ПРОФЕССИОНАЛЬАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Оценка 4.8
Особые потребности
docx
психологическая работа +1
9 кл
18.01.2018
В статье представлен опыт работы образовательной организации, реализующей адаптированные общеобразовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по профессиональной ориентации и профессиональной адаптации лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональная адаптация, социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями).В статье представлен опыт работы образовательной организации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по профессиональной ориентации и профессиональной адаптации лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
профориентирование ОВЗ.docx
Богданова Ольга Александровна
СОГБОУ «Вяземская школаинтернат №1 для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»
г.Вязьма, Россия
ПРОФЕССИОНАЛЬАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
АДАПТАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ
Olga Bogdanova
"Vyazemskaya boarding school № 1 for trainees with disabilities"
Vyazma, Russia
PROFESSIONAL ORIENTATION AND PROFESSIONAL ADAPTATION OF
PERSONS WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES
В статье представлен опыт работы образовательной организации для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по профессиональной
ориентации и профессиональной адаптации лиц с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональная
адаптация, социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями
здоровья.
The article presents the work experience of an educational organization for
students with disabilities in occupational orientation and professional adaptation of
persons with mental retardation (intellectual disabilities).
Key words: professional orientation, professional adaptation, social
adaptation of persons with disabilities.
Содействие трудовой занятости лиц с ограниченными возможностями
здоровья, как категории граждан, испытывающих трудности в процессе поиска
работы и трудоустройства, является одной из серьезных социально
экономических проблем и имеет ряд аспектов, в том числе: правовой –
реализация в полной мере требований законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов; экономический – обеспечение экономики
трудовыми ресурсами; моральный – поддержка государством, работодателем,
обществом граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
По данным статистики, в современном мире количество людей
работоспособного возраста, имеющих те или иные особенности здоровья,
увеличивается на 2% в год [1, с.7]. Вследствие чего государство и работодатели
должны стать активными участниками и заинтересованными лицами в процессе
профессиональной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья, в
т.ч. с инвалидностью.
В свою очередь вопрос профессионального самоопределения очень важен
и для самих инвалидов. По результатам социологического опроса, проведенного
в России среди лиц с ограниченными возможностями здоровья, абсолютное
большинство респондентов (98%) считают, что «получение ими работы,
соответствующей их желаниям и возможностям, поспособствовало бы
улучшению их эмоционального состояния». В качестве наиболее важных они
указали следующие факторы: повышение материального благополучия и
независимости (87%), возможность самореализации (64%), активное участие в
жизни общества (38%), разрешение проблем с близкими, родными (24%). Часть
опрошенных (15%) уверены, что получение работы будет способствовать
улучшению их физического состояния вследствие «повышения активности
образа жизни» [2, c. 8].
В настоящее время в обществе отмечается тенденция изменения
отношения к людям с инвалидностью – переход от сегрегации к интеграции и
инклюзии. Эти процессы находят поддержку и на государственном уровне –
издаются соответствующие законы: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273
ФЗ (ст.79), Об основах социального обслуживания граждан в Российской
Федерации: Федеральный закон от 28.12.2013 № 442ФЗ, реализуются
федеральные и региональные программы, в т.ч. Государственная программа
«Доступная среда» (утверждена постановлением Правительства от 1 декабря
2015 года №1297).
В этих условиях профессиональное образование и трудоустройство лиц с
инвалидностью приобретают особую актуальность в контексте современного
социального развития. Для того чтобы выпускник профессиональных учебных
заведений, имеющий ограничения физического здоровья, был успешен в жизни и
конкурентно способен, необходимо уже в школьном возрасте формировать
профессиональную мотивацию посредством эффективной системы
профессионального ориентирования. Основная цель школыинтерната в направлении профессиональной
ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья создание
образовательного пространства для осуществления их предварительного
самоопределения в отношении профилирующего направления дальнейшей
трудовой деятельности.
В нашем образовательном учреждении для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках адаптированных
основных общеобразовательных программ реализуются
программы
профессиональнотрудовой подготовки различной направленности: «Подготовка
младшего обслуживающего персонала», «Цветоводство и декоративное
садоводство», «Переплетнокартонажное дело». В рамках введения ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) предусмотрена реализация программы по профильному труду,
которая определяет примерный перечень профилей трудовой подготовки:
«Столярное дело», «Слесарное дело», «Переплетнокартонажное дело»,
«Швейное дело», «Сельскохозяйственный труд», «Подготовка младшего
обслуживающего персонала», «Цветоводство и декоративное садоводство»,
«Художественный труд» и др. Задачи профессиональной ориентации и трудовой
адаптации решаются в ходе освоения программ: «Основы социальной жизни»,
«Социальнобытовая ориентировка»,
С целью
самоопределения и формирования устойчивых интересов обучающиеся
посещают факультативные занятия, участвуют во внеурочной деятельности,
осваивают программы дополнительного образования. Под руководством
социального педагога школыинтерната реализуется программа профориентации
и постинтернатного сопровождения выпускников.
«Мир профессий».
Одним из вновь обозначенных современных механизмов преодоления
трудовой и социальной дезадаптации лиц с ограниченными возможностями
здоровья является активизация ресурсного потенциала личности. Целью
ресурснопотенциального подхода является формирование ценностно
нормативного, организационноструктурного, функционального и других
механизмов деятельности, направленных на повышение или изменение уровня
ресурсного потенциала у человека с ограниченными возможностями здоровья,
следовательно, изменение его социального статуса, а также роли в обществе
путем освоения новых ценностей, норм, требований, моделей поведения как
основы социализации (интеграции) [14] . Ресурсы бывает трудно увидеть; не
всегда бывает сразу понятно, как их можно использовать. Это могут быть
незаметные на первый взгляд способности и интересы членов семьи, отношения
с другими людьми, любовь между детьми и родителями, ресурсами могут быть и
особенности характера, которые могли бы помочь человеку справиться с
ситуацией принятия инвалидности. Если внутренних ресурсов недостаточно для
изменения ситуации, тогда специалисты обращаются к внешним ресурсам, которые помогли бы человеку с инвалидностью и его семье преодолеть
кризисную ситуацию (помощь в трудоустройстве, эмоциональное принятие,
своевременная медицинская или психологическая помощь). Одним из ресурсов
развития личности, который учитывают специалисты, решающие задачи
трудовой адаптации обучающихся школыинтерната, является мотивация.
Систематическая целенаправленная работа по профориентации
в
большинстве случаев позволяет сформировать у подростка достаточные знания
о различных профессиях, востребованных на рынке труда, профессионально
самоопределиться исходя из своих возможностей и способностей, основываясь
на направленности собственных интересов и потребностей общества.
Отсутствие достаточного количества
К сожалению, приходится констатировать тот факт, что сегодня остро
стоит вопрос начальной профессиональной подготовки выпускников школы
интерната.
профессиональных
образовательных учреждений, реализующих адаптированные образовательные
программы профессиональной подготовки, не позволяет выпускникам нашего
образовательного учреждения получить профессию, доступную им по состоянию
здоровья и с учетом места проживания. Кроме того, без организации
специальной поддержки лица с ограниченными возможностями здоровья не в
состоянии выдержать конкуренцию на рынке труда, часто не способны на
самостоятельное трудоустройство даже на доступные им рабочие места.
Поэтому профессиональная ориентация и психологическая поддержка лиц с
ограниченными возможностями здоровья является крайне необходимой и
становится важной задачей служб сопровождения в образовательных
учреждениях.
Забота о детях с ограниченными возможностями здоровья должна
выражаться в создании условий для их интеграции в общество, социальной и
профессиональной адаптации путем организации абилитационного и
реабилитационного процессов,
среды
жизнедеятельности и помощи в получении профессии и дальнейшем
трудоустройстве.
обеспечения безбарьерной
Библиографический список
1. Волосовец, Т. В. Проблемы трудоустройства выпускников специальных
(коррекционных) образовательных учреждений и проф. образования инвалидов
[Текст]. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. № 4.
– С. 310.
2. Дудников, С. В. Профессиональная ориентация и занятость инвалидов в
Москве [Текст]. // Реабилитация и занятость инвалидов. – М., 2003. – С. 610. 3. Еремина, О. П. Особенности проф. образования лиц с нарушением слуха в
системе непрерывной проф.технической подготовки кадров (НПО – СПО –
ВПО) [Текст]. // Дефектология. – 2003. № 1. – С. 1522.
4. Ермаков, В. П. Профессиональная ориентация учащихся с нарушением
зрения: медицина, психология, педагогика: пособие для учителя [Текст]. / ред.
В. И. Селиверстов. М.: ВЛАДОС, 2002. 173 с. (Коррекционная педагогика).
5. Малер, А. Р. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими
нарушениями интеллекта. [Текст]. – М.: Педагогика, 1988. – 128 с. –
(Образование. Педагогические науки).
6. Малер, А. Р. Учебновоспитательная работа с тяжело умственно отсталыми
детьми старшего школьного возраста и пути их дальнейшей социальнотрудовой
адаптации / А. Р. Малер, Г. В. Цикото [Текст]. // Воспитание и обучение детей с
тяжелой интеллектуальной недостаточностью / А. Р. Малер, Г. В. Цикото. – М.,
2003. – С. 143161.
7. Не делить по недостаткам, а помочь с профессией [детяминвалидам] [Текст].
// Соц. защита. – 2003. № 1. – С. 3132 (Социономия).
8. Работа и проф. ориентация в жизни людей с умственными и физическими
ограничениями: материалы междунар. конф. [Текст]. – Минск: Белорус.
ассоциация помощи детяминвалидам и молодым инвалидам, 2005. 95 с.
9. Романычев И. С. Ресурсный подход в социальной работе: к вопросу о
социологическом осмыслении // Общество. Среда. Развитие (TerraHumana).
2012. №3. С. 8285.
10. Саралиева З.Х. Ресурсоориентированный и индивидуальный подходы в
социальной работе// Социальные технологии, исследования. 2007, № 6.
11. Сухарова Ю.В. Активизация внутреннего потенциала людей с инвалидностью
как способ достижения социального благополучия // Социальное благополучие
человека в современном мире: сборник материалов Международной научной
школы; Мво образ. и науки России, Казан.нац. исслед. технол. унт. –Казань:
Издво КНИТУ, 2014. С. 134139
12. Старобина Е.М. Реабилитация инвалидов. Словарь основных терминов и
понятий / сост.Е.М. Старобина, Е.О. Гордиевская, К.А. Каменков, К.К. Щербина
и др.; под ред. Е.М.Старобиной. СПб.: Эксперт, 2005. С. 56. 2 Саралиева З.Х.
13. Узун O.B. О социальной адаптации выпускников школы интерната для
детей с ДЦП //Дефектология. 2009. № 4. 14.
Шульга Т.И. Социально психологические проблемы выпускников
учреждений для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вестник МГОУ «Психологические науки» №4, 2013 г
ПРОФЕССИОНАЛЬАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.