Профессиональный рост молодого специалиста
Оценка 4.8

Профессиональный рост молодого специалиста

Оценка 4.8
docx
18.07.2021
Профессиональный рост молодого специалиста
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА.docx

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА  - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО УРОКА

 

 

Н. Н. Коваленко,

заместитель директора по УВР

 Муниципальное

общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 49 города Макеевки»

 

В соответствии с концепцией модернизации системы образования одним из приоритетов являются педагоги нового формата - творческие, активные, разносторонние, способные не только давать знания, но и развивать способности воспитанников, используя достижения современной педагогики.

 Одной из первостепенных задач является не просто привлечение  молодых специалистов, но и (что еще существеннее) удержание их на педагогическом поприще. Мы знаем, что если вовремя не помочь и не поддержать молодого  педагога, а  просто «отпустить в свободное плавание»,  то после первых недель душевного подъема и эйфории  начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной самостоятельности как в профессиональной, так и в личностной.

Основная задача, – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.

  Цель работы с молодыми специалистами: создание условий для   профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

Организация наставничества   позволяет молодому специалисту получить практическую и теоретическую поддержку опытного профессионала.  Процесс наставничества затрагивает интересы как минимум трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и администрации ОУ.

Этапы профессионального становления молодого специалиста

I этап – стажировка  (первый год работы). Выпускник колледжа или вуза осознает свои возможности как педагога, начинает понимать свою значимость для детей, их родителей, всего коллектива ОУ. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении. Осознание недостаточного владения содержанием работы с детьми заставляет его заняться самообразованием.

II этап - развивающий. Идет процесс развития профессиональных умений, накопление опыта, поиск лучших методов воздействия на группу детей в процессе воспитательно-образовательной работы, вырабатывается свой стиль в работе, появляется интерес к опыту коллег.

III  этап - 4-5-й год работы. В деятельности педагога начинает складываться система.

IV этап - совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических технологий.

Работу с молодыми специалистами необходимо строить с учётом трёх аспектов их деятельности:

- руководитель ШМО - молодой педагог (создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе; обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками; обеспечение методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическими материалами, знакомство с методическим кабинетом).

- молодой педагог – ребёнок и его родитель (формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей.

- молодой педагог – коллега (оказание поддержки со стороны коллег).

 На протяжении каждого этапа профессионального становления молодого специалиста необходимо грамотно организовать методическое сопровождение этого процесса и эффективное взаимодействий всех субъектов наставничества. Внутришкольный контроль обязательно предполагает персональный контроль администрации школы за работой молодого специалиста. Чтобы стимулировать учителя к рефлексии своей деятельности при посещении уроков и мероприятий учителю предлагается проанализировать свой урок совместно с администрацией или наставником, сравнить полученные результаты. Способствует этому применение такой схемы анализа и самоанализа урока молодого учителя:

Схема анализа урока

Дата __________________

Класс___________________________________________________________

Предмет_________________________________________________________

Цель урока___________________________________________________________

 

 

Этапы анализа

Баллы (оценка наставника)

Баллы

(оценка учите

ля)

1.

Основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная. Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?

 

 

2.

Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели.

 

 

3.

Каким образом учитель обеспечивает мотивацию  изучения данной темы (учебный материал)

 

 

4.

Соответствие урока требованиям ГОС:

 

 

4.1.

Ориентация на новые образовательные стандарты.

 

 

4.2.

Нацеленность деятельности на формирование   УУД

 

 

4.3.

Нацеленность урока на формирование метапредметных учебных действий.

 

 

4.4.

Использование  продуктивных заданий

 

 

5.

Содержание урока:

 

 

5.1.

Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным особенностям.

 

 

5.2.

Соответствие содержания урока требованиям программы.

 

 

5.3.

Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития  познавательной активности и самостоятельности.

 

 

5.4.

Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи.

 

 

6.

Методика проведения урока:

 

 

6.1.

Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации.

 

 

6.2.

Какие методы использовались учителем. Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравнение соотношений: примерное число заданий репродуктивного характера: («прочитай»,  «перескажи», «повтори», «вспомни») и примерное число заданий поискового характера(«докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку»)

 

 

6.3.

Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельной работы.

 

 

6.4.

Какие из перечисленных методов познания использует учитель (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение и

т. д.)

 

 

6.5.

Применение диалоговых форм общения.

 

 

6.6.

Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся.

 

 

6.7.

Осуществление обратной связи: ученик-учитель.

 

 

6.8

Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

 

 

6.9

Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности.

 

 

6.10.

Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения.

 

 

6.11.

Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал избыточен, достаточен, уместен, недостаточен.

 

 

6.12.

Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

 

 

7.

Психологические основы урока:

 

 

7.1.

Учёт учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития.

 

 

7.2.

Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.

 

 

7.3.

Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.

 

 

7.4.

Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока.

 

 

8.

Домашнее задание: оптимальный объём, доступность инструктажа, дифференциация, представление права выбора..

 

 

9.

Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона)

 

 

                                                                                                                                             Итого:

 

 

 

За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2: 0 – критерий отсутствует, 1 – проявляется частично,  2- в полном объёме.

Максимальный балл – 56 б. (100%)

Достаточный уровень – 42-53 б. (75%)

Средний уровень – 28-40 б. (50%)

Низкий уровень- -1-28 б. (меньше 50%)

 

Сопоставление результатов анализа и самоанализа урока позволяет глубже понять причины возникающих проблем и наметить пути их решения. Овладение специальностью на практике представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий освоение основных функциональных обязанностей педагога и классного руководителя, знакомство с нормативной правовой базой образовательного процесса, становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств. Вместе с тем, начинающие педагоги способны привнести новые взгляды на обучение, воспитание, развитие учащихся, инициировать «свежие» идеи по вопросам работы учреждения, педагогического коллектива.

 

 

Литература

1. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. - М., 1986.

2. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Современный урок. - М., 1992.

3. Начинающему директору о рациональной организации труда в школе / Сост. Д.Б. Портнов, П.В. Худоминский. - М., 1985.

4. Подготовка руководителей школы к посещению урока / Сост.

5. Симонов В.П. Планирование, организация, анализ и оценка ' эффективности урока. - М., 1988.

6.Управление развитием инновационных процессов в школе: Практико-ориентированная монография /под ред. Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова. – М.: Новая школа, 1994. – 64 с.

7.О. Хомерики, М. Поташник, А. Лоренсов. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений / Под редакцией М.Поташника. – М.: Новая школа, 1994. – 64с.

8.Макаров С.И., Севастьянова С.А. Формирование профессиональной математической компетенции экономистов с использованием электронных образовательных ресурсов// Вестн. Самарского гос. эконом.ун-та. – 2008. – №12(50). – С. 70-78.

9.Малышева Т.В. Влияние методов интерактивного обучения на развитие коммуникативной компетенции учащихся// Учитель в школе. –2010. – №4. – С.14-16.

10.Руденко, Т. В. Дидактические функции и возможности применения

информационно-коммуникационных технологий в образовании [Электронный ресурс] URL: http://ido.tsu.ru/other_res/ep/ikt_umk

11.https://urok.1sept.ru/articles/513744

12.https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2019/01/20/shemy-analiza


 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ МОЛОДОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ МОЛОДОГО

IV этап - совершенствование , саморазвитие, освоение новых педагогических технологий

IV этап - совершенствование , саморазвитие, освоение новых педагогических технологий

Нацеленность деятельности на формирование

Нацеленность деятельности на формирование

Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения

Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения

Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой

Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.07.2021