Проект_Заслуги Ломоносова в изучении географии
Оценка 4.7

Проект_Заслуги Ломоносова в изучении географии

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
29.03.2022
Проект_Заслуги Ломоносова в изучении географии
Проект_Заслуги Ломоносова в изучении географии.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №3 города Галича Костромской области

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный итоговый проект

Заслуги Ломоносова в изучении географии

 

 

 

Выполнила: Караулова Карина,

учащаяся 8А класса

Научный руководитель:

Сизова Ольга Николаевна,

учитель музыки, педагог-библиотекарь

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

Галич

2021

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

                                                                                                                       

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                  3

      I.            ГЛАВА. Роль М.В. Ломоносова в становлении географической науки      4

1.1. Поморское происхождение                                                                4

1.2. Географическая наука в России в XVII-начале XVIII в                     5

1.3. Исследования М.В. Ломоносова в области географии                      7

1.3.1. Первые научные работы                                                             7

1.3.2. Работа в Географическом департаменте                                    9

1.4. Проект по освоению Северного морского пути                               13

1.5.Экспериментальные и теоретические исследования в этой области метеорологии                                                                                                                19

   II.            ГЛАВА.  Создание электронной страницы виртуальной интерактивной энциклопедии                                                                                   22

ВЫВОД                                                                                                       24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                         25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                         27

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                         28

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В 2021 г исполняется 310 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова  - российского ученого-естествоиспытателя, просветителя, общественного деятеля. Это человек энциклопедических знаний. Основатель первого российского университета. Патриот России. Ученый удивительной судьбы.

Многие науки, различные по своему характеру, считают его своим основоположником. Среди них географии принадлежит видное место. Разными проблемами географии М.В. Ломоносов занимался в течение всей своей научной деятельности, а в последние годы, заведуя географическим департаментом Академии наук, уделял географии очень большое внимание.

И сегодня его работы являются актуальными, так как Россия смотрит на моря Северного Ледовитого океана как перспективную территорию, как в транспортном отношении, так и в отношении природных ресурсов. Все предсказания Ломоносова о богатствах нашей страны кажутся настолько современными, как будто и не было этих 310 лет. В связи с этим свою работу я решила посвятить исследованию научного вклада М.В. Ломоносова в географию как науку.

Я предположила, что М.В. Ломоносов совершил много интересных и полезных открытий в сфере географии.

Объект исследования  - историческая литература содержащая информацию о жизни и деятельности М.В. Ломоносова, его научных достижениях.

Предметом исследования являются  достижения ученого в области географии.

Цель: рассмотреть заслуги Ломоносова в изучении географии.

Для раскрытия темы исследования, необходимо решить следующие основные задачи:

-         раскрыть географические интересы ученого;

-         проанализировать научные предвидения о формировании Земли;

-         познакомить с основами формирования новых направлений в географии;

-         обобщить собранные сведения и оформить электронную страницу виртуальной интерактивной выставки-энциклопедии, посвященной юбилею ученого.

Методы исследования: анализ литературы, систематизация, сравнение, обобщение.

Теоретическая значимость проведенного исследования позволит осмыслить и в значительной мере углубить представление о гениальности Михаила Васильевича Ломоносова в его предвидении развития государства Российского, о разработках полезных ископаемых в Сибири и на Дальнем Востоке, на Крайнем Севере и на островах Северного Ледовитого океана, о значимости самого Северного Ледовитого океана для России и Северного морского пути.

Практическим результатом будет создание виртуальной страницы с опубликованными материалами моего исследования в электронной интерактивной выставке, посвященной 310-летию со дня рождения М.В. Ломоносова “Феномен Ломоносова”. Материал проекта можно использовать для урочной и внеклассной деятельности, для самообразования.

 

      I.            ГЛАВА. Роль М.В. Ломоносова в становлении географической науки

1.1. Поморское происхождение

Поморское происхождение М.В. Ломоносова — не просто деталь биографии (приложение 1). На родине Ломоносова не знали ни татаро-монгольского ига, ни крепостного права. Интересные подробности об отце М.В. Ломоносова сообщены в академической биографии М.В. Ломоносова 1784 г.: «Он первый из жителей сего края состроил и по-европейски оснастил на реке Двине, под своим селением, галиот и прозвал его Чайкою, ходил на нем по сей реке, Белому морю и по Северному океану для рыбных промыслов и из найму возил разные запасы, казенных и частных людей, от города Архангельска в Пустозерск, Соловецкий монастырь, Колу, Кильдин, по берегам Лапландии, Семояди и на реку Мезень», т.е. видно, что отец М.В. Ломоносова был незаурядным человеком.

Ломоносов научился читать в детстве, что практически не встречалось в крестьянской среде (кроме старообрядцев), но было распространено среди поморов. Кроме того, у его соседей имелись книги — «Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого, Стихотворная Псалтырь Симеона Полоцкого (приложение 2). Все это говорит о том, что окружение молодого Ломоносова было не совсем типичным для крестьянской России начала XVIII в.

Ломоносов учился сначала в Славяно-греко-латинской академии в Москве и академическом университете в Санкт-Петербурге. Кроме того, Ломоносов учился и в учебном заведении, которое поставляло кадры преподавателей для России, — в Киево-Могилянской академии в Киеве. Затем он 5 лет обучался в Германии, 3 года в Марбургском университете у естествоиспытателя Х. Вольфа, а затем 2 года во Фрейберге у И. Генкеля, знатока горного дела. Он получил разносторонние сведения, занимаясь у Вольфа. Тогда же Ломоносов начал первые научные исследования.

П.Л. Капица пришел к выводу, что М.В. Ломоносов был ученым-одиночкой. В России того времени ученых высокого уровня практически не было, а поездки за границу, где только и можно было тогда узнать о новых открытиях и обсудить свои работы, тогда были не приняты. Подобная ситуация начала меняться только в первой половине XIX в. (посещение России А. Гумбольдтом, регулярные поездки русских ученых за границу и т.д.).

«Куда с учеными людьми?» — такой вопрос много раз задавали Ломоносову, когда он занимался устройством гимназии и академического университета в Санкт-Петербурге. На этот вопрос он отвечал, что ученые люди нужны «для Сибири, горных дел, фабрик, сохранения народа, архитектуры, правосудия, исправления нравов, купечества, единства чистыя веры, земледельства и предзнания погод, военного дела, хода севером и сообщения с ориентом». Как пишет историк С.М. Соловьев, по свидетельствам современников Ломоносова, тогдашние правящие круги вообще не очень понимали, для чего существуют ученые — разве что для написания торжественных од.

 

1.2. Географическая наука в России в XVII-начале XVIII в

Высокий уровень географических знаний в России в XVII-начале XVIII в. послужил основой теоретических воззрений Ломоносова в области географии. Зарождение капиталистических отношений в России требовало более интенсивного освоения природных ресурсов страны. Перед наукой возникали все более сложные проблемы, тем самым создавались предпосылки для ее дальнейшего прогресса.

Государственные преобразования первой четверти XVIII в. поставили перед географической наукой новые задачи. Развитие хозяйства, формирование внутреннего рынка и усиление торговых связей, создание флота, строительство дорог и поселений, освоение новых территорий и прочее требовали более точных сведений о территории государства. Для этого снаряжались экспедиции с целью изучения отдельных районов страны, сбора материалов, необходимых для составления точных географических и топографических карт. Сподвижники Петра 1: В. Брюс, В. О. Киприанов, К. И. Крюйс, Ф. И. Соймонов и др. использовали в картографии научные математические методы.

Результатом попыток Петра I соединить каналом Волгу и Дон и утвердиться на берегах Азовского и Черного морей стали первые картографические съемки и атлас К. И. Крюйса (приложение 3). Начало русского судоходства на Балтийском море привело к созданию атласа этого моря на русском языке. Поиски путей в Индию дали описи Каспийского моря и его первую карту, с большим интересом встреченную в Парижской академии наук. В России появились первые переводные учебники по географии, в том числе книга Б. Варения “География генеральная”.

С момента основания Петербургская академия наук приняла деятельное участие в подготовке и организации научных экспедиций по исследованию малоизвестных территорий Севера, крайнего востока Сибири и других районов Российской империи.

В географических работах первой половины XVIII в. наряду с учеными Академии наук участвовали многие русские государственные деятели. Среди них особое место принадлежит обер-секретарю Сената И. К. Кирилову, организатору и руководителю Оренбургской экспедиции. Его труд "Цветущее состояние Всероссийского государства, в каковое начал, привел и составил неизреченными трудами Петр Великий" содержал хотя и неполную, но в целом достоверную экономико-географическую характеристику России. В 1734 г. Кирилов составил Генеральную карту Российской империи, а также подготовил Атлас Всероссийской империи, содержащий более 30 карт.

Значительный вклад в становление отечественной географии внес В. Н. Татищев. Его Введение к историческому и географическому описанию Всероссийской империи содержало сжатый географический очерк России.

Исследованиями в области географии в Петербургской академии наук с 1726 г. начал заниматься Ж. Н. Делил. В течение двадцати с лишним лет он успешно совмещал обширные работы в области астрономии с трудами по географии. Большим количеством ценных сведений отечественная географическая наука пополнилась в результате исследований Второй Камчатской экспедиции.

В октябре 1739 г. в составе Академии наук был учрежден Географический департамент, в котором сосредоточились важные картографические работы. Ж. Н. Делиль и Л. Эйлер возглавили это учреждение. Под их руководством проходила подготовка первого полного собрания карт государства, составленных на научной основе. Атлас Российский был издан в 1745 г. на русском и латинском языках (приложение 4).

Выход в свет атласа явился не только крупным научным достижением русской географии, но и важным событием в истории мировой географической науки. Он содержал первое полное собрание карт Российской империи, составленных на научной основе. Впервые в истории русской картографии для общегеографического атласа была разработана система условных обозначений, обстоятельно проведена классификация населенных пунктов.

Вместе с тем Атлас Российский имел ряд недостатков. Из-за поспешности его издания не были использованы в полной мере результаты географического изучения Сибири, некоторые материалы, имевшиеся в Географическом департаменте: карты, планы, описания ряда пунктов России. Ломоносов по этому поводу писал: Посмотрев на тогдашнюю географическую архиву и на изданный оный атлас, легко понять можно, коль много мог бы он быть исправнее и достаточнее. Поэтому недочеты атласа 1745 г. побудили Академию наук заняться вскоре подготовкой более совершенного собрания карт Русского государства. С 1757 г. к этой работе подключился и Ломоносов: к тому времени он был уже известен своими исследованиями в области географии.

 

1.3. Исследования М.В. Ломоносова в области географии

1.3.1. Первые научные работы

Почти с самого начала деятельности в Петербургской Академии Ломоносов проявил интерес к географии. Вероятно, первые научные познания в области этой науки он получил в Германии: в программу обучения русских студентов в числе других предметов была включена и география. В 1742 г. Ломоносов получил звание адюнкта, и ему было поручено чтение лекций по физической географии ученикам Академической гимназии. В основу своих лекций он положил учебник Г. В. Крафта “Краткое руководство к математической и натуральной географии с употреблением земного глобуса и ландкарт”.

К концу 40-х годов авторитет Ломоносова в области географии был уже широко признан. В 1749 г. при подготовке второго издания Краткой политической географии профессора X. Н. Винсгейма Ломоносову в числе других было поручено просмотреть этот учебник и дать заключение.

Спустя два года ему для освидетельствования была передана рукопись С. П. Крашенинникова “Описание земли Камчатки”, ученый рекомендовал поскорее напечатать ее ради изрядных об оной земли известий. Ломоносов высоко оценил этот труд Крашенинникова своего друга и единомышленника (приложение 5). В своей работе “Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию” он рекомендовал участникам будущей полярной экспедиции взять с собой книгу С. П. Крашенинникова и использовать ее в качестве практического руководства в плавании по Ледовитому океану.

Ученый и в дальнейшем неоднократно обращался к этой книге. Так, собирая материалы для труда Вольтера по истории России при Петре I, русский ученый составил извлечение из Описания земли Камчатки, которое затем было переведено на французский язык и отправлено во Францию.

Занимаясь проблемами географии, Ломоносов внимательно следил за изданиями, которые выходили не только в России, но и за рубежом. В его библиотеке было немало географических трудов. Среди них многотомная Всеобщая история путешествий, сочинения Дж. Д. Кассии, П. Мопертюи, П. Багера, Ф. Бюаша и др.

Для обоснования собственных концепций Ломоносов широко использовал данные предшественников. Однако ученый подходил к ним критически, отвергая домыслы и недостоверные сведения. В работе Первые основания металлургии, или рудных дел он писал: Не мог я преминуть, чтобы при издании моего давнего труда любителям натуральной науки и металлургии не сообщить возможного знания сей части физической географии купно с моими собственными мнениями, кои служат в утверждение основательным учениям, в опровержение мечтательным догадкам, происходящим по большей части от пустых забабон и предуверений.

В этой и других работах Ломоносов высказал много интересных идей о постоянных изменениях поверхности земного шара, о связях внутреннего строения Земли с характером рельефа, о зависимости между природными явлениями на поверхности Земли и т. д. “Твердо помнить должно, отмечал ученый, что видимые телесные на земли вещи и весь мир не в таком состоянии были с начала от создания, как ныне находим, но великие происходили в нем перемены, что показывает история и древняя география, с нынешнею снесенная, и случающиеся в наши веки перемены земной поверхности”. Эта идея развития природы во времени, требование исторического анализа явлений, взаимосвязи процессов настоящего и прошлого четко прослеживаются во втором прибавлении к “Первым основаниям металлургии О слоях земных”. Исторический метод позволил ученому использовать имевшиеся сведения о прошлом Земли для выяснения причин современных явлений, а часто и для предсказания дальнейшего хода изменений.

 

1.3.2. Работа в Географическом департаменте

Постоянное стремление Ломоносова связать свои научные исследования с практикой, поставить их на службу обществу ярко проявилось и в его занятиях географией. Когда в марте 1757 г. Ломоносов был назначен одним из руководителей Академической канцелярии, он сразу же обратил внимание на деятельность Географического департамента, который в течение почти десяти лет работал не в полную силу, а иногда и бездействовал. От имени президента Академии он составил специальную Инструкцию Географическому департаменту, в которой изложил задачи этого учреждения и определил порядок его работы.

Главнейшим намерением Географического департамента Ломоносов считал издание нового Российского атласа, и вся работа учреждения должна была быть сосредоточена на выполнении этого важного государственного мероприятия. Его план искоренения излишеств, недостатков и замешательств включал три основных направления: организационное укрепление департамента как учреждения, имеющего определенные функции государственного значения; пополнение штатного состава квалифицированными русскими геодезистами и картографами- обеспечение работ по составлению нового атласа точными научными данными и достоверными географическими сведениями .

Еще больше внимания Ломоносов стал уделять Географическому департаменту, когда весной 1758 г. он был передан ученому в особливое смотрение. Все усилия новый руководитель направил на то, чтобы подчинить работу Географического департамента государственным интересам.

Ломоносов понимал, что без подготовки опытных отечественных кадров картографов и геодезистов нельзя решить проблему создания точных, научных карт России. Поэтому он заботился о том, чтобы студентов, которые в геодезии и в сочинении карт еще не довольно искусились, адъюнкты наставляли и показывали им на Обсерватории употребление нужнейших инструментов, дабы они в случаях с пользою и надежностью к отправлениям в губернии и провинции употреблены быть могли. По его поручению профессор Н. И. Попов обучал студентов Географического департамента теоретической астрономии, а А. Д. Красильников практической астрономии. Вскоре департамент пополнился студентами Академического университета, многие из них Ф. Охтинский, Е. Павлинский, И. Полидорский, К. Башуринов и др. стали квалифицированными геодезистами и картографами и приняли участие в академических экспедициях 60-70-х годов.

В течение нескольких лет помощником Ломоносова был студент Илья Аврамов. Сохранилась справка, составленная Ломоносовым в 1763 г. о работах студента-геодезиста И. Аврамова, в которой перечислены многие его занятия: обработка географических материалов, поступающих из разных городов и провинций России, составление двух полярных карт к книге Ломоносова Краткое описание разных путешествий по северным морям, приведение в порядок таблицы центроскопического маятника, подготовка инструментов для наблюдений и т. д. К работам департамента Ломоносов привлекал и ученых-С. К. Котельникова, Н. Г. Курганова и др.

Забота Ломоносова о пополнении Географического департамента молодыми специалистами принесла свои плоды. Уже в начале 1760 г. ученый отмечал, что, несмотря на большие трудности, связанные с обучением отечественных геодезистов, некоторые из них уже сами от себя сочиняют карты, могут при всяких географических делах быть употреблены с пользою и добрую надежду подают достойными быть географами.

С целью распространения географических знаний среди русского юношества Ломоносов в конце 1763 г. решил для общего употребления и пользы издать за свой счет земной печатный глобус на российском языке (приложение 6). Им были даже изобретены и заготовлены способы к деланию шаров и прочего, к тому принадлежащего. Ученый просил Академическую канцелярию дать указание об изготовлении гравированных медных досок с изображением географических разделенных и начерченных линий, а затем напечатать до тысячи экземпляров. В таком количестве Академия наук глобусы еще не выпускала.

Замыслив издание нового, исправнейшего Российского атласа и по возможности верной и обстоятельной географии, Ломоносов разработал несколько важных мероприятий. В 1759 г. при активном участии ученого была составлена анкета “Географические запросы”, 600 экз. которой были разосланы во все губернские и провинциальные канцелярии страны. Анкета включала 30 вопросов, относящихся к физической и экономической географии: о характере берегов рек, озер, о размере рек, наличии препятствий для судоходства, о положении гор, о типе городов, занятиях населения, о торговле, промышленности, сельском хозяйстве и т. д.

Содержание анкеты позволяло получить географические и экономические сведения для комплексной характеристики территории России в ее административных границах, причем природные ресурсы рассматривались как важный источник ее экономического развития. В целом Географические запросы отражали широкое понимание Ломоносовым задач географического исследования и описания страны. Данные, поступившие в Петербургскую академию согласно разосланной анкете, явились важным источником написания многих отечественных экономико-географических трудов второй половины XVIII-начала XIX в.

Как руководитель Географического департамента Ломоносов пытался собрать сведения о церквах и монастырях и их местонахождении. Ученый предполагал составить специальный атлас, а историческими описаниями монастырей и церквей пополнить Российскую историю, над которой он в то время работал.

Другой крупной работой Ломоносова по экономико-географическому изучению России было составление «Экономического лексикона российских продуктов», в котором должны были быть перечислены по алфавиту производившиеся в России продукты. К их названиям предлагалось «...приписывать места, где каждый продукт родился или производится с его количеством и добротою, на том ли самом месте исходит или для распродажи в другие городы развозится и каким путем; по чему продается; места упоминаемые поставить на картах, при том присовокупленных, в назначить в лексиконе градус и минуту долготы и широты для удобнейшего на карте сыскания».

Таких карт предполагалось сделать две: одну для Европейской части России и другую для Сибири. Кроме отметки мест, в которых имеется тот или иной продукт, на них указывались географические сведения и по природе и по экономике; отмечалась судоходность рек, характер судов, пристани, перевозы, волоки, соединение верховий рек, «летние пересухи», высокие горы и др. Все описание, по мнению Ломоносова, должно было поместиться в одной небольшой книге.

Для сбора сведений должны были быть использованы самые разнообразные источники: ответы на разосланную анкету («географические ответы», по выражению Ломоносова), составленные к тому времени географические словари («лексиконы российские»), тарифы для взимания пошлин и ряд других самых разнообразных материалов. «Экономический лексикон российских продуктов» не был составлен, но сбор сведений и обработка их продолжались Академией наук долгое время после смерти Ломоносова.

 Также Ломоносов разработал проекты географических экспедиций для изучения природы России.  Эти проекты не были реализованы при жизни ученого, но в значительной мере подготовили почву для снаряжения больших Академических экспедиций 1768-1774 гг. под руководством и при участии ученых-натуралистов: И.И. Лепехина  (Поволжье и Поморье), П.С. Палласа (Поволжье, Прикаспий, Урал, Сибирь, Предкавказье), С.Г. Гмелина (Южная Россия, Кавказ), И.А. Гильденштедта (Южная Россия, Кавказ), И.И. Георги (Юго- Восточная Россия, Алтай, Прибайкалье).

Занимаясь экономико-географическими проблемами, Ломоносов всегда связывал их с картографией, считая карту неотъемлемой частью экономико-географического описания. Так, задуманная им география России должна была явиться неотъемлемой частью атласа, сбор экономико-географических сведений проводился в связи с составлением карт. «Экономический лексикон...» сопровождался составлением географических карт с экономико-географическими показателями. Связь экономической географии с картографией Ломоносов подчеркивал введением в науку особого термина «экономическая ландкарта».

Основными идеями экономико-географических трудов и замыслов Ломоносова были: связь экономических явлений с физико-географическими условиями и зависимость их от географического положения. Ни один ученый до Ломоносова не поднимался до такой постановки вопроса. Это показывает, что он разрабатывал экономическую географию не только как самостоятельную научную дисциплину, но и как науку географическую по самому существу своего содержания. Поэтому Ломоносов по праву должен считаться одним из основоположников этой отрасли географических знаний.

Ломоносов управлял Географическим департаментом с 1758 по 1765 год. За это  время департаментом были опубликованы генеральная карта Сибири Г.Ф. Миллера - И.Ф. Трускотта (1758) и план Москвы (1763), а также подготовлены для издания 12 генеральных и специальных карт Прибалтики и Сибири. Сам Ломоносов составил карту Арктики (1762- 1763) и издал за свой счет тиражом 1 тыс. экземпляров первый русский учебный глобус.

 

1.4. Проект по освоению Северного морского пути

«...Северный океан есть пространное поле, где... усугубиться может российская слава, соединённая с беспримерною пользою.»

М.В. Ломоносов

Ломоносов ясно представлял себе особенности географического положения России и связанную с этим необходимость развития мореплавания вдоль ее северных берегов. Придавая проблеме исследования Арктики большое политико-экономическое и географическое значение, русский ученый в начале 60-х годов выступил организатором полярной экспедиции для отыскания Северного морского пути.

Этот вопрос занимал ученого еще в 40-50-х годах. Образ Колумба российского он воспевал в своих поэтических произведениях:

Напрасно строгая природа

От нас скрывает место входа

С брегов вечерних на восток.

Я вижу умными очами:

Колумб Российский между льдами

Спешит и презирает рок.

Ломоносов, веря в возможность освоения Северного морского пути, много лет пропагандировал эту идею и разрабатывал связанные с ней географические проблемы. В 1755 г. в отчете о своих работах ученый отмечал: Сочинил письмо о Северном ходу в Остындию Сибирским океаном. Составляя анкету с географическими запросами для рассылки по губерниям России, Ломоносов в число 30 вопросов включил следующий: От северных сибирских городов и зимовий присылать известия об островах на Ледовитом море, которые ведомы тамошним жителям или промышленным людям, коль велики, коль далече от матерой земли, и каких зверей на них ловят, также как и оные острова называются.

Во многих своих исследованиях Рассуждении о большей точности морского пути, где он отметил, что война с океаном будет благодетельное международных войн; О слоях земных, т. е. Прибавлении втором к Первым основаниям металлургии, Рассуждении о происхождении ледяных гор в северных морях и др. Ломоносов затрагивал вопросы географии северных полярных морей. Но эти труды были только подготовкой к его основной работе Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию, которую он писал в 1762-1763 гг. Ученый обобщил в ней все доступные ему научные материалы, богатый опыт поморов, а также свои собственные наблюдения, полученные в юности во время плаваний по Белому морю и Северному Ледовитому океану. Этот труд ученого посвящен проблеме освоения Северного морского пути.

Ломоносов ясно представлял, какое большое влияние окажет открытие нового морского пути на оживление экономической жизни Севера и всей страны. С Северным морским путем он связывал возможности не только подъема производительных сил России, но и превращения ее в великую морскую державу. Ученый считал, что в результате успешной арктической экспедиции удастся расширить промысловую зону архангельских поморов далеко на восток до самой Чукотки, что освоение великого морского пути создаст благоприятные перспективы и для дальнейшего развития Сибири, самого отдаленного и сурового, но обширного и богатого края. Российское могущество, писал ученый, прирастать будет Сибирью и Северным океаном.

Отвергнув за непригодностью северо-западный проход вдоль северных берегов Северной Америки, который невозможен, или хотя и есть, да тесен, труден, бесполезен и всегда опасен ученый обосновывал идею северо-восточного пути к берегам Америки. Он утверждал на примерах прошлого, что Северный морской путь прокладывался неутомимыми деяниями народа. Ученый приводил интересные сведения о том, как новгородцы еще в X XI вв. отражали набеги викингов в устье Северной Двины, а его земляки-поморы плавали к устью Оби и в Мангазею в XVI XVII вв. Он, в частности, сообщает о плавании холмогорца Федота Алексеева Попова с казаком С. Дежневым из Колымы в Анадырь в 1647-1648 гг. , рассказывает о Первой и Второй Камчатской экспедиции, об открытии Берингова пролива. Этот исторический экскурс Ломоносову был необходим для того, дабы вся обширность северных морских путешествий была подвержена единому обозрению любопытного разума склонного к изысканию полезной правды.

В стремлении научно обосновать возможности мореплавания в высоких широтах Арктики и проанализировать ее океанографию, Ломоносов высказал ряд интересных, важных положений и научных гипотез. Главным препятствием для плавания в полярных морях, по его мнению, является не стужа, а льды. Проблема полярных льдов интересовала Ломоносова давно. Еще в 1761 г. он написал и отправил в Швецию работу Рассуждение о происхождении ледяных гор в северных морях. Но в Кратком описании. . . ученый впервые дал генетическую классификацию полярных льдов, верно объяснил происхождение плавающих ледяных гор падунов; или айсбергов из глетчеров, спускающихся в море, рассмотрел главные вопросы изучения циркуляции вод океана в связи с движением льдов, привел данные о приливах в российских северных морях, отметил взаимные соответствия в расположении и очертаниях материков и океанов Земли, попытался подсчитать массу льда в различных частях тогда еще совершенно неизведанного северного полярного бассейна. Классификация и характеристика типов полярных льдов, данная Ломоносовым, не потеряли научного значения до сих пор.

Важно, что ученый показал динамику льдов, от чего зависела разработка вопросов арктического мореплавания. Он отметил, что к Шпицбергену льды приходят от востока, из Сибирского океана восточными водами и ветрами прогнанные, и что главное направление дрейфа охватывает район полюса, за которым есть великое море. Таким образом, Ломоносов явился автором теории большого ледяного дрейфа, научно доказанной в XIX-XX вв.

Ученый высказывал предположение о существовании архипелага островов, расположенных к северо-востоку от Шпицбергена. Весьма вероятно, писал он, что самая полярная часть света наполнена многими островами и занята архипелагом. В 1873 г. была открыта Земля Франца-Иосифа, а затем в результате многолетних работ советских ученых был обнаружен и исследован подводный хребет, поднимающийся со дна океана на 2, 53 км примерно на том месте, где указывал Ломоносов. В 1948 г. этот хребет был по праву назван именем М. В. Ломоносова.

На основании бесед с поморами и сибиряками, которые плавали по Северному Ледовитому океану, изучения материалов Адмиралтейств-коллегий Ломоносов пришел к выводу, что в отдалении от берегов сибирских на пять- и на семьсот верст Сибирский океан в летние месяцы от таких льдов свободен, кои бы препятствовали корабельному ходу и грозили бы опасностью быть мореплавателям затертым. Он полагал, что самый лучший проход упователен мимо восточно-северного конца Новой Земли к Чукотскому носу, сперва постясь в норд-ост, потом склоняясь к осту и зюду-осту. Это положение Ломоносова оказалось ошибочным. Его мнение о безлюдном море в высоких широтах было основано на преуменьшенном подсчете количества льдов в Ледовитом океане.

Однако и в то время высказывались сомнения по поводу чистой воды вблизи полюса. Известный ученый и государственный деятель XVIII в. Ф. И. Соймонов, познакомившись с Кратким описанием. . . Ломоносова, счел невозможным достигнуть полюса, где, по его мнению, океан покрыт толстыми льдами. Промышленники, плавая по Ледовитому океану, писал Соймонов, встречали оные во всех местах, а в широте 72о находили на льдины вышиною и толщиною более 40 сажен.

В 1763 г. Ломоносов закончил работу над Кратким описанием разных путешествий по северным морям и, чтобы привлечь внимание правящих кругов к осуществлению полярных экспедиций, посвятил рукопись малолетнему наследнику Павлу, которого Екатерина II произвела в высший для того времени морской чин генерал-адмирала Российских флотов. В силу такого звания девятилетний Павел становился президентом Адмиралтейств-коллегий. В обращении к наследнику Ломоносов высказал свои взгляды о роли Петра I в сооружении флотов Российских и призвал его продолжать дела великого предка: Могущество и обширность морей, Российскую империю окружающих, требуют такого рачения и знания. Между прочими Северный океан есть пространное поле, где “... усугубиться может российская слава, соединенная с беспримерною пользою, чрез изобретение восточно-северного мореплавания в Индию и Америку”.

При поддержке члена Адмиралтейств-коллегий И. Г. Чернышева в декабре 1763 г проект Ломоносова поступил в Комиссию российских флотов где в присутствии автора проекта должно было состояться обсуждение предполагаемой экспедиции Комиссия решила проверить научные сведения и доказательства ученого практическими данными полученными от лиц принимавших участие в плаваниях в Баренцевом море и тех которые имели промысел в Шпицбергене также и в Новой Земле.

Ломоносов также встретился с земляками-поморами (приложение 7). После беседы с ними он написал “Прибавление. О северном мореплавании на Восток по Сибирскому океану”, в котором обосновал маршрут новыми данными и указал на необходимость предварительной зимовки на Шпицбергене. В апреле 1764 г. Ломоносов написал “Прибавление второе к Краткому описанию разных путешествий по северным морям, поскольку поступили новые документы, представляющие интерес для исследования северо-восточной части Азии и Тихого океана”.

В начале 1764 г. в Петербург от сибирского губернатора Д. И. Чичерина пришло сообщение о том, что мореходная компания во главе с московским купцом И. Никифоровым и мореходом С. Г. Глотовом, к которым был прикомандирован казак С. Пономарев, во время плавания к Аляске открыла группу островов Алеутской гряды Уналашка и Умник. Это известие вызвало большой интерес в правительственных и научных кругах столицы. В Петербург прибыли купцы-компанейщики И. Снегирев, И. Буренин и С. Шергин, а также была доставлена реляция Чичерина с приложением рапорта Глотова и Пономарева, карты П. Шишкина и Реестра островов Алеутской гряды. С этими материалами познакомилась Екатерина II, и 4 мая 1764 г. был подписан указ Адмиралтейств-коллегий об отправлении специальной экспедиции

Правительство России, понимая важность отыскания новых путей через Северный Ледовитый океан и через Камчатку для экономического и политического развития страны, поручило Адмиралтейств-коллегий снарядить две экспедиции. Одну, во главе с капитан-лейтенантом П. К. Креницыным и лейтенантом М. Д. Левашовым отправить через Тобольск на Камчатку, а затем к Алеутским островам для их описи и открытии Аляски. Другую, во главе с капитаном 1-го ранга В. Я. Чичаговым и его помощниками Н. Пановым и В. Бабаевым организовать для поиска пути через Северный океан на Камчатку по северно-западному проходу. Истинные цели этих экспедиций держались в строгой секретности.

Ломоносов наметил общие действия обеих экспедиций, их возможную встречу. При тогдашних еще весьма неточных представлениях о берегах Северной Америки, когда Алахшак предполагался Ломоносовым где-то на половине расстояния между Камчатским устьем и Шпицбергеном, встреча двух экспедиций считалось реальной.

Первая экспедиция во главе с Креницыным отправилась из Петербурга 1 июля 1764 г. Вторая, в организации которой Ломоносову принадлежала ведущая роль, по его инициативе была назначена на лето 1765 г.

Ломоносов, занимаясь проблемой освоения Северного морского пути, еще в 1758 г. приступил к составлению карты Северного Ледовитого океана с прилегающими к нему землями. Позднее к рукописи Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию он приложил Циркумполярную изображенную в виде круга карту, на которой были нанесены по географическим данным того времени, подчас ошибочным, все известные тогда арктические земли и острова. Но спустя некоторое время ученый встретился с мореходами, принимавшими участие в путешествии с Камчатки на Алеутские острова, и познакомился с составленной ими картой тех мест.

Под руководством Ломоносова студент-геодезист Илья Аврамов на основании новых сведений изготовил вторую полярную карту. В октябре 1763 г. Ломоносов в справке о работах Аврамова писал: “сочинил под моим смотрением две полярные карты к книге о северных путешествиях. До недавнего времени вторая полярная карта считалась утраченной Советский историк географии Б П. Полевой в 1976 г обнаружил в отделе рукописей и редкой книги Библиотеки АН СССР анонимную карту северного побережья Северной Америки и северо-востока Сибири которая точно соответствует описанию данному Ломоносовым в Прибавлении втором к “Краткому описанию разных путешествий” (приложение 8).

Более года занимался ученый подготовкой экспедиции в северные моря. Взяв на себя заботы по снабжению отъезжающих моряков различными научными приборами и инструментами, он усовершенствовал старые и изобрел новые конструкции. 25 июня 1764 г. Ломоносов выступил на заседании Адмиралтейств-коллегий с докладом о проекте “Примерной инструкции для участников экспедиции” (приложение 9). Здесь же он представил инструментам реестр: какие иметь надлежит на судах, для каждого корабля. Решено было часть инструментов заказать в Академии наук под наблюдением и по указанию Ломоносова, часть выписать из Англии.

Изобретенный ученым прибор для определения направления и силы ветра вентилятор по его указанию должны были изготовить в мастерских Адмиралтейства.

Ломоносов стремился придать предстоящей экспедиции научно-исследовательский характер. Поэтому он организовал для штурманов и их помощников на каждом судне экспедиции занятия по мореходному делу. Будущих участников плаваний обучали мастерству проведения измерений при помощи наклонных магнитных стрелок, барометров и термометров, объясняли, как с помощью Гадлеева квадранта брать высоты звезд и солнца и посредством луны находить разность меридианов и т. д.

В начале марта 1765 г. ученый представил в Адмиралтейств-коллегию окончательный вариант составленной им Примерной инструкции морским командующим офицерам, отправляющимся к соисканию пути на Восток Северным Сибирским океаном. Инструкция содержала много полезных практических указаний и советов участникам экспедиции, в том числе и научных. В отличие от обычных военно-морских инструкций наставление Ломоносова способствовало поднятию морального состояния участников, укреплению их единодушия и стойкости в борьбе с предстоящими трудностями, оно вдохновляло их на подвиг во имя Родины.

Обращаясь к отважным путешественникам, Ломоносов писал: “Имея всегда в мыслях, что, будучи единого отечества дети. . . и простираясь к единому славному и полезному делу следует помогать друг другу, утешать и ободрять в ослаблении воображая себе примеры славных морских героев и помнить что всеми прежде бывшими безуспешными и благоспоспешествованными пудами мужеству и бодрости человеческого дуxa и понимательству смысла последний предел еще не поставлен и что много может еще преодолеть и открыть осторожная их смелость и благородная непоколебимость сердца”.

 

1.5.Экспериментальные и теоретические исследования в этой области метеорологии

Наряду с разработкой проблем географии русский ученый интересовался и метеорологией. В течение многих лет своей творческой деятельности он занимался экспериментальными и теоретическими исследованиями в этой области науки.

Ломоносов неоднократно подчеркивал, что главное значение для естествоиспытателя имеют постоянные наблюдения. С 1743 г. он начал вести регулярные наблюдения над северными сияниями, а с 1747 г. он стал записывать “обстоятельно большого внимания достойные сияния с обстоятельствами, редко случающие меся, и оные срисовывать, сколько дозволяла скорая их переменчивость” (приложение 10). Эти наблюдения Ломоносов вел потом постоянно и даже намеревался написать работу “Испытание причины северного сияния и других подобных явлений”, но смерть прервала его труд.

Развитию своей гипотезы о возможности электрической природы северных сияний он уделил большое внимание в “Слове о явлениях воздушных от электрической силы происходящих” а также в “Изъяснениях к Слову”.

 Некоторые вопросы северных сияний Ломоносов рассматривал и в “Кратком описании разных путешествий по северным копям”. В 1764 г в Росписи сочинениям и другим трудам в числе прочих изобретений он указывал, что “имеет наблюдения верных сияний учиненные и нарисованные в разные времена и сочиняется подлинная оных теория пространно”.

Свои исследования по электричеству Ломоносов тесно связывал с задачами метеорологии, разработкой научных основ долгосрочных прогнозов, созданием новых оригинальных приборов для измерения температуры, скорости ветра и т. д.

Работы Ломоносова занимают видное место в истории научного познания атмосферы. В “Слове о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих” (1753 г.) ученый близко подошел к разгадке происхождения атмосферного электричества. В этой работе он подробно остановился на различных метеорологических явлениях: движении ветров, внезапном наступлении морозов и оттепелей, испарении и осадках различных условиях, при которых в воздухе создается электрическая сила.

В 1754 г., продолжая заниматься изучением верхних слоев атмосферы, Ломоносов изобрел небольшой аппарат для подъема на значительную высоту метеорологических приборов. Свой аппарат он назвал аэродромической машиной, имеющей назначением при помощи крыльев, приводимых в движение горизонтально в разные стороны заведенной часовой пружиной, сжимать воздух и подниматься в верхние слои атмосферы для того, чтобы можно было исследовать состояние верхнего воздуха метеорологическими приборами, прикрепленными к этой аэродромической машине. Этот аппарат явился прототипом современного вертолета (приложение 11).

Немало новых приборов для метеорологических наблюдений создал ученый. Для определения силы ветра он предложил анемометр, для предсказания бури на море изобрел морской барометр, конструировал универсальный барометр для измерения сил притяжения Луны, Солнца и других небесных тел и т. д. (приложение 12).

Ломоносов придавал огромное народнохозяйственное значение метеорологическим наблюдениям и прогнозам погоды. В 1752 г. в “Письме о пользе Стекла” он в стихах рассказал о важности прогнозов погоды.

Ломоносов мечтал о том времени, когда с помощью барометров и других приборов погоду можно будет предсказывать повсеместно:

. . . Уже в стекле нам Барометры

Хотят предвозвещать, коль скоро будут ветры,

Коль скоро дождь густой на нивах зашумит,

Иль, облака прогнав, их солнце осушит. . .

Коль могут щастливы селяне быть оттоле,

Когда не будет зной, ни дождь опасен в поле

Какой способности ждать должно кораблям,

Узнав, когда, шуметь или молчать волнам

И плавать по морю безбедно и спокойно

Велико дело в сем и гор златых достойно.

В речи “Рассуждение о большей точности морского пути”, прочитанной в Публичном собрании Академии наук 8 мая 1759 г., Ломоносов специально остановился на вопросе “О предсказании погод, а особливо ветров”. Подчеркнув важность прогнозов погоды для сельского хозяйства и мореплавания, ученый сказал: “Предзнание погод, коль нужно и полезно, на Земли ведает больше земледелец, которому во время сеяния и жатвы ведро, во время ращения дождь, благорастворенный теплотою, надобен; на море знает плаватель, которому коль бы великое благополучие было, когда б он всегда указать мог на ту сторону, с которой долговременные потянут ветры или внезапная ударит буря”.

Ломоносов поднял вопрос об организации международной службы погоды, широкой сети метеорологических станций и обсерваторий, снабженных нужными приборами. С этой целью он предлагал “в разных частях света, в разных государствах те, кои мореплаванием пользуются, учредили самопишущие метеорологические обсерватории к коих расположению и учреждению с разными новыми инструментами”.

Наблюдения за погодой Ломоносов проводил и на собственной метеорологической обсерватории, сооруженной на фабрике цветного стекла в Усть-Рудице (приложение 13). В 1754 г. в письме к Л. Эйлеру он сообщал: “Кроме дома и уже построенного стеклянного завода, я сооружаю плотину, мельницу и лесопилку, над которой возвышается самопишущая метеорологическая обсерватория”.

 

   II.            ГЛАВА.  Создание электронной страницы виртуальной интерактивной энциклопедии

 

Имя Ломоносова по праву стоит первым в ряду выдающихся русских естествоиспытателей. Его научная и практическая деятельность отличается удивительной широтой и разносторонностью. Он был первым нашим ученым-энциклопедистом, просветителем, поэтом-новатором.

Материалистическое мировоззрение Ломоносова оказало огромное воздействие на развитие научной мысли в России, а его работы способствовали созданию многих важных научных направлений в области химии, физики, метеорологии, географии, истории, филологии.

Все силы своей души Ломоносов отдал служению науке; вопрос о науке и об ее отношении к различным сферам общественной жизни был главным в его творчестве. Однако ученый мир того времени не был готов к восприятию большинства научных идей Ломоносова. И человек, созданный, чтобы совершить в науке переворот, лишь промелькнул в ней ярким метеором. Теории Ломоносова оказались, по выражению одного исследователя, «блестящими идеями, вырванными из книги».

          К 310-летию со дня рождения великого ученого мы со своими одноклассниками решили подробнее познакомиться с его направлениями научной и культурной деятельности. Написав исследовательские проекты, посвященные каждой из предметных сторон деятельности ученого, было решено объединить их все под одной темой «Феномен Ломоносова-человека, опередившего время» и создать электронную версию: https://view.genial.ly/618b712f5da8380dd2976c34/presentation-vystavka-fenomen-lomonosova . Форма была выбрана – виртуальная интерактивная выставка-энциклопедия.

Энциклопедия — является особым видом книги, пожалуй, самым незаменимым с точки зрения практической пользы. А электронная энциклопедия упрощает доступ к большим объемам информации, которая систематизирована и структурирована в соответствии с выбранной темой.

В последнее время все чаще издаются энциклопедии, посвященные конкретным знаковым персонам прошлого и современности, которые называются биографическими и представляют собой собрания трудов, достижений, исторических фактов, документов и воспоминаний современников, связанных с данной персоной. Именно эта форма и заинтересовала меня и моих одноклассников больше всего, так как наиболее подходит для освещения выбранной нами темы.

Соединяя её с виртуальной выставкой, получился новый, многофункциональный информационный ресурс, который, во-первых, предоставляет возможность получения новой информации широкому кругу пользователей, во-вторых, позволяет при создании выставки-энциклопедии расширить круг использованных средств и приемов для реализации идеи и концепции проекта (тексты, графика, аудио, видео и др.).

Каждый из ребят создавал свою страничку данной выставки-энциклопедии, продумывал её оформление и содержание в соответствие со своей темой проекта. Мною была оформлена страница “Заслуги Ломоносова в изучении географии” (приложение 14). Применяя различные технологии, сетевые ресурсы, модели исполнения, мы искали иллюстрации, фотографии, цитаты, статьи и книги, фотографии, видео и многое другое.

При создании информационного продукта я придерживалась следующего алгоритма:

1. Разработка концепции электронной странички.

2. Подготовка иллюстративного материала (сканирование, обработка, создание иллюстративного материала, подготовка текста, создание рабочей папки).

3. Техническая подготовка проекта (наличие необходимых технических средств и доступа к сети Интернет)

3. Создание страницы (работа с выбранным сервисом: регистрация, размещение материалов в выбранном шаблоне, наполнение содержанием, дизайн проекта, сохранение).

4. Проведение презентации и публикация проекта в Интернете.

Виртуальная выставка-энциклопедия создана с помощью сервиса для создания интерактивного контента Genially.

Genial.ly – это онлайн-сервис для создания красивого интерактивного контента для блогов и сайтов: презентаций, интерактивных плакатов, игр, инфографики и т.д. Этот сервис позволяет одновременно работать в нём нескольким пользователям, что для создания совместного проекта оказалось очень актуально.

В итоге, мною и ребятами, участниками этой исследовательской деятельности были проанализированы источники информации по теме исследования, сформирован список необходимых материалов для разработки информативно-актуального мультимедийного контента. Подготовлены и структурированы данные на основе классификации по направлениям деятельности учёного, периодам его творчества и значимости. Подготовлен интерфейс электронной мультимедийной выставки-энциклопедии, а наполнение энциклопедии происходило подготовленным материалом в различных формах представления. Получился своеобразный инструмент просвещения и патриотического воспитания молодежи в современных условиях, сохранения и передачи научной, культурной и исторической памяти народа.

 

ВЫВОД

Известно, что М.В. Ломоносов в Российской академии наук вел исследования в различных областях естественных наук и получил выдающиеся результаты в металлургии, физике, химии, геологии и географии. Он имел пристрастие к наукам, познающим лик Земли, и оставил заметный след в мировой науке.

Проблемы физической географии привлекали его внимание в первую очередь. Им разрешено много вопросов, касающихся атмосферных явлений, рельефа земной поверхности, ее почвенно-растительного покрова, мерзлоты. Во всех своих работах он проводит идею изменчивости мира и взаимосвязи явлений и процессов. В 1758 г. Ломоносову было поручено «смотреть» за географическим департаментом, им разработаны специальные анкеты для получения физико-географических и экономико-географических данных для составления Атласа Российского, для чего предусматривалась организация специальных географических экспедиций.

Ломоносову не суждено было узнать о результатах этого большого мероприятия по освоению Северного морского пути. Выход экспедиции Чичагова в море состоялся в конце 1765 г. , когда ученого уже не было в живых. Дважды 1765 и 1766 гг-экспедиция совершила трудные плавания с целью пройти от Шпицбергена к Тихому океану в высоких арктических широтах, где по предположению Ломоносова должны были находиться пространства, свободные от тяжелых льдов. Деревянным парусным судам не удалось пробиться на север выше 80о30' северной широты.

Вопрос о наличии или отсутствии свободного ото льда моря в Центральном полярном бассейне окончательно был решен только в XX в. , когда было установлено, что приполюсный район Арктики занят мощными льдами.

И все же Северный морской путь был освоен. Это сделали советские полярники. Так, спустя почти два столетия нашли подтверждение смелые мысли Ломоносова.

Ломоносов пытался свести накопленные в наблюдениях факты в единую систему и теоретически обосновать ее. Его труды содержат систематический поиск причин и взаимосвязей, обусловливающих возникновение и развитие различных природных явлений, выявление их причинности. Замечательные проекты и идеи Ломоносова об аэродромической машине, о создании широкой сети самопишущих метеорологических станций на земном шаре, о научном предсказании погоды и многом другом начали воплощаться в жизнь только в XX в.

Получив признание как выдающийся химик, физик, минералог, металлург, приборостроитель, историк, поэт, художник, организатор первого российского университета, в последние годы жизни Ломоносов проявил себя как географ-естествоиспытатель и государственный деятель, который стремился закрепить и развить достижения Петра I по укреплению Российского государства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Взгляды Ломоносова значительно опередили его время. Трудно переоценить значение деятельности великого русского ученого. Его открытия в различных областях знаний,  в том числе в географии, не утратили своей актуальности и в XXI веке, в наше время.

Характерной чертой Ломоносова как ученого было стремление связать разрабатываемые им теоретические проблемы с практическими нуждами страны. Ломоносову было ясно огромное экономическое значение, которое мог бы иметь для России Северный морской путь; было ясно и то, что никто лучше русских, имевших многовековый опыт полярных плаваний, не сможет разрешить эту проблему. Реки, которые несут свои воды в Северный Ледовитый океан, образуют единую транспортную систему с арктическими морями, благодаря чему Северный морской путь играет важнейшую роль в хозяйственной жизни многих обширных внутренних областей нашей страны. Более одной трети территории нашей страны находится за Северным полярным кругом и в своем экономическом и культурном развитии непосредственно связано с Северным морским путем.

Арктика - стратегический регион, зона интересов не только арктических государств, но и других стран с развитой экономикой. Их привлекают перспективы освоения нефтегазового потенциала арктического  шельфа.  Кроме того, через Арктику проходят  морские пути  между рынками Северо-Западной Европы и Тихоокеанского региона. При использовании Северного морского пути расстояние по этому маршруту сокращается на 3860 морских миль или на 34%. Особую важность сейчас приобретают вопросы безопасности мореплавания. В этом отношении Северный морской путь можно назвать самым безопасным. Опыт использования транспортной системы Чукотки и Арктической зоны России  в целом, свидетельствует о том, что морской транспорт в северных широтах  является  практически безальтернативным и наиболее эффективным способом завоза техники, оборудования, энергоносителей, промышленных товаров, продовольствия, необходимых для стабильной работы промышленных комплексов, а также для жизнеобеспечения людей, проживающих в этой зоне.

На протяжении многих лет физическая и экономическая география, геофизика, метеорология, гидрография были предметами научных занятий русского ученого. Он явился основоположником теоретических исследований в Арктике, инициатором крупных правительственных экспедиций по освоению Северного Ледовитого океана.

В своих трудах Ломоносов неоднократно подчеркивал ту огромную роль, которую географическая наука играет в жизни общества. В публичном выступлении 1749 г. он говорил: “Что полезнее есть человеческому роду к взаимному сообщению своих избытков, что безопаснее плавающим в море, что путешествующим по разным государствам нужнее, как знать положение мест, течение рек, расстояние градов, величину, изобилие и соседство разных земель, нравы, обыкновения и правительства разных народов Сие ясно показует География”.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

       Отечественные экономико-географы XVIII-XX вв. 1995 г.:- М.: Учпедгиз, 1959. – С. 56-68

       Творцы отечественной науки. Географы 1996 г.:- М.: АГАР, 1996. – 575 с.

       Александровская О.А. Особенности географической концепции М.В. Ломоносова. / Вопросы истории естествознания и техники, 1985, N 4, с. 66-75;

       Гнучева В.Ф. Географический департамент Академии наук XVIII в. Л.-М.: Изд-во АН СССР, 1946, с. 70-72;

       Гольденберг Л.А. Географический департамент Академии наук и создание нового Академического атласа (1739-1799 гг.). / Очерки истории географической науки в СССР. М., 1976, с. 55-56, 60;

       Дик Н. Е. Деятельность и труды М. В. Ломоносова в области географии. М., 1961, с. 21-37;

       Фрадкин Н. Г. М.В.Ломоносов и его роль в развитии русской географической науки. / Очерки истории географической науки в СССР. М., 1976, с. 61-68.

       М.В. Ломоносов . Избранное. М., 1980«Детская литература»., с.29-52.

       Русская литература 18 века . Классицизм.М., Дрофа, 2002., 27-42

       Павлова Г.Е., Федоров А. С.: Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765. Исследования в области географии и метеорологии // NIV [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://lomonosov.niv.ru/lomonosov/bio/pavlova-fedorov-lomonosov/v-oblasti-geografii-i-meteorologii.htm  (дата обращения: 02.11.2021 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 

Рис.1. Юноша Ломоносов на Двине. Картина художника О.А. Кочарова, 1954 г.

 

Приложение 2

 

Рис.2. «Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого, Стихотворная Псалтырь Симеона Полоцкого

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Рис.3. Атлас К. И. Крюйса

Приложение 4

 

 

Рис.4. Атлас Российский 1745 г.

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

Рис.5. С. П. Крашенинников

Приложение 6

 

Рис.6. Большой печатный глобус, изготовленный под руководством М.В. Ломоносова

Приложение 7

Рис. 7. Встреча М. В. Ломоносова со своими земляками-поморами (Гравюра В. А. Фаворского.)

 

Приложение 8

 

Рис.8. Полярная карта Ломоносова

Приложение 9

 

Рис. 9. М. В. Ломоносов на заседании Адмиралтейской коллегии.

Рисунок В. В. и Л. Г. Петровых, 1959 г

 

 

Приложение 10

 

Рис.10. Изображение 4-х северных сияний, сделанных Ломоносовым

 

Приложение 11

 

Рис.11. Модель "аэродинамической машины" сконструированной М. В. Ломоносовым в 1754 г.

 

 

Приложение 12

 

Рис.12. Универсальный барометр Ломоносова

Приложение 13

 

Рис.13.

 

 

Приложение 14

 

Рис.14. Страница виртуальной интерактивной энциклопедии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №3 города

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №3 города

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ В 2021 г исполняется 310 лет со дня рождения

ВВЕДЕНИЕ В 2021 г исполняется 310 лет со дня рождения

Методы исследования: анализ литературы, систематизация, сравнение, обобщение

Методы исследования: анализ литературы, систематизация, сравнение, обобщение

Псалтырь Симеона Полоцкого (приложение 2)

Псалтырь Симеона Полоцкого (приложение 2)

Государственные преобразования первой четверти

Государственные преобразования первой четверти

Большим количеством ценных сведений отечественная географическая наука пополнилась в результате исследований

Большим количеством ценных сведений отечественная географическая наука пополнилась в результате исследований

Академической гимназии. В основу своих лекций он положил учебник

Академической гимназии. В основу своих лекций он положил учебник

В этой и других работах Ломоносов высказал много интересных идей о постоянных изменениях поверхности земного шара, о связях внутреннего строения

В этой и других работах Ломоносов высказал много интересных идей о постоянных изменениях поверхности земного шара, о связях внутреннего строения

Еще больше внимания Ломоносов стал уделять

Еще больше внимания Ломоносов стал уделять

Им были даже изобретены и заготовлены способы к деланию шаров и прочего, к тому принадлежащего

Им были даже изобретены и заготовлены способы к деланию шаров и прочего, к тому принадлежащего

Таких карт предполагалось сделать две: одну для

Таких карт предполагалось сделать две: одну для

Ни один ученый до Ломоносова не поднимался до такой постановки вопроса

Ни один ученый до Ломоносова не поднимался до такой постановки вопроса

России, Ломоносов в число 30 вопросов включил следующий:

России, Ломоносов в число 30 вопросов включил следующий:

XVII вв. Он, в частности, сообщает о плавании холмогорца

XVII вв. Он, в частности, сообщает о плавании холмогорца

Ломоносов. В 1948 г. этот хребет был по праву назван именем

Ломоносов. В 1948 г. этот хребет был по праву назван именем

Комиссия решила проверить научные сведения и доказательства ученого практическими данными полученными от лиц принимавших участие в плаваниях в

Комиссия решила проверить научные сведения и доказательства ученого практическими данными полученными от лиц принимавших участие в плаваниях в

Камчатским устьем и Шпицбергеном, встреча двух экспедиций считалось реальной

Камчатским устьем и Шпицбергеном, встреча двух экспедиций считалось реальной

Изобретенный ученым прибор для определения направления и силы ветра вентилятор по его указанию должны были изготовить в мастерских

Изобретенный ученым прибор для определения направления и силы ветра вентилятор по его указанию должны были изготовить в мастерских

Эти наблюдения Ломоносов вел потом постоянно и даже намеревался написать работу “Испытание причины северного сияния и других подобных явлений”, но смерть прервала его труд

Эти наблюдения Ломоносов вел потом постоянно и даже намеревался написать работу “Испытание причины северного сияния и других подобных явлений”, но смерть прервала его труд

Этот аппарат явился прототипом современного вертолета (приложение 11)

Этот аппарат явился прототипом современного вертолета (приложение 11)

Наблюдения за погодой Ломоносов проводил и на собственной метеорологической обсерватории, сооруженной на фабрике цветного стекла в

Наблюдения за погодой Ломоносов проводил и на собственной метеорологической обсерватории, сооруженной на фабрике цветного стекла в

Энциклопедия — является особым видом книги, пожалуй, самым незаменимым с точки зрения практической пользы

Энциклопедия — является особым видом книги, пожалуй, самым незаменимым с точки зрения практической пользы

Genial.ly – это онлайн-сервис для создания красивого интерактивного контента для блогов и сайтов: презентаций, интерактивных плакатов, игр, инфографики и т

Genial.ly – это онлайн-сервис для создания красивого интерактивного контента для блогов и сайтов: презентаций, интерактивных плакатов, игр, инфографики и т

Шпицбергена к Тихому океану в высоких арктических широтах, где по предположению

Шпицбергена к Тихому океану в высоких арктических широтах, где по предположению

Северный Ледовитый океан, образуют единую транспортную систему с арктическими морями, благодаря чему

Северный Ледовитый океан, образуют единую транспортную систему с арктическими морями, благодаря чему

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ●

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ●

ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1

ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1

Приложение 3 Рис.3. Атлас

Приложение 3 Рис.3. Атлас

Приложение 5 Рис.5. С. П

Приложение 5 Рис.5. С. П

Приложение 8 Рис.8. Полярная карта

Приложение 8 Рис.8. Полярная карта

Приложение 10 Рис.10. Изображение 4-х северных сияний, сделанных

Приложение 10 Рис.10. Изображение 4-х северных сияний, сделанных

Приложение 12 Рис.12. Универсальный барометр

Приложение 12 Рис.12. Универсальный барометр

Приложение 14 Рис.14. Страница виртуальной интерактивной энциклопедии

Приложение 14 Рис.14. Страница виртуальной интерактивной энциклопедии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2022