Профилактическая медицина

  • Лекции
  • doc
  • 07.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Профилактическая медицина Теоретические основы укрепления здоровья и профилактика нарушений состояния здоровья. Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия. ЗДОРОВЬЕ И МЕТОДЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ 1. Социальные и биологические факторы здоровья. 2. Понятие о профилактике. Основные ее принципы и виды. 3. Образ жизни как медико-социальный фактор здоровья. Понятие о медицинской активности и здоровом образе жизни. Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни. Структура центров медицинской профилактики. Их роль в пропаганде здорового образа жизни. 4. Здоровье как показатель эффективности медико-профилактической деятельности. 5. Определение здоровья. Основные методы его изучения. Группы здоровья. Основные показатели здоровья населения России. 6. Использование исходных статистических показателей при оценке физического развития населения. 1. Социальные и биологические факторы здоровья Показатели здоровья и заболеваемости используются применительно к конкретным группам здоровых и больных людей. Это обязывает подходить к оценке образа жизни человека не только с биологических, но и с медико-социальных позиций. Социальные факторы обусловлены социально-экономической структурой общества, уровнем образования, культуры, производственными отношениями между людьми, традициями, обычаями, социальными установками в семье и личностными характеристиками. Большая часть этих факторов вместе с гигиеническими характеристиками жизнедеятельности входит в обобщенное понятие «образ жизни», доля влияния которого на здоровье составляет более 50% среди всех факторов.
Иконка файла материала лекция 1.doc
Модуль I. Введение в профилактическую медицину Теоретические основы укрепления здоровья и профилактика нарушений состояния Тема 1.1. Профилактическая медицина здоровья. Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия.  ЗДОРОВЬЕ И МЕТОДЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ 1. Социальные и биологические факторы здоровья. 2. Понятие о профилактике. Основные ее принципы и виды. 3. Образ   жизни   как   медико­социальный   фактор   здоровья.   Понятие   о   медицинской активности и здоровом образе жизни. Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни. Структура центров медицинской профилактики. Их роль в пропаганде здорового образа жизни. 4. Здоровье как показатель эффективности медико­профилактической деятельности. 5. Определение здоровья. Основные методы его изучения. Группы здоровья. Основные показатели здоровья населения России. 6. Использование   исходных   статистических   показателей   при   оценке   физического развития населения. 1. Социальные и биологические факторы здоровья Показатели   здоровья   и   заболеваемости  используются   применительно   к конкретным   группам   здоровых   и   больных   людей.   Это   обязывает   подходить   к   оценке образа жизни человека не только с биологических, но и с медико­социальных позиций. Социальные   факторы  обусловлены   социально­экономической   структурой   общества, уровнем   образования,   культуры,   производственными   отношениями   между   людьми, традициями,   обычаями,   социальными   установками   в   семье   и   личностными характеристиками.   Большая   часть   этих   факторов   вместе   с   гигиеническими характеристиками жизнедеятельности входит в обобщенное понятие «образ жизни», доля влияния которого на здоровье составляет более 50% среди всех факторов. Биологические   характеристики   человека  (пол,   возраст,   наследственность, конституция, темперамент, адаптационные возможности и др.) составляют в общей доле воздействия факторов на здоровье не более 20%. Как социальные, так и биологические факторы воздействуют на человека в определенных условиях окружающей среды, доля влияния   которых   составляет   от   18   до   22%.   Только   незначительная   часть   (8­10%) показателей   здоровья   определяется   уровнем  деятельности   медицинских   учреждений   и усилиями   медицинских   работников.   Поэтому  здоровье человека  ­   это   гармоническое единство   биологических   и   социальных   качеств,   обусловленных   врожденными   и приобретенными биологическими и социальными свойствами, а болезнь нарушение этой гармонии.2. Понятие о профилактике. Основные ее принципы и виды аа Профил ктика (др.­греч. prophylaktikos — предохранительный) — комплекс различного   рода   мероприятий,   направленных   на   предупреждение   какого­либо явления и/или устранение факторов риска. Профилактические   мероприятия   —   важнейшая   составляющая   системы здравоохранения,   направленная   на   формирование   у   населения   медико­социальной активности и мотивации на здоровый образ жизни. Профилактика  ­   составная   часть   медицины.   Социально­профилактическое направление в деле охраны и укрепления здоровья народа включает в себя медицинские, санитарно­технические,   гигиенические   и   социально­экономические   мероприятия. Создание системы предупреждения заболеваний и устранения факторов риска является важнейшей   социально­экономической   и   медицинской   задачей   государства.   Выделяют индивидуальную и общественную профилактику. В зависимости от состояния здоровья, наличия   факторов   риска   заболевания   или   выраженной   патологии   у   человека рассматривают 3 вида профилактики: 1. Первичная   профилактика  ­   это   система   мер   предупреждения   возникновения   и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда   и   отдыха,   рациональное   качественное   питание,   физическая   активность, оздоровление окружающей среды и др.).  К   первичной   профилактике   относят   социально­экономические   мероприятия государства по оздоровлению образа жизни, окружающей среды, воспитанию и др. Профилактическая деятельность обязательна для всех медицинских работников. Не случайно   поликлиники,   больницы,   диспансеры,   родильные   дома   называются лечебно­рофилактическими учреждениями. 2. Вторичная профилактика ­ это комплекс мероприятий по устранению выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (снижение иммунного статуса, перенапряжение, адаптационный срыв) могут привести к возникновению, обострению или рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического рационального наблюдения, последовательного оздоровления. направленного       лечения,   3. Ряд   специалистов   предлагают   термин   «третичная   профилактика»   как   комплекс мероприятий   по   реабилитации   больных,   утративших   возможность   полноценной жизнедеятельности.   Третичная   профилактика   имеет   целью   социальную (формирование   уверенности   в   собственной   социальной   пригодности),   трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой   активности   личности)   и   медицинскую   (восстановление   функций органов и систем) реабилитацию. Важнейшей   составной   частью   всех   профилактических   мероприятий   является формирование у населения медико­социальной активности и установок на здоровый образ жизни.3. Образ жизни как медико­социальный фактор здоровья. Понятие о медицинской активности и здоровом образе жизни. Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни. Структура центров медицинской профилактики. Их роль в пропаганде здорового образа жизни. Образ   жизни  ­   ведущий   обобщенный   фактор,   определяющий   основные   тенденции   в изменении   здоровья,   рассматривается   как   вид   активной   жизнедеятельности   человека.   В структуру образа жизни с его медико­социальной характеристикой входят:  трудовая деятельность и условия труда;  хозяйственно­бытовая деятельность (вид жилища, жилая площадь, бытовые условия, затраты времени на бытовую деятельность и др.);  рекреационная   деятельность,   направленная   на   восстановление   физических   сил   и взаимодействие с окружающей средой;  социолизаторская деятельность в семье (уход за детьми, престарелыми родственниками);  планирование семьи и взаимоотношения членов семьи;  формирование поведенческих характеристик и социально­психологического статуса;  медико­социальная   активность   (отношение   к   здоровью,   медицине,   установка   на   здоровый образ жизни). С образом жизни связывают такие понятия, как:  уровень жизни (структура доходов на человека),  качество   жизни   (измеряемые   параметры,   характеризующие   степень   материальной обеспеченности человека),  стиль жизни (психологические индивидуальные особенности поведения),  уклад жизни (национально­общественный порядок жизни, быт, культура). Понятие о медицинской активности и здоровом образе жизни. Под  медицинской   активностью  понимают   деятельность   людей   в   области   охраны, улучшения   индивидуального   и   общественного   здоровья   в   определенных   социально­ экономических условиях. Медицинская (медико­социальная) активность включает:  наличие гигиенических навыков,  выполнение медицинских рекомендаций,  участие в оздоровлении образа жизни и окружающей среды,  умение оказывать первую доврачебную помощь себе и родственникам,  использовать средства народной, традиционной медицины и др. Повышение уровня медицинской активности и грамотности населения ­ важнейшая задача участкового врача­терапевта и педиатра (особенно семейного врача). Важной составной частью медико­социальной активности является установка на здоровый образ жизни (ЗОЖ). ЗОЖ ­ это гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно­ гигиенических нормативах, направленных на укрепление и сохранение здоровья, активизацию защитных   сил   организма,   обеспечение   высокого   уровня   трудоспособности,   достижение активного долголетия.Таким образом,  ЗОЖ  можно рассматривать  как  основу профилактики заболеваний. Он направлен   на   устранение   факторов   риска   (низкий   уровень   трудовой   активности, неудовлетворенность   трудом,   пассивность,   психоэмоциональная   напряженность,   невысокая социальная   активность   и   низкий   культурный   уровень,   экологическая   безграмотность, гиподинамия,  нерациональное, несбалансированное  питание,  курение,  употребление  алкоголя, наркотических   и   токсических   веществ,   напряженные   семейные   отношения,   нездоровый   быт, генетический   риск   и   др.).   ЗОЖ   является   важным   фактором   здоровья   (повышает   трудовую активность,   создает   физический   и   душевный   комфорт,   активизирует   жизненную   позицию, защитные   силы   организма,   укрепляет   общее   состояние,   снижает   частоту   заболеваний   и обострений хронических заболеваний). Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни. Формирование здорового образа жизни ­ это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья. ЗОЖ включает следующие компоненты: 1) сознательное создание условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности; 2) активное участие в культурных мероприятиях, занятиях физкультурой и спортом, отказ от пассивных   форм   отдыха,   тренировка   психических   способностей,   аутотренинг,   отказ   от вредных   привычек   (употребления   алкоголя,   курения),   рациональное,   сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, создание нормальных условий в семье; 3) формирование межличностных  отношений  в трудовых коллективах, семьях,  отношения к больным и инвалидам; 4) бережное отношение к окружающей среде, природе, высокую культуру поведения на работе, в общественных местах и транспорте; 5) сознательное   участие   в   профилактических   мероприятиях,   проводимых   медицинскими учреждениями, выполнение врачебных предписаний, умение оказывать первую медицинскую помощь, чтение популярной медицинской литературы и др. В соответствии с приказами Министерства здравоохранения РФ пропаганда ЗОЖ является обязанностью   каждого   медицинского   работника.   При   этом   используются  методы  устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды. Метод   устной  пропаганды  является  наиболее   эффективным.  Это  самый  популярный, экономичный,   простой   и   доступный   в   организационном   отношении   метод.   Он   включает следующие средства пропаганды: лекции, беседы, дискуссии, конференции, кружковые занятия, викторины. Метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населения. Он включает статьи, санитарные  листки, памятки, листовки,  стенные  газеты, журналы, буклеты, брошюры, книги, лозунги. Наглядный метод ­ самый многообразный по числу входящих в него средств. Их можно разделить   на   2   группы:   натуральные   объекты   и   изобразительные   средства   (объемные   и плоскостные). Комбинированный   метод   ­   метод   массовой   пропаганды,   при   которой   происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы. Структура центров медицинской профилактики. Их роль в пропаганде здорового образа жизни.Научно­методическим и координационным звеном в организации пропаганды здорового образа жизни в республиках, областях, краях, городах и районах являются центры медицинской профилактики. Они находятся в ведомстве комитетов по здравоохранению административных территорий. Основные направления деятельности: консультации жителей региона по вопросам охраны здоровья, профилактики заболеваний; формирование гигиенических навыков, грамотного гигиенического поведения; борьба с вредными для здоровья привычками; преодоление факторов риска для здоровья; профилактическое лечение; формирование у населения установки на ЗОЖ. В   центрах   медицинской   профилактики   работают   кабинеты:   рационального   питания, физической культуры, психогигиены и гигиены умственного труда, гигиены быта, профилактики вредных   для   здоровья   привычек,   брачно­семейных   отношений,   генетики   (брака   и   семьи), профессионального ориентирования, регламентации (аутотренинга) и др. Центры координируют организационную   и   методическую   деятельность   всех   медицинских   учреждений   (поликлиник, диспансеров,   центров   ГСЭН   и   др.)   по   вопросам   пропаганды   здорового   образа   жизни,   по обеспечению учебно­методической и информационной литературой. 4. Здоровье как показатель эффективности медико­профилактической деятельности Любой вид врачебной деятельности, комплекс оздоровительных, гигиенических и профилактических   мероприятий   в   отдельных   коллективах   и   на   административной территории   должен   оцениваться   с   точки   зрения   социальной,   медицинской   и экономической   их   эффективности.   Ведущим   критерием   оценки   эффективности   могут быть   только   показатели   здоровья   в   динамике   (снижение   заболеваемости,   смертности, инвалидизации, увеличение продолжительности периода трудовой деятельности и др.). Эффективность   оценивается   как   отношение   полученного   результата   к   произведенным затратам. В здравоохранении не может преследоваться цель экономии средств на здоровье человека   или   экономии   за   счет   здоровья.   Экономическое   обоснование   лечебно­ профилактических   мероприятий,   анализ   использования   средств   в   здравоохранении необходимы   для   выбора   наиболее   оптимальных   вариантов   ассигнования,   достижения наилучших результатов в охране здоровья населения. Основные   слагаемые   экономической   эффективности   (или   предотвращенного ущерба) следующие: прирост   продукции   за   счет   уменьшения   времени,   потерянного   трудящимися   из­за временной нетрудоспособности, инвалидности, преждевременной смерти; уменьшение  потерь  от  снижения  производительности  труда  работников, ослабленных болезнью; сокращение дополнительных затрат на оздоровление и технику безопасности на участках с вредными и тяжелыми условиями труда; уменьшение затрат на дополнительную подготовку работников, замещающих заболевших и инвалидов; сокращение расходов на медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения в связи с уменьшением численности пациентов; уменьшение затрат на социальное страхование временной нетрудоспособности. Если   после   проведения   прививок   (оздоровительных   мероприятий   и   др.) заболеваемость   рабочих   снизилась   на   800   рабочих   дней,   то   экономическойэффективностью будет являться сохраненная стоимость этих рабочих дней, умноженная на стоимость выпускаемой продукции за каждый из 800 дней. 5. Определение здоровья. Основные методы его изучения. Группы здоровья. Основные показатели здоровья населения России Здоровье  ­   это   такое   состояние,   которое   обеспечивает   оптимальное взаимоотношение   организма   с   окружающей   средой   и   способствует   активизации   всех видов жизнедеятельности человека (трудовой, хозяйственной, бытовой, рекреационной, социолизаторской,   планирования   семьи,   медико­социальной   и   др.).   Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».   Имеются   другие   определения,   среди   которых   здоровье   индивидуума рассматривается как динамическое состояние сохранения и развития его биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимально продолжительной и активной жизни. Основными критериями, характеризующими общественное здоровье, являются:  медико­демографические   (рождаемость,   смертность,   естественный   прирост,   младенческая смертность, частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность жизни);  заболеваемость (общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, по данным медицинских осмотров, основными неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная);  первичная инвалидность;  показатели физического развития;  показатели психического здоровья. Все критерии оцениваются в динамике. Важным критерием оценки здоровья населения следует считать индекс здоровья, то есть долю не болевших на момент исследования (в течение года   и   т.   д.).   Можно   учитывать   долю   лиц   с   хроническими   формами   заболеваний,   часто   и длительно болеющих и др. Сведения   о   состоянии   здоровья   (заболеваемости)   можно   получить   на   основании проведенных   медицинских   осмотров,   обращаемости   населения   за   медицинской   помощью, результатов специальных выборочных исследований, данных о причинах смерти и др. При оценке здоровья население распределяется по группам здоровья: ─ 1­я   группа   (здоровые)  ­   это   лица,   которые   не   имеют   жалоб,   хронических   заболеваний   в анамнезе, функциональных отклонений и органических изменений; ─ 2­я группа (практически здоровые)  ­ лица, у которых имеются хронические заболевания в стадии стойкой ремиссии, функциональные изменения в органах и системах, не влияющие на их деятельность и трудоспособность; ─ 3­я группа  ­ больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации, субкомпенсации или декомпенсации. Основные показатели здоровья населения России. Медико­демографические показатели свидетельствуют о замедлении прироста населения в России. В последние годы в большинстве городов страны отмечается отрицательный прирост (убыль около 6 на 1000 жителей) населения. Выражен процесс снижения рождаемости до 8­100,преобладает ориентация на однодетную семью. В Санкт­Петербурге показатель рождаемости к 1996 г. составил около 7 на 1000 жителей. В Европейских странах уровень рождаемости также низкий, а в Юго­Восточной Азии ­ более 25 на 1000 жителей. В России показатели смертности населения возросли до 15 на 1000 человек (в Санкт­ Петербурге   ­   около   170).   Младенческая   смертность   снижается,   однако,   недостаточными темпами. В России и в Санкт­Петербурге младенческая смертность в 1,5­2 раза выше, чем в экономически   развитых   странах,   и   составляет   около   15­17   на   1000   родившихся   живыми. Материнская смертность составляет в Санкт­Петербурге 58,4 на 100000 родившихся живыми. Не   увеличивается,   а   наоборот,   уменьшается   средняя   продолжительность   ожидаемой жизни. В России к 1996 г. она составила около 64 лет, причем отмечается значительная разница этого показателя у мужчин (57 лет) и женщин (71 год). Заболеваемость с временной утратой трудоспособности составляет около 70 случаев и 1090   дней   на   100   работающих.   Увеличилось   число   зарегистрированных   инфекционных заболеваний   (дифтерия,   коклюш,   клещевой   энцефалит,   сальмонеллезы).   Возрос   уровень заболеваемости венерическими болезнями, туберкулезом, психическими заболеваниями. Растет число   самоубийств.   Увеличиваются   показатели   первичного   выхода   на   инвалидность трудоспособного населения (65,2 на 10000 работающих). Приведенные   показатели   здоровья   населения   свидетельствуют   о   том,   что   хронические неинфекционные   болезни   являются   ведущими   в   структуре   заболеваемости   и   смертности населения и зависят в первую очередь от факторов риска, образа жизни. Схема комплексного изучения здоровья и факторов, его определяющих. Анализ   состояния   здоровья   населения   или   отдельных   его   групп   должен   стать обязательным в деятельности врача. Основными элементами комплексного анализа являются: 1) сбор информации о состоянии здоровья; 2) обработка и анализ информации о состоянии здоровья; 3) выдвижение гипотезы о связи факторов среды с состоянием здоровья; 4) направленное изучение факторов среды и углубленное изучение характеристик здоровья; 5) выявление   количественных   зависимостей   между   факторами   среды   и   характеристиками здоровья; 6) принятие   решения   по   оздоровлению   окружающей   среды   для   первичной   профилактики заболеваний; 7) реализация принятых решений; 8) проверка эффективности принятых решений. 6. Использование исходных статистических показателей при оценке физического развития населения В   настоящее   время   физическое   развитие   рассматривается   как   один   из   основных показателей состояния здоровья отдельного человека и населения в целом.  Под физическим развитием  понимают   комплекс   морфологических   и   функциональных   свойств   организма, характеризующих   массу,   плотность,   форму   тела   и   др.  Физическое   развитие  характеризуют следующие параметры: антропометрические (масса тела, длина тела и др.); физиометрические (частота   пульса,   дыхания,   жизненная   емкость   легких,   показатели   АД);   соматоскопические (телосложение, тургор, форма ног, грудной клетки и др.). Антропометрические   измерения   в   практике   здравоохранения,   вследствие   их информативности, простоты и доступности, являются обязательными с рождения до взрослого состояния. Данные антропометрических исследований подвергают вариационно­статистической обработке с составлением вариационных рядов, уравнений регрессии и др. Проводится анализ полученных   данных   методом   сигмальной   оценки,   по   специальным   таблицам   физического развития (шкала регрессии), по приросту показателей в различные возрастные периоды.Такой   подход   к   оценке   физического   развития   предполагает   выделение   детей, соответствующих норме. Определяется доля детей с отклонениями от нормы. Выделяют 5 соматических типов: 1) замедленный тип роста и развития; 2) замедленный тип развития; 3) средний тип роста и развития; 4) ускоренный тип развития; 5) ускоренный тип роста и развития. В основу этой типологии положена связь морфологического статуса и степени полового созревания. Методика предполагает оценить  физическое  развитие  ребенка  по  сопоставлению достигнутых величин со стандартными. Оцениваются темпы возрастного развития детей. При исследовании физического развития детей и подростков широко распространен метод оценки   показателей   роста,   массы,   окружности   груди   по   шкале   регрессии.   Индивидуальные значения отдельных признаков разнообразны: так, у людей одинакового роста показатели массы тела   и   окружности   грудной   клетки   могут   колебаться   в   самых   широких   пределах.   Меру разнообразия   индивидуальных   показателей   характеризует   сигма   регрессии,   которая используется при расчете коэффициента регрессии (отношение сигмы массы тела к сигме длины тела,   умноженное   на   коэффициент   корреляции).   Зная   коэффициент   регрессии,   используя уравнение регрессии и сигму регрессии, можно построить шкалу регрессии. На этом принципе расчетов   строятся   стандарты   физического   развития,   которые   позволяют   сопоставить   рост каждого ребенка с массой его тела, окружностью груди, ростом сидя и т. д. Применяя   регрессию   в   исследовании,   мы   можем   по   изменению   величины   какого­либо признака на единицу значения судить об изменении размеров другого, взаимосвязанного с ним признака.