дорога заняла три с лишним месяца – через торосы, полыньи, ледяные поля. В конце концов их подобрала команда Георгия Седова, и вместе выжившие члены двух неудачных экспедиций добрались до Большой земли на "Святом великомученике Фоке".
Судьба "Св. Анны" до сих пор покрыта мраком. Корабль мог погибнуть, раздавленный льдами. Он мог сгореть – ведь топили на нем тюлений жир в светильниках. В этом случае люди, вероятнее всего, замерзли где-нибудь во льдах. Возможно, расчет капитана оправдался, и шхуна вырвалась на чистую воду. Но к этому времени уже бушевала Первая мировая война, а у немецких офицеров был приказ: топить все корабли. Обидно думать, что прошедшая арктические испытания "Св. Анна" пала жертвой боевой торпеды. Впрочем, есть и еще одна версия: корабль-призрак до сих пор дрейфует среди северных льдов.
7
Глава III. Судно, погибшее у берегов Таймыра
3.1. Экспедиция капитана Владимира Русанова
А Русанов? Сколько лет прошло с тех пор, как были найдены остатки его снаряжения? И где же? В тех местах, куда ходили суда и тысячу раз бывали люди.— Вениамин Каверин, "Два капитана".
Третья экспедиция,
которая легла в основу романа, тоже отправилась из Александровска-на-Муроме в
1912 году. Начальником был Владимир Русанов – молодой геолог, уже успевший к
этому моменту приобрести репутацию ученого, которому неизменно сопутствует
успех. С 1907 года он успел принять участие в нескольких экспедициях на Новую
Землю.
Экспедиция 1912 года должна была обозначить присутствие русских на Шпицбергене,
где обнаружили уголь. Задача Русанова заключалась в том, чтобы
"застолбить" месторождения для дальнейшей разработки. Геолог блестяще
справился со своей задачей: за полтора месяца он оставил на Шпицбергене 28
"заявочных знаков", которые обеспечили Россию топливом для Северного
флота на долгие годы. Можно было возвращаться, но у Русанова были другие планы.
Он отправил трех участников экспедиции в Россию, передав с ними все результаты
научных исследований и собранные коллекции с палеонтологическими,
зоологическими и ботаническими образцами. Сам же направился к Новой Земле,
откуда планировал двинуться на восток.
Из работ Владимира Русанова- "Печальная картина на русской земле. Там, где некогда в течение столетий промышляли наши русские отважные поморы, теперь спокойно живут и легко богатеют норвежцы".
Владимир Русанов, как и капитан "Св. Анны" Георгий Брусилов, вынашивал идею пройти по Северному морскому пути. Он уже неоднократно бывал в полярных экспедициях, первая из которых состоялась в 1907–1908 годах: тогда он совершил первый в истории сухопутный поход по Новой Земле. В следующем году вернулся и продолжил геологические исследования, обнаружив немало полезных ископаемых (в частности, каменный уголь). Кроме этого он решил выяснить условия морского пути вдоль западного побережья и прошел на шлюпке от губы Крестовой до полуострова Адмиралтейства. В 1910 году на борту "Дмитрия Солунского" обошел вокруг всего северного острова Новой Земли. В 1912 году Русанова назначили начальником экспедиции на Шпицберген, откуда он и отправился в свое смелое плавание на восток. Из Александровска-на-Мурмане (ныне Полярного) участники экспедиции отплыли на небольшом зверобойном корабле "Геркулес", предназначенном для летнего промысла во льдах.
8
Поморы убеждали Русанова, что суденышко слишком мало и не предназначено для зимовки в высокополярных широтах. Однако он был уверен, что именно компактность и малая осадка обеспечат ему маневренность для плавания в неизвестных водах, где то и дело может возникнуть необходимость лавировать между айсбергами. Он не сомневался, что "с таким судном можно будет… быстро двинуть вперед вопрос о Великом Северном морском пути. Льдов нечего бояться: судно крепкое, уже испытанное во льдах.
"Геркулес" благополучно добрался
до Маточкина Шара, откуда на материк ушла последняя телеграмма: "Юг Шпицбергена, остров Надежды. Окружены льдами,
занимались гидрографией. Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда
на восток. Если погибнет судно, направлюсь к ближайшим по пути островам:
Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов".
Больше об
экспедиции не было никаких известий вплоть до 1934 года. Следы
"Геркулеса" обнаружились там же, где и "Св. Мария" в романе
Каверина, – у берегов Таймыра. На одном из островков в шхерах Минина топограф
М.И. Цыганюк обнаружил обрывки одежды и рюкзака, патроны, фотоаппарат
"Кодак", именные часы и документы матросов Попова и Чухчина – их
именами и назвали остров. После этого выяснилось, что другой топограф, А.И.
Гусев, видел на одном из островов архипелага Мона обложенный камнями столб,
надпись на котором гласила "Геркулесъ, 1913" (теперь он хранится в
Музее Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге). Эти и дальнейшие находки
позволили предположить, как развивались события: видимо, выйдя в Карское море,
команда встала на зимовку. Весной члены экспедиции дошли до острова Геркулес,
но донесения оставлять не стали – впереди было лето, и они планировали
отправиться дальше. Однако 1913 год выдался аномально ледовитым – припай так и
не вскрылся. Запасы провизии и топлива подходили к концу, и члены экспедиции,
судя по всему, попробовали дойти до людей, направляясь в сторону Енисея.
9
Глава IV. Прототип Сани Григорьева
У Саши Григорьева,
главного героя романа Каверина, тоже был реальный прототип – полярный летчик
Самуил Яковлевич Клебанов. "Роста он был небольшого, выглядел как
мальчишка. Летчик, а никакой солидности", – описывал его
нарьян-марский журналист Георгий Павлович Вокуев.
"Должен заметить, что неоценимую помощь в изучении летного дела оказал
мне старший лейтенант Самуил Яковлевич Клебанов, погибший смертью героя в 1942
году. Это был талантливый летчик, самоотверженный офицер и прекрасный, чистый
человек. Я гордился его дружбой",– писал Вениамин Каверин.
В романе после Ленинграда Саня Григорьев учился в Балашовской летной школе, как
и его прототип, а затем работал там инструктором до 1933 года. Работа полярным
летчиком и детали, описанные в романе, также во многом повторяют опыт
Клебанова. Из биографии Клебанова писатель взял и историю полета в становище Ванокан:
в пути неожиданно началась пурга, и катастрофа была неминуема, если бы летчик
не использовал придуманный им тут же способ крепления самолета. Позднее
Клебанов описал этот способ в научном журнале.
Один час был похож на другой, другой – на третий, и только первые минуты, когда нам нужно было как-то укрепить самолет, потому что иначе его унесло бы пургою, уже не повторялись. Попробуйте сделайте это в тундре без всякой растительности, при ветре, достигающем десяти баллов! Не выключая мотора, мы поставили самолет хвостом к ветру. Пожалуй, нам удалось бы закопать его, но стоило только поддеть снег лопатой, как его уносило ветром. Самолет продолжало швырять, и нужно было придумать что-то безошибочное, потому что ветер все усиливался и через полчаса было бы уже поздно. Тогда мы сделали одну простую вещь (рекомендую всем полярным пилотам): мы привязали к плоскостям веревки, а к ним, в свою очередь, лыжи, чемоданчики, небольшой ящик с грузом, даже воронку, — словом, все, что могло бы помочь быстрому завихрению снега. Через пятнадцать минут вокруг этих вещей уже намело сугробы, а в других местах под самолетом снег по-прежнему выдувало ветром.— Вениамин Каверин, "Два капитана"
Военные подвиги Сани Григорьева также имеют прямое отношение к боевым вылетам Клебанова, получившего во время Великой Отечественной войны два ордена. К сожалению, в отличие от своего литературного двойника он погиб в 1942 году.
10
Заключение
Когда я смотрела фильм «Два капитана», у меня закралась мысль о том, действительно ли существовали такие герои, кто эти русские полярники, чьи экспедиции легли в основу фильма. Я провела поиск информации о маршруте и судьбе участников пропавшей экспедиции, для того, чтобы сохранить историю освоения Арктики, напомнить всем имена первых полярников. Вот они герои- полярники: Георгий Седов, Георгий Брусилов и Владимир Русанов. Отважные капитаны ценой собственной жизни проложили путь на Север. У Саши Григорьева, главного героя романа Каверина, тоже был реальный прототип – полярный летчик Самуил Яковлевич Клебанов. К сожалению, в отличие от своего литературного двойника он погиб в 1942 году.
Сейчас тот факт, что Арктика – русская, не вызывает сомнений ни у кого. На далеких северных островах и среди льдов работали научные станции. По Северному морскому пути из года в год проходили наши ледоколы. Цена этих достижений – экспедиции русских полярников. Даже вроде бы закончившиеся неудачами, они сыграли огромную роль в освоении недружелюбной земли. И до сих пор подвиг первопроходцев бередит душу новым поколениям полярников, которые все еще надеются найти следы пропавших больше века назад предшественников и разгадать их тайны.
11
Список использованной литературы
1. Леонид Круглов. Экспедиции РГО Арктика Северный флот .2020
2. https://www.rgo.ru/ru/article/vsem-mirom-kto-pomogal-ekspedicii-rgo-i-severnogo-flota
12
Приложение
Георгий Седов Маршрут экспедиции
Георгий Седов его команда Шхуна «Св.Фока»
13
Георгий Брусилов Шхуна «Св. Анна»
Штурман "Святой Анны" Маршрут экспедиции Г. Брусилова
Валериан Альбанов.
Этот фрагмент из его дневника Вениамин
Каверин процитировал в "Двух капитанах",
вложив в уста одного из персонажей:
штурмана Климова
14
Владимир Русанов Маршрут экспедиции В. Русанова
Корабль «Геркулес»
15
Самуил Клебанов Ленинградский планерный кружок. В центре Валерий Чкалов, он опирается на палку и обнимает за плечо С. Клебанова
Мыс Флора оГ.
Мыс Флора о. Кучиева Крест в память встречи Памятная доска В. Русанову
участников экспедиции Г. Седова и Г. Брусилова на о. Южный
16
Арктика сегодня
Экспедиция сезона-2020 стартовала 5 августа из Североморска и проследовала по пути исчезнувшего "Геркулеса" Владимира Русанова, по местам зимовки пропавшего без вести барона Толля и других полярных экспедиций. Ледокол "Илья Муромец" — очень комфортный корабль.
Северный флот передал в Российский государственный музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге коллекцию исторических артефактов. Их обнаружили на Новой Земле в августе 2020 года в ходе Комплексной экспедиции Северного флота и РГО на острова арктических архипелагов.
17
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.