ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ
СТАНДАРТОВ WORLDSKILLS
ГАПОУ Свердловская область «Серовский техникум сферы обслуживания и питания»
город Серов (Россия)
В Московском государственном областном университете проходил чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по профессиональной компетенции: Учитель основной и средней школы. Приведем описание профессиональной компетенции по документам WorldSkills Russia (4). Учитель основной и средней школы осуществляет педагогическую коммуникацию с обучающимися 11-17 лет с учетом их психологических и физиологических особенностей. Проектирует и проводит занятия, направленные на достижение целей обучения, развития и диагностики возможностей и особенностей обучающихся, опираясь на достижения в области педагогики и психологии, современных информационно-коммуникационных технологий. Разрабатывает и применяет необходимые обучающие средства. Организует и поддерживает разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на их индивидуальные образовательные потребности: исследовательскую, проектную и другие, в том числе во внеурочной форме. Взаимодействует коллегами-педагогами по вопросам развития образовательной организации, проектирования основной образовательной программы школы, повышения качества образования, обеспечения безопасной развивающей и воспитывающей среды в школе и т.п. Осуществляет педагогическое взаимодействие с детьми с особыми образовательными потребностями.
Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательной деятельности. Осуществляет взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность с использованием современных способов оценивания с применением информационно-коммуникационных технологий. Оценивает эффективность обучения в части достижения запланированных результатов обучающихся [4].
Программа вузовского чемпионата МГОУ «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) была многодневной и насыщенной. Оценка знаний участника проводилась исключительно через практическое выполнение конкурсного задания [4]. Структура конкурсного задания представляла собой совокупность четырех модулей:
1. Модельное учебное занятие.
2. Внеурочная деятельность.
3. Обучающие средства.
4. Профессиональная педагогическая коммуникация.
Содержанием конкурсного задания являлась педагогическая, методическая и диагностическая работа учителя в образовательной организации на уровне основного и
среднего общего образования. Участники соревнований получали инструкцию по выполнению каждого отдельного модуля, раздаточный материал, перечень планируемых результатов учебного занятия, описание ситуации взаимодействия с родителями, кейс для организации обсуждения с коллегами-педагогами. Конкурс включал в себя проектирование учебного занятия и его демонстрацию, проектирование внеурочной деятельности обучающихся и демонстрацию занятия внеурочной деятельности, разработку обучающего средства, решение педагогических задач, содержанием которых является взаимодействие с родителями и профессиональная коммуникация с коллегами-педагогами [4].
На факультет технологии и предпринимательства МГОУ была возложена задача по подготовке, организации и проведению чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), которую факультет ФТП с честью выполнил, и не останавливаясь на достигнутом, разработал материалы для Межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы опережающей подготовки рабочих кадров на основе стандартов Worldskills». Целью Межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы опережающей подготовки рабочих кадров на основе стандартов Worldskills» является обсуждение проблем и перспектив подготовки кадров по направлению «педагогическое образование» на основе стандартов WorldSkills; согласование профессиональных позиций по обновлению содержания и итоговой аттестации педагогических кадров. Рассматриваемые темы затрагивают сферу деятельности МГОУ – подготовку педагогических кадров:
1. Международное движение WorldSkills как ресурс развития педагогической профессии.
2. Перспективы и проблемы подготовки педагогических кадров по стандартам
WorldSkills.
3. Подходы к оценке профессиональной педагогической деятельности: место оценочных инструментов и технологии WorldSkills в российской образовательной практике.
4. Региональный опыт подготовки и организации чемпионатов WorldSkills по педагогическим компетенциям.
Попробуем поразмышлять о современном университетском образовании на уровне личностной и общественной значимости. Научно-исследовательский, образовательный, междисциплинарный характер университетской подготовки, обилие педагогических и производственных практик являются несомненными ценностями университета, трансформирующиегося в результате вызовов со стороны общества и личности. В литературе выделены три признака университета мирового класса: талантливые студенты и преподаватели, изобилие ресурсов, амбициозное стратегическое видение [2]. Современный университет связывают с понятием «проектный» и рассматривают как переходный от гумбольтовского (исследовательского) к мыследеятельностному. Как показывает анализ практики, в университетах осуществляется переход, пусть неравномерно, от транслятивной (лекционно-семинарской) модели к интегрированной, включающей проектирование, решение кейсов, стажировки, предполагающей использование симуляторов (макетов, тренажеров, моделей и т.д.). В качестве важного результата, наряду с профессиональными компетенциями, рассматривается развитие у студентов способностей к коммуникации, лидерству, кооперации, дипломатии, выстраиванию отношений; формирование командных, публичных, «мышленческих» навыков; умений презентовать свои идеи, принять решение, креативно решать открытые задачи, в том числе социального плана, и др. Эти компетенции относят к так называемым soft skills – «мягким» / «гибким» навыкам, владение которыми во многом определяет успех будущей профессиональной деятельности студентов. Но если hard skills – «твердые» профессиональные навыки, связанные с выполняемой деятельностью, как правило, хорошо измеримы, достаточно устойчивы, отождествимы с конкретными конструкциями, входят в состав должностных инструкций и квалификационных характеристик, за их формирование «отвечают» специальные учебные дисциплины, то soft skills развиваются, чаще всего, стихийно. При этом возникают вопросы не только о том, «чему учить» (каков наиболее востребований «набор» soft skills), но и «как учить», а также как измерить то, чему человек научился?
Как показывает анализ опыта, в настоящее время существуют два подхода к формированию soft skills. Первый – это обучать soft skills непосредственно, вводя в рамках вариативного компонента учебного плана отдельные курсы. Например, в ряде зарубежных университетов, а также в российской высшей школе экономики, есть курс тимбилдинга (командообразования). Второй подход – использовать потенциал изучаемых дисциплин в сочетании с неформальным образованием, внеучебной воспитательной работой. Второй подход чаще распространен в российских университетах.
Отметим важное значение soft skills для будущих педагогов. Профессия педагога является публичной, что делает особо востребуемыми умения презентовать себя и свои идеи; выстраивать отношения с различными субъектами образования: учениками, родителями, педагогами, социальными партнерами; кооперировать свои действия с другими участниками образовательного процесса; решать творческие открытые задачи; проявлять лидерские качества и др. Кроме того, педагог должен уметь развивать soft skills у учащихся. О важности тех же навыков работы в команде говорит следующий факт. В 2015 году отдельные международные сравнительные исследования были посвящены тому, как ученики старших классов работают в командах, так называемая PISA для команд.
Большим потенциалом в развитии soft skills компетенций обладает педагогика как учебная дисциплина, а также внеучебная воспитательная работа. Новых компетенций и понимания требует от учителя и проектно-активная педагогика, которая получила широкое распространение.
Нами предложена карта soft skills по педагогике, включающая три блока:
1. Блок развития когнитивных способностей: умение панорамно и критически мыслить
(развитие связей: преподаватель-студент; педагогика-психология-предметная область и т.д.); формирование проектного мышления (способность к предвидению, целеполаганию); развитие умений принимать решения в ситуациях недостатка времени (скорость реакции, скорость обработки данных); развитие умений творчески решать открытые задачи;
2. Блок развития деятельностных способностей: лидерские качества, умение управлять собой и аудиторией (организаторские способности, мимика, пантомимика, речь); умение
создавать тексты, способность к визуализации информации; умение взаимодействовать с другими людьми;
3. Блок развития личностных способностей: умение публично выступать (способность грамотно и понятно излагать свои мысли, увлечь аудиторию перспективой интересного и полезного дела, презентация себя); умение работать в команде (в том числе работа в проектном офисе, проектной группе ); коммуникативные способности; умение мотивировать, увлекать;
умение «видеть» другого человека; овладение навыками тайм-менеджмента (самоорганизация себя и своего времени).
Обозначенный набор soft skills можно определить как «зону ответственности» педагогики. Однако, как было отмечено выше, большим потенциалом в их развитии обладает и внеучебная воспитательная работа, в том числе неформальное образование.
Фокусируя содержательно деятельность преподавателя на развитии soft skills, необходимо изменить форматы и технологии взаимодействия преподавателей и студентов. Традиционные формы занятий уже не интересны для нового поколения обучающихся. Их увлекают геймификация, e-learning, m-learning, социальное обучение. При проектировании форм взаимодействия со студентами в процессе развития soft skills важно учитывать ряд современных тенденций. Во-первых, реализовать переход от передачи знаний к созданию знаний. Доступность и высокая скорость обмена знаниями зачастую позволяет быть более успешным не тому, кто больше знает, а тому, кто быстрее и лучше ищет, идентифицируя, анализируя и создавая информацию. Во-вторых, переход от привычной схемы преподаватель-студенты к взаимодействию преподаватели-студенты, создавая коллаборации и работая в команде. В-третьих, переход от узкой специализации к кросс-функциональному обучению. Наконец, желательно, как показал наш опыт, использовать различные сочетания: работа в аудитории, e-learning, проекты (практические, социальные и др.) и симуляции, с целью максимального вовлечения слушателей и закрепления профессиональных и soft skills компетенций.
При разработке технологий и форм развития soft skills возможно движение по модели реинжиниринга образовательного процесса. Например, создание коммуникативных лабораторий; проектных офисов; исследовательских групп преподавателя (парадокс – цитата К.Керра «Чем выше уровень преподавателей, тем меньше они озабочены обучением студентов» [1]); внедрение нелинейного расписания; проведение различных школ и др. В нашем опыте в процессе развития soft skills во внеучебной деятельности неплохо зарекомендовали себя такие известные формы, как: студенческое самоуправление, волонтерские программы, социальные проекты, конференции, тренинги и др. На занятиях по
педагогике полезными в рассматриваемом контексте явились технологии проектного, интерактивного обучения, тамй-менеджмента, работа проблемных групп, научные бои, решение реальных открытых проблем и задач, решение кейсов. Большим потенциалом в развитии soft skills обладают реализуемые во многих педагогических вузах школы вожатского мастерства [3].
Современный университет должен стать коммуникационным хабом, площадкой взаимодействия по актуальным проблемам науки и образования, дать возможность приобретать и развивать компетенции, которые позволят студентам успешно реализоваться в быстро изменяющемся мире.
Литература
1. Дельбанко Э. Колледж: Каким он был, стал и должен быть. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2015. 256 с.
2. Салми Д. Создание университетов мирового класса. М.: Издательство «Весь Мир», 2009. 132 с.
3. Черкасов В.В. Проблемы реализации оздоровительных технологий в детских оздоровительных лагерях средствами физической культуры // Педагогика в глобализирующемся пространстве науки: Вызовы педагогическому образованию в подготовке учителя завтрашнего дня. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции.
Тобольск, 2014. С. 148-151.
4. https://worldskills.ru/ - официальный сайт WorldSkills Russia.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.