Проектно – исследовательская работа «Кумулятивные сказки»
Оценка 4.9

Проектно – исследовательская работа «Кумулятивные сказки»

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
классное руководство
3 кл
02.04.2018
Проектно – исследовательская работа  «Кумулятивные сказки»
Сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, чудесные истории передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потом пришло время, когда сказки стали собирать и записывать. Порой, сказки видоизменялись и дополнялись рассказчиками - ведь "возраст" многих сказок исчисляется тысячелетиями! Сказки — это занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных, волшебных историях, событиях, приключениях людей, зверей, предметов.
проект Кумулятивные сказки.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа  № 3» Проектно – исследовательская работа  «Кумулятивные сказки» Выполнили: учащиеся 3 б класса Руководитель: Смирнова Надежда Владимировна, учитель начальных классов, I квалификационная категория 1 г. Качканар, 2016 год ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Основная часть Из истории. Что такое кумулятивные сказки. Откуда  они к нам пришли? Докучная сказка Анкетирование Докучные сказки 3 б класса Заключение стр. 3  стр. 4 ­ 10 стр.  4 ­ 5 стр.   6 ­ 8 стр.   9 стр.   9 ­ 10 стр.  11 2 ВВЕДЕНИЕ ­  Идея создания проекта возникла на уроках литературного чтения. Мы очень   заинтересовались   таким   понятием,   как   докучные   сказки.   Всем   было интересно,   откуда   такое   название,   как   возникли   эти   сказки,   можно   ли   в современных условиях создать их самим. Сначала мы  определили цели проекта, наметили план работы. Цели проекта: ­Показать значение устного народного творчества в воспитании нравственной культуры школьников. ­Учиться глубже познавать жизнь и обычаи российского народа. проанализировать, как и когда появились докучные сказки;  провести  опрос учащихся;  сочинить докучную сказку. Задачи проекта:   ­узнать из дополнительной литературы как появились докучные  сказки; ­ провести опрос по теме работы среди учащихся вторых классов; ­ создать свои докучные сказки, привлечь  учащихся  2   классов. ­ собрать сборник докучных сказок, которые учитель может использовать в дальнейшей работе по этой теме. Проект по составу участников – коллективный. По срокам реализации – три месяца. Гипотеза: Предположим, что докучные сказки были придуманы уставшими сказочниками, которые хотели отдохнуть от любознательных слушателей. Мы   заранее   стали   готовиться   к   изучению   этой   темы.   У   нас   было достаточно времени чтобы узнать все информацию про такие сказки. ­ Мы искали материал об истории возникновения кумулятивных (докучных) сказок.  ­ Придумывали сами такие сказки. ­ Составили сборник сказок, в который вошли все нами придуманные сказки.  3 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Из истории. Что такое кумулятивные сказки. Откуда к нам пришли кумулятивные сказки. Сказки   пришли   к   нам   из   глубины   веков.   Сочинённые   народными сказителями, чудесные истории передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потом пришло время, когда сказки стали собирать и записывать.  Порой, сказки видоизменялись и дополнялись рассказчиками ­ ведь "возраст" многих   сказок   исчисляется   тысячелетиями!   Сказки   —   это   занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных, волшебных историях, событиях, приключениях людей, зверей, предметов. Литература,   посвященная   кумулятивным   сказкам,   довольно   обширна, однако   общепринятого   определения   этого   жанра   нет.   Систематизируя сказанное   разными   исследователями   о   кумулятивной   (“цепочной”)   сказке необходимо выделить ее основной художественный прием, отличающий ее от других сказочных жанров. Он состоит “в каком­либо многократном повторении одних и тех же действий или элементов, пока созданная таким образом цепь не порывается или же не расплетается в обратном убывающем порядке Кумуляция  ­   циклическое   повторение   ­   один   из   основных   приёмов создания   сказочного   текста,   присущий   сказкам   любого   типа,   поскольку кумуляцией   является   любое   утроение   действия   в   волшебных   или новеллистических   сказках.   Троекратная   проверка   героем   силы   с   помощью палицы   ­   кумуляция,   посещение   героем   медного,   серебряного,   золотого дворцов ­ кумуляция, троекратная битва со змеем ­ кумуляция, поскольку с каждым   разом   действие   приобретает   большую   силу,   красоту,   каждая   битва требует от героя больших усилий, нежели предыдущая.  Примерами   кумулятивных   сказок   изобилует   русский   фольклор:   это “Репка”,   “Колобок”,   “Теремок”,   (“Терем   мухи”),   “Петушок   и   бобовое зернышко”,  “Разбитое   яичко”,  “Глиняный   парень”,  “Лисичка   со   скалочкой”, “Мена”, “Хорошо, да худо” и т. п. Перечисленные сказки показывают, что в каждой из них, независимо от системы персонажей, речь идет о некотором нагромождении, в котором и состоит весь их интерес и все их содержание.  На   первый   взгляд,  кажется,  что   записать  сказку   очень  легко,  что   это может сделать всякий человек без особой подготовки.  Однако, чтобы такая 4 запись   имела   научную   ценность,   нужно   соблюсти   некоторые   условия,   надо знать, что записывать  и как записывать. В древней Руси, например, никому даже не приходило в голову записывать сказки. Сказки подвергались не только официальному презрению, как нечто совершенно не стоящее внимания, на них производились гонения. Исполнение   их   требует   величайшего   мастерства:   они   иногда приближаются   к   скороговоркам,   иногда   поются.   Весь   интерес   их   —   это интерес к слову как таковому. Нагромождение слов интересно только тогда, когда   и   слова   сами   по   себе   интересны.   Поэтому   такие   сказки   тяготеют   к рифме,   стихам,   консонансу   и   ассонансу   и   в   этом   стремлении   не останавливаются перед смелыми новообразованиями. Так, заяц назван «на юре увертыш», лисица — «везде­поскокиш», мышь — «из­за угла хлыстень» и т. д. Эти   особенности   кумулятивных   сказок   делают   их   любимыми   детьми, которые   так   любят   новые,   острые   и   яркие   словечки,   скороговорки   и   т.   д., поэтому кумулятивные сказки с полным правом могут быть названы, детским жанром: — Рассказать ли тебе докучную сказочку? — Расскажи. — Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную  сказочку? — Не надо. — Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную  сказочку? — и т. д "Про ворону" Едем дальше. Видим мост, На мосту ворона сохнет. Хвать её за хвост, Шасть под мост – Пусть она помокнет! Едем дальше. Видим мост, Под мостом ворона мокнет. Хвать её за хвост, Шасть её на мост – Пусть она обсохнет! Первые веяния идут в Россию из Западной Европы и проникают через Польшу.   Первыми   составителями   повествовательных   сборников   были церковники.   В   католическом   богослужении   принято   в   церквах   произносить назидательные проповеди. Проповеди эти были абстрактны и скучны. Чтобы удержать внимание прихожан, проповеди уснащались интересными рассказами, 5 которым   придавалось   какое­нибудь   нравоучительное   толкование.   С   целью такого использования создавались сборники рассказов. Они получили широкое распространение,   были   очень   популярны,   переводились   на   языки   Европы   и дошли до нас. Докучные сказки. А докучная сказка — сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся   звеньев,   количество   которых   зависит   только   от   воли исполнителя   или   слушателя.   Звенья   могут   скрепляться   при   помощи специальной фразы «не начать ли сказочку сначала», после которой фрагмент повторяется вновь и вновь. В некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт вопрос,   на   который   слушатель   обязательно   должен   дать   ответ,   который   и используется   для   очередного   повтора   сказочки.   Сюжет   сказочки   не развивается, связующий  вопрос  вызывает у слушателя  только недоумение и досаду.  К докучным сказкам относятся сказка про белого бычка и сказка о попе и его собаке. У попа была собака Русская народная сказка­песня «У попа была собака…» представляет собой пример рекурсии.   Здесь   рекурсия   ограничена   размером   доски,   на   которой писал поп: У попа была собака, он её любил, Она съела кусок мяса, он её убил, Убил, похоронил, В землю закопал, Надпись написал: "У попа была собака, он её любил, Она съела кусок мяса, он её убил, Убил, похоронил, В землю закопал, Надпись написал: Сказка   про   белого   бычка —   русская поговорка,   которая   означает длинную,   бесконечную   историю   (при   этом   часто   занудную).   Относится   к категории докучных сказок. 6 — Сказать ли тебе сказку про белого бычка? — Скажи. — Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка? — Скажи. — Ты скажи, да я скажи, да чего у вас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка? ­­ Скажи…  Также   многократно   повторяющийся   один   и   тот   же   фрагмент   текста фигурирует в известном однообразном предложении "купить слона" (основная идея ­ что бы собеседник ни говорил, ему в итоге предлагается купить слона). Купи слона Пример типичного диалога: — Купи слона! — Зачем мне слон? — Все спрашивают «зачем он мне», а ты возьми и купи слона. — Отстань! — Отстану, только вначале ты купи слона.. Докучные сказки, как правило, используются в воспитании детей, это своеобразная   игра   на   развитие   мышления   ребёнка,   предполагающая   поиск выхода   из   замкнутого   круга   бесконечной   истории.   Рассказывая   такую сказочку, вы развиваете память, мышление, внимание, и, конечно, знакомите ребенка с русским народным творчеством.  Многообразен   русский   фольклор.   И   докучные   сказки   –   одна   из   его граней.   Есть   версия,   что   докучные   сказки   плели   сказочники,   которым надоедали   просьбами   рассказать   еще   одну   сказочку.   И   они   завершали   свои сказания   веселыми   отговорками.   Докучной   сказкой   можно   переключить внимание ребенка. Так делали раньше мамы, когда дети чем­то досаждали, а они не могли их успокоить. А вот еще одна докучная сказочка: Жил­был царь Бубенец. Захотел он построить себе новый дворец Навезли ему мокрых досок,  Положили сушить на песок. Сушили, сушили — пересушили.  Положили в реку—перемочили.  Снова сушили — пересушили,  Снова мочили — перемочили! Вот как будут доски готовы, Тогда и за сказку за эту примемся снова. 7 Только будет это нескоро: Это будет в тот год, Когда леший помрёт, А он ещё и не хворал! Фразы   в   докучных   сказках   могут     быть   бесконечными.   Это   зависит только от желания рассказчика и от терпения слушателей.  Пришёл медведь к броду,  Бултых в воду! Уж он мок, мок, мок, Уж он кис, кис, кис, Вымок, выкис, вылез, высох. Встал на колоду – Бултых в воду! Уж он мок, мок, мок...   Многие   из   таких   сказок   являются   реликтовыми   (очень   древними)   и имеют похожую структуру у многих народов мира. Часто цель таких сказок — развитие речи у детей. Большинство ученых­фольклористов склоняется к тому, что создателями цепевидных сказок были люди с юным (детским) сознанием, то есть примитивные общества. Сказки сочинять непросто, но интересно. Можно сочинять их вообще не о чём. Этим и занимались люди во все времена. Когда было совсем нечего делать, придумывали сказки докучные.  Это такие истории, в которых конец – это начало, а начало – это конец, поэтому   их   можно   рассказывать   бесконечно   и   тем   самым   докучать,   т.е. надоедать кому­нибудь. 8 АНКЕТИРОВАНИЕ Мы провели анкетирование ребят нашей школы и узнали? В анкетировании участвовало 67 учащихся. На вопрос: Любите ли вы сказки?  91 % сказали – ДА – это 61 человек. На вопрос: Знаете ли вы , что такое докучные сказки?   94 %  сказали   НЕТ – это 63 человека. На вопрос: Хотели бы вы познакомиться  с докучными сказками?  99% сказали ДА – это 66 человек. И что очень радостно, что 99% ребят хотели бы познакомиться с докучными сказками.     ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ 3Б КЛАССА ­ У одной собачки носик  У другой собачки хвостик. А у маленькой собачки –  Нет ни носа, ни хвоста. Нету лапок, нету глазок. Нету шерстки, нет ушей. Все у маленькой собачки –  Все сплошная красота!!!  (Ананина Ирина) ­ Жил – был кот Мурлыка. 9 Вот однажды он запрыгнул на окошко И запел…..    (Власова Галина). ­ В уголке сидит паук Восемь ног, а может рук. Его солнце увидало Не начать ли нам сначала… (Доманова Регина) ­ Енот и кот. Жили – были кот и енот. Енот любил на велосипеде кататься. А кот любил песни слушать. Енот говорит: «пойдем кататься…» А кот песни слушает…. Енот говорит: «пойдем кататься…» А кот песни слушает….  (Козьминых Инга). ­ Свинья. Жили – были Мальчик с пальчик, бабка, дедка и свинья. Под мостом жила она… Вот и сказочка моя…    (Курносов Максим). ­ Наш козел. Жил однажды наш козел. Себе брюхо распорол. Взял ведро, надел мочало… Начинаем все с начала…  (Лебедева Кристина) ­ Накосил мужик сена стог. Да и лег на левый бок. Это сказочка – забава. Я опять начну сначала.   (Новожилов Никита). ­ У меня живет щенок. Я его люблю. Но в один прекрасный день….. А рассказывать мне лень…   (Чумаков Дмитрий). ­ Жила – была баба. И было у нее старое корыто. А в нем мочало. Не рассказать ли сказочку сначала…   (Яндимирова Алена). 10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Целью   нашей   работы   являлось   рассмотрение   не   всей   классификации сказок, а только отдельного ее вида – кумулятивной, докучной сказки. В этой работе мы дали подробное описание данного вида сказок. В   заключение   работы,   следует   сказать,   что   задача,   выполнена.   Мы раскрыли   тему   кумулятивной   сказки   и   современности,   то   есть,   как   на сегодняшний день рассматривается сказка, с каких позиций и источников она формировалась, чтобы предстать перед нами в своем сегодняшнем виде.  Подобно тому, как песня поется, сказывается сказка и не важно, кто ее рассказывает взрослый или ребенок… Гипотеза наша о том, что  докучные сказки были придуманы уставшими сказочниками,   которые   хотели   отдохнуть   от   любознательных   слушателей, подтвердилась.  Таким  образом, цель нашего исследования достигнута.   Заключение. ­ В ходе самого исследования мы нашли  ответы на многие вопросы.  ­ Используя   эти знания,  мы составили свои докучные сказки ­ Мы привлекли к этой работе своих одноклассников.  ­ У нас получился  сборник докучных сказок, которые учитель может  использовать в дальнейшей работе по этой теме. 11 12

Проектно – исследовательская работа «Кумулятивные сказки»

Проектно – исследовательская работа  «Кумулятивные сказки»

Проектно – исследовательская работа «Кумулятивные сказки»

Проектно – исследовательская работа  «Кумулятивные сказки»

Проектно – исследовательская работа «Кумулятивные сказки»

Проектно – исследовательская работа  «Кумулятивные сказки»

Проектно – исследовательская работа «Кумулятивные сказки»

Проектно – исследовательская работа  «Кумулятивные сказки»

Проектно – исследовательская работа «Кумулятивные сказки»

Проектно – исследовательская работа  «Кумулятивные сказки»

Проектно – исследовательская работа «Кумулятивные сказки»

Проектно – исследовательская работа  «Кумулятивные сказки»

Проектно – исследовательская работа «Кумулятивные сказки»

Проектно – исследовательская работа  «Кумулятивные сказки»

Проектно – исследовательская работа «Кумулятивные сказки»

Проектно – исследовательская работа  «Кумулятивные сказки»

Проектно – исследовательская работа «Кумулятивные сказки»

Проектно – исследовательская работа  «Кумулятивные сказки»

Проектно – исследовательская работа «Кумулятивные сказки»

Проектно – исследовательская работа  «Кумулятивные сказки»

Проектно – исследовательская работа «Кумулятивные сказки»

Проектно – исследовательская работа  «Кумулятивные сказки»

Проектно – исследовательская работа «Кумулятивные сказки»

Проектно – исследовательская работа  «Кумулятивные сказки»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2018