Профессиональная характеристика социального педагога
Социальная педагогика – это область профессиональной деятельности и человеческого призвания. Социальный педагог — специалист высшей квалификации. Он имеет определенные осознанные склонности к работе с человеком и его воспитанию, умеет противостоять нравственному и духовному обнищанию общества.
Деятельности социального педагога присущ дух свободы, направленность на творение добра. Успех деятельности, удовлетворенность профессией и желание совершенствоваться, определяются профессиональной компетентностью.
Профессиональная компетентность социального педагога представляет характеристику профессиональных качеств, отражающую: готовность решать проблемы и задачи, возникающие в профессиональной деятельности, используя знания, умения, навыки, ценности; способности принимать ответственность за результаты труда.
Социальный педагог должен обладать профессиональными качествами: общительность, ориентация на взаимодействие с людьми, доброта, любознательность, интерес к работе, твердость в отстаивании своей точки зрения, оптимизм, умение найти выход из спорных ситуаций, старательность, нервно-психическая устойчивость.
Социально-педагогическая деятельность —сфера работы с людьми. Поэтому профессиональная успешность определяется особенностями нервной системы: эмоциональной устойчивостью и повышенной работоспособностью в процессе общения, что позволит противостоять эмоциональной усталости, выдерживать большие нагрузки в социально-педагогических, психолого-терапевтических и др. специфических процессах.
Специфика профессиональной деятельности социального педагога определяет высокую значимость определенных духовно-нравственных качеств. Основной фактор – это система ценностей человека, определяющая профессиональную пригодность, эффективность практической деятельности.
Ценности — это идеальные представления о том, каким должен быть мир и какова норма человеческого поведения в этом мире. Они ориентируют социального педагога на выполнение и соблюдение определенных обязанностей, на ответственность за свою деятельность.
Базисная ценность социального педагога – это ценность человеческой жизни, поэтому важным элементом деятельности специалиста является активная позиция по изменению и улучшению жизни людей. Для социального педагога особую роль играет уважение человеческого достоинства,
независимо от различия по расовому, этническому, сексуальному, общественному, возрастному, языковому, политическому, социально-экономическому, религиозному признакам, способностей, вклада в общественное развитие, личных характеристик, состояния или статуса того человека, с которым специалисту приходится работать.
Специфика профессиональной деятельности социальных педагогов заключается в том, что они призваны оказывать помощь тем, чьи физические, психологические, социальные или моральные ресурсы недостаточны, возможности — невелики, а способности самостоятельно разрешить трудности — неудовлетворительны. Поэтому благополучие людей, имеющих проблемы, также является ценностью профессии. Это означает, что социальным педагогам необходимо активно стремиться не только к помощи конкретному человеку, но и к изменению неблагоприятной общественной социальной ситуации, в которой он оказался.
Оказывая помощь, социальный педагог должен предвидеть последствия своей деятельности, поэтому одной важной ценностью является социальная ответственность. Она проявляется в готовности и способности добровольно стремиться к реализации общественно значимых целей.
Основными ценностными ориентациями социального педагога, вытекающими из системы ценностей этой профессии и определяющими поведение в профессиональной деятельности и отношение к окружающему миру, являются: уважение и признание достоинства личности человека; принятие человека таким, как он есть; признание многообразия и неповторимости его личности; признание права человека на самоопределение в той мере, в какой это не создает угрозы его собственной личности или окружающим, на реализацию своих потенциальных возможностей и права на ошибку; вера в человеческую способность к изменению, улучшению, развитию; реализация права личности на поддержку со стороны ближайшего окружения и общества.
Социального педагога как профессионала отличает его гуманистическая направленность, которая помогает в профессиональном становлении, развитии, саморазвитии других характеристик и качеств, необходимых для эффективной социально-педагогической деятельности. Для социального педагога характерна ориентация на личность клиента как высшую ценность, осознание и принятие самоценности личности клиента, ее неповторимой индивидуальности и творческой сущности.
Гуманистическая направленность личности социального педагога включает интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждение, являясь мощным стимулом для последующей мотивации к профессиональной деятельности.
Главную роль в развитии человека имеют его представления о самом себе, центральным звеном которой является самоценность. Принятие себя — предпосылка к п адекватному восприятию других. Поэтому самоценность социального педагога включает положительное отношение к самому себе, положительную самооценку, принятие себя. Особенность – это высокая адаптивность социального педагога, предполагающая открытость в общении, способность принять другого, желание оказать помощь, поддержку, защиту.
Для становления социального педагога как профессионала гуманистическую направленность личности надо развить до гуманистической системы мировоззрения и убеждений в необходимости оказания помощи человеку, изменения его ситуации.
Так, качества социального педагога можно подразделить на 4 группы:
1. Нравственно-гуманистические качества, обусловленные спецификой профессиональной деятельности: любовь к людям, гуманность, честь, доброжелательность, альтруизм, терпимость, ответственность, долг и др.
2. Психологические характеристики, обеспечивающие профессиональную пригодность к данному виду деятельности: высокий уровень протекания психических процессов, устойчивые психические состояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик.
3. Психоаналитические качества, создающие основу для совершенствования социального педагога как профессионала (самоконтроль, самокритичность, самооценка), и качества, отражающие стрессоустойчивость.
4. Психолого-педагогические качества, обеспечивающие установление эффективных взаимоотношений со всеми объектами и субъектами деятельности (коммуникабельность, эмпатийность, терпимость, визуальность, красноречивость, тактичность).
Опираясь на данные характеристики, можно выделить свойства личности, отражающие «противопоказания» к социальной деятельности. К ним относятся: вспыльчивость, нервозность, равнодушие, жесткость, грубость, злость, безответственность, категоричность, конфликтность, неприязнь к больным, немощным; агрессивность, психическое и физическое нездоровье, корысть.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.