ПРОЕЦИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ, СОСТОЯЩИХ НА ВНУТРИШКОЛЬНОМ КОНТРОЛЕ
Понятие духовно-нравственных ценностей в современных источниках трактуется как установки и ориентиры, выступающие в качестве идеала, которые определяют отношение человека к объектам действительности и регулируют его поведение и как следствие – деятельность [3:61]. Таким образом, духовно-нравственные ценности представляют собой вершину айсберга в становлении человека. Именно они становятся движущей силой, способной управлять поведением человека, а также предоставляют ему спектр действий, реализующих принцип гуманизма через воспитание ребенка на основе ценностей общечеловеческой и национальной культуры. В ФГОС прописана важность общечеловеческих ценностей, жизни, здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; единство федерального культурного и образовательного пространства.
Любовь к Родине является неотъемлемой частью в воспитании ребенка. В работе центральное место занимает такое понятие как патриотизм. Здесь и участие в шествиях, викторины на знание истории своей страны, умение ориентироваться в реалиях современного государства, полагаясь на эхо прошлых лет. Ведь преемственность играла и играет важную роль при передаче знаний и их последующей сублимации.
«Несмотря на неудачи, ошибки и даже просчеты, допущенные в начальный период ведения войны, именно духовно-нравственный фактор дал возможность сплотить всё общество и обеспечить Великую Победу. Важным слагаемым Победы стала патриотическая и идейно-воспитательная деятельность, проводимая в тылу и на фронте под руководством Государственного комитета обороны и Ставки Верховного Главнокомандования. Могучая сила слова, боевой призыв, оперативное информирование вдохновляли защитников Родины. Большую организаторскую и идеологическую работу среди населения, в армии и на флоте вели такие деятели государства как: А.А. Жданов, А.С. Щербаков, К.Е. Ворошилов, Н.А. Вознесенский, Д.З. Мануильский и другие [1]. Широко использовалась печатная сила слова. В военные годы была создана широкая сеть военных газет. Расширялась и укреплялась центральная военная печать. Газета называлась «Красная звезда» (А. Сурков, И. Эренбург, П. Павленко)[1]. Военная печать вдохновенно раскрывала справедливые цели и всенародный характер ВОВ, рассказывала о патриотическом подъеме людей в тылу, массовом героизме воинов и партизан в боях за Родину.
ВОВ показала огромное значение духовно-нравственных основ в достижении победы, в первую очередь, таких как долг, честь и достоинство, нравственный идеал. Наиболее высокой оценки заслуживает тот поступок, в котором долг доминирующее желание составляют единое целое. Честь и достоинство человека, наполненные чувством патриотизма, любви к Родине, выступали как естественная потребность в мужественных поступках на поле боя и за его пределами.
Синтезирующую роль в духовных ценностях сыграл нравственный идеал. Идеал и действительность связаны между собой: идеал отражает действительность, порождается ею, он воодушевляет людей на борьбу за преобразование жизни. Нравственный идеал советских воинов выражался в неотделимости смысла жизни от защиты Отечества. Один из воинов-патриотов так выражал эту идею:
Я вернусь еще к тебе, Россия,
Чтоб услышать шум твоих лесов,
Чтоб увидеть реки голубые,
Чтоб идти тропой моих отцов[2:436].
Воспоминание людей впечатываются в их жизнь и обладают огромной энергетикой при погружении в историю их жизни, так велика сила слова в рассказе священника Александра Дьяченко «Преодоление»:
И вот наш первый мирный обед. Полевые кухни, повара, все как обычно, но солдаты сидят не на земле или на танке, а, как положено, за столами. Только начали обедать, и вдруг из всех этих руин, подвалов, щелей, как тараканы, начали выползать немецкие дети. Кто-то стоит, а кто-то уже и стоять от голода не может. И не знаю, как это получилось, но я своей простреленной рукой взял хлеб и сунул в карман, смотрю тихонько, а все наши ребята, не поднимая глаз друг на друга, делают то же самое. А потом мы кормили немецких детей, отдавали всё, что только можно было каким-то образом утаить от обеда, сами еще вчерашние дети, которых совсем недавно, не дрогнув, сжигали, расстреливали отцы этих немецких детей на захваченной ими нашей земле[2:215]».
Таким образом, духовно-нравственные ценности времен ВОВ вполне могут являть собой пример для подражания, однако, необходимо помнить о мере информационного влияния на учащихся. Сегодня мы живем в мирное время, и привносить патриотизм в воспитание следует в пропорциях, способных затронуть детские сердца, возродить в них эхо прошлых лет. Ведь известно, что проецируя лозунги ВОВ, вполне может произойти подмена понятий, влекущая за собой результат противоположный ожидаемому.
Приобщение учащихся к истории ВОВ в прошлом учебном году базировалось на проведении патриотического месячника, а также подготовке ко дню Великой Победы. Как учитель начальных классов отмечаю активное участие детей, их сопричастность к событиям прошлых лет, проявленной в подготовке к мероприятиям. Классный час именуемый «К 75-летию Великой Победы» нынешнего учебного года вобрал в себя не только исторические сводки и занимательные задания, но и инсценировку, а также транслирование прошлого опыта.
Сценка «А закаты Алые»
Начало. Интерьер дома. На скамейке у стола сидит семейная пара. Смеются, разговаривают.
- … так, чего-то не хватает, слазай-ка в подвал, за вареньем.
- Я пулей, туда и обратно.
- Эх, как хорошо, как привольно.
Поле,
поле, чисто поле, -
Тишь да благодать!
Здравствуй, Русское раздолье, -
Дай тебя обнять.
Золотых колосьев бездна
Манит за собой.
И войду, забудусь, здесь я
Обрету покой.
И сольюсь душой и телом
С колосом земным.
Стану я бескрайним, спелым
Полем золотым.
Выходят петь песню 7 человек.
Песня «Широка страна моя родная…» (задний фон).
В этот момент ребята за столом пьют чай, разговаривают. Смеются. Забавляются.
Неожиданно звучит голос диктора. Все замирают. Девочки показывают мальчикам, чтобы сидели тихо.
«Внимание! Говорит Москва! Передаём важное правительственное сообщение! Граждане и гражданки Советского Союза, сегодня в четыре часа утра без всякого объявления войны германские вооружённые силы атаковали границы Советского Союза! Началась Великая Отечественная война советских народов против немецко-фашистских захватчиков! Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!»
Голос диктора сменяется оркестровой музыкой «Нам нужна одна победа». Мальчики собираются на войну. Девочки их не пускают, но под конец помогают собраться. Плачут. Обнимают. Перекрестили и отправили в дальний путь.
Гаснет свет.
У девочек обычный трудовой день. Протирают стол, подметают хату. И тут звучат звуки бомбежки. Прячутся под стол.
Свет гаснет.
Под песню, «А закаты алые», выходят танцоры 10 человек.
Под конец танца гаснет свет.
На сцену выходят те, кто сидел за столом в начале + Назар. Стихотворениями выступление завершают девочки и Назар. Мальчики приобнимают девочек. Девочки в легких платьицах в цветочек, горошек. За ухом у мальчиков цветок.
Чтец 1
У обелиска
Застыли ели в карауле,
Синь неба мирного ясна.
Идут года. В тревожном гуле
Осталась далеко война.
Но здесь, у граней обелиска,
В молчанье голову склонив,
Мы слышим грохот танков близко
И рвущий душу бомб разрыв.
Мы видим их - солдат России,
Что в тот далёкий грозный час
Своею жизнью заплатили
За счастье светлое для нас...
Никто не забыт
Чтец 2
«Никто не забыт и
ничто не забыто» -
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.
Чтец 3
Пусть будет мир!
Пусть пулемёты не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города…
Мир нужен на земле всегда!
Уходят под «Прощание славянки» или «Этот день победы». Девочки бросают платки вверх, мальчики кепки (береты).
Все участники под музыку выполняют поклон и удаляются со сцены.
Важным моментом в приобщении учащихся, является закрепление полученной информации. Ее переработка в игровой форме. Поэтому необходимы мероприятия, выходящие за рамки образовательного процесса, стимулирующие ребят к дальнейшему изучению истории нашей страны.
Учащиеся, состоящие на внутришкольном контроле, зачастую, свыкаются с мыслью о наблюдении за их жизнью и неустанном контроле со стороны окружения, что не позволяет им в полной мере раскрыть свой потенциал. Они подавляют в себе право выразить какие-либо идеи, боясь осуждения, неприятия их видения той или иной ситуации.
Целью работы с детьми, состоящими на внутришкольном контроле, является организация продуктивной деятельности, направленной на формирование духовно-нравственных ценностей времен ВОВ с перспективой на позитивное мироощущение детей и возможную реконструкцию их взглядов.
Важно отметить, что занятия не носят принудительного характера. Учащиеся приходят в вечернее время и проводят время за круглым столом, дабы объединить усилия в достижении поставленных задач, а именно:
1. Познакомиться с историей ВОВ для дальнейшего понимания сущности занятий.
2. Проникнуться мироощущением человека, прошедшего ВОВ на основе исторических выдержек, описывающих жизнь разных прослоек населения.
3. Погрузиться в поэтические строчки и прозаические произведения военных лет.
4. Проанализировать характер литературы военных лет.
5. Определить духовно-нравственные ценности человечества во времена ВОВ.
6. Подготовить акцию, призванную повысить уровень значимости Великой Победы среди учащихся МКОУ «Андринской СОШ».
Подробнее останавливаясь на изучении художественной литературы, обязательно стоит остановиться на прозаических произведениях:
- рассказе А.Н. Толстого «Русский характер»;
- выдержках из романа М.А. Шолохова «Они сражались за Родину»;
- повестях Л.М. Леонова «Взятие Великошумска» и А.О. Саксе «Возвращение к жизни».
В поэтический список войдут:
- стихи Д. Джабаева «Песни войны», М. Джалиля «Письмо из окопа»;
- главы из поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».
Изучение поэзии военного времени позволит органично перейти к исполнению песен, будь то поднимающие боевой дух или же напротив, сгущающие тучи над головой, но дающие такую далекую и туманную веру в Великую Победу. Музыкальный пласт информации позволит организовать масштабную инсталляцию под названием «Живая картина», где каждый учащийся сможет примерить на себя роль солдата и проиграть исторически подтвержденное событие. Итогом станет выход газеты, отражающей весь путь ребят, от намеченной цели до ее воплощения. Но главное не количество красочных фотографий или фактический результат проделанной работы (продукта), а эмоции участников данной программы. Их впечатления и изменения, произошедшие на уровне подсознания, а мы знаем, что слово несет первостепенную важность в становлении человека.
Таким образом, подводя размышления к финальному завершению, отмечаю возможность реализации данной программы, носящей исключительно экспериментальный характер. Духовно-нравственные ценности, несомненно, должны прививаться не только в стенах школы, но и подкрепляться работой со стороны семьи, ведь только в таком треугольном тандеме можно достичь поистине невероятных результатов, и самое главное: проецировать достоверную картину современной действительности, посредством опыта прошлых лет.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.