Проектно-исследовательская деятельность учащихся как условие повышения качества образования
Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
математика
5 кл—9 кл
17.09.2018
В докладе "Проектно-исследовательская деятельность учащихся как условие повышения качества образования" рассказывается о средствах достижения поставленной педагогом цели, помогающей решить проблему о результатах действий учащихся на уроках. А также особое внимание уделяется задачам и функциям проектно-исследовательской деятельности учащихся, общеучебным умениям и навыкам, Формирующимся в процессе проектно-исследовательской деятельности.Данный файл содержит характеристику проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Благодаря использованию метода проектов повышается качество образования, творческое развитие учащихся.
Доклад Проектно-исследовательская деят. (1).doc
Проектноисследовательская
деятельность учащихся
как условие повышения
качества образования
2018г «Единственный путь, ведущий к знаниям это деятельность»
Бернард Шоу
Для современного общества умение самостоятельно добывать знания и
совершенствовать их гораздо важнее прочности приобретаемых знаний. Организация
проектно – исследовательской деятельности в школе
способствует развитию
познавательных и исследовательских навыков учащихся, умений самостоятельно
конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве,
формированию мотивации обучения. Если ученик приобретает указанные навыки и умения,
он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к
изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях.
Проектная работа дает возможности для самореализации и самопрезентации
учащихся перед одноклассниками и взрослыми. В работе над проектом востребованными
оказываются различные способности и личностные качества ребенка. Если же проект носит
индивидуальный характер, то это возможность для каждого ребенка работать в
собственном режиме, благоприятном для него темпе.
Занятие проектноисследовательской деятельностью, в ходе которой заложенные от
природы потребности школьников в поиске решения возникающих задач, приобретают
характер научного познания действительности, предоставляет значительные возможности,
для саморазвития личностного потенциала в процессе приобретения необходимых знаний и
умений.
Рассмотрим основные понятия проектноисследовательской деятельности.
Проект (от лат. projectus, буквально — брошенный вперед), это уникальная
деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее
определённого результата/цели.
Учебный проект – средство достижения поставленной педагогом цели,
помогающее решить проблему в результате самостоятельных действий учащихся с
обязательной презентацией результатов.
Основные виды проектов
Повышение качества образования при использовании учебного проекта будет
происходить наиболее эффективно, если:
учебный проект носит творческий характер;
деятельность учащихся предполагает создание нового объекта внешнего или
внутреннего мира;
используется метод сверхзадач.
Метод проектов – технология моделирования и организации образовательных
ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология
сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
Проектноисследовательская деятельность— это деятельность
по
проектированию собственного исследования, включающая:
выделение целей и задач,
выделение принципов отбора методик,
планирование хода исследования,
определение ожидаемых результатов,
оценка реализуемости исследования,
определение необходимых ресурсов.
Общие компоненты структуры проектной и исследовательской деятельности
анализ актуальности работы;
формулировка цели и задач;
выбор средств и методов работы;
планирование, определение последовательности и сроков работы;
выполнение работы;
оформление результатов в соответствии с замыслом проекта или целями
исследования;
представление результатов.
Различия проектной и исследовательской деятельности
Проект – это замысел, план, творчество
по плану
Цель
Реализация проектного замысла
–
Исследование
процесс
выработки новых знаний, истинное
творчество
Уяснение сущности явления, Гипотеза
Этапы
если
постановка
только в том
в проекте есть
Выдвижение гипотез
случае,
исследование.
Нет исследования нет гипотезы.
Определение тематического поля и
темы проекта, поиск и анализ
проблемы,
цели
проекта, выбор названия проекта;
обсуждение возможных вариантов
исследования,
сравнение
предполагаемых стратегий, выбор
способов,
сбор и изучение
информации, определение формы
продукта и требований к продукту,
составление
работы,
распределение обязанностей;
выполнение
технологический
внесение необходимых изменений;
подготовка и защита презентации;
анализ результатов выполнения
проекта,
оценка
качества
выполнения проекта.
запланированных
операций,
плана
новых
открытие
истины,
закономерностей
Выдвижение гипотез и теорий,
их
и
теоретическая проверка.
экспериментальная
Формулирование проблемы,
актуальности
цели
задач
объекта
обоснование
выбранной темы;
постановка
и конкретных
исследования;
определение
и предмета исследования;
выбор метода
проведения исследования;
описание
исследования;
обсуждение
исследования;
(методики)
процесса
результатов
формулирование
и оценка
результатов.
выводов
полученных
Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у
друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать
исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть
проектирование.
Задачи проектноисследовательской деятельности
1. Создать условия для организации деятельности учащихся: определять ее цели и задачи,
выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими
людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты.
2. Создать условия для подготовки к профессиональному выбору, то есть научить
ориентироваться в мире профессий, в системе профессионального образования, в
собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в
профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное
значение для профессионального образования определенного профиля.
3. Создать условия для формирования у школьников навыков самостоятельного
добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы,
делать выводы и строить умозаключения.
Функции проектноисследовательской деятельности
воспитание познавательного интереса;
создание положительной мотивации учения и образования; развитие интеллектуальной сферы личности;
формирование глубоких, прочных и действенных знаний;
формирование умений и навыков самообразования;
развитие познавательной активности.
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе
проектноисследовательской деятельности
1. Рефлексивные: при оказании учителем консультативной помощи в ходе выполнения
проектов и обозначаются проблемы, возникновение которых поможет выявить рефлексия.
2. Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация,
целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор
способа или метода, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.
3. Поисковые (исследовательские): находить информацию по каталогам, проводить
контекстный поиск, в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов.
4. Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе,
выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности,
изготовление предметов наглядной презентации (продукта) результатов деятельности,
изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной
работе.
5. Информационные: систематизация информации, выделение главного, прием и передача
информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.
6. Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, работа в
сотрудничестве, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, отвечать на
незапланированные вопросы.
Преимущества проектно – исследовательской деятельности
побуждает учащихся к самостоятельной работе;
повышает их инициативу в познавательной деятельности;
развивает социальные и коммуникативные навыки;
даёт богатый опыт в творческой деятельности;
повышает межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков.
Благодаря использованию метода проектов повышается качество образования,
творческое развитие учащихся; естественным образом происходит соединение теории и
практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность
учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности.
Итогами проектной и учебноисследовательской деятельности следует считать не
столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие
школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере,
формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение
сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается
как показатель успешности исследовательской деятельности.
Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию
удовлетворенности собой и своим результатом обеспечивает переживание осмысленности,
значимости происходящего,
является основой для его дальнейшего
самосовершенствования и самореализации. Безусловно, вся эта деятельность – слишком большая дополнительная нагрузка для
учителя. Однако и отдача огромная:
удовольствие от работы с мотивированными учениками;
радость новых открытий и достижений.
Верьте в свои силы, дерзайте, зажигайте интерес у ваших учеников!
Проектно-исследовательская деятельность учащихся как условие повышения качества образования
Проектно-исследовательская деятельность учащихся как условие повышения качества образования
Проектно-исследовательская деятельность учащихся как условие повышения качества образования
Проектно-исследовательская деятельность учащихся как условие повышения качества образования
Проектно-исследовательская деятельность учащихся как условие повышения качества образования
Проектно-исследовательская деятельность учащихся как условие повышения качества образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.