Профилактика дисграфии
Оценка 4.8

Профилактика дисграфии

Оценка 4.8
pptx
30.01.2024
Профилактика дисграфии
Дисграфия.pptx

Предупреждение дисграфии. С чего начать?

Предупреждение дисграфии. С чего начать?

Предупреждение дисграфии. С чего начать?


Старший воспитатель Пешехонова Н. Н.
Тамбов, 2022

ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

Дисграфия – специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках на письме, обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма

Дисграфия – специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках на письме, обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма

Дисграфия – специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках на письме, обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

ФОРМЫ ДИСГРАФИИ акустическая дисграфия — проявляется тем, что у человека нарушен процесс распознавания звуков

ФОРМЫ ДИСГРАФИИ акустическая дисграфия — проявляется тем, что у человека нарушен процесс распознавания звуков

ФОРМЫ ДИСГРАФИИ

акустическая дисграфия — проявляется тем, что у человека нарушен процесс распознавания звуков. Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-Т’; Ц-Т; Ц-С и т.д.). Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.;

Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме

Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме

оптическая форма — проявляется пространственной и зрительной неразвитостью.
аграмматическая дисграфия — у ребенка возникают проблемы с грамотным построением речи, и наблюдается недостаточное лексическое развитие.
артикуляционно-акустическая дисграфия — проявляется трудностями в произношении различных звуков, а также нарушением их восприятия на слух. Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит.
дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза – для этой формы дисграфии наиболее характерны следующие ошибки: пропуски букв и слогов; перестановка букв и (или) слогов; не дописывание слов и т.п.

Игры и упражнения, направленные по устранению предпосылок акустической дисграфии «Угадай, чья песенка» «Хлопни в ладоши» «Покажи картинку» «Закрой картинку» «Подбери слова»

Игры и упражнения, направленные по устранению предпосылок акустической дисграфии «Угадай, чья песенка» «Хлопни в ладоши» «Покажи картинку» «Закрой картинку» «Подбери слова»

Игры и упражнения, направленные по устранению предпосылок акустической дисграфии

«Угадай, чья песенка»
«Хлопни в ладоши»
«Покажи картинку»
«Закрой картинку»
«Подбери слова»

Упражнения по устранению предпосылок дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза «Узнавание звука на фоне слова»; «Определение местоположения звука в слове»; «Определение последовательности и…

Упражнения по устранению предпосылок дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза «Узнавание звука на фоне слова»; «Определение местоположения звука в слове»; «Определение последовательности и…

Упражнения по устранению предпосылок дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

«Узнавание звука на фоне слова»;
«Определение местоположения звука в слове»;
«Определение последовательности и количества звуков в слове»;
«Определение количества слогов в слове».

Упражнения по устранению предпосылок оптической дисграфии выделить изображения, наложенные друг на друга; распределить предметы по величине; соотнесение предметных картинок с геометрической фигурой; составление разрезных картинок,…

Упражнения по устранению предпосылок оптической дисграфии выделить изображения, наложенные друг на друга; распределить предметы по величине; соотнесение предметных картинок с геометрической фигурой; составление разрезных картинок,…

Упражнения по устранению предпосылок оптической дисграфии

выделить изображения, наложенные друг на друга;
распределить предметы по величине;
соотнесение предметных картинок с геометрической фигурой;
составление разрезных картинок, дорисуй чего не хватает и т. д.
зрительные диктанты «Продолжи строку»;
обвести контур буквы, заштриховать ее, дописать букву;
с опорой на картинки рассказать, что где находится;
определить место соседа по отношению к себе: справа от меня…;
написать заданные буквы справа - слева от вертикальной линии.


Упражнения по устранению предпосылок аграмматической дисграфии: образование множественного числа имен существительных; согласование прилагательных с существительными; согласование существительных с числительными; образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов;…

Упражнения по устранению предпосылок аграмматической дисграфии: образование множественного числа имен существительных; согласование прилагательных с существительными; согласование существительных с числительными; образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов;…

Упражнения по устранению предпосылок аграмматической дисграфии:

образование множественного числа имен существительных;
согласование прилагательных с существительными;
согласование существительных с числительными;
образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов;
образование притяжательных прилагательных;
образование названий детенышей животных.

Профилактика и коррекция акустической дисграфии

Профилактика и коррекция акустической дисграфии

Профилактика и коррекция акустической дисграфии


Работа по развитию фонематического восприятия строится на основе дифференциации пар звуков, сходных по некоторым признакам (например, звонкость – глухость или твердость-мягкость).
Основные задачи коррекционного обучения:
Развитие фонематического восприятия.
Обучение простым и сложным формам звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
Определение положения звука по отношению к другим звукам.

Игры для профилактики и коррекции артикуляционно-акустической дисграфии:

Игры для профилактики и коррекции артикуляционно-акустической дисграфии:

Игры для профилактики и коррекции артикуляционно-акустической дисграфии:


Хлопни, когда я назову звук [Р] и топни, когда услышишь звук [Л];
Покажи символ звука [Р], если услышишь его, а символ звука [Л], если его услышишь (взрослый называет вразбивку сначала звуки, потом слоги и наконец слова с отрабатываемой парой звуков)
Повтори за мной (запиши за мной) цепочку звуков, цепочку слогов, слов (л р р, л р л, л л р л, ла ра ла ра, ла ра ра, ла ла ра ла, лак рак лак лак, рак рак лак рак…)

Правильная и чистая речь – профилактика артикуляционно-акустической дисграфии.

Игры для профилактики и коррекции артикуляционно-акустической дисграфии:

Игры для профилактики и коррекции артикуляционно-акустической дисграфии:

Игры для профилактики и коррекции артикуляционно-акустической дисграфии:


Предложить придумать слова со звуком С и Ш.
Поднять букву С или Ш в зависимости от наличия ее в услышанном слове.
Выкладывание под буквами С и Ш картинок, в которых содержатся эти звуки.
Письменные упражнения в подборе пропущенной буквы в слове (кры_а, кры_а –крыШа, крыСа).

Правильная и чистая речь – профилактика артикуляционно-акустической дисграфии.

Игры для профилактики и коррекции оптической дисграфии: рисовать, складывать буквы из счетных палочек или спичек, лепить буквы из пластилина, обводить их и дорисовывать; заучивать короткие…

Игры для профилактики и коррекции оптической дисграфии: рисовать, складывать буквы из счетных палочек или спичек, лепить буквы из пластилина, обводить их и дорисовывать; заучивать короткие…

Игры для профилактики и коррекции оптической дисграфии:


рисовать, складывать буквы из счетных палочек или спичек, лепить буквы из пластилина, обводить их и дорисовывать;
заучивать короткие стихи о буквах, в которых описываются элементы букв и их направление;
угадывать буквы по написанию в воздухе или на ладошке ребенка;
обсуждать и “оречевлять” схему написания буквы: из каких частей состоит буква и куда смотрят части букв.

Развитие зрительного гнозиса, зрительно-пространственного и предметного гнозиса (контурные изображения, конфликтные фигуры, перечеркнутые изображения).

Игры для профилактики и коррекции оптической дисграфии: сравнить две картинки и найти отличия, употребляя такие выражения, как слева, справа, вверху, внизу, в левом верхнем углу…

Игры для профилактики и коррекции оптической дисграфии: сравнить две картинки и найти отличия, употребляя такие выражения, как слева, справа, вверху, внизу, в левом верхнем углу…

Игры для профилактики и коррекции оптической дисграфии:


сравнить две картинки и найти отличия, употребляя такие выражения, как слева, справа, вверху, внизу, в левом верхнем углу и т.д;
пройти по лабиринту;
дорисовать недостающие детали;
продолжить узор;
запомнить и повторить предметы, нарисованные на листе бумаги и т.п.

Игры для профилактики и коррекции оптической дисграфии:

Игры для профилактики и коррекции оптической дисграфии:

Игры для профилактики и коррекции оптической дисграфии:


Дифференциация букв должна происходить на всех уровнях организации речевой деятельности в следующей последовательности:
1) изолированное написание букв;
2) в слогах;
3) в словах;
4) в словосочетаниях;
5) в предложениях;
6) в тексте.

Игры для профилактики и коррекции аграмматической дисграфии:

Игры для профилактики и коррекции аграмматической дисграфии:

Игры для профилактики и коррекции аграмматической дисграфии:


Замени словосочетание словом с приставкой. Образец: часы на стене – настенные часы.
Поиграй с волшебными суффиксами - ИК-, -ИЩ-, -ИН-. Преврати предметы для гнома в маленькие, а для великаны в большие. РУКА НОГА ДОМ
Закончить предложения, используя слова, данные в скобках. Стол изготовлен из ... . Стакан сделан из ... . Сапоги сшиты из ... .
Замени словосочетания из существительных словосочетаниями из прилагательных. Ветка сосны – сосновая ветка; кора дуба----- ; поля картофеля – -----; зверь леса – -----; цветок поля – ------ .

Игры для профилактики и коррекции дисграфии на фоне нарушения языкового анализа и синтеза: детям предлагаются задания по называнию звуков в слове; выделение только гласных или…

Игры для профилактики и коррекции дисграфии на фоне нарушения языкового анализа и синтеза: детям предлагаются задания по называнию звуков в слове; выделение только гласных или…

Игры для профилактики и коррекции дисграфии на фоне нарушения языкового анализа и синтеза:

детям предлагаются задания по называнию звуков в слове;
выделение только гласных или только согласных звуков в слове;
словесные цепочки: составить цепочки слов, в которых первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего;
деление слов на слоги;
составление слов из различных букв и слогов;
составление предложений из слов.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2024