ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оценка 5

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оценка 5
Педсоветы +1
doc
воспитательная работа
Взрослым
12.06.2020
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Творческая деятельность, как один из методов формирования основ безопасности.
обобщение опыта.doc

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Автор: О. Н. Иванова.

МБУДО «Центр дополнительного образования детей»

Верхнеуфалейский городской округ, Челябинская область.

Краткая аннотация статьи.

В данной статье освещаются творческая деятельность, как один из методов  по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного и школьного возрастов и создание  сборника «Правилам безопасности в сказках учиться – и в жизни нашей пригодиться!».

      Мы живем в современном мире, где все быстро изменяется, развивается. Но, к сожалению, сегодня не исчезают проблемы и беды. Особенно не защищенными считаются дети.

Известно, что детство - это уникальный период в жизни человека.  Именно в  этот период жизни формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт, приобретенный в детстве, во многом определяет взрослую жизнь человека.

Чтобы жизнь детей была умной и праздничной, наполненной богатым содержанием, солнечной и удачливой их нужно научить  быть счастливыми. Сегодня  в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности.

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в жизненных ситуациях? Как научить помогать друг другу?

Анализируя понятие «безопасность», можно понять: для ребенка это может стать проблемой.  Формирование безопасного поведения связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, наоборот, пытаются объяснить не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных чрезвычайных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для выбора данной темы.

В детском возрасте все очень любят сказки и поэтому, лучшим опытом приобретения основ безопасности, как мне кажется, является творческий подход к данной ситуации через театрализованный показ сказки.

Творческая деятельность — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Это может быть новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения

Важное место в творческой деятельности занимает комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий. Потребность, побуждающая к деятельности, может быть источником воображения, фантазии, то есть отражения в сознании человека явлений действительности в новых, необычных, неожиданных сочетаниях и связях. Важнейшим механизмом творчества является интуиция — знание, условия получения которого не осознаются.

        Захотелось оформить творчество в сборник «Правилам безопасности в сказках учиться – и в жизни нашей пригодиться!», так как считаю, что эта работа способствует  творческому развитию, просветительству  старших дошкольников и младших школьников.

Основная цель работы:

Творческая деятельность, как один из методов  по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного и школьного возрастов и создание  сборника «Правилам безопасности в сказках учиться – и в жизни нашей пригодиться!».

Задачи работы:

v Собрать информацию из различных источников по вопросу «Основы безопасности жизнедеятельности».

v Выявить возможности детей  в овладении основ безопасности жизнедеятельности через творческую деятельность.

v Показ и анализ сказки «Колобок - спасатель».

 

Для реализации задач я продумала план работы:

1. Экскурсия в пожарную часть, станцию скорой помощи.

2. Поиск информации в книгах, интернете на тему исследования.

3. Проведение опроса у учеников.

4. Создание и постановка сказки «Колобок - спасатель».

5. Конкурс творческих работ для иллюстрирования сборника.

6. Подведение итогов работы.

7. Создание сборника «Правилам безопасности в сказках учиться – и в жизни нашей пригодиться!».

8. Практическое применение сборника.

  

Формы и методы исследования:

·        Работа с литературными источниками: подбор и редактирование материала, фотоматериалов и иллюстраций.

·        Компьютерный набор текста, редактирование материала,

фотоматериалов и иллюстраций.

·        ситуативный разговор с детьми для формирования представлений об основах безопасности жизнедеятельности.

·        Театрализованный показ сказки.

·        Оформление информационного сборника.

·        Оформление презентации.

Актуальность и социальная значимость:

Необходимость информирования детей о правилах безопасного поведения. Формирование сознательного ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитание готовности к эффективным и обоснованным действиям в чрезвычайных ситуациях.

Новизна опыта.

Созданы  новые условия по формированию основ безопасности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, которые не использовались в массовой практике. Это введение творческой деятельности для обучения детей основам безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях, а именно -  театрализованный показ сказки.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что определенно подобран методический материал по основам безопасности жизнедеятельности с применением творческой деятельности. Дети получили и закрепили на практике правила безопасного поведения в окружающем мире. Данный опыт может быть интересен педагогам дополнительного образования, воспитателям, родителям, учителям начальной школы, студентам  педагогических  образовательных организаций.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольником и младших школьников.

         Определить, правильно или неправильно ведет себя ребенок в тех или иных обстоятельствах, очень сложно.

На использование различных форм и методов организации творческой деятельности учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономическая и криминогенная ситуации; при этом основным ориентиром должен стать учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений.

Посетив пожарную часть и станцию скорой помощи, мы с воспитанниками моего коллектива  выделили четыре основных направления, а именно -  поведения в чрезвычайных ситуациях, с помощью которых у детей появится потребность следовать правилам поведения в экстремальных ситуациях.

1)         Оказание первой медицинской помощи.

2)         Поведение на воде.

3)         Землетрясение, обвалы.

4)         Пожар.

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ

Оказание первой помощи в критических ситуациях может спасти не только здоровье человека, но и его жизнь. Как правильно оказать первую медицинскую помощь, вызвать бригаду скорой помощи. Научившись оказывать скорую медицинскую помощь до прибытия врачей, дети будут чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ НА ВОДЕ

–  когда купаешься, поблизости от тебя должны быть взрослые. Без сопровождения взрослых находится вблизи водоема и, тем более, купаться категорически запрещено!

–  нельзя играть в тех местах, где можно упасть в воду;

–  не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать или плаваешь плохо и неуверенно;

–  не ныряй в незнакомых местах;

–  не ныряй с мостов, обрывов и других возвышений;

–  не заплывай за буйки;

–  нельзя выплывать на судовой ход и приближаться к судну;

–  не устраивай в воде игр, связанных с захватами;

–  нельзя плавать на надувных матрасах или камерах, если плохо плаваешь;

–  не пытайся плавать на бревнах, досках, самодельных плотах;

– около некоторых водоемов можно увидеть щиты с надписью: «КУПАТЬСЯ ЗАПРЕЩЕНО!».  Никогда не нарушай это правило;

– в экстремальной ситуации зови на помощь взрослых или звони с мобильного телефона единую службу спасения 112.

 

ЗЕМЛЯТРЕСЕНИЕ

Порядок действий при заблаговременном оповещении о землетрясении.       

         прослушать информацию по каналам радио и телевещания;

         отключить газ, воду, электричество;

         собрать личные вещи, взять документы;

         выйти из дома и проследовать на сборный эвакуационный пункт или в безопасное место, указанное специалистами МЧС.

         помните, во время землетрясения главное – не поддаваться панике;

         встаньте в проемы входных дверей, лягте в ванну, можно залезть под кровать или стол. Это защитит вас от падающих обломков;

         помните – в это время нельзя пользоваться лифтом;

         если же вы находитесь в автомобиле – выезжайте на открытое место, но не выходите из машины, пока толчки не прекратятся.

ПОЖАР

В случае возникновения пожара, если рядом нет взрослых, детям нужно действовать следующим образом:

         Обнаружив пожар, позвонить по телефону 01 или с сотового телефона -  010, 112, сообщить фамилию, адрес, что и где горит.

         Предупредить о пожаре соседей, если необходимо, они помогут ребенку вызвать пожарных.

         Нельзя прятаться под кровать, в шкаф, под ванну, а постараться убежать из квартиры.

         Ребенку необходимо знать: дым гораздо опаснее огня. В задымленном помещении – закрыть нос и рот мокрой тряпкой, лечь на пол и ползти к выходу – внизу дыма меньше.

         При пожаре в подъезде пользоваться лифтом запрещается. Он может отключиться.

         Ожидая приезда пожарных, сохранять спокойствие.

         Когда приедут пожарные, выполнять все их указания.

         Не стараться затушить огонь самостоятельно;

         Выходить из пылающей квартиры в дверь, а если это первый этаж, то можно покинуть горящую квартиру через окно;

 

Процесс формирования основ безопасности жизнедеятельности имеет большое значение в жизни детей.  Он носит профилактический характер. Значит, работа  должна проводиться всегда, постоянно, а не время от времени.

Данный опыт не исчерпывает всех аспектов изучаемого вопроса и открывает перспективы для дальнейшей работы.

Психологи отмечают, что у младших школьников развивать творчество нужно с развития умения видеть, (припоминать) необходимые сведения из памяти, комбинировать их, и даже следует начинать с развития подражательной деятельности, так как подражания в этом возрасте нередко оказывается творческими.

Практическая работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Опыт формировался и апробировался на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Верхнеуфалейского городского округа, Челябинская область.

Разработана дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа безопасности».  В учебном плане отведено 72 часа в год (2 часа в неделю-36 учебных недель), 2 года обучения.

Опрос проводился с учащимися  1-х и 2-х  классов, которые посещают кружки в «ЦДОД». 

Проведя опрос детей можно было сделать вывод, что не все дети знают, как вести себя в чрезвычайных ситуациях. При составлении вопросов я опиралась на памятки, полученные при посещении пожарной части. Вопросы старалась составлять понятными и доступными для детей.  Результат опроса подтвердил необходимость решения проблемы – изучение основ безопасности жизнедеятельности. На занятиях Творческого объединения старшеклассников мы с воспитанниками решили через творческую деятельность привлечь детей к данной теме. Я придумала сказку «Колобок - спасатель»,  с коллективом сделали театрализованную постановку сказки, в которой подробно рассказывается, как нужно вести себя в чрезвычайных ситуациях и как правильно оказать первую помощь.

      В связи с этим я считаю, что нужно распространять больше информации об основах безопасности жизнедеятельности. Потому я составила сборник из найденной мною информации, а именно, опубликовала сказку «Колобок - спасатель».

       Данная работа была представлена  на показах сказки во 2 и 1 классе, в  подготовительной группе в дошкольном учреждении.  Ребята приняли активное участие в выставке работ по правилам поведения в чрезвычайных ситуациях. Сказка была представлена на областном конкурсе «Сам себе спасатель» и заняла 1 место, на  VI Всероссийском фестивале детско-молодежного творчества и педагогических инноваций «Кубок России», где заняла 2 место.  

 

Литература.

1.      Интернет ресурсы.

2.      Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. – М.,1996

3.      Усачев А., Березин А. Школа безопасности. – М., 1997

4.      Шаталин А.А.  Правила пожарные без запинки знайте, правила пожарные строго соблюдайте!!! // После уроков – 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение.

СКАЗКА «КОЛОБОК - СПАСАТЕЛЬ».

Автор:

Жил – был дед – пожарный в отставке,

Бабка его – мед.сестра на полставки.

Жили в селе, они горя не знали,

Всех выручали и всем помогали.

Как – то, проснувшись, дед заявляет,

Дед:

 Бабка я школу в селе открываю,

Школа та будет не просто образовательная,

Школа та будет – школа спасателя.

Буду я в школе детишек учить,

Как при пожаре себя проявить,

А ты, милая женушка, должна рассказать,

Как  помощь первую всем оказать.

Правильно сделать дыханье искусственное,

Иль успокоить, словом напутственным,

Сделать повязку профессионально,

Как  же идея моя?

Бабка:

Гениальная!

Для начала я пойду,

По сусекам поскребу,

По амбару помету,

Мучки немножко наберу.

Чтоб испечь те в нужный срок

Очень вкусный колобок.

Автор:

 Пока бабка управлялась

У деда программа начерталась,

Что надо знать, чему учиться,

Чтоб в жизни нашей пригодиться.

Бабка:

Испекла я колобок,

Положила на полог,

Отдохнет он пусть немножко…

Автор:

А он скок и прыг в окошко.

Дед:

Постой, братец, колобок,

Рано же бежать  в лесок,

Садись грамоте учиться,

Тебе очень пригодиться.

Если чуешь запах гари,

Значит, что пожар в ангаре,

Может в доме, иль в лесу,

Иль на поле, иль в саду.

Нужно номер набирать

Не ноль восемь, не ноль пять.

А номер главный – ноль один

Запомни это до седин.

Тебе ответит там диспетчер,

Будь хоть утро, будь хоть вечер.

Ему четко изложи

Свою проблему и не жди,

А скорее отправляйся,

Да спасателей дожидайся.

Дорогу нужно показать,

Что случилось – рассказать.

Где беда настигла всех.

Это горе, а не смех.

Будь-то пожар, иль наводненье,

Иль ещё хуже – землетрясенье.

Кто утоп, иль захворал,

Или кто в капкан попал.

А лучше, если все азы

Будешь, братец, знать и ты.

Бабка:

На пожаре не зевай,

Людям выйти помогай.

Тушить можно всем, можно землей,

Можно песком, а лучше водой.

Близко к огню нельзя подходить,

Можно ожог от него получить.

Если вдруг при наводнении,

Кто-то уже теряет терпенье,

В воду лезет без оглядки,

Ты хватай его за пятки.

Ведь можно в луже утонуть,

Не успеешь даже глазом ты моргнуть.

Вывести нужно всех из оцепенения

И ликвидировать наводнение.

Дед:

 А если услышишь раскат  грома,

Рухнул дом, и нет больше дома,

Это ещё одно явление.

Называется – землетрясение. 

Людей из - под завалов выручай,

Помощь окажи, дай горячий чай,

Правильно шину наложи

До приезда помощи ноль три.

Ведь главный и первый друг и приятель

В стихийных бедствиях – спасатель.

Всё уяснил, теперь ты ступай

На деле знания применяй.

Ворона:

 Кар-кар-кар в лесу беда,

Много бед и не одна,

Где спасатель, помоги

На помощь зверям ты приди.

Бабка:

Вот тебе костюм и каска,

Багор, топор, боёвка, маска.

Помощь оказать сумей,

Аптечку при себе имей.

В путь скорее собирайся,

К зверям в лес ты отправляйся.

Званье «Спасателя» не подведи,

На колобка надеемся  мы.

Колобок:

Я колобок, колобок

Подрумяненный бок.

Бегу в лес помогать,

Зверей из беды выручать.

- Эй, зайчишка, эй, косой.

Ты печальный и хромой.

Я спасатель, я спешу,

Горю зайца помогу.

Заяц: 

Прыгал, я не разбираясь,

Ведь я храбрый, смелый заяц.

Прыгал я по косогору

И попал я лапкой в нору.

Так допрыгал, что теперь

Не могу терпеть, поверь,

Лапка очень разболелась,

И распухла, покраснела,

Не могу вступить, ой, ой…

Колобок:

Всё  понятно, что с тобой.

В нору лисью ты попал

И лапу правую сломал.

Горю зайца помогу,

Шину сразу наложу,

 Всё в порядке до села

Довезет тебя коза,

Быстро номер набери,

Помощь скорая ноль три.

Автор:

Поскакал больной домой

Не на двух, а на одной.

Приходите все друзья

В нашу школу спасателя.

Колобок:

Я колобок, колобок

Подрумяненный бок.

Бегу в лес помогать,

Зверей из беды выручать.

Волк:

Ой, спасите, помогите,

Ко мне на помощь приходите.

Мои милые друзья.

Я тону, спаси меня.

Колобок:

Что случилось, кто кричал

И на помощь меня звал.

Я спасатель, я спешу,

Горю волка помогу.

Волк:

Думал я, что я пловец,

Парень – смелый удалец,

За буйки заплыл я с маху,

Натерпелся уже страха.

Вдруг волна меня застала,

Закрутила, замотала,

Сил уж нет и нет уж дна,

Ой, тону, спаси меня.

Колобок:

Волк, держись, спасу тебя,

Как – ни как – спасатель я,

Сделаю искусственное дыхание.

Верну тебя скорей в сознание.

На будущее, запоминай,

Правила поведения на воде соблюдай.

Автор:

В запрещенных местах купаться нельзя

Есть специальные пляжи, друзья.

Заплывать за буйки строго запрещается,

Пьяным вход вообще запрещается.

Если плавать не умеешь,

Круг спасательный наденешь.

И тогда хвала тебе

 И на суше и в воде.

Волк

Что за чудо, что за диво,

Я живой, спасибо, милый.

Мой спаситель дорогой,

Побегу скорей домой.

Своим волчатам расскажу

И картинки покажу.

Научу правилам безопасности,

Чтоб избежать ненужной опасности.

Колобок:

Приходите все друзья

В нашу школу спасателя.

Я колобок, колобок

Подрумяненный бок.

Бегу в лес помогать,

Зверей из беды выручать.

Что за шум и кто кричал,

 Кто на помощь меня звал?

 Я спасатель, я спешу,

Горю мишке помогу.

Медведь:

Как бабахнет и в берлогу

Навалило веток много.

Вдруг обрушились сосёнки,

Меня покинули силёнки.

Я выбраться хочу друзья,

Помоги, спаси меня.

Колобок:

Это, брат, землетрясенье,

Я знаю точно, без сомнения.

Помогу тебе медведь,

Перестань же ты реветь.

Извлеку из - под завалов,

 Торопись, ведь время мало,

Вот уж   морда, уши, лапы,

Медведь, запомни эту дату.

Скажу тебе без сожаленья,

Второе у тебя рожденье.

Есть ли кто ещё в берлоге?

Если нет, уносим ноги

В безопасные места,

Беги скорее – вон туда.

Приходите все друзья

В нашу школу спасателя.

Лиса:

Ой, пожар, сейчас сгорю.

О защите я молю,

Спасите лисоньку – лису,

Плутовку первую в лесу.

Горит крыша, горит дом,

Все охвачено огнем.
Что же делать, как мне быть,

Огонь может погубить.

Лес красивый, дом родной,

Все вокруг. Ой – ой – ой.

Помогите, все кто может,

Горю моему поможет.

Колобок:

Что случилось, кто кричал,

Кто на помощь меня звал,

Ой, лиса огнем объята,

Ситуация понятна.

Сей же миг и сей же час,

Колобок спасет всех вас.

Эй, лиса, на землю ляг,

Ликвидируем очаг.

Накройся срочно мокрой тряпкой,

Дыши через платок, и лапкой…

Держи так крепко, чтоб угар

В нос лисичке не попал.

Поняла меня плутовка?

А теперь тихонько, ловко

Извлеку я из огня

И спасу, лиса, тебя.

Лиса:

Слава, слава, колобку

Я теперь сказать могу.

Спас меня он из огня,

Колобок, люблю тебя…

Колобок:

Хватит уж тебе лениться,

Надо грамоте учиться.

Приходи – ка, ты, лиса,

В нашу школу спасателя.

Приглашаем всех друзей,

Со всех районных волостей.

Основам безопасности учиться,

Всем вам очень пригодиться.

Дед:

Научу, как стать спасателем.

Учитесь все очень старательно.

Заяц:

Если  чуешь запах гари,

Сообщи ты о пожаре.

Если вдруг увидишь дым,

Ты кричи: «Пожар», «Горим».

Волк:

Кто с водой не осторожен,

Тот с бедой столкнуться может.

Чтоб несчастья избежать

Будем правила соблюдать.

Колобок:

А если порой и случиться беда,

То знания наши помогут всегда.

Иными словами беду укротить,

Не сдаться, а выстоять и победить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 


ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ

Творческая деятельность — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее

Творческая деятельность — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее

Формы и методы исследования: ·

Формы и методы исследования: ·

Посетив пожарную часть и станцию скорой помощи, мы с воспитанниками моего коллектива выделили четыре основных направления, а именно - поведения в чрезвычайных ситуациях, с помощью…

Посетив пожарную часть и станцию скорой помощи, мы с воспитанниками моего коллектива выделили четыре основных направления, а именно - поведения в чрезвычайных ситуациях, с помощью…

Порядок действий при заблаговременном оповещении о землетрясении

Порядок действий при заблаговременном оповещении о землетрясении

Данный опыт не исчерпывает всех аспектов изучаемого вопроса и открывает перспективы для дальнейшей работы

Данный опыт не исчерпывает всех аспектов изучаемого вопроса и открывает перспективы для дальнейшей работы

Литература. 1. Интернет ресурсы

Литература. 1. Интернет ресурсы

Приложение. СКАЗКА «КОЛОБОК -

Приложение. СКАЗКА «КОЛОБОК -

Бабка: Вот тебе костюм и каска,

Бабка: Вот тебе костюм и каска,

Как бабахнет и в берлогу Навалило веток много

Как бабахнет и в берлогу Навалило веток много
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2020