Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования
Оценка 4.9

Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования

Оценка 4.9
Лекции
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
17.10.2020
Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования
Статья на тему профессиональной компетентности педагога дополнительного образования
Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования.doc

Профессиональная компетентность

педагога дополнительного образования

Коробейникова Л.А.

МБУДО Центр «Созвездие»

г. Балашова

 

Дополнительное образование является сложной педагогической системой. Ее оптимальное функционирование зависит от множества факторов, но главным образом от педагогической компетенции педагога.

Педагог дополнительного образования осуществляет организацию внешкольного времени воспитанников, содействует развитию способностей и раскрытию талантов школьников, а также включает их в художественную, техническую, спортивную и другие виды  деятельности.

Педагог дополнительного образования является активным носителем содержания образования, который способен адаптировать его применительно к определенным условиям, возрастным и психофизическим особенностям обучающихся.  Следовательно, деятельность педагога дополнительного образования нацелена, в самом общем плане, на обучение, воспитание и всестороннее развитие подрастающего поколения. Ориентация на творчество требует от них глубоких профессиональных знаний, высокого мастерства, и компетентности.

Труд педагога учреждения дополнительного образования представляет органическое единство педагогического и профильно-технологического компонентов. Первый компонент предполагает овладение ситуацией творческого становления личности воспитанника, а второй, который зачастую не имеет прямого аналога не только в деятельности учителя школы, но и в других видах профессиональной деятельности (туристические кружки и т.д.), - направлен на развитие операционально-технической сферы  личности.  Иначе говоря, основу данного единства составляет решение педагогических проблем, а средством обучения и воспитания выступает профильно-технологический компонент. Это составляет особенность деятельности педагога учреждения дополнительного образования.

Одним из наиболее важных факторов, оказывающих  влияние на развитие личности воспитанников в дополнительном образовании, является профессионализм педагога.  В научной литературе профессионализм характеризуется как:

-владение деятельностью в целом, удержание профессионалом ее предметности в многообразных практических ситуациях, способность к построению деятельности, ее изменению и развитию (В. И. Слободчиков);

- совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда (А. К. Маркова);

- владение признанными в научном сообществе, закрепленными в культуре апробированными методами, приемами, процедурами, способами и техниками деятельности (А. И. Моисеев, О. Я. Моисеева);

- степень владения знаниями, умениями и навыками, с одной стороны, и способность производить новое — с другой (Д. Шувалова, О. Шиняева);

- единство и взаимообусловленность умений квалифицированно выполнять тот вид деятельности, который является ведущим для данного кружка, способность предложить увлекательную программу деятельности, соответствующую интересам и возможностям воспитанников, обосновать педагогическую задачу, на основе ее решения приобщить школьников к миру своих увлечений (М. Б. Коваль).

Таким образом, профессионализм педагога - это результат индивидуальной, целенаправленной работы над собой, постоянное повышение своего научно-методического потенциала.  «Профессионально компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, в котором достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников (эти стороны составляют пять блоков профессиональной компетентности). При этом компетентность учителя определяется также соотношени­ем в его реальном труде того, каковы его профессиональные знания и умения, с одной стороны, и профессиональные позиции, психологиче­ские качества — с другой» (А.К. Маркова).

Итак, необходимой составляющей профессионализма педагога является профессиональная компетентность. Понятие «профессиональная компетентность» является относительно новым в отечественной педагогике, а само понятие становится предметом специального, всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Т. И. Руднева, Г. Н. Стайнов и др.).

Модель профессиональной компетентности педагога может быть представлена как единство его теоретической и практической готовности к профильной педагогической деятельности. В этом случае появляется возможность расширения его компетенции, а профессиональные умения можно распределить в четыре группы:

- умение  внедрять понимание содержания объективного процесса социализации личности в конкретные задачи обучения и воспитания, изучение личности с целью определения уровня ее подготовленности к активному учению и проектирование его развития на основе сформулированных прогностических обучающих, воспитывающих и развивающих задач;

 - умение конструировать логически понятную педагогическую систему, позволяющую ставить задачи, отбирать содержание учебного материала, выбирать методы, формы и средства организации учебно-воспитательского процесса;

 - умение педагогически действовать,  предполагающее вычленение и установление взаимосвязи между различными структурными элементами процесса обучения и воспитания, создание необходимых условий (материальных, организационных, гигиенических, морально-психологических и собственно педагогических) для осуществления учебно-воспитательного процесса, создающего среду развития ребенка из объекта в субъект познавательно-умеющей деятельности. Обеспечение связи учреждения дополнительного образования с окружающей средой, прогнозирование и регулирование внешних неучтенных воздействий;

 - умение рефлексировать свою педагогическую деятельность и вносить коррективы, оптимизирующие последующую деятельность.

Профессионально компетентным можно назвать педагога дополнительного образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

В настоящее время общество и государство предъявляют к педагогическим кадрам, уровню их профессиональной компетентности новые жесткие требования. Новые требования к подготовке и постоянному совершенствованию педагогических работников вслед за обществом и государством предъявляет и к себе, и к качеству системы повышения квалификации сам педагог. Все это стимулирует научный интерес к вопросам профессионального роста педагогических работников сферы дополнительного образования детей. 
Исходя из этих требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

- работа в методических объединениях, творческих группах;

- исследовательская, экспериментальная деятельность;

- инновационная деятельность, освоение новых педтехнологий;

- различные формы педагогической поддержки;

- активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах;

- обобщение собственного педагогического опыта;

- использование ИКТ.

Следует отметить, что многие педагоги дополнительного образования (более 40%) не имеют профессионально-педагогической подготовки и решение ими задач социального воспитания происходит интуитивно.  В сложившейся ситуации большую роль по-прежнему играют курсы повышения квалификации работников дополнительного образования, основная цель которых, как составной части непрерывного образования, - подготовка специалистов, обладающих современными знаниями, организаторскими способностями, умениями решать нестандартные задачи в условиях постоянно меняющейся внешней среды.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.

 

Литература:

1.     Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс: учеб. пособие для вузов / В. И. Андреев. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1996. – Кн. 1. – 567 с.

2.     Багаева, И. Д. Учителю о профессионализме педагогической деятельности и путях его формирования: метод. рекомендации / И. Д. Багаева; Гомельск. обл. ин–т усовершенствования учителей. — Гомель, 1989. — 89 с.

3.     Жук, А. И. К теории профессиональной подготовки творческого учителя / Формирование творческой личности учителя: Сб. науч. ст. / М–во образования Респ. Беларусь, Нац. ин–т образования, Ассоц. педагогов–исслед.— Минск, 1993. — С. 13–20.

4.     Загвязинский. В. И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский. — М.: Педагогика, 1987. — 160 с.

5.     Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей: Пособие для руководителей и педагогов / Под общ. ред. Н.К. Беспятовой. – М.: Айрис-пресс, 2003.

6.     Кухарев, Н. В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя / Н. В. Кухарев. — М.: Просвещение, 1990. — 159 с.

7.     Сластенин В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин. – М.: Магистр, 1997. – 221 с.

8.     Чинкина, Н. Ш. Педагогические основы стимулирования мотивации творческого саморазвития учителя / Н. Ш. Чинкина. — Казань: Изд–во Казан. гос. ун–та, 1999. — 317 с.


9.    

Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования

Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования

А. И. Моисеев, О. Я. Моисеева) ; - степень владения знаниями, умениями и навыками, с одной стороны, и способность производить новое — с другой (Д

А. И. Моисеев, О. Я. Моисеева) ; - степень владения знаниями, умениями и навыками, с одной стороны, и способность производить новое — с другой (Д

Обеспечение связи учреждения дополнительного образования с окружающей средой, прогнозирование и регулирование внешних неучтенных воздействий; - умение рефлексировать свою педагогическую деятельность и вносить коррективы, оптимизирующие последующую…

Обеспечение связи учреждения дополнительного образования с окружающей средой, прогнозирование и регулирование внешних неучтенных воздействий; - умение рефлексировать свою педагогическую деятельность и вносить коррективы, оптимизирующие последующую…

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.10.2020