ПЛАН:
1) Структура и содержание профессионально-педагогической деятельности. Исторические модели педагогической деятельности.
2) Личностно-ориентированное общение (ЛОО) в педагогическом взаимодействии. Фасилитационный подход.
3) Компетентностная модель современного педагога (функции, личностные и профессионально-важные качества (ПВК), профессионально-значимые психофизиологические свойства (ПЗ), компетенции).
4) Интегративные показатели оценки педагогического труда.
Цель
раскрыть психолого-педагогические требования к квалификации педагога,
его профессионально-важные качества личности, рассмотреть структуру, функции, содержание профессионально-педагогической деятельности на основе личностно-ориентированного общения и в соответствии с профессиональным стандартом
Исторические модели педагогической деятельности
Теоцентрическая
духовность и нравственность
– основа воспитания
и обучения
2. Социоцентрическая
четкий социальный заказ,
единое содержание
обучения и воспитания
3. Натурцентрическая
природная
предрасположенность
к обучению
и самовоспитанию
4. Антропоцентрическая
Каждый ученик талантлив
и может быть успешным
Структура деятельности в педагогике
Субъект
(педагог)
Субъект
(учащиеся)
Педагогическое
Взаимодействие
(ЛОО)
Объект
(форма, методы, средства)
Содержание профессионально – педагогической деятельности
Вид деятельности | Задачи | Умения |
Диагностика | Подбор методов диагностики. Разработка тестов проверки результатов образования. Интерпретация результатов диагностики | Психологические, организационные, прогностические |
Образовательная деятельность | Проектирование образовательного процесса, его дидактическое оснащение. Разработка технологии оценки и контроля способов осуществления действий | Познавательные, дидактические, конструктивно-технологические |
Личностно ориентированное общение | Формирование мотивов. Организация и осуществление игровой, познавательной и исследовательской деятельности детей: объяснение, демонстрация, проведение инструктажей, создание проблемных ситуаций, оценка и контроль качества результатов. | Коммуникативные, организационно-методические, специальные |
Социально ориентированное воспитание | Диагностика развития положительных качеств личности. Коррекция отклоняющегося поведения. Формирование коллектива. Организация управления коллективом и его самоуправления. Педагогическая поддержка. Сотрудничество с родителями. | Психолого-педагогические, прогностические |
Повышение уровня профессионально-педагогического образования | Профессиональное развитие. Изучение передового педагогического опыта. Освоение технологий инновационной деятельности. Развитие позитивной «Я»-концепции и педагогической рефлексии | Познавательные, проектировочные |
Личностно-ориентированное общение
(ЛОО)
Перцептивная
2) Коммуникативная
3) Интерактивная
Фасилитационный подход (К. Роджерс и др.)
Приемы фасилитационного подхода:
простота без фамильярности,
искренность без фальши,
доверие без попустительства,
просьба без упрашивания,
советы без навязчивости,
воздействия в форме предупреждения,
внушение без подавления самостоятельности,
серьезность без натянутости,
юмор без насмешки,
требовательность без придирки,
настойчивость без упрямства,
деловой тон без сухости.
Компетентностная
модель современного
педагога
1) Соц.-псих. направленность
2) Ключевые
компетенции
(Совет Европы):
3) П В К и способности
4) ПЗ психофизиол. св-ва
проф. установки;
проф. идеалы;
проф. интересы;
проф. ценности;
проф. мотивы;
проф. потребности;
- проф. способности
- Комуникативность
-Эмоциональная устойчивость
-Экстравертность
-Ориентированность во времени и пространст.
-Зрительно-двигательная координация
-Реактивность
-Энергетизм
познавательная;
гражданско-общественная;
социально-трудовая;
здоровьесберегающая;
- культурно-досуговая
Логическое мышление
- Педагогический гуманизм
Творческий потенциал
Субъективный контроль
Социальный интеллект
Эмоциональная отзывч.
Профессиональн. ответств.
Педагогический такт
Педагогическая рефлексия
- Организаторский талант
Профессиональные черты личности современного педагога:
1) Широкая эрудиция и стремление к познанию.
2) Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
3) Умеренный темп речи педагога, чёткая дикция, общая и специфическая грамотность.
4) Элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты.
5) Мгновенная реакция на любую педагогическую ситуацию, находчивость.
6) Умение организовать работу всех детей одновременно.
7) Обратная связь – проверка степени освоения знаний.
Ключевые компетенции педагога:
Познавательная;
Гражданско-общественная;
Социально-трудовая;
Здоровьесберегающая;
Культурно-досуговая.
Учебные компетенции обучающегося:
От обучения как «пытка» к обучению как «потребность»;
От линейного изучения материала к гипертекстовому;
От инструкции к конструкции и открытиям;
От выполнения заданий к постановке собственных целей;
От книги к самостоятельному изучению;
От контролируемого обучения к ответственному и самооцениваемому обучению.
Компетентность – индикатор знаний, отражающий рабочую производительность человека
и его профессиональный успех
Компетенции – знания
в действии для успешной деятельности в определенной области
Квалификация – уровень профессиональной подготовки учителя и его готовность к труду в сфере образования, состоящая из профессиональных компетенций
Профессиональный стандарт – документ, включающий
перечень профессиональных
и личностных требований к педагогу, действующий на всей территории Российской Федерации
Ключевые
понятия
Когнитивность;
Эффективное поведение;
Проявление способностей;
Внутренняя мотивация;
Научный потенциал;
Парадигма образования;
Содержание образования;
Педагогические технологии;
Создание воспитывающей среды;
Коммуникативное пространство;
Результаты образования
Современные требования к компетентности педагога:
Педагогическая технология – это упорядоченная и задачно-структурированная совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающая корректно-измеримый гарантированный результат в изменяющихся условиях
результаты обучения, воспитания и развития, учитывая склонности и способности детей, а также их реальные возможности;
обеспечение обратной связи с потребителями педагогической деятельности – детьми и их родителями;
внутренний аудит, результативный опрос, наблюдение и анализ планов и отчетов педагогов;
участие в конкурсах профессионального мастерства, конференциях различного уровня, семинарах, мастер-классах;
результаты участия обучающихся в Олимпиадах, Конкурсах, Форумах, Научных обществах;
профессиональное развитие на основе своевременного прохождения курсов повышения квалификации, переподготовки, стажировки и самообразования;
распространение педагогического опыта в результате публикационной активности;
разработка инновационных проектов, авторских методик и рекомендаций;
обладание необходимыми личностными и социально значимыми качествами, установление ЛОО с обучающимися и владение профессионально-педагогической деятельностью и компетенциями.
Интегративные показатели оценки педагогического труда:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.