Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Парбигская средняя общеобразовательная школа»
Бакчарского района Томской области
Доклад
Использование проектного метода
в обучении химии
Подготовила
учитель химии
Дьяченко Людмила Александровна
Парбиг 2012
Использование проектного метода в обучении химии
Материал подготовлен учителем химии МБОУ «Парбигская СОШ» Дьяченко Людмилой Александровной для выступления на РМО учителей химии
В условиях резкого сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объема ее содержания, происходит снижение интереса учащихся к предмету. Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, как часть мировой культуры, необходимую каждому образованному человеку для формирования целостной картины мира? Учить химии только традиционными методами невозможно. Необходимо создавать условия для развития естественной познавательной активности ребенка и его самореализации через накопление собственного опыта.
«Плохой учитель
преподносит истину,
хороший учит её находить».
Дистервег
- «Как учить детей?»
- «Как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению химии?»
- «Каким способам деятельности обучать детей?»
Ответы на эти вопросы даёт компетентностный подход в обучении.
· Компетентностный подход в образовательной деятельности направлен на формирование
компетенций учащихся.
· Формирование компетенций реализуется через организацию деятельности учащихся.
· Деятельность учащихся наиболее эффективна, если есть интерес (мотивация) у детей.
· Интерес у детей можно вызвать через проблемную ситуацию.
· Решение проблемных ситуаций способствует развитию навыков исследовательской деятельности.
«Я слышу - и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю». (Конфуций)
Как важно, чтобы ребёнок, находясь на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, осознавал смысл и результат своих усилий, приобретая тем самым компетенции. Только те знания, которые добыты самим учащимся, становятся прочными и осознанными.
Компетентностный подход в обучении учащихся школьному курсу химии реализуется учителем через использование методов проблемно-исследовательской деятельности и ИКТ. Это позволяет перейти от пассивной стратегии обучения к интерактивным методам.
Введение элементов исследовательской деятельности учащихся в образовательный процесс позволяет педагогу не столько учить, сколько помогать ребёнку учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательской работы школьников сегодня является метод проектов. Метод проектирования коренным образом меняет функцию учащегося в образовательном процессе. Этот метод делает ученика не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения. Под термином «учебный проект» мы понимаем любую деятельность учащихся по решению ими творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, направленную на получение материального результата. Таким образом, проект – это более широкое понятие, чем исследовательская деятельность, и включает её как средство для достижения учебной цели. Причём цель находит выражение в конкретном материальном продукте, который имеет учебное, методическое или эстетическое значение, а также может быть использован в качестве объективного критерия оценки успешности самой деятельности.
Использование метода проектов способствует усвоению программного материала, позволяет естественным образом развивать необходимые учебные навыки, формировать коммуникативные умения. Особо следует отметить эффективность данного метода для развития самостоятельности и ответственности учащихся, их умения работать в группах.
Осуществляя руководство проектной деятельностью, учитель создает благоприятные условия для формирования ключевых компетенций учащихся и приобретения ими социального опыта.
При организации данного вида деятельности можно разрабатывать различные виды проектов, например, учебные, информационные, исследовательские и другие.
На уроках, работая в группах, можно создавать учебные проекты (мини-проекты), в которых наиболее полно и обобщенно рассматривается материал определенной темы.
Для повышения мотивации обучающихся к изучению какой-то темы учитель нередко начинает урок с создания такой ситуации, которая привлечёт внимание детей и подтолкнёт их к поиску ответов на возникшие вопросы. Создать подобную ситуацию можно разными способами:
· Начать урок с загадки или тайны. Например, при изучении темы «Коррозия металлов» в 9, 11 классах можно предложить ребятам разгадать тайну гибели дорогой яхты американского миллионера или тайну Делийского столба.
· Предложить найти химическую ошибку. Например, разгадать химическую ошибку А. Конан -Дойля при описании собаки Баскервилей из одноимённого произведения. Тема «Фосфор» - 9 класс.
· Поставить проблемный вопрос, создать проблемную ситуацию (неожиданности, конфликта, опровержения, предположения, неопределённости).
· Представить учащимся противоречие фактов. Например, при изучении положения водорода в ПСХЭ в 11 классе можно начать урок с вопроса «Почему водород занимает в таблице Д.И. Менделеева два места: среди типичных металлов и среди типичных неметаллов?»
Возникший у обучающихся интерес к решению проблемного вопроса позволяет учителю управлять деятельностью детей, привлекать их к выполнению учебных проектов, которые носят исследовательский характер.
Приведу пример организации подобной деятельности на уроке в 9 классе по теме «Алюминий». В начале урока прошу учеников ответить на вопрос, какие свойства может проявлять химический элемент алюминий, исходя из его положения в ПСХЭ, и можно ли его считать активным металлом? Ребята определяют алюминий как переходный металл, т.к. он находится на границе между металлами и неметаллами, значит, он не может проявлять свойства активного металла. Дальше я использую приём противоречия фактов: прошу посмотреть на положение алюминия в электрохимическом ряду напряжений металлов. Ученики делают вывод, что алюминий активный металл. Чтобы прийти к однозначному ответу, обратимся к опыту. На столах у учащихся пробирки с водой, в которые накануне были погружены алюминиевая проволока и железный гвоздь. Ребята видят, что железо покрылось ржавчиной, а с алюминием ничего не произошло. Снова смотрим в ряд активности металлов и опять сталкиваемся с противоречием: алюминий активнее, чем железо, но опыт показывает другое. Таким образом, ребята видят и совершенно чётко определяют проблему – является ли алюминий активным металлом?
Они не могут решить эту проблему с помощью имеющихся у них знаний и должны дополнить их новыми. Этот этап состоит из нескольких ступеней:
1) выдвижение гипотез (можно использовать приём «мозгового штурма», когда выдвигаются даже самые невероятные гипотезы), их обсуждение и выбор одной, наиболее вероятной, гипотезы;
2) постановка целей и задач;
3) распределение обязанностей в группе и планирование своей деятельности;
4) исследовательская работа (изучение теоретического материала, химический эксперимент, в ходе которого подтверждается или опровергается выдвинутая гипотеза);
5) оценка полученных результатов и выводы.
Описание проекта
Предмет: химия
Класс: 9
Тип проекта: исследовательский
Продолжительность: 1 урок
Проблема: Является ли алюминий активным металлом?
Планируемый результат: Ученики, работая в группах, изучают физические и химические свойства алюминия; систематизируют полученный результат; делают выводы о химической активности алюминия.
Цели и задачи: Образовательные: выявить умение и способность учащихся работать самостоятельно; учить находить нужную информацию в учебнике; формировать практические навыки и речевые умения.
Развивающие : развивать интерес к химической науке; развивать исследовательские навыки; формировать умение синтезировать полученные сведения; расширять кругозор, повышать эрудицию.
Воспитательные: воспитывать способность к взаимопониманию, личную ответственность за выполнение коллективной работы.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2009.; оборудование и реактивы для проведения химических опытов; компьютер, Интернет.
Работа над проектом:
1 этап: организационный.
Ø Учащиеся определили тему исследования
Ø разделились на группы
Ø конкретизировали проблему
Ø выдвинули гипотезу
Ø определили задачи
Ø распределили обязанности
Ø спланировали свою деятельность
2 этап: поисковый и исследовательский.
Ø Используя ПСХЭ, ребята изучают строение атома Al
Ø Рассматривая образцы Al, они знакомятся с физическими свойствами металла
Ø Выполняя лабораторные опыты, ребята исследуют химические свойства Al
Ø Члены группы помогают друг другу
Ø Координатор контролирует правильность написания химических уравнений
3 этап: результаты и выводы.
Ø Ребята анализируют собранную информацию
Ø Формулируют выводы
4 этап: представление результатов (отчёт).
Ø Обсуждение формы отчёта
Ø Распределение обязанностей
Ø Создание презентаций и других форм отчёта
5 этап: оценка результатов (рефлексия).
Ø Отмечают, насколько решена проблема, достигнута цель, выполнены задачи
Ø Оценивают работу каждого и группы в целом
Ø Обсуждают потенциал продолжения работы.
Проектный метод требует значительных временных затрат. Поэтому он эффективен в качестве важного дополнения к традиционным методам обучения, но ни в коем случае не должен заменять их. Оптимальный вариант такого подхода – органичное сочетание уроков и дополнительных занятий по проектной деятельности. Пока основная масса учащихся изучают тему по программе, ребята, занятые работой над проектом, готовят материал по проблемному вопросу, возникшему на уроке. Результаты этой работы (компьютерные презентации или другие формы отчёта) они представляют на одном из последующих уроков, что позволяет закрепить и ещё шире осветить данную тему для всех учащихся.
Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии. Это подтверждается следующими фактами:
· усилилась мотивация учебной деятельности;
· повысилась успешность обучения (качественная);
· увеличилось число учеников, участвующих в различных конкурсах, фестивалях, олимпиадах по предмету;
· ребята представляют свои проекты на научно-практических конференциях;
· улучшились навыки обработки результатов лабораторных исследований;
· в процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности учащихся расширился их кругозор;
· дети стали более самостоятельными в деятельности по приобретению знаний;
· ребята, занимавшиеся в школе проектно-исследовательской работой, успешно поступают и обучаются в ВУЗах на химических направлениях.
Использованная литература и Интернет-источники:
1. Романовская, М.Б. Метод проектов в учебном процессе (методическое пособие): [современные подходы к содержанию и организации проектной деятельности школьников в процессе модернизации системы образования] / М.Б. Романовская. - М.: Центр «Педагогический поиск»,2006.-160с.
2. А.Е.Маркачёв, Т.А.Боровских Применение метода проектов в школьной практике. Химия в школе №2 2007 г.
3. Базыкина Л.В. Реализация компетентностного подхода в преподавании химии через использование методов проблемно-исследовательской деятельности http://uipk.narod.ru/Articles/bazikina.htm
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.