Проектные технологии в дополнительном образовании
Оценка 5

Проектные технологии в дополнительном образовании

Оценка 5
docx
10.09.2024
Проектные технологии в дополнительном образовании
Проект.тех.в ДО.docx

                 Статья  «Проектные технологии в дополнительном образовании»

Учреждения дополнительного образования – самая благоприятная среда для того, чтобы организовывать полноценную проектную работу. Педагоги совместно с родителями могут найти индивидуальный подход к любому ребенку, привлечь его к продуктивным занятиям без психологического принуждения.

Одна из главных задач педагога при организации процесса обучения заключается в том, чтобы ученик на занятии испытывал удивление, интерес, озадаченность неразгаданной проблемы, радость самостоятельно сделанного открытия. В процессе обучения новое всегда притягивает учеников, но столкнувшись с трудностями, с однообразием, ученик постепенно теряет интерес и желание учиться. Одних способностей и стараний педагога не достаточно для учебного процесса. Должна работать связь педагог-ученик и ученик-педагог, где ключевым звеном является не просто ученик как субъект, а ученик, активно проявляющий себя в этом процессе.

Анализируя свою деятельность как педагога дополнительного образования, я столкнулась с рядом проблем:

- низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

- неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

- разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;

- отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Работу решила построить через метод проектов, самый распространённый вид исследовательского труда, который развивает социальный аспект личности за счёт включения её в различные виды деятельности, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения.

Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс. Он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт. В процессе проектирования изменяется тип отношений, повышается уровень ответственности и компетентности как ученика, так и педагога. Роль педагога радикально меняется. Он постепенно превращается в коллегу, в старшего партнёра по исследованию и разработке проекта. Этот метод можно рассматривать как технологию сотрудничества. Проектная деятельность связана с работой в коллективе и способствует развитию таких важных качеств, как способность действовать вместе с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнёров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятым другими.

При использовании проектной деятельности в дополнительном образовании роль педагога сводится к консультированию и организации познавательной работы, а всю необходимую информацию ученики добывают самостоятельно: как отдельные участники образовательного процесса или работая в парах, группе.

Дополнительное образование по сравнению со школой имеет огромный плюс в применении проектной модели обучения – высокую мотивацию и личную заинтересованность учащихся в результате.

Достоинства проектного метода обучения:

- позволяет решать объемные задачи за счет работы в группах;

- легко применим в любом творческом объединении;

- формирует значимые для будущей профессии ученика знания и умения;

- служит хорошей формой оценки достижений;

- учит детей сотрудничать с педагогом и работать с коллективом;

- формирует у учащихся целый набор полезных компетенций (коллективное решение проблем, умение ставить цели, планировать работу, выделять важные аспекты, критически мыслить, грамотно распределять функции).

Работая над творческим проектом, дети открывают субъективно новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от педагога или из учебников. Ведь то, к чему они приходят в результате наблюдения, поисков, размышлений и споров, им заранее никто не рассказывал, не показывал, не объяснял. Занимаясь с неподдельным удовольствием, они каждый раз заново совершают свой микроподвиг первооткрывателей.

Проект – это, по сути дела, просто специальное задание, план, замысел, путь решения проблем, в результате которого должно получиться что-то новое: продукт, отношение, книга, фильм, модель, сценарий, презентация и т.д. Если совсем коротко, то суть работы над проектом и этапы этой работы можно свести к «пяти П»:

1. Проблема.

2. Проектирование.

3. Поиск информации.

4. Продукт.

5. Презентация.

Каждый проект – вполне реальное дело для ученика, который знает цели, может предвидеть затруднения, составить план своей несложной работы. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения, даёт силы и желание работать над другими.

Главное назначение проекта в дополнительном образовании состоит в том, чтобы научить детей самостоятельно овладевать практическими навыками и организовывать познавательный процесс на всех стадиях обучения (от идеи создания объекта до его применения в жизни). Такой результат достигается благодаря трем главным функциям, которые выполняет проект:

- развивающей – ученики отрабатывают навыки выбора одного решения проблемы из множества существующих вариантов, а затем в краткосрочном и долгосрочном периоде оценивают эффективность принятого решения;

- образовательной – состоит в знакомстве с новыми знаниями, терминами и умениями (причем нужную информацию ученик ищет самостоятельно, а педагог только направляет в правильное русло);

- воспитательной – развитие у детей личных качеств, способствующих их успеху в будущем (ответственность, деловая активность, предприимчивость, разумный авантюризм).

Сочетание этих трех функций учит детей рассматривать свою жизнь в качестве глобального макропроекта, благодаря чему они сразу расставляют приоритеты, грамотно и методично решают поставленные задачи и добиваются успеха на деловом поприще.

Специфика проектной деятельности в дополнительном образовании состоит в том, что получаемые в ходе работы знания и умения должны быть новыми для учеников, но в то же время им необходим хотя бы базовый опыт и минимальный уровень готовности. В противном случае задача окажется непосильной для выполнения, и дети быстро потеряют к ней интерес. Избежать такой проблемы помогает следование стандартным этапам работы над проектом:

Проблематизация – формулировка главной проблемы. Она должна побуждать ученика к действию, мотивировать к преодолению трудностей.

Целеполагание или преобразование проблемы в личную цель ученика или группы детей, формирование идеи ожидаемого результата.

Планирование – разбивка всего хода решения задачи на последовательные шаги. Такая детализация работы помогает правильно распределить ресурсы (время, сырье, усилия участников) и способы создания проектного продукта, составить график выполнения работ.

Выполнение составленного плана. На этом этапе часто происходит изменение намеченных шагов, а иногда и представления об ожидаемых конечных продуктах.

Самооценка + рефлексия – сравнение полученных результатов с плановыми. На этом этапе анализируются допущенные ошибки, оцениваются достижения, прогнозируются перспективы разработанного проекта. Каждый из этапов может разбиваться на более мелкие шаги, зависящие от параметров проекта (предметной области, сложности, количества участников и др.).

Когда автор находит способ решения первоначальной проблемы, он создает презентацию продукта. Она должна демонстрировать результаты проделанной работы и навыки, которые получил ученик. Сопроводительная речь в идеале должна иметь вид тезисов, которые отражают: общие сведения о проделанной работе; объемы обработанных информационных массивов (использованных средств); пояснение результата.

Что является критериями успеха работы над проектом?

- достигнут конечный результат;

- создана активная команда участников проекта, способная продолжать работу в будущем;

- результат проекта может быть использован другими коллективами;

- информация о проекте широко распространена;

- затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический;

- получено удовольствие от своей деятельности.

После выполнения проекта очень важно обсудить с учениками итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки, обсудить вклад каждого члена группы в копилку общего успеха. Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Учащихся, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации.

Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость. Основной тезис нового современного обучения – «Я знаю, для чего я познаю мир, я могу применить свои знания, я умею добывать новые и успешно делаю это самостоятельно», - прямым образом относится к проектной деятельности, что подчеркивает ее особое значение в процессе развития младшего школьника.

Результаты показывают, что можно добиться успехов в развитии творчества детей, если осознанно ставить цель и подчинять ей свою деятельность.

Примером использования проектной технологии в системе дополнительного образования (например, в кружке по декоративно-прикладному творчеству) может быть изготовление изделия в какой-либо технике декоративно-прикладного искусства. Ученик может сам выбрать интересующую его тему, либо сделать это с помощью педагога. Далее следует этап поиска информации, учащийся самостоятельно изучает историю вопроса, отбирает нужный ему материал. В текстовой части проекта должна быть представлена историческая справка, описание процесса и алгоритма изготовления продукта и т.д. В процессе подготовки текстовой части проекта у учащихся формируется навык самостоятельного поиска информации, умение обобщать и систематизировать материал. Изготовление изделия способствует формированию и развитию навыков мастерства. Немаловажным этапом является представление продукта проекта. На этом этапе учащийся должен в доступной форме рассказать о проделанной работе, остановиться на проблемных моментах, если таковые были, ответить на вопросы слушателей. Таким образом, дети имеют возможность испытать на практике, что означает выбрать себе интересующую тему и взять на себя обязательство по ее изучению и представлению перед коллективом сверстников и контролирующей инстанцией (педагог, потребители проекта). Данный вид деятельности способствует формированию, кроме ремесленных навыков, их оттачиванию, еще и ответственности, развитию коммуникативных навыков, навыков публичного выступления. Проектная деятельность позволяет учащимся выступить не в роли пассивного слушателя, а в роли самостоятельного добытчика знаний, активного участника образовательного процесса. Это, несомненно, будет способствовать формированию познавательного интереса, профессиональной ориентации подростков, их успешной социализации.


 

Статья «Проектные технологии в дополнительном образовании»

Статья «Проектные технологии в дополнительном образовании»

При использовании проектной деятельности в дополнительном образовании роль педагога сводится к консультированию и организации познавательной работы, а всю необходимую информацию ученики добывают самостоятельно: как отдельные…

При использовании проектной деятельности в дополнительном образовании роль педагога сводится к консультированию и организации познавательной работы, а всю необходимую информацию ученики добывают самостоятельно: как отдельные…

Такой результат достигается благодаря трем главным функциям, которые выполняет проект: - развивающей – ученики отрабатывают навыки выбора одного решения проблемы из множества существующих вариантов, а…

Такой результат достигается благодаря трем главным функциям, которые выполняет проект: - развивающей – ученики отрабатывают навыки выбора одного решения проблемы из множества существующих вариантов, а…

Что является критериями успеха работы над проектом? - достигнут конечный результат; - создана активная команда участников проекта, способная продолжать работу в будущем; - результат проекта…

Что является критериями успеха работы над проектом? - достигнут конечный результат; - создана активная команда участников проекта, способная продолжать работу в будущем; - результат проекта…

Изготовление изделия способствует формированию и развитию навыков мастерства

Изготовление изделия способствует формированию и развитию навыков мастерства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.09.2024