Проектно-исследовательские методы в обучении студентов
Профессии «повар, кондитер»
Шестакова Мария Вячеславовна Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области "Колледж "Коломна"
«Послушайте — и Вы забудете,
посмотрите — и Вы запомните,
сделайте — и Вы поймете»
Конфуций
В современных условиях образовательный процесс среднего профессионального образования направлен на выполнение социального заказа – формирование самостоятельной, активной, инициативной, творческой личности, готовой к сотрудничеству, к самостоятельной организации пространства деятельности.
Следовательно, система профессионального образования должна стать гибкой и открытой, способной к принятию новых технологий образовательного процесса. Перед преподавателем возникает проблема, связанная с пересмотром используемых в учебном процессе технологий. Одним из вариантов решения этой проблемы может стать использование в обучении проектно-исследовательских методов.
Проектно-исследовательский метод относится к инновационным технологиям
обучения, данный метод побуждает обучающихся к творческой, активной, мыслительной, практической деятельности в процессе образования. Причем обучение включает в себя получение знаний и умений, направленных на практическое применение в процессе дальнейшей трудовой деятельности. Именно проектно - исследовательская деятельность создает основу для создания конкурентоспособности выпускника учреждения на рынке труда. Поэтому проектно - исследовательская деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью преподавателей и учебно-исследовательской работой студентов.
Использование проектной деятельности предусматривает развитие познавательных навыков обучающихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, находить правильные решения. Проектная деятельность делает учебный процесс творческим, целенаправленным, а студентов – ответственными и целеустремленными.
Смысл исследования в сфере образования в том, что оно является учебным. Главной его целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.
Преподаватель должен подготовить всех обучающихся к посильной для каждого, но
Обязательной познавательной деятельности. Каждый студент, принимая участие в проектировании, находит себе дело с учетом уровня своего интеллектуального развития, уровня подготовки по данной проблеме, своих способностей и задатков.
К общим характеристикам исследовательской и проектной деятельности следует отнести характеристики организационно-управленческого плана:
- целеполагание, формулировку задач, которые следует решить;
- выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
- планирование, определение последовательности и сроков работ;
- собственное проведение проектных работ или исследования;
- оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями
исследования;
- представление результатов.
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым
практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий обучающихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Метод проектов - это технология или совокупность творческих исследовательских, поисковых, проблемных методов.
Преимущества уроков на основе проектной деятельности:
- развитие навыков и умений планирования, исследования и систематизации
полученных данных;
- развитие социальных умений и навыков (работа в команде);
- развитие уверенности в своих силах;
- развитие познавательных навыков обучающихся,
- развитие критического мышления;
- развитие умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в
информационном пространстве.
Преподаватель в проектировании лишь разрабатывает, координирует работу студентов, выступает в роли эксперта либо консультанта. Темы проектов выбираются с учетом практической значимости, а также доступности их выполнения. Приобщение студентов к практической деятельности, происходит на занятиях специальных дисциплин и междисциплинарных курсов. В течение ряда лет студенты групп, обучающихся по профессии «Повар кондитер», участвуют в разработки проектов, связанных с приготовлением широкого ассортимента блюд. Ими были подготовлены такие проекты как:
1. «Коломенская пастила», на основе данного проекта была проведена исследовательская работа студентов 1 курса «Сказ о Коломенской пастиле». Была подготовлена историческая справка о происхождении пастилы, подобраны рецептуры приготовления. В работе были применены различные технологий приготовления пастилы, с дегустацией, с выявлением более интересного вкуса.
2. Проект «Польза блюд из круп», Проект предусматривал разработку рецептур каш из различных видов круп. В данной работе студенты 2 курса предоставили информацию о редких видах круп, о блюдах, которых можно приготовить из представленных видов круп.
3 Проект студентов 2 курса «Ассортимент и характеристика зерномучных товаров и хлебных изделий»
Данный проект разделен на 5 частей:
а) крупы их значение и использование
б) бобовые виды и значение в питании человека
в) разновидности муки,
г) макаронные изделия,
д) производства хлеба на предприятиях города
Использование инновационных методов обучения студентов позволяет, помогает формировать творческий, инновационный подход к пониманию профессиональной деятельности, развивает самостоятельность мышления, умение принимать оптимальные решения в определенной ситуации.
Применение проектно-исследовательского метода позволяет активизировать познавательную деятельность, привлечь интерес к изучаемой дисциплине, достичь высоких
результатов в обучении, развивать у обучающихся общие и профессиональные компетенции,
дать студенту возможность само реализоваться в будущей специальности.
Список используемых источников:
1 Федорова Г.Н. Основы проектирования баз данных. – М.: ОИЦ «Академия» 2020
2 Антонова, Р.П. Технология приготовления блюд и кулинарных изделий: справ. пособие для предприятий общ. питания / Р. П. Антонова. - 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: ПРОФИКС, 2007
3 Федеральный портал «GurMania.ru - ГурМания, Кулинария, рецепты» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gurmania.ru
4 Федеральный портал Кулинар - все о еде и кулинарии (Кулинария, рецепты, рецепты посетителей, советы). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.cooking.ru
5 Федеральный портал Кулинарные книги, рецепты. Оформление блюд [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kuking.net/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.