Акмеология (от др.-греч. akme — вершина, др.-греч. logos — учение) — наука о вершинных достижениях человека, являющаяся частью психологии развития.
Акмеология изучает: закономерности самореализации творческих потенциалов зрелых людей в процессе созидательной деятельности на пути к высшим достижениям (вершинам);
факторы объективные и субъективные, содействующие и препятствующие достижению вершин; закономерности обучения вершинам жизни и профессионализма в деятельности; самообразование, самоорганизацию и самоконтроль; закономерности самосовершенствования, самокоррекции и самореорганизации деятельности под влиянием новых требований, идущих как извне, от профессии и общества, развития науки, культуры, техники, так и, особенно, изнутри, от собственных интересов, потребностей и установок, осознания своих способностей и возможностей, достоинств и недостатков собственной деятельности.
Акмеология изучает и проясняет те факторы, которые обусловили полноту, широту развития, продуктивность, время наступления и прочее. Она отслеживает механизмы и результаты воздействия макро-, мезо — и микросоциумов (государство, трудовой коллектив, семья и т.д.), природной среды и самого человека на процесс собственного развития, разрабатывая определённые тактики и стратегии, которые будут способствовать самореализации человека.
Цель - разработка научных и методических основ повышения эффективности профессиональной подготовки специалистов.
Задачи акмеологии :
1. Обозначить профессиональные качества специалиста.
2. Выявить профессиональные и личностные качества роста личности
3. Разработка проекта по профессиональному самосовершенствованию.
Цели и задачи
Лыжный спорт — один из самых массовых и доступных видов спорта, который пользуется большой популярностью у людей любого возраста. Особенно широкое распространение в нашей стране получили лыжные гонки.
Назначение специалистов: физкультурно-оздоровительная, спортивная, научно-исследовательская и агитационно-пропагандистская деятельность по лыжному спорту.
Специалист должен обладать глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками по лыжным видам спорта и способствовать эффективному развитию лыжного движения в стране.
Характеристика тренера по лыжному спорту
Должен знать:
историю развития лыжного спорта как жизненно необходимого навыка, вида спорта, а также как вида физических упражнений, имеющего оздоровительное и прикладное значение;
основы техники передвижения на лыжах, а также требования к ее рациональным вариантам;
основные этапы, принципы, средства и методы обучения способам передвижения на лыжах;
основы планирования и проведения учебных занятий по физической культуре на предметной основе лыжного спорта;
правила соревнований по лыжному спорту.
Должен уметь:
формулировать конкретные задачи преподавания лыжного спорта в учреждениях системы среднего общего полного образования с учетом состояния здоровья, возраста, уровня физического развития и физической подготовленности учащихся, имеющихся условий для занятий;
оценивать эффективность занятий лыжным спортом, анализировать технику двигательных действий, определить причины ошибок, находить и корректно применять средства, методы и методические приемы их устранения;
формировать потребность в ведении здорового, физически активного образа жизни, приверженность к регулярным занятиям лыжным спортом.
Должен владеть:
практическим выполнением упражнений, входящих в программу дисциплины «Лыжный спорт»;
рациональной организацией и проведением занятий и соревнований по лыжной подготовке в соответствии с содержанием действующих программ и спецификой контингента занимающихся;
использованием специальной терминологии, профессиональной речи и жестикуляции в процессе занятий, общения, воспитательной и консультационной работы;
методикой формирования мотивации учебной деятельности учащихся на уроке физической культуры.
Личностные
Тренер должен обладать полым комплексом нравственных качеств: гуманизмом, вежливостью, честностью, требовательностью, оптимизмом и др., так как нравственное воспитание учеников должно базироваться не только на словесной форме воздействия на них, но, прежде всего на личном примере.
Тренер должен обладать и такими нравственными качествами, как принципиальность, правдивость, самокритичность, трудолюбие и справедливость.
Коммуникативные качества, к которым относится общительность, вежливость,доброжелательность.
Развитие волевых качеств является предпосылкой успеха в профессиональной деятельности тренера. Важнейшими волевыми качествами тренера считаются: целеустремленность, инициативность, смелость, решительность, выдержка и самообладание.
Спокойствие и выдержка тренера не должны подменяться его безразличием, равнодушием к своей работе. Тренер не должен выходить из себя, терять над собой контроль, переходить на грубый и оскорбительный тон.
Интеллектуальные качества помогают тренеру находить правильные решения в воспитательной работе, обуславливают эффективность творчества тренера, поиска им новых путей в обучении и воспитании.
Личностные и профессиональные качества тренера:
Профессиональные:
Профессиональная деятельность тренера по лыжному спорту предусматривает высокую степень ответственности за здоровье воспитанников, предполагает умение общаться с занимающимися различного возраста и их родителями. Профессиональная деятельность обязывает тренеров в процессе всей профессиональной карьеры находиться в хорошей спортивной форме и всегда работать с учетом «профессионального риска», связанного с вероятностью «напрасности» многолетней работы, по обстоятельствам, зависящим, в частности, от
способен формировать мотивации у детей и молодежи к занятиям спортом
способен реализовывать систему отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта с использованием современных методик по определению антропометрических, физических и психологических параметров индивида;
умеет разрабатывать перспективные и оперативные планы и программы конкретных занятий в сфере детско-юношеского спорта и со спортсменами массовых разрядов;
самостоятельно проводит тренировочные занятия по избранному виду спорта в детско-юношеском спорте и со спортсменами массовых разрядов, осуществляет профилактику травматизма;
владеет актуальными для избранного вида спорта технологиями педагогического контроля и коррекции, средствами и методами управления состоянием человека.
Мне свойственна адекватная самооценка и психологическая зрелость.
Весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение у окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите.
Предрасположение индивида к определенной форме локуса контроля. Если ответственность за события, происходящие в его жизни, человек в большей мере принимает на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то это говорит о наличии у него внутреннего (интервального) контроля.
Низкий уровень потребности одобрения. Собственные убеждения дороже, независимость от группы.
Диагностируется мотивация на успех ( надежда на успех).
Очевидно, на настоящий момент вы не живете в полном согласии с самим(ой) собой.
Трудно сказать, насколько сильно вы себя любите. Наверняка вы не так часто задумываетесь об этом, как стоило бы делать.
Вы в достаточной мере уверены в своих силах, однако полностью
лишены чрезмерного самодовольства и самовлюблённости.
Мои профессиональные и личностные качества
Проблема, задачи | Пути и средства | Чья помощь нужна | Ожидаемый результат. |
Недостаточность знаний новых методик обучения. | 1. Изучить литературу (новую) журналы и книги. | Специалисты, Коллеги | 1)Выявить актуальные и соответствующие современным требованиям методики |
Программа профессионального самосовершенствования
Развивать общительность | 1.Изучить психологическую литературу по проблемам общения. | Методист, психолог. | 1.Умение настраиваться на волну собеседника и настраивать его на свою. |
Интеллектуальное самосовершенствование | 1. Повышение эрудиции посредством решения конструкторских и изобретательских задач в области ФКиС. | Методистов,специалистов, коллег | 1.Разработка новых методик тренировочного процесса. |
Анализ моих профессионально педагогических качеств показал, что на настоящий момент я не живу в полном согласии с самим собой. Мной была разработана программа самосовершенствования . Придерживаясь ее, можно избавиться от неблагоприятных черт, и достичь внутреннего равновесия. Понятно, что от особенностей характера, которые вредят и вам и другим, необходимо избавляться. Подводя итог, можно сделать вывод, что нужно стремится к саморазвитию и самосовершенствованию, но знать во всем меру.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.