Программа:
«Профилактика девиантного поведения подростков в условиях образовательного учреждения»
Сегодня, в условиях информационного общества наряду с позитивными изменениями в стране и мире продолжаются процессы, характеризующиеся негативными тенденциями, обусловленные изменяющимся укладом и образом жизни людей и углублением социальной дифференциации. В обществе усиливается конфликтность, растет бездуховность, прослеживается тенденция увеличения числа семей так называемой «группы риска». Мировоззрение, система нравственных ценностей нынешней молодежи складываются в мире кричащих противоречий и социальной незащищенности. К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время политический и социально-экономический фон оказывает явно негативное воздействие на молодежную, в том числе и подростковую среду, провоцируя рост девиаций среди несовершеннолетних. В подростковой среде часто культивируются негативные стереотипы поведения, получают все большее распространение алкоголизм и наркомания, укореняется эгоистическая и иждивенческая психология. Не менее актуален в этой связи продолжающийся идейно-нравственный кризис. Неопределенность настоящего, неуверенность в будущем, растущая безработица, трудности, связанные с получением образования, падение престижа ряда профессий порождают критическое отношение к учебе, ведут к примитивизации сознания, а многих подростков толкают в криминальную среду. Повышается число несовершеннолетних, вовлеченных в преступную деятельность, увеличивается беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних. Средства борьбы с преступностью отстают от тех процессов, которые происходят в обществе, и часто подростки, которые ранее считались благополучными, попадают в число трудновоспитуемых или потенциальных правонарушителей. Сложная обстановка в стране заставляет исследователей различных областей педагогических и социальных наук вести поиск эффективных способов и средств профилактики и преодоления различных отклонений в поведении детей. Имеющиеся в арсенале специалистов наработанные годами технологии и методы не всегда соответствуют вновь появляющимся проблемам, и часто подростки, которые ранее считались благополучными, попадают в число трудновоспитуемых или потенциальных правонарушителей. Количество школьников, которых выделяют, как учащихся с девиантным поведением, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклонений поведения. Девиантное поведение чаще всего проявляется:
· как форма проявления дефицита морального и нравственного развития личности в нашем обществе
· как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия, в которых он оказался
· как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
Актуальность и необходимость данной программы очевидна. Школа, как социальный организм находится в центре событий и тенденций современного общества, и как зеркало отражает его идеологические и социально-экономические проблемы. Сегодня любой член информационного общества, должен смело идти навстречу новому, то есть быть способными проектировать наше взаимодействие с постоянно и непредсказуемо меняющимся миром. Девиантное поведение подростков, понимаемое как нарушение социальных норм, приобретает в последние годы массовый характер и ставит эту проблему в центр внимания социальных педагогов и психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Огромное значение в современном обществе имеет умение следовать установленным правилам, жить в обществе, успешно социализироваться. Основная задача, стоящая перед школой – дать каждому ребенку, с учетом его индивидуальных психологических и физических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности: интеллектуальные, волевые, морально-нравственные, мировоззренческие. Вся воспитательная и профилактическая деятельность образовательного учреждения должна быть направлена на выполнение данного социального заказа.
В ГБОУ средней школе № 444 обучается более 500 обучающихся, в этом же микрорайоне что расположены 587 гимназия, школы с углубленным изучением английского и испанского языков. Это обычная школа и в ней учатся дети из самых разных социальных слоев. Немало неблагополучных семей, пятая часть семей – неполные, половину воспитывают одинокие матери. Фактическое неумение, а часто и нежелание значительной части родителей выполнять родительские обязанности в полном объеме, заниматься воспитанием собственных детей, приводит к необходимости педагогическому коллективу в своей деятельности взять на себя решение этой проблемы, чтобы дать ученикам школы равные возможности для их более успешной самореализации.
Приоритетной задачей педагогического коллектива является сохранение контингента обучающихся и отсутствие скрытого отсева.
о профилактике девиантного поведения подростков, ключевыми концептуальными положениями являются следующие:
· личность ребенка является центром социально-педагогической системы образования и социально-педагогической деятельности школы
· смена традиционной парадигмы общего образования
· преобладание личностно-ориентированной педагогики сотрудничества детей и взрослых, а также современные инновационные методики и технологии
· интеграция воспитательных воздействий школы, семьи, и всех субъектов профилактики, на которые возложены функции профилактики девиантного поведения подростков целях соблюдения и защиты законных интересов и прав ребенка.
В школе создаются все условия для профилактики девиантного поведения учащихся. Воспитательная и профилактическая деятельность содержит систему мер по предупреждению отклоняющегося поведения. Постоянно работают методические объединения классных руководителей и методические объединения по предметам. На пришкольной территории полностью оборудованы футбольная и стритбольная площадки, в помещении школы есть тренажерный зал, множество кружков и секций: театральная студия «Кукарямба», ритмика, бальные танцы. Многие учителя-предметники ведут кружки, деятельность которых направлена на учет и развитие всесторонних интересов подростков: ЮИД, декоративно-прикладное творчество, логика, компьютерная графика, «физика – это природа», «занимательная математика», « пешком в историю», «занимательная химия», «мир в котором мы живем», «литературное краеведение», занимательный английский. На протяжении ряда лет активно действует экологический клуб. На базе школы работает отделение дополнительно образования детей (ОДОД), что позволяет привлечь еще большее количество учащихся к активным занятиям по интересам и является действенной профилактикой всех видов отклоняющегося поведения подростков. В ОДОД работают кружки и секции физкультурно-спортивной направленности: баскетбол, развивающие спортивные игры, дзюдо, рукопашный бой, ОФП, атлетическая гимнастика, волейбол, меткий стрелок, черлидинг, футбол, настольный теннис, шашки, шахматы, дартс, легкая атлетика.
Анализ теоретических и практических аспектов, изучаемой проблемы позволил сформировать основную гипотезу программы: создание благоприятной образовательной среды в школе будет препятствовать проявлениям девиантного поведения подростков и способствовать профилактике девиантного поведения: Научная новизна, теоретическая значимость программы заключается в том, что создание благоприятной образовательной среды в школе является самой эффективной профилактикой девиантного поведения школьников. Изменяя педагогические технологии учебного процесса можно эффективно осуществлять профилактическую работу через учебный процесс, а вовлечение детей в активную деятельность препятствует проявлению де-виаций.
Практическая значимость программы заключается в разработке методических рекомендаций для изменения педагогических технологий учебного процесса, практических мероприятий по профилактике девиантного поведения учащихся, развитие системы дополнительного образования в школе, способствующей снижению случаев отклоняющегося поведения.
Профилактическая работа направлена на образовательную среду, под которой подразумевается все, что происходит, в школе, все, что оказывает влияние на ребенка, формирует его мировоззрение. Очевидно, что знания и умения ребенок получает на уроке, а социальные отношения формируются под воздействием всех присутствующих в школе, которые, осознанно или нет, влияют на ребенка.
Профилактика проявлений девиантного поведения проводится по многим направлениям девиаций, и осуществляется комплексно:
через учебный процесс
Несправедливость учителя, взаимоотношения в классе (отверженные и одинокие), несовершенная система оценивания ученика, неуспешность среди одноклассников могут спровоцировать ребенка на проявление девиантного поведения. Форма подачи учебного материала (Скорость речи, краткость изложения, паузы, структурирование учебного материала) для более эффективного усвоения урока, эффективный опрос, надежность и открытость технологии оценивания. Совершенствование учебного процесса будет выполнять профилактическую роль в той мере, насколько будет подниматься самооценка учащегося (позитивная Я-концепция), уверенность в собственных силах, развиваться чувство справедливости.
Путем изменения содержания учебных предметов. Необходимо применение на уроках в большем объеме пособий и методических указаний по формированию здорового образа жизни, осознание ценности здоровья, позитивного отношения к себе и обществу.
С помощью интерактивных методов обучения
Одна из причин отклоняющего поведения – недостаток общения. Традиционный урок предполагает слушать других, на разговорную речь ученику отводится в среднем 1,5 минуты. На переменах некоторые дети одиноки, с ними никто не общается. Для увеличения времени общения необходимо новые технологии, (работа в малых группах, пары сменного состава и т.п.) Одной из продуктивных форм работы со школьниками, является проектная технология, позволяющая решить острую проблему современного образования – проблему мотивации, так как, в проектной работе учащиеся сами выбирают то, что им интересно. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Через классные часы:
Для классных руководителей разработаны методические рекомендации для проведения тематических классных часов, проведения уроков здоровья, профилактических занятий. Предлагаются темы для дискуссий, диагностические программы.
С помощью работы с родителями
· Активное вовлечение родителей учащихся в комплекс школьных мероприятий,
· индивидуальная профилактическая работа,
· эффективное, информационно-правовое просвещение родителей учащихся
Посредством активизации работы по прекращению курения в школе
Создание обстановки нетерпимости к курящим, формирование у ребят понимания своего права «Каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду»[1], осознания негативного вредного влияния курения на окружающих.
Все компоненты учебно-воспитательного процесса школы и учреждений дополнительного образования детей способствуют организации досуга детей во внеурочное время и направлены на выработку у детей невосприимчивости к факторам возникновения негативных проявлений поведения, путем вовлечения их в социально значимую деятельность. Позитивная содержательная занятость учащихся в свободное от учебы время, способствует профилактике всех типов девиаций.
Такая деятельность школы носит превентивный характер и направлена, прежде всего на нивелирование и устранение причин девиантного поведения детей, а не только на выявление и коррекцию случаев отклонения.
Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, проявляющееся в поступках человека, отклоняющееся от каких-либо норм, причиняющее реальный вред личности или обществу.
Вопросы и формы проявления девиантного поведения детей и подростков являются предметами изучения многих наук и исследуются известными учеными и специалистами. Данные проблемы рассматривается в психиатрии (Б.М.Бехтерев, Ж.Гислен, П.Кабанис, И.Келлер, Е.Крепелин, В.И. Яковенко), психологии (А.А. Александров, С.А. Беличева, В.В. Ковалев, И.С. Кон), криминологии, правоведении, социологии (М.И. Бобнева, М.В.Коган, В.Н. Кудрявцев, В.Д. Плахов, А.М. Яковлев).
Девиантное поведение может быть разделено на три группы: (Змановская Е.В., Косабуцкая С.А.):
1. Саморазрушительное поведение – отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее здоровью и развитию личности. Может проявляться в следующих формах: физические и психические нарушения, агрессивное поведение, зависимое или аддиктивное (химическая зависимость, наркозависимость, лекарственная, алкогольная; пищевая зависимость, гэмбинг), суицидальное поведение.
2. Асоциальное поведение – отклоняющееся от морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Может проявляться в следующих формах: педагогически запущенный ребенок, социально-запущенный ребенок, социальный сирота, дети «группы риска», трудновоспитуемые дети, беспризорники, уличные дети, дети с проявлениями школьной дезадаптации.
3. Антисоциальное или преступное - отклоняющееся от правовых норм, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Может проявляться в следующих формах: делинквентное поведение, правонарушение, агрессивно-насильственное, корыстное поведение.
Понятия социально-педагогических технологий:
1. Технология педагогическая - это «отрефлексированная на уровне профессионального сознания логическая последовательность операций, отражающая объективную, в наибольшей степени сгармонизированный по отношению к определенным условиям, воспроизводимый путь достижения конкретной задачи» (И.А. Колесникова). Особенность технологии состоит в том, что эта такая цепочка действий, которая обязательно срабатывает при точном соблюдении «правил игры», независимо от особенностей применяющих ее субъектов.
2. Технология социальной работы – это практическая деятельность социального работника, которая характеризуется рациональной последовательностью использования различных методов и средств с целью достижения качественных результатов труда».
3. Социально-педагогическая технология - искусство достижения прогнозируемой социально-педагогической цели.
4. Теоретическая социально-педагогическая технология - учение о наиболее оптимальных методах, средствах, приемах, необходимых для решения социально-педагогических проблем
5. Практическая социально-педагогическая технология – это целенаправленная, наиболее оптимальная социально-педагогическая деятельность по реализации специальных методов, средств и приемов, обеспечивающих достижение прогнозируемой цели в работе с одним человеком или с группой в определенных условиях.
Педагогические технологии:
1. Социальный контроль – процесс целенаправленного воздействия общества или социальной группы на личность, с целью контроля и анализа его поведения и приведения его в соответствие с общепринятыми в данной системе нормами. Так же социальный контроль может рассматриваться и в качестве внутреннего контроля (самоконтроля) (Я.И. Гилинский, А.М. Яковлев).
2. Коррекция – процесс влияния внешнего социума на конкретного человека с целью исправления определенных свойств личности и характера, способствующих преодолению конкретного отклонения в поведении человека (Ю.А. Клейберг, Н. Петрова, В.П. Кащенко.
3. Профилактика – процесс влияния государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонение в поведении подростков (В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова).
Профилактика носит многоуровневый характер:
· решение социально-экономических, идеологических, культурных задач общегосударственного масштаба по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей по формированию социальной зрелости и гражданской активности подростков и молодежи
· воспитательные воздействия, осуществляемые по месту работы, учебы подростков направленные на оздоровление микросреды, в которой непосредственно протекает жизнедеятельность человека
· индивидуальная воспитательно-профилактическая работа, направленная на предупреждение аморальных явлений, противоправных действий и поведения отдельных лиц
Выделяют общую и индивидуальную профилактику, а так же раннюю (первичную), вторичную, и третичную профилактику:
· Перевоспитание (воспитание) – процесс взаимодействия педагога и ребенка, направленный на формирование ценностно-смысловых установок, положительных волевых качеств, позволяющих ребенку осознанно отказаться от девиантного поведения и принять требования, предъявляемые со стороны социума (М.А. Алемаскин, А.Г. Петрынин, Б.Н. Алмазов).
· Помощь – процесс поддержки ребенка в достижении заявленных им целей (М.В. Шакурова М.А. Галагузова),.
· Сопровождение – процесс, направленный на обеспечение, создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого (В.П. Иванова, В.Г. Бочарова).
· Реабилитация
Понятие «реабилитация» возникло в области медицины. Реабилитацию как путь преодоления девиантного поведения рассматривает широкий круг авторов в различных отраслях знаний: педагогике (С.Г. Вершловский, А.В. Гордеева, А.Г. Печенюк), медицине (В.А. Доскин, М.М. Кабанов, Е.Т. Лильин), психологии (Р.В. Овчарова, Т.З. Волкова), праве (Ю.А. Клейберг).
В педагогике под реабилитацией понимается процесс взаимодействия ребенка и реабилитолога, основанный на доверительных отношениях и направленный на преодоление внутренних смысловых и эмоциональных барьеров, возникших у него под влиянием депривационной среды (В.А.Армавичюте, Ю.В.Гербеев, С.А. Расчетина). Также реабилитацией можно считать педагогическое воздействие на ребенка, чья социальная адаптация затруднена вследствие негативных влияний на его развитие биологических, социальных, педагогических и других факторов, способствующих ему в определении своего отношения к самому себе, к другим людям, к окружающему миру (Т.П. Калиновская).
Задачей реабилитация является восстановление тех или иных качеств человека. Сущность реабилитационной деятельности по преодолению девиантного (отклоняющегося) поведения заключается в изменении девиантного поведения ребенка на нормативное, через выявление причин и преодоление.
Методы реабилитационной деятельности:
· коррекции активно-волевых дефектов, игнорирование страхов, навязчивых мыслей и действий,
· самокоррекции: здорового смеха, самоубеждение, самовнушение, самораскрытие, релаксация,
· деятельностные: трудового усилия, рациональной организации жизни детского коллектива,
· форм организации: экскурсия, спортивные соревнования, конкурсы, практикумы, праздники, походы, викторины, олимпиады, совместный досуг в клубе по интересам
· передачи информации: реклама деятельности кружков и секций, яркий эмоциональный рассказ, монологическое изложение научных данных и фактов педагогом, самостоятельная работа с книгой,
· непосредственного общения: семейное и индивидуальное консультирование, беседа, убеждение, тренинги, поощрение, наказание, стимулирование, внушение, требование, пример, установление логических взаимосвязей, конкретное пожелание, парадоксальная инструкция, эмоциональное заражение, переоценка, ролевое проигрывание, социальные пробы, позитивный настрой, патронаж,
· событийные: круглые столы, деловые и ролевые игры, диспут, семинары, книжно-иллюстрированная выставка,
· учебной работы: беседа, консультирование, наблюдение, включение в учебный процесс различных видов терапий (живописитерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, ароматерапия, смехотерапия, флоротерапия, трудотерапия).
Основной категорий учащихся, которойадресована данная программа, являются подростки девиантного поведения.Вопросам асоциального поведения уделяют внимание многие учёные и все те, кому небезразлична судьба подрастающего поколения. Асоциальному поведению подростков посвящали свои работы Мудрик А.В., Атапова Ю.В. , Микакдзе В.М. и другие авторы.
Программа предполагает, что основными направлениями работы с подростками, склонными к девиантному поведению является профилактика, которая включает в себя комплекс организационно-воспитательных и спортивных мероприятий в работе школы, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.
Профилактика – процесс влияния государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.
Ранняя профилактика девиантного поведения предполагает выявление психологического дискомфорта у детей в раннем возрасте (дошкольный и младший школьный возраст). От педагога требуется внимательное изучение личности ребенка, выявление особенностей его развития, исследование ближайшего окружения. Отклонения от нормы в социальном самочувствии ребенка должны фиксироваться, и такой ребенок требует индивидуального подхода.
Цель программы: Создание условий в образовательном учреждении для профилактики девиантного поведения:
· Содействовать выявлению причин и форм девиантного поведения у несовершеннолетних, определению главных проблем подростка
· Подбирать педагогические приемов, организация, мероприятий, направленных на предупреждение и коррекцию отклоняющегося поведения
· Координировать взаимодействия учителей, родителей, специалистов субъектов профилактики в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних
· Содействовать выработке у подростков с отклоняющимся поведением адекватных и эффективных навыков правильного общения и усилению защитных механизмов против проявлений девиантного поведения
· Способствовать предоставлению подросткам с девиантным поведением возможностей и попыток изменить свое поведение, научить пониманию ответственности за нарушения социальных и правовых норм
Принципы реализации программы:
· Включает профилактику основных видов девиаций
· Соблюдается принцип непрерывности в профилактической работе
· В профилактических мероприятиях принимает участие весь коллектив школы
· Работа ведется со всеми участниками образовательного процесса (ученики, родители, педагоги)
· В работе используются только апробированные и проверенные на практике методы и приемы
· Преобладают интерактивные методы воспитания и обучения
· Охватывает все сферы деятельности учащихся
· Воспитывает социально-позитивное отношение к сверстникам
школе, обществу
· Предполагается проводить текущий мониторинг и оценивать эффективность.
Этапы реализации программы:
· Диагностический
Цель этого этапа – сбор данных о сложившейся проблемной ситуации, анализ и систематизация информации, чтобы выявить причины, которые могут способствовать проявлениям девиантного поведения подростков. Определение интересов, склонностей, возможностей детей, относящихся к группе социально-педагогического учёта и группы «риска». Диагностический комплекс педагогических, психологических, медицинских, социологических методов позволит, имея разнообразную информацию, обеспечить продуктивную профилактическую работу. На данном этапе используются следующие методы и приемы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документации и т.д.
Наблюдение – самый распространенный и естественный метод в работе социального педагога. Он используется для изучения внешних проявлений поведения человека без вмешательства в его действия. Важно проводить наблюдение в естественных условиях: в общении, в игре, на уроке и т.д,
Метод беседы получения и непосредственной корректировки информации в процессе словарного общения является способом проникновения во внутренний мир личности и дает возможность для понимания его проблем.
Анкетирование - метод сбора информации путем письменного опроса респондентов. По содержанию анкета должна охватывать только определенную проблему.
Метод интервью предполагает заранее подготовленные вопросы каждому конкретному респонденту. Используя этот метод важно, использовать разговорный стиль общения, учитывать возможности отвечающего, создавать привычную для респондента среду обитания, учитывать временной фактор, иметь достаточно количество времени, устранять влияние третьих лиц.
Диагностический этап реализуется социальным педагогом в тесном взаимодействии с классными руководителями. В некоторых случаях привлекается психолог или специалисты ГБУ ДОЦППМСП и ТМППК Фрунзенского района.
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки выполнения |
Ответственный за выполнение |
1 |
Организация мониторинга социального состава учащихся школы и их семей |
сентябрь |
Социальный педагог, классные руководители |
2 |
Выявление учащихся, склонных к девиантному поведению |
в течение года |
Социальный педагог, классные руководители |
Психодиагностика особенностей личности данных подростков |
в течение года |
Социальный педагог, классные руководители, психологи |
|
3 |
Исследование социального окружения обучающихся, склонных к девиантному поведению |
в течение года |
Социальный педагог, классные руководители |
4 |
Изучение социальной комфортности в школе обучающихся, состоящих на ВШК и учете ОДН |
в течение года |
Социальный педагог, классные руководители |
· Аналитический этап
Цель этого этапа – планирование и организация индивидуальной профилактической работы с подростками, склонными к девиантному поведению по результатам диагностики. Проводится всесторонний анализ вновь полученной и уже имеющейся информации, все решения принимаются коллегиально Службой Сопровождения школы, в состав которой входят: учителя-предметники, классные руководители, социальный педагог, школьный врач, логопед, приглашенные специалисты.
Этот этап включает в себя: составление социального паспорта класса, школы, организацию работы Совета профилактики, планирование деятельности по профилактике всех типов девиаций, организацию тематических педагогических советов по наиболее актуальным проблемам профилактики отклоняющегося поведения, с привлечением специалистов различных субъектов профилактики, ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей и состоящих на внутри школьном учёте. Составляется алгоритм деятельности.
· Деятельностный этап
Цель этого этапа – разработка индивидуальной программы сопровождения для подростков, склонных к девиантному поведению и выработка рекомендаций специалистам. Координация совместной работы: социального педагога, медицинских работников, администрации по выработке основных принципов индивидуального сопровождения нуждающегося ученика
Так же на данном этапе проводится промежуточная диагностика, позволяющая определить динамику положительного влияния индивидуальной программы, помогает скорректировать дальнейшую работу.
Условия реализации программы
· комплексная диагностика причин и условий, способствующих проявлениям девиантного поведения
· развитие конструктивного взаимодействия между субъектами профилактики, педагогическим коллективом образовательного учреждения родителями и учащимися
· удовлетворение интересов и запросов учащихся, родителей во внеурочное время
Приоритетные направления и содержание деятельности социального педагога в реализации данной программы являются:
1. Профилактика – предупреждение возникновения явлений девиантного поведения обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, и обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Диагностика индивидуальная и групповая – выявление наиболее важных особенностей, способствующих проявлениям девиантного поведения подростков, которые обязательно должны быть учтены в процессе организации индивидуальной или групповой профилактической деятельности.
3. Консультирование (оказание помощи и создание условий для нивелирования проявлений девиантного поведения и обучение новому поведению; информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями организации образовательного и воспитательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
4. Развивающая работа – формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
5. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
6. Просвещение детей и взрослых - формирование потребности в знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, а также в своевременном предупреждении девиаций.
7. Мониторинг
Функции социального педагога:
Основными функциями социального педагога являются: профилактическая, защитно-охранная и организационная:
· Изучение условий развития ребёнка в семье, в школе, определение уровня его личностного развития, психологического и физического состояния, социального статуса семьи с помощью различных методов: наблюдения, социологических опросов, тестирования, анкетирования
· Проведение индивидуальных бесед, консультаций и групповых занятий с подростками и их родителями
· Организация групповых тематических консультаций для обучающихся с приглашением специалистов
· Координация эффективного взаимодействия с органами местной власти, службами по социальной защите семьи и детства, с общественными организациями района и городаПрофориентационная работа. Большое внимание при сопровождении учащихся к социально-профессиональному самоопределению уделяется индивидуальным консультациям по вопросам выбора профессии, с учетом возрастных особенностей учащихся, проведение групповых занятий по профориентации учащихся (тренинги, деловые игры). Сопровождение обучающихся в рамках подготовки и сдачи государственной итоговой аттестации.
· Работа с педагогами школы.
Цель: подбор инструментария и подготовка педагогов для организации работы с данной категорией обучающихся.
Основные задачи работы с педагогами:
Ø активизация деятельности учителя, освоение и применение новых технологий и методов работы с обучающимися отклоняющимся поведением. Разработаны рекомендации для педагогов «Интерактивные методы в обучении и воспитании».
Ø Консультирование педагогов и администрации по вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса сопровождения обучающихся «группы риска».
· Работа с родителями.
Просвещение и обучение родителей поддержке своего свое ребенка.
Консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию подростков к средней школе, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности. Оно может проводиться как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары, так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие, как родители, так и дети.
План работы социального педагога
№ |
Содержание работы и направление |
Сроки выполнения |
Кто участвует в выполнении |
Исполнение |
||
I. Диагностическое направление
|
||||||
Цель: Изучение социального состава учащихся и их семей
|
||||||
1.1 |
Организация работы по изучение социального состава учащихся и их семей, социального положения, условий их жизни |
Сентябрь - июнь |
Социальный педагог, кл.рук. |
|
||
1.2 |
Организация работы по выявлению классными руководителями учащихся, не приступивших к занятиям |
02.09-07.09. |
Социальный педагог, кл.рук. |
|
||
1.3 |
Организация заполнения классными руководителями социальных паспортов классов. |
02.09-07.09 |
Социальный педагог, кл.рук. |
|
||
1.4 |
Анализ социальных паспортов классов с целью выявления льготных категорий |
10.09 |
Социальный педагог |
|
||
1.5 |
Составление социального портрета школы |
15.09 |
Социальный педагог |
|
||
1.6 |
Выявление учащихся, находящихся в ТЖС |
Сентябрь - июнь |
Социальный педагог, кл.рук. |
|
||
1.7 |
Сбор и сверка документов по инвалидности |
09.09-20-09 |
Социальный педагог, мед.работники |
|
||
1.8 |
Выявление учащихся, состоящих на учете ОДН |
Сентябрь- июнь |
Социальный педагог, инспектор ОДН 14ОП |
|
||
1.9 |
Выявление скрытого отсева. |
Сентябрь - июнь |
Социальный педагог, кл. рук, заместитель директора по ВР |
|
||
1.10 |
Анализ посещаемости и успеваемости учащихся, состоящих на учете ПДН и ВШК |
Сентябрь - июнь |
Социальный педагог, кл. рук, заместитель директора по ВР |
|
||
1.11 |
Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в соц. защите |
Сентябрь - июнь |
Социальный педагог, кл. рук., замести-тель директора по ВР |
|
||
1.12 |
Организация проведения опросов учащихся соответствии с программой «Профилактика правонарушений несовершеннолетних на 2017 - 2021 год.» и запросами КО |
Сентябрь - июнь |
Социальный педагог, кл. рук, заместитель директора по ВР |
|
||
1.13 |
Сбор сведений о занятости учащихся в каникулярное время и о летней занятости учащихся, состоящих на всех видах контроля |
Октябрь, декабрь, март, май |
Социальный педагог, кл. рук., замести-тель директора по ВР |
|
||
2. Организационно-управленческое (координационное)
|
||||||
Цель: Координация работы специалистов всех субъектов профилактики для решения проблем ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации
|
||||||
2.1 |
Подготовка и утверждение плана работы социального педагога на год, планов совместной работы с субъектами профилактики |
Сентябрь - июнь |
Социальный педагог, субъекты профилактики |
|
||
2.2 |
Совместная работа с РНД № 1 по профилактике алкогольной и наркозависимости (лекции для пед. коллектива, учащихся, родителей) |
Сентябрь - июнь |
Социальный педагог, заместитель директора по ВР, кл. руководители , специалисты диспансера |
|
||
2.3 |
Совместная работа со Службой молодежных работников «Контакт» по сопровождению детей, состоящих на учете ПДН |
Сентябрь - июнь |
Социальный педагог, заместитель директора по ВР, специалисты служб |
|
||
2.4 |
Работа с МО «Георгиевский» и другими МО Санкт-Петербурга по категории «опекаемые» |
Сентябрь - июнь |
Социальный педагог |
|
||
2.5 |
Работа с благотворительными организациями в целях оказания помощи нуждающимся учащимся. |
Сентябрь - июнь |
Социальный педагог, заместитель директора по ВР, |
|
||
2.6 |
Совместная работа с комиссией ГБУ ДО ЦППМСП Фрунзенского района по выбору маршрута обучения учащихся, испытывающих затруднении в освоении образовательного стандарта |
Сентябрь - июнь |
Социальный педагог, |
|
||
2.7 |
Посещение суда, органов социального обеспечения, и других учреждений |
Сентябрь - июнь |
Социальный педагог, |
|
||
2.8 |
Своевременное предоставление информации об учащихся, находящихся в списках« Скрытого отсева» |
20 числа каждого месяца |
Социальный педагог, заме-ститель дирек-тора по ВР, |
|
||
2.9 |
Своевременное информирование специалистов субъектов профилактики по вопросам, находящимся в их компетенции |
Сентябрь - июнь |
Социальный педагог, заме-ститель дирек-тора по ВР, |
|
||
2.10 |
Ведение городской ИПС базы «Профилактика правонарушений учащихся в ОУ» |
Сентябрь - июнь |
Социальный педагог |
|
||
2.11 |
Учет и контроль случаев конфликтных отношений (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-родитель). |
Сентябрь - июнь |
Социальный педагог, заместитель директора по ВР, кл. руководители |
|
||
2.12 |
Организация досуга учащихся, состоящих на учете ПДН, ВШК |
Сентябрь - июнь |
Социальный педагог, заме-ститель дирек-тора по ВР, кл. руководители, родители, педагоги ОДОД |
|
||
2.13 |
Координация действий субъектов профилактики, связанных с работой с неблагополучными семьями и детьми в ТЖС на совете профилактики, педагогических советах, в индивидуальном порядке |
Сентябрь - июнь |
Социальный педагог, заме-ститель дирек-тора по ВР, кл. руководители, специалисты субъектов профилактики
|
|
||
2.14 |
Организация занятости учащихся состоящих на всех видах контроля и льготных категорий в каникулярное время и в период летнего оздоровительного отдыха |
Октябрь, декабрь, март, май |
Социальный педагог, заме-ститель дирек-тора по ВР, кл. руководители |
|
||
2.15 |
Организация индивидуального социально - психолого - педагогического сопровождения учащихся, семей (законных представителей) |
Сентябрь - июнь |
Социальный педагог, кл. руководители, работники службы сопровождения школы и специалисты ГБУ ДО ЦППМСП Фрунзенского района |
|
||
2.16 |
Оформление документации (внесение данных в соц. социальный паспорт ОУ, карты индивидуальной работы, журнал учета посещаемости и т.д. Оформление обращений, писем в соответствующие инстанции). |
Сентябрь - июнь |
Социальный педагог |
|
||
3. Информационно-просветительское
|
||||||
Цель: Информировать и просвещать участников образовательного процесса по актуальным проблемам. |
||||||
3.1 |
Проведение тематических классных часов по профилактике правонарушений, экстремизма и национализма, ПАВ,… по существующим программам и соответствующими утвержденными планами. |
Сентябрь - июнь |
Социальный педагог, кл. руководители, работники службы сопровождения школы и специалисты ГБУ ДО ЦППМСП Фрунзенского района |
|
||
3.2 |
Пропаганда здорового образа жизни в акциях, соревнованиях, мероприятиях общешкольных, районных и городских |
Сентябрь - май |
Зам. директора по ВР, Социальный педагог, кл. руководители, педагоги ОДОД |
|
||
3.3. |
Пропаганда юридических знаний о правах, обязанностях и ответственности несовершеннолетних через лекции, беседы, тематические классные часы, на уроках и семинарах учебных предметов гуманитарного цикла |
Сентябрь - май |
Зам. директора по ВР, Социальный педагог, кл. руководители, |
|
||
3.4
|
Размещение на школьных и классных стендах информации по безопасности учащихся. |
Сентябрь - май |
Зам. директора по ВР, Социальный педагог |
|
||
3.5 |
Размещение на сайте школы информации по актуальным вопросам школьной жизни |
Сентябрь - май |
Зам. директора по ВР, Социальный педагог, инженер-электроник |
|
||
3.6 |
Выступление на родительских собраниях с разъяснением обязанностей по воспитанию и образованию детей в соответствии с утвержденными планами |
Сентябрь - май |
Зам. директора по ВР, Социальный педагог |
|
||
3.7 |
Информирование участников образовательного процесса (родители, педагоги, учащиеся) о часах приема администрации школы, психолога, социального педагога |
Сентябрь |
Зам. директора по ВР, Социальный педагог |
|
||
3.8 |
Информирование родителей об организациях, специализирующихся на оказании помощи семье. |
Сентябрь - июнь |
Зам. директора по ВР, Социальный педагог |
|
||
3.9 |
Организация и проведение общешкольных родительских собраний по темам в соответствии с утверждёнными планами |
Один раз в четверть и в дни открытых дверей |
Зам. директора по ВР, Социальный педагог |
|
||
3.10 |
Подготовка и проведение общешкольных праздников, согласно планированию работы школы |
Сентябрь - июнь |
Зам. директора по ВР, Социальный педагог, педагоги-организаторы |
|
||
3.11 |
Проведение Единых дней правовых знаний в соответствии с рекомендациями КО |
Сентябрь - июнь |
Зам. директора по ВР, Социальный педагог |
|
||
3.12 |
Профориентационная работа: предоставление учащимся информации о специализации Высших и средних учебных заведениях, о проводимых днях открытых дверей |
Сентябрь - июнь |
Зам. директора по ВР, Социальный педагог |
|
||
3.13 |
Консультирование учащихся, родителей, педагогов по возникающим проблемам. |
Сентябрь - июнь |
Зам. директора по ВР, Социальный педагог |
|
||
4. Профилактическое
|
||||||
Цель: Обеспечить эффективную систему мер по профилактике правонарушений несовершеннолетних.
|
||||||
4.1 |
Участие в работе Совета по профилактике правонарушений |
Один раз в четверть и по мере необходимости |
Участники совета профилактики, социальный педагог. |
|
||
4.2 |
Участие в заседаниях КДН и ЗП, на судебных заседаниях |
Сентябрь - июнь |
Социальный педагог |
|
||
4.3 |
Присутствие при проведении опросов и бесед несовершеннолетних инспектором ПДН, работниками полиции, а также иных субъектов профилактики |
Сентябрь - июнь |
Социальный педагог, классные руководители |
|
||
4.4 |
Помощь в самоопределении, а также в смене образовательного маршрута учащихся, находящихся на всех видах контроля |
Сентябрь - июнь |
Социальный педагог, кл. руководители, работники службы сопровождения школы и специалисты ГБУ ДО ЦППМСП Фрунзенского района, специалисты ЦВР |
Администрация ОУ, соц. пед |
||
4.5 |
Организация контроля за поведением учащихся в школе на уроках и во время перемен, с целью выявления учащихся, регулярно нарушающих правила поведения в школе. |
Сентябрь - июнь |
Социальный педагог |
|
||
4.6 |
Проведение профилактических бесед с учащимися, имеющими психологические и социальные проблемы, с неуспевающими учениками |
Сентябрь - июнь |
Социальный педагог |
|
||
4.7 |
Систематические беседы и встречи с родителями обучающихся, состоящих на ВШК и на учете в ОП |
Сентябрь - июнь |
Социальный педагог |
|
||
4.8 |
Индивидуальное и групповое консультирование обучающихся, родителей, педагогов по возникающим проблемам |
Сентябрь - июнь |
Социальный педагог |
|
||
4.9 |
Участие в профилактических мероприятиях района |
Сентябрь - июнь |
Социальный педагог, заме-ститель дирек-тора по ВР, кл. руководители, родители, пе-дагоги ОДОД, педагоги-организаторы |
|
||
4.10 |
Участие в городской профилактической программе «Социальный марафон» |
Октябрь - апрель |
Социальный педагог |
|
||
4.11 |
Выполнение планов индивидуальной профилактической работы с обучающимися, состоящими на учете в ОП и неблагополучными семьями |
Сентябрь - июнь |
Социальный педагог |
|
||
4.12 |
Контроль за посещаемостью ОУ всеми обучающимися |
Сентябрь - май |
Социальный педагог, заме-ститель дирек-тора по ВР |
|
||
4.13 |
Групповые и индивидуальные занятия с обучающимися по программе ««Профилактика правонарушений несовершеннолетних на 2017 - 2022 год» «Комплексная профилактика приобщения подростков к ПАВ». |
Ноябрь- апрель |
Социальный педагог |
|
||
4.14 |
Индивидуальная работа с обучающимися, подвергшимися насилию и агрессии со стороны сверстников и взрослых |
Сентябрь - июнь |
Социальный педагог, заме-ститель дирек-тора по ВР |
|
||
5. Защитно-охранное
|
||||||
Цель: Защита законных интересов и прав ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации
|
||||||
5.1 |
Сбор документов, оформление и выдача льготных проездных билетов |
Сентябрь |
Соц.пед., Кл. рук.,
|
|
||
5.2 |
Помощь в сборе документов на оформление бесплатного питания льготных категорий обучающихся |
Сентябрь - июнь |
Соц.пед., Кл. рук.,
|
|
||
5.3 |
Работа по сообщениям о жестоком обращении с детьми |
Сентябрь - июнь |
Соц.пед., Кл. рук., Инспектор ОДН |
|
||
5.4 |
Совместное посещение семей, находящихся в социально-опасном положении (по необходимости) |
Сентябрь - июнь |
Соц.пед., Кл. рук., Инспектор ОДН |
|
||
5.5 |
Содействие в оказании посильной помощи для организации различных видов материальной поддержки некоторым категориям семей (остронуждающиеся, многодетные, опекаемые). |
Сентябрь - июнь |
Инспектор ПОДН, соц. защита |
|
||
5.6 |
Присутствие при проведении опросов и бесед несовершеннолетних инспектором ПДН, работниками полиции, а также иных субъектов профилактики |
Сентябрь - июнь |
Соц. педагог |
|
||
6. Методическое
|
||||||
Цель: Повышение уровня образования для эффективной организации и реализация целей и задач социально-педагогической деятельности.
|
||||||
6.1 |
Участие в районных и городских совещаниях, семинарах, конференциях. |
Сентябрь - июнь |
Соц. педагог |
|
||
6.2 |
Анализ проделанной работы |
Сентябрь - июнь |
Соц. педагог |
|
||
6.3 |
Работа с методической литературой, специальной литературой |
Сентябрь - июнь |
Соц. педагог |
|
||
6.4 |
Повышение квалификации |
Сентябрь - июнь |
Соц. педагог |
|
||
6.5. |
Участие в районных и городских конкурсах |
Сентябрь - июнь |
Соц. педагог |
|
||
Предполагаемый результат:
· снижение проявлений девиантного поведения у обучающихся школы
Точки риска:
· недостаточный анализ причин возникновения девиантного поведения
· отсутствие или не достаточное развитие взаимодействия между педагогическим коллективом образовательного учреждения, родителями и обучающимися
· несогласованность действий субъектов профилактики
· неготовность родителей обучающихся к взаимодействию и сотрудничеству
· нежелание детей участвовать в мероприятиях по профилактике различных проявлений девиантного поведения
Деятельность социального педагога с подростками,
склонными к девиантному поведению.
Выявление учащихся группы риска (методом мониторинга), сопровождение и организация индивидуальной или групповой профилактической работы, с целью формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию коммуникативных, познавательных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу. Консультирование учащихся (помощь в решении проблем).
Тематическое планирование
Учебно-тематический план групповых занятий социального педагога для подростков, склонных к девиантному поведению
№ |
Тема |
Часы |
1 |
Вводное занятие о роли правил |
1 |
2 |
Знакомство |
1 |
3 |
Информационное занятие о полезных привычках |
1 |
4 |
Вредные привычки, что это? |
1 |
5 |
Почему возникают конфликты? |
1 |
6 |
Разновидности и стадии конфликтов |
1 |
7 |
Формирование позитивных межличностных отношений |
1 |
8 |
Знакомство с «Я-концепцией» |
1 |
9 |
Как противостоять жизненным трудностям |
1 |
10 |
Что значит идти на компромисс? |
1 |
11,12 |
Активизация личностных ресурсов, развитие чувства собственного достоинства |
2 |
13 |
Кем я буду через 10 лет |
1 |
14 |
Заключительное занятие |
1 |
Содержание занятий.
№ |
Тема занятия |
Часы |
Цель, задачи |
1 |
Вводное занятие «Игра без правил». Что такое игра, правила игры. Роль правил в жизни общества. Презентация занятий. |
1час |
Создать правила работы группы
ü Содействовать формированию психологического комфорта группы. ü Способствовать созданию предпосылок для эффективной работы |
2 |
Знакомство (упражнения, беседы, тестирование)
|
1час |
Познакомить участников группы ü Содействовать формированию позитивного настроения группы
|
3 |
Информационное занятие о полезных привычках. |
2час |
Выяснить отношение подростков к привычкам (вредным и полезным) ü Способствовать формированию навыков здорового образа жизни
|
4 |
Вредные привычки - что это? Эта тема раскрывается только в общем виде, без указания конкретных сведений и видов вредных привычек зависимостей. |
1час |
Выявить знания об опасности зависимости от вредных привычек ü Способствовать формированию негативного отношения к вредным привычкам
|
5 |
Почему возникают конфликты? Рассмотрение конфликтных ситуаций
|
2час |
Познакомить подростков с видами и стадиями конфликтов
ü Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности участников через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми |
6 |
Разновидности и стадии конфликтов. Стратегии выхода |
3час |
Познакомить разновидностями конфликтов и видами цивилизованного поведения в межличностных отношениях ü Способствовать формированию навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях |
7 |
Формирование межличностных отношений со сверстниками, взрослыми. Обсуждение домашнего задания. Тест на конфликтность. |
1час |
ü Помочь научиться отстаивать свои права, не нарушая права других
|
8 |
Я-концепция. Упражнения: «Подарок», «Комплименты». Домашнее задание: «Мое достижение за неделю». |
1час |
Познакомить с основными принципами Я - концепции ü Способствовать формированию позитивной самооценки ü Содействовать осознанию своей уникальности, индивидуальности. |
9 |
Как противостоять жизненным трудностям. Упр. «Умей сказать «Нет».
|
1час |
Помочь учащимся в поиске собственной позиции ü Формирование умений отстаивать свою точку зрения, противостоять мнению большинства. |
10 |
Что значит идти на компромисс? Тренинговое занятие для подростков: «Умеем ли мы общаться?». Заполнение анкеты: «Конфликтная ли Вы личность?» Обсуждение результатов. |
2час. |
ü Способствовать обретению подростками опыта поведения в условно-конфликтных ситуациях |
11-12 |
Элементы Тренинга «Активизация личностных ресурсов, развитие чувства собственного достоинства».Тест на самоопределение |
2час |
ü Помочь подросткам наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности, ü Помочь лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх |
13 |
Кем я буду через 10 лет? Обсуждение «ассоциаций». Домашнее задание: Написать мини-сочинение на тему занятия. |
1час |
Научить формированию перспективных целей |
14 |
Заключительное занятие |
1час |
Научить высказывать собственное мнение, дать оценку проделанной совместной работе. Рефлексия |
Организация и методы эмпирического исследования
Анкета «Конфликтность у подростков»
1. Часто ли возникают у тебя конфликты со сверстниками?
ü почти всегда
ü довольно часто:
ü иногда
ü редко
2. Кто является инициатором данных конфликтов?
ü я
ü оппонент
3. Что чаще всего является причиной конфликта?
ü Грубое отношение, оскорбление
ü Стремление быть лидером в группе, завоевать авторитет среди сверстников
ü Несправедливый поступок, обман
ü Несовпадение точек зрения на что-либо
4. Долго ли длятся твои конфликты со сверстниками?
ü Довольно долго
ü Быстро заканчиваются
ü По-разному
5. Кто чаще идет на примирение в конфликтных ситуациях?
ü Я
ü Другой
ü Оба
6. Каково твое поведение в конфликте?
ü Перестаю общаться
ü Грублю, отвечаю на оскорбление
ü Доказываю свою правоту с помощью силы
ü Стараюсь настроить всех против своего оппонента
7. Считаете ли вы себя конфликтным человеком?
ü Да
ü Нет
ü Затрудняюсь отвтить
Анкета «Социальные сети»
1. Какой социальной сетью вы пользуетесь?
2.В каком возрасте вы впервые зарегистрировались в сети?
3.С какой целью вы посещаете сайт?
4.Сколько времени, в среднем, вы проводите в социальных сетях ежедневно?
5.Вы посещаете сайт, занимаясь одновременно с другими делами
(прием пищи, выполнение домашнего, просмотр телевизора и другое) или отдельно?
6.Часто ли вы встречаете на сайте ненормативную лексику?
7.Следите ли вы за грамматикой и пунктуацией ваших сообщений?
8.Назовите минусы общения в социальных сетях?
Анкета «Лидерские качества»
(Методика «Лидерские качества» Р. С. Немова, модификация для подростков выполнена А. Г. Грецовым.)
1. Часто ли ты оказываешься в центре внимания окружающих? а) да, б) нет.
2. Верно ли, что статус многих окружающих сверстников выше, чем у тебя? а) да, б) нет.
3. Бывает ли, что ты, находясь в компании, стесняешься высказать свое мнение, даже когда это необходимо?
а) да, б) нет.
4. Когда ты был ребенком, нравилось ли тебе быть лидером среди сверстников? а) да, б) нет.
5. Испытываешь ли ты удовольствие, когда удается убедить кого-то в чем-то? а) да, б) нет.
6. Часто ли случается, что тебя называют нерешительным человеком? а) да, б) нет.
7. Согласен ли ты с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»? а) да, б) нет.
8. Нуждаешься ли ты в советчике, который помог бы решить, как строить
дальнейшую карьеру? а) да, б) нет.
9. Теряешь ли ты иногда выдержку в разговоре с людьми? а) да, б) нет.
10. Доставляет ли тебе удовольствие видеть, что окружающие тебя побаиваются? а) да, б) нет.
11. Стремишься ли ты занимать в компании такую позицию, которая позволяла бы быть в центре внимания? а) да, б) нет.
12. Считаешь ли ты, что производишь на людей внушительное впечатление? а) да, б) нет.
13. Считаешь ли ты себя мечтателем? а) да, б) нет.
14. Теряешься ли ты, если окружающие выражают свое несогласие с тобой? а) да, б) нет.
15. Случалось ли тебе по личной инициативе заниматься организацией каких-либо коллективов?
а) да, б) нет.
16. Если то, что ты наметил, не дало ожидаемых результатов, то ты:
а) будешь рад, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;
б) возьмешь на себя ответственность и постараешься довести дело до конца.
17. Какое из этих двух мнений тебе ближе?
а) настоящий руководитель должен уметь сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;
б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.
18. С кем тебе больше нравится общаться?
а) с покорными людьми,
б) с независимыми и самостоятельными людьми.
19. Стараешься ли ты избегать острых дискуссий?
а) да, б) нет.
20. Когда ты был ребенком, часто ли ты вынужден был уступать жестким,
но необоснованным требованиям родителей?
а) да, б) нет,
в) мои родители и не выдвигали таких требований.
21. Умеешь ли ты в споре привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с
тобой не согласен?
а) да, б) нет.
22. Представь себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы
потеряли дорогу. Приближается вечер, и нужно принимать решение. Как
ты поступишь?
а) дам возможность принять решение тому из нас, кто лучше всего ориентируется;
б) сам не буду ничего делать, рассчитывая на других.
23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним
в городе». Справедлива ли она?
а) да, б) нет.
24. Считаешь ли ты себя человеком, оказывающим влияние на других?
а) да, б) нет.
25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить тебя больше
никогда этого не делать?
а) да, б) нет.
26. Кто, по твоему мнению, истинный лидер?
а) тот, кто умеет расположить к себе окружающих;
б) тот, у кого самый волевой характер.
27. Всегда ли ты стараешься понять и по достоинству оценить людей?
а) да, б) нет.
28. Уважаешь ли ты дисциплину?
а) да, б) нет.
29. Как ты считаешь, какой руководитель будет работать эффективнее?
а) тот, который все решает сам;
б) тот, который внимателен к мнениям других.
30. Какой из следующих стилей руководства, более эффективен?
а) коллегиальный (власть и ответственность делится между всеми работниками),
б) авторитарный (власть и ответственность полностью сконцентрирована в
руках начальника).
31. Часто ли у тебя создается впечатление, что окружающие злоупотребляют тобой?
а) да, б) нет.
32. Какой из следующих двух «портретов» больше напоминает тебя?
а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман
не полезет;
б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.
33. Как ты поведешь себя на собрании, если считаешь свое мнение верным, но остальные с ним не согласны?
а) лучше я промолчу, б) буду отстаивать свое мнение.
34. Подчиняешь ли ты свои интересы тому делу, которым занимаешься?
а) да, б) нет.
35. Возникает ли у тебя чувство тревоги, если нужно нести ответственность
за какое-либо важное дело?
а) да, б) нет.
36. Что бы ты предпочел?
а) работать под руководством умного и хорошего человека;
б) работать самостоятельно, без руководителя.
37. Как ты относишься к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь
была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов»?
а) согласен, б) не согласен.
38. Случалось ли тебе покупать что-либо под влиянием убеждений продавца, а, не исходя из собственной потребности?
а) да, б) нет.
39. Считаешь ли ты свои организаторские способности хорошо развитыми?
а) да, б) нет.
40. Как ты реагируешь на столкновение с трудностями?
а) у меня опускаются руки;
б) у меня появляется сильное желание их преодолеть.
41. Делаешь ли ты упреки людям, если они этого заслуживают?
а) да, б) нет.
42. Считаешь ли ты, что твоя нервная система способна выдержать сильные стрессы, нагрузки?
а) да, б) нет.
43. Как бы ты поступил, окажись ректором того института, где учишься (или
директором своей школы)?
а) немедленно изменю то, что считаю неправильным;
б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.
44. Сумеешь ли ты прервать слишком болтливого собеседника, если тебе
надоело его слушать?
а) да, б) нет.
45. Согласен ли ты с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо
жить скромно»?
а) да, б) нет.
46. Считаешь ли ты, что каждый успешный человек обязательно должен
сделать что-либо выдающееся?
а) да, б) нет.
47. Кем бы ты предпочел бы стать?
а) художником, поэтом, композитором, ученым;
б) выдающимся руководителем, политическим деятелем.
48. Какую музыку тебе приятнее слушать?
а) громкую и бодрую;
б) спокойную и мелодичную;
в) я вообще не люблю музыку.
49. Волнуешься ли ты, ожидая встречи с важными людьми?
а) да, б) нет.
50. Часто ли ты встречал людей с более сильной волей, чем у тебя?
а) да, б) нет.
Анкета «Боязнь быть отвергнутым»
Исследование по методике Р. С. Немова, (модификация для подростков А. Г. Грецова) «Боязнь быть отвергнутым»
1. Я стесняюсь идти в малознакомую компанию.
2. Если вечеринка мне не нравится, я все равно не ухожу
первым.
3. Меня бы очень задело, если бы мой близкий друг стал
противоречить мне при посторонних людях.
4. Я стараюсь меньше общаться с людьми, склонными
к критике.
5. Обычно я легко схожусь с незнакомыми людьми.
6. Я не откажусь пойти в гости из-за того, что там будут
люди, которые меня не любят.
7. Когда два моих друга спорят, я предпочитаю не вмешиваться в их спор, даже если с кем-то из них не согласен.
8. Если я попрошу знакомого пойти со мной куда-либо,
а он откажется, то я не решусь попросить его снова.
9. Я осторожен в высказывании своего мнения, пока хорошо не узнаю человека.
10. Если во время разговора я чего-то не понял, то лучше промолчу, чем прерву говорящего и переспрошу его.
11. Я открыто критикую людей и ожидаю от них того же.
12. Мне трудно говорить людям «нет».
13. Я все равно могу получить удовольствие от вечеринки, даже если понимаю, что одет немодно.
14. Я болезненно воспринимаю критику в свой адрес.
15. Если я не нравлюсь кому-то, то стараюсь избегать
этого человека.
16. Я не стесняюсь обращаться к людям за помощью.
17. Я редко противоречу людям, так как боюсь их задеть,
обидеть.
18. Мне часто кажется, что незнакомые люди относятся
ко мне критически.
19. Когда мне предстоит идти в незнакомую компанию,
я предпочитаю брать с собой друга.
20. Я часто говорю то, что думаю, даже если это неприятно собеседнику.
21. Я легко осваиваюсь в новом коллективе.
22. Временами у меня возникает чувство, что я никому
не нужен.
23. Я долго переживаю, если посторонний человек нелестно высказался в мой адрес.
24. Я никогда не чувствую себя одиноким в компании.
25. Меня очень легко обидеть, даже если это не заметно
со стороны.
26. После встречи с новым человеком меня обычно мало
волнует, правильно ли я себя вел.
27. Когда мне нужно за чем-то обратиться к официальному лицу, я почти всегда жду, что мне откажут.
28. Когда нужно попросить продавца показать понравившуюся мне вещь, то я чувствую себя неловко.
29. Если я недоволен тем, как ведет себя мой знакомый,
я обычно прямо указываю ему на это.
30. Если в транспорте я сижу, когда кто-то стоит, то мне
кажется, что люди смотрят на меня с укором.
31. Оказавшись в незнакомой компании, я скорее включаюсь в беседу, чем остаюсь в стороне.
32. Я стесняюсь напоминать, чтобы мне вернули книгу
или какую-либо другую вещь, взятую на время.
Опросник «Стиль поведения в конфликте» ( Исследование по опроснику К. Томаса «Стиль поведения в конфликте» (В России тест адаптирован Н.В. Гришиной).
· 1.
· А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
· Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
· 2.
· А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
· Б. Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.
·
3.
· А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
· Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
4.
· А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
· Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5.
· А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
· Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.
6.
· А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
· Б. Я стараюсь добиться своего.
7.
· А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
· Б. Я считаю возможным уступить, чтобы добиться другого.
8.
· А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
· Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9.
· А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
· Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10.
· А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
· Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11.
· А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
· Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12.
· А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
· Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
13.
· А. Я предлагаю среднюю позицию.
· Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14.
· А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
· Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15.
· А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
· Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16.
· А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
· Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17.
· А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
· Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18.
· А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
· Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19.
· А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
· Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20.
21.
· А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
· Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22.
· А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
· Б. Я отстаиваю свои желания.
23.
· А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого
Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24.
· А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
· Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25.
· А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.
· Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26.
· А. Я предлагаю среднюю позицию.
· Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27.
28.
29.
30.
Алгоритм деятельности социального педагога с родителями подростков, склонных к девиантному поведению
1. Социально - педагогический мониторинг семьи. Изучение особенно-стей воспитания в семье. Анализ категории семьи подростка, склонного к девиантному поведению.
2. Проведение диагностических тестов. Предварительные выводы о сте-пени воспитательного воздействия на подростка.
3. Планирование индивидуальной работы с семьей. Составление алго-ритма действий. Разработка основных составляющих социально-педагогической помощи по возникающим кризисным ситуациям.
4. Индивидуальная работа: с подростком в семье, со взрослыми членами семьи и самой семьей, в целом, как коллективом. Включение всех заинтересованных сторон в процесс деятельности .
5. Индивидуальное пошаговое социально-педагогическое консультирование.
6. Всесторонний анализ проблем взаимоотношений в семье для поиска путей преодоления и решения проблем подростка с отклоняющимся поведением
7. Просвещение и обучение родителей поддержке своего своего ребенка.
8. Методическая поддержка и ведение информационно-образовательной антинаркотической, профилактической, оздоровительной деятельности с родителями.
9. Оказание консультативной помощи родителям в пропаганде здорового стиля жизни и закреплению социально одобряемых форм поведения.
10. Консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную школьную и социальную адаптацию подростков.
Формы работы: социальная помощь, поддержка, консультации – групповые и индивидуальные, совместные семинары-тренинги по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие, как родители, так и подростки.
Приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии и т.п.
Используемые технологии: Лекции с видео презентациями, беседы, дискуссии, презентации проектов, компьютерная диагностика.
Методы: анкетирование и тестирование, наблюдение. Выбор других методов определяется спецификой проблемы.
Для анализа эффективности работы используются все методы работы, а также устные отчеты и самоотчеты детей и родителей.
Условия проведения: кабинет социального педагога, классные помещения.
Индивидуальная работа с родителями и другими взрослыми членами семьи подростка с девиантным поведением сложна и разнообразна. Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с социальным педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться. Очень внимательно следует относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку. Индивидуальное общение не только дает возможность социальному педагогу оказать влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям.
Деятельность социального педагога с педагогами, обучающими подростков, склонных к девиантному поведению.
Профилактика в процессе учебной деятельности.
Совершенствование учебного процесса выполняет профилактическую роль в случае повышения самооценки (позитивная Я-концепция), уверенности в собственных силах подростка, склонного к проявлениям девиаций.
Профилактика через содержание учебных предметов
Доказана эффективность применения в большем объеме на уроке разработанных специалистами пособий и методических указаний по формированию нравственных и ценностно-смысловых установок личности, знаний о значении и содержании социальных норм, регулирующих общественные отношения, навыков полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей, нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей, полноценного общения.
Применение интерактивных методов обучения
Одна из причин девиантного поведения подростков – недостаток внимания и общения. Традиционный урок предполагает слушать других, на разговорную речь ученику отводится в среднем 1,5 минуты. Для развития профессионального и личностного самоопределения подростков необходимо активнее применять новые технологии: проектные технологии, работа в малых группах, пары сменного состава и особенно привлекать подростков с отклоняющимся поведением к работе в команде, способствовать формированию чувства ответственности не только за себя, но и других.
Профилактика девиаций через классные часы
Разработаны методические рекомендации для проведения тематических классных часов, проведения уроков здоровья, профилактических занятий, дискуссий, диагностические тесты.
Профилактика во внеурочное время и Развитие системы дополнительного образования
1. Привлечение подростков к активной щкольной и общественной жизни позволяет нивелировать проявления девиаций.
2. Оказание организационно-методической помощи педагогам и другим специалистам, работающим с подростками по вопросам психолого-педагогической профилактики девиантного поведения.
3. Консультативная и информационная помощь специалистам ОУ в пропаганде здорового стиля жизни и закреплению социально одобряемых форм поведения, для снижения проявлений девиантного поведения.
4. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.