ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение…………………..…..…………………………………………1
2. Описание работы над проектом…………………………………........2
3. Основная часть .Что такое пыль……………………………………..3
4. Исследования ученых, где больше любит селиться пыль в доме…..5
5. Исследование, где больше любит селиться пыль в доме………… ...6
6. Определение уровня загрязнения воздуха в помещении школы…..7
7. Подведение итогов проекта…………………………………………....8
8. Вывод…………………………………………………………………..14
9.Список используемой литературы……………………………………16
1.Введение
Вид проекта: исследовательский, коллективный, среднесрочный
Актуальность темы:
Нас заинтересовал вопрос: насколько чист воздух, которым мы дышим в школе, и что нужно сделать для того, чтобы воздух в школе стал чище? Учёные установили, что среди различных факторов внешней среды, влияющих на здоровье населения, особую роль играет загрязнение атмосферного воздуха. Поэтому понятна актуальность выбранной темы.
Цель работы: определить от чего зависит уровень запылённости помещений школы, узнать, как пыль влияет на здоровье школьников.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- узнать: что такое пыль, из чего она состоит, и чем мы дышим;
- рассмотреть разновидности пыли и узнать, как образуется пыль в помещениях;
- провести исследовательскую работу;
- рассмотреть влияние пыли на здоровье школьников;
- познакомиться со способами борьбы с пылью;
- разработать рекомендации образовательным учреждениям по улучшению
санитарно-гигиенических норм.
Объект исследования: экологическое пространство помещений
в школе и дома.
Предмет исследования: степень запылённости школьного и домашнего пространства.
Методы исследования: анализ, обобщение, эксперимент, наблюдение.
Гипотеза: Пыль влияет на организм школьников; если не уделять должного внимания охране чистоты воздуха, то со временем им будет сложно дышать без последствий, связанных со здоровьем.
«Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», значит пересесть из него просто некуда. Вот потому-то все жители должны сообща спасать свой общий дом…»
Антуан де Сент-Экзюпери
2. Описание работы над проектом
1 этап. Определить уровень загрязнения пылью, воздуха помещений в школе и дома
Инструкция для исследования:
1. Намазать вазелином листы белой картонной бумаги.
2. Прикрепить полоски бумаги в классе, в кабинете директора, столовой, коридоре, спортзале.
2 этап. Изучить исследования ученых, где больше любит селиться пыль в доме?
3 этап. Определить санитарные условия работы кабинета.
4 этап. Подведение итогов проекта. Выводы.
Подумать, как частицы грязи и пыли влияют на здоровье школьника и учителя?
Сделать вывод, как можно обеспечить чистоту помещений в школе
На землю ежегодно оседают десятки миллионов тонн пыли. Сколько ни убирай пыль - она появляется снова.
На уроках окружающего мира, узнав, что такое экология, нас заинтересовал вопрос, насколько чист воздух, которым мы дышим в школе, и что нужно сделать для того, чтобы воздух в школе и дома стал чище?
Так появилось наше исследование «Опасная пыль. Влияние пыли на здоровье школьника».
Экологи всего мира единогласны во мнении о том, что пыль небезопасна для здоровья.
3. Основная часть.
Мы начали свою работу с изучения вопроса: Что такое пыль?
Изучали статьи в интернете, собирали материал в энциклопедиях. И вот что мы узнали.
По научному, пыль – это мелкие твёрдые частицы размером от 10 до одной сотой микрон. Нам, ученикам 3 класса, эти единицы измерения неизвестны, но мы себе представляем, что пыль может быть видимой невооружённым глазом или состоять из таких маленьких частиц, которые можно разглядеть только под микроскопом. Самые маленькие частицы пыли постоянно плавают в воздухе. Средние – постепенно оседают, а более крупные практически сразу осаждаются.
Хотите вы этого или нет, пыль – это неотъемлемая часть жилья человека. И она будет существовать столько, сколько будет существовать жизнь на земле, это компонент атмосферного воздуха.
Источником пыли может служить абсолютно все! К безопасным источникам относятся стертые частички мебели, ковров, волокна тканей, частички омертвевшей кожи, ногтей и волос, пыльца и споры комнатных растений.
И совсем небезопасными для нашего здоровья могут оказаться грибки и другие микроорганизмы, продукты сгорания минерального топлива и выхлопные газы автомобилей. Сюда же относим - всевозможные порошки для чистки и стирки, и другие химические средства, мельчайшие остатки строительных материалов и – не удивляйтесь! - сигаретный дым…
Пыль – это совокупность микроскопических частиц солей, каменных пород, смол, паразитов и остатков живых организмов.
Пыль - загадочная штука. Сколько ни убирай ее, она все равно накапливается. Откуда? Уезжаешь в отпуск, предварительно вымыв до блеска всю квартиру, плотно заперев окна и двери, а, вернувшись, обнаруживаешь на полу залежи домашней пыли! Чудеса, да и только!
Действительно чудеса, если к тому же знать, что она из себя представляет. Между прочим, у нас дома в пыли можно найти… пески пустыни Сахары, пепел из японского вулкана Сакурадзима, соль из Тихого океана, микрочастицы почвы из-под Воронежа и множество других интересных вещей. Но - не будем спешить.
Как вы думаете, что это? Оказывается пыль. Совершенно обычная пыль, которая есть у дома, в школе и т.д. Только искусственно покрашенная на компьютере. Под микроскопом. Увеличение 115 крат.Из энциклопедической литературы, бесед с родителями, врачами, мы узнали, что пыль состоит из:
4.Исследования ученых – «Где больше любит селиться пыль в доме?
Изучение пыли началось очень давно, уже в 1964 группа ученых рассматривала пыль, как сильный аллерген. Всю пыль можно разделить на две группы: естественная и искусственная.
Естественная делится на минеральную и органическую.
Искусственная на производственную и коммунально-бытовую.
Преобладающая часть бытовой пыли - домашнего происхождения.
Пыль является "транспортным средством" бактерий и вирусов для их распространения и способствует возникновению эпидемий.
Итак, все вышесказанное приводит нас к выводу, что наши дома и школа - это своеобразный активный пыленакопитель. И именно в помещении нас подстерегают вредные для здоровья факторы. А дома риск заболеть от вредного воздействия пыли гораздо выше, чем на улице.
Где больше всего любит селиться пыль? В ходе одного из экспериментов было установлено, что пыли в сельских домах вдвое больше, чем в городских квартирах. Но при этом деревенская пыль является менее вредной, так как в основном носит природный характер. Наибольшая концентрация токсичных веществ обнаружена в пыли городских и пригородных квартирах промышленных зон. Места наибольшего скопления пыли одинаковы: бытовая техника, мягкая мебель, ковры, паласы, плинтуса и углы комнат – перечислять можно бесконечно, пыль вездесуща. Скажем только, что особо «старательным» накопителем пыли является коврик перед входной дверью. Его надо пылесосить каждый день.
5.Наше исследование – «Где больше любит селиться пыль в доме?
Мы провела исследование у себя дома. Для этого выбрали четыре места в квартире: кухню, детскую комнату, угол под диваном в зале и коридор. В эти места мы поместили листы бумаги формата А4, смазанные вазелином.
Подведение итогов исследования помещений в доме
Через 5 дней мы проверили карточки и увидели результат.
Самыми чистыми оказались образцы из кухни и детской комнаты. Потому что мама делает влажную уборку каждый день.
На образце из поддивана оказалось больше черных точек и волосинок, это можно объяснить тем, что это менее доступное место и влажная уборка там проводится реже.
Самым загрязнённым образцом, как мы и предполагали, оказался лист из коридора. Помимо чёрных точек и волосков на нём была и грязь. Это можно легко объяснить: во – первых, это грязная уличная обувь, во – вторых часть пыли залетает с улицы.
Но одно можно сказать точно, без исследований, что зимой пыли меньше, чем летом!
6.Определение уровня загрязнения воздуха в помещении школы.
Где в школе больше всего пыли, и что необходимо делать, чтобы её стало меньше?
Для исследования мы выбрала разные помещения школы: кабинет, где учимся мы, кабинет директора ; столовую и коридор. В них мы повесили листочки бумаги, смазанные вазелином
Провели анкетирование учащихся нашей школы
Вопросы для анкеты:
1. Сколько раз в день в кабинете проводиться влажная уборка?
2. Сколько человек в среднем посещают Ваш кабинет?
3. Переобуваетесь ли Вы?
4. Какие материалы присутствуют в вашем кабинете?
5. Как вы считаете, влияет ли пыль на ваш организм?
Результаты анкетирования:
1. 38% учащихся считают не нужным смену обуви.
2. за проведение влажных уборок высказались лишь 29% опрошенных.
3. 79% опрошенных учащихся считают пыль вредной для своего организма.
7.Подведение итогов исследования помещений в школе
В связи с чем была составлена таблица:
Кабинеты |
Кол-во уборок в день |
Кол-во человек, посещающих помещение |
Материалы, присутствующие в кабинете |
Наличие второй обуви |
Столовая |
2 |
63 |
плитка |
да |
каб.Директора |
1 |
8 |
Дерев, текстиль |
да |
Класс |
1 |
10 |
дерево,линолиум |
да |
Коридор
|
2 |
60 |
линолиум |
да |
Через 5 дней все листочки были сняты. Мы их прикрепили на доску и рассмотрели через лупу.
На них мы увидели прилипшие мелкие чёрные точки, волоски, грязь. А также мы получили ответ на интересующие нас вопросы.
Самыми чистыми были листочки из кабинета директора и столовой. Это объясняется тем, что кабинет директора убирается 2 раза в день. Посетителей бывает до 8 человек.
В столовой -более влажный воздух, покрытие- плитка, за ней легче ухаживать
Самым загрязнённым оказался листочек из коридора. В нашей школе обучается 56 человек, работают 12 учителей и 6 человек технического персонала, кроме них каждый день в школу заходят родители. И хотя уборка проводится 2 раза в день, большая проходимость людей и грязная обувь приводят к сильному загрязнению коридора.
Результаты исследования проведенные дома и результаты исследования в школе оказались одинаковыми – самыми грязными помещениями оказались коридор и место под диваном (труднодоступное место в зале)
На вопрос анкеты: Влияет ли пыль на здоровье человека?
Положительно ответили - 23 человека
Отрицательно - 2 человека
Не знают - 5 человек
-Нужно ли вообще избавляться от пыли?
Пусть бы лежала себе тихонько под кроватью или шкафом!
С этими вопросами мы обратились к фельдшеру нашего ФАПа Агаповой Т.А.
Из беседы с фельдшером мы узнали что пыль в наших домах – неприятный и нежеланный гость. Мы приносим её с улицы в дом на одежде и обуви, она залетает к нам вместе с ветром, её разносчиками являются домашние животные. Кроме того, пыль образуется в результате износа старых предметов мебели. Пыль забивается в самые укромные места, откуда её практически невозможно извлечь.
Пыль не только вызывает отрицательные эмоции при одном взгляде на неё, она ещё и очень вредна!
Но самое большое удивление и даже страх вызвала у нас информация о том, что, оказывается, в пыли существуют живые, настоящие монстры – САПРОФИТЫ – пылевые клещи!!! Когда мы увидели их фотографии, мы испытали сильный шок! Таких кошмарных существ никто из нас не видел даже в фильмах ужасов!
Оказалось, что люди действительно не могут их увидеть, потому что сапрофиты очень малы
Эти страшилища живут вместе с нами и питаются нами! За год человек отшелушивает около двух килограммов омертвевшей кожи. Больше всего чешуи человек теряет во сне. Но, как только она оказывается на подушке, на матрасе и одеяле, со всех сторон на неё набрасываются полчища жадных тварей). Почуяв добычу, они выходят и начинают свой пир.
Нас немного успокоил тот факт, что пылевые клещи не кусаются и не сосут кровь. Но они могут вызывать сильную аллергию, хронический насморк, приступы бронхиальной астмы и серьёзные изменения кожи человека!
После беседы с Татьяной Александровной наш класс знает
способы борьбы с пылевыми клещами:
Работая над проектом, мы установили,
что домашняя пыль опасна следующим:
Пыль способствует возникновению таких болезней, как:
* заболеваний вирусного характера * бронхиальной астмы
* заболеваниям кожи Коньюктивитам
Создание проектного продукта
Убедившись в том, что шутки с пылью могут окончиться плохо, мы ещё раз поняли, как важен наш проект и приступили к его следующему этапу – созданию проектного продукта.
Мы провели конкурс рисунков, мы увидели, что в каждом рисунке есть своя “изюминка”, и не стали присуждать места.
Все ребята проголосовали за идею создать общий плакат, но сделать его таким, чтобы в нём были собраны все наши “изюминки”. Вот что у нас в итоге получилось.
8 .Вывод
Проведя данное исследование, поговорив с техническим персоналом мы решили, что для того, чтобы в помещениях была чистота и свежий воздух необходимо:
1.Чаще делать влажную уборку.
2.Протирать пыль и соблюдать чистоту на своём рабочем месте.
3.Проветривать чаще помещения.
4.Посадить комнатные растения.
5.Не бегать по школе, так как при этом поднимаются частички грязи и пыли, которые плохо влияют на здоровье школьника и учителя.
6.Все эти рекомендации подходят и для домов и квартир, в которых мы проживаем.
Огорчим всех блюстителей порядка и чистоты! Полностью победить пыль, увы, невозможно! Но следует стараться сократить масштабы ее «проживания» в наших домах и школах. И единственным методом борьбы с пылью является уборка жилища. Для этого необходимо вооружиться пылесосом и мокрой тряпкой! Для борьбы с пылевыми клещами добавляйте в воду обычную поваренную соль. Влажную уборку рекомендуется делать не менее двух раз в неделю. Кроме того, следует как можно чаще проветривать помещение, менять и обязательно гладить утюгом постельное бельё, пылесосить мебель, летом сушить одеяла, матрацы и подушки на солнце. Соблюдайте эти правила гигиены жилища, и счёт в борьбе с домашней пылью будет в Вашу пользу!
Берегите своё здоровье! Будьте здоровы!
Пословицы и поговорки:
♦ Бросая пыль, луну не скроешь
♦ И пыль может образовать гору
♦ Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена
♦ Пыль оседает и на самых лучших, и на самых свежих цветах
♦ Придорожная пыль небо не коптит
♦ Когда счастье улыбается, так и горсть пыли золотом обернется
♦ В иных руках и горсть пыли в золото превращается
♦ Пылинка не видна, да выедает глаза
♦ Пословицы и поговорки из пыли рождаются
Заключение
Закончив свой проект, мы с уверенностью можем сказать, что всё из того, что было задумано, получилось. Это произошло потому, что нам было очень интересно работать над проектом, и у нас была хорошая цель.
Работа над проектом показала нам, что выполнять проект – это очень увлекательно! Мы узнали много нового, научились проводить эксперимент, анкетирование, научились составлять и обсуждать план работы, распределять обязанности, вести наблюдения, делать выводы. Но самое главное для нас то, что наша работа будет приносить пользу школе!
9.Список используемой литературы:
1. Голубев Г. Н. «Геоэкология» учебник.- М.: Аспект-Пресс, 2006.
2. Гончарова Е.М. «Окружающая среда».- М.: Прогресс, 2008.
3. Малая медицинская энциклопедия.-М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг.
Электронные ресурсы
1. Аллергия на клещей [Электронный ресурс] / Rainbow.- Режим доступа: http://rainbow-e2/ru/photo/dust-mites/ свободный. Загл. с экрана
2. Пылевые клещи – сапрофиты [Электронный ресурс] / Rainbow.- Режим доступа: http://www.rainbow.ru/default.asp?countryID=RU&infoID=53&typ=katlist свободный. Загл. с экрана
3.
Фото сапрофитов [Электронный ресурс] / Яндекс – картинки.- Режим
доступа:
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%84%
D0%BE%D1%82%В0%BE%20%D1%81%D0%
B0%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B8%
D1%82%D0%BE%D0%B&stype=image свободный. Загл. с экрана.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа имени В.М. Кузьмина»
Исследовательский коллективный проект
Подготовили учащиеся 3класса:
МОУ «СОШ с.Николаевка им. В.М. Кузьмина»
Рук. Киреева Ольга Николаевна
Саратовская обл. Ивантеевский район
С. Николаевка ул. Молодежная 6
5-44-10
2018 год
Подготовили учащиеся 3класса:
Демидова Вероника, Кошельник Настя,
Мухамбетов Амир, Найденкова Алена,
Рашидова Бибиоиша, Саидрахмонов Джахонгир
МОУ «СОШ с.Николаевка им. В.М. Кузьмина»
Рук. Киреева Ольга Николаевна
Саратовская обл. Ивантеевский район
С. Николаевка ул. Молодежная 6
5-44-10
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.