Основы профессиональной психологии взрослых
Собственный опыт
Предлагаю Вашему вниманию собственный опыт обучения студентов колледжа Бокситогорского института (филиала) им. А.С. Пушкина.
Начав свою профессиональную деятельность в роли педагога по физической культуре, мне пришлось столкнуться с задачей, которая, как мне казалось, довольно просто решается.
Обучить студентов конкретным двигательным действиям, но столкнулась с серьезной проблемой.
Приведу пример на группе студентов, обучающихся по специальности «Дошкольное образование». В группе обучаются только девушки.
На вводном уроке по физической культуре я проводила простые тесты, для того, чтобы выявить уровень физического развития студентов и понять, как дальше строить свою работу с ними.
Один из тестов был Прыжок в длину с места. Как оказалось, что из 20 человек 8 человек не умеют или бояться выполнить простое двигательное действие. Параллельно я проводила тренировочные занятия в группах СОГ (спортивно-оздоровительная группа), где дети все выполняют прыжок в длину без страха и стеснения.
Проведя беседу выяснилось, что у детей пониженное чувство страха и для них выполнение прыжка в длину- это соревнование между сверстниками и возможность показать себя. У студентов- это борьба со своими страхами (не оказаться в неловкой ситуации перед одногруппницами, боязнь критики преподавателя, до боязни упасть и что-то повредить.
Столкнувшись с данной проблемой, мне было необходимо продумать и разработать уроки так, чтобы помощь студенткам преодолеть данный психологический барьер и научить выполнять двигательное действие. Ведь если не сделать этого сейчас, то процессе обучения задачи станут не выполнимыми. Если студены боятся выполнить прыжок в длину с места, то занятия по обучению прыжку в высоту можно даже не планировать, а соответственно не будет положительной динамики обучения, а также не выполнить план своей работы.
Рассмотрев возможные методы, приемы и технологии обучения, ведь эффективность формирования двигательных навыков во многом зависит от их правильного подбора, я решила, что на первом этапе целесообразно будет применить словесный метод и объяснить технику выполнения, а также метод наглядности и предложила студентам просмотр схемы техники выполнения прыжка в длину с места. (картинка), а также обучающего видео, после просмотра провели СЛАЙД 5 дискуссию и обсудили элементы и технику выполнения, а также важные моменты, на которые стоит обратить внимание. Что помогло теоретически понять технику выполнения прыжка.
На следующем этапе я применила игровой метод обучения, где использовала подвижные игры, способствующие обучению прыжку в длину с места («рыбаки и рыбки», «волк во рву», «кто дальше прыгнет»). Данный метод в основном применяют для обучения детей, но студенты также заинтересовались и почувствовали себя увереннее. Считаю, что данный метод можно и даже необходимо применять при обучении взрослых.
А также на своих занятиях применяла метод обучения других (немедленное применение знаний). Является активным методом обучения, то есть вовлеченность обучаемых в формировании у себя знаний, умений, навыков.
В конце я еще раз провела тест «прыжок в длину с места», где все студентки справились с задачей, пусть не на 100% правильно, но им удалось преодолеть страх.
Заключение.
Подводя итоги, можно сказать что в ходе моей работы мне удалось ответить на ряд вопросов:
- какие методы более эффективны при обучении двигательному действию взрослых людей;
- какие приемы помогут обучающемуся преодолеть страх и неуверенность;
- как найти собственный подход к каждому студенту.
И главный вопрос, который я задаю себе в процессе работы Какие технологии и приёмы необходимо использовать, для того чтобы мои уроки были интересные, не шаблонные и безопасные.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.