Профессиональное самоопределение
как средство социализации и адаптации учащихся
в современных условиях
«Когда человек не знает, к какой
пристани он держит путь,
для него ни один ветер не будет попутным»
СЕНЕКА
Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека, именно поэтому учащиеся прислушиваются к мнению друзей, родителей, собирают информацию о престижности различных видов специальностей, уровня востребованности, дальнейших возможностей применения этих профессий в жизни.
В настоящее время в связи с изменением экономических условий в нашем государстве значимость проблемы профессионального самоопределения резко возрастает. Для системы образования основополагающим является то, что процесс профессиональной ориентации и профессионального самоопределения – это часть общего процесса социальной ориентации молодежи.
По данным министерства труда и занятости населения ЛНР в ближайшие годы наиболее остро будет стоять потребность в рабочих профессиях. Как показывает статистика, в советское время 70% населения получали начальное и среднее профессиональное образование, 30% - высшее. В начале 2000 годов все изменилось в точности до наоборот. Этот дисбаланс привел к тому, что сейчас наблюдается острая нехватка рабочих рук. Но большинство молодежи все еще стремится в вузы. Порой люди поступают в институт, потому что это престижно.
Задача всех педагогов и нас в том числе, нацелить родителей и учеников к выбору тех профессий, которые востребованы на рынке труда. Должна быть системная, плановая работа по профориентации. Только тогда мы сможем правильно сориентировать выпускников наших школ, когда посещая школы с целью профориентации, мы будем раскрывать им суть той или иной профессии.
Профориентация должна обеспечить возможность:
Ò осознать свои интересы и возможности, научиться ставить перед собой реальные цели (составление жизненного и профессионального плана);
Ò принять решения относительно выбора профессии;
Ò облегчить переход от школы к жизни.
Профориентационая работа в школе должна быть организована на трех уровнях:
Для формирования практических представлений о профессиях немаловажное значение приобретают экскурсии в учебное заведение и профессиональные встречи, на которых ребята получают объективную информацию от людей представленных профессий.
Важным методом профориентации является беседа. Представление человека о себе необходимо увязать с представлениями о выбираемой профессии, поэтому вся беседа строится на выявлении этих представлений и их сопоставлении. Можно попросить консультируемого описать какие, по его мнению, виды работ приходится выполнять в данной профессии и какие для этого необходимы знания, умения и навыки. Что больше всего ценится в данной профессии, какими качествами обладает человек, добившийся успеха в данной профессии? В беседе необходимо определить, по каким причинам консультируемый выбирает ту или иную профессию, кто одобряет и кто осуждает его выбор, почему, и какие доводы при этом кажутся ему убедительными. Хорошо использовать конкретные жизненные примеры.
Одной из основных форм работы педагога в рамках профессиональной ориентации является взаимодействие с семьей школьника.
Родителей все большие и больше начинает волновать будущее их детей, связанное с выбором профессии и места дальнейшего (уже профессионального) образования, поэтому оснований для укрепления взаимодействия педагога с семьей старшеклассников по вопросам профессионального самоопределения появляется вполне достаточно.
В самом общем плане можно выделить следующие основные направления работы с семьями самоопределяющихся подростков (эти направления как раз и могут стать основой плана совместной работы с родителями).
1. Обсуждение возможных перспектив профессионального самоопределения школьников на родительских собраниях.
2. Организация родительских лекториев по вопросам профориентации. Проводить занятия с родителями могут не только специалисты данной школы, но и приглашенные Центра занятости, педагоги и мастера профессиональных учебных заведений.
3. Индивидуальные беседы и профконсультации. Это могут быть консультации самих родителей, а также совместные консультации с присутствием родителей и их детей.
4. Рекомендуется поддерживать определенные контакты с семьей для получения оперативной информации о сложных подростках. Например, с помощью телефонных разговоров, а иногда и через посещение семьи подростка, хотя сейчас опыт такого взаимодействия во многом утрачен, но он представляется достаточно перспективным.
Понятно, что когда речь идет о взаимодействии с семьей самоопределяющегося подростка, то это не должно ограничиваться общением только с его родителями. Важными членами семьи, значимыми для конкретных старшеклассников могут быть бабушки и дедушки, старшие братья и сестры и другие члены семьи.
Выбор профессии – это второе рождение человека, поэтому задача педагога - дать общую ориентировку в мире профессий и помочь разобраться в личных качествах, важных для выбора будущей специальности.
Как важно бывает найти свое место
И жить, размышляя о том,
Что нужен кому-то,
Что жить интересно,
Что есть и работа, и дом,
Что эта работа приносит достаток
И то, что она по душе,
Что день перегружен,
Что вечер так краток
И ждут тебя дома уже…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.