Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования

  • ppt
  • 26.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Профкомпетентность.ppt

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования

ПЛАН:

1) Структура и содержание профессионально-педагогической деятельности. Исторические модели педагогической деятельности.
2) Личностно-ориентированное общение (ЛОО) в педагогическом взаимодействии. Фасилитационный подход.
3) Компетентностная модель современного педагога (функции, личностные и профессионально-важные качества (ПВК), профессионально-значимые психофизиологические свойства (ПЗ), компетенции).
4) Интегративные показатели оценки педагогического труда.

Цель

раскрыть психолого-педагогические требования к квалификации педагога,
его профессионально-важные качества личности, рассмотреть структуру, функции, содержание профессионально-педагогической деятельности на основе личностно-ориентированного общения и в соответствии с профессиональным стандартом


1) Деятельность



Профиль педагога-профессионала


2) Педагогическое взаимодействие
(ЛОО)


3) Личность

Исторические модели педагогической деятельности

Теоцентрическая
духовность и нравственность
– основа воспитания
и обучения

2. Социоцентрическая
четкий социальный заказ,
единое содержание
обучения и воспитания

3. Натурцентрическая
природная
предрасположенность
к обучению
и самовоспитанию

4. Антропоцентрическая
Каждый ученик талантлив
и может быть успешным

Структура деятельности в педагогике

Субъект
(педагог)

Субъект
(учащиеся)

Педагогическое
Взаимодействие
(ЛОО)

Объект
(форма, методы, средства)

Структура деятельности в психологии

А.Н. Леонтьев

Мотивы

Цели-результаты

Средства

Целостная структура профессионально-педагогической деятельности

Л

О

О

Содержание профессионально – педагогической деятельности

Вид деятельности

Задачи

Умения

Диагностика

Подбор методов диагностики. Разработка тестов проверки результатов образования. Интерпретация результатов диагностики

Психологические, организационные, прогностические

Образовательная деятельность

Проектирование образовательного процесса, его дидактическое оснащение. Разработка технологии оценки и контроля способов осуществления действий

Познавательные, дидактические, конструктивно-технологические

Личностно ориентированное общение

Формирование мотивов. Организация и осуществление игровой, познавательной и исследовательской деятельности детей: объяснение, демонстрация, проведение инструктажей, создание проблемных ситуаций, оценка и контроль качества результатов.

Коммуникативные, организационно-методические, специальные

Социально ориентированное воспитание

Диагностика развития положительных качеств личности. Коррекция отклоняющегося поведения. Формирование коллектива. Организация управления коллективом и его самоуправления. Педагогическая поддержка. Сотрудничество с родителями.

Психолого-педагогические, прогностические

Повышение уровня профессионально-педагогического образования

Профессиональное развитие. Изучение передового педагогического опыта. Освоение технологий инновационной деятельности. Развитие позитивной «Я»-концепции и педагогической рефлексии

Познавательные, проектировочные
рефлексивные

Личностно-ориентированное общение
(ЛОО)









Перцептивная

Познание себя
и другого;
Прогнозирование
поведения.

2) Коммуникативная

Информация
Трансляция
Презентация
Идентификация

3) Интерактивная

Максимизация (общего
успеха, достижений);
Минимизация (собственных
усилий).

Фасилитационный подход (К. Роджерс и др.)

Приемы фасилитационного подхода:
простота без фамильярности,
искренность без фальши,
доверие без попустительства,
просьба без упрашивания,
советы без навязчивости,
воздействия в форме предупреждения,
внушение без подавления самостоятельности,
серьезность без натянутости,
юмор без насмешки,
требовательность без придирки,
настойчивость без упрямства,
деловой тон без сухости.

Компетентностная
модель современного
педагога

1) Соц.-псих. направленность

2) Ключевые
компетенции
(Совет Европы):

3) П В К и способности

4) ПЗ психофизиол. св-ва

проф. установки;
проф. идеалы;
проф. интересы;
проф. ценности;
проф. мотивы;
проф. потребности;
- проф. способности



- Комуникативность
-Эмоциональная устойчивость
-Экстравертность
-Ориентированность во времени и пространст.
-Зрительно-двигательная координация
-Реактивность
-Энергетизм


познавательная;
гражданско-общественная;
социально-трудовая;
здоровьесберегающая;
- культурно-досуговая

Логическое мышление
- Педагогический гуманизм
Творческий потенциал
Субъективный контроль
Социальный интеллект
Эмоциональная отзывч.
Профессиональн. ответств.
Педагогический такт
Педагогическая рефлексия
- Организаторский талант

Профессиональные черты личности современного педагога:

1) Широкая эрудиция и стремление к познанию.
2) Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
3) Умеренный темп речи педагога, чёткая дикция, общая и специфическая грамотность.
4) Элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты.
5) Мгновенная реакция на любую педагогическую ситуацию, находчивость.
6) Умение организовать работу всех детей одновременно.
7) Обратная связь – проверка степени освоения знаний.

Ключевые компетенции педагога:

Познавательная;
Гражданско-общественная;
Социально-трудовая;
Здоровьесберегающая;
Культурно-досуговая.

Учебные компетенции обучающегося:

От обучения как «пытка» к обучению как «потребность»;
От линейного изучения материала к гипертекстовому;
От инструкции к конструкции и открытиям;
От выполнения заданий к постановке собственных целей;
От книги к самостоятельному изучению;
От контролируемого обучения к ответственному и самооцениваемому обучению.


Компетентность – индикатор знаний, отражающий рабочую производительность человека
и его профессиональный успех

Компетенции – знания
в действии для успешной деятельности в определенной области

Квалификация  – уровень профессиональной подготовки учителя и его готовность к труду в сфере образования, состоящая из профессиональных компетенций

Профессиональный стандарт – документ, включающий
перечень профессиональных
и личностных требований к педагогу, действующий на всей территории Российской Федерации

Ключевые
понятия

Когнитивность;
Эффективное поведение;
Проявление способностей;
Внутренняя мотивация;
Научный потенциал;
Парадигма образования;
Содержание образования;
Педагогические технологии;
Создание воспитывающей среды;
Коммуникативное пространство;
Результаты образования

Современные требования к компетентности педагога:

Педагогическая технология – это упорядоченная и задачно-структурированная совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающая корректно-измеримый гарантированный результат в изменяющихся условиях


результаты обучения, воспитания и развития, учитывая склонности и способности детей, а также их реальные возможности;
обеспечение обратной связи с потребителями педагогической деятельности – детьми и их родителями;
внутренний аудит, результативный опрос, наблюдение и анализ планов и отчетов педагогов;
участие в конкурсах профессионального мастерства, конференциях различного уровня, семинарах, мастер-классах;
результаты участия обучающихся в Олимпиадах, Конкурсах, Форумах, Научных обществах;
профессиональное развитие на основе своевременного прохождения курсов повышения квалификации, переподготовки, стажировки и самообразования;
распространение педагогического опыта в результате публикационной активности;
разработка инновационных проектов, авторских методик и рекомендаций;
обладание необходимыми личностными и социально значимыми качествами, установление ЛОО с обучающимися и владение профессионально-педагогической деятельностью и компетенциями.

Интегративные показатели оценки педагогического труда: