ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО УРОКА
Н. Н. Коваленко,
заместитель директора по УВР
Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 49 города Макеевки»
В соответствии с концепцией модернизации системы образования одним из приоритетов являются педагоги нового формата - творческие, активные, разносторонние, способные не только давать знания, но и развивать способности воспитанников, используя достижения современной педагогики.
Одной из первостепенных задач является не просто привлечение молодых специалистов, но и (что еще существеннее) удержание их на педагогическом поприще. Мы знаем, что если вовремя не помочь и не поддержать молодого педагога, а просто «отпустить в свободное плавание», то после первых недель душевного подъема и эйфории начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной самостоятельности как в профессиональной, так и в личностной.
Основная задача, – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.
Цель работы с молодыми специалистами: создание условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Организация наставничества позволяет молодому специалисту получить практическую и теоретическую поддержку опытного профессионала. Процесс наставничества затрагивает интересы как минимум трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и администрации ОУ.
Этапы профессионального становления молодого специалиста
I этап – стажировка (первый год работы). Выпускник колледжа или вуза осознает свои возможности как педагога, начинает понимать свою значимость для детей, их родителей, всего коллектива ОУ. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении. Осознание недостаточного владения содержанием работы с детьми заставляет его заняться самообразованием.
II этап - развивающий. Идет процесс развития профессиональных умений, накопление опыта, поиск лучших методов воздействия на группу детей в процессе воспитательно-образовательной работы, вырабатывается свой стиль в работе, появляется интерес к опыту коллег.
III этап - 4-5-й год работы. В деятельности педагога начинает складываться система.
IV этап - совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических технологий.
Работу с молодыми специалистами необходимо строить с учётом трёх аспектов их деятельности:
- руководитель ШМО - молодой педагог (создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе; обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками; обеспечение методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическими материалами, знакомство с методическим кабинетом).
- молодой педагог – ребёнок и его родитель (формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей.
- молодой педагог – коллега (оказание поддержки со стороны коллег).
На протяжении каждого этапа профессионального становления молодого специалиста необходимо грамотно организовать методическое сопровождение этого процесса и эффективное взаимодействий всех субъектов наставничества. Внутришкольный контроль обязательно предполагает персональный контроль администрации школы за работой молодого специалиста. Чтобы стимулировать учителя к рефлексии своей деятельности при посещении уроков и мероприятий учителю предлагается проанализировать свой урок совместно с администрацией или наставником, сравнить полученные результаты. Способствует этому применение такой схемы анализа и самоанализа урока молодого учителя:
Схема анализа урока
Дата __________________
Класс___________________________________________________________
Предмет_________________________________________________________
Цель урока___________________________________________________________
|
Этапы анализа |
Баллы (оценка наставника) |
Баллы (оценка учите ля) |
|
1. |
Основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная. Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока? |
|
|
|
2. |
Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели. |
|
|
|
3. |
Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы (учебный материал) |
|
|
|
4. |
Соответствие урока требованиям ГОС: |
|
|
|
4.1. |
Ориентация на новые образовательные стандарты. |
|
|
|
4.2. |
Нацеленность деятельности на формирование УУД |
|
|
|
4.3. |
Нацеленность урока на формирование метапредметных учебных действий. |
|
|
|
4.4. |
Использование продуктивных заданий |
|
|
|
5. |
Содержание урока: |
|
|
|
5.1. |
Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным особенностям. |
|
|
|
5.2. |
Соответствие содержания урока требованиям программы. |
|
|
|
5.3. |
Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности. |
|
|
|
5.4. |
Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи. |
|
|
|
6. |
Методика проведения урока: |
|
|
|
6.1. |
Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации. |
|
|
|
6.2. |
Какие методы использовались учителем. Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравнение соотношений: примерное число заданий репродуктивного характера: («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни») и примерное число заданий поискового характера(«докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку») |
|
|
|
6.3. |
Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельной работы. |
|
|
|
6.4. |
Какие из перечисленных методов познания использует учитель (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение и т. д.) |
|
|
|
6.5. |
Применение диалоговых форм общения. |
|
|
|
6.6. |
Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся. |
|
|
|
6.7. |
Осуществление обратной связи: ученик-учитель. |
|
|
|
6.8 |
Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. |
|
|
|
6.9 |
Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности. |
|
|
|
6.10. |
Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения. |
|
|
|
6.11. |
Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал избыточен, достаточен, уместен, недостаточен. |
|
|
|
6.12. |
Формирование навыков самоконтроля и самооценки. |
|
|
|
7. |
Психологические основы урока: |
|
|
|
7.1. |
Учёт учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития. |
|
|
|
7.2. |
Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи. |
|
|
|
7.3. |
Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности. |
|
|
|
7.4. |
Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока. |
|
|
|
8. |
Домашнее задание: оптимальный объём, доступность инструктажа, дифференциация, представление права выбора.. |
|
|
|
9. |
Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона) |
|
|
|
Итого: |
|
|
||
|
За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2: 0 – критерий отсутствует, 1 – проявляется частично, 2- в полном объёме. Максимальный балл – 56 б. (100%) Достаточный уровень – 42-53 б. (75%) Средний уровень – 28-40 б. (50%) Низкий уровень- -1-28 б. (меньше 50%)
|
|||
Сопоставление результатов анализа и самоанализа урока позволяет глубже понять причины возникающих проблем и наметить пути их решения. Овладение специальностью на практике представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий освоение основных функциональных обязанностей педагога и классного руководителя, знакомство с нормативной правовой базой образовательного процесса, становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств. Вместе с тем, начинающие педагоги способны привнести новые взгляды на обучение, воспитание, развитие учащихся, инициировать «свежие» идеи по вопросам работы учреждения, педагогического коллектива.
1. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. - М., 1986.
2. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Современный урок. - М., 1992.
3. Начинающему директору о рациональной организации труда в школе / Сост. Д.Б. Портнов, П.В. Худоминский. - М., 1985.
4. Подготовка руководителей школы к посещению урока / Сост.
5. Симонов В.П. Планирование, организация, анализ и оценка ' эффективности урока. - М., 1988.
6.Управление развитием инновационных процессов в школе: Практико-ориентированная монография /под ред. Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова. – М.: Новая школа, 1994. – 64 с.
7.О. Хомерики, М. Поташник, А. Лоренсов. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений / Под редакцией М.Поташника. – М.: Новая школа, 1994. – 64с.
8.Макаров С.И., Севастьянова С.А. Формирование профессиональной математической компетенции экономистов с использованием электронных образовательных ресурсов// Вестн. Самарского гос. эконом.ун-та. – 2008. – №12(50). – С. 70-78.
9.Малышева Т.В. Влияние методов интерактивного обучения на развитие коммуникативной компетенции учащихся// Учитель в школе. –2010. – №4. – С.14-16.
10.Руденко, Т. В. Дидактические функции и возможности применения
информационно-коммуникационных технологий в образовании [Электронный ресурс] URL: http://ido.tsu.ru/other_res/ep/ikt_umk
11.https://urok.1sept.ru/articles/513744
12.https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2019/01/20/shemy-analiza
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.