Почтаренко Наталья Михайловна
Учитель географии первой кв. категории
Учитель обществознания второй кв. категории
МОУ «ТСШ №9 им. С.А.Крупко»
г. Тирасполь
Профессионально – личностное развитие педагога в условиях цифровизации
Аннотация: Цифровизация — это тренд, который захватывает новейшие сферы, и образовательный процесс — не исключение. Учитель обязан в идеале овладеть многими цифровыми технологиями. В период пандемии и других непредвиденных обстоятельств, заставившей всех перейти в онлайн обучение. Все больше педагогов понимают на сколько важно применять новые технологии в учебном процессе: они вызывают мотивацию и увлекают учеников, а также повышают заинтересованность детей к уроку и тем самым экономят драгоценное время. В статье исследуются основные направления цифровизации образования, а также определяет готовность учителей образовательных учреждений к работе в новых условиях.
Развитие нынешнего общества и достижения научно - технического прогресса определяет необходимость внедрения цифровизации во все отрасли и сферы жизнедеятельности современного общества и, в частности, в систему образования. Это определяет принципиально новые задачи как перед системой образования в целом, так и перед каждым учителем любой образовательной организации.
Ключевые слова: педагог, цифровая образовательная система, профессионально-личностное развитие, цифровизация образования, постоянное образование, условия развития.
Главным и приоритетным направлением государственной политики в системе образования на современном этапе является создание цифровой образовательной среды в каждом учебном заведении.
Мир захлестнула научно- техническая революция, люди не перестают разрабатывать новые технологии и стараются улучшить уже существующие. Мировое сообщество модифицируется, определяется, а значит, обновляются и все важнейшие сферы жизнедеятельности мирового общества. Система образования также становится более информационно - технологичной: в нынешнее время появилась возможность проводить онлайн обучение, видеоконференции с участием коллег из других государств, различные мультимедийные приспособления на сегодняшний день установлены практически в каждой аудитории и классе.
Конечно же изменяя мир, человек имеет возможность меняться сам. Устанавливая высокие требования к современному мультимедийному оснащению, нельзя оставлять без внимания и то , что требования усиливаются и для людей в том числе. Нынешнему обществу необходим новый тип личности: личность эффективная, результативная и целеустремлённая, а также эта личность должна быть ответственной и успешной.
Сегодня мы сошлись в едином мнении в том, что учащиеся постигают цифровое пространство гораздо быстрее, чем их учителя. Но, несмотря на это, задача по становлению и усовершенствованию цифровых навыков и культуры юного поколения находится в наших руках, в руках простого учителя, а это большая ответственность.
Для этого, как никогда, необходимо привлекать учителей к регулярным занятиям и прививать у них навыки, новых профессиональных компетенций, которые позволят уверенно использовать новые технологии на своих занятиях.
А это значит, что повышение профессиональных качеств педагога становится основной задачей педагогического образования. Учителя нуждаются в системном и постоянном образовании и конечно же самообразовании, для того чтобы охватить все технологии, которые постоянно развиваются и применять их регулярно в своей педагогической практике. Отсюда следует, что сформировавшееся положение не дает права говорить нам о каких-либо глобальных реформах в ближайшее время, не прибегая к пересмотру переподготовки квалифицированных сотрудников, введению новых требований к профессиональным компетенциям педагога. [1, с. 27-34.]
В условиях развития цифровизации образовательной среды очевидным выявляется недостаточное усвоение цифровых навыков педагогами.
Учитель должен сам стремится к своему самообразованию, для этого использовать все возможные современные технологии.
Педагогическое самообразование – процесс индивидуального и самостоятельного, исследования педагогом новых педагогических ценностей, технологий, умений и навыков их использования в творческой и профессиональной деятельности.
Вследствие этого целью нашего исследования стало определение условий для профессионально-личностного развития современного педагога в процессе цифровизации образования и трансформации непрерывного педагогического образования.
В образовательной сфере, как и в бизнесе, применение новомодных технологий дает большое конкурентное преимущество. У педагога, который выходит за рамки традиционных методов, меловой доски и домашнего задания из учебного пособия, уроки будут увлекательнее и результативнее, чем у его консервативных коллег.
Учитель обязан умело жонглировать различными инструментами: организовывать обучающие викторины, создавать квесты и наглядные презентации, и все материалы урока скидывать в «облако», быть доступным в соцсетях и мессенджерах и т.д.
Учитель прекрасно понимает, что значимо для нынешних детей и в каком формате это лучше презентовать. Это дозволяет донести до учеников информацию таким образом, чтобы они заинтересовались ею и сами пожелали с ней что-то сделать не только вовремя урока, но и после него. Ведь основная задача педагога — не столько воспитать и научить ребенка, а сделать так, чтобы он самостоятельно этого захотел.
На территории РФ запущена программа «Цифровой учитель», это в первую очередь проявилось в отказе в ряде регионов от бумажных журналов в пользу электронных. С этого года и на территории нашей республики все образовательные учреждения используют только электронные дневники.
«Цифровой» учитель не обязательно должен использовать суперсовременное дорогое оборудование. Тут речь скорее идёт об умении работать с доступными сервисами и устройствами — показать креативность и придумать, как их эффективно использовать в учебном процессе и использовать доступные педагогу сервисы по максимуму. [2, с. 72]
Сегодня нужно уметь приобретать информацию из различных источников, использовать её и создавать самостоятельно что-то новое.
Огромные возможности предоставляют бесплатные соцсети. Они имеют такие опции, как обмен файлами. В них уже есть онлайн-трансляции, опросы, видеозвонки, образовательные игровые тренажеры.
Также в интернет-ресурсах есть немало инструментов для организации квизов, квестов, викторин и опросников, которые приходиться по душе ученикам.
В своей педагогической практике очень часто прибегаю в работе к таким платформам как: «ЭШП», «ЯКласс», «Учи.ру» и многое другое.
В цифровой школе заложена интересная идея интеграции образовательных технологий с цифровыми поэтому, чтобы применять образовательные задачи на более творческом уровне, необходимо педагогу применить новые возможности цифровых технологий для распределения различных учебных процессов.
Цель цифрового обучения заключается не в том, чтобы применять информационные технологии как что-то модное, а в том, чтобы сотворить и открыть новейшие образовательные территории и помочь ученикам знакомиться с различными фактами, явлениями, процессами с разных точек зрения.
Для этого педагогу необходимо освоить первоначальные азы информационно - теоретической базы, которая лежит в основе концепции цифрового класса, а также иметь соответствующие инструменты и приложения, чтобы достичь поставленных целей, которые учитель ставит перед самим собой и на что его направляет современное общество в лице государства и родителей.
Сегодня мы как никогда понимаем, что учитель обязан уверенно ориентироваться в цифровой среде уметь искать новые знания и применять их в повседневной работе. [3, с. 71-74.]
Следовательно, сегодня мы видим, что существует масса возможностей для профессионального роста педагога. А самое главное – чтобы у учителя было личное желание улучшить свои профессиональные возможности.
Литература
1. Акимова О.Б., Щербин М.Д. Цифровая трансформация образования: своевременность учебно - познавательной самостоятельности обучающихся //Инновационные проекты и программы в образовании. -2018. - №1. – С.27-34.
2. Блинов В.И., Дулинов М.В. и др. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения / В.И. Блинов, М.В. Дулинов, Е.Ю. Есенина, И.С. Сергеев – М.: Издательство «Перо», 2019. – 72 с.
3. Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. Концептуальные подходы к организации многоуровневой подготовки педагогических кадров в условиях цифровизации / М.Е. Вайндорф-Сысоева, М.Л. Субочева // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – Выпуск 60. Часть IV. – С. 71-74.
4. Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы / А.А. Вербицкий // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2019. – № 1(6). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019.
5. Колыхматов, В.И. Значение цифровых технологий в профессиональном развитии педагога / В.И. Колыхматов // Межрегиональная научно-практическая конференция «Педагогический поиск: инновационный опыт, проблемы качества профессионального развития педагога»: сборник материалов. – СПб., 2019. – С. 50–55.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.