Проект_Спортивные увлечения М. В. Ломоносова

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 29.03.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Проект_Спортивные увлечения .docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №3 города Галича Костромской области

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный итоговый проект

Спортивные увлечения

Михаила Васильевича Ломоносова

 

 

 

 

Выполнила: Голубева Полина,

учащаяся 8А класса

Научный руководитель:

Сизова Ольга Николаевна,

учитель музыки, педагог-библиотекарь

высшей квалификационной категории

 

 

Галич

2021

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                  3

I.ГЛАВА. Физкультура и спорт в жизни Ломоносова                             4

1.1. Поморский вундеркинд                                                                      4

1.1.1. «Помору все от моря»                                                                4

1.1.2. Детство и юность Ломоносова                                                   5

1.2. Физическое воспитание и спорт в народном быту                             7

1.3. Педагогический взгляд М.В. Ломоносова на физическое воспитание и здоровый образ жизни                                                                                             11

1.4. Педагогическое наследие Ломоносова в свете современного образования      12

II. ГЛАВА. Создание виртуальной страницы электронной интерактивной выставки-энциклопедии                                                                           15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                         20

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                         21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из гениальных людей в нашей России был Михаил Васильевич Ломоносов. Ломоносов жил в те годы, когда развитие науки в России только начиналось. Перечислить всё, что сделал удивительный человек, практически невозможно.

Культурная Россия на протяжении столетий задавала себе вопрос: «Почему именно Поморский Север породил такую огромную фигуру, как Ломоносов – гордость всей страны?» «Как архангельский мужик... стал разумен и велик»? (Н.А. Некрасов). Это было своего рода загадкой для ученых, писателей XIX века, особенно для некоторых аристократов, которые не могли понять, почему не из дворян, а именно из крестьян поморов вышел будущий великий ученый.

Меня тоже заинтересовал этот вопрос. Может его гениальные дарования раскрылись именно благодаря определенным социальным и суровым природным условиям Севера? А спорт, физические упражнения помогли ученому обеспечить хорошую работоспособность. Это и стало гипотезой моего исследования.

Работал М.В. Ломоносов без устали - днем и ночью. И спорт, физическая культура занимали большое место в жизни М.В. Ломоносова. Чтобы понять, почему М.В.Ломоносова интересовал вопрос и о  физической культуре, нам необходимо знать и о физическом  воспитании в его время в России.

Актуальность выбранной темы в том, что мы новое поколение и многие из нас увлекаются спортом и было бы очень интересно узнать о спортивных увлечениях этого великого ученого, которому в этом году исполняется 310 лет со дня рождения.

Предмет исследования - историческая литература, содержащая информацию об успехах ученого в сфере физической культуры.

Объект исследования - ученый  Михаил Васильевич Ломоносов.

Цель: изучить литературные источники и узнать отношение Ломоносова к физической культуре.

Задачи проекта:

1.     Раскрыть роль культуры поморского края в формировании личности великого русского ученого.

2.     Узнать о роли физической культуры в жизни Ломоносова.

3.     Рассмотреть вопрос влияния физической культуры на ученого.

4.     Произвести сопоставление теории в вопросах физического воспитания Ломоносова с проблемами современного образования.

5.     Материал проекта оформить в виде электронной страницы виртуальной интерактивной энциклопедии “Феномен Ломоносова”

Методы исследования: анализ литературы, систематизация, сравнение, обобщение.

Теоретическая значимость проведенного исследования позволит осмыслить и углубить наши знания о роли физического воспитания в формировании здорового образа жизни, о его значении в жизни великого учёного М.В. Ломоносова, его теоретических вопросах о проблеме физического воспитания.

Практическим результатом будет создание виртуальной страницы с опубликованными материалами моего исследования в электронной интерактивной выставке, посвященной 310-летию со дня рождения М.В. Ломоносова “Феномен Ломоносова”. Материал проекта может быть использован  педагогами и учащимися в урочной деятельности и внеклассной работе, при подготовке собственных проектов и самообразовании.

I.ГЛАВА. Физкультура и спорт в жизни Ломоносова

1.1. Поморский вундеркинд

1.1.1. «Помору все от моря»

Поморы издавна заселяли побережье Белого моря.

Жизнь поморов строилась вокруг морских промыслов (приложение 1). Во время плаваний они ловили рыбу и тюленей, добывали жемчуг. В старинных пословицах говорится: «Наше поле — море», «И радость, и горе — помору все от моря», «У моря живем, морем кормимся, море — наша кормилица».

У отечественной общественности сложилось представление о северных поморах как об особом типе русского человека, обладающего предприимчивостью, смелостью, умом, независимостью в делах и суждениях, что было обусловлено обширными вольными пространствами северного края и необходимостью выживания в этих суровых условиях. Но население поморских берегов имело ещё одну общую черту - понятие своей «особости», проявлявшееся в чувстве превосходства по отношению к своим соседям - земледельческому русскому и Нерусскому населению. Своих соседей-земледельцев поморы нередко называли «деревенскими», «крестьянами», «верховскими», не заключали с ними брачных связей. "

Развитию поморского самосознания способствовал Постепенно складывающийся психический тип помора. Крайне тяжелые условия жизнедеятельности - суровый климат, необходимость приспособления к новой системе хозяйства и природной среде, длительные разлуки мужской и женской части населения, вызванные сезонными промыслами, участием в научно-промысловых экспедициях, зимовки на островах в Арктике в условиях долгой полярной ночи, смена периодов интенсивной деятельности и длительного вынужденного бездействия в ожидании путины, — всё это приводило к жесткому отбору среди поморского населения. Выживали, приспосабливались и оставляли потомство далеко не все люди, пришедшие на побережье Белого моря. В результате в XVIII-XIX веках и сложился тот тип отважного промышленника, мореплавателя, первооткрывателя, гордого и свободного духом помора.

Образ жизни поморской семьи был образовательным и воспитательным пространством, в котором из поколения в поколение формировались, передавались, сохранялись и развивались традиции и обычаи. Эта микросреда способствовала как стихийному и целенаправленному формированию личности помора. Особая сила влияния этих традиций и норм состояла в том, что ребенок с самого раннего детства осваивал их незаметно для самого себя, естественно и просто, намного раньше, чем начинал понимать их содержание и смысл.

1.1.2. Детство и юность Ломоносова

Формирование личности и путь М.В. Ломоносова в науку во многом определил культурный ландшафт Поморья начала XVIII века. Под культурным ландшафтом понимается органическое единство природных пейзажей, материальной и духовной культуры сообщества определенной территории. Формирование гармоничной личности непременно сопряжено с воспитанием чувства «малой Родины», которое тесно связано с образом культур-промысловика. Такой «малой родиной» для Михаила Васильевича стал поморский культурный ландшафт, частью которого было с. Мишанинское на Курострове в дельте Северной Двины, где он родился в семье зажиточного помора-промысловика (приложение 2). Поморская культура — духовная, промысловая, бытовая и языковая формировала личность молодого Ломоносова (приложение 3).

Михаил Ломоносов родился в глухой деревне Архангельской губернии почти у самого Белого моря. В XVIII веке климат на русском севере на холмогорском побережье был суровым. Морозы зимой за –30оС были нормой.

Жить и добывать пропитание в таких условиях могли сильные телом и духом люди.

Особое мужество требовалось при выходе на промысел в Белое море. Естественным занятием односельчан будущего великого ученого был рыбный промысел. Михаил с юных лет выходил вместе с отцом в море и помогал как мог (приложение 4). Море закалило характер парня, что в сочетании с его умом и стремлением к знаниям, дало общеизвестный результат.

Поморские дети росли в труде, послушании. Климат и условия жизни закаляли их с детства. И всё же без физической культуры в народном понимании было не обойтись.

Молодой Миша Ломоносов любил бегать по глубокому снегу, кататься на санках с холмов, ходить на самодельных лыжах в лес.

В моде среди селян были кулачные бои, борьба на руках, поднятие тяжестей (приложение 5).

Профессиональное занятие – хождение в Белое море на лодках под парусом с целью ловли рыбы и охоты на тюленей. Для этого мало было родиться физически крепким и рослым. Надо было силу развивать. Пытливый ум юного Михаила Ломоносова, пример отца, личный опыт подсказывали, чтобы стать сильным, надо силу развивать. А это – поднятие тяжестей. В качестве таковых молодой Ломоносов использовал подручные средства: деревянные чурки, подтягивание на ветках деревьев, подъём тяжёлых деревянных скамеек, жим весовых гирь (приложение 6). Последнее занятие особенно нравилось Ломоносову. Окружающие считали это чудачеством. Но Ломоносов уже тогда понимал: чтобы сила прибавилась, её надо регулярно тратить. То есть тренироваться в подъёме тяжестей, что он и делал.

Могучая северная природа и неустанный человеческий труд составили первые и самые яркие впечатления детства и юности Ломоносова. В нем рано пробудились острая наблюдательность и пытливость, нетерпеливое желание постичь и объяснить окружающий его мир. Еще мальчиком он научился подмечать многие замечательные явления природы, которые так ярко запечатлелись в его памяти, что спустя много лет он мог с поразительной точностью описать свои наблюдения в научных трудах.

В 19 лет уже сложившимся человеком М. В. Ломоносов ушёл с рыбным обозом в Москву (приложение 7). За его плечами к тому времени был уже десятилетний стаж самостоятельных занятий физическими упражнениями, подъёмом тяжестей. Пудовую весовую гирю он выжимал рукой 50 раз. По тем временам это был немыслимый результат.

В годы своей учебы в России и за рубежом М. В. Ломоносов не оставлял занятия верховой ездой, фехтованием, стрельбой, борьбой на руках, танцами, английским боксом и, конечно, поднятием тяжестей.

Став всемирно известным ученым, руководителем-наставником молодых ученых, М. В. Ломоносов не изменил своим пристрастиям к занятиям физической культурой. Его вкусы менялись, но неизменной оставалась любовь к гирям. Весовые гири сопровождали его всю жизнь. Он постоянно разминался с ними, даже когда испытывал недомогание. Причем М. В. Ломоносов видел пользу от гирь относительно небольшого веса (6-8 кг) при большом количестве повторений (30-40 раз) и при углубленном дыхании. Тем самым, он проник в самую суть полезности гиревого спорта. Одновременно М. В. Ломоносов считал обязательным умеренность в еде и потреблении вина.

Умеренность в еде и физические упражнения обеспечили М. В. Ломоносову фантастическую работоспособность.

1.2. Физическое воспитание и спорт в народном быту

Просветительные, военные и другие реформы XVIII в. не оказали существенного влияния на физическое воспитание народных масс Российской империи. В народных школах (приходских и уездных) физическое воспитание отсутствовало. В такой обстановке единственным средством физического воспитания неимущих слоев населения оставались самобытные формы физических упражнений и игр. В народном быту XVIII и первой половине XIX в. продолжали сохраняться и развиваться многие виды игр и упражнений прошлых веков. Несмотря па царские указы об их запрете (1726,1832 и др.) и гонения со стороны церкви, они продолжали переходить по традиции от одного поколения к другому. В быту народов россии культивировались в большом разнообразии всевозможные игры, развлечения и физические упражнения. В играх и забавах русского народа, говорил В.Г. Белинский, со всей силой проявляются "... простодушная суровость его нравов, богатырская сила и широкий размах его чувств".

Игры и физические упражнения народов нашей страны отражали производственную деятельность людей (охоту, земледелие, скотоводство, рыболовство и др.), военный и семейный быт народа (приложение 8). Особой популярностью в народе пользовались физические упражнения и игры, имевшие спортивную направленность. К ним относились игры и упражнения без предметов (борьба, кулачный бой, прыжки, бег наперегонки, горелки, гуси-лебеди и др.) и с предметами (городки, бабки, чижик, лапта, свайка, игры с мячом, шаром, жгутом и др.) (приложение 9). Кроме того, в народном быту широкое распространение имели ходьба на лыжах, катание на санках и деревянных с металлическими полозьями коньках. Продолжали бытовать и развиваться плавание, гребля, хождение под парусами, верховая езда и стрельба из лука (приложение 10). Весь этот комплекс игр и упражнений составлял самобытную народную систему физического воспитания. Эта система дополнялась народными средствами закаливания с использованием естественных сил природы: купания в холодной воде или обтирания снегом.

В процессе игр и физических упражнений воспитывались сила и ловкость, быстрота и выносливость, меткость и сообразительность и т.д. Высокие морально-волевые и физические качества народные массы показывали в борьбе за независимость нашей Родины в Отечественной войне 1812 г. и др.

Многие народные физические упражнения и игры нашли свое отражение в художественной литературе, поэзии, изобразительном искусстве. А.С. Пушкин посвятил поэтические строки скульптурам "Парень, играющий в свойку" русского ваятеля А.В. Лагоновского (1836) и "Парень, играющий в бабки" Н.С. Пименова (1836). В скульптуре А.А. Иванова "Юноша, играющий в городки" показана одна из самых любимых игр русского парода (приложение 11).

Подробно описал кулачные бои Н.Г. Помяловский в романе "Поречане". Им же описана в "Очерках бурсы" народная игра в ножной мяч, носившая название "кила". Популярную игру сибирских и уральских казаков "Взятие снежной крепости" прекрасно изобразил замечательный русский художник В.И. Суриков.

Народы России использовали различные игры, упражнения и состязания не только как забаву, но и как одно из средств подготовки к борьбе со своими внутренними и внешними врагами.

Рост промышленного производства и торговли требовали притока рабочей силы. Происходит сильная миграция сельского населения в город на заработки. В этих условиях, с одной стороны, самобытные формы физического воспитания народа постепенно приходят в упадок в сельской местности. Но, с другой стороны, народные физические упражнения и игры распространяются среди жителей городов. Государственные преобразования в области экономики, военного дела и культуры, проведенные в XVIII в., обеспечили возвышение дворянского сословия. Царское правительство стало стремиться к повышению духовной и физической культуры дворян. В 1717 г. вышла в свет книга "Юности честное зерцало", представлявшая собой свод правил поведения молодых дворян в высшем обществе. В нем отмечалось: "Молодой шляхтич или дворянин, ежели в экзерциции своей совершенен, а наипаче в языках, в конной езде, в танцевании, в шпажной битве и может добрый разговор учинить, к тому же красноглаголив и в книгах научен, оный может с такими досугами прямым придворным человеком быть". Для поднятия культуры дворянства учреждались ассамблеи (впоследствии дворянские собрания), на которых проводились игры, танцы и другие развлечения. Особое внимание Петр I уделял развитию среди дворян парусного и гребного дела. При этом он преследовал практическую цель - пополнения офицерскими кадрами военно-морского флота. По его указанию в 1719 г. создается так называемая "Невская флотилия" и разрабатывается регламент по обучению парусному и гребному делу. В бесплатное пользование дворянам было роздано 141 судно. В определенные дни и часы они собирались на Неве и обучались управлению парусом и изучали искусство гребли. После Петра I парусное и гребное дело пришло в упадок. Екатерина I и Елизавета Петровна пытались возродить петровский регламент, но успеха они не имели. Лишь в 1846 г. в Санкт-Петербурге открылся императорский яхт-клуб. Его членами состояли 125 человек, наиболее приближенных к Николаю I.

В быту дворянской знати России широко были развиты фехтование на эспадронах, саблях, рапирах, мечах и кинжалах; стрельба из лука, ружей и пистолетов; охота пешая, конная, псовая и с птицами; верховая езда, как среди мужчин, так и женщин. Это были дворянские виды спорта. Они служили дворянской знати средствами развлечения. В то же время овладение этими видами спорта способствовало подготовке дворян к военной офицерской службе. Распространение фехтования и стрельбы из пистолетов связано еще и с тем, что в дворянской среде часто имели место дуэли. Для обучения фехтованию и верховой езде приглашались специалисты - больше всего иностранцы: фехтмейстеры - учителя фехтования и берейторы - учителя верховой езды (приложение 12).

В первой половине XIX в. получают распространение различные фехтовальные, стрелковые, гимнастические и плавательные частные спортивные заведения, предназначенные для аристократических кругов. В большинстве своем они открывались иностранцами, приехавшими в Россию для обогащения. Их деятельность строилась на коммерческих началах. Иногда устраивались соревнования по стрельбе и фехтованию. Так, в одной из газет "С. - Петербургские ведомости" за 1808 г. появилось следующее объявление: "В будущую субботу, 10 октября, в собрании любителей стрельбы будет дан генеральный фехтовальный бал или так называемое "АССО" единственно для членов данного собрания. Те из любителей, кои намерены вписаться в оное, должны заплатить годовой взнос, состоящий из 50 рублей". Периодически проводились состязания по конному спорту (бега, скачки) и среди русских троек. Для занятий и развлечений строились специальные сооружения - манежи, тиры, ипподромы, катательные горы, карусели и т.п.

В конце XVIII в. и первой половине XIX в. начали выходить пособия, в которых излагались основы техники, тактики и методики обучения фехтованию, плаванию, стрельбе и другим видам физических упражнении. В 1796г. учитель фехтования Балтазар Фишер написал книгу "Искусство фехтования во всем его пространстве". В 1808г. вышла книга Тевенота "Искусство плавать с рассуждениями". В середине XIX в. были опубликованы еще два учебных пособия по фехтованию: Н.В. Соколова "Начертание правил фехтовального искусства" (1843) и И.Е. Севербрика "Руководство к изучению фехтования на рапирах и эспадронах" (1852).

В дворянском быту значительное место занимали игры с мячом, шахматы, шашки. При Екатерине II был выписан из Франции "профессор мячиковой игры", который обучал дворянскую молодежь игре в жё де пом, прообраз современного тенниса. Дворяне с увлечением играли в волан, напоминавший наш бадминтон, лапту, горелки, крокет и другие игры.

1.3. Педагогический взгляд М.В. Ломоносова на физическое воспитание и здоровый образ жизни

Мысль о гармонии всех сторон личности человека волновала М. В. Ломоносова.

С педагогических позиций M. В. Ломоносов раскрыл значение физического воспитания в формировании личности, основой которого является физическое здоровье ребёнка. Поэтому он уделил большое внимание разъяснению значения здоровья детей для их будущей жизни: "Проходя болезненный путь в прискорбный и суетный свет, коль часто нежный человек претерпевает великие повреждения, а особливо в голове, тем, что в само свое рождение лишается едва начаться жизни и впервые почерпнутый дух в последнее испускает, либо несколько часов или дней только лишь с настоящею смертию борется. Сие первое страдание, которым нередко из рожденных живых на весь век здравие повреждается". Большой вред здоровью наносят "повреждения, от суеверия и грубого упрямства происходящие", особенно купание младенцев в ледяной воде во время их крещения. М. В. Ломоносов был сторонником разумного подхода к закаливанию детей.

Физическое воспитание, по мнению М. В. Ломоносова, следует начинать с младенчества. Этому должны были способствовать прежде всего народные игры. Для них характерны простота, общедоступность, самобытное национальное начало ("лапта", "салки", "жмурки", "бабки" и др.). По свидетельству археолога Б. А. Колчина, на территории Древнего Новгорода (X – XIII вв.) было обнаружено большое количество разных по размеру и форме мячей, лук, стрел, кукол, вертушек.

Народные игры, развивая волю, физические данные ребенка, влияли на его умственные характеристики, развивали духовную сферу. Богат набор игр, связанных с образами и повадками птиц, животных ("Волки и овцы", "Гуси-лебеди", "Лиса и куры" и др.) Многие из них отражали семейно-бытовые, социальные отношения ("Невеста", "Война", "Казаки-разбойники" и др.). Некоторые в условной игровой форме раскрывали трудовую деятельность взрослых ("Уж мы просо сеяли...", "Лен", "Мак", "Капуста" и др.) На физическую закалку, силу, на подготовку будущих воинов были направлены такие игры, как "Палочные бои", "Стенка на стенку", "Бабки", "Городки", "Горелки". Оcобое внимание уделялось развитию борьбы. Сам М. В. Ломоносов в детстве часто занимался ею и, судя по его воспоминаниям, выходил в этих схватках победителем.

Часть игр была связана с языческими календарными и семейно-бытовыми обрядами и праздниками, например, "Кулачные бои", "Взятие снежного городка" и др.

М. В. Ломоносов ценил игру за то, что она вырабатывала нравственные черты личности, чувство "локтя", товарищества, взаимопомощи. Игры способствовали появлению в детях решительности, инициативы. М. В. Ломоносов не признавал пустых и вредных "забав" детей, считая, что они отрицательно влияют на формирование их личности.

В своих сочинениях он отмечал значение организации и проведения "Олимпийских игр". В них М. В. Ломоносов видел важную форму пропаганды физического воспитания.

 

1.4. Педагогическое наследие Ломоносова в свете современного образования

Важное место в формировании личности Ломоносов отводил физическому воспитанию, ибо физическое здоровье ребенка лежит в основе успешного ее становления. Физическое воспитание, по мнению ученого, "следует начинать с младенчества, прежде всего через народные подвижные игры". Эти игры, развивая волю, физические данные ребенка, влияют на умственные характеристики, развивают духовную сферу. Для них характерны простота, общедоступность, самобытное национальное начало. Они отражают образы и повадки птиц, животных; бытовые, социальные отношения; трудовую деятельность взрослых. На физическую закалку направлены и игры, содержащие элементы борьбы.

По мнению многих российских ученых, физическая культура  – это неотъемлемая часть общей культуры, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых  и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепляя  его здоровья и совершенствования двигательных возможностей, способствующих гармоничному развитию личности.   Воспитание - это объективный процесс, который совершается в обществе независимо от воли и желания педагога. Развитие личности не прекращается ни на минуту.

Сегодня возможности физического воспитания детей несравнимы с теми, которые были во времена Ломоносова. Имеются спортивные школы, секции, комплексы. Проводятся соревнования по самым различным видам спорта. Но вопрос о здоровье детей, об их физическом развитии, которое обеспечивало бы им возможность трудиться без напряжения, — проблема номер один в работе любого педагогического коллектива. И в этом в очередной раз сказалась прозорливость ученого.

Ломоносов обращает внимание на то, что оптимальные условия для результативного воспитания и нравственного, и трудового, и эстетического, и физического могут быть созданы только в общности детей, в гимназии, в той атмосфере, которую удастся в ней создать. Большую роль в этом играет уровень развития группы, те приоритеты, которые в ней созданы. Среда, общественные потребности оказывают огромное влияние на становление человека. Ломоносов приводит пример воспитания в Спарте и Афинах: "Спартанского жителя в поте и пыли воспитанного, трудно принудить, чтобы он дома сидел за книгами: напротив того афинянина едва вызовешь от учения в поле".

          И может быть поэтому Ломоносов был сторонником внедрения в систему образования классно-урочного метода организации процесса. Действительно, классно-урочная организация общения учителя с учениками позволяет одному человеку — учителю — влиять на многих, многим одновременно объяснять что-либо, используя в то же время коллективные усилия в понимании, усвоении, коллективное творчество. Одновременно урок отшлифовывает индивидуальное творчество, стимулирует организацию спора, дискуссий, отдельных выступлений и многое другое.

Идея Ломоносова о влиянии соответствующей атмосферы на воспитание более чем современна. Достаточно познакомиться с интерьером учебного заведения, с содержанием объявлений, стенных газет, побывав на внеурочных мероприятиях, послушав, о чем говорят дети на переменах, и почти безошибочно можно судить о том, чему и как учат в той или иной школе, каким видят своего выпускника.

Как метод и как условие воспитания Ломоносов расценивал и дисциплину. Внешний вид учащегося, соблюдение им элементарных правил гигиены, соблюдение чистоты в помещении, где он живет и занимается, соблюдение правил поведения — все это основа дисциплины, которая и создает благоприятные условия для занятий. Наводить порядок и создавать дисциплину Ломоносов предлагает прежде всего путем знакомства слушателей с правилами поведения: "Каждому гимназисту при поступлении в гимназию должен быть вручен напечатанный лист, где изложены гимназические узаконения; такой же лист должен иметься в каждом классе для общего сведения, а также должен быть вывешен на стене в каждой комнате гимназиста и в зале, чтобы они не могли отговариваться неведением".

Вопрос дисциплины и порядка разными способами решается и сегодня. В том числе и способом, предложенным Ломоносовым. Но стремясь к дисциплине сознательной, к участию самих гимназистов в установлении порядка, правила эти, на наш взгляд, необходимо составлять и принимать с их активным участием.

М.В. Ломоносов не представлял педагогического процесса без поощрения и наказания учащихся, причем и то и другое в полном соответствии с нравами своего времени. И поощрения и наказания ученый предлагал как приватные, так и публичные. Поощрения в виде похвалы, лучшего места за столом, награждение гравюрами и книгами, особо отличившихся — серебряными и золотыми медалями, книгами, математическими приборами "в присутствии всей гимназии" .

          Наказания — в виде выговоров, стояния на коленях, порки розгами, а также сидения на хлебе и воде. Но Ломоносов рекомендовал применять наказания в исключительных случаях, как исключительную меру, не причиняя этим вреда здоровью детей. "Строгие наказания осуществлять осторожно, а самому учителю на теле наказывать умеренно, а особливо не бить по лицу и голове и не драть за волосы и за уши. Сие все для того запрещается, что запальчивые учителя по горячности легко переходят границы и могут причинить вред здоровью юноше".

          За прошедшее время изменился статус ученика. Теперь эту свободолюбивую личность подвергнуть подобным наказаниям даже помыслить невозможно. Однако одно условие осуществления наказания, выдвинутое Ломоносовым, а именно — публичность, правомерно и в наше время. Действительно, в хорошем дружном коллективе осуждение поступка приносит не меньшие плоды, чем публичная порка в ломоносовские времена.

          Анализируя мысли и рассуждения М.В. Ломоносова о процессе воспитания, мы можем выделить следующие идеи ученого, актуальные для нашего исследования: воспитывать в юношестве нравственную норму — "жить для пользы Отечества", развивать индивидуальные качества личности, выявлять талант, заложенный в каждом ребенке, сочетать трудовое, эстетическое и физическое воспитание, рассматривать дисциплинарный фактор не столько в аспекте наказания, сколько в аспекте поощрения, учитывать физиологические и психологические особенности детей, создавать благоприятную атмосферу содружества.

 

II. ГЛАВА. Создание виртуальной страницы электронной интерактивной выставки-энциклопедии

Ломоносов - человек огромной воли и необыкновенного ума, универсал, энциклопедист.

К 310-летию со дня рождения великого гения мы со своими одноклассниками решили подробнее познакомиться с его направлениями научной и культурной деятельности. Написав исследовательские проекты, посвященные каждой из предметных сторон деятельности ученого, было решено объединить их все под одной темой «Феномен Ломоносова-человека, определившего время» и создать электронную версию: https://view.genial.ly/618b712f5da8380dd2976c34/presentation-vystavka-fenomen-lomonosova . Форма была выбрана – виртуальная интерактивная выставка-энциклопедия.

Электронная энциклопедия упрощает доступ к большим объемам информации, которая систематизирована и структурирована в соответствии с выбранной темой.

В последнее время все чаще издаются энциклопедии, посвященные конкретным знаковым персонам прошлого и современности, которые называются биографическими и представляют собой собрания трудов, достижений, исторических фактов, документов и воспоминаний современников, связанных с данной персоной. Именно эта форма и заинтересовала меня и моих одноклассников больше всего, так как наиболее подходит для освещения выбранной нами темы.

А соединяя её с виртуальной выставкой, получился новый, многофункциональный информационный ресурс, который, во-первых, предоставляет возможность получения новой информации широкому кругу пользователей, во-вторых, позволяет при создании выставки-энциклопедии расширить круг использованных средств и приемов для реализации идеи и концепции проекта (тексты, графика, аудио, видео и др.).

Такой информационный многофункциональный Интернет ресурс значительно облегчает доступ всех заинтересованных сторон к взаимному и плодотворному взаимодействию.

Каждый из ребят создавал свою страничку данной выставки-энциклопедии, продумывал её оформление и содержание в соответствие со своей темой проекта. Мною былы создана страничка “Спортивные увлечения Михаила Ломоносова” (приложение 13). Применяя различные технологии, сетевые ресурсы, модели исполнения, мы искали иллюстрации, фотографии, цитаты, статьи и книги, фотографии, видео и многое другое.

При создании информационного продукта я придерживалась следующего алгоритма:

1. Разработка концепции электронной странички.

2. Подготовка иллюстративного материала (сканирование, обработка, создание иллюстративного материала, подготовка текста, создание рабочей папки).

3. Техническая подготовка проекта (наличие необходимых технических средств и доступа к сети Интернет)

3. Создание страницы (работа с выбранным сервисом: регистрация, размещение материалов в выбранном шаблоне, наполнение содержанием, дизайн проекта, сохранение).

4. Проведение презентации и публикация проекта в Интернете.

Виртуальная выставка-энциклопедия создана с помощью сервиса для создания интерактивного контента Genially.

Genial.ly – это онлайн-сервис для создания красивого интерактивного контента для блогов и сайтов: презентаций, интерактивных плакатов, игр, инфографики и т.д.

Этот сервис позволяет одновременно работать в нём нескольким пользователям, что для создания совместного проекта оказалось очень актуально.

В итоге, мною и ребятами, участниками этой исследовательской деятельности были проанализированы источники информации по теме исследования, сформирован список необходимых материалов для разработки информативно-актуального мультимедийного контента. Подготовлены и структурированы данные на основе классификации по направлениям деятельности учёного, периодам его творчества и значимости. Подготовлен интерфейс электронной мультимедийной выставки-энциклопедии, а наполнение энциклопедии происходило подготовленным материалом в различных формах представления. Получился своеобразный инструмент просвещения и патриотического воспитания молодежи в современных условиях, сохранения и передачи научной, культурной и исторической памяти народа.

ВЫВОД

Михаил Васильевич Ломоносов явление в нашей российской истории уникальное. Жизнь и биография нашего великого соотечественника хорошо описана многими исследователями, указывали они и причины почему Ломоносов появился там, где появился. Но, на мой взгляд есть ещё один важный аспект, упущенный биографами, но способствовавший тому, что Ломоносов происхождением своим обязан именно поморскому северу.

«Детские и юношеские годы Михаила Васильевича Ломоносова были для него школой поморской культуры. С 10 лет он наравне со взрослыми выходил в море… Жестокие арктические шторма, мужество и талант поморов способствовали формированию бесстрашия к жизненным ситуациям и огромной тяги к знаниям. А это, в свою очередь, заложило ломоносовский фундамент умения находить основополагающие первородные корни любого явления природы, открывая законы бытия…» - писал об этом В. Никитин, доктор технических наук.

Жизнь Ломоносова — вечный пример беззаветного служения родине. «Юноши с особенным вниманием и особенной любовью должны изучать его жизнь, носить в душе своей его величавый образ», — писал о Ломоносове В. Г. Белинский. Ломоносов для него не только гениальный поэт и ученый, но также и «великий характер, явление, делающее честь человеческой природе и русскому имени».

По словам А. И. Герцена Ломоносов был первым русским ученым, который сумел с достоинством «бросить нашу северную гривну в хранилищницу человеческого разумения».

В целом М. В. Ломоносов выдвинул своеобразную для своего времени систему воспитания, исходя из идеи гармонии человека. И  месту физического воспитания и здорового образа жизни в ней придается большое значение.

И сейчас в наше время остались актуальные идеи М.В. Ломоносова в физическом воспитании.   Физическая подготовленность, приобретаемая в процессе физической подготовки к трудовой или иной деятельности, характеризуется уровнем работоспособности и разносторонностью двигательного опыта, а  физическая нагрузка организма человека обусловлена внешними параметрами его двигательной активности.

Основным средством физического воспитания является физические упражнения, которые необходимо использовать  для развития физических качеств и укрепления здоровья. 

Здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей.

Физическое совершенство - это оптимальная мера всесторонней физической подготовленности и гармоничного физического развития, соответствующая требованиям общества. Физически совершенным можно признать человека, физическое состояние которого позволяет реализовать любую функцию, которую от него потребует общество.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Долгое время появление такой исполинской фигуры, как Ломоносов, приход его с далекого севера казались почти чудом. В 1855 году в журнале «Москвитянин» историк М. П. Погодин писал: «Кому могло вспасть на ум, кто мог когда-нибудь вообразить, что продолжать дело Петрово… предоставлено было судьбой простому крестьянину, который родился в курной избе, там, там, далеко в стране снегов и метелей, у края обитаемой земли, на берегах Белого моря, который до семнадцатилетнего возраста занимался постоянно одною рыбною ловлею, увлекся на несколько времени в недра злейшего раскола и был почти сговорен с невестою из соседней деревни».

И если так говорили историки, то с еще большим правом, казалось, мог воскликнуть поэт Некрасов, что Ломоносов:

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик.

Однако Ломоносов родился не в курной избе, а тогдашний Беломорский север, как мы видели, отнюдь не был забытым и безотрадным краем. На вольном севере находили себе простор русская даровитость, находчивость и изобретательность, не связанные обезволивающим крепостным правом.

Позднее, отвечая на эти общеизвестные слова Некрасова, Г. В. Плеханов говорил, что «архангельский мужик стал разумен и велик не только по своей и божьей воле. Ему чрезвычайно помогло то обстоятельство, что он был, именно, архангельским мужиком, мужиком-поморцем, не носившим крепостного ошейника».

Конечно же, беломорский север наложил на Ломоносова неизгладимый отпечаток, пробудил в нем творческую энергию, но создал Ломоносова исторический опыт и гений всего русского народа.

Что же в условиях Поморья способствовало формированию у юного Ломоносова тех качеств, благодаря которым впоследствии он стал настоящим Богатырем науки и искусства? Отсутствие на Севере крепостного права, большая свобода, чем где-либо в России того времени, но и большие трудности: в условиях суровой северной природы, необходимости кормиться «от моря и от поля» вырастали мужественные, смолоду учившиеся превозмогать тяготы жизни люди. Новые начинания Петра I, три раза побывавшего на Белом море, сыграли выдающуюся роль в становлении юного Ломоносова. Помогли и люди: научили читать и писать (И. Шубной, С. Сабельников), открыли «врата учености» – подарили первые светские книги, что поддержало стремление Михайлы учиться, посоветовали, куда обратиться в Москве (И. Каргопольский), потом, когда он решился уйти из отчего дома – соседи снабдили деньгами на дорогу (Ф. Шубной), выручили документом – «отпускной грамотой» (И. Банев). И конечно, поморская «упрямка» – черта характера юного Ломоносова, не побоявшегося никаких трудностей. Обладая несокрушимой волей, он пошел в путь за знанием. А Знание – главная сила в жизни.

"Соединяя необыкновенную силу воли и необыкновенную силу понятия, Ломоносов обнял все образы просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец, он все испытал, и все проник ... Вся жизнь его была ... беспрерывной борьбою, беспрерывною победою", — писал о М.В. Ломоносове великий А.С. Пушкин.

Личность Ломоносова, его жизненный подвиг, его титанические усилия, направленные на развитие русской науки и просвещения, стали примером служения родине.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

       Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений: В 11 т. / Гл. ред. С.И. Вавилов. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1950-1959.

       Белявский М. Т. Все испытал и все проник. К 275-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. 221 с.

       Кузнецова Е.В. Педагогическое наследие М. В. Ломоносова и проблемы современного образования // КиберЛенинка - научная электронная библиотека [Электронный ресурс] - https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-nasledie-m-v-lomonosova-i-problemy-sovremennogo-obrazovaniya (дата обращения 09.11.2021 г.)

       Красовская Т.М. Поморская культура в формировании личности М. В. Ломоносова // КиберЛенинка - научная электронная библиотека [Электронный ресурс] - https://cyberleninka.ru/article/n/pomorskaya-kultura-v-formirovanii-lichnosti-m-v-lomonosova (дата обращения 09.11.2021 г.)

       Морозов А. А. Ломоносов. // ВикиЧтение [Электронный ресурс] - https://biography.wikireading.ru/151070 (дата обращения 29.10.2021 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 

 

Рис. 1. В. Переплётчиков. Поморы въезжают в Архангельский порт

 

 

Приложение 2

 

 

Рис. 2. Место родины Ломоносова (с литографии середины XIX века)

 

 

 

 

Приложение 3

Рис. 3. Ломоносов в детстве

 

Приложение 4

Рис. 4. Ломоносов с отцом в море

 

 

Приложение 5

Рис. 5. Кулачный бой, 1836 г.

 

Приложение 6

Рис. 6. Силач-гиревик (иллюстрация)

 

 

 

 

 

Приложение 7

 

Рис. 7. Ломоносов идет в Москву

 

Приложение 8

 

 

Рис. 8. Семейный быт народа

 

 

 

 

 

Приложение 9

Рис. 9. Лапта - русская народная игра

 

Приложение 10

Рис. 10. Гравюра - вдоль по Енисею

Приложение 11

Рис. 11.  Скульптура А.А. Иванова "Юноша, играющий в городки"

 

Приложение 12

 

 

Рис. 12. Фехтование

 

Приложение 13

 

Рис. 13. Страница из виртуальной энциклопедии “Феномен Ломоносова”

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru