Проектно – исследовательская работа «Кумулятивные сказки»
Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
классное руководство
3 кл
02.04.2018
Сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, чудесные истории передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потом пришло время, когда сказки стали собирать и записывать.
Порой, сказки видоизменялись и дополнялись рассказчиками - ведь "возраст" многих сказок исчисляется тысячелетиями! Сказки — это занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных, волшебных историях, событиях, приключениях людей, зверей, предметов.
проект Кумулятивные сказки.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Проектно – исследовательская работа
«Кумулятивные сказки»
Выполнили:
учащиеся 3 б класса
Руководитель:
Смирнова Надежда Владимировна,
учитель начальных классов,
I квалификационная категория
1 г. Качканар, 2016 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Основная часть
Из истории. Что такое кумулятивные сказки. Откуда
они к нам пришли?
Докучная сказка
Анкетирование
Докучные сказки 3 б класса
Заключение
стр. 3
стр. 4 10
стр. 4 5
стр. 6 8
стр. 9
стр. 9 10
стр. 11
2 ВВЕДЕНИЕ
Идея создания проекта возникла на уроках литературного чтения. Мы
очень заинтересовались таким понятием, как докучные сказки. Всем было
интересно, откуда такое название, как возникли эти сказки, можно ли в
современных условиях создать их самим.
Сначала мы определили цели проекта, наметили план работы.
Цели проекта:
Показать значение устного народного творчества в воспитании нравственной
культуры школьников.
Учиться глубже познавать жизнь и обычаи российского народа.
проанализировать, как и когда появились докучные сказки;
провести опрос учащихся;
сочинить докучную сказку.
Задачи проекта:
узнать из дополнительной литературы как появились докучные сказки;
провести опрос по теме работы среди учащихся вторых классов;
создать свои докучные сказки, привлечь учащихся 2 классов.
собрать сборник докучных сказок, которые учитель может использовать в
дальнейшей работе по этой теме.
Проект по составу участников – коллективный.
По срокам реализации – три месяца.
Гипотеза:
Предположим, что докучные сказки были придуманы уставшими сказочниками,
которые хотели отдохнуть от любознательных слушателей.
Мы заранее стали готовиться к изучению этой темы. У нас было
достаточно времени чтобы узнать все информацию про такие сказки.
Мы искали материал об истории возникновения кумулятивных (докучных)
сказок.
Придумывали сами такие сказки.
Составили сборник сказок, в который вошли все нами придуманные сказки.
3 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Из истории. Что такое кумулятивные сказки.
Откуда к нам пришли кумулятивные сказки.
Сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными
сказителями, чудесные истории передавались из уст в уста, из поколения в
поколение. Потом пришло время, когда сказки стали собирать и записывать.
Порой, сказки видоизменялись и дополнялись рассказчиками ведь "возраст"
многих сказок исчисляется тысячелетиями! Сказки — это занимательные
рассказы о необыкновенных, вымышленных, волшебных историях, событиях,
приключениях людей, зверей, предметов.
Литература, посвященная кумулятивным сказкам, довольно обширна,
однако общепринятого определения этого жанра нет. Систематизируя
сказанное разными исследователями о кумулятивной (“цепочной”) сказке
необходимо выделить ее основной художественный прием, отличающий ее от
других сказочных жанров. Он состоит “в какомлибо многократном повторении
одних и тех же действий или элементов, пока созданная таким образом цепь не
порывается или же не расплетается в обратном убывающем порядке
Кумуляция циклическое повторение один из основных приёмов
создания сказочного текста, присущий сказкам любого типа, поскольку
кумуляцией является любое утроение действия в волшебных или
новеллистических сказках. Троекратная проверка героем силы с помощью
палицы кумуляция, посещение героем медного, серебряного, золотого
дворцов кумуляция, троекратная битва со змеем кумуляция, поскольку с
каждым разом действие приобретает большую силу, красоту, каждая битва
требует от героя больших усилий, нежели предыдущая.
Примерами кумулятивных сказок изобилует русский фольклор: это
“Репка”, “Колобок”, “Теремок”, (“Терем мухи”), “Петушок и бобовое
зернышко”, “Разбитое яичко”, “Глиняный парень”, “Лисичка со скалочкой”,
“Мена”, “Хорошо, да худо” и т. п. Перечисленные сказки показывают, что в
каждой из них, независимо от системы персонажей, речь идет о некотором
нагромождении, в котором и состоит весь их интерес и все их содержание.
На первый взгляд, кажется, что записать сказку очень легко, что это
может сделать всякий человек без особой подготовки. Однако, чтобы такая
4 запись имела научную ценность, нужно соблюсти некоторые условия, надо
знать, что записывать и как записывать. В древней Руси, например, никому
даже не приходило в голову записывать сказки. Сказки подвергались не только
официальному презрению, как нечто совершенно не стоящее внимания, на них
производились гонения.
Исполнение их требует величайшего мастерства: они иногда
приближаются к скороговоркам, иногда поются. Весь интерес их — это
интерес к слову как таковому. Нагромождение слов интересно только тогда,
когда и слова сами по себе интересны. Поэтому такие сказки тяготеют к
рифме, стихам, консонансу и ассонансу и в этом стремлении не
останавливаются перед смелыми новообразованиями. Так, заяц назван «на юре
увертыш», лисица — «вездепоскокиш», мышь — «изза угла хлыстень» и т. д.
Эти особенности кумулятивных сказок делают их любимыми детьми,
которые так любят новые, острые и яркие словечки, скороговорки и т. д.,
поэтому кумулятивные сказки с полным правом могут быть названы, детским
жанром:
— Рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Расскажи.
— Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную
сказочку?
— Не надо.
— Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную
сказочку? — и т. д
"Про ворону"
Едем дальше.
Видим мост,
На мосту ворона сохнет.
Хвать её за хвост,
Шасть под мост –
Пусть она помокнет!
Едем дальше.
Видим мост,
Под мостом ворона мокнет.
Хвать её за хвост,
Шасть её на мост –
Пусть она обсохнет!
Первые веяния идут в Россию из Западной Европы и проникают через
Польшу. Первыми составителями повествовательных сборников были
церковники. В католическом богослужении принято в церквах произносить
назидательные проповеди. Проповеди эти были абстрактны и скучны. Чтобы
удержать внимание прихожан, проповеди уснащались интересными рассказами,
5 которым придавалось какоенибудь нравоучительное толкование. С целью
такого использования создавались сборники рассказов. Они получили широкое
распространение, были очень популярны, переводились на языки Европы и
дошли до нас.
Докучные сказки.
А докучная сказка — сказка, в которой многократно повторяется один
и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством
повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли
исполнителя или слушателя. Звенья могут скрепляться при помощи
специальной фразы «не начать ли сказочку сначала», после которой фрагмент
повторяется вновь и вновь. В некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт
вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и
используется для очередного повтора сказочки. Сюжет сказочки не
развивается, связующий вопрос вызывает у слушателя только недоумение и
досаду.
К докучным сказкам относятся сказка про белого бычка и сказка о попе
и его собаке.
У попа была собака
Русская народная сказкапесня «У попа была собака…» представляет собой
пример рекурсии. Здесь рекурсия ограничена размером доски, на которой
писал поп:
У попа была собака, он её любил,
Она съела кусок мяса, он её убил,
Убил, похоронил,
В землю закопал,
Надпись написал:
"У попа была собака, он её любил,
Она съела кусок мяса, он её убил,
Убил, похоронил,
В землю закопал,
Надпись написал:
Сказка про белого бычка — русская поговорка, которая означает
длинную, бесконечную историю (при этом часто занудную). Относится к
категории докучных сказок.
6 — Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
— Скажи.
— Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про
белого бычка?
— Скажи.
— Ты скажи, да я скажи, да чего у вас будет, да докуль
это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
Скажи…
Также многократно повторяющийся один и тот же фрагмент текста
фигурирует в известном однообразном предложении "купить слона" (основная
идея что бы собеседник ни говорил, ему в итоге предлагается купить слона).
Купи слона
Пример типичного диалога:
— Купи слона!
— Зачем мне слон?
— Все спрашивают «зачем он мне», а ты возьми и купи слона.
— Отстань!
— Отстану, только вначале ты купи слона..
Докучные сказки, как правило, используются в воспитании детей, это
своеобразная игра на развитие мышления ребёнка, предполагающая поиск
выхода из замкнутого круга бесконечной истории. Рассказывая такую
сказочку, вы развиваете память, мышление, внимание, и, конечно, знакомите
ребенка с русским народным творчеством.
Многообразен русский фольклор. И докучные сказки – одна из его
граней. Есть версия, что докучные сказки плели сказочники, которым
надоедали просьбами рассказать еще одну сказочку. И они завершали свои
сказания веселыми отговорками. Докучной сказкой можно переключить
внимание ребенка. Так делали раньше мамы, когда дети чемто досаждали, а
они не могли их успокоить.
А вот еще одна докучная сказочка:
Жилбыл царь Бубенец.
Захотел он построить себе новый дворец
Навезли ему мокрых досок,
Положили сушить на песок.
Сушили, сушили — пересушили.
Положили в реку—перемочили.
Снова сушили — пересушили,
Снова мочили — перемочили!
Вот как будут доски готовы,
Тогда и за сказку за эту примемся снова.
7 Только будет это нескоро:
Это будет в тот год,
Когда леший помрёт,
А он ещё и не хворал!
Фразы в докучных сказках могут быть бесконечными. Это зависит
только от желания рассказчика и от терпения слушателей.
Пришёл медведь к броду,
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис,
Вымок, выкис, вылез, высох.
Встал на колоду – Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок...
Многие из таких сказок являются реликтовыми (очень древними) и
имеют похожую структуру у многих народов мира. Часто цель таких сказок —
развитие речи у детей. Большинство ученыхфольклористов склоняется к тому,
что создателями цепевидных сказок были люди с юным (детским) сознанием, то
есть примитивные общества.
Сказки сочинять непросто, но интересно. Можно сочинять их вообще не о
чём. Этим и занимались люди во все времена. Когда было совсем нечего делать,
придумывали сказки докучные.
Это такие истории, в которых конец – это начало, а начало – это конец,
поэтому их можно рассказывать бесконечно и тем самым докучать, т.е.
надоедать комунибудь.
8 АНКЕТИРОВАНИЕ
Мы провели анкетирование ребят нашей школы и узнали? В анкетировании
участвовало 67 учащихся.
На вопрос: Любите ли вы сказки? 91 % сказали – ДА – это 61 человек.
На вопрос: Знаете ли вы , что такое докучные сказки? 94 % сказали НЕТ –
это 63 человека.
На вопрос: Хотели бы вы познакомиться с докучными сказками? 99% сказали
ДА – это 66 человек.
И что очень радостно, что 99% ребят хотели бы познакомиться с докучными
сказками.
ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ 3Б КЛАССА
У одной собачки носик
У другой собачки хвостик.
А у маленькой собачки –
Нет ни носа, ни хвоста.
Нету лапок, нету глазок.
Нету шерстки, нет ушей.
Все у маленькой собачки –
Все сплошная красота!!! (Ананина Ирина)
Жил – был кот Мурлыка.
9 Вот однажды он запрыгнул на окошко
И запел….. (Власова Галина).
В уголке сидит паук
Восемь ног, а может рук.
Его солнце увидало
Не начать ли нам сначала… (Доманова Регина)
Енот и кот.
Жили – были кот и енот.
Енот любил на велосипеде кататься.
А кот любил песни слушать.
Енот говорит: «пойдем кататься…»
А кот песни слушает….
Енот говорит: «пойдем кататься…»
А кот песни слушает…. (Козьминых Инга).
Свинья.
Жили – были Мальчик с пальчик, бабка, дедка и свинья.
Под мостом жила она…
Вот и сказочка моя… (Курносов Максим).
Наш козел.
Жил однажды наш козел.
Себе брюхо распорол.
Взял ведро, надел мочало…
Начинаем все с начала… (Лебедева Кристина)
Накосил мужик сена стог.
Да и лег на левый бок.
Это сказочка – забава.
Я опять начну сначала. (Новожилов Никита).
У меня живет щенок.
Я его люблю.
Но в один прекрасный день…..
А рассказывать мне лень… (Чумаков Дмитрий).
Жила – была баба.
И было у нее старое корыто.
А в нем мочало.
Не рассказать ли сказочку сначала… (Яндимирова Алена).
10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью нашей работы являлось рассмотрение не всей классификации
сказок, а только отдельного ее вида – кумулятивной, докучной сказки. В этой
работе мы дали подробное описание данного вида сказок.
В заключение работы, следует сказать, что задача, выполнена. Мы
раскрыли тему кумулятивной сказки и современности, то есть, как на
сегодняшний день рассматривается сказка, с каких позиций и источников она
формировалась, чтобы предстать перед нами в своем сегодняшнем виде.
Подобно тому, как песня поется, сказывается сказка и не важно, кто ее
рассказывает взрослый или ребенок…
Гипотеза наша о том, что докучные сказки были придуманы уставшими
сказочниками, которые хотели отдохнуть от любознательных слушателей,
подтвердилась. Таким образом, цель нашего исследования достигнута.
Заключение.
В ходе самого исследования мы нашли ответы на многие вопросы.
Используя эти знания, мы составили свои докучные сказки
Мы привлекли к этой работе своих одноклассников.
У нас получился сборник докучных сказок, которые учитель может
использовать в дальнейшей работе по этой теме.
11 12
Проектно – исследовательская работа «Кумулятивные сказки»
Проектно – исследовательская работа «Кумулятивные сказки»
Проектно – исследовательская работа «Кумулятивные сказки»
Проектно – исследовательская работа «Кумулятивные сказки»
Проектно – исследовательская работа «Кумулятивные сказки»
Проектно – исследовательская работа «Кумулятивные сказки»
Проектно – исследовательская работа «Кумулятивные сказки»
Проектно – исследовательская работа «Кумулятивные сказки»
Проектно – исследовательская работа «Кумулятивные сказки»
Проектно – исследовательская работа «Кумулятивные сказки»
Проектно – исследовательская работа «Кумулятивные сказки»
Проектно – исследовательская работа «Кумулятивные сказки»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.