Формирование у детей познавательного интереса к сезонным изменениям в жизни растений
Оценка 4.8

Формирование у детей познавательного интереса к сезонным изменениям в жизни растений

Оценка 4.8
Педсоветы +2
doc
Междисциплинарный 3
Детсад
12.08.2022
Формирование у детей  познавательного    интереса к сезонным  изменениям в жизни    растений
Окружающая природа познается дошкольниками, прежде всего в их деятельности
Формирование у детей познавательного интереса к сезонным изменениям в жизни растений.doc

Формирование у детей  познавательного    интереса к сезонным  изменениям в жизни    растений

 

Сухобоченок Лидия Николаевна, воспитатель

МБДОУ МО г.Краснодар «Детский сад 108»

 

 

Один из ведущих путей полноценной подготовки детей к школе – это воспитание любознательности и развитие активных познавательных процессов. Окружающая природа познается дошкольниками, прежде всего в их деятельности. Познавательный интерес развивается в таких видах их деятельности, как наблюдение, труд, игра, рисование, рассказывание.

Формирование познавательного интереса в дошкольном возрасте имеет  важное значение не только в плане умственного воспитания, но и всестороннего развития  личности ребенка.

Стремление познавать природу ведет к пониманию ее красоты, желанию создавать ее своими руками, способствует приобретению нравственных начал: трудолюбие, коллективизм, целеустремленность, ответственность, гуманное отношение ко всему живому и др.,  воспитывает желание достижения общих целей в совместной деятельности.

Выражением познавательного интереса к сезонным изменениям в жизни растений у детей дошкольного возраста можно считать:

- выделение растений среди других объектов живой природы, проявление интереса во внешней сенсорно-эмоциональной форме: радость, удивление, удовлетворение, желание видеть, трогать, нюхать, пробовать на вкус и др.;

- участие в уходе за растениями, стремление к систематическому наблюдению и достижению результатов, нахождение и вычленение появления нового в объекте;

- умение обобщать, делать выводы (отражение интереса к  жизни растений в рассказах  и рисунках);

- желание поделиться знаниями, впечатлениями со сверстниками, вовлечение ребенком других детей в активную деятельность по уходу и наблюдению за растениями, в играх с ними;

- постановка детьми вопросов, обнаруживающих их познавательную направленность.

Отбирая соответствующее содержание в работе с детьми, надо использовать методические приемы воздействия на них и осуществлять дифференцированный подход к различным уровням их интереса: включая детей в активную деятельность, ставящую их в условия общения с природой.

Выделяют несколько этапов развития познавательного интереса к сезонным изменениям в жизни растений у детей:

- возникновение эпизодического и кратковременного интереса, основанного на восприятии яркого и внешнего в предмете или явлении;

- расширение интереса за счет увеличения внимания к большему количеству внешних признаков, разрозненных фактов из жизни растений;

- углубление интереса в результате стремления к обучению и систематизации фактов, явлений, проникновению в их содержание и установлению причинных связей:

- устойчивое проявление интереса в познавательной деятельности дошкольников, вовлечение других детей и передача  им соответствующих знаний  и умений.

В возникновении и развитии познавательного интереса к сезонным изменениям в жизни растений у детей одно из решающих мест принадлежит созданию педагогических условий. Воспитатель стимулирует вовлечение детей в самостоятельную деятельность, их активность, появление вопросов, стремление находить ответы, побуждает детскую инициативу, пытливостъ, способствует углублению и расширению интереса, делает интерес одних детей достоянием других.

Труд детей по уходу за растениями, наблюдение за их развитием, рассказывание о них обеспечивают полноценный характер формирования познавательного интереса у детей. Деятельность предоставляет ребенку возможность познакомиться с многообразием предметов и явлений, их особенностями, устанавливать причины и связи явлений, обогащать свои знания, находить новое, искать ответы на возникающие вопросы.

Возникновение и развитие интереса у дошкольников находится в прямой зависимости от получения и освоения детьми конкретных знаний о предметах и явлениях растительного мира. Знания о сезонных изменениях в жизни растений, полученные в форме активного поиска, при решении задач - основа  формирующихся начал материалистического миропонимания детей.

Эмоционально-положительное отношение дошкольников к предметам и явлениям растительного мира в деятельности, связанной с уходом и наблюдениями за растениями, оказывает влияние на развитие познавательного интереса и служит одним из его компонентов.

Особенно эмоциональный фактор важен в возникновении эпизодического интереса у детей, когда переживания и чувства превалируют над их опытом и знаниями.

Познавательный интерес детей к окружающему миру растений представляет собой явление не замкнутое в себе, а в силу своей действенности и активности ищущее и находящее выражение в потребности общения детей друг с другом, передаче знаний, добытых в общих исканиях при совместных переживаниях, что вызывает споры, вопросы и нахождение ответов. Полученные результаты подтвердили наше предположение о влиянии данных взаимоотношений детей на возникновение на развитие познавательного интереса.

Особенно эффективным оказалось влияние на взаимоотношение детей с разными уровнями развития познавательных интересов, способствующих формированию их нравственных качеств. Дети приучаются работать сообща, имеют общие  цель и интерес, у них развиваются коллективизм, товарищество, дружба, воспитывается заботливое отношение к растениям.

Развитие познавательного интереса к растениям оказывает действенное влияние на эстетическое воспитание детей. Ознакомление с миром растений, стремление к его познанию ведет к более развитому восприятию красоты в природе, ее разнообразных форм, красок, запахов. Педагогическое руководство данной работой воспитывает в детях умение видеть прекрасное в природе и участвовать в создании его.

В развитии познавательного интереса детей большая роль принадлежит личной заинтересованности педагога в мире растений, понимании и знании его законов.

Необходимо подчеркнуть значение целенаправленного формирования познавательного интереса к сезонным изменениям в жизни растений для последующего школьного обучения. Объем представлений и понятий об особенностях жизни растений, доступных пониманию детей, полученных ими во время пребывания в детском саду, благодаря достоверности, научности и систематичности составляет основу освоения биологических знаний в школе.

 

Литература:

1. Рыжова Л.В. Методика детского эксперементирования – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 208с.

2.  Николаева С.Н. Как приобщать ребенка к природе: методические материалы для работы с родителями учреждений – М., 2014 - 114 c.

3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2019/10/07/doklad-po-ekologii

4.3721

Формирование у детей познавательного интереса к сезонным изменениям в жизни растений

Формирование у детей познавательного интереса к сезонным изменениям в жизни растений

Отбирая соответствующее содержание в работе с детьми, надо использовать методические приемы воздействия на них и осуществлять дифференцированный подход к различным уровням их интереса: включая детей…

Отбирая соответствующее содержание в работе с детьми, надо использовать методические приемы воздействия на них и осуществлять дифференцированный подход к различным уровням их интереса: включая детей…

Знания о сезонных изменениях в жизни растений, полученные в форме активного поиска, при решении задач - основа формирующихся начал материалистического миропонимания детей

Знания о сезонных изменениях в жизни растений, полученные в форме активного поиска, при решении задач - основа формирующихся начал материалистического миропонимания детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.08.2022