Профессиональное самоопределение старшеклассников.
Оценка 4.6

Профессиональное самоопределение старшеклассников.

Оценка 4.6
Документация
doc
воспитательная работа
27.02.2021
Профессиональное самоопределение старшеклассников.
Профессиональное самоопределение старшеклассников..doc

Профессиональное самоопределение старшеклассников.

1. Введение

Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Профессия человека своего рода судьба, поэтому стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно ее планировать. Каждый человек при выборе профессии руководствуется разными принципами: кому-то посоветовали родители, кто-то пошел учиться вместе с товарищем, подругой, кто-то выбрал популярную, модную профессию. Проблема трудоустройства молодежи стоит очень остро, а для молодежи с ограниченными физическими возможностями эта проблема существеннее вдвойне. Во всем мире люди с инвалидностью работают и  делают свой посильный вклад на всех уровнях, однако многие, кто хотел бы работать, не имеют такой возможности вследствие тех или иных причин.

Известно, что юность (14-18 лет) – возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? Где я больше всего нужен? Эти и многие вопросы встают перед старшими школьниками. Особенно это актуально в специализированных школах, где выбор профессии зависит и от ограничений ребенка, в связи с заболеваниями.  Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко. Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из легких. Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье. Общество расширяет возможности жизненного самоопределения молодежи. Перед ней возможности для приложения своих сил и способностей в самых различных областях деятельности на благо общества. Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.

2. Цели и задачи профориентационной работы

Главная цель работы по профессиональному самоопределению заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, в корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного). А так же в готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно – значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.  Особенно это важно для подростков с ограниченными возможностями здоровья,  для которых интеграция в обществе является жизненно важной


Период перехода от школы к трудовой деятельнос­ти - сложная стадия в человеческой жизни. В течение этого периода молодой человек борется за личную не­зависимость и должен принять решение относительно дальнейшего жизненного пути. Это трудный этап для каждого человека, но еще более сложен он для моло­дых инвалидов. Для таких подростков опыт, приобре­таемый по мере продвижения во взрослую жизнь, ус­ложнен физическими или интеллектуальными ограни­чениями, неоправданными надеждами и окружающи­ми препятствиями.

Работа - важная часть человеческой жизни. Она включает в себя социальные контакты, вносит распо­рядок в повседневную жизнь, именно здесь осознается чувство необходимости конкретного человека для об­щества. Давая материальную поддержку, работа обес­печивает независимость человека. По этим причинам работа является даже более важной для инвалидов, чем для обычных людей.

3. Проблемы при выборе профессии.


На основании изучения состояния практики профо­риентационной работы выявлены следующие пробле­мы, возникающие у подростков с ограниченными возможностями:

• не знают своих возможностей и ограничений, не­адекватно себя оценивают;

• не имеют достаточной информации о реальном производстве, о профессиях и их требованиях к работ­нику;

• не имеют информации о возможностях професси­ональной подготовки в данном регионе, о порядке и возможностях трудоустройства, о наиболее конкурен­тоспособных профессиях в данном регионе;

• не имеют возможности проконсультироваться и получить помощь в планировании своей карьеры;

• социально плохо адаптированы, не сформирова­ны необходимые социальные навыки;

• не активны, не сформирована готовность к труду и трудовая установка, инфантильны.

• не умеют отделить реальные возможности от "фан­тазийных", идеальных установок.

Выбирая из множества профессий, надо, во-первых, четко представлять себе, что школьник хочет от профессии (мотивы выбора), каким должно быть содержание профессии, чтобы было интересно работать, какая заработная плата его устроит, какой образ жизни он хочет вести, сколько времени и сил он сможет отдать освоению этой профессии?

Второе условие выбора профессии – учет своих способностей, ограничений, связанных с заболеванием.

И третье условие – важно знать содержание профессии, какими умениями и навыками должен обладать специалист, какими психологическими качествами обеспечивается успешность в работе.

Существует формула выбора профессии, которая состоит из трех следующих друг за другом факторов:

1-й фактор включает в себя профессиональную направленность, интересы, склонности человека, желания. Мы можем назвать этот фактор одной фразой: «ЧТО Я ХОЧУ». И если мы выпишем список профессий, которые нам интересны, и мы хотели бы освоить, этот список бы получился очень длинным. Но одного «хочу» в выборе профессии мало. Вступает в действие уже 2-й фактор.

2-й фактор включает в себя состояние здоровья, личностные особенности. Кто-то из вас склонен к активной деятельности, а кому-то нравиться выполнять работу, требующую внимания, усидчивости. Здесь же необходимо учитывать уровень ваших знаний и личные способности, осведомленность в разных областях деятельности, уровень интеллектуального развития. В процессе медицинской диагностики осуществля­ется определение медицинских показаний и противо­показаний к профессиональному обучению и труду в тех или иных доступных им по состоянию здоровья профессиям.

Большое значение при выборе профессии имеет и материальное состояние семьи. Второй фактор можно назвать одной фразой, «ЧТО Я МОГУ». И если список профессий, который вы написали, приведя в соответствие с вашими интересами, мы будем редактировать в соответствии с вашими возможностями, он станет более кратким, но более реальным.

3-й фактор включает в себя специфику регионального рынка труда, спрос на данную профессию, а также возможность построения профессиональной карьеры, в том числе, освоения смежных специальностей. Этот фактор можно назвать одной фразой: «ЧТО НАДО». Из отредактированного списка мы начинаем выбирать те профессии, которые нужны на рынке труда и дают человеку больше возможностей в построении профессиональной карьеры (профессиональный постоянный рост по вертикали – начинает с низкой должности и в дальнейшем переходит на более высокие и ответственные должности, например, рабочий, мастер, бригадир, начальник смены и т. д. Или по горизонтали, когда человек на рабочем месте осваивает широкий спектр смежных специальностей и совершенствует свое мастерство, например техник-строитель может освоить еще специальности на рабочем месте: бетонщик, каменщик, плиточник, мозаичник и т.д.).

После изучения материалов и различной литературы цель профориентации можно свести к тому, чтобы помочь в выборе профессии, т.е. разобраться в себе, а так же узнать свои интересы, склонности, личностные качества, индивидуальные особенности, особенности здоровья, востребованность профессий на рынке труда и с учетом этого найти такой вид деятельности, где будет возможным успешно себя применить.

4. Система профессиональной работы в классе

Основные направления профориентационной работы:

• развитие профессиональных интересов, склонно­стей;

• осознание своих способностей и возможностей;

• сбор профессионально-важной информации (о доступных профессиях, о возможностях профессиональ­ной подготовки и трудоустройства в данном регионе...).

• первичное планирование карьеры:

• выбор круга планируемых профессий;

• выбор уровня профессиональной подготовки;

• выбор места профессиональной подготовки.

Профессиональное просвещение – предусматривает вооружение учащихся определенной совокупностью знаний об особенностях различных профессий, условиях правильности выбора одной из них, воспитание положительного отношения и различным видам профессиональной и общественной деятельности, формирование мотивированных профессиональных намерений. (Профессиональное просвещение включает в себя профессиональную информацию определенного круга сведений о наиболее массовых профессиях, информирование о способах и условиях овладения ими, так же профпросвещение включает в себя пропаганду общественной значимости тех профессий, в которых в данное время испытывает острую потребность экономики региона).

 

Формы профориентационной работы

Осуществляет­ся целая система профориентационной работы в соот­ветствии с интересами детей, их возможностями, уровнем подготовки и   со спецификой отклонений в развитии:

- профессиональная информация и пропаганда (как для учеников, так и для их родителей) - ознакомление с различными профессиями, беседы с выпускниками школы, представителями ПУ, техникумов, ВУЗов с презентациями их учебных заведениях, посещение учебных заведений,  выявление профессиональных планов и их коррек­тировка
- развитие профессиональных интересов - путем выявления склонностей и развития у ребенка творчес­ких способностей в данном направлении (на занятиях, в кружках, индивидуально, тестированием и анкетированием);

- формирование общетрудовых умений и навыков, трудовые пробы в различных видах деятельности на уроках труда, внеурочной деятельности.


Комплекс методик должен включать простые, хо­рошо проверенные и информативные анкеты и тесты, предназначенные для количественной оценки интере­сов, склонностей, особенностей личности школьников. Обследование может проводиться по полной и со­кращенной программе.

Конкретная профессиональная направленность учащихся изучается с помощью дифференциально-ди­агностического опросника (ДДО). ДДО направле-на-|-диагностику интересов и склонностей учащихся (с 12 лет) к определенному типу профессий («человек - при­рода», «человек - техника», «человек - знаковая сис­тема», «человек - человек», «человек - художествен­ный образ»).

Опросник профессиональной готовности (ОПГ) дает возможность выявить субъективную оценку инва­лидом своих умений, чувств, желаний, влечений при включении его в профессиональную деятельность од­ного из типов: «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «чело­век-художественный образ». Рекомендуется использо­вать с 14-ти летнего возраста.

"V Методика Голланда дает возможность определить склонность испытуемого к одному или нескольким ти­пам профессиональной деятельности: рационалистичес­кий, интеллектуальный, социальный, предприимчивый, конвенциональный, артистический.

Опросник профессиональной направленности (ОПГ) предоставляет возможность определить модель 32

желательной и доступной профессии на основании обобщения ее существенных характеристик (физичес­кая тяжесть, умственная напряженность, коллектив­ность, уровень нервно-психического напряжения, сис­тема подчинения, уровень оплаты и т. д.), а также выяс­нить предпочитаемый тип деятельности (предмет тру­да) и оценить информированность о содержательной стороне различных профессий.

 

Бросается в глаза, что старшеклассники в большей мере, чем младшие школьники, знакомы с миром профессий. При заполнении анкеты они называют в среднем 30-40 специальностей. Среди предпочитаемых профессий, которые намечаются в качестве свей будущей специальности называются: педагог, водитель, шахтер, моряк, военный, экономист, дизайнер, парфюмер, юрист, политолог, врач, менеджер, программист, кинолог, биохимик, конструктор, переводчик, коммерсант, инженер, музыкант, психолог и т.д.

В 11 классе старшеклассники более реалистичны в свих выборах и предпочитают профессии из групп «человек - техника», «человек - человек» и «человек - знаковая система». К 11 классу уменьшается число таких профессий, как «актриса», «ветеринар», «художник» и увеличивается количество профессий, связанных с экономикой, бизнесом, кибернетикой, юриспруденцией, называемых в качестве будущих специальностей. Возможно, это связано с более критическим отношением к своим способностям, возможностям, снижением случаев перенесения в разряд будущих занятий своих увлечений во внеучебное время (кино, театр, музыка, животные и др.). Как отмечает Д.И.Фельдштейн, с возрастом «романтическое мировосприятие изменяется в сторону реального осознания себя и своих возможностей» (1994, с. 164). О более серьезном отношении к выбору профессии свидетельствует и увеличение числа школьников, не принявших окончательного решения о выборе своего будущего. Старшеклассники пытаются оценивать себя, свои склонности и стремятся обсуждать разные варианты своего будущего. Мы обнаружили, что более 30% старшеклассников не приняли решения о том, куда пойдут учиться или работать после окончания 9 или 11 классов. Вот, например, характерные для этих, входящих в 30%, школьников раздумья, отраженные в сочинениях о выборе профессии. Алена Т.: «Пока я еще не знаю, кем хочу стать. Хотела бы, чтобы моя работа не требовала слишком напряженных умственных затрат. Не хочется, чтобы она была физически тяжелой и сопровождалась резкими звуками, шумом. Люблю такие виды работы, которые полностью захватывают: шитье, работу парикмахера, товароведа. Кроме того, увлекаюсь музыкой, могла бы стать певицей, но вряд ли это удастся. А еще хочу пройти курс какого-нибудь боевого искусства и стать тренером. Вот, наверное, пока у меня три выбора: стать певицей, тренером или пойти в сферу обслуживания. Как получится!» Иннокентий Ц.: «Вообще я хочу стать экономистом, но бывает, что хочу стать врачом (причем хирургом), шофером, рабочим, инженером и т.д. Но экономика все-таки больше всего привлекает, в экономике я хочу все изменить. Мои взгляды очень радикальны, но только так можно решить наши экономические проблемы. А вопрос, где я хотел бы работать, более сложный. Наверное, я хотел бы стать «большим начальником», чтобы мог решения принимать сам, а не по велению или желанию кого-то. Везде у меня в сочинении присутствует частица «бы», но даже если я не стану экономистом, я знаю, что стану человеком».

Анализ высказываний о профессиональном выборе, полученный с помощью метода незаконченных предложений, показывает, что в старшем возрасте меняется характер оценки профессий - от эмоциональных оценок школьники переходят к содержательным, хотя последние занимают еще очень большое место. Подобную тенденцию отмечает С.С.Гриншпун, изучавшая возрастную структуру личностно-делового потенциала учащихся 7-11 классов (1993). По ее данным «у учащихся преобладает эмоциональное отношение к проблемам выбора профессии, желание занять видное место в обществе, стремление контактировать с другими людьми в профессиональной деятельности», что «не согласуется с переменами в социально-экономической структуре общества» (С.С.Гриншпун, 1993, с. 20).

Мы проанализировали высказывания учащихся 4-11 классов и расклассифицировали их по пяти группам. В первую группу вошли высказывания, ориентированные на содержание профессий (такие высказывания могли встретиться в любом из предложений), например, в предложении «Мне нравятся профессии, где придется работать с документами, бумагами», «Мне кажется, что моя будущая профессия связана с математикой», «Мне не нравятся профессии, в которых преобладает физическая работа, где шумная, неспокойная обстановка, например, на заводе» и т.д.

Во вторую группу были отнесены высказывания, связанные с оплатой работы. Например: «Мне нравятся такие профессии, в которых много платят», «Чтобы работа приносила радость, надо получать хорошую зарплату» и т.д.

В третью группу были отнесены высказывания, свидетельствующие о том, что школьник ориентируется на свои способности и склонности при оценке подходящей для себя профессии. Например: «Правильно выбрать профессию - это значит, чтобы работа нравилась, чтобы характер подходил к стилю работы», «Я выберу такую профессию, которая подходила бы моим способностям» и т.д.

В четвертую мы отнесли высказывания, свидетельствующие о стремлении самовыражения в профессии. Например: «Мне нравятся такие профессии, в которых присутствует риск и самоутверждение», «Правильно выбрать профессию - это значит найти себя в этом деле и работать для людей». И наконец, были разрозненные высказывания, которые нельзя было объединить каким-то общим признаком, но они составили небольшой процент, где-то около 10-20%. Это, например, такие высказывания: «Правильно выбрать профессию - это надо самому постараться», «Я выберу такую профессию, что можно было бы есть мороженое» и т.д. Следует отметить, что такие высказывания встречаются только у четвероклассников и семиклассников. Они же пропускают некоторые предложения, оставляя из незавершенными.

Пятую группу составили эмоциональные, бессодержательные оценки профессий, например: «Я выберу такую профессию, которая приносила бы мне радость», «Мне кажется, что моя будущая профессия будет приносить мне удовольствие», «Правильно выбрать профессию - это значит интересно жить и работать с удовольствием» и т.д.

Тенденция изменения мотивации выбора профессии от младшего к старшему возрасту. Так, существенно возрастает число высказываний о содержании профессии, как главном факторе, влияющем на отношение к ней. Увеличивается число учащихся, которые рассматривают оплату как важный показатель привлекательности работы. Резко уменьшается количество высказываний, которые выражают лишь эмоциональное отношение к профессиям (группа 5), увеличивается ориентировка на свои особенности при оценке профессии и возможности самовыражения. Таким образом, анализ полученных результатов позволяет говорить, что с возрастом резко снижается ориентировка на эмоциональные отношения к профессии и появляется более выраженная ориентация на содержательную сторону профессии и учет внутренних особенностей, возможности самореализоваться в профессии. Все же приходится констатировать, что и в старшем возрасте учащиеся недостаточно хорошо представляют себе, какие качества, особенности психики, личности являются важными для выбора той или иной специальности и испытывают большие трудности при ответах на вопросы анкеты: «Считаете ли вы, что у вас есть качества, которые затрудняют осуществление ваших профессиональных намерений? Какие?» Как правило, школьники отмечают самые общие, не являющиеся профессионально важными качества. Например, такие: «Я плохо учусь», «лень», ««неорганизованность», «отсутствие целеустремленности», «не знаю подробности о профессии», «отсутствие воли», «неуверенность в себе», «раздражительность», «медлительность», «вспыльчивость», «забывчивость», «горячность» и т.д. Примерно 40 % старшеклассников отвечают на этот вопрос анкеты, остальные его пропускают. И примерно лишь 50% учащихся отвечают на вопрос о том, какие качества, необходимые для успешного овладения будущей профессией, воспитывают у себя школьники и каким образом пытаются это делать.

Здесь также упоминаются в основном общие качества, такие, например, как «доброта», «отзывчивость», «трудолюбие, «уверенность в себе», «сила воли», «все человеческие качества», «терпимость к людям», ««усидчивость, «сдержанность», «наглость и уверенность в себе», «коммуникативность», «самоконтроль», «доброжелательность», «внимание», «терпение». И уж совсем не смогли старшеклассники ответить на вопрос о том, как можно себя воспитывать. Здесь лишь несколько человек отметили, что стараются читать о профессии, заниматься на курсах подготовки в вуз, применяют аутотренинг.

Анализ сочинений старшеклассников на тему выбора профессии свидетельствует, что большое значение для учащихся этого возраста имеют ценностные ориентации, которые уже сформировались. Кроме того, необходимо отметить, что сочинения старшеклассников носят более обстоятельный характер, в них (в отличие от коротких высказываний, характерных для семиклассников) делается попытка порассуждать о профессии, ее важности, ее соответствии своим возможностям и надеждам на будущее. Приведем отрывки из двух очень характерных для этого возраста сочинений. Катя С: «Я бы хотела работать учительницей в школе. Только не решила еще, начальных или старших классов. Я хочу учить детей читать, писать, общаться с ними и помогать, чем смогу. Но только не так, как учили нас. Наша учительница устроила в классе какой-то террор, и поэтому ее если кто и вспоминает, то очень плохо. Я бы учила детей по-другому. Я бы объясняла им, что хорошо и что плохо и ни в коем случае их не наказывала. Я считаю, что учитель должен прежде всего уметь найти подход к каждому человеку, каждой личности. Если же он не может понять другого человека, значит, ему не место в школе. Я хочу попробовать свои силы в этой области, ну а если не получится, я просто уйду из школы. Но, конечно, все это пока очень туманно, и я еще подумаю».

Для профессиональной диагностики личности учащегося используются следующие методы и формы работы[6]:

1. Наблюдение. Оно может быть непосредственным (связи прямые между исследователями и наблюдаемыми) и опосредованным (есть посредник между исследователем и наблюдаемым). Наблюдение также может быть открытым, (человек знает, что за ним ведется наблюдение), скрытым (проводится с помощью технических средств и человек не знает, что за ним ведется наблюдение), включенным и не включенным, кратковременным и длительным, непрерывным и дискретным (прерывистым), монографическим и узким.

2. Анализ документов и результатов деятельности:

– личные дела;

– итоги медицинских обследований;

– классные журналы;

– творческие сочинения, изделия и т. д.

3. Анализ практических действий учащихся в школе, общественных местах, в семье. Подведение итогов реализации жизненных планов выпускников школ.

Метод анкетирования. Он не универсален и имеет ряд недостатков. Этот метод в известной степени субъективен, так как на его результатах, во-первых, неизбежно сказываются влияние человека, проводящего анкетирование, элементы субъективизма анкетируемых, во-вторых, часто от неумелого пользования им могут быть получены ложные данные. Вместе с тем следует учесть, что не всегда целесообразно и возможно обращение с анкетами к учащимся (тем более младшего возраста). Проведением анкетного опроса ни в коем случае нельзя злоупотреблять.

Беседы-интервью. Для них должна быть характерна тематическая направленность. Они могут проводиться как с самими учащимися, так с учителями, классными руководителями, завучами, директорами школ, родителями и т. д.

Педагогический эксперимент. Он может проводиться в естественных условиях учебно-воспитательного процесса. Педагогический эксперимент может быть применен для исследования эффективности тех или иных методов и форм профориентационной работы. В ходе эксперимента используют наблюдение, беседу, анкетирование и т. д.

Метод сравнения. Анализ результатов эксперимента проводят методом сравнения. В связи с этим предварительно определяют экспериментальные и контрольные группы (классы) учащихся. В экспериментальных группах (классах) проводят опытно-экспериментальную работу по исследуемому вопросу. В контрольных группах (классах) работу организуют в обычной, ранее существовавшей форме.

По результатам профдиагностики можно проводить профессиональные консультации. Профконсультация имеет целью установление соответствия индивидуальных психологических и личных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии.

Различают следующие виды консультаций:

справочные, в ходе которых учащиеся выясняют каналы трудоустройства, требования к приему на работу или учебу, возможности освоения различных профессий, сроки подготовки, систему оплаты труда, перспективы профессионального роста;

диагностические, направлены на изучение личности, интересов, склонностей, способностей с целью выявления соответствия их избираемой или близкой к ней профессии;

медицинские, имеющие целью выявление состояния здоровья учащегося, его психофизиологических свойств в отношении избираемой профессии и др.

Из вышеизложенного можно сделать выводы о том, что профориентационная деятельность включает в себя большую и трудоемкую работу. Она складывается из многих составляющих:

1. Навыки целеполагания и мотивы самоопределения являются первоначальной стадией формирующие структуру учебных и профессиональных целей учащихся, самоопределение же систематизируют действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций, а так же и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии.

2. Раскрытие сложностей профессионального самоопределения и введение понятия о значении саморегуляции в профвыборе влияют на более внимательное и углубленное изучение всего материала касающегося профессиональной ориентации.

3. Психологическое сопровождение профориентации как конечный результат всех проведенных мероприятий, которые показывают итоговый результат по проведенной работе.

Все эти пункты как раз и составляют особенности профориентационной работы, что мы и исследовали в данной курсовой.

 

Заключение

 

Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Профессия человека своего рода судьба, поэтому стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно ее планировать.

Чтобы профессиональная ориентация дала нужные результаты, она должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе, состоять из ряда взаимосвязанных этапов.

Сформировать у школьников личностный смысл выбора профессии, выработать умения, соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями. Осуществляется выполнение данных задач через дальнейшее самопознание, самообразование и самовоспитание и овладение оптимальными знаниями, умениями по научным основам выбора профессии в процессе изучения специальных курсов. В этом и заключается основные понятия профориентации и ее системы в общеобразовательных учреждениях

Профориентационная работа со старшеклассниками не может быть каким то отдельным направлением, она проводится систематически и тесно связана со всей учебно-воспитательной работой школы. Профориентационная работа является интегральной частью всей учебно-воспитательной работы и должна занимать важное место во всех учебных и воспитательных программах школы, во всей внеклассной и внешкольной работе.

В подростковом возрасте, как правило, формируется готовность к выбору профессии. И чем раньше совпадут интерес и выбор профессии, тем больше возможностей сформировать устойчивый и осознанный интерес ученика к выбранной профессиональной деятельности. Этому способствует проявляющееся уже в подростковом возрасте психологическое новообразование – потребность в профессиональном самоопределении.

Осуществляя задачи профориентации в работе со старшеклассниками, необходимо оказывать помощь в выявлении профессиональных склонностей учащихся и вовлечении каждого ученика в различные формы внеклассной работы по развитию интересов, обеспечивать активное участие учащихся в школьных мероприятиях по подготовке к сознательному выбору профессии.

Основное содержание профориентационной работы со старшеклассниками составляет работа по формированию осознанного выбора, развитию профессионально значимых качеств, активной жизненной позиции личности в выборе профессии.

Таким образом, профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении представляет собой научно-обоснованную систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности и формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить в профессиональной деятельности свои склонности и способности, свободно ориентироваться и быть конкурентоспособным на рынке труда.

Список литературы

 

1. Воскобойников, В.М. Как определить и развить способности ребенка. [Текст]/ В.М. Воскобойников. – С.-Петербург: «Респекс».1996.

2. Карнаух, Ю.А. Групповое занятие с элементами тренинга «Формирование навыков целеполагания» для учащихся 9–11 классов общеобразовательной школы. [Текст] / Ю.А Карнаух. – Омск: «ООЦПО». 2002.

3. Климов, Г.А. Психология профессионального самоопределения. [Текст]/ Г.А. Климов. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. 512 с.

4. Климов, Е.А. Как выбирать профессию. [Текст]/ Е.А. Климов. – Москва: «Флинта». 1990.

5. Крюкова Е.П. Методы и формы профориентационной работы в школе. [Текст]/Крюкова Е.П., Степаненко А.П. – Омск: «ООЦПО». 2001.

6. Митина, Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии. [Текст]/Л.М. Митина. – Москва: «Флинта». 1998.

Осницкий, А.К. Умение саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся [Текст]/ Осницкий А.К. // журнал «Вопросы психологии» – 1992. № 10. – С. 30 -32.

8. Программа образовательных учреждений. Твоя профессиональная карьера, 8–9 классы. М. Просвещение. 1994.

9. Прошицкая, Е.Н. Выбирайте профессию [Текст]/ Е.Н. Прошицкая – Москва: «Просвещение». 1991.

10. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства [Текст]: Учеб. пособие

 4. Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии. Минск: Народная асвета, 1978

 5. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991

 6. Климов Е.А. Школа …а дальше? Лениздат, 1971

7. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982 8. Крылова А.А., Маничев С.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. СПб.: Питер, 2002

9. Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 1999

10. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997

11. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.: Просвещение, 1987

 12. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи. / Под ред. В.Л. Ословского, Киев: Наукова Думка, 1978

13. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000

14. Толстых А.В. Возрасты жизни. М.: Молодая гвардия, 1988

15. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в юности. М.: Педагогика, 1981

16. Шибутани Т. Социальная психология. Москва – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999

1

 


Профессиональное самоопределение старшеклассников

Профессиональное самоопределение старшеклассников

Работа - важная часть человеческой жизни

Работа - важная часть человеческой жизни

В процессе медицинской диагностики осуществля­ется определение медицинских показаний и противо­показаний к профессиональному обучению и труду в тех или иных доступных им по состоянию здоровья профессиям

В процессе медицинской диагностики осуществля­ется определение медицинских показаний и противо­показаний к профессиональному обучению и труду в тех или иных доступных им по состоянию здоровья профессиям

Формы профориентационной работы

Формы профориентационной работы

Бросается в глаза, что старшеклассники в большей мере, чем младшие школьники, знакомы с миром профессий

Бросается в глаза, что старшеклассники в большей мере, чем младшие школьники, знакомы с миром профессий

Мне не нравятся профессии, в которых преобладает физическая работа, где шумная, неспокойная обстановка, например, на заводе» и т

Мне не нравятся профессии, в которых преобладает физическая работа, где шумная, неспокойная обстановка, например, на заводе» и т

Здесь также упоминаются в основном общие качества, такие, например, как «доброта», «отзывчивость», «трудолюбие, «уверенность в себе», «сила воли», «все человеческие качества», «терпимость к людям», ««усидчивость,…

Здесь также упоминаются в основном общие качества, такие, например, как «доброта», «отзывчивость», «трудолюбие, «уверенность в себе», «сила воли», «все человеческие качества», «терпимость к людям», ««усидчивость,…

Беседы-интервью. Для них должна быть характерна тематическая направленность

Беседы-интервью. Для них должна быть характерна тематическая направленность

Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека

Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека

Климов, Г.А. Психология профессионального самоопределения

Климов, Г.А. Психология профессионального самоопределения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2021