Проектно-исследовательская работа "Стежки во времени. Вышивка крестом" (5 класс)
Оценка 4.6

Проектно-исследовательская работа "Стежки во времени. Вышивка крестом" (5 класс)

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
искусство +1
5 кл
19.07.2018
Проектно-исследовательская работа "Стежки во времени. Вышивка крестом" (5 класс)
В данной исследовательской работе анализируется традиционно-русский вид женского рукоделия – вышивание крестом. Целью работы является подтверждение того, что вышивка может быть современной и модной даже в 21 веке. Автор изучила историю возникновения вышивки, традиционную карельскую вышивку, технику вышивания крестом, провела анкетирование и мастер-класс.
Работа.docx
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сортавальского муниципального района Республики Карелия Рускеальская основная общеобразовательная школа Проектно­исследовательская работа Стежки во времени. Вышивка крестом. Выполнила: учащаяся 5 класса  Сынкова Анастасия Руководитель: учитель начальных классов Совастьянова Ольга александровна Содержание 1.Введение…………………………………………………………………………2 2.  Основная часть    Глава 1. Волшебный мир вышивки……………………………………………3­7 1.1. История возникновения вышивки……………………………………………….  3 1.2. История русской вышивки………………………………………………..    3­6 1.3. «Петроглифы» на ткани………………………………………………………...  6­7    Глава 2. Вышивка крестом и его виды………………………………………  7­8 2.1. Инструменты и материалы……………………………………………………   7 2.2. Техника вышивания крестом …………………………………………….   7­8   Глава 3. Исследование………………………………………………………..   8­9 3.1.Анкетирование…………………………………………………………………….    8 3.2. Мастер­класс……………………………………………………………………..    9 3. Вывод………………………………………………………………………..     9 4. Список используемой литературы…………………………………………   10 Введение. …Здесь в каждой скатерти, салфетке, полотенце Видны талант, душа и мастерство, И женских рук тепло, и нежность сердца, И ярких красок жизни торжество. Прельщают вышивки чудесною палитрой. Они сияют, дышат и живут. Как ноты музыки, что на листах пюпитров, Страдают, радуют и душу в высь зовут… В.Ганжар     Я выбрала эту тему проекта, потому что мне нравится вышивать. Вышивкой крестом я занимаюсь с 7  лет, а научила меня вышивать бабушка. Первые крестики у меня были не совсем ровными, но потом со временем начали получаться всё аккуратнее и красивее. Однажды на урок технологии наша  учительница принесла старинный белорусский рушник. Рассмотрев изделие я узнала знакомые мне  стежки, но что­то было не так. Ольга Александровна объяснила, что рушник вышит двойным крестом, а я в своих работах использую простой крест, и даже не подозревала о существовании других видов  стежков. Я заинтересовалась историей возникновения вышивки, видами и особенностями русской  вышивки и секретами карельской вышивки. Гипотеза: является ли вышивка крестом актуальной в 21 веке или это пережиток прошлых времен. Цель исследования: вышивка крестом ­ современно и модно! Задачи исследования:    1) прочитать книги, справочники, журналы, в которых рассказывается о вышивании крест;    2) изучить историю возникновения и развития вышивки крестом;    3) познакомится с особенностями карельской вышивки;     4) исследовать и хорошо освоить разные технологии вышивки крестом;    5) разработать вопросы для учащихся;    6) провести анкетирование среди учащихся;    7) организовать мастер­класс. Глава 1. Волшебный мир вышивки. 1.1. История возникновения вышивки Любимое мною занятие­ вышивка крестом, так же как и другие виды рукоделия, имеет свою историю.  Нет точных сведений о том, где и когда появилась вышивка вообще, и когда вышивка крестом  выделилась в отдельный вид рукоделия. Оригинальных вышивок, датируемых ранее ХII века, почти  не осталось. Но изображения одежды и предметов интерьера свидетельствуют о том, что вышивка  появилась намного раньше… В Большой Советской Энциклопедии я прочитала, что В ШИВКА  — вид декоративно­прикладного искусства;   изображение   выполняется   при   помощи   иглы   или   вышивальной   машины   на   различных тканях, коже, войлоке и др. материале льняными, хлопчатобумажными, шелковыми, шерстяными или металлическими нитями. ЫЫ История возникновения вышивки уходит далеко в глубь веков. Это искусство относится к эпохе первобытной   культуры.   Некоторое   время вышивание развивалось   только   как   средство   сшивать одежду, но со временем стало применяться в декоративных целях.  Самые древние вышивки были найдены учеными в Древнем Китае и датированы примерно пятым веком до нашей эры. Рисунок на этих вышивках выполнен волосом, золотыми и серебряными нитями. Так   как   вышивание   крестом   производится   при   помощи   иголки,   служащей   как   бы   острым продолжением или окончанием нитки: шерстяной, бумажной или шёлковой, то и иголка, пока она не стала металлической и не дошла до современного её усовершенствованного состояния, выделывалась из самых разнородных материалов: из дерева, кости, а в глубокой древности и у дикарей на это шли древесные иглы, рыбьи кости, щетина и прочее. В   каждой   стране вышивка развивалась   по   собственному   пути.   В   восточных   странах   изображали сказочных птиц и животных, используя при вышивке самые яркие цвета и самые сложные орнаменты. В   Западной   Европе   наиболее   распространенной   темой   вышивок   была   церковная.   Они   выводили Библейские тексты и сюжеты. Каждый народ изображал в вышивке свое понятие красоты.  1.2. История русской вышивки О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9­10 вв. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Все женщины от мала до велика владели этим искусством в совершенстве. В основе вышивки лежал старинные обряды и обычаи.  Вещь без вышивки в дом не входила. По ней судили о трудолюбии и мастерстве хозяйки дома. Лишь вышитые вещи имели магическое свойство охранять, защищать и оберегать человека и его хозяйство от беды, от злых духов. Поэтому многие знаки­узоры называли оберегами и наносили на наиболее видные   и   открытые   места   одежды,   предметов   быта   и   построек.   Оберег   на   одежде,   по   поверью, предохранял   человека   от   дурного   глаза,   болезни,   удара   молнии   и   других   несчастий.   Расшитые полотенца развешивали на окна и двери, чтоб ни беда, ни болезни в избу не попали, узоры на скатерти защищали стол и пищу на столе.  Несмотря на то, что вышивка у каждого народа имела свой национальный колорит, свои секреты, определенные приемы исполнения и характер орнамента, существовали общие для всех узоры, идущие из глубокой древности. Виды узоров и их значение Прямая горизонтальная линия Поверхность земли; Горизонтальная волнистая линия  Вертикальная волнистая линия  Треугольник  Вода; Дождь; Горы; Скрещивающиеся линии  Огонь и молния; Птица Сирин  Олень и конь  Единорог  Грифон  Женское   начало,   символ   счастья,   света   и радости, сулившая наступление весны, урожай и богатство; идея неба.   «Жизнедающее   светило»   ­   солнце,   они приносили счастье и веселье и благополучие. Целомудрие Взаимосвязь неба и земли Женская   фигура   с   поднятыми   кверху   или опущенными руками    Матери­земли. – Образ восточнославянское   божество   Берегиня– покровительница   воды,   хозяйства,   семейного очага, женских работ.   Позже   Русалка  Хранительница вод Деревья с раскидистыми ветвями и фигура в виде лягушки –  Обозначали   плодородие   земли;   травы,   цветы, кусты и деревья назывались «волосами земли»; Круг, квадрат, ромб, розетка   Солнце и Луна, источники света; Основным символом был ромб, наделенный множеством значений: Ромб –  Цепочка ромбов – Символ плодородия, возрождения жизни; «Древо жизни»; После прихода на Русь христианства изделия с вышивкой приобрели новое значение. Люди стали украшать вышитыми вещами окна, зеркала и иконы. Особенно ценными считались изделия, вышитые за один день. Обычно над такими вещами работали сразу несколько мастериц. Начинали на рассвете, и если   удавалось   закончить   работу   до   захода   солнца,   то   изделие   считалось   идеально   чистым   и способным защитить от злых сил, стихийных бедствий, болезней и других напастей. Первоначально   вышивание   на   Руси   было   занятием   для   избранных.   До   семнадцатого   века   им занимались монахини и представительницы знати. Материалами служили дорогие ткани, такие как бархат и шелк, драгоценные камни, жемчуг, золотые и серебряные нити.  В царском дворце имелись мастерские, изготавливавшие одежды царским домочадцам. Царица тоже занималась рукоделием. Дочь царя Бориса Годунова Ксения в 1601 году вышила покрывало, которое предназначалось   для   убранства   царского   престола.   Это   покрывало   было   вышито   серебряными   и золотыми   нитями,   бархатом   и   драгоценными   камнями.   Из­   за   тщательного   ухода   за   этим произведением искусства, оно сохранилось до наших дней. C   17   века   этот   вид   рукоделия   входит   в   разряд   обязательных   занятий   крестьянских   девушек. Разумеется, они использовали обычные нитки, а не шелка, но от этого работы не становились хуже. Мастерство рукодельниц­крестьянок не уступало мастерству придворных мастеров. Начиная с семи – восьмилетнего   возраста   девочки   начинали   готовить   себе   приданное   к   свадьбе.   Необходимо   было вышить скатерти, покрывала, полотенца, а также различную одежду. Также было принято вышивать специальные подарки для родственников и гостей жениха. Накануне свадьбы при всем честном народе устраивалась   выставка   приготовленного   приданого.  Таким   образом   оценивалось   мастерство, прилежность и аккуратность девушки.  В те времена вышивка условно подразделялась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка   испытывала   на   себе   влияние   западной   моды   и   не   имела   прочных   традиций,   тогда   как народная была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства. Из  поколения  в  поколение  отрабатывались  и  улучшались  узоры  и  цветовое  решение,  создавались образцы   вышивок   с   характерными   национальными   чертами.   Вышивки   народов   нашей   страны отличаются большим своеобразием, богатством технических приемов, цветовыми решениями. Каждый народ,  в   зависимости  от  местных  условий,   особенности  быта,   обычаев  и   природы,   создавал   свои приемы   вышивки,   мотивы   узоров,   их   композиционное   построение.   Расположение   узора   и   приемы вышивки зависели от форм одежды, которую шили из прямых кусков ткани. Вышивку размещали вдоль соединительных швов, на предплечьях, концах рукавов, разрезах на груди, подолах передников.   Горьковской,   Ярославской, Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусской полосы.  К северной относятся вышивки Архангельской, Новгородской, Вологодской, Калининской, Ивановской,   Владимирской   и   других   областей.  Самые распространённые приёмы северной вышивки ­ крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитьё,   выполняемое   по   сетке,   белая   и   цветная   гладь.   Чаще   всего   узоры   выполнялись   красными нитками по белому фону или белыми по красному. Вышивальщицы умело использовали фон как один из элементов узора. Квадратики и полоски внутри крупных фигур птицы ­ павы, барса или дерева вышивались синей, жёлтой и тёмно­красной шерстью. Вышивки среднерусских областей многоцветны. (Калужская, Тульская, Рязанская, Смоленская, Орловская и др.) Орнамент – геометрический. Самый распространенный способ вышивки ­ цветная перевить.  Можно предположить, что отличительные особенности северной и среднерусской вышивки, в какой­ то мере  связаны  с природным  климатом. Суровый  климат ­ строгость и четкость орнамента – в северной традиции, мягкий климат – теплота, многоцветье красок ­  в среднерусской традиции. До конца 18 века вышивание было занятием любителей, домашним ремеслом. Со становлением в стране кустарных промыслов и разнообразных видов ремесла вышивание стало для многих мастериц профессией.  В 19 ­ начале 20 века вышивка широко применялась для украшения народного костюма во всех уголках   нашей   страны.   Вышивать   стало   гораздо   удобнее   и   интереснее:   развивалась   текстильная промышленность, появлялись новые удобные для вышивки ткани, нитки, стали выпускаться журналы с цветными схемами вышивки. Вышивку изучали даже в школах. В 19 веке  появилась канва для вышивки крестиком.  Особую популярность вышивка крестом приобрела в 20 веке. Именно тогда вошли в моду вышитые картины, оклады для икон и сами иконы. Украшение одежды отошло на второй план. Возможно, это связано в широким распространением тканей с рисунком, которые уже не нужно было оформлять вышивкой.  В   настоящее   время   искусство   вышивания   переживает   период   подъёма.   Правда   сегодня   люди занимаются вышивкой не из­за необходимости, а по велению души. Есть такая поговорка: «Лучший подарок тот, который сделан своими руками». Вышивка — лучший пример   этому, ведь в каждую работу мастерица вкладывает частичку себя, благодаря чему она гораздо ценнее, нежели фабричное изделие. Такой подарок никогда не забудется, он всегда будет напоминать о вашем внимании.  Современная вышивка представлена самыми разнообразными узорами: мультипликационные герои, растения, ягоды, животные, а также всевозможные символы из телевизионных передач. Огромной популярностью сегодня пользуются вышитые картины, салфетки, скатерти.  1.3. «Петроглифы» на ткани. Традиция вышивания в Карелии очень древняя, археологи утверждают, что начало вышивке было положено уже в 12 — 14 веках. Край лесов и озёр издавна славился талантливыми вышивальщицами и золотошвейками. В те времена каждая женщина умела ткать, шить необходимые для себя и семьи предметы   одежды   и   домашнего   обихода.   В   Заонежье,   например,   умение   вышивать   у   девушек приравнивалось   к   знанию   грамоты   у   парней.   Кроме   того,   вышивание   являлось   для   крестьянки, лишенной   в   прошлом   денежных   средств,   дополнительным   источником   доходов.   Крестьянские изделия, вышитые обычными нитями, а также дорогостоящие жемчужные и золотошвейные головные уборы и другие предметы карельских рукодельниц либо распродавались по заказу местных жителей, либо вывозились через скупщиков на внутренние ярмарки, а также за пределы не только Карелии, но и России.  Традиционно   вышивками   украшали   женские   и   девичьи   головные   уборы,   рубахи,   полотенца,   края простыней или подзоры к кроватям. Оригинальным явлением для Карелии было украшение вышивкой сарафанов.  Вышивки имели четко определенное расположение. Находясь обычно на краях, концах изделий, они придавали завершенность предметам и одновременно выполняли функцию оберега, который как бы опоясывал   человека.  Техника   вышивания   —   «тамбур»,   «тамбур   по   сетке»,   «двусторонний   шов», «набором» и «крестом». Карельская вышивка поражает своей необычайной скромностью расцветки. Чаще всего встречаются красные узоры по белому холсту, белые вышивки на красном кумаче или белые по белому. Исключение представляют многоцветные вышивки Пудожского и Прионежского районов.   Кроме   того,   Пудожский   и   Беломорский   районы   издавна   славились   золотошвейными изделиями (в Беломорье с применением местного жемчуга). В вышивке Карелии выделяются две большие группы мотивов: геометрические (ромбы, треугольники, ромбы с разнообразными краями и крючками) и В вышивке Карелии выделяются две большие группы мотивов: геометрические (относятся птицы, люди, животные, растения).  В северных районах Карелии рукодельницы использовали только геометрические фигуры, которые согласно верованиям предков, защищали   жилища   от   порчи.  Отличительная   черта   вепсской   вышивки   ­   практически   полное отсутствие изображений животных. По смысловому и магическому значению карельские узоры вполне можно сравнить с петроглифами, созданными далекими предками карельского и вепсского народов. Старинные карельские вышивки на одежде и предметах быта хранятся в Государственном историко­ краеведческом музее в Петрозаводске, в Государственном музее этнографии в Санкт­Петербурге. Государственному историческому музею в Москве принадлежат интересные образцы золотошвейных работ мастериц­поморок. Глава 2. Вышивка крестом и его виды 2.1. Инструменты и материалы Вышивка крестом ­ способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине или  других нитей для вышивания, в том числе шерстяных, используется техника в полный крест или полу  крест.  Мы не нашли точных данных о том, когда вышивка крестом выделилась в отдельный вид рукоделия,  но найденные учёными изображения одежды и предметов интерьера свидетельствуют о том, что  вышивание крестиком началось задолго до XII века.  Рисунки для вышивания выполнялись вручную. И только во второй половине XIX века стали  выпускать печатные рисунки. В России своих – русских ­ рисунков не было, все пользовались  продукцией немецких, австрийских и французских фирм. Рисунки были довольно дороги и  передавались по наследству от матери к дочери. Они представляли такую ценность, что очень часто  становились предметом воровства. Сегодня существуют два способа вышивки крестом­машинный и ручной.  Основой ручной вышивки является канва. Это специальным образом выработанное на  фабрике полотно, размеченное в клетку. В некоторых вышивальных наборах производитель наносит  на канву рисунок, который впоследствии заполняется вышитым крестом. Такую технику называют  «печатный крест». Если на канве рисунок не обозначен, то это техника называется счётным крестом  (вышивальщице приходится самой отсчитывать количество крестиков). 2.2. Техника вышивания крестом  Техника вышивания крестом очень проста, достаточно соблюдать аккуратность и точность. Вышивать  идеальные крестики будет легче, если соблюдать несколько правил: ­ длина нити (мулине) не должна быть слишком длиной; ­ верхние стежки должны быть направлены только в одну сторону. Методы ручной вышивки крестом: – традиционный или английский, вышиваем один крестик и начинаем следующий; ­ датский метод, вышиваем пол крестика (нижние стежки), возвращаясь вышиваем верхние стежки. Чаще всего используют оба метода ­ «датский метод» для большинства стежков, а «традиционный» — для изолированных крестиков.  Есть ещё несколько видов стежков: Прямой крест — состоит из      вертикальной и горизонтальной линий. Двойной крест — чередование простых крестиков и между ними маленьких прямых. Полу крест — первый стежок шитья обыкновенного крестика. Простой крест ­ все верхние стежки должны     лежать в одном направлении. Крест Левиафан (Болгарский) — шов отличается от простого крестика тем, что     осложнён ещё двумя перекрещивающимися стежками (вертикальным и горизонтальным).              Крест “Звёздочка” — еще один вид перекрещивания, состоящий из прямого крестика,   на который накладывается четыре наклонных диагональных стежка такого же или меньшего размера.   Глава 3. Исследование     3.1.Анкетирование Умение вышивать крестом наряду с умением танцевать, рисовать и играть на фортепиано всегда ценилось,   считалось   признаком   хорошего   воспитания.   Образ   девушки   за   рукоделием   всегда вдохновлял художников. Нам захотелось выяснить, как относятся к этому виду рукоделия современные барышни?  С этой целью мы провели анкетирование среди учащихся нашей школы. Была опрошена 21 девочка: № Вопросы 1 2 3 Занимаетесь ли вышивкой ваши бабушки и мамы? Умеете ли вы вышивать крестиком? Хотите ли вы научиться вышивать или усовершенствовать  свои навыки в этой технике? Ответы учащихся «Да» 67% 76% 86% «Нет» 33% 24% 14% Результатами опроса я была приятно удивлена, оказалось в своём увлечении я не одинока! Из таблицы видно, что большая половина девочек умеют вышивать (76%). Вероятно, любовь к рукоделию идёт из семьи – из 33% опрошенных многие отметили, что мамы и бабушки не вышивают только потому, что не   хватает   времени.   Больше   всего   порадовали   те   девочки,   которые   не   останавливаются   на достигнутом и хотят освоить другие виды вышивки крестом (86%). 3.2. Мастер­класс По результатам опроса и просьбам одноклассников, было принято решение о проведении обучающего мастер­класса.   Ребята   познакомились   с   историей   возникновения   вышивки,   секретами   карельских мастериц, с материалами и инструментами, применяемыми при вышивке. Освоили традиционный и датский способы вышивания простого креста. Фото отчёт мастер­класса представлен в презентации. Вывод. В результате нашего исследования мы выяснили, что вышивка крестом действительно является одним из самых популярных видов рукоделия. Я думаю, что справилась с поставленной целью и доказала, что интерес к вышивке не исчезал на протяжении всей истории человечества, а в последнее время старинное ремесло приобретает все новых   и   новых   поклонников.   Полученные   знания   помогли   мне   познакомиться   с   историей   своего народа, его укладом жизни, обычаями. Кроме того, девочки, которые не умели вышивать, смогли научиться простым видам стежков. Вышивка­это   искусство,   которое   помогает   нам   развивать   терпение   и   усидчивость,   а   значит,   и творческие способности. Также следует отметить, что в вышивании есть много пользы для здоровья! 1. Психологи отмечают, что люди, знакомые с вышиванием, более внимательные. 2. Уже   давно   замечено,   что   все   вышивание   успокаивают   нервную   систему,   предотвращает стрессы. 3. Вышивание   может   нормализовать   работу   практически   всех   систем   организма.   Как   это происходит? На поверхности наших ладоней находятся активные точки, которые отвечают за различные органы и системы человека. Занимаясь вышиванием мы все действия производим руками, а значит сами того не замечая, стимулируем работу нашего организма. То есть, даже несложное вышивание нас лечит, причем бесплатно! 4. Люди,   которые   занимаются   рукоделием,   отличаются   спокойным   характером,   умением сосредоточиться. В   процессе   выполнения   работы   использовались   различные   методы   исследования:   была проанализирована литература по данной проблеме, проведены социологические исследования среди учащихся, организован мастер – класс. Список используемой литературы 1. Миронова Т. В., Ермакова  С. О., Доброва Е. В. Вышивка крестом. Большая коллекция узоров. – М.: ООО ТД « Издательство Мир книги», 2009 – 224 с. 2. Сарафанова Н. А. Подарки к праздникам. М.: Мир книги, 2004. – 316 с. 3. Чижик Т. Б. Учим детей вязать и вышивать: Приключения Ниточки и иголочки/ Серия 2Мир вашего ребёнка». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 160с. 4. Энциклопедия «Рукоделие» ООО «Издательство АСТ», 2007 год.  5. сайт http://free­dom­777.blogspot.ru/ 6. сайт  www   .  krestx    /  ru 7. сайт http://nsportal.ru/ 8. сайт http://www.myshared.ru/

Проектно-исследовательская работа "Стежки во времени. Вышивка крестом" (5 класс)

Проектно-исследовательская работа "Стежки во времени. Вышивка крестом" (5 класс)

Проектно-исследовательская работа "Стежки во времени. Вышивка крестом" (5 класс)

Проектно-исследовательская работа "Стежки во времени. Вышивка крестом" (5 класс)

Проектно-исследовательская работа "Стежки во времени. Вышивка крестом" (5 класс)

Проектно-исследовательская работа "Стежки во времени. Вышивка крестом" (5 класс)

Проектно-исследовательская работа "Стежки во времени. Вышивка крестом" (5 класс)

Проектно-исследовательская работа "Стежки во времени. Вышивка крестом" (5 класс)

Проектно-исследовательская работа "Стежки во времени. Вышивка крестом" (5 класс)

Проектно-исследовательская работа "Стежки во времени. Вышивка крестом" (5 класс)

Проектно-исследовательская работа "Стежки во времени. Вышивка крестом" (5 класс)

Проектно-исследовательская работа "Стежки во времени. Вышивка крестом" (5 класс)

Проектно-исследовательская работа "Стежки во времени. Вышивка крестом" (5 класс)

Проектно-исследовательская работа "Стежки во времени. Вышивка крестом" (5 класс)

Проектно-исследовательская работа "Стежки во времени. Вышивка крестом" (5 класс)

Проектно-исследовательская работа "Стежки во времени. Вышивка крестом" (5 класс)

Проектно-исследовательская работа "Стежки во времени. Вышивка крестом" (5 класс)

Проектно-исследовательская работа "Стежки во времени. Вышивка крестом" (5 класс)

Проектно-исследовательская работа "Стежки во времени. Вышивка крестом" (5 класс)

Проектно-исследовательская работа "Стежки во времени. Вышивка крестом" (5 класс)

Проектно-исследовательская работа "Стежки во времени. Вышивка крестом" (5 класс)

Проектно-исследовательская работа "Стежки во времени. Вышивка крестом" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.07.2018