Выступление на ГМО
«Проектные задачи как способ формирования
универсальных учебных действий младших школьников»
СЛАЙД 1
Дети от природы – народ любознательный и интересующийся. Однако, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное, постепенно становится всё менее заметным.
Послушайте стихотворение поэта Валентина Берестова:
У маленьких учеников
Спросил художник Токмаков:
«А кто умеет рисовать?»
Рук поднялось – не сосчитать.
Шестые классы. Токмаков
И тут спросил учеников:
«Ну, кто умеет рисовать?»
Рук поднялось примерно пять.
В десятом классе Токмаков
Опять спросил учеников:
«Так кто ж умеет рисовать?»
Рук поднятых и не видать.
А ведь, ребята, в самом деле
Когда-то рисовать умели,
И солнце на листах смеялось.
Куда всё это подевалось?
СЛАЙД 2
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
У современного учителя есть множество возможностей для того, чтобы избежать столь печального развития событий.
Педагог, умеющий творчески решать различные педагогические задачи, искать новые варианты решений педагогических ситуаций, сможет организовать процесс обучения на уровне, отвечающем требованиям современного общества.
Один из эффективных способов формирования самостоятельности и развития познавательных умений является метод проектов.
Однако проектная деятельность своё центральное место занимает в основной школе. В начальной школе могут возникнуть только её прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
СЛАЙД 3
ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА – это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». Проектная задача подается не в обычной формулировке, которую привыкли слушать, читать учащиеся.
Проектная задача — всегда новая задача. Для нее нет алгоритма решения, даже последовательность действий иногда планируют сами школьники.
СЛАЙД 4
Особенность проекта в том, что при его реализации не задаётся порядок действий, ученики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат, что не соответствует возрастным возможностям младших школьников. А для решения проектной задачи учитель предлагает школьникам все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.
Поэтому, проектную задачу можно назвать кейсом, т.е. портфель, где уже лежит часть материала. В проектной задаче есть условия, которые необходимо учащимся вычленить из подготовленного учителем ресурса.
СЛАЙД 5
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
целеполагать (ставить и удерживать цели);
планировать (составлять план своей деятельности);
моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);
проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Проектные задачи развивают критическое и творческое мышление, умения ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно мыслить и действовать, приучают детей целенаправленно работать.
Стоит отметить, что решение ПЗ дает важный воспитательный процесс
Замкнутые дети в процессе работы раскрепощаются, становятся увереннее. Дети учатся ценить труд других участников осуществления проекта, учатся работать продуктивно сами.
С чего же начать педагогу для создания проектной задачи?
СЛАЙД 6
Этапы создания проектной задачи
1.Сформулировать цель проектной задачи.
2. Придумать продукт, который конструируют ученики.
3.Сформулировать проблему. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Надо ли её разрешать и в чём проблема? Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей её преодоления было «несколько». Лучше всего ставить жизненную задачу.
Ø На каникулах должны приехать школьники из Франции. Необходимо приготовить для них сыр.
Ø Намечается поездка в Санкт-Петербург. Необходимо определиться с выбором экскурсий, ценой билетов, гостиниц.
4. Составить путь решения через выполнение заданий (инструкцию)
5. Продумать форму рефлексии (устно, письменно, в группе, перед классом и т.д.). СЛАЙД 7
6. Продумать форму представления готового продукта (решения проектной задачи).СЛАЙД 8,9
7. Продумать форму оценки (кто, когда и как, по какой форме оценивает).
СЛАЙД 10
В содержании проектной задачи нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, к которым относятся те или иные задания. Школьники находятся в состоянии неопределенности относительно способа решения и, тем более, конечного результата. Решение проектной задачи требует коллективно-распределённой деятельности учащихся – работы в малых группах (в отдельных случаях в парах). Задача состоит из нескольких блоков: проблемный блок (ученикам предъявляется проблема, максимально приближенная к жизненной и требующая решения), информационный блок (блок ресурсов для поиска решения — набор текстов, диаграмм, таблиц, справочных материалов и т.п.), критериально-оценочный блок (вопросы для анализа проделанной работы).Можно сказать, что проектная задача занимает промежуточное положение между «обычными» предметными задачами (учебными или конкретно-практическими) и полноценным «проектом» в основной школе.
Создав на уроке нестандартную ситуацию, учитель сможет более объективно оценить знания детей и определить их проблемы. Для педагога важно найти, придумать такую ситуацию, которая была бы интересна детям. Окунувшись с головой в проблему, дети не подозревают, что именно диагностирует учитель, они увлечены решением задачи, работают не «на учителя», а на свою общую цель и тем самым, не задумываясь об этом, демонстрируют свои истинные предметные знания, коммуникативные навыки в гораздо более полном объёме.
СЛАЙД 11
В чем же заключается роль учителя на уроках решения проектных задач?
Функциями учителя в процессе решения обучающимися проектных задач может являться:
консультирование;
наблюдение за ходом работы учащихся;
оказание помощи отдельным учащимся;
поддержание рабочей обстановки в классе;
оценка творческой проектной деятельности на каждом этапе.
СЛАЙД 12
Проектные задачи различаются по содержанию, по составу участников, по месту в учебном процессе.
Проектные задачи могут быть предметными и межпредметными, одновозрастными и межвозрастными (могут принимать участие ребята из 5,6 классов в роли наставника, участника), стартовые, текущие, итоговые в зависимости от проведения в учебном году. В любом случае главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных, - это возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт».
СЛАЙД 13
ВЫВОД: проектные задачи есть шаг к проектной деятельности в школе. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания – они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Проектно-задачная технология позволяет формировать комплекс УУД младших школьников.
СЛАЙД 14 помощь в составлении проектных задач окажут следующие книги издательства Просвещение.
(раздадка)На курсах нам показали пример решения проектных задач на уроках русского языка в 3 и 4 классе по теме «Фразеологизмы»
Со своими учениками мы решали проектные задачи на внеурочном курсе «МИР КНИГИ»
Сейчас вам предлагаю решить проектную задачу
«Космическая ракета».
Вместе с текстом детям выдаётся набор геометрических фигур для сборки ракеты: прямоугольники длиной 10см, шириной 4см и длиной 9 см, шириной 3 см («зашумление»), квадраты со стороной 5 см и 4 см; трафарет для иллюминатора; алфавит.
Алфавит.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
С давних пор человек мечтал побывать в космосе. И вот однажды нашу планету потрясла неожиданная весть: "Человек в космосе!" Мечта людей о полете в космос сбылась. Самым первым, самым отважным и храбрым оказался наш соотечественник. Так началось время космических ракет, спутников, луноходов, международных космических экипажей. Люди всегда мечтали узнать о космосе как можно больше, ведь мир звёзд огромный и таинственный. В нём много неизвестного и загадочного.
Об этом важном событии необходимо знать всем людям.
Предлагаю вам поработать и пополнить свои знания.
1.Расшифруйте имя, отчество, фамилию человека, который первый отправился в космос. Для этого вам поможет порядковый номер каждой буквы алфавита.
32 18 10 11 _______________________________________________
13 6 12 19 6 6 3 10 25 _______________________________________
4 1 4 1 18 10 15 ____________________________________________
2. Когда произошло это важное событие?
Укажите число, оно совпадает с количеством месяцев в году. ____________
Укажите название месяца, если это второй весенний месяц __________________
Укажите год, для этого найдите результаты выражений и запишите их рядом друг за другом___________г.
24:3-7 = 48:3-35:5 = 3*14:7= 100:100=
3. Как назывался космический корабль, на котором совершён первый полёт?
Его название созвучно с одним из названий сторон горизонта (север, юг, восток, запад), в нём ударный второй слог. ____________________________________
4. С какой станции отправился космический корабль? Для этого соберите слово из слогов
ка Бай нур (второй слог состоит из двух букв) _________________________
5. Узнайте продолжительность первого полёта.
Запишите цифры этого числа друг за другом:
предыдущее 2, результат вычитания числа из самого себя, число больше 7, но меньше 9. ______________минут длился этот полёт.
6. Так этот день для всего человечества стал праздником и называется
(день рождения день космонавтики день победы)
_____________________________________________
7. В настоящее время люди продолжают путешествия в космос, проводят там длительное время.
Их называют ______________________________________.
8. Определите способ чтения, в каких-то строчках пропущены слова: в,к,и. Запишите полученный тест вместе с пропущенными словами.
вотваномсок меялвардзоп ____________________________
йынченлос йиксьлерпа ьнед _____________________________
мадзёвз ьтетелоп меатчем, ______________________________
яаджебоп хартс ьнел _____________________________
9.Изготовьте ракету.
Изготовление ракеты:
1.Приготовьте детали для ракеты:
прямоугольник, длина которого 10см, ширина 4см,
три треугольника, которые нужно получить из квадратов
2. Разложите детали ракеты на листе:
· прямоугольник разместите вертикально, отступив от середины нижнего края листа вверх 3см
· к верхней стороне прямоугольника приложите больший треугольник
· треугольники меньшего размера разместите справа и слева от нижней части прямоугольника
· прямоугольник переместите на 1см вверх или треугольники опустите на 1см вниз (прямоугольник и треугольники расположены не на одном уровне).
3. Приклейте детали.
4. Возьмите трафареты для иллюминаторов, приготовьте детали (используя бумагу другого цвета), их должно быть больше одного, но меньше трёх.
5. Разместите и приклейте детали иллюминаторов на корпусе ракеты.
Для выступления кратко запишите ответы:
1.Ф. И. О. __________________________________________________
2.Дата полёта (число, месяц, год) ___________________
3.Название корабля ______________________________
4. Название станции _____________________________
5. Продолжительность полёта _______________
6. Название праздника ______________________________
7. Людей называют _______________________________________
8.Получился текст: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.