ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. АЗБУКА ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Сухобоченок Л.Н., воспитатель МБДОУ МО г.Краснодар «Детский сад 108»
«Самое дорогое у человека - это жизнь», - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире. И от того, донесем ли мы, взрослые, до сознания ребенка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.
Среди жертв ДТП много детей дошкольного и младшего школьного возраста. Общество платит слишком большую цену - жизнь и здоровье своих детей, поэтому перед ним стоит важная задача - уберечь детей от дорожно-транспортных происшествий, научить их безопасному поведению на дороге.
Первым учителем, который поможет обществу решить эту проблему, должен стать воспитатель дошкольного учреждения. Проблема обучения детей в детском саду имеет свои особенности. От воспитателя требуется не столько обучение знанию правил, сколько обучение действовать безопасно в сложных дорожных ситуациях. Суть заключается в том, чтобы привить ребенку правила безопасного поведения в любой дорожной ситуации. Программой воспитания в детском саду предусматривается ознакомление детей с различными видами транспорта (грузовыми и легковыми автомобилями, трамваем, троллейбусом, автобусом), работой регулировщиков дорожного движения; воспитание умения правильно вести себя на улице. Для правильной организации работы с детьми педагогу надо хорошо знать правила движения по улице пешеходов и транспорта, дорожные знаки, требования, предъявляемые к передвижению с группой детей по улицам, дорогам и на транспорте.
Воспитатель должен, учитывая имеющиеся у детей знания и умения, постепенно и последовательно ставить перед ними новые задачи, показывать знакомые явления под новым углом зрения, обогащать, закреплять и систематизировать их представления о правилах движения по улицам и дорогам.
Работа по формированию навыков безопасного поведения осуществляется на основе следующих принципов:
- принцип системности - работа должна проводиться ежедневно в течение всего учебного года;
- принцип сезонности - следует учитывать местные условия, времена года;
- принцип доступности - предоставленный детям материал, должен соответствовать возрастным особенностям;
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития;
- принцип полноты содержания - содержание должно быть реализовано по всем основным разделам программы;
- принцип интеграции - данная программа может быть реализована как самостоятельная, так и выступать как составная часть комплексной программы;
- принцип координации деятельности педагогов - деятельность педагогов должна включать в себя последовательность изложенного материала;
- принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия дорожно-транспортного происшествия (дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде);
- принцип социальной безопасности (дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция);
- принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи - основной материал программы должен стать достоянием родителей, которые являются активными участниками педагогического процесса.
Чтобы добиться успеха в освоении правил дорожного движения, необходимо, начиная с дошкольного возраста, осуществлять связь между всеми разделами программы. В играх дети учатся конструировать машины, различают кабину, двери, окна и т. д., в сюжетных играх типа «Поехали на машине», «Пошли на праздник», «Водители» обращается внимание детей на передвижение в заданном направлении. Эти игры еще и очень просты по своему содержанию.
На занятиях по речевому развитию используются беседы, проводится чтение художественной литературы и инсценировки литературных произведений, заучивание стихотворений, загадывание загадок, рассказы, рассматривание и обсуждение иллюстраций, картинок.
Формируя элементарные математические представления детей, воспитатель при этом учит различать левую и правую руки, при этом он говорит: «Возьмите линейку так, как я, - в левую руку, положите кружок как у меня, - на середину листка» и т. д.
Во время занятий физической культурой детей учат двигаться в определенном направлении, находить свое место, различать пространственное, например: вперед, обратно, назад, справа, слева и т. д.; проводят подвижные игры: «Поезд», «Трамвай», «Найди свой цвет» и др.
Организуются викторины, игры, конкурсы по безопасности движения, просматривание диафильмов, видеороликов, мультфильмов, встречи с работниками ГИБДД. Таким образом, у детей постепенно накапливается определенный опыт движения по улицам, обогащается их словарный запас, повышается уровень пространственной ориентировки. Это позволяет усложнить программные задачи ознакомления детей с правилами дорожного движения.
Старшему дошкольному возрасту разрозненные сведения о правилах дорожного движения необходимо связывать в последовательную и стройную систему представлений. Дети должны называть и практически использовать имеющиеся знания правил движения по улицам. Они знакомятся с дорожными знаками, регулированием дорожного движения сотрудниками ГИБДД. Перед детьми необходимо постоянно ставить новые задачи, требующие самостоятельности действий и активности мыслей, умение применять знания на практике. Подключая детей к обыгрыванию правил дорожного движения в различных играх, воспитатель готовит их к жизни, практическому переносу знаний о правилах дорожного движения в повседневную жизнь. Умение применять правила дорожного движения воспитывается у детей и при рассматривании картин, чтении книг, выполнении отдельных несложных поручений.
От того, насколько ребенок усвоит правила дорожного движения и станет точно выполнять их, а не только держать в памяти, во многом зависит его здоровье и жизнь. Поэтому педагоги находятся в постоянном поиске новых форм организационно-педагогической деятельности.
Среди многих интересных методов взаимодействия на сегодняшний день выделяется проектная деятельность.
Это очень эффективный метод взаимодействия с детьми, который позволяет дошкольникам быть активными субъектами образовательного процесса. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного обучения.
Благодаря технологии проектирования дети сами ставят перед собой проблему, которая их интересует, и с помощью различных источников информации ищут ответы на свои вопросы, активно включаясь в процесс своего образования. Кроме этого проектная технология реализуется только в триаде: педагоги - дети - родители. Проектная технология как метод активного приобщения дошкольников к чему-либо очень эффективна, ребенок полностью погружается в ту проблему, которая ему интересна, которую необходимо решить. Обучение детей правилам дорожного движения будет иметь очень хорошие результаты только тогда, когда дошкольник самостоятельно или со своими родителями сможет пройти все круги информационного обеспечения. Ребенок, решая поставленную перед собой задачу, может посетить совместно с родителями библиотеку, использовать Интернет, телевизор, расспросить кого-то из взрослых. После активного получения информации по проблеме ребенок получит более качественные знания и навыки. Кроме того, если говорить об эффективности приобщения дошкольников к правилам безопасного поведения, нельзя не сказать о взаимодействии с родителями. Именно благодаря проектной деятельности взаимодействие с родителями приобретает качественный характер. Родители становятся активными участниками образования своих детей. Очень важно, что родители, входя в проектную технологию, взаимодействуют с детьми на равных. И дети, и родители открываются в совместной деятельности, они объединены одной целью, поэтому, как правило, в результате проектной деятельности улучшается психологическая обстановка и в семье.
По проблеме приобщения детей к правилам безопасного поведения на дороге можно предложить такие проекты для решения.
1. «Дети и дорога»
2. «Дорога! Дети! Безопасность!»
3. «Чем опасен перекресток?».
4. «Школа пешеходных наук»
5. Творческий проект «Дети - дорога - безопасность»
Главное для воспитателей и родителей в приобщении дошкольников к правилам дорожного движения - донести до детей смысл, необходимость знаний и навыков по данной проблеме. И всегда необходимо помнить, что ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых.
Список использованной литературы:
1.Авдеева Н.Н. И др. Безопасность. - СПб.: Детство-пресс, 2007. - 144с.
2.Голицина Н.С. И др. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы. - М.: Скрипторий , 2010. - 112с.
3.Хабибулина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий. - СПб.: Детство-пресс, 2010.- 64с.
4.Шарыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. - М.: ТЦ «Сфера», 2009. - 80с.
5. http://www.submitmysoft.com/svetofor-kartinki-dlya-detej
6. http://www.olejki.ru/32
7. http://world.menu.ru/interesting/3139-nu-ochen-neobychnye-svetofory-13-foto.html
8.http://www.stihi.ru/2009/10/06/5768pokazuha.ru›view/topic.cfm…znakcomplect.ru›
9. http://foto-gorodov.clan.su/photo/78
10. http://enforum.spbinno.ru/welcome_to_st_petersburg/?printmode=1
11. http://fotki.yandex.ru/users/katish1812/view/149335/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.