Профилактическая программа "Школа без насилия"

Профилактическая программа "Школа без насилия"

docx
08.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

16 Профилактическая программа Школа без насилия.docx

ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат»

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка школьной тематической профилактической

программы 

 

 

 

 

 

 

"Школа без насилия"

 

 

 

 

 

 

Автор

Иванова Елена Викторовна

воспитатель высшей квалификационной категории

 

 

          Возраст учащихся  13-15 лет.

                    Срок реализации 3 недели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Свободный

 

Методическая разработка школьной тематической профилактической

программы  «Школа без насилия»

 

Цель:    Формирование у воспитанников устойчивой позиции нетерпимости

               к проблеме насилия в школе.

Задачи:

ü Информировать воспитанников о наличии и актуальности проблемы насилия в школе.

ü Помочь воспитанникам осознать значимость заявленной проблемы и узнать о том, как можно обезопасить себя и своих товарищей.

ü Повысить правовую грамотность, воспитывать гражданское самопознание детей.

Участники программы: воспитанники (18 человек)  возраст 13-15 лет, 7-8 группы  ГОАУ школы-интерната №12  г.Свободного и воспитатели.

 

Время и место проведения: 6 занятий по 45 минут (17.00 – 17.45), 2 раза в неделю. Работа проводится в игровой комнате, для того чтобы атмосфера располагала к неформальному общению и самораскрытию участников работа проводится «в кругу».

 

Методы и дидактические приемы: «мозговой штурм», обсуждение в общем кругу,  работа в малых группах, презентация, дискуссия, ролевая игра,  упражнение, тестирование.

 

Пояснительная записка.

         Существуют достаточно распространенные жизненные ситуации, которые существенно ухудшают состояние человека: стресс, желание решить жизненные проблемы за счет алкоголя, боль. Опыт пребывания в этих состояниях подробно описан в русской литературе прошлого и позапрошлого веков. Вспомним несколько примеров:

 

         Мелкий чиновник чихнул в театре на лысину большого начальника, и так расстроился, что…  умер. (А.П. Чехов «Смерть чиновника»)

 

         Уездный врач от скуки или от любопытства попробовал употреблять морфин и стал наркоманом. (М.А. Булгаков «Морфин»)

 

Богатый купец заболел раком и страдает больше не от боли а от обмана и равнодушия близких. (Л.Н. Толстой «Смерть Ивана Ильича»).

 

Вышеперечисленные ситуации в их комичности, а чаще в драматизме, повторяются вновь и вновь, заставляя людей переживать, мучиться и искать выход. Медицинский подход в решении таких проблем ограничен и далеко не всегда успешен.

Уже в XIX веке широкой европейской общественности становится известными гигиенические правила, соблюдение которых позволяет избежать инфекционных заболеваний. С этого периода начинается формирование культуры человека, направленной на поведение, ориентированное на здоровье.

Характеристика и факторы, которые ассоциируются с развитием заболеваний или повреждений, называют факторами риска.  Эти факторы могут быть биологическими или поведенческими.

Люди живут дольше, если им свойственно поведение, полезное для здоровья, или несвойственно вредное для здоровья..

Понятие «здоровье» относится к числу дефиниций, значение которых понятно всем, но точную исчерпывающую формулировку дать трудно. В этом смысле здоровье стоит в ряду  таких понятий, как красота, любовь, счастье. Тем не менее, при большом количестве толкований этого слова, наиболее популярной является формулировка Всемирной организации здравоохранения:

Здоровье – это состояние полного физического психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений.

Рассматривая здоровье в контексте образования, мы обнаруживаем большое количество самых разных аспектов, перечислим некоторые их них:

- хорошая успеваемость школьников;

- отсутствие пропусков уроков по болезни;

- доброжелательная обстановка в классе, в группе;

- высокие достижения на спортивных соревнованиях;

 - вкусная пища в школьной столовой.

Любая школа – сложная гуманитарная система. В каждой системе есть звенья, изменения которых приводит к изменению системы в целом. Поэтому системный подход к пониманию здоровья в школе ведет к изменениям школы в целом.

Мероприятия по созданию безопасной среды в школе могут проходить в виде классных часов, внешкольных акций. Темы безопасности могут быть интегрированы в общеобразовательные предметы.

Задачи, которые необходимо решить для того, чтобы повысить качество пребывания учащихся в школе:

1. Создание чувства безопасности (физического, психологического, эмоционального).

2. Формирование позитивного самоотношения.

3. Развитие умения устанавливать и поддерживать дружеские отношения.

4. Формирование умения ставить цели. (право на «любознательность»).

5. Развитие навыков разрешения конфликтных ситуаций.

 

 

 

 

 

 

Учебно тематический план.

 

 

Тема

Содержание занятия

Кол-во часов

Место проведения

Методы и дидактические приемы

Материал. обеспечение

1

Насилие в школе миф или реальность?

Ознакомление с проблемами насилия в школе.

45 мин

Игровая комната

«мозговой штурм», обсуждение в общем кругу, работа в малых группах, презентация.

Доска, проектор, карточки.

2

Закон против насилия.

Информирование о государственных законах.

45 мин

Игровая комната

Презентация, работа в малых группах

Проектор, доска.

3

Как отстоять свою точку зрения.

Выработать навыки отстаивания своей точки зрения.

45 мин

Игровая комната

Ролевая игра,  работа в группах.

Проектор, доска.

4

Два мира: мужской и женский.

Скорректировать гендерные представления воспитанников о сходстве полов.

45 мин

Игровая комната

Работа по карточкам,  дискуссия.

Доска, карточки.

5

Любовь нечаянно нагрянет?

Создание предпосылок к формированию установок самосохранительного поведения в сфере интимных отношений.

45 мин

Игровая комната

Подвижное упражнение,  ролевая игра, дискуссия в общем кругу.

Доска, проектор.

6

Без друзей меня чуть-чуть…

Формирование представлений о дружбе как важнейшей нравственной ценности.

45 мин

Игровая комната

«мозговой штурм, тестирование, обсуждение в общем кругу.

Доска, карточки, проектор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

 

 

 

 

 

 

 

Занятия

по профилактической программе

 

 

 

 

 

"Школа без насилия"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первое занятие

Насилие в школе – миф или реальность?

 

Цель: ознакомление учащихся с проблемой насилия в школе.

Задачи:

- проинформировать учащихся о проблемах насилия в школе.

- актуализировать знания воспитанников по заявленной теме.

План занятия:

1. Вступление ведущего (5 мин)

2. Упражнение «Ассоциации» (10 мин)

3. Упражнение «Определимся в терминах» (25 мин)

4. Подведение итогов (5 мин)

 

Вступление ведущего.

            Сегодня мы поговорим с вами о проблеме насилия в школе, которая не является новой ни для нашей школы-интерната, ни для нашего общества в целом. К сожалению, эта проблема настолько тесно вплелась в нашу жизнь в интернате, что ее зачастую даже не замечаем. Или не хотим замечать. А когда насилие испытываем мы, наши друзья, товарищи, мы не знаем как помочь и что предпринять. И опять мы молчим. Давайте попробуем взглянуть на некоторые вещи чуть глубже, чем обычно.

 

Упражнение «Ассоциации»

Цель:

-  показать различие между  понятиями «насилие» и «воспитание»

- дать возможность участникам выразить свое отношение к проблеме

  насилия.

Метод: «мозговой штурм», обсуждение в общем кругу.

Описание проведения упражнения:

1. «Мозговой штурм»

Цель: собрать как можно больше идей участников по заданной теме путем активации  их умственной деятельности.

Участникам предлагается высказать как можно больше идей, комментариев, ассоциаций, фраз, слов, связанных с понятием «насилие». Все высказывания записываются на доске или на ватмане по порядку их произношения без замечаний, комментариев или вопросов.

2.  После того, как все высказались, предложить участникам тем же методом озвучить ассоциации к понятию «воспитание»

Для удобства восприятия можно записывать предложенные ассоциации в два столбика:

НАСИЛИЕ

ВОСПИТАНИЕ

 

 

 

 

3. Сравнение.

    Предложить воспитанникам сравнить записанные ассоциации и «развести» понятия насилия и воспитания.

     Возможные вопросы группе:

·         Чем похожи насилие и воспитание?

·         Что у этих понятий разного?

·         Может быть это одно и то же?

·         На кого направлено насилие?

·         На кого направлено воспитание?

·         Какова цель насилия?

·         Какова цель воспитания?

 

4.  Определение понятий.

Группа самостоятельно дает определение понятий «насилие» и «воспитание»

 

Насилие – действие, направленное на обретение (сохранение) ВЛАСТИ и

                        КОНТРОЛЯ одного человека на другим.

 

Воспитание – целенаправленное воздействие на человека, способствующее ЕГО ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ.

 

Упражнение «Определимся в терминах»

Цель:

- обобщить знания группы по проблеме;

- дать воспитанникам возможность выразить свое отношениен к проблеме насилия,  увидеть её значимость.

Метод: «мозговой штурм», работа в малых группах, презинтация.

Описание проведения упражнения:

1. «Мозговой штурм» «Виды насилия».

      Воспитанникам предлагается озвучить какие виды насилия они знают.

      Ведущий записывает на доске все названные варианты, а затем обобщает

      и сводит их к 4 видам:

·         экономическое;

·         физическое;

·         сексуальное;

·         психическое;

2. Работа в малых группах.

    Все участники делятся на 4 малые группы, каждой из которых дается

    задание:

     1. Написать определение одного из видов насилия.

     2. Определить и написать формы, которые данный вид насилия может

         принимать.

     3. Распределить эти формы по шкале ущерба для здоровья человека.

     Например: физическое насилие может принимать разные формы: удары,

     хватания, толкания, пощечины и т.д. Избиения могут привести к смерти

    Таким образом , систематические избиения будут стоять на шкале ущерба

     ближе к 100%, толчки ближе к 1% и т.д.

3. Презентация.

    Каждая группа представляет результаты своей работы. Остальные

    участники могут добавлять и задавать вопросы.

    После презентации ведущий совместно с воспитанниками дает

    определение 4 видам насилия.

 

Подведение итогов.

            Сегодня мы начали говорить о проблеме насилия в школе. В процессе обсуждения мы увидели, что они актуальны для всех нас.

            Мы можем изменить ситуацию в лучшую сторону. Нужно только более эффективно  противодействовать насилию в школе. Благодаря нашим совместным усилиям  дело сдвинется с места.  Важно помнить об одном из очень важных путей противодействия насилию – о наших личных усилиях.  Давайте начнем с себя. Каждый из нас способен сделать что-то лично, если захочет: остановить обидчика или не стать этим обидчиком в будущем; защитить и поддержать слабого;  дать ему/ей возможность увидеть  ситуацию с другой стороны и поверить в собственные силы. Тогда насилия и страдания в нашей жизни станет меньше.

 

Второе занятие.

Закон против насилия.

 

Цель:   дать информацию школьникам о государственных законах и правилах поведения в обществе. Способствовать развитию у подростков чувства ответственности за совершенное действие.

 

Задачи:

- довести до подростков понятие о насилии, о возможностях его предотвращения, о законах, защищающих жертву.

План занятия:

1. Вступление ведущего (5 минут)

2. Презентация «Статьи  УК РФ»  (10 минут)

3. Задание «Совет министров» (25 минут)

4.  Подведение итогов. (5 минут)

 

Вступление.

С жестокостью и травлей школьники встречаются гораздо чаще именно в среде своих сверстников. Если у учеников младших классов «изобретательности» хватает на то, чтобы спрятать вещи в раздевалке, обзываться и пинать портфели, то старшеклассники могут избивать выбранную жертву, давить морально, делая полноценное обучение невозможным. Психологическое насилие в школе можно считать более изощренной «пыткой», потому что ссадины заживают, а моральная травма съедает ребенка изнутри постоянно.

Сегодня мы продолжим говорить о проблеме насилия в школе. Мы должны об этом говорить, потому что с врагом легче бороться, когда его знаешь. Мы живем с вами в очень сложное и жестокое время. Преступления среди подростков увеличиваются с каждым днем, формируются антиобщественные группировки, совершающие преступления, растет число наркоманов. Мы с вами, простые граждане, уже не можем спокойно ходить по улицам вечером. На прошлом занятии мы разобрали, что такое насилие и его формы.

Не думайте, что насилие можно причинять, не боясь быть наказанным. Нет, наш закон нас охраняет. Существует ответственность за проявление насилия по отношению к другому человеку. В Уголовном кодексе есть законы, на основании которых могут возбудить уголовное дело по заявлению обидчика. Возможны разные формы насилия: побои, угроза, убийства, причинение тяжкого вреда, оскорбление, унижающее честь и достоинство человека, клевета (распространение заведомо ложного фактора), причинение вреда здоровью.

\

Презентация «Статьи УК РФ»

Цель: Познакомить воспитанников со статьями из Уголовного кодекса РФ (статьи 116, 119, 130, 129, 111, 112, 115 Уголовного кодекса РФ).

 

Описание проведения:

Просмотр презентации об этих статьях УК РФ, и работа воспитанников с книгой «Уголовный кодекс РФ»

 

Задание «Совет министров»

Цель: Выяснить отношение воспитанников к школьным правилам.

 

Предварительная инструкция для мини групп: «Представьте себе, что в составе совета министров королевства. А школа – это ваше королевство» Вы можете установить здесь любые законы, которые кажутся вам разумными. Придумайте и запишите, какие правила вы введете в своем королевстве»

Каждая группа представляет результаты своей работы. Отвечают на вопросы участников других групп. Попытаться выработать компромиссный свод правил.  Показать тем самым детям, как вырабатываются законы в демократической стране.

 

Подведение итогов.

Провести сравнительный анализ компромиссного свода правил воспитанников с правилами поведения школы-интерната. Предложить участникам высказать по кругу свое мнение о проделанной работе.

Результатом работы учащихся стал вывод о недопустимости всех видов насилия на улице, в семье и в школе, о правовой ответственности за совершение насильственных действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Третье занятие.

Как отстоять свою точку зрения.

 

Цель:   

- выработать навыки отстаивания своей точки зрения, выражения протеста, умения возражать собеседнику.

- укрепить позитивную самооценку у воспитанников.

Задачи:

- развивать умение работать в группе на общую цель.

- дать воспитанникам возможность почувствовать свою внутреннюю силу, «вытащить» ее наружу и быть уверенным и сильным.

- учить контролировать в споре свою мимику, жесты, реплики.

План занятия:

1. Вступление ведущего (5 минут)

2. Ролевая игра «Сомнительное приключение»  (15 минут)

3. Задание «Точки зрения»» (20 минут)

4.  Подведение итогов. (5 минут)

 

Вступление.

Как известно, сколько людей, столько и мнений. Далеко не все люди, с которыми вы вынуждены сталкиваться в процессе работы или по другим вопросам, будут с вами во всем соглашаться. Переубедить их можно, но сложно. Поэтому от умения отстоять свое мнение во многом зависит ваш успех. Но как отстоять свое мнение? Для начала, необходимо это мнение иметь. Оно должно четко оформиться у вас в голове и действительно иметь для вас вес. Если свою точку зрения относительно чего-либо вы сформировали, то следующим шагом будет принятие себя. К сожалению, многие люди страдают заниженной самооценкой. А потому стесняются самого наличия своего мнения на счет чего-либо, так как полагают, что не имеют права на это мнение.

Так вот: стесняться этого не нужно. Осознайте, что вы – полноценная личность. А значит – иметь собственное мнение – это ваше необъемлемое право. Как только вы это для себя уясните, процесс защиты своего мнения перед другими людьми существенно упростится.  Ведь теперь вы из простого человека превратитесь в героя, отстаивающего человеческие права, а конкретно – свое право на мнение. Будьте готовы, что его могут не принять. Человек по природе своей страшится всего нового и неизведанного. И если ваша точка зрения кардинально отличается от привычного уклада, то многие воспримут ее в штыки. Ваша задача, если вы уверены в своей правоте, не сдаваться и «продвигать» свое мнение. А когда вы, благодаря своему революционному решению, будете пожинать плоды успеха, уже никто не отважится сказать, что вы были неправы.  Уясните для себя, что слова – это просто сотрясение воздуха. Если кто-то нелестно высказался по поводу точки зрения, в которой вы уверены, то это еще ничего не значит. Не воспринимайте чужие слова, как истину в последней инстанции. Они имеют ровно столько же веса, сколько и ваши. И даже если кто-то с вами в корне не согласен, отступать от своего мнения не нужно. В конце - концов, он – такой же человек, как и вы. А людям, как известно, свойственно ошибаться.

 

Ролевая игра «Сомнительное приключение» и её обсуждение.

Цель: Обсудить и отработать на практике некоторые из способов поведения, характерные для уверенного в себе человека.

Метод: Групповая работа, дискуссия.

Описание проведения:

Разделить участников на три равные подгруппы , в которых назначить одного или двух  «возмутителей спокойствия». После этого объясняем правила.

            «Сейчас мы сыграем в игру. В каждой из групп есть «возмутитель спокойствия». Это самые смелые и отчаянные ребята, которые ничего не боятся и которым все в жизни хочется попробовать. Их задача – убедить все остальных членов группы всем вместе прыгнуть с парашютом с самолета. Но, как стало известно, прыгать придется с древнего сомнительного «кукурузника», парашюты очень старые,  а инструктор – алкоголик (поскольку, таким образом, прыжки будут стоить дешевле). Задача остальных участников – не только не согласиться, но и отговорить самого заводилу».

            После дискуссии задать вопросы одному «возмутитю спокойствия» и «благоразумному».

Ø  Что было самым трудным в задании?

Ø  Сложно ли было отстаивать свое мнение? Появлялись ли сомнения в его правильности?

Ø  С кем из участников группы было приятнее всего разговаривать? Почему?

Ø  С кем было неприятнее всего? Насколько важными казались аргументы тех и других?

 

Задание «Точка зрения»

Цель:  выработать навыки отстаивания своей точки зрения,

Описание проведения.

Стулья расставляются вдоль противоположных стен. Зачитывается инструкция «Сейчас вам будут зачитываться мнения людей по поводу различных жизненных проблем. Те, кто согласен с утверждением, - сядете на стулья у правой стены, те, кто не согласен – сядете на стулья  у левой стены. В центре не должно остаться ни одного  человека. Вы должны принять однозначное решение»

Далее зачитываются следующие утверждения:

·         Все плохие поступки не остаются безнаказанными.

·         Людям, которые лгут, трудно смотреть в глаза другим.

·         Любого преступника можно освободить благодаря ловкой защите адвоката.

·         Каждый человек должен следовать  чувству долга и ответственности.

·         Соблюдение закона является обязательным для всех.

·         Если установленное правило не нравится, его можно нарушать.

·         Родителям можно простить все.

·         Люди должны уважать права друг друга.

·         Человека, который обманул, обязательно будет мучать совесть.

После того как участники разделились на группы, начинается обсуждение.  Ведущий обращается к членам одной микрогруппы и просит обосновать  свой выбор. Сам ведущий во время высказываний занимает нейтральное положение. Затем предоставляется слово членам второй группы, потом снова первой: «Что вы можете возразить на аргументы своих оппонентов?». И так продолжается до тех пор, пока четко не определиться позиция каждой группы. Во время обсуждения возможно изменится мнение кого-то из участников.

Подведение итогов.

Итак, чтобы отстоять свою точку зрения, прежде всего, необходимо быть уверенным в себе человеком. Я раздам вам памятки, в которых напечатаны признаки уверенного в себе человека. Пусть для вас это будет инструкцией по выработке в себе этих качеств.

v  Спокоен и доброжелателен;

v  Смотрит в глаза;

v  Вежлив, но настойчив;

v  Не спешит, когда принимает решение;

v  В споре говорит о поступках других, а не оценивает их;

v  Легко говорит о себе, не боится раскрыть свои  чувства и мотивы поступков;

v  Не проявляет враждебности или агрессии, так как ничего не боится;

v  Легко воспринимает критику, потому что для него главный судья – он сам.

v  Называет настоящие (истинные) причины своего поведения или просьбы, так как считает их важными.

 

 

Занятие четвертое.

1 часть.

Два мира: мужской и женский.

 

Цель:

- скорректировать гендерные представления воспитанников о сходстве полов.

 

Задачи:

- уточнить представления подростков о том, насколько похожи устремления мужчин и женщин.

- развивать способности подростков к рефлексии своего гендерного поведения.

 

План занятия.

1. Вступление (5 минуты)

2. Упражнение «Я – мальчик, Я – девочка». (15 минут)

3. Упражнение «Эстафета» (15 минут)

4. Подведение итогов. (10 минут)

 

Вступление.

            Вы находитесь сейчас в периоде подросткового развития, в вас формируется новый образ собственного «Я».  Это период бурного полового созревания организма, когда развитие различных функций идет неравномерно, по мере поступающих из внешней среды требований. Поэтому считается, что выглядят подростки как «гадкие утята» Но это временные проблемы. Через год другой они уходят, а вот ошибки, совершенные в этом возрасте, могут помниться долго. Тем не менее, нужно научиться контролировать свое поведение, потому что именно в подростковом возрасте неожиданно возникают такие желания, которые и в голову не придут взрослому человеку. Подростки склонны к рискованным формам поведения. Вы хотите экспериментировать, как говорится «все попробовать». Но это обычно заканчивается плохо, потому, что вы не всегда умеете вовремя остановиться, подумать над тем, что последует за этим поступком. Ведь именно в вашем возрасте совершается много уголовных преступлений, за которые грозит суровое наказание. Вам необходимо именно сейчас научиться регулировать свои потребности, неожиданные желания, контролировать агрессивные импульсы.  В этом возрасте подростки чтобы привлечь внимание девочек ведут себя агрессивно, а девочки, устраивают драки между собой. При разбирательстве часто не могут объяснить причину своей жестокости, но это совсем не освобождает их от ответственности за проступок. Особенно агрессивно ведут себя подростки, собравшиеся в группы по сомнительным интересам. Это и бандитские нападения, и просто хулиганские действия. В этом возрасте вы склонны к подражанию, жаль, что не всегда хорошим формам поведения. Вы, почему то стесняетесь быть самими собою, поэтому совершаете поступки, о которых потом жалеете.

 

Упражнение «Я – мальчик, Я – девочка».

Цель: уточнение представлений подростков о тех трудностях, которые связаны с половой принадлежностью.

 

            Каждому участнику выдается карточка, на которой необходимо написать либо «Я – мальчик», либо «Я – девочка». В карточке есть две графы, в правой нужно написать, что нравится в положении своего пола, в левой графе – что не нравится. Затем все участники встают с мест и обмениваются информацией, (читают карточки друг друга, задают уточняющие вопросы). Потом ведущий проводит небольшую дискуссию.

- Чем отличаются проблемы мальчиков от девочек?

- Что похожего в этих проблемах?

- Почему появляются эти проблемы?

- Кто нас учит быть мальчиками и девочками?

- Насколько удобно в реальной жизни пользоваться этими правилами?

 

Упражнение «Эстафета»

Цель: выявить основные стереотипы, связанные с тем, что есть некое условное деление на миры мужских и женских увлечений.

 

            Группа делится на мальчиков и девочек. Они будут участниками эстафеты, когда нужно подбежать к доске и очень быстро записать те увлечения, которые характерны только для их пола.  У девочек правая сторона, у мальчиков – левая.  После того, как все участники написали свои мнения, ведущий подводит итоги, так ли на самом деле. И почему возникают такие стереотипы? Не связано ли это с тем, что у мальчиков и девочек игрушки в детстве были разные? Необходимо отметить, что игрушки мальчиков  более разнообразные, а у девочек в основном связанные их будущей функцией матери и жены. Попросить участников назвать эти игрушки. Затем попросить назвать общие увлечения и интересы мальчиков и девочек. Все нормы мужского и женского поведения нам диктует общество, а не природа.

           

Подведение итогов.

            Итак, мы с вами выяснили, что существует много общих увлечений мальчиков и девочек. А почему? Да потому, что каждый из миров: мужской и женский, все люди носят в себе. Вниманию участников предложить таблицу, где нарисован символ ИНЬ и ЯНЬ, даны описания этих энергий. Пояснить, что эти начала действуют плодотворно, когда они взаимно дополняют друг друга. Одно без другого проигрывает. И если девочка не будет проявлять мужских качеств своего характера, то она неизбежно будет кому-то подчиняться. А если мальчик не будет проявлять доброту, мягкость, когда это нужно, то рискует остаться в одиночестве, а привязанность близких будет покупать за деньги и подарки. Но это уже будет не любовь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие четвертое.

2 часть.

Любовь нечаянно нагрянет?

 

Цель:

- создание предпосылок к формированию установок самосохранительного поведения в сфере интимных отношений.

Задачи:

- выявить скорректировать представления подростков о разнице любви и влечения.

- расширить информацию о причинах конфликтов и насилия между девушками и юношами.

 

План занятия.

1. Упражнение «Молекулы» (5 минут)

2. Информация от ведущего (5 минут)

3. Упражнение «Любовь и ярость» (20 минут)

4. Групповая работа «Кодекс любви» (10 минут)

5. Подведение итогов. (5 минут)

 

Упражнение «Молекулы»

            Все участники представляют, что они отдельные молекулы, которые двигаются хаотично. В зависимости от того, как повышается температура, их движения становятся все быстрее и быстрее. Они вступают в реакцию с другими молекулами и соединяются по двое, трое и так далее. Команды дает ведущий: «Молекулы по две, по три». Он следит за тем, чтобы участники, которые «не вступили в реакцию», уходили из общего круга.

 Вывод: Ребята, вы обратили внимание на то, что когда была команда на соединение, вы метались в панике и хватались за первую попавшуюся группу. А разве в любви не так? Когда все друзья и подруги выбрали пару, надо и мне как-то определиться. Но это не любовь, это подражание.

 

Информация от ведущего.

            Природа так устроила, что от нас не зависит, кого мы полюбим. Вот учились мальчик и девочка рядом, не замечали друг друга, но пришла весна и пришли в броуновское движение наши гормоны, которыми руководит инстинкт размножения. И мы как те молекулы, которых вы только что изображали, сталкиваемся с теми, кого природа выбрала нам в пару.  А потом люди говорят: «Ну, чего она/он в нем/в ней нашла?» и не важно, красивы вы или нет, умны или глупы, под воздействием внезапной любви вы заболеете. Человек перестает думать все его мысли заняты объектом любви. Неважно, что это любовь без ответа, главное, что я люблю. Это всепоглощающая любовь-страсть. Из-за этого люди совершают порой очень жестокие поступки, желая покорить объект любви. Есть другая любовь, она действительно  несет счастье. Настоящая любовь – это прежде всего, уважение, доброта, забота, ответственность.

Упражнение «Любовь и ярость»

Цель: дать возможность осознать участникам свои телесные ощущения в связи с сильными чувствами.

            Участники разбиваются на пары (мальчик и девочка), встают напротив друг друга, выбирают, кто будет делать упражнение первым, а кто вторым. Нужно закрыть глаза и представить себе кого-нибудь, кого ты очень любишь. «Полностью сконцентрируйтесь на чувстве любви, пусть это чувство усиливается все больше и больше». Затем каждый участник задумается и выскажется о том:

v  Где это чувство расположено в теле?

v  Какой оно температуры?

v  Какой у него цвет?

v  Какое оно наощупь?

Вопросы для того, кто наблюдал:

v  Что ты видел?

v  Можно ли догадаться, о ком с такой любовью вспоминал твой партнер?

Вопрос к тому, кто делал это упражнение:

v  Можешь ли ты описать это чувство?

 

Затем предлагается снова закрыть глаза и представить себе человека, который выводит тебя из себя. «Полностью сконцентрируйтесь на чувстве злости. Пусть эта ярость растет».

v  Где это чувство располагается в теле?

v  Какой оно температуры?

v  Какой у него цвет?

v  Какое оно на ощупь?

v  Может ли любимый человек вызывать чувство злости?

v  Почему это происходит?

v  Как сделать так, чтобы наши чувства были более доброжелательными?

 

Проанализируем:

v  Скажите, есть ли разница в переживании чувств любви и злости у мужчин и женщин?

v  В чем выражается эта разница?

v  Можно ли контролировать проявление этих чувств?

v  Почему говорят, что от любви до ненависти один шаг? Что должно этому предшествовать?

 

Групповая работа «Кодекс любви»

Цель: закрепить у участников представления о правах человека как личности, данных ему от природы и гарантированных государственными документами.

 

Группа делится на 3 подгруппы, которые в течении 5 минут, должны написать кодекс любви, где учитываются не только все права влюбленных, но и их обязанности по отношению к объекту любви. Затем каждая группа представляет свою работу. Ведущий корректирует эти требования, выясняет есть ли там нереальные, либо завышенные требования, и объясняет, почему они невыполнимы. Затем этот кодекс можно напечатать.

 

Подведение итогов.

Сегодня мы говорили о любви. Это одно из прекраснейших чувств в человеческой жизни. Но важно помнить, что человек сам отвечает за свои поступки, особенно за те, которые пытается оправдать большой любовью. Любовь возвышает человека, делает его добрее к окружающему миру, а злоба и жажда подчинить себе другого человека приносит только страдания. Насилие – вот результат такой любви. Все вы достойны любви. И она непременно придет к вам.

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие пятое.

Без друзей меня чуть-чуть…

 

Цель:

- формирование представлений о дружбе как важнейшей нравственной ценности.

Задача:

- мотивировать в процессе мероприятия формирование  следующих ценностей: дружбы, толерантности, доброты.

 

План занятия:

1. Вступление. (5 минут)

2. Упражнение «Пословицы и поговорки» (10 минут)

3.  Мозговой штурм «Кто же такой друг?» (10 минут)

4.  Игра-тест «Мнение» 915 минут)

5. Вывод (5 минут)

 

Вступление.

            Сегодня мы должны помочь друг другу расширить представления о дружбе как об одной из самых важных нравственных ценностей и посмотреть, насколько от дружбы зависит счастье человека.

            Притча о Диогене.

            На закате своих дней древнегреческий философ Диоген собрал своих учеников и сказал: «Вся наша жизнь сосуд. И мы в течении жизни заполняем его».  Взял Диоген камни и заполнил сосуд. Стал сосуд полным. «Это основа нашей жизни: здоровье, семья, друзья. Без этого мы не можем жить». Добавил Диоген в сосуд горошек. И поместился он среди камней. «Это наша работа. Работая человек познает себя. Работа облагораживает человека».  Снова стал сосуд полным. Затем взял философ песок и всыпал его в сосуд. И поместился песок среди камней и горошин. «Это удобства, жилье, одежда. У всех разные потребности: кого-то  устраивает жилье в шалаше, кому-то нужны дворцы». «Полный сосуд?» - спросил Диоген своих учеников. «Да!» - ответили они. Тогда взял философ вино и влил его в сосуд. Стал сосуд полным, больше ничего не вмещалось в него. «Мы можем обойтись без удовольствия, жилья, одежды, работы. Но нельзя прожить без здоровья, семьи и друзей».

 

            Основа человеческой жизни – друзья, здоровье, семья. Вот о дружбе мы сегодня и поговорим.

 

Упражнение «Пословицы и поговорки»

 

Зачитывается стихотворение Агнии Барто «Требуется друг»

Все живут, не тужат,

А со мной не дружат!

Бант у Кати расписной,

Красные колготки

И характер кроткий.

Я шепчу: - Дружи со мной…

Мы же одногодки,

Как сестрички мы почти,

Мы как две голубки

Из одной скорлупки.

Я шепчу:-Но ты учти:

Ты во все должна идти

Другу на уступки.

Предлагаю Ильиной:

- Ты дружи со мной одной!

Есть разряд у Ильиной

И спортивный свитер

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной –

Буду знаменита!

Все пятерки до одной

У Светловой Нади

Я прошу: - Ты со мной

Подружись хоть на день!

Мы с тобой поладим:

Будешь ты меня спасать.

А девчонки на дыбы!

Говорят: -Молчала бы!

Не вставать же на колени,

Уговаривать подруг…

Напишу я объявление:

Срочно требуется друг!

 

Как вы думаете, почему возникли проблемы с друзьями?

Скажите, пожалуйста, дружба и приятельские отношения – это одно и то же?

Затем, группа разбивается на две команды, дети вспоминают все пословицы и поговорки о дружбе. Побеждает та команда, у которой их будет больше.

 

Мозговой штурм: «Кто такой друг?»

В «Толковом словаре» В.И.Даля дано такое определение дружбы «бескорыстная стойкая приязнь». На столах лежат карточки с определениями, кто такой друг. Зачитываем по очереди утверждение, рассуждаем и доказываем подходят или нет данные определения для настоящего друга.

·         Друг – это тот, кого нам вечно не хватает.

·         Друг – это тот, кто встанет вместо меня.

·         Друг – это тот, вместо кого встану я.

·         Друг – это тот, к кому можно ворваться в двенадцать часов ночи и сказать: «Мне больно!» или «Я влюблена!»

·         Друг – это тот, с кем можно помолчать.

·         Друг – это тот, кто может сказать правду, не боясь быть отвергнутым после этого.

 

Игра-тест   «Мнение»

            Вы хорошо знаете друг друга в группе? Можете о каждом высказать свое мнение?  Иногда бывает, что это мнение отнюдь не лестное: друзья-подружки «перемывают косточки». Вы не склонны к этому? Прекрасно. Пусть один из вас , кто хочет угадать, что о нем думают другие, на 2-3 минуты выйдет из аудитории, чтобы не слышать голосов. Остальные должны высказать о нем свое мнение. Например: «она отзывчивая» и т.п. затем мы пригласим вышедшего и предложим ему отгадать, кто о нем, что сказал. Если угадано правильно, то за дверь выходит тот, кто о нем отзывался, и мнение высказывают о нем.

Условие: говорим только хорошее, играем только с теми, кому интересно, не затягивая процесса отгадывания, и не сердимся ни на кого. Если с кем-то не согласны, доверимся искренности говорившего, и повнимательнее приглядимся к себе, что дало повод  так о вас отзываться?

Это мгра – всего лишь шутка. Но во всякой шутке есть доля истины, не тае ли? Учтите, что игра заключается не в том, чтобы как  можно больше набрать очков, а в том, чтобы на все поставленные вопросы ответить быстро и откровенно.

            Задание 1  (карточки у каждого участника)

Из перечисленных ниже достоинств отметить два, которые вы цените выше других.

            1. искренность;

            2. верность;

            3. находчивость;

            4. красота;

            5. скромность;

            6. занимательность:

            7. ум.

Начислите себе количество очков в соответствии с номерами (1-25 очков, 2-20 очков, 3-10 очков, 4-6 очков, 5-15 очков, 6-5 очков, 7- 8 очков)

 

            Задание 2

            Нарисуйте контур ступенчатой пирамиды, на вершине которой изобразите шарик. Решите, куда он должен скатиться – налево или направо.

(начислите: если налево – 5 очков, направо – 20 очков)

 

            Задание 3

            Ответьте на вопросы. Варианты ответа: ДА и НЕТ.

1. Подводил ли тебя когда-нибудь друг?

2. Считаешься ли ты хорошим знатоком людей?

3. Охотно ли путешествуешь?

4. Любишь ли ты общество?

5. Знаешь ли ты всех, кто живет в интернате?

 

Считаешь ли ты такие утверждения правильными;

1. Животные – лучшие друзья людей.

2. В беде покинет тебя и друг.

3. Дружба не прибыльна.

4. Не следует от друзей требовать многого.

5. Чем больше друзей, тем лучше.

 

Начислите себе количество очков в соответствии с номерами.

 

1: да – 5                 нет - 15                          6:  да – 5            нет - 15        

2:  да – 20              нет – 2                           7:  да – 3             нет - 12

3:  да – 4                нет – 12                         8:  да – 1             нет - 20

4:  да – 15              нет – 8                           9:  да – 20           нет - 6

5:  да – 12              нет – 26                        10:  да – 5             нет – 10

А теперь посчитайте, сколько очков вы набрали.

 

Если сумма очков не превышает 140,то надо сказать, что друзья вам достаются с большим трудом. И совсем не потому, что вы не можете быть хорошим товарищем, просто вы не верите в возможность встретить хорошего друга. Больше доверяйте людям!

 

Количество очков от 141 до 180. Вы хорошо знаете людей и умеете завоевывать дружбу. У вас есть друзья, на которых вы можете положиться, в то же время вы и сами никогда не подведете друзей. И пусть вам не всегда везет в жизни, вы никогда не унываете, у вас есть отличные друзья.

 

От 181 и выше. Друзья для вас не проблема. У вас их так много, что не сосчитать. Вам удается их без труда находить. Но, по всей вероятности, вы быстро изменяете им и легко их теряете.

 

Вывод.

Так что же такое дружба?

1. Дружба – это готовность оказать помощь другу, разделить с ним неудачу и радость.

2.  Дружба – это нравственное обогащение человека.

3. Дружба – это прежде всего, вера в человека, требовательность к нему.

4.  Друг – это всегда серьезно. Тот, кто хочет дружить, должен посмотреть в себя. В себе найти ответ на вопрос, готов ли он стать другом другому человеку.

            Итак, мы сегодня рассмотрели вопрос о такой ценности, как дружба. И как сказал Цицерон: «Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания». Настоящий друг обязательно скажет тебе, если ты совершишь ошибку. Если он позволит делать то, что заведомо может принести вред вам или другим людям и не пытается остановить вас, то он не настоящий друг. Мы не можем заставить наших друзей измениться, но мы должны стараться помогать друг другу жить по совести.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1.  Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. СПб.: Речь, 2006.

2.  Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография.-

     СПб.; Союз, 2002.

3.  Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.- СПб.; Питер, 2001.

4.  Декерс Л. Мотивация. М.: Гроссмедиа, 2007.

5.  Здоровье. Учебно-методическое пособие для учителей 1 – 11 классов. //

     Под. ред. В.Н. Касаткина, Л.А. Щеплягиной. Ярославль, 2007.

6.  Крейхи Б. Социальная психологическая агрессия. – СПб.; Питер. 2003.

7.  Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире./ Под. ред.

     Этьенна Г. Круга и др./ Пер. с англ. – М.; Весь мир, 2003.

3.  Руководство по медицинской профилактике. Под. ред. Р.Г. Органова,

     Р.А. Хальвина, М,: ГЭОТАР «Медиа», 2007.

4.  Семикин В.В. Психологическая культура в образовании человека:

     Монография. – СПб.: Союз, 2002.

 


 

скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)