Сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, чудесные истории передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потом пришло время, когда сказки стали собирать и записывать.
Порой, сказки видоизменялись и дополнялись рассказчиками - ведь "возраст" многих сказок исчисляется тысячелетиями! Сказки — это занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных, волшебных историях, событиях, приключениях людей, зверей, предметов.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Проектно – исследовательская работа
«Кумулятивные сказки»
Выполнили:
учащиеся 3 б класса
Руководитель:
Смирнова Надежда Владимировна,
учитель начальных классов,
I квалификационная категория
1г. Качканар, 2016 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Основная часть
Из истории. Что такое кумулятивные сказки. Откуда
они к нам пришли?
Докучная сказка
Анкетирование
Докучные сказки 3 б класса
Заключение
стр. 3
стр. 4 10
стр. 4 5
стр. 6 8
стр. 9
стр. 9 10
стр. 11
2ВВЕДЕНИЕ
Идея создания проекта возникла на уроках литературного чтения. Мы
очень заинтересовались таким понятием, как докучные сказки. Всем было
интересно, откуда такое название, как возникли эти сказки, можно ли в
современных условиях создать их самим.
Сначала мы определили цели проекта, наметили план работы.
Цели проекта:
Показать значение устного народного творчества в воспитании нравственной
культуры школьников.
Учиться глубже познавать жизнь и обычаи российского народа.
проанализировать, как и когда появились докучные сказки;
провести опрос учащихся;
сочинить докучную сказку.
Задачи проекта:
узнать из дополнительной литературы как появились докучные сказки;
провести опрос по теме работы среди учащихся вторых классов;
создать свои докучные сказки, привлечь учащихся 2 классов.
собрать сборник докучных сказок, которые учитель может использовать в
дальнейшей работе по этой теме.
Проект по составу участников – коллективный.
По срокам реализации – три месяца.
Гипотеза:
Предположим, что докучные сказки были придуманы уставшими сказочниками,
которые хотели отдохнуть от любознательных слушателей.
Мы заранее стали готовиться к изучению этой темы. У нас было
достаточно времени чтобы узнать все информацию про такие сказки.
Мы искали материал об истории возникновения кумулятивных (докучных)
сказок.
Придумывали сами такие сказки.
Составили сборник сказок, в который вошли все нами придуманные сказки.
3ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Из истории. Что такое кумулятивные сказки.
Откуда к нам пришли кумулятивные сказки.
Сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными
сказителями, чудесные истории передавались из уст в уста, из поколения в
поколение. Потом пришло время, когда сказки стали собирать и записывать.
Порой, сказки видоизменялись и дополнялись рассказчиками ведь "возраст"
многих сказок исчисляется тысячелетиями! Сказки — это занимательные
рассказы о необыкновенных, вымышленных, волшебных историях, событиях,
приключениях людей, зверей, предметов.
Литература, посвященная кумулятивным сказкам, довольно обширна,
однако общепринятого определения этого жанра нет. Систематизируя
сказанное разными исследователями о кумулятивной (“цепочной”) сказке
необходимо выделить ее основной художественный прием, отличающий ее от
других сказочных жанров. Он состоит “в какомлибо многократном повторении
одних и тех же действий или элементов, пока созданная таким образом цепь не
порывается или же не расплетается в обратном убывающем порядке
Кумуляция циклическое повторение один из основных приёмов
создания сказочного текста, присущий сказкам любого типа, поскольку
кумуляцией является любое утроение действия в волшебных или
новеллистических сказках. Троекратная проверка героем силы с помощью
палицы кумуляция, посещение героем медного, серебряного, золотого
дворцов кумуляция, троекратная битва со змеем кумуляция, поскольку с
каждым разом действие приобретает большую силу, красоту, каждая битва
требует от героя больших усилий, нежели предыдущая.
Примерами кумулятивных сказок изобилует русский фольклор: это
“Репка”, “Колобок”, “Теремок”, (“Терем мухи”), “Петушок и бобовое
зернышко”, “Разбитое яичко”, “Глиняный парень”, “Лисичка со скалочкой”,
“Мена”, “Хорошо, да худо” и т. п. Перечисленные сказки показывают, что в
каждой из них, независимо от системы персонажей, речь идет о некотором
нагромождении, в котором и состоит весь их интерес и все их содержание.
На первый взгляд, кажется, что записать сказку очень легко, что это
может сделать всякий человек без особой подготовки. Однако, чтобы такая
4запись имела научную ценность, нужно соблюсти некоторые условия, надо
знать, что записывать и как записывать. В древней Руси, например, никому
даже не приходило в голову записывать сказки. Сказки подвергались не только
официальному презрению, как нечто совершенно не стоящее внимания, на них
производились гонения.
Исполнение их требует величайшего мастерства: они иногда
приближаются к скороговоркам, иногда поются. Весь интерес их — это
интерес к слову как таковому. Нагромождение слов интересно только тогда,
когда и слова сами по себе интересны. Поэтому такие сказки тяготеют к
рифме, стихам, консонансу и ассонансу и в этом стремлении не
останавливаются перед смелыми новообразованиями. Так, заяц назван «на юре
увертыш», лисица — «вездепоскокиш», мышь — «изза угла хлыстень» и т. д.
Эти особенности кумулятивных сказок делают их любимыми детьми,
которые так любят новые, острые и яркие словечки, скороговорки и т. д.,
поэтому кумулятивные сказки с полным правом могут быть названы, детским
жанром:
— Рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Расскажи.
— Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную
сказочку?
— Не надо.
— Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную
сказочку? — и т. д
"Про ворону"
Едем дальше.
Видим мост,
На мосту ворона сохнет.
Хвать её за хвост,
Шасть под мост –
Пусть она помокнет!
Едем дальше.
Видим мост,
Под мостом ворона мокнет.
Хвать её за хвост,
Шасть её на мост –
Пусть она обсохнет!
Первые веяния идут в Россию из Западной Европы и проникают через
Польшу. Первыми составителями повествовательных сборников были
церковники. В католическом богослужении принято в церквах произносить
назидательные проповеди. Проповеди эти были абстрактны и скучны. Чтобы
удержать внимание прихожан, проповеди уснащались интересными рассказами,
5которым придавалось какоенибудь нравоучительное толкование. С целью
такого использования создавались сборники рассказов. Они получили широкое
распространение, были очень популярны, переводились на языки Европы и
дошли до нас.
Докучные сказки.
А докучная сказка — сказка, в которой многократно повторяется один
и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством
повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли
исполнителя или слушателя. Звенья могут скрепляться при помощи
специальной фразы «не начать ли сказочку сначала», после которой фрагмент
повторяется вновь и вновь. В некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт
вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и
используется для очередного повтора сказочки. Сюжет сказочки не
развивается, связующий вопрос вызывает у слушателя только недоумение и
досаду.
К докучным сказкам относятся сказка про белого бычка и сказка о попе
и его собаке.
У попа была собака
Русская народная сказкапесня «У попа была собака…» представляет собой
пример рекурсии. Здесь рекурсия ограничена размером доски, на которой
писал поп:
У попа была собака, он её любил,
Она съела кусок мяса, он её убил,
Убил, похоронил,
В землю закопал,
Надпись написал:
"У попа была собака, он её любил,
Она съела кусок мяса, он её убил,
Убил, похоронил,
В землю закопал,
Надпись написал:
Сказка про белого бычка — русская поговорка, которая означает
длинную, бесконечную историю (при этом часто занудную). Относится к
категории докучных сказок.
6— Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
— Скажи.
— Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про
белого бычка?
— Скажи.
— Ты скажи, да я скажи, да чего у вас будет, да докуль
это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
Скажи…
Также многократно повторяющийся один и тот же фрагмент текста
фигурирует в известном однообразном предложении "купить слона" (основная
идея что бы собеседник ни говорил, ему в итоге предлагается купить слона).
Купи слона
Пример типичного диалога:
— Купи слона!
— Зачем мне слон?
— Все спрашивают «зачем он мне», а ты возьми и купи слона.
— Отстань!
— Отстану, только вначале ты купи слона..
Докучные сказки, как правило, используются в воспитании детей, это
своеобразная игра на развитие мышления ребёнка, предполагающая поиск
выхода из замкнутого круга бесконечной истории. Рассказывая такую
сказочку, вы развиваете память, мышление, внимание, и, конечно, знакомите
ребенка с русским народным творчеством.
Многообразен русский фольклор. И докучные сказки – одна из его
граней. Есть версия, что докучные сказки плели сказочники, которым
надоедали просьбами рассказать еще одну сказочку. И они завершали свои
сказания веселыми отговорками. Докучной сказкой можно переключить
внимание ребенка. Так делали раньше мамы, когда дети чемто досаждали, а
они не могли их успокоить.
А вот еще одна докучная сказочка:
Жилбыл царь Бубенец.
Захотел он построить себе новый дворец
Навезли ему мокрых досок,
Положили сушить на песок.
Сушили, сушили — пересушили.
Положили в реку—перемочили.
Снова сушили — пересушили,
Снова мочили — перемочили!
Вот как будут доски готовы,
Тогда и за сказку за эту примемся снова.
7Только будет это нескоро:
Это будет в тот год,
Когда леший помрёт,
А он ещё и не хворал!
Фразы в докучных сказках могут быть бесконечными. Это зависит
только от желания рассказчика и от терпения слушателей.
Пришёл медведь к броду,
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис,
Вымок, выкис, вылез, высох.
Встал на колоду – Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок...
Многие из таких сказок являются реликтовыми (очень древними) и
имеют похожую структуру у многих народов мира. Часто цель таких сказок —
развитие речи у детей. Большинство ученыхфольклористов склоняется к тому,
что создателями цепевидных сказок были люди с юным (детским) сознанием, то
есть примитивные общества.
Сказки сочинять непросто, но интересно. Можно сочинять их вообще не о
чём. Этим и занимались люди во все времена. Когда было совсем нечего делать,
придумывали сказки докучные.
Это такие истории, в которых конец – это начало, а начало – это конец,
поэтому их можно рассказывать бесконечно и тем самым докучать, т.е.
надоедать комунибудь.
8АНКЕТИРОВАНИЕ
Мы провели анкетирование ребят нашей школы и узнали? В анкетировании
участвовало 67 учащихся.
На вопрос: Любите ли вы сказки? 91 % сказали – ДА – это 61 человек.
На вопрос: Знаете ли вы , что такое докучные сказки? 94 % сказали НЕТ –
это 63 человека.
На вопрос: Хотели бы вы познакомиться с докучными сказками? 99% сказали
ДА – это 66 человек.
И что очень радостно, что 99% ребят хотели бы познакомиться с докучными
сказками.
ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ 3Б КЛАССА
У одной собачки носик
У другой собачки хвостик.
А у маленькой собачки –
Нет ни носа, ни хвоста.
Нету лапок, нету глазок.
Нету шерстки, нет ушей.
Все у маленькой собачки –
Все сплошная красота!!! (Ананина Ирина)
Жил – был кот Мурлыка.
9Вот однажды он запрыгнул на окошко
И запел….. (Власова Галина).
В уголке сидит паук
Восемь ног, а может рук.
Его солнце увидало
Не начать ли нам сначала… (Доманова Регина)
Енот и кот.
Жили – были кот и енот.
Енот любил на велосипеде кататься.
А кот любил песни слушать.
Енот говорит: «пойдем кататься…»
А кот песни слушает….
Енот говорит: «пойдем кататься…»
А кот песни слушает…. (Козьминых Инга).
Свинья.
Жили – были Мальчик с пальчик, бабка, дедка и свинья.
Под мостом жила она…
Вот и сказочка моя… (Курносов Максим).
Наш козел.
Жил однажды наш козел.
Себе брюхо распорол.
Взял ведро, надел мочало…
Начинаем все с начала… (Лебедева Кристина)
Накосил мужик сена стог.
Да и лег на левый бок.
Это сказочка – забава.
Я опять начну сначала. (Новожилов Никита).
У меня живет щенок.
Я его люблю.
Но в один прекрасный день…..
А рассказывать мне лень… (Чумаков Дмитрий).
Жила – была баба.
И было у нее старое корыто.
А в нем мочало.
Не рассказать ли сказочку сначала… (Яндимирова Алена).
10ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью нашей работы являлось рассмотрение не всей классификации
сказок, а только отдельного ее вида – кумулятивной, докучной сказки. В этой
работе мы дали подробное описание данного вида сказок.
В заключение работы, следует сказать, что задача, выполнена. Мы
раскрыли тему кумулятивной сказки и современности, то есть, как на
сегодняшний день рассматривается сказка, с каких позиций и источников она
формировалась, чтобы предстать перед нами в своем сегодняшнем виде.
Подобно тому, как песня поется, сказывается сказка и не важно, кто ее
рассказывает взрослый или ребенок…
Гипотеза наша о том, что докучные сказки были придуманы уставшими
сказочниками, которые хотели отдохнуть от любознательных слушателей,
подтвердилась. Таким образом, цель нашего исследования достигнута.
Заключение.
В ходе самого исследования мы нашли ответы на многие вопросы.
Используя эти знания, мы составили свои докучные сказки
Мы привлекли к этой работе своих одноклассников.
У нас получился сборник докучных сказок, которые учитель может
использовать в дальнейшей работе по этой теме.
1112