Прежде чем говорить о роли школы и семьи в профилактики асоциального поведения несовершеннолетних необходимо раскрыть это понятие .
Асоциальное поведение - поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний.
Виды асоциального поведения
- алкоголизм
- наркомания
- курение
- суицид
- противоправные деяния
- побеги из дома, бродяжничество .
В условиях кризиса современного общества и изменения моральных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению, поэтому проблема профилактики асоциального поведения детей и подростков становится все более значимой.
По данным исследователей, в настоящее время увеличение числа различных асоциальных проявлений среди подрастающего поколения приняло угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. Следует отметить, что если раньше риск оказаться в так называемой «асоциальной группе» или «группе риска» являлся прерогативой несовершеннолетних из крайне неблагополучных семей, то в настоящее время «испытание на прочность» проходит практически каждый. Существуют разные точки зрения на то, как и в какой семье чаще вырастают дети, склонные к девиации. Больше шансов имеют конфликтные, аморальные, педагогически некомпетентные, асоциальные и семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям, подавляют их волю. Имеются семьи, в которых нет эмоциональных контактов между ее членами, господствует безразличие к потребностям детей. И тогда ребенок стремится найти значимые эмоциональные связи во внешнем мире. Там ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.
Среди молодежи усилилось демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще проявляется жестокость и агрессивность. Растет число преступлений и правонарушений в подростковой среде.
Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных структур. Сотрудничество школы и семьи должно создавать комфортные, адекватные условия для развития школьников.
Отношения матери и ребенка с первых дней и месяцев его жизни существенным образом влияет на будущий характер и судьбу детей.
Фактором, влияющим на асоциальное поведение подростка, является система наказаний и поощрений, практикуемая в семье. Здесь нужны особенная осторожность, осмотрительность, чувство меры, интуиция. Как чрезмерная любовь, так и жестокость родителей одинаково опасны в воспитании ребенка.
Наряду с мировоззренческой причиной стоит кризис семьи. Так сложилось, что в наше время семейная жизнь перестала являться базовой ценностью для людей. Из разряда основополагающих она перешла для многих во второстепенную, неизбежно рутинную. Изменение культуры общества в глобальном масштабе, урбанизация, развитие новых социальных отношений и иные факторы привели к тому, что традиции семейной жизни утрачены, и современные семьи в принципе не могут выполнять те социальные и, в том числе, духовные функции, которые были свойственны им на протяжении столетий. Прежде всего, семья утратила способность быть лоном любви, основой воспитания и социальной адаптации детей.
К сожалению, функции семьи в наше время, в связи с размыванием и девальвацией семейных ценностей, переходят на другие социальные институты, но очевидно, они не могут заменить семью или до конца восполнить ее.
Культурная сфера жизни нашего общества все более и более ориентируется на потребительские и развлекательные запросы, все более замыкается на удовлетворении наиболее примитивных потребностей человека.
Приоритет в области профилактики асоциального поведения принадлежит семье и образовательным учреждениям , что подтверждено законом РФ «Об образовании», постановлениями и программами правительства РФ, Семейным кодексом РФ.
Главная задача профилактической работы – найти «ключик» к пониманию «трудного» ребёнка. Тот «ключик», который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребёнок захотел бы изменить своё поведение.
Только системной работой и при соблюдении единства всех участников воспитательного процесса (педагог, психолог, социальный педагог, родитель, врач, общественность и др.) возможны устойчивые результаты в профилактике асоциального поведения.
Перед образовательными учреждениями стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса .К этим задачам относится : формирование социально-активной личности, культуры здорового образа жизни, активное вовлечение семьи в процесс воспитания, обеспечение деятельности детских объединений и кружков по интересам, формирование толерантности и способности к осознанному выбору у обучающихся, сопротивление вредным, асоциальным привычкам.
Остановлюсь на наиболее важных аспектах профилактической работы:
1.Ликвидация пробелов в знаниях учащихся.
Ежедневный контроль за успеваемостью со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения дополнительных занятий и индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь отстающим как педагогом-предметником, так и успевающими учениками.
2. Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
4. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала.
Пропаганда здорового образа жизни не должна носить навязчивого характера, лучше
5. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия.
6.Выявление учащихся и семей, находящихся в социально-опасном
положении.
Наиболее трудной задачей является обучение родителей правильному способу общения с «трудными детьми», учету особенности детей и анализу причины их поведения.
Очень часто причины асоциального поведения несовершеннолетних кроются в семье. Семья является одним из важнейших институтов ранней социализации. В семье ребёнок усваивает более фундаментальные базисные ценности, нормы, поведенческие стереотипы, формируется эмоциональная сфера его психики.
Воспитательная функция семьи серьёзно нарушена, семья «задавлена» проблемой выживания, поиском средств к существованию, она утрачивает свою значимость.
Образ жизни семьи во многом связан с её материальным положением, но, даже имея хороший материальный достаток, многие семьи переживают духовный кризис в отношениях с детьми. Уровень отношений переходит на узко ориентированный (еда, одежда, дом), деградирует культура обще- ния в семье.
Часто родители не ищут помощи у психологов и педагогов, считая свою семью вполне благополучной. Для них правонарушение, совершенное их ребёнком, полная неожиданность, событие, не имеющее причин. Они могут видеть причину во влиянии улицы, но очень редко — в собственных ошибках в воспитании.
Лучшая профилактика асоциального поведения — это целенаправленное воздействие, организуемое с чётким определением средств, форм и методов воспитания. Причём предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершён.
Отношения взаимного доверия и уважения разрушают асоциальные установки у несовершеннолетних. Важно дать им возможность почувствовать, что они нужны и полезны людям и всему обществу.
Хочется обратить внимание, что в воспитании подрастающего поколения главное не только то, насколько умным, знающим, образованным и настойчивым в достижении своих жизненных целей будет человек, но и то, будет ли он добрым, отзывчивым.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 города-курорта Кисловодска
Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних : семья или школа .
О.С.Труженикова
социальный педагог МКОУ СОШ №16
2018-2019 уч. год
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.