Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией
Оценка 4.6

Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией

Оценка 4.6
Лекции
docx
русская литература
Детсад
24.11.2017
Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией
Художник силой своего таланта и знанием детской психологии будит воображение ребенка, вызывает ребенка на игру. Дети сами становятся участниками событий, отображенных в рисунках. Они веселятся, печалятся вместе с персонажами. Иллюстрации формируют ум, чувства детей, вызывают детей на разговор Поэтому так важно и необходимо внимание взрослых к детским книжкам с картинками.
Формирование читательского интереса у детей в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией.docx
Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного  возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией С детской книгой ребенок встречается уже в самые первые годы своей жизни.  Книга – одно из первых произведений искусства, с которыми он знакомится. Художник приходит к ребенку, когда тот еще не умеет говорить, и, наряду   с   родителями,   с   автором   детской   книги,   становится   первым воспитателем   и   учителем.   Он   формирует   в  детях   любовь   к   прекрасному,  высокие эстетические чувства, художественный вкус, любовь к Родине. Е. А. Флерина писала, что картинка, особенно для детей младшего возраста, является   чрезвычайно   более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости.   важным   педагогическим   материалом, Образы, созданные хорошим художником­иллюстратором, ­ это прекрасные образцы   самобытного   творчества.   Вглядываясь   в   них,   ребенок   получает истинную   радость   и   удовольствие   от   творческих   открытий   художника,   от внутреннего   созвучия   литературных   и   художественных   образов,   дающих простор его воображению и собственному творчеству. Они   оживляют   для   ребенка   страницы   книги,   раскрывают   содержание, помогают   лучше   запомнить.   Дети   не   устают   снова   и   снова   подолгу вглядываться в рисунки полюбившейся им книги, переживая вновь и вновь ее содержание, вспоминая мельчайшие подробности. Повторное   рассматривание   учит   детей   осмысливать   рассказ   художника, развивает   хороший   вкус,   подготавливает   к   пониманию   произведений искусства. С самого рождения в поле зрения ребенка попадает великое множество живых существ и неживых предметов. Все они разного цвета, формы, и проявляют себя по­разному. Однако все, что можно видеть, наблюдать дома, на улице, даже в лесу и в поле, лишь малая часть того, чем богат мир. Но как раскрыть детям   это   богатство?   К   примеру,   ребенок   живет   в   большом   городе,   и  маловероятно, что ему посчастливится увидеть живую лошадь. Но ведь это не значит, что лошадь вовсе не существует и что ребенок не должен иметь о ней никакого представления. Так что же делать? Картинки  в  книгах  ­  вот, пожалуй, самый  простой  выход  из  этого положения.   Иллюстрация   в   книгах   ­   это   первая   встреча   детей   с   миром изобразительного искусства и книжной графики. И поэтому, выбирая книгу для   детей,   необходимо   оценивать   ее   не   только   как   литературное произведение,   но   и   как   неразрывный   комплекс   искусств,   обращенных   к детскому сознанию. Рисунки в книгах как окошки в мир. Открыли одну книгу ­ попали в лес,   увидели   и   узнали   его   обитателей.   Открыли   другую   ­   увидели космический корабль. И эта умная машина вызывает интерес у ребят ничуть не меньше, чем лесные звери. На   рисунках   ребенок   не   только   впервые   видит   то,   что   изобразил художник.   Читатель   может,   сколько   захочет   рассматривать   полосатого тигра, неуклюжего бегемота, могучего буйвола, крохотную птицу колибри, веселую   стрекозу.   Потому   что   все,   что   в   этом   мире   бегало,   прыгало, ползало,   художник   остановил   и   заставил   замереть   в   такой   позе,   чтобы ребенок заметил   самые главные, самые отличительные признаки. Заметил, рассмотрел, запомнил, а потом с радостью первооткрывателя узнал своих новых знакомых, увидав их в кино, а может быть и в жизни. Конечно, рисунки художника не детальное копирование природы, они условны   и   образны.   Но   дети   без   труда   улавливают   сходство   животного, растения, изображенных на картинке в книге и существующих в жизни, если только в художественном образе не потеряна смысловая и эмоциональная связь.   И   чем   своеобразней   подчеркнуто   и   выявлено   в   рисунках многообразие мира, тем лучше для развития ребенка. Каждый   художник­иллюстратор   показывает   ребенку   мир   таким, каким   он   видит   его   сам.  У  художника   В.  Сутеева   животные   похожи   на игрушечных. Только эти игрушки на страницах книги оживают. «Вот черные котята с большими и пушистыми хвостами. Они такие симпатичные, что их даже   хочется   погладить.   Вдруг   котята   увидели   мышь.   Сначала   страшно удивились, а через мгновение бросились за ней….» И художник показывает читателю этих зверушек в смене настроений, в движении. Здесь все ­ правда, все ­ игра, озорная, увлекательная. Есть у Сутеева много занятных историй, рассказанных   рисунками.   Эти   рисунки   помещены   в   книжке   «Сказки   и картинки». Истории веселые; они предназначены для самых маленьких, но и пяти ­ шестилетние дети рассматривают их с удовольствием. Разглядывая такие   картинки,   дети   самостоятельно   прослеживают   последовательность событий,   осмысливают   их.   Можно   предложить   им,   глядя   на   картинки, рассказать эту сценку, а потом попросить их пофантазировать, что было дальше, дополнив рассказ своими рисунками. Есть у книжной иллюстрации еще одна, может быть, самая восхитительная возможность ­ показать мир несуществующий, мир фантазии и воображения ­ сказочный мир. Сказка избирает местом действия любые пространства. То вслед за сказкой   дети   отправляются   в   лес,   и   лес   этот   оживает.   Человеческим языком   говорят   дикие   звери,   деревья,   птицы   и   бабочки.   На   ветвях вырастают сиреневые листья, а из под коряги вылезает кикимора… то вдруг оживают предметы в доме, и удивительная сказочная страна возникает здесь же в комнате. Каждая   сказка­это   фантазия   народа   или   писателя.   Иллюстрации   к сказке   ­   это   фантазия   художника.   Но   есть   у   сказки   и   свои   законы, неизменные   и   непреложные.   Каждому   герою   здесь   отводится   вполне определенная   роль.   Лисичка­сестричка,   независимо   от   обстоятельств, всегда   воплощение   хитрости,  а  Волк   ­   глупости.   Иванушка  ­   добрый,   а Кощей­ злой. И художник языком зрительных образов подтверждает это, выявляет, конкретизирует. Герои русских народных сказок в иллюстрациях Е. Рачева ­ это образ собирательный,   но   со   всеми   ему   одному   присущими   чертами   характера. Заяц ­ явный трусишка и хвастун. Вот он и вырядился в красную рубашонку и в полосатые штанишки. Стоит на пеньке, красуется, а сам оглядывается, уши навострил, и сердечко заячье уже в пятках ­ сейчас убежит. А   волк   ­   сильный.   Он   в   синем   камзоле   да   с   булавой,   и   взгляд свирепый. Но глуп, ничем не скроешь. Медведь ­ большой лакомка, любит поесть, поспать. Потому и одет он в толстый халат. В одной лапе держит ложку, в другой ­ меда колоду. Ну,   а   Лисичку­сестричку   нельзя   не   узнать.   Красавица.   Хвост пушистый.   К   такому   хвосту   и   сарафан   красивый   нужен,   и   кокошник   с разноцветными ленточками, и бусы, и лапти новые. Уж до того лукавая, до того хитрая ­ глаза так и блестят, так и светятся… Так вместе с образом   сказочного героя входит в сознание ребят и наглядное   представление   о   человеческих   пороках   ­   злости,   хитрости, глупости.   Осмысленными   становятся   слова,   которые   часто   произносят взрослые: «хитрый, как лиса», «трусливый, как заяц». Но   не   только   человеческий   характер   определен   в   сказке.   Ярко выражен в ней и характер национальный. Поэтому у Лисы на иллюстрациях Е.   М.   Рачева   сарафан   и   кокошник,   у   Зайца   лапти,  у   Волка   камзол­   все достоверное,   все   русское.   Точно   выписывает   художник   национальный орнамент, сочетание красок в костюмах, обстановку в избе ­ все детали быта. Сказка   ­   это   чудо.   Все,   что   происходит   в   ней,   удивительно   и необычно, все поступки, события и краски ­ в степени превосходной. Если уж небо, то синее­синее. Если богатырь, то выше облака ходячего. А если Змей­ то Горыныч, то с тремя, шестью, двенадцатью головами. Сказка­ это безудержное буйство фантазии  человека, порожденное его жизнелюбием и силой духа. Эти свойства особенно ярко выявлены в иллюстрациях художницы Т. Мавриной. Если   в   сказке   говорится   «красно   солнышко»,   то   на   рисунках Мавриной это солнышко именно красное и светит оно на весь лист, на весь сказочный   мир.   Смелые   Иванушки   одеты   в   лучшие   одежды,   что   есть   у народа;  волшебные  Жар­птицы  так  и  рвутся  улететь  с листа,  ослепляют своей яркой красотой. Синие,   красные,   желтые,   сиреневые   ­   чистые   и   радостные   цвета сказочного   мира   художницы   Мавриной,   кажется,   звучат,   рассказывая особую сказку, прославляя ум и душевную щедрость народа. Дети   с   радостью   принимают   такую   свежесть   рисунка,   такое безудержное   веселье   красок,   отвагу   фантазии.   Они   необходимы   им,   как воздух. События, которые описываются в сказке, могут происходить на земле, под землей, в лесу, на небе ­ словом, где угодно. И художник­иллюстратор должен передать нам точные приметы, действия. Наверное, каждый помнит сказку А. Погорельского «Черная курица», действие   которой   переносится   из   комнаты   пансиона   прямо   под   землю. Алеша   –   герой   сказки   ­   бродит   с   чудесным   министром   Чернушкой   по подземным   дворцам   и   садам.   Как   же   представил   себе   художник   В. Пивоваров   это   подземное   царство?   Потолок   во   дворцах   чуть   повыше Алеши, свет исходит только от свечей, которые заменяют гномам солнце. В этом царстве темно, сумрачно; все предметы теряют свои точные очертания в неверном свете свечи, колеблются причудливые тени. И даже королевская охота,   на   которую   приглашают   Алешу,   происходит   в   узких   темных коридорах подземелья. А охотятся гномы на огромных крыс. Так и веет сумраком подземелья от рисунков этой книги.  А вот совсем другое сказочное царство­ царство сна, в сказке Г.Х. Андерсена «Оле­Лукойе». Как только дети засыпают, к ним в комнату приходит сказочник Оле­ Лукойе. В руках у него два зонтика. Он раскрывает один над послушными детьми, и им снятся сказочные сны, а над детьми – неслухами Оле­Лукойе раскрывает другой зонтик, и они спят без всяких снов. Мягкими, ласковыми красками рисуют художники Г.А.В. Трауготы героев этой сказки. Они, как воздушные видения, легкие и прозрачные. Они возникают   неизвестно   откуда   и   могут   исчезнуть   бесследно,   так   же   как исчезает   сон.   Вот   плывут   розовые   лебеди   по   голубой   воде,   плавно переливается воздух над ними. А вот на небе проступает первая несмелая звездочка. Любая иллюстрация, самая прекрасная, художественно завершенная, неразрывно   связана   с   текстом,   рождена   им.   Художник   и   писатель, объединившись   в   одной   книге,   высказывают   читателю   свои   мысли,   свои идеи.   Только   один   –   словом,   а   другой   ­   рисунком.   И   чем   ярче   талант каждого,   чем   глубже   их   взаимопонимание,   тем   интересней   становится книга. Вот знаменитая сказка К.Чуковского « Доктор Айболит». События ее происходят   в   совершенно   определенном   месте,   которое   называется   ­ Африка.   Африка   существует   на   самом   деле   и   нарисована   на   всех географических картах. Но от того, что сказка избрала местом своего действия эту страну, Африка преобразилась и тоже стала сказочной. Преобразил ее художник В. Дувинов в своих иллюстрациях к книге К.Чуковского. Жаркая, жаркая Африка! Какая она ­ сказочная далекая страна? В Африке   живут   крокодилы,   бегемоты   и   обезьяны.   Там   есть   пальмы   и страшный   Бармалей.   Все   необычно:   и   ярко­желтое   солнце,   и   зеленый, зеленый крокодил, и Бармалей, страшный и очень загорелый. С рисунков так и брызжут бешеные взгляды Бармалея и ослепляет яркий свет желтого африканского сказочного солнца. Художник   В.   Сутеев   прочитал   и   увидел   сказку   «Доктор   Айболит» совсем по­другому. Доктор Айболит­ друг всех зверушек. Вот сидит он в своей лечебнице, и столько добра, нежности, человеческой теплоты в его лице и так бережно держит   он   в   руках   приболевшего   зайчонка,   что   дети   чувствуют   эту   его совсем  даже не сказочную, а человеческую доброту. Большая седая борода, ласковые   глаза,   глядящие   из­под   круглых   очков,   белый   халат,   шапочка   с красным крестом ­ все говорит о том, что доктор Айболит – друг всех зверей и детей. Со всеми бедами идут к доброму Айболиту звери. И все они знают: Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит! Волки на рисунках В.Сутеева тоже совсем не страшные ­ они добрые, как и все герои этой сказки. Так художник понял главную мысль этой сказки ­ прославление идеи добра­ и своими иллюстрациями усилил ее: Вот и Гиппо, вот и Попо, Гиппо­попо, Гиппо­попо! Вот идет Гиппопотам, Он идет от Занзибара, Он идет к Килиманджаро­ И кричит он, и поет он: «Слава, слава Айболиту! Слава добрым докторам!» Еще один художник – В.Чижиков нашел в той же сказке К. Чуковского новые оттенки. Доктор Айболит у Чижикова не только добрый, но еще и веселый и даже   хитрый   старичок­волшебник.   Добрый   волшебник,   который   владеет любым волшебством и не боится никаких бармалеев и пиратов. Поэтому и краски   художник   выбрал   не   простые:   сказочная   дымка   обвалакивает   и смягчает на его картинках самую острую, живую ситуацию. Ласково светит голубенькое   небо,   ласково   шелестят   зелененькие   пальмы,   из   речки выглядывают   серо­голубые   бегемотики,   смотрят   желтыми   глазками   на Айболита и улыбаются ему. Бармалей, конечно, очень страшный, и кинжал у него больше самого доктора Айболита, а ручищи такие, что ими он горы может свернуть. Голова у Бармалея маленькая, а лицо свирепое, выражает больше глупость, чем  злость и коварство. И поэтому совсем он не страшный ­ Бармалей, и никто его не боится:   ни   доктор   Айболит,   ни   звери­   никто.   Поэтому   смеются   веселые, здоровые   львы,   хохочут   бегемотики,   улыбается   доктор   Айболит,   а Тянитолкай радостно бьет копытом в землю. Три разных художника­иллюстратора, тир разных прочтения текста, три варианта иллюстраций к одной и той же сказке. Они различны и в то же время похожи. Все художники в своих рисунках раскрывают главную идею сказки К.И.Чуковского­   идею   добра.   Но   делают   это   в   присущей   каждому изобразительной манере, выражая свое видение мира, свои чувства. Рассматривая вместе с ребенком иллюстрации нескольких художников к одной сказке, взрослый должен обратить внимание ребенка на особенности каждого   художника,   помочь   дошкольнику   в   этих   разных   изобразительных прочтениях увидеть разнообразие и богатство окружающего мира. Даже в книгах для школьников иллюстрация играет часто решающую роль,   пробуждая   воображение   и   творческое   восприятие   юного   читателя, помогая ему пойти вслед за текстом, проникнуть в суть повествования. Для малышей   книжка   без   картинок   просто   невозможна.   Их   способ   восприятия мира, а значит, способ восприятия книги требуют не только образности, но образности ясной, завершенной, обращенной ко всем человеческим чувствам. Художник силой своего таланта и знанием детской психологии будит воображение   ребенка,   вызывает   ребенка   на   игру.   Дети   сами   становятся участниками событий, отображенных в рисунках. Они веселятся, печалятся вместе с персонажами. Иллюстрации формируют ум, чувства детей, вызывают детей на разговор Поэтому   так   важно   и   необходимо   внимание   взрослых   к   детским книжкам с картинками.

Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией

Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией

Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией

Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией

Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией

Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией

Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией

Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией

Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией

Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией

Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией

Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией

Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией

Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2017