Опробование как игровая форма процесса познания
Сухобоченок Лидия Николаевна, воспитатель
МБДОУ МО г.Краснодар «Детский сад 108»
Сущность творчества воспитателя раскрывается в условиях внедрения Технологии.
Технология - это сценарии жизни детей и взрослых в группе в течение дня. Каждая минута жизни группы наполнена разными видами деятельности, способствующими развитию и саморазвитию ребенка как неповторимой индивидуальности. Это и индивидуальное общение, и умывание, и дежурство, и занятия, и игра, и прогулка и т.д. Но для достижения прогнозируемого результата необходимо правильно организовать не только деятельность детей, но и собственную работу, осознать ее структуру в каждый режимный момент, т.е. понимать свою роль в общении с дошкольниками (роль артиста, собеседника, дирижера, зрителя).
Одна из форм познавательно-речевого развития дошкольников, называется Опробование. Опробование - это своего рода игра, направленная на сообщение детям новых знаний о знакомых им продуктах, накопление детьми так называемой «избыточной информации».
Что обычно говорят дети, когда пробуют какую-либо пищу, продукт? «Вкусно или не вкусно». А ведь и горькое, и кислое, и соленое тоже бывает вкусным. Вот здесь и помогает Опробование разобраться ребенку со вкусовыми качествами продуктов, узнать, что ему нравится, а что нет. И, конечно, это огромное поле для развития исследовательской и речевой деятельности.
Проводится Опробование ежедневно, перед завтраком в течение 5-7 мин, пока помощник воспитателя раскладывает завтрак детям. Каждая встреча - это ожидание чуда!
Воспитатели, заранее должны знать, что они будут пробовать на этой неделе, так как работа ведётся по «Маршрутным листам». Можно попросить родителей принести нужные продукты из дома или приготовить их для Опробования самим. Конечно, у детей уже есть знания о разных продуктах и способах их использования людьми. Наша задача построить разговор так, чтобы у детей сохранялось и приумножалось желание познавать, «открывать неизвестное в известном», испытывая при этом удовольствие, радость.
Начинается Опробование по-разному. Это или загадывание загадки, или чтение стихов, или «сюрприз». Содержание разговора обычно связано с темой предстоящей деятельности детей (темой дня). Например, если мы сегодня говорим о лесе - мы пробуем «дары леса», если о труде взрослых, то разговор направлен на сообщение знаний о людях разных профессий, участвующих в выращивании и создании данного продукта.
Основное назначение Опробования - сенсорное развитие дошкольников. Вместе с тем в этот небольшой промежуток времени мы знакомим детей с разными науками: биологией, географией, астрономией, физикой, химией, историей и др. Дети узнают о труде взрослых, об ученых и великих людях не только России, но и мира. Чтение литературных произведений и стихов русских писателей и поэтов, рассматривание репродукций картин русских художников погружает детей в мир искусства. Показывая работу различных бытовых приборов, мы приобщаем детей к миру техники. В рассказе воспитателя они слышат новые для них слова, что способствует обогащению словаря.
Общение с детьми всегда проводится в игровой форме, с обязательным использованием наглядного материала. Мы находим в книгах и энциклопедиях нужную для встречи информацию, пользуемся Интернетом, с удовольствием принимаем помощь родителей в подборе материала.
Предположим, что сегодня мы пробуем кофе. После умывания мы перелетаем в спальню на самолетах. Вместе с детьми радуемся мастерству дежурных: «Какие красивые чашки они поставили друзьям! А что же Людмила Ивановна нальет в чашки?» Дальше идет разговор о том, из чего варят кофе. Поскольку дети уже многое знают о напитке, уточняем самооценку их знаний о том, какие продукты используются при варке кофе, о профессиях взрослых: доярке, получившей молоко от коровы; об овощеводах, вырастивших сахарную свеклу.
Затем мы отправляемся в «путешествие» (по глобусу) в далекую Африку, Бразилию, Индию, на Аравийский полуостров, где выращивают кофейные зерна.
Дети с удовольствием рассматривают фотографии кофейного дерева, кофейной плантации, людей, собирающих кофе. Мы рассказываем о способе сбора и обработки кофейных зерен, затем предлагаем детям взять по одному зернышку. Они рассматривают их, рассуждают, разговаривают друг с другом, используя знания из личного опыта, с удовольствием обследуют зерна, нюхают их, сжимают, а кто-то даже пробует на зуб. И вот удивление, открытие! Из таких твердых зерен напиток не сварить.
Надо их расколоть! Мы создали для детей проблемную ситуацию. Как её разрешить? И вот мы достаём электрическую кофемолку! Кофемолка жужжит, а дети с нетерпением ждут результата. И вот кофе размолот! Мы предлагаем попробовать уже размолотый кофе. Дети наслаждаются его ароматом, пробуют его. Но опять проблема - на вкус кофе оказывается горьким! Как же его пить? Нам на помощь приходит помощник воспитателя. Она приглашает детей на завтрак попробовать кофе, который сварил повар. И уже за завтраком дети с удовольствием пьют сладкий кофе и внимательно рассматривают осадок в чашке, делятся впечатлениями услышанного от взрослого. Теперь они знают, что на дне чашки не грязь, а не растворившиеся размолотые зерна кофе.
Конечно, это один из вариантов знакомства детей с известным продуктом. В следующий раз мы предлагали детям разбить зерна молотком, истолочь их в ступке. Фантазиям воспитателя в организации, содержании и форме проведения Опробования нет предела.
Можно еще многое рассказать об Опробовании как форме познавательно-речевого развития детей, но суть заключается в том, чтобы открыть детям необъятность познаваемого мира.
Использованная литература:
1. Журнал «Воспитатель ДОУ» №12/2012г.
2. https://www.maam.ru/detskijsad/yese-rasshirenie-krugozora-detei-pri-pomoschi-metoda-oprobovanija-n-m-krylovoi.html.
3. https://infourok.ru/metodicheskaya-informaciya-oprobovanie-produktov-5796120.html.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.