Профилактика буллинга в образовательной среде
Оценка 4.6

Профилактика буллинга в образовательной среде

Оценка 4.6
docx
06.11.2022
Профилактика буллинга в образовательной среде
2.docx

 

 

 

Выступление на педсовете: «Профилактика буллинга в образовательном учреждении» Слайд 1

Цель: Дать рекомендации педагогическому коллективу по профилактике буллинга в образовательном учреждении.

Согласно опросу учащихся 5-11 классов в нашей школе буллинг существует. Вот данные анкетирования. Слайды 2-14

Три основных закона поведения детей: Слайд 15

                        1-й закон. Ученики выбирают определенное поведение в определенных  обстоятельствах.

2-й закон. Любое поведение учеников подчинено общей цели — чувствовать себя принадлежащими к школьной жизни.

. В процессе школьной жизни базовая потребность ученика - ощущать себя причастным к школьной общности - воплощается в три частные цели:

·        ощущать свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальную состоятельность),

·        строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками (коммуникативная состоятельность),

·        вносить свой особый вклад в жизнь класса и школы (Памятка №2).

Ученики пытаются достигнуть этих целей всеми возможными способами. Если им неизвестны или недоступны способы приемлемые, они используют то, что учитель называет «нарушение дисциплины» или «плохое поведение».

3-й закон. Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей: привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи.

Учителю необходимо знать истинный мотив «плохого» поведения ученика, чтобы правильно строить свое собственное поведение. Например, если Инга громко рыдает, положив голову на парту, чтобы привлечь внимание, учительнице достаточно просто подойти к ее парте, чтобы она замолчала. Если цель Инги — власть, то она от этого, конечно, не замолчит.

Знать истинный мотив поведения ребенка учителю нужно не только для построения своей реакции, но и для понимания реакции ученика на то или иное педагогическое воздействие.

Четыре мотива агрессивного и плохого поведения на уроках: Слайд 16

 

Привлечение внимания

Власть

Месть

Избегание неудачи

Социальные причины

Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется плохому, а не хорошему поведению

Мода на сильную личность, отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении ребенка

Рост насилия в обществе

Слишком высокие требования родителей и учителей

Сущность поведения

Получать особое внимание

«Ты мне ничего не сделаешь»

Вредить в ответ на обиду

«Не буду и пробовать, все равно не получится»

Реакция учителя: эмоции

Раздражение, негодование

Гнев, негодование, может быть страх

Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху

Профессиональная беспомощность

Реакция учителя: импульс

Сделать замечание

Прекратить выходку с помощью физического действия

Немедленно ответить силой или уйти из ситуации

Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста

Реакция ученика

Временно прекращает

Прекращает выходку, когда сам решит

Прекращает выходку, когда сам решит

Попадает в зависимость от учителя; продолжает ничего не делать

Способы предотвращения

Учить детей привлекать к себе внимание приемлемыми способами; оказывать внимание за хорошее поведение

Уходить от конфронтации; отдавать часть своих организационных функций

Строить отношения с учеником по принципу заботы о нем

Поддержка ученика, чтобы его установка «Я не могу» сменилась на установку «Я могу»

Как определить мотив поведения? Слайд 17

Выполняя самостоятельную работу, ученица начала плакать.

Мотив этого поведения можно определить лишь по дополнительным сведениям:

      Вы подошли к девочке, и плач сразу прекратился – это «привлечение внимания».

      Вы подошли к ней, и плач стал громче – это «власть».

      Если все это происходит на вашем открытом уроке в присутствии комиссии – это «месть».

      Если ученице нужно отвечать, а она боится или не может, - это «избегание неудачи».

Памятка 2. Методические приемы работы с учениками в рамках технологии конструктивного взаимодействия

Слайд 18. 1. Методические приемы в случае, если мотив -  привлечение внимания

Таблица 1. Методические приемы при взаимодействии с учеником, привлекающим внимание

Стратегии

Техники

Минимизация внимания

Игнорируйте демонстративное поведение.

 

Зрительный контакт

 

Становитесь рядом.

 

Вставляйте имя ученика в текст объяснения урока.

 

Посылайте секретный знак.

 

Посылайте письменные замечания.

 

Используйте «Я-высказывание».

Разрешающее поведение

Стройте урок на основе вопиющего поведения.

 

Доведите до предела демонстративную выходку

 

Весь класс присоединяется к выходке.

 

«Разрешенная квота».

Неожиданное поведение

Выключите свет.

 

Издайте музыкальный звук.

 

Говорите тихим голосом.

 

Измените голос.

 

Говорите со стеной (или с портретом).

 

Временно прекратите вести урок.

Отвлечение внимания  ученика

Задавайте прямые вопросы.

 

Попросите об одолжении.

 

Измените деятельность.

Обращение  внимание класса на примеры хорошего поведения

Благодарите учеников.

Пишите имена примерных учеников на доске

Пересаживания учеников

Меняйте учеников местами.

 

«Стул размышлений».

Слайд 19 2. Методические приемы в случае, если мотив – власть или месть

Таблица 2. Приемы эффективного воздействия на ученика, мотив поведения которого власть или месть

Стратегии

Техники

Ищите «изящный уход»

Признайте власть ученика

 

Уберите зрителей

 

Перенесите обсуждение вопроса

 

Назначьте специальное время для  обсуждения вопроса

 

Соглашайтесь с учеником

 

Меняйте тему

Используйте удаление

Удаление в пределах классной комнаты

 

Удаление в другой класс

 

Удаление в специальное помещение

 

Изоляция в кабинете школьной администрации

 

Удаление с применением силы

Устанавливайте санкции

Лишение  ученика права свободно распоряжаться своим временем

 

Лишение права пользования предметами

 

Лишение доступа в различные помещения школы

 

Встреча с администрацией школы

 

Информирование родителей

 

Возмещение учеником убытков:

 

Починка, ремонт предметов, вещей.

 

Возмещение убытков

Слайд 20 3. Методические приемы в случае, если мотив – избегание неудачи

Таблица 3. Формы организации учебно-воспитательного процесса  при взаимодействии с учениками, избегающими неудачи

Стратегии

Техники

Изменение методов объяснения

Использование осязаемого материала и компьютерных программ для формирования навыков. Учить за раз чему-то одному.

Коррекция требований

Обучение в один момент времени чему-то одному

Введение дополнительных  методов обучения

Дополнительная помощь от учителя.

Помощь компетентных взрослых. Ученики-репетиторы. Классы коррекции.

Обучение умению позитивно рассказывать о себе и о своей деятельности

Классные плакаты с «заклинаниями-девизами».

Высказывание двух «плюсов» на каждый «минус» ученика. Декларация «Я смогу» перед выполнением задания.

Отношение к  ошибкам как к  нормальным и нужным явлением

Рассказы о типичных ошибках.

Демонстрация уважительного отношения к ошибкам как к попыткам. Минимизирование  последствий от сделанных ошибок.

Формирование веры в успех

Подчеркивание любых улучшений.

Выражение благодарности за любой вклад в общую деятельность. 

Умение видеть  сильные стороны своих учеников и говорить им об этом.

Демонстрация  веры в своих учеников.

Признание трудности ваших заданий.

Воспоминания о прошлых успехах.

Концентрация внимания учеников на уже достигнутых    в прошлом успехах

Анализ прошлого успеха.

Повторение и закрепление прошлого успеха

Помощь в «материализации» своего развития

Наклейки «Я могу».

Альбомы достижений.

Рассказы о себе вчерашнем, сегодняшнам, завтрашнем.

Аплодисменты.

Выставки.

Самопризнание

Слайд 21 4. Методы помощи ученикам вносить свой вклад в общую деятельность

Таблица 4. Как помочь ученикам вносить свой собственный вклад в общую деятельность

Стратегии

Техники

Поддержка личного вклада ученика в процесс улучшения жизни своего класса

Приглашайте учеников помогать вам ежедневно в решении разных учебных задач

Поощряйте высказывание учениками своего мнения и выражение ими своих предпочтений

Принимайте правила вместе с учениками

Оказывайте моральную поддержку ученикам, которые стараются помочь другим

Ученическое репетиторство.

Ученики выражают признание и одобрение друг другу

Аплодисменты

Персональные письма

Одобрительный пароль

Памятка № 4. Слайд 22

Существуют обязательные правила профилактики буллинга для педагогов и всех взрослых, работающих в школе

1.      Оставаться спокойным и контролировать ситуацию

2.      Отнестись к случаю или к рассказу о нем серьезно. Не игнорировать, не преуменьшать  его значение.

            Если в школе пришли к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия, то тогда даже у тех, кто не является прямыми участниками, повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать.

3.      Занять позицию.

            Если учителю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен занять ясную и недвусмысленную позицию и попытаться добиться того, чтобы по меньшей мере «наблюдатели», а по возможности и сам буллер также изменили свою позицию в отношении буллинга, а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации.

4.      Разговор с буллером.

Если стало известно о случае буллинга, необходимо провести беседу с зачинщиком, где, прежде всего, ясно дать понять, что в школе не будут терпеть буллинг и обозначить свою позицию.

5.      Разговор с жертвой буллера.

Беседа с жертвой буллинга призвана, прежде всего, поддержать его, устранить чувство страха и угрозы, а также перестать скрывать буллинг. Очень важно защитить ребенка, ставшего жертвой буллеров.

6.      Разговор с классом.

Обсудить с ребятами в классе случай буллинга. Такой разговор лишит ситуацию насилия покрова «тайны», сделает ее явной для всех, поможет разрешить конфликтную ситуацию, вместе обсудить имеющиеся правила против буллинга или выработать новые. При этом активно используется потенциал тех школьников, которые ведут себя позитивно.

7.      Проинформировать педагогический коллектив.

Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль.

8.      Пригласить родителей для беседы.

Если буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ним, какие есть (или могут быть) тревожные сигналы, свидетельствующие о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования.

9.      Наступление неотвратимых  последствий.

Буллеры должны встретиться с неизбежными последствиями своих действий. Сюда относится, в том числе, принесение извинений жертве и восстановление того имущества, которое было испорчено или отобрано.

 

Слайд 23 Памятка учителям «Санкции и наказания»

Наиболее эффективной формой, в которой могут быть представлены выводы о «расплате» (санкции), будет форма «когда... — то...»

«Когда ты делаешь это (конкретное нарушение поведения), то потом (конкретные последствия)».

Слайд 24 Формула: «Если бы ты не..., не случилось бы...» — хуже, так же как и содержащая угрозу формула: «Если ты сделаешь..., то я сделаю...»

Слайд 25 ТРИ ОТЛИЧИЯ САНКЦИЙ ОТ НАКАЗАНИЙ

1. Последствия должны быть тесно связаны с нарушением поведения

Санкции, которые вы применяете к ученику, должны быть очевидно логически связаны с этим нарушением. Чем теснее связь и чем яснее она видна, тем ценнее этот опыт для ученика.

            Ученица  качается на стуле, расшатывая ножки. Санкция — постой немного. В голове у девочки — четкая связь: «Когда я раскачиваю мой стул, я лишаюсь привилегии сидеть на нем». Другие санкции, например, остаться после уроков для уборки класса, логически не связаны с проступком Светы.

Очень важно, чтобы санкции за проступок, совершенный в школе, ученик получил в школе, а не дома. Тут очень важно разделять сферы ответственности: наказание за проступок, совершенный в школе, — это не обязанность родителей.

2. Санкции должны быть соразмерны проступку

Соразмерность означает, что интенсивность и тяжесть санкций должны быть пропорциональны проступку. Мы применяем санкции не для того, чтобы потешить обиженного учителя или отомстить, а только для того, чтобы научить учеников выбирать в будущем правильное поведение. Например, Лиза нацарапала свое имя на дверях лаборантской. Соразмерной санкцией будет заставить ее очистить дверь лаборантской (или выкрасить ее). Несоразмерной — вымыть все исписанные двери (или двери туалета). Соразмерная санкция будет незабываемым уроком, но не унизит гордости и чести ученика. Ведь мы хотим воспитать нормальных, уважающих себя учеников, а не врагов на всю жизнь. Ваня наплевал семечки под своей партой. Санкция — убрать только под своей партой.

3. Санкции должны быть созидательными

Созидательность означает прежде всего уважительное отношение к ученику, к его самоуважению. Созидательные санкции не закрывают ученику пути к хорошему поведению в будущем. Чтобы избежать типичных ошибок, нужно:

говорить о «плохом» поведении, а не о плохом ученике,

не сравнивать ребенка  с другими,

не обвинять,

не стыдить и не позорить,

избегать чтения морали и лекций о поведении.

Формулирование санкции должно быть неэмоциональным, в вежливых терминах и основываться на фактах.

Слайд 26 В том случае, если санкции не связаны с проступком, не соразмерны проступку и не созидательны по форме, они превращаются в наказание. Санкции и наказания похожи, так как и те и другие строятся на логике: «Когда ты делаешь это — за ним следует то-то». Но содержание наказания не вытекает логически из конкретного проступка — оно произвольно назначается взрослым. Наказание часто несправедливо, потому что несоразмерно проступку. Поэтому наказания не созидательны — они унижают и разрушают. Они провоцируют ненависть и антагонизм, делают идею сотрудничества и партнерства невозможной.

Следствия наказания — обида, ожесточение, оборона со стороны ученика. Мы рискуем получить все это, спутав наказание и санкции.

Слайды 27-28 Классификацию санкций.

Ø  Лишение ученика прав:

1.      На свободное распоряжение своим временем. Когда ученики опаздывают, бездельничают и мешают другим ученикам, мы можем требовать, чтобы они «заплатили» за отнятое у других время. Можно потребовать, чтобы ученики приходили в школу до уроков или оставались после, проводя таким образом время не так, как им хочется. Количество «штрафного» времени должно соответствовать количеству времени, отнятого у других и увеличиваться при повторении подобного поведения.

2.      На использование определенных  предметов и оборудования. Ученики, которые портят учебники, лабораторную аппаратуру, аудио- и видеотехнику, спортивное снаряжение и т.д., могут быть лишены права пользования ими на ограниченное время.

3.      На доступ в некоторые  помещения школы. Когда ученики хулиганят в столовой или библиотеке, их можно в качестве санкции на определенное время лишать права бывать именно в столовой или в библиотеке.

Ø  Информирование других людей о поведении ученика:

1.      Организация встречи ученика и учителя с представителями администрации школы и информирование их о поведении ученика. Если учитель все-таки чувствует полную беспомощность в отношениях с учеником, он может вместе с ним встретиться с завучем или директором. Цель встречи — обсудить, что случилось, и план действий, чтобы подобное не повторилось еще раз.

2.      Информирование родителей ученика. Иногда о выходке ученика необходимо проинформировать родителей.

Ø  Возмещение учеником убытков:

1.      Починка, ремонт предметов, вещей.

2.      Денежное возмещение убытков.

 

Слайды 29-30 Мы ошибаемся, когда в ответ на выходку

      повышаем голос,

      произносим фразу типа. «Учитель здесь пока еще я",

      оставляем последнее слово за собой,

      используем такие позы и жесты, которые «давят»: сжатые челюсти и сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»,

      разговариваем с сарказмом,

      даем оценку  характеру ученика,

      действуем с превосходством, используем физическую силу,

      втягиваем в конфликт других людей, непричастных к нему,

      настаиваем на своей правоте,

      читаем морали,

      ставим учеников в угол,

      оправдываемся, защищаемся или «даем взятку»,

      формулируем обобщения типа: «Вы все одинаковы»,

      изображаем негодование,

      придираемся, изводим кого-то придирками,

      передразниваем учеников,

      сравниваем одного ученика с другим,

      командуем, требуем, давим,

      поощряем ученика, фактически награждая его за «плохое» поведение.

Слайд 31Памятка №5. РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ С «ОТВЕРЖЕННЫМИ»

1. Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников

2. Следует пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников

3. Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете

4. Помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки, постановки спектаклей, выпуск стенгазет и т.д.

5. Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя и самоутвердиться за счет своих способностей, а не за счет унижения других.

6. Следует избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Некоторые учителя даже оценки за контрольные работы не объявляют публично, а выставляют в дневники. Разбор ошибок необходимо делать, не называя тех, кто их допустил, или индивидуально.

7. Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве, обратить их внимание на чувства жертвы.

Слайд 32 Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга

Скажите ребенку:

  Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой).

  Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет  ребенку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства).

  Это не твоя вина.  (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).

  Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет  ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой).

  Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет  ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).

 

 

 

 

 


 

Выступление на педсовете: «Профилактика буллинга в образовательном учреждении»

Выступление на педсовете: «Профилактика буллинга в образовательном учреждении»

Способы предотвращения Учить детей привлекать к себе внимание приемлемыми способами; оказывать внимание за хорошее поведение

Способы предотвращения Учить детей привлекать к себе внимание приемлемыми способами; оказывать внимание за хорошее поведение

Изоляция в кабинете школьной администрации

Изоляция в кабинете школьной администрации

Оказывайте моральную поддержку ученикам, которые стараются помочь другим

Оказывайте моральную поддержку ученикам, которые стараются помочь другим

Санкции должны быть соразмерны проступку

Санкции должны быть соразмерны проступку

Вы все одинаковы», • изображаем негодование, • придираемся, изводим кого-то придирками, • передразниваем учеников, • сравниваем одного ученика с другим, • командуем, требуем, давим, •…

Вы все одинаковы», • изображаем негодование, • придираемся, изводим кого-то придирками, • передразниваем учеников, • сравниваем одного ученика с другим, • командуем, требуем, давим, •…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2022