Профилактический урок «Курить или жить?»

  • Мероприятия
  • doc
  • 01.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: - расширение знаний о вреде курения; - воспитание у учащихся ответственности за своё здоровье, устойчивого негативного отношения к курению. Формы работы: беседа – диалог, беседа – размышление, ситуативный практикум, викторина (дополнительный материал). Возраст участников: 13-14 лет. Оборудование: м/м слайд-презентация о вреде курения, материалы для проведения опыта (резиновая груша, стеклянная трубка, кусок ваты, сигарета с фильтром, спички), раздаточный материал. К концу урока учащиеся должны: Владеть информацией об ущербе от вредных привычек наносимом как отдельному человеку, так и обществу в целом. Быть убежденными, что жизнь без вредных привычек – более предпочтительна.
Иконка файла материала Урок Курить или жить.doc
Профилактический урок «Курить или жить?» Составитель Е.П.Шукалович Цель:  ­ расширение знаний о вреде курения; ­   воспитание   у   учащихся   ответственности   за   своё   здоровье,   устойчивого негативного отношения к курению. Формы работы: беседа – диалог, беседа – размышление, ситуативный  практикум,  викторина (дополнительный материал). Возраст участников:  13­14 лет. Оборудование:  м/м     слайд­презентация   о   вреде   курения,   материалы   для проведения опыта (резиновая груша, стеклянная трубка, кусок ваты, сигарета с фильтром, спички), раздаточный материал. К концу урока учащиеся должны:  Владеть информацией об ущербе от вредных привычек наносимом как отдельному человеку, так и обществу в целом.  Быть   убежденными,   что   жизнь   без   вредных   привычек   –   более предпочтительна. Информация к размышлению:  «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» Оноре де Бальзак Ход урока: 1. Вступительное слово учителя.  (Для создания эмоциональной  атмосферы проводится упражнение – энергезатор).  ­ Здравствуй, друг! – пожать друг другу руки.   ­ Ты пришёл! – ладошки на плечи. ­ Я не ждал! – руки развести в удивлении. ­ Я так рад! – обнять. 12. Слайды 1­2. Объявление темы, целей урока.  3. Слайд 3. Информация к размышлению:  «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» Оноре де Бальзак 4. Часть 1.  Факты о пагубном воздействии табака на организм. Слайд 4. В   мире   проживает  более 1,1млрд.  курильщиков. • 80%  курильщиков  начали курить  в  школе. • В   России  каждые  9  секунд умирает  человек  из­за  болезней,  вызванных курением. • 30%  среди  12 летних подростков  начали  курить, • к  14  годам  эта  цифра возрастает  почти  вдвое, • в  18  лет  попробовали  сигарету хоть  раз  уже  80%.  Слайд 5. Узнав результаты научных исследований, люди ужаснулись!  Оказывается: если человек курит в день от 1 до 9 сигарет, то сокращает свою  жизнь в среднем на 4,6 года по сравнению с некурящими; если курит от 10 до  19 сигарет, то на 5,5 года; если выкуренных от 20 до 39 сигарет — на 6,2 года. Слайд 6. По данным Всемирной организации здравоохранения, от болезней,  вызванных курением, в мире ежегодно умирают около 5 миллионов человек.  Прогнозируется, что в 2020 году от курения погибнут около 10 миллионов  человек в возрасте от 30 до 40 лет!  Слайд 7. Что содержится в сигарете? В дыме одной сигареты содержится: 6мг   никотина,  1,6   мг   аммиака,  25   мг   угарного   газа,0,03   мг   синильной кислоты,  0,5 мг пиридина, формальдегид, радиактивные вещества: полоний, свинец,  висмут, смолы и деготь и др. Значительная часть уходит в окружающую  среду. Дым сигарет вреден окружающим. Каждая сигарета отнимает от  5 до 15 минут жизни! 20 ежедневно выкуриваемых сигарет сокращает  жизнь на 8­12 лет! 2Слайд 8.  В дыме табака содержится более 30 ядовитых веществ: никотин,    углекислый газ, окись углерода, синильная кислота, аммиак, смолистые  вещества, органические кислоты и другие Слайд 9. Горящая сигарета ­это химическая фабрика, продуцирующая 4000   соединений, в их числе более 40 канцерогенов и 12 кокаканцерогенов  НИКОТИН : возбуждает центральную нервную систему, спазм кровеносных сосудов, ухудшение кровоснабжения клеток мозга, повышает артериальное  давление крови и увеличивает работу сердца, в целом создает субъективные ощущения повышения работоспособности. Слово учителя: Никотин ­ это наркотик. А это означает, что с каждым  годом тебе будет все труднее…  Слайд 10. Нервная система. Никотин в первой короткой фазе расширяет  сосуды мозга (создает обманчивое впечатление улучшения умственной  деятельности), затем резко сужают их.   Отравляет клетки мозга (ухудшается память, зрение, умственная  работоспособность, появляется бессонница, головные боли).  Курящие ученики отстают в учебе, становятся нервными,  рассеянными, ленивыми, грубыми и недисциплинированными.  Развиваются нервные заболевания – невралгии, невриты, плекситы  (заболевания нервных узлов – сплетений).  Слайд 11 – 13. Дыхательная система Хронические заболевания  дыхательных органов: бронхит, астма, гибель эпителия, усиленное  выделение слизи, воспаление голосовых связок.  Туберкулез легких (из 100 случаев заболевания туберкулезом 95% ­  курильщики) Рак легких  (почти 97%  больных раком –  курильщики,  Рак гортани (в 6 – 10  раз больше). 3Слайд 14. КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА.  Снижается количество  эритроцитов  и гемоглобина; стенокардия у курильщиков чаще в 13 раз; инфаркт миокарда чаще в 13 раз (особенно у лиц до 40лет); острый  инфаркт миокарда ( у курильщиков до 35 лет, у 80% курящих со школьной  скамьи). Курение способствует возникновению атеросклероза, гипертонической  болезни, кровоизлияния в мозг. Слайд 15. ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА Развивается кариес;   Ухудшается аппетит, обоняние, вкус извращается;  Возникают спазмы желудка, кишечника, кишечная непроходимость  (парез) кишечника ведет к смерти;  Развивается хронический гастрит, колит, язвенная болезнь желудка  и 12­ перстной кишки (в 10 раз чаще);  Приводит к циррозу печени;   Развивается рак полости рта, пищевода, поджелудочной железы. Слайд 16. ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА Развитие хронических болезней  почек и мочевого пузыря, вплоть до рака мочевого пузыря. (В моче  образуется бензапирен – канцерогенное химическое соединение, вызывающее  рак. Это вещество обнаруживается и у пассивных курильщиков) Рак почек (встречается у курильщиков в 5 раз чаще) Слайд 17. ОПОРНО­ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.  Ухудшение  кровоснабжения из–за спазма кровеносных  сосудов приводит к снижению  работоспособности мышц (может привести к самопроизвольной гангргене  конечностей. Эндартериит  ­ перемежающая хромота, часто требующая  ампутации ног.  Никотин действует как яд курара, парализующий  мышечную систему (страдает каждый 7 курильщик ) Слайд 18. ПОЛОВАЯ СИСТЕМА МУЖЧИНЫ 4 Курение начатое в любом возрасте, отрицательно влияет на половую функцию.  Никотиновая интоксикация в юношеском возрасте ­ одна из причин  будущего бесплодия.  ЖЕНЩИНЫ:  Самое частое осложнение  ­ выкидыши до 36 недель в  2 раза чаще некурящих. Патологии при родах; процент  мертворожденных детей; чаще  других курильщицы не могут родить  детей, курящая женщина болеет в 3­4 раза чаще, чем некурящие!   Рак матки  ­  Бесплодие  Слайд 19­20. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ДРУГИЕ СИСТЕМЫ  “Кожа” –преждевременное старение кожи, сухость, землистый  оттенок, бледность,  морщины, дряблость. Кожа теряет свою  эластичность и свежесть. Женщины­курильщицы в 25 лет выглядят  намного старше ровесниц.  “Железы внутренней секреции” – нарушаются нормальные функции  всех желез, развивается сахарный диабет.  “Обмен веществ” – снижается, развивается витаминная  недостаточность. Слайд 21. ДЕТИ КУРИЛЬЩИКОВ.  Грудное молоко матери­курильщицы  может быть причиной отравления новорожденного.  Описаны случаи «беспричинной» смерти грудных детей, находящихся  в задымленном помещении.  Доказано: дети курящих женщин примерно до 11 лет отстают в  физическом и умственном развитии.  У курящих матерей почти всегда дети пробуют курить. Мать заранее запрограммировала своего ребенка на те же мучения.  В семье, где курили родители, начинают курить 67% мальчиков и 78%  девочек. 5 Люди, которые в детском возрасте подвергались воздействию  табачного дыма, но сами курить не начали, все равно имеют  повышенный шанс (до 60%) заболеть раком. 5. Часть 1. Слайд 22. Из истории табакокурения.  Слайд 23. Табак родом из Америки. 12 октября 1492года Христофор Колумб  причалил к неизвестному острову, жители которого поднесли гостям сушёные на солнце листья, свёрнутые в трубочку. Они курили это растение, «петум» ­  так они его называли. После второго похода Колумба семена табака были  занесены  в Испанию, а оттуда во все уголки Земного шара. Быстрому  распространению способствовало удивительное свойство табака – привычная  тяга к курению, с которой трудно совладать человеку. Слайд 24.  В Англии по указанию Елизаветы I  (1585г.) курильщиков  приравнивали к ворам и водили по улице с верёвкой на шее. Слайд 25. Слайд Царь Михаил Фёдорович вёл жестокую борьбу с  курильщиками: уличая 1 раз в курении – 60 ударов палок по стопам; 2 раза –  резали носы, уши, ссылали в дальние города. В Россию табак завезён английскими купцами в 1585 году через  Архангельск. Слайд 26. Пётр 1 стал внедрять табакокурение: по его мнению, это  способствовало принципам западной цивилизации. Славный царь  простудился, заболел и вследствие слабости прокуренных лёгких умер до  срока. Слово учителя. Но постепенно запрет на курение отменялся в разных странах. С годами к вредной привычке приобщились мужчины, женщины, молодые люди, подростки и даже  дети. Возникла мода на курение:  сигареты, мол,  придают девушкам особую элегантность, а юношам ­ мужественность.  Сигарета стала обязательной принадлежностью теле­ и киногероев. Слайд 28. Как же ведется борьба с курением в настоящее время?  Англия – вычитают деньги из зарплаты за время, проведённое в курительной  комнате. Дания ­ запрещено курить в общественных местах. 6Сингапур   –   курение   –   500   долларов   штрафа.   Нет   рекламы   на   табачные изделия. Финляндия   –   врачи   установили   1   день   –   17   ноября,   когда   курильщики приходят на работу без сигарет. Япония – г. Ваки – решение: 3 дня в месяц без курения. Франция – После антитабачной кампании число курильщиков сократилось более, чем на 2 млн. человек. Слайд   29.  В   США,   при   засилии   табачной   рекламы,   десятки   миллионов американцев   бросили   курить.   Тоже   происходит   в   Англии,   Швеции   и Финляндии. Норвегия твёрдо решила стать некурящей нацией в 21 веке. Во многих странах приняты законы, запрещающие подросткам курить.  Слайд 30. Об ограничении курения табака Федеральный закон Российской  Федерации от 10 июня 2001г № 87­ФЗ Статья 3 Регулирование деятельности  по производству табачных изделий, оптовой торговле табачными изделиями и розничной продаже табачных изделий. 4.Запрещается розничная продажа сигарет с содержанием менее 20 штук в  каждой упаковке(пачке), поштучная розничная продажа сигарет и папирос, а  также продажа табачных изделий с использованием автоматов.  5.Запрещается   розничная   продажа   табачных   изделий   в   организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, а также в физкультурно­спортивных организациях.  Слайд 31. Статья 4 Запрещение розничной продажи табачных изделий лицам,  не достигшим возраста 18 лет. 1. Нарушение положения пункта 1 настоящей статьи влечёт за собой  привлечение к административной ответственности в соответствии с  законодательством.  2. Статья  6  Запрещение   курения   табака   на  рабочих   местах,  в   городском, пригородном   транспорте   и   на   воздушном   транспорте,   в   закрытых спортивных здравоохранения, образовательных   организациях   и   организациях   культуры,   помещениях, занимаемых органами государственной власти.  сооружениях,     организациях   7в   закрытых   спортивных   сооружениях, Слово учителя.  В   целях   снижения   вредного   воздействия   табачного   дыма запрещается курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полёта менее трёх   часов,   организациях здравоохранения,  образовательных   организациях   и   организациях   культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения   табака   в   специально   отведённых   местах   для   курения   табака.  3. Нарушение   положений   данной   статьи   влечёт   за   собой   привлечение   к административной ответственности в соответствии с законодательством. Слайд 33. Статья 7 Пропаганда знаний о вреде курения табака Федеральные  органы исполнительной власти по здравоохранению, федеральные органы  исполнительной власти по образованию и федеральные органы  исполнительной власти по культуре обязаны через средства массовой  информации регулярно осуществлять пропаганду знаний о вреде курения  табака. 3. Часть 3. Обмен мнения учащихся о пагубном влиянии курения на  организм человека. Слайд 34. Сравнительные результаты.  Болезни                          Курящие   Не курящие 1.Нервные                          14%          1% 2.Понижение слуха           13%          1% 3.Плохая память                12%          1% 4.Плохие отметки              18%          3% 5.Медленно соображают  19%          3% Слайд 35. Л.Н. Толстой, бросив курить, сказал так: «Я стал другим человеком. Просиживаю по пяти часов кряду за работой,  встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость,  головокружение, тошноту, туман в голове…» Слайд 36. Шахматист А. Алёхин: 8«При курении першит в горле, учащённо бьётся сердце, во рту появляется  противный вкус. Все эти неприятные ощущения, связанные с первой  сигаретой, не случайны. Это защитная реакция организма, и надо ею  воспользоваться – отказаться от следующей сигареты. Пока не наступил час,  когда сделать это будет не так легко». Слайд 37. Курение и спорт ­ несовместимы Спорт и крепкое здоровье взаимосвязаны. Людям физического труда и  спортсменам, особенно на соревнованиях, нельзя курить, т.к. после курения  через 10­15 минут мышечная сила снижается  на 15 %.  Слайд 38. Прославленный вратарь сборной России по хоккею с шайбой  Владислав Третьяк говорит: «Если курить – это значит полжизни спортивной отнять у себя. Как стать  большим мастером в спорте?  В первую очередь нужно любить вид спорта, который выбрал.  Второе – нужно очень много трудиться.  Третье – самое главное в жизни спортсмена – это отказаться от курения». 4. Часть 4. Проведение опыта «Выкури сигарету». Оборудование заранее  приготовлено. Поместим кусочек ваты в стеклянную трубку. С одной  стороны трубки закрепим резиновую грушу, с другой – тлеющую сигарету.  С помощью груши продуем воздух («выкурим сигарету»). Вытащим вату из трубки и покажем детям: вата изменила цвет, концы  трубки стали коричневыми. Можно дать понюхать вату.  5. Часть 5. Парный тренинг «Убеди друга». Участвуют 2­3 пары. Одному  из участников, знающему, что друг начал курить, необходимо  убедить его бросить это опасное занятие, пока он не стал заядлым  курильщиком. 6.  Часть 6. Подведение итогов. Возвращение к  слайду 3 «Информация к  размышлению». 9Сформулируйте главные выводы по  уроку в виде памятки «Мои  аргументы против курения»  Слайд 39. Хочешь жить – бросай курить!!!    Если вы курите, не думайте, что вас не коснутся отрицательные последствия от курения! Вы не исключения и живёте, как и все организмы, по законам  природы. Каждая сигарета отгрызает кусок от отмеренного вам отрезка  жизни, стоит ли продолжать? Слайд 40. Ученик, может быть ты, хочешь, получить «нечто особенное»?  «привлекательный» внешний вид: желтые зубы и пальцы, серый оттенок  кожи, ранние морщины  быть похожим на пепельницу, с таким же неприятным запахом  хронические болезни, связанные с курением: рак легких, хронический  бронхит, болезни сердца  отдышку и сердцебиение при физических нагрузках  постоянно прятаться от родителей и учителей  экономить на завтраках, откладывая деньги на сигареты Слайд 41. Тогда ты действительно можешь попробовать завести себе  пагубную привычку, от которой потом будет очень сложно избавиться. Ученик, если ты хочешь: сохранить свое здоровье, состояться в жизни как  личность, выглядеть молодо и привлекательно, всегда быть в хорошей  спортивной форме, родить и вырастить здоровых детей, быть  самостоятельным человеком, не быть рабом вредной привычки. Слайд 42. Не допусти, чтобы табак помешал тебе реализовать свои  возможности и поставь большую жирную точку. Ведь твой выбор – никогда не  начинать! Слайд 43. Мы не курим! И вам не советуем.  Выбор за вами! 7.  Часть 7. Раздаточный материал – буклеты «Хочешь жить – бросай  курить» 10Дополнительный материал. Слайды 46 – 74. Викторина 1.Родина табака: а) Южная Америка   б) Южная Африка    в) Южный полюс 2. Колумб в 1492 г. высадился на побережье Кубы и увидел аборигенов с  дымящейся травой, употребляемой для курения, которую они называли…  а) папиросо            б) сигаро              в) самокруто      3. Кто обнаружил в табаке никотин? а) Жан – Жак Руссо      б) Жан – поль Бельмондо     в) Жан Нико    3. Вскоре табак попал во Францию: Жан Нико, бывший послом в Испании,  привёз оттуда листья и семена табака в подарок своей королеве Екатерине  Медичи. Екатерина Медичи использовала табак как лекарственное средство  от:  а) насморка    б) мигрени   в) простуды 4. В какой стране табак в 16 веке был объявлен  «забавой дьявола»? а) в Испании  б) в Италии  в) в Бразилии 5. Книга, написанная английским королём Яковом I в 1604 г., называется… а) «О вреде табака»  б) «О пользе курения»  в) «Об истории трубки» 6. Самый популярный способ употребления табака в США до XIX в.? а) курение   б) нюханье   в) жевание 7. Кого называют «курильщиками поневоле»? а) тех, кто находится в обществе курящих б) тех, кого заставляют курить принудительно в) тех, кто курит в тюрьме 8. В XIX веке в Петербурге запрещалось курить на улице. Нарушителей  порядка строго штрафовали. Кто выступал инициатором запрета на курение? 11а) медики         б) пожарные      в) церковь 9. При каком царе за курение табака – «дьявольского зелья» ­ в России секли  кнутом, рвали ноздри и ссылали в Сибирь?  а) при Петре I      б) при царе Михаиле Фёдоровиче  в) при царе Алексее Михайловиче 10. Сегодня в школах Китая юного курильщика ожидает изнурительное  наказание.  Какое же? а) тренировка на велотренажёре   б) бег на 1,5 км    в) мытьё полов в школе 11. Широко ведётся борьба с курением в Болгарии. Какие профессии там  объявлены «профессиями некурящих»? а) учителей и медиков    б) пожарных и милиционеров в) егерей и подводников 12