ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Автор: О. Н. Иванова.
МБУДО «Центр дополнительного образования детей»
Верхнеуфалейский городской округ, Челябинская область.
Краткая аннотация статьи.
В данной статье освещаются творческая деятельность, как один из методов по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного и школьного возрастов и создание сборника «Правилам безопасности в сказках учиться – и в жизни нашей пригодиться!».
Мы живем в современном мире, где все быстро изменяется, развивается. Но, к сожалению, сегодня не исчезают проблемы и беды. Особенно не защищенными считаются дети.
Известно, что детство - это уникальный период в жизни человека. Именно в этот период жизни формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт, приобретенный в детстве, во многом определяет взрослую жизнь человека.
Чтобы жизнь детей была умной и праздничной, наполненной богатым содержанием, солнечной и удачливой их нужно научить быть счастливыми. Сегодня в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности.
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в жизненных ситуациях? Как научить помогать друг другу?
Анализируя понятие «безопасность», можно понять: для ребенка это может стать проблемой. Формирование безопасного поведения связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, наоборот, пытаются объяснить не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных чрезвычайных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для выбора данной темы.
В детском возрасте все очень любят сказки и поэтому, лучшим опытом приобретения основ безопасности, как мне кажется, является творческий подход к данной ситуации через театрализованный показ сказки.
Творческая деятельность — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Это может быть новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения
Важное место в творческой деятельности занимает комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий. Потребность, побуждающая к деятельности, может быть источником воображения, фантазии, то есть отражения в сознании человека явлений действительности в новых, необычных, неожиданных сочетаниях и связях. Важнейшим механизмом творчества является интуиция — знание, условия получения которого не осознаются.
Захотелось оформить творчество в сборник «Правилам безопасности в сказках учиться – и в жизни нашей пригодиться!», так как считаю, что эта работа способствует творческому развитию, просветительству старших дошкольников и младших школьников.
Основная цель работы:
Творческая деятельность, как один из методов по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного и школьного возрастов и создание сборника «Правилам безопасности в сказках учиться – и в жизни нашей пригодиться!».
Задачи работы:
v Собрать информацию из различных источников по вопросу «Основы безопасности жизнедеятельности».
v Выявить возможности детей в овладении основ безопасности жизнедеятельности через творческую деятельность.
v Показ и анализ сказки «Колобок - спасатель».
Для реализации задач я продумала план работы:
1. Экскурсия в пожарную часть, станцию скорой помощи.
2. Поиск информации в книгах, интернете на тему исследования.
3. Проведение опроса у учеников.
4. Создание и постановка сказки «Колобок - спасатель».
5. Конкурс творческих работ для иллюстрирования сборника.
6. Подведение итогов работы.
7. Создание сборника «Правилам безопасности в сказках учиться – и в жизни нашей пригодиться!».
8. Практическое применение сборника.
Формы и методы исследования:
· Работа с литературными источниками: подбор и редактирование материала, фотоматериалов и иллюстраций.
· Компьютерный набор текста, редактирование материала,
фотоматериалов и иллюстраций.
· ситуативный разговор с детьми для формирования представлений об основах безопасности жизнедеятельности.
· Театрализованный показ сказки.
· Оформление информационного сборника.
· Оформление презентации.
Актуальность и социальная значимость:
Необходимость информирования детей о правилах безопасного поведения. Формирование сознательного ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитание готовности к эффективным и обоснованным действиям в чрезвычайных ситуациях.
Новизна опыта.
Созданы новые условия по формированию основ безопасности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, которые не использовались в массовой практике. Это введение творческой деятельности для обучения детей основам безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях, а именно - театрализованный показ сказки.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что определенно подобран методический материал по основам безопасности жизнедеятельности с применением творческой деятельности. Дети получили и закрепили на практике правила безопасного поведения в окружающем мире. Данный опыт может быть интересен педагогам дополнительного образования, воспитателям, родителям, учителям начальной школы, студентам педагогических образовательных организаций.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольником и младших школьников.
Определить, правильно или неправильно ведет себя ребенок в тех или иных обстоятельствах, очень сложно.
На использование различных форм и методов организации творческой деятельности учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономическая и криминогенная ситуации; при этом основным ориентиром должен стать учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений.
Посетив пожарную часть и станцию скорой помощи, мы с воспитанниками моего коллектива выделили четыре основных направления, а именно - поведения в чрезвычайных ситуациях, с помощью которых у детей появится потребность следовать правилам поведения в экстремальных ситуациях.
1) Оказание первой медицинской помощи.
2) Поведение на воде.
3) Землетрясение, обвалы.
4) Пожар.
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ
Оказание первой помощи в критических ситуациях может спасти не только здоровье человека, но и его жизнь. Как правильно оказать первую медицинскую помощь, вызвать бригаду скорой помощи. Научившись оказывать скорую медицинскую помощь до прибытия врачей, дети будут чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ НА ВОДЕ
– когда купаешься, поблизости от тебя должны быть взрослые. Без сопровождения взрослых находится вблизи водоема и, тем более, купаться категорически запрещено!
– нельзя играть в тех местах, где можно упасть в воду;
– не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать или плаваешь плохо и неуверенно;
– не ныряй в незнакомых местах;
– не ныряй с мостов, обрывов и других возвышений;
– не заплывай за буйки;
– нельзя выплывать на судовой ход и приближаться к судну;
– не устраивай в воде игр, связанных с захватами;
– нельзя плавать на надувных матрасах или камерах, если плохо плаваешь;
– не пытайся плавать на бревнах, досках, самодельных плотах;
– около некоторых водоемов можно увидеть щиты с надписью: «КУПАТЬСЯ ЗАПРЕЩЕНО!». Никогда не нарушай это правило;
– в экстремальной ситуации зови на помощь взрослых или звони с мобильного телефона единую службу спасения 112.
ЗЕМЛЯТРЕСЕНИЕ
Порядок действий при заблаговременном оповещении о землетрясении.
• прослушать информацию по каналам радио и телевещания;
• отключить газ, воду, электричество;
• собрать личные вещи, взять документы;
• выйти из дома и проследовать на сборный эвакуационный пункт или в безопасное место, указанное специалистами МЧС.
• помните, во время землетрясения главное – не поддаваться панике;
• встаньте в проемы входных дверей, лягте в ванну, можно залезть под кровать или стол. Это защитит вас от падающих обломков;
• помните – в это время нельзя пользоваться лифтом;
• если же вы находитесь в автомобиле – выезжайте на открытое место, но не выходите из машины, пока толчки не прекратятся.
ПОЖАР
В случае возникновения пожара, если рядом нет взрослых, детям нужно действовать следующим образом:
• Обнаружив пожар, позвонить по телефону 01 или с сотового телефона - 010, 112, сообщить фамилию, адрес, что и где горит.
• Предупредить о пожаре соседей, если необходимо, они помогут ребенку вызвать пожарных.
• Нельзя прятаться под кровать, в шкаф, под ванну, а постараться убежать из квартиры.
• Ребенку необходимо знать: дым гораздо опаснее огня. В задымленном помещении – закрыть нос и рот мокрой тряпкой, лечь на пол и ползти к выходу – внизу дыма меньше.
• При пожаре в подъезде пользоваться лифтом запрещается. Он может отключиться.
• Ожидая приезда пожарных, сохранять спокойствие.
• Когда приедут пожарные, выполнять все их указания.
• Не стараться затушить огонь самостоятельно;
• Выходить из пылающей квартиры в дверь, а если это первый этаж, то можно покинуть горящую квартиру через окно;
Процесс формирования основ безопасности жизнедеятельности имеет большое значение в жизни детей. Он носит профилактический характер. Значит, работа должна проводиться всегда, постоянно, а не время от времени.
Данный опыт не исчерпывает всех аспектов изучаемого вопроса и открывает перспективы для дальнейшей работы.
Психологи отмечают, что у младших школьников развивать творчество нужно с развития умения видеть, (припоминать) необходимые сведения из памяти, комбинировать их, и даже следует начинать с развития подражательной деятельности, так как подражания в этом возрасте нередко оказывается творческими.
Практическая работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Опыт формировался и апробировался на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Верхнеуфалейского городского округа, Челябинская область.
Разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа безопасности». В учебном плане отведено 72 часа в год (2 часа в неделю-36 учебных недель), 2 года обучения.
Опрос проводился с учащимися 1-х и 2-х классов, которые посещают кружки в «ЦДОД».
Проведя опрос детей можно было сделать вывод, что не все дети знают, как вести себя в чрезвычайных ситуациях. При составлении вопросов я опиралась на памятки, полученные при посещении пожарной части. Вопросы старалась составлять понятными и доступными для детей. Результат опроса подтвердил необходимость решения проблемы – изучение основ безопасности жизнедеятельности. На занятиях Творческого объединения старшеклассников мы с воспитанниками решили через творческую деятельность привлечь детей к данной теме. Я придумала сказку «Колобок - спасатель», с коллективом сделали театрализованную постановку сказки, в которой подробно рассказывается, как нужно вести себя в чрезвычайных ситуациях и как правильно оказать первую помощь.
В связи с этим я считаю, что нужно распространять больше информации об основах безопасности жизнедеятельности. Потому я составила сборник из найденной мною информации, а именно, опубликовала сказку «Колобок - спасатель».
Данная работа была представлена на показах сказки во 2 и 1 классе, в подготовительной группе в дошкольном учреждении. Ребята приняли активное участие в выставке работ по правилам поведения в чрезвычайных ситуациях. Сказка была представлена на областном конкурсе «Сам себе спасатель» и заняла 1 место, на VI Всероссийском фестивале детско-молодежного творчества и педагогических инноваций «Кубок России», где заняла 2 место.
Литература.
1. Интернет ресурсы.
2. Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. – М.,1996
3. Усачев А., Березин А. Школа безопасности. – М., 1997
4. Шаталин А.А. Правила пожарные без запинки знайте, правила пожарные строго соблюдайте!!! // После уроков – 2002.
Приложение.
СКАЗКА «КОЛОБОК - СПАСАТЕЛЬ».
Автор:
Жил – был дед – пожарный в отставке,
Бабка его – мед.сестра на полставки.
Жили в селе, они горя не знали,
Всех выручали и всем помогали.
Как – то, проснувшись, дед заявляет,
Дед:
Бабка я школу в селе открываю,
Школа та будет не просто образовательная,
Школа та будет – школа спасателя.
Буду я в школе детишек учить,
Как при пожаре себя проявить,
А ты, милая женушка, должна рассказать,
Как помощь первую всем оказать.
Правильно сделать дыханье искусственное,
Иль успокоить, словом напутственным,
Сделать повязку профессионально,
Как же идея моя?
Бабка:
Гениальная!
Для начала я пойду,
По сусекам поскребу,
По амбару помету,
Мучки немножко наберу.
Чтоб испечь те в нужный срок
Очень вкусный колобок.
Автор:
Пока бабка управлялась
У деда программа начерталась,
Что надо знать, чему учиться,
Чтоб в жизни нашей пригодиться.
Бабка:
Испекла я колобок,
Положила на полог,
Отдохнет он пусть немножко…
Автор:
А он скок и прыг в окошко.
Дед:
Постой, братец, колобок,
Рано же бежать в лесок,
Садись грамоте учиться,
Тебе очень пригодиться.
Если чуешь запах гари,
Значит, что пожар в ангаре,
Может в доме, иль в лесу,
Иль на поле, иль в саду.
Нужно номер набирать
Не ноль восемь, не ноль пять.
А номер главный – ноль один
Запомни это до седин.
Тебе ответит там диспетчер,
Будь хоть утро, будь хоть вечер.
Ему четко изложи
Свою проблему и не жди,
А скорее отправляйся,
Да спасателей дожидайся.
Дорогу нужно показать,
Что случилось – рассказать.
Где беда настигла всех.
Это горе, а не смех.
Будь-то пожар, иль наводненье,
Иль ещё хуже – землетрясенье.
Кто утоп, иль захворал,
Или кто в капкан попал.
А лучше, если все азы
Будешь, братец, знать и ты.
Бабка:
На пожаре не зевай,
Людям выйти помогай.
Тушить можно всем, можно землей,
Можно песком, а лучше водой.
Близко к огню нельзя подходить,
Можно ожог от него получить.
Если вдруг при наводнении,
Кто-то уже теряет терпенье,
В воду лезет без оглядки,
Ты хватай его за пятки.
Ведь можно в луже утонуть,
Не успеешь даже глазом ты моргнуть.
Вывести нужно всех из оцепенения
И ликвидировать наводнение.
Дед:
А если услышишь раскат грома,
Рухнул дом, и нет больше дома,
Это ещё одно явление.
Называется – землетрясение.
Людей из - под завалов выручай,
Помощь окажи, дай горячий чай,
Правильно шину наложи
До приезда помощи ноль три.
Ведь главный и первый друг и приятель
В стихийных бедствиях – спасатель.
Всё уяснил, теперь ты ступай
На деле знания применяй.
Ворона:
Кар-кар-кар в лесу беда,
Много бед и не одна,
Где спасатель, помоги
На помощь зверям ты приди.
Бабка:
Вот тебе костюм и каска,
Багор, топор, боёвка, маска.
Помощь оказать сумей,
Аптечку при себе имей.
В путь скорее собирайся,
К зверям в лес ты отправляйся.
Званье «Спасателя» не подведи,
На колобка надеемся мы.
Колобок:
Я колобок, колобок
Подрумяненный бок.
Бегу в лес помогать,
Зверей из беды выручать.
- Эй, зайчишка, эй, косой.
Ты печальный и хромой.
Я спасатель, я спешу,
Горю зайца помогу.
Заяц:
Прыгал, я не разбираясь,
Ведь я храбрый, смелый заяц.
Прыгал я по косогору
И попал я лапкой в нору.
Так допрыгал, что теперь
Не могу терпеть, поверь,
Лапка очень разболелась,
И распухла, покраснела,
Не могу вступить, ой, ой…
Колобок:
Всё понятно, что с тобой.
В нору лисью ты попал
И лапу правую сломал.
Горю зайца помогу,
Шину сразу наложу,
Всё в порядке до села
Довезет тебя коза,
Быстро номер набери,
Помощь скорая ноль три.
Автор:
Поскакал больной домой
Не на двух, а на одной.
Приходите все друзья
В нашу школу спасателя.
Колобок:
Я колобок, колобок
Подрумяненный бок.
Бегу в лес помогать,
Зверей из беды выручать.
Волк:
Ой, спасите, помогите,
Ко мне на помощь приходите.
Мои милые друзья.
Я тону, спаси меня.
Колобок:
Что случилось, кто кричал
И на помощь меня звал.
Я спасатель, я спешу,
Горю волка помогу.
Волк:
Думал я, что я пловец,
Парень – смелый удалец,
За буйки заплыл я с маху,
Натерпелся уже страха.
Вдруг волна меня застала,
Закрутила, замотала,
Сил уж нет и нет уж дна,
Ой, тону, спаси меня.
Колобок:
Волк, держись, спасу тебя,
Как – ни как – спасатель я,
Сделаю искусственное дыхание.
Верну тебя скорей в сознание.
На будущее, запоминай,
Правила поведения на воде соблюдай.
Автор:
В запрещенных местах купаться нельзя
Есть специальные пляжи, друзья.
Заплывать за буйки строго запрещается,
Пьяным вход вообще запрещается.
Если плавать не умеешь,
Круг спасательный наденешь.
И тогда хвала тебе
И на суше и в воде.
Волк:
Что за чудо, что за диво,
Я живой, спасибо, милый.
Мой спаситель дорогой,
Побегу скорей домой.
Своим волчатам расскажу
И картинки покажу.
Научу правилам безопасности,
Чтоб избежать ненужной опасности.
Колобок:
Приходите все друзья
В нашу школу спасателя.
Я колобок, колобок
Подрумяненный бок.
Бегу в лес помогать,
Зверей из беды выручать.
Что за шум и кто кричал,
Кто на помощь меня звал?
Я спасатель, я спешу,
Горю мишке помогу.
Медведь:
Как бабахнет и в берлогу
Навалило веток много.
Вдруг обрушились сосёнки,
Меня покинули силёнки.
Я выбраться хочу друзья,
Помоги, спаси меня.
Колобок:
Это, брат, землетрясенье,
Я знаю точно, без сомнения.
Помогу тебе медведь,
Перестань же ты реветь.
Извлеку из - под завалов,
Торопись, ведь время мало,
Вот уж морда, уши, лапы,
Медведь, запомни эту дату.
Скажу тебе без сожаленья,
Второе у тебя рожденье.
Есть ли кто ещё в берлоге?
Если нет, уносим ноги
В безопасные места,
Беги скорее – вон туда.
Приходите все друзья
В нашу школу спасателя.
Лиса:
Ой, пожар, сейчас сгорю.
О защите я молю,
Спасите лисоньку – лису,
Плутовку первую в лесу.
Горит крыша, горит дом,
Все
охвачено огнем.
Что же делать, как мне быть,
Огонь может погубить.
Лес красивый, дом родной,
Все вокруг. Ой – ой – ой.
Помогите, все кто может,
Горю моему поможет.
Колобок:
Что случилось, кто кричал,
Кто на помощь меня звал,
Ой, лиса огнем объята,
Ситуация понятна.
Сей же миг и сей же час,
Колобок спасет всех вас.
Эй, лиса, на землю ляг,
Ликвидируем очаг.
Накройся срочно мокрой тряпкой,
Дыши через платок, и лапкой…
Держи так крепко, чтоб угар
В нос лисичке не попал.
Поняла меня плутовка?
А теперь тихонько, ловко
Извлеку я из огня
И спасу, лиса, тебя.
Лиса:
Слава, слава, колобку
Я теперь сказать могу.
Спас меня он из огня,
Колобок, люблю тебя…
Колобок:
Хватит уж тебе лениться,
Надо грамоте учиться.
Приходи – ка, ты, лиса,
В нашу школу спасателя.
Приглашаем всех друзей,
Со всех районных волостей.
Основам безопасности учиться,
Всем вам очень пригодиться.
Дед:
Научу, как стать спасателем.
Учитесь все очень старательно.
Заяц:
Если чуешь запах гари,
Сообщи ты о пожаре.
Если вдруг увидишь дым,
Ты кричи: «Пожар», «Горим».
Волк:
Кто с водой не осторожен,
Тот с бедой столкнуться может.
Чтоб несчастья избежать
Будем правила соблюдать.
Колобок:
А если порой и случиться беда,
То знания наши помогут всегда.
Иными словами беду укротить,
Не сдаться, а выстоять и победить.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.